Исход турок из Болгарии (1950–1951 гг.)
Исход турок из Народной Республики Болгария | |
---|---|
Расположение | Болгария , Восточный блок |
Дата | 1950-1951 10 августа - 7 октября 1950 г. (Первая волна)2 декабря 1950 г. - 17 октября (Вторая волна) |
Жертвы | 154 393 турка |
Преступники | Болгарское коммунистическое правительство |
Мотив | Антитурецкие настроения , исламофобия , болгарский национализм |
В годы Холодной войны покинули сотни тысяч турок в 1950–1951 годах территорию Народной Республики Болгария . Изгнание было запланировано болгарским правительством еще до его начала, и причина заключалась в обеспечении безопасности национальных границ и изгнании турецкого населения. Иммиграция помаков не была разрешена, поскольку Болгария считала их болгарами-мусульманами. Высылка повлияла на экономику обеих стран, и, по некоторым данным, она была вызвана тем, что Турция поддерживала США во время Корейской войны . Неизвестное количество цыган-мусульман также хотели покинуть Болгарию , но Турция не позволила им пересечь границу. Хотя первый план болгарского правительства заключался в изгнании не менее 250 000 турок, он провалился, и только 154 393 турка покинули страну, что составляло 3% всего населения страны. Причиной прекращения исхода стало то, что Турция закрыла свои границы, поскольку Болгария выдавала визы не только туркам, но и людям цыганского происхождения, а также, по мнению Турции, секретным агентам. [1] Американский историк Мэри К. Нойбургер описала исход как «поспешный, неорганизованный и разрушительный как для турецкой общины, так и для болгарской экономики». [2]
Фон
[ редактировать ]Болгария получила независимость от Османской империи в 1878 году по Сан-Стефанскому договору . Турки составляли от пятой до четверти населения, что делало их меньшинством. [3] Права турецкого меньшинства, а также мусульманского меньшинства были защищены Берлинским договором , который давал основные права, такие как свобода вероисповедания. Позже Тырновская конституция 1879 г. и Болгарско-Османская конвенция 1909 г. также защищали и гарантировали права мусульманского меньшинства. [4] Однако болгарское правительство никогда не обращало внимания на образование и экономическое положение меньшинств в стране. Например, допускалось образование на турецком языке, но эти школы не получали никакой поддержки со стороны правительства, в отличие от своих болгарских аналогов. Это привело к очень низкому уровню образования среди турецкого меньшинства, и у них не было возможности участвовать в политике. Религиозное образование не только разрешалось, но и поощрялось, чтобы предотвратить интеграцию меньшинства в новое общество. [3]
Положение турецкого меньшинства особенно ухудшилось после 1934 года. Примерами тому были инцидент в Разграде , погром в Кесарево. [5] и переименование деревень в 1934 году. [6] В отчете 1934 года говорится: «Мы не можем питать иллюзий, что когда-нибудь переплавим турок, живущих в стране, и сделаем их болгарами [...] мы должны сделать все возможное, чтобы держать турок в невежестве, чтобы сохранить их культурный уровень на должном уровне». как можно ниже и не дать им прочно встать на ноги материально и экономически». Поскольку ассимиляционная кампания была отвергнута в 1930-е годы, поэтому была выдвинута идея эмиграции, от которой болгарское государство не отказывалось до 1989 года.
Коммунистическая Болгария
[ редактировать ]После Второй мировой войны Болгария стала коммунистической страной, и ее мнение о Турции изменилось, поскольку Турция не была частью Восточного блока . Георгий Димитров хотел дать права всем меньшинствам в стране, но придерживался мнения, что с турками нужно быть осторожными, чтобы не создать турецкое влияние на коммунистическую Болгарию. Поскольку две соседние страны принадлежали к конкурирующим блокам, миграция была запрещена. [7]
1947
[ редактировать ]Поскольку Турция и Болгария находились под конкурирующими политическими системами, границы были закрыты, и эмиграция была практически невозможна. Созданная в 1947 году комиссия объездила различные турецкие поселения и пришла к выводу, что турки никогда не будут лояльны и что нет смысла останавливать их, если они захотят эмигрировать. По словам Георгия Димитрова:
«Я должен вам сказать, пусть это останется между нами, что есть одна большая проблема, которой не существует со вчерашнего дня, это то, что на нашей южной границе у нас фактически проживает неболгарское население, которое представляет собой постоянную язву для нашей страны. Перед нами, как партией и правительством, стоит вопрос о том, как его вывезти оттуда и поселить в другом месте, и поселить там свое болгарское население... Мы не можем покинуть Народную Республику. Болгария в такой ситуации, как она существовала 9 сентября ».
