Помаки
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1 миллион [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Турция | 350,000 [1] - 600,000 [2] |
Болгария | 107 777 (перепись 2021 г.) [3] 67 350 болгар-мусульман (перепись 2011 г.) [4] до 250 000 [1] |
Греция | 50 000 в Западной Фракии [1] |
Языки | |
Болгарский (родной), греческий (для жителей Греции) и турецкий (для жителей Турции) [а] [5] [6] [7] [8] | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие южнославянские мусульмане |
Помаки ( болгарский : Помаци , латинизированный : Pomatsi ; греческий : Πομάκοι , латинизированный : Pomáki ; турецкий : Pomaklar ) — болгароязычные мусульмане, населяющие Болгарию , северо-западную Турцию и северо-восточную Грецию . [9] c . 220 000 сильных [10] Этноконфессиональное меньшинство в Болгарии официально признано как болгарские мусульмане . правительством [11] Этот термин также использовался как более широкое обозначение, включая также славянское мусульманское население Северной Македонии и Албании . [12] [13]
Большинство помаков сегодня проживают в Турции , где они поселились как мухаджиры в результате бегства от предыдущих этнических чисток в Болгарии . [14] [15] [16] [17]
Болгария признает свой язык как болгарский диалект, тогда как в Греции и Турции они самопровозглашают свой язык помакским . [18] Сообщество в Греции обычно свободно говорит на греческом языке, а в Турции – на турецком, в то время как общины в этих двух странах, особенно в Турции, все чаще принимают турецкий язык в качестве своего первого языка в результате образования и семейных связей с турецким народом. [19] [20]
Официально они не признаны одним народом с этнонимом помаки . Этот термин широко используется в разговорной речи для восточно-южнославянских мусульман. [21] считается уничижительным . [ нужны разъяснения ] Однако в Греции и Турции практика объявления этнической группы при переписи населения отменена уже несколько десятилетий. [ нужны разъяснения ] Различные члены группы сегодня заявляют о различной этнической идентичности: болгары, [22] [23] сдвиг, [24] [25] [26] этнические мусульмане , турки и другие. [27]
Этимология
[ редактировать ]Имя «Помак» впервые появилось в булгарской христианско-еретической языковой среде Северной Болгарии (области Ловеч, Тетевен, Луковит, Бяла Слатина). Согласно одной из теорий, [ нужна ссылка ] оно происходит от выражения «по-ямак» («больше, чем Йемек », «важнее, чем Ямак», аналогично «по юнак», т.е. «больше, чем герой»). Также утверждалось, что название происходит от диалектных слов «помакан, омакан, омачен, помачен» (pomakan, omákan, omáchen, pomáchen), что означает «мученный, замученный». [28] [29]
Происхождение
[ редактировать ]Их точное происхождение по-разному интерпретировалось болгарскими, греческими и турецкими историками. [30] [31] [32] [33] [34] но обычно считается, что они являются потомками коренных православных болгар , [35] [36] и павликиане , также ранее принявшие православие и католицизм, принявшие ислам во время османского владычества на Балканах . [37] [38] [39] [40] Информация из отчетов османских и католических миссионеров подтверждает эту теорию. [38] [41]
Генетические исследования
[ редактировать ]специфическая ДНК мутация HbO, возникшая около 2000 лет назад на редком гаплотипе Для греческих помаков характерна . Его частота увеличилась вследствие сильного генетического дрейфа внутри этой популяции. Это указывает на то, что греческие помаки представляют собой изолированное население с ограниченными контактами со своими соседями. [42] [43] Исследование 2014 года также подтвердило высокую гомозиготность и, согласно анализу MDS, кластер греческих помаков среди европейского населения, рядом с общей греческой популяцией. [44]
История
[ редактировать ]Помаков сегодня обычно считают потомками коренных православных болгар и павликиан, принявших ислам во время османского владычества на Балканах . Они начали принимать мусульманство постепенно, начиная с османской оккупации (начало 15 века) до конца 18 века. Впоследствии эти люди вошли в состав мусульманской общины системы миллета . В то время люди были связаны со своими милле своей религиозной принадлежностью (или конфессиональной принадлежностью ), а не своим этническим происхождением, согласно концепции проса . [45]
Монах Пахомиос Руссанос (1508–1553), посетивший горную местность Ксанти , упомянул, что около 1550 года только 6 или 9 деревень обратились в ислам. [46] [47] Более того [ нужны разъяснения ] документы [ который? ] показывают, что в этом районе в то время был распространен не только ислам, но и то, что помаки добровольно участвовали в османских военных действиях, как в случае с деревней Шахин ( Эхинос ). [48]
В Северо-Центральной Болгарии (районы Ловеч, Тетевен, Луковит, Бяла Слатина) [49] османские власти запросили в 1689 году, после Чипровцкого восстания , по военным причинам [ нужны разъяснения ] Болгарские павликиане (неортодоксальная христианская секта) перейдут в одну из официально признанных религий Османской империи. [ нужна ссылка ] . Одна часть из них стала болгарами- христианами, обратившись в признанные Османской империей христианские конфессии, либо в Восточную Православную Христианскую Церковь , либо в Римско-Католическую Церковь , тогда как другая часть обратилась в ислам и стала называться помаками . [38] Так, в Северо-Центральной Болгарии помаки превратились в болгарских христианских еретиков, для которых переход в православие был неприемлем или невозможен по догматическим, экономическим, семейным или другим причинам. [ нужны разъяснения ] [39]
Массовый переход к исламу в Центральных Родопах произошел между 16 и 17 веками. Согласно Кодексам епископа Филиппупольского и чешского историка и слависта Константина Йозефа Иречека , в середине 17 века некоторые болгарские ректора согласились массово стать мусульманами. Они посетили местного администратора Османской империи , чтобы объявить о своем решении, но он отправил их к греческому епископу Филиппуполя Габриэлю (1636–1672). Епископ не смог изменить своего решения. По словесной традиции греков Филиппуполиса [ нужна ссылка ] большая церемония массового обрезания Перед старой мечетью города, недалеко от Дома правительства, прошла . После этого жители села тоже стали мусульманами. По словесной традиции [ нужны разъяснения ] из болгар великий визирь Кёпрюлю Мехмед-паша (1656–1661) угрожал болгарам долины Чепино , что казнит их, если они не обратятся в ислам. [ нужна ссылка ] . В 1656 году османские военные войска вошли в долину Чепино и арестовали местных болгарских наместников, чтобы передать их местному османскому администратору. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] . Там они приняли ислам. Великий визирь Мехмед Кёпрюлю после массовой исламизации разрушил в этих районах 218 церквей и 336 часовен. [ нужна ссылка ] . Многие болгары предпочли умереть вместо того, чтобы стать мусульманами. [50] [51] Согласно недавним исследованиям, теория насильственного обращения в ислам, поддерживаемая некоторыми учёными, не имеет веских оснований, поскольку все или большинство доказательств являются фальсификацией или неверно истолкованы. В то же время искренность новообращенного является предметом подозрений и допросов. Некоторые авторы, например, объясняют массовые преобразования, произошедшие в 17 веке, десятикратным увеличением налога джизья . [52] [53] [54] Мусульманские общины процветали в Османской империи, поскольку султан был также халифом . Османское законодательство не признавало таких понятий, как этническая принадлежность или гражданство ; таким образом, мусульманин любой этнической принадлежности пользовался одинаковыми правами и привилегиями.
Тем временем восприятие концепции проса изменилось. [ нужны разъяснения ] в 19 веке начался подъем национализма в Османской империи . После русско-турецкой войны (1877–1878) помаки в долине Вача , опасаясь возмездия за свою роль в кровавом подавлении Апрельского восстания двумя годами ранее, восстали против Восточной Румелии и основали автономное государство, названное Республикой Тамраш. . В 1886 году османское правительство приняло болгарское господство над Восточной Румелией, и это положило конец свободному государству помаков. Во время Балканских войн началось исламское восстание , 16 августа 1913 года, в Восточных Родопах и Западной Фракии . 1 сентября 1913 года было создано « Временное правительство Западной Фракии» (Garbi Trakya Hukumet i Muvakkatesi) в Комотини . Османская администрация не поддержала повстанцев, и, наконец, благодаря нейтралитету греческого и османского правительств, Болгария захватила эти земли 30 октября 1913 года. Повстанцы обратились за поддержкой к греческому государству и разместили греческого майора в Александруполисе . [ нужны разъяснения ] [55] [56] [57] [58] Болгария после непродолжительного периода контроля над этой территорией передала суверенитет Западной Фракии в конце Первой мировой войны. Временное правительство было возрождено между 1919 и 1920 годами под французским протекторатом (Франция аннексировала этот регион у Болгарии в 1918 году) до Греция вступила во владение в июне 1920 года.