1949
[ редактировать ]Действия по эмиграции начались в 1949 году, когда изгнание турок было связано с национальной безопасностью. Хотя государство хотело, чтобы турки ушли, к помакам это не относилось – по мнению болгарских властей, они были болгарского происхождения и должны были остаться на родине.
После смерти Георгия Димитрова в 1949 году был сделан запрос к Советскому Союзу и Сталину и было принято решение выслать 30–40% турецкого населения страны. Причина заключалась в том, что турки никогда не будут интегрированы, поскольку они не верили правительству, а также были враждебной группой и имели прямые связи с капиталистической Турцией. Особое внимание уделялось туркам, проживающим в Родопах , недалеко от турецкой границы. Помимо того, что болгарское правительство искало людей на замену туркам в процветающей в регионе табачной промышленности, считалось также, что их изгнание в конечном итоге защитит южную болгарскую границу. В зависимости от реакции Турции указывалось два варианта: если Турция согласится принять массовый исход , то его следует осуществить и болгары поселятся на местах ушедших турок, а если Турция откажется – должна быть внутренняя депортация.
Болгарские политики придерживались мнения, что, хотя Турция и хотела бы эмиграции турок из Болгарии, она не сможет принять крупномасштабную массовую эмиграцию, и это окажет негативное влияние на имидж Турции как капиталистической страны и капиталистического Запада. в общем. Кроме того, Турция в то время переживала серьезную безработицу и финансовый кризис и не была такой экономически сильной, как большинство других стран Запада.
1950
[ редактировать ]После того, как болгары вернули Южную Добруджу , процент турецкого населения значительно увеличился, поскольку в самом этом районе, помимо болгар, проживает много турок. Мнение об эмиграции турок не изменилось, но добавилась еще одна причина исхода: большое количество турок в Болгарии. [8] В начале 1950 года болгарское правительство начало насильственно захватывать земли турок, особенно в северо-восточной части страны — Добруджу и Делиорман . [9] Однако внимание было обращено на финансовые последствия возможного слияния. Начал появляться аргумент, что Болгария «даст Турции 100 000 живой силы и солдат», но с другой стороны утверждалось, что турецкое правительство не сможет принять много людей. [8] Однако Джелаль Баяр заявил, что сколько бы эмигрантов ни приехало, Турция примет их всех. Аднан Мендерес также придерживался мнения, что в краткосрочной перспективе это может оказать негативное влияние на турецкую экономику, но в долгосрочной перспективе это будет иметь положительное влияние, и он привел греко-турецкий обмен населением . в качестве примера [7]
Исход
[ редактировать ]Первая волна
[ редактировать ]10 августа 1950 года Болгария направила Турции ноту о принятии 250 000 турок в течение трех месяцев, но Турция быстро отклонила эту ноту, заявив, что невозможно принять так много людей за такой короткий период времени. [7] Однако Болгария начала выдавать паспорта желающим уехать, а Турция очень медленно принимала беженцев; [8] Фактически София охотно раздавала паспорта всем, кто хотел эмигрировать, но Анкара отказывалась принимать тех, у кого был паспорт и требовала визы. [10] Столь масштабное перемещение населения считалось нарушением Анкарского соглашения 1925 года, согласно которому все мигранты имели право забрать с собой все свое движимое имущество и сбережения. [9]
По дороге Капыкуле-Эдирне шли пешком иммигранты, которых болгары привозили к границе на военных грузовиках. Число иммигрантов, приезжающих в Турцию, росло с каждым днем. Турция не была хорошо подготовлена к размещению такого большого количества беженцев, однако реакция была быстрой; Кызылай открыл больницы на 50 коек в Чорлу и Эдирне , Дом мигрантов Эдирне принял 1000 человек в плохих условиях, несмотря на то, что он вмещал 360 человек. Некоторые из беженцев были размещены в гостевом доме «Караагач» , поскольку там было достаточно жилья. Дома в Текирдаге , Сиркечи и Тузле были отремонтированы, в Муданье беженцы расселены в зданиях вокзала, принадлежащие государству фермы в Даламане и Кочартеке были переданы туркам-переселенцам из Болгарии. Министерство сельского хозяйства также предложило финансовую поддержку. Совет министров направил губернаторам поручение, а комитету помощи было поручено действовать в плановом порядке по уходу и размещению турок, мигрирующих из Болгарии.
В то время, пока Турция принимала беженцев, две страны обменивались нотами и обвиняли друг друга: Болгария утверждала, что Турция плохо обращается с иммигрантами, а Турция утверждала, что Болгария просила невозможного, желая отправить 250 000 турок в течение трех месяцев.