После распада Османской империи после Первой мировой войны религиозная система проса исчезла, и сегодня члены групп помаков декларируют различную этническую идентичность, в основном в зависимости от страны, в которой они живут. [ нужны разъяснения ]
Язык
[ редактировать ]Особого помацкого диалекта болгарского языка не существует. Внутри Болгарии помаки говорят почти на тех же диалектах, что и болгары-христиане, с которыми они живут бок о бок, а помаки, живущие в разных регионах, говорят на разных диалектах. [59] В Болгарии наблюдается тенденция к тому, что диалекты уступают место стандартному болгарскому языку, и это также влияет на диалекты, на которых говорят помаки, и их использование сейчас редко встречается в городских районах и среди молодежи. Как часть более широкой общины помаков, торбеши и горани в Северной Македонии, Албании и Косово говорят на македонском или торлакском диалектах (включая диалект Гора ), [60] [61] [62] [63] [64] [65] которые иногда также считаются частью «более широкого болгарского диалектного континуума ». [66] [67] [68]
Большинство помаков говорят на некоторых восточноболгарских диалектах, в основном на рупских диалектах в Южной Болгарии и балканских диалектах в Северной Болгарии. Помаки, живущие в болгарской части Родоп, говорят на родопском (особенно смолянском , чепинском , хвойнском и златоградском поддиалектах ) и западно-рупском (особенно бабяцком и гоце-делчевском поддиалектах) диалектах. [69] На смолянском диалекте также говорят помаки, живущие в регионе Западной Фракии Греции. Помаки, живущие в районе Тетевена в Северной Болгарии, говорят на балканском диалекте, в частности на переходном балканском поддиалекте. [70] Рупские диалекты болгарского языка, на которых говорят в Западной Фракии , в Греции называются помакским языком (Помакцоу). Подобно павликианскому диалекту , он имеет слова и сходство с грамматическими формами армянского языка. [38]
Помакский язык преподается на уровне начальной школы (с использованием греческого алфавита) в помакских регионах Греции, которые находятся в основном в Родопских горах . Помаки Фракии были вместе с турками и цыганами освобождены от обмена населением, предусмотренного Лозаннским договором (1923 г.). В договоре не упоминался их язык, но говорилось, что языками образования должны быть турецкий и греческий. Основным школьным пособием, используемым для преподавания языка, является «Помакцу» Моймина Айдина и Омера Хамди, Комотини, 1997. Существует также помакско-греческий словарь Ритвана Караходжи, 1996. Помакские диалекты находятся на восточной стороне изоглоссы Ят. болгарского языка, однако остается много групп людей, говорящих на западном болгарском языке. [ нужна ссылка ] Многие из них больше не передают его; они приняли турецкий язык в качестве первого языка и греческий в качестве второго языка. [71] Недавно Сообщество помаков Ксанти заявило о своем желании обеспечить равное отношение и, следовательно, право на образование в греческих школах без обязательства изучения турецкого языка. [72] [73]
Население
[ редактировать ]Болгария
[ редактировать ]Помаков в Болгарии называют болгарскими мусульманами (българи-мюсюлмани Булгари-Мюсюлмани ) и под местными именами Ахриани (уничижительный падеж, означающий «неверные»). [74] ), Поганцы, Потурани, Потурнаци, Ерули, Чараклии и др. [75] В основном они населяют горы Родопы в Смолянской , Кырджалинской , Пазарджикской и Благоевградской областях . Помаки есть и в других частях Болгарии. Есть несколько деревень помаков в областях Бургас , Ловеч , Велико Тырново и Русе . [76] Официально этнических помаков не зарегистрировано, а 67 000 человек заявили о своей мусульманской и этнической болгарской принадлежности. [4] по сравнению со 131 000, заявившими о болгарской мусульманской принадлежности по данным переписи 2001 года. [77] Неофициально их может быть около 150 000. [21] и 250 000 [1] Помаки в Болгарии, правда, может быть, не в этническом смысле, поскольку одна часть декларирует болгарскую, другая часть – турецкую этническую принадлежность. В течение 20-го века помаки в Болгарии были объектом трех спонсируемых государством кампаний по принудительной ассимиляции – в 1912, 1940-х, 1960-х и 1970-х годах, которые включали изменение их турецко-арабских имен на этнические болгарские христианские православные имена, и в первую очередь кампания по обращению из ислама в восточное православие. Первые две кампании были прекращены через несколько лет, а третья была отменена в 1989 году. Кампании проводились под предлогом того, что помаки как исконные болгары-христиане, обращенные в ислам и поэтому нуждающиеся в репатриации обратно в национальный домен. Эти попытки встретили упорное сопротивление со стороны многих помаков. [78]
Турция
[ редактировать ]Община помаков в Турции присутствует в основном в Восточной Фракии и в меньшей степени в Анатолии , где их по-турецки называют Помаклар , а на их языке — Помакча . По неофициальным оценкам, численность общины помаков в Турции составляет от 300 000 до 600 000 человек. [79]
Греция
[ редактировать ]Сегодня помаки (греч. Πομάκοι ) в Греции населяют регион Восточной Македонии и Фракии в Северной Греции , особенно восточные региональные единицы Ксанти , Родопы и Эвроса . [76] Их предполагаемое население составляет 50 000 человек, [1] только в Западной Фракии . До греко-турецкой войны (1919–1922) и обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году помаки населяли часть районов Моглены. [80] – Альмопия (Караджова), Кастория [81] и некоторые другие части Греческой Македонии и Северной Македонии . Немецкий экскурсант Адольф Штрук в 1898 году описывает Констанцию (в Моглене ) как большую деревню с 300 домами и двумя стеклами, населенную исключительно помаками. Греческие ученые-националисты и правительственные чиновники часто называют помаков «славянизированными» греческими мусульманами , чтобы создать впечатление и поддержать греческие повествования о том, что они являются потомками греков османской эпохи, обратившихся в ислам, таких как Валлахады из Греческой Македонии. [ нужна ссылка ]
Северная Македония
[ редактировать ]Македонских мусульман (или Торбеши ) также называют помаками, особенно в историческом контексте. [82] [83] [84] [85] [86] [87] Они представляют собой религиозную группу меньшинства в Северной Македонии , хотя не все поддерживают македонскую национальную идентичность и лингвистически отличаются от более крупных мусульманских этнических групп в стране, албанцев и турок . Однако примерно 100 000 помаков в Северной Македонии сохраняют сильную принадлежность к турецкой идентичности. [1]
Албания
[ редактировать ]Славяноязычные мусульмане, которых иногда называют «помаками», проживают также в албанском районе Голлоборда . Однако этих людей также называют « Торбеш ». В македонских научных кругах их язык считается македонским. [88] в то время как в болгарских академических кругах их диалект считается частью болгарского языка . [89] Часть этого народа до сих пор идентифицирует себя как болгары . [90]
Косово
[ редактировать ]Горанцев . иногда также называют помаками в историческом контексте [91] [92] Это люди, населяющие регион Гора , расположенный между Албанией , Косово и Северной Македонией . По общему мнению, к ним следует относиться как к отдельной группе меньшинства . [93] [94] Часть этих людей уже албанизированы . [95] По итогам последней переписи населения в конце 20-го века в Югославии они объявили себя этническими мусульманами , как и боснийцы . [96]
Известные люди
[ редактировать ]- Мехмед Талаат (1874–1921), великий визирь Османской империи . [97]
- Ариф Сами Агуш (1953 г.р.), член парламента Болгарии; Парламентская группа движения за права и свободы . Его предком был османский феодал по имени Агуш-ага . Замок Агуш (конак) расположен в селе Могилица . Он родился в Сандрово, Болгария.
- Рита Уилсон (род. 1956 как Маргарита Ибрагимофф), американская актриса и продюсер, замужем за актером Томом Хэнксом . Родился в Лос-Анджелесе, Калифорния , в семье помака и матери-гречанки.