В то время Болгария начала выдавать визы или поддельные визы цыганам-мусульманам, и согласно конституции Турции только лица турецкого происхождения могли иммигрировать в страну, а цыгане в Болгарии не имели турецкого происхождения. Болгария посчитала их «бесполезными» и попыталась от них избавиться. У Турции также были подозрения, что наряду с турецкими беженцами среди них были и болгарские шпионы. [8] Все это заставило Турцию закрыть свои границы 7 октября 1950 года. [7] Анкара выразила протест ООН и Совету Европы, но эти органы не предприняли никаких дальнейших действий. Беженцы, ожидающие открытия границы, начали проводить демонстрации. Поскольку тысячи беженцев ждали на границе, Болгарский Красный Крест был вынужден отправить помощь и предоставить убежище. [10]
цыгане
[ редактировать ]Цыгане и подозрения в отношении болгарских агентов стали причиной закрытия Турцией границ. Было принято решение отправить их обратно в Болгарию, а тех, кто еще не пересек границу, не пускали в Турцию. Но вскоре после этого Болгария предоставила цыганам право вернуться в течение 48 часов. 1 октября Джелал Баяр сделал заявление, что, если Болгария продолжит проводить ту же политику, дело будет передано в ООН. А если Болгария перестанет отправлять цыган, Турция снова откроет свои границы. Это заявление Баяра заставило болгарские власти смягчить свою позицию, и 2 декабря 1950 года граница была снова открыта. Тот факт, что Турция тогда поддержала США во время Корейской войны, относительно помог укрепить ее мнение. [7]
Вторая волна
[ редактировать ]Турция была сравнительно лучше подготовлена ко второй волне, хотя ей также пришлось столкнуться с эмиграцией турок из других стран: Йемена, Пакистана, Иордании, Индии, Туркестана, Югославии и т. д. Однако из-за подозрений, что София снова выдает визы для цыган Турция снова закрыла свои границы. Обе страны обвиняли друг друга: Турция обвинила Софию в выдаче фальшивых виз, а София обвинила Анкару в их подделке. С другой стороны, экономика Болгарии стала еще больше ориентироваться на сельское хозяйство, что сделало турок важным экономическим фактором: фактически 83% беженцев были фермерами, лесниками, рыбаками и охотниками. [10] [7] Болгария также поддержала коммунистическое движение в Корее. [7] а Анкара захватила 126 болгарских шпионов. Таким образом, 17 октября 1951 года болгарско-турецкая граница была снова закрыта. [11]
Принудительное переселение помаков
[ редактировать ]Принудительное переселение помаков в коммунистическую эпоху в Болгарию берет свое начало до 1950 года. Например, в 1948 году 2319 помаков из Родоп были переселены в Северо-Восточную Болгарию; Во время переселения один человек был ранен солдатами, а другой убит. В 1951 году многие семьи помаков из Неврокопа были депортированы в места традиционного проживания турок. Их разместили в домах, оставленных турками во время исхода. [12]
Обращение с беженцами
[ редактировать ]Болгария
[ редактировать ]Беженцам дали 15-дневный срок на продажу всего своего имущества. Многим из них это не удалось. Беженцы садились в разные поезда, а их вещи помещали в другие, в результате чего многие турки остались без самого важного имущества в ожидании пересечения границы. Кроме того, они заплатили пошлину за то, чтобы их вещи были доставлены им на границу. Хотя они имели право забрать с собой животных и имущество, это право было отобрано. Всем группам в разных населенных пунктах было предоставлено в общей сложности 20 минут на то, чтобы сесть на поезд и доехать до границы. Из-за того, что Болгария не отправляла 800 мигрантов в день, среди многих болгарских турок появились различные заболевания.
Турция
[ редактировать ]Беженцев разместили во Фракии, а затем в поселениях, где они должны были жить. Турция выбрала место своего проживания и отдала предпочтение восточным и юго-восточным регионам, поскольку там было не так много населения, а этнические турки составляли там меньшинство. Фракия также была важным местом, поскольку плотность населения была низкой и это был приграничный регион. Затем следовали Эгейский и Средиземноморский регионы и, наконец, Центральная и Западная Анатолия .
Многие из них были распределены в места, где существует острая потребность в данной профессии беженца. Например, садовников в основном направляли в Анталию , а тех, кто занимается искусством, — в Стамбул . Турки, занимавшиеся производством табака в Болгарии, были направлены в Конью и Эскишехир , а те, кто умел обрабатывать землю, были размещены в районах производства хлопка.
Личные вещи, товары и животные иммигрантов были освобождены от всех таможенных пошлин только один раз. Фермерские сельскохозяйственные животные стоимостью до 6000 лир, автомобили и все виды сельскохозяйственной техники были исключены из налога, а торговцы и самозанятые также получили выгоду от той же практики. Ставка освобождения от налогов для торговцев была определена в размере 12 000 лир, и официальные налоги на паспорта, визы, население, транспорт, документы, подтверждающие право собственности, и марки с этих иммигрантов не взимались. Хотя поселенцы не платили строительный и земельный налог в течение 5 лет, иммигранты мужского пола старше 22 лет также были освобождены от военной службы.
В сборе средств для беженцев принимали участие различные организации и интеллектуалы. В различных местах создавались новые округа и поселения, предназначенные только для турок из Болгарии. [7]
Терминология
[ редактировать ]В болгарских отчетах использовался термин «изселване» [изсельване] , что означает «исход», а в отчете за август 1949 года он назывался «изгонване» [изгонване] , что означает «изгнать». [8]
Культурная автономия
[ редактировать ]Процесс десталинизации дал больше свободы болгарским политикам, которые в течение следующих 25 лет пытались интегрировать и, наконец, ассимилировать турецкое меньшинство. Их целью было сделать турок частью болгарской коммунистической нации. По словам Веселина Димитрова: «поскольку процесс [интеграции] был основан на неравных условиях, подразумевая, что турки должны были влиться в уже существующую болгарскую национальную идентичность, его лучше всего можно охарактеризовать как ассимиляцию, а не интеграцию». независимо от используемой официальной терминологии». Были предприняты попытки поднять знамя турок. Поскольку турки активно использовали сельскохозяйственную рабочую силу, вскоре они стали важной частью болгарской экономики. Молодое поколение лучше говорило по-болгарски, но это не заставило их отказаться от использования турецкого дома. [3]
Коммунистическая пропаганда описывала турок как «равноправных участников строительства славного социалистического государства». Были отмечены их достижения. Идея очередного изгнания не была полностью отвергнута, но теперь она рассматривалась по-другому: турки играли роль в экономике страны. [4] [3] Однако за этими изменениями скрывался мотив ассимиляции турецкого меньшинства с болгарским большинством. [13]
Однако подобные идеи привели к новой эмиграции в период 1968–78 годов и, наконец, к официальной кампании ассимиляции турецкого меньшинства в 1984 году . [3] [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Озгюр, Ульви (2007). Миграция болгарских турок в Турцию в 1950–1951 гг. (PDF) (на турецком языке). Стамбул.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нойбургер, Мэри (2004). Восток внутри: мусульманские меньшинства и переговоры о государственности в современной Болгарии . ISBN 9781501720239 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Димитров, Веселин (2000). «В поисках однородной нации: ассимиляция турецкого меньшинства Болгарии, 1984–1985» (PDF) . Журнал этнополитики и проблем меньшинств в Европе .
- ^ Перейти обратно: а б с Савова, Милена; Борден, Махом (2001). Политика национализма при коммунизме в Болгарии: мифы, воспоминания и меньшинства (PDF) . Лондонский университет.
- ^ Болат, Бенгул. «1932 Кессарево/Кесарево/Кесенова происшествие/катастрофа/происшествие» . Журнал современных турецких исторических исследований . 26 (13): 87–103.
- ^ Михайлов, Пелло (2014). «80 лет со дня самого массового переименования села в Болгарии» (PDF) . Болгарская академия наук : 154–164 – через GeoProblems.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пинар, Мехмет (2014). 1950–1951 Иммиграция из Болгарии в Турцию и иммиграционная политика Демократической партии (на турецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аврамов, Румен (2016). Экономика ( «процесса возрождения» на болгарском языке). София: Центр перспективных исследований.
- ^ Перейти обратно: а б Эминов, Али. Турецкие и другие мусульманские меньшинства в Болгарии . ISBN 9780415919760 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ольшовска, Каролина (2019). «Беженцы Болгарии-турки 1950-1953 гг.» . Польша и тюркский мир .
- ^ Аяшли, Энес. Массовые миграционные движения в Турцию: случаи турок Болгарии, северных иракцев и сирийцев .
- ^ БОЛГАРСКИЙ ХЕЛЬСИНСКИЙ КОМИТЕТ. Права человека мусульман в Болгарии в праве и политике с 1878 года .
- ^ Эминов, Али. «Являются ли тюркоговорящие в Болгарии болгарского происхождения?» . Журнал Института по делам мусульманских меньшинств .