- Хусейн Мумин (1987 г.р.), греческий футболист. Родился в Пассосе, Родопы , Греция.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Помаки являются носителями различных болгарских диалектов как родного языка.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Карл Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. стр. 974–. ISBN 978-1-135-19388-1 .
- ^ «Количество курдов в Турции!» (по-английски). 6 июня 2008 года . Проверено 17 августа 2010 г.
- ^ https://m.novinite.com/articles/217761/71.5+are+the+Christians+in+Bulgaria
- ^ Перейти обратно: а б Перепись населения Болгарии 2011 г., стр. 29. Архивировано 27 июля 2013 г. в Wayback Machine (на болгарском языке).
- ^ «Этнолог, Языки Греции.Болгарский» .
- ^ «Этнолог: Языки мира, четырнадцатое издание. Болгарский» . Архивировано из оригинала 16 января 2009 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Помак | люди | Британика» . www.britanica.com .
- ^ «Социальное конструирование идентичности: помаки в Болгарии, Али Эминов, ДЖЕМИ 6 (2007) 2 © 2007, Европейский центр по вопросам меньшинств» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2017 года . Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Карл Уолдман; Кэтрин Мейсон (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. стр. 607–. ISBN 978-1-4381-2918-1 .
жили в горах Родопы во Фракии на юге Болгарии, на северо-востоке Греции и на северо-западе Турции.
- ^ Томас М. Уилсон; Гастингс Доннан (2005). Культура и власть на границах государства: национальная поддержка и подрывная деятельность в приграничных регионах Европы . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 158–159. ISBN 978-3-8258-7569-5 .
Название... относится к примерно 220 000 человек в Болгарии... Помаки населяют пограничье... между Болгарией и Грецией.
- ^ Хью Поултон; Суха Таджи-Фаруки (январь 1997 г.). Мусульманская идентичность и балканское государство . Херст. стр. 33–. ISBN 978-1-85065-276-2 .
Помаки, официально известные в Болгарии как болгары-мусульмане или болгары-мусульмане, представляют собой этноконфессиональное меньшинство, насчитывающее в настоящее время около 220 тысяч человек.
- ^ Кристен Годси (27 июля 2009 г.). Жизнь мусульман в Восточной Европе: гендер, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии . Издательство Принстонского университета. п. 38. ISBN 978-1-4008-3135-7 .
- ^ П.Х. Лиотта (1 января 2001 г.). Расчленение государства: смерть Югославии и почему это важно . Лексингтонские книги. стр. 246–. ISBN 978-0-7391-0212-1 .
- ^ Мюхтар-Май, Фатме (2014). Идентичность, национализм и культурное наследие под угрозой: пять нарративов помакского наследия – от принудительного переименования до свадеб / . Библиотека балкановедения. Брилл. ISBN 978-90-04-27207-1 .
- ^ Хаксоз, Ченгиз (2018). «Миграция на Южных Балканах. От Османской территории к глобализированным национальным государствам» . Южная Европа . 66 (4): 603–605. дои : 10.1515/soeu-2018-0047 . ISSN 2364-933X . S2CID 187892002 .
- ^ «Мусульманские меньшинства в Болгарии - [Документ в формате PDF]» . cupdf.com . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Апостолов, Марио (1996). «Помаки: религиозное меньшинство на Балканах» . Национальные документы . 24 (4): 727–742. дои : 10.1080/00905999608408481 . ISSN 0090-5992 . S2CID 153397474 .
- ^ Туран, Омер (2007). «Помаки, их прошлое и настоящее». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 19 (1): 69–83. дои : 10.1080/13602009908716425 .
- ^ [1] Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine THE POMAKS, отчет - греческий Helsinki Monitor.
- ^ «Турки и помаки» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Януш Бугайский (1994). Этническая политика в Восточной Европе: Путеводитель по национальной политике, организациям и партиям . Я Шарп. стр. 235 –. ISBN 978-1-56324-282-3 .
- ^ «СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО НАСЕЛЕНИЯ» . nsi.bg (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 25 декабря 2009 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Мусульманская идентичность и балканское государство; Хью Поултон, Суха Таджи-Фаруки; 1997, с. 102
- ^ «Интервью с г-ном Дамджаном Искреновым* и г-ном Шикиром Буюковым* из села Кочан – помаками из Чехии, Западного Родопа (Пиринская часть Македонии), Республики Болгария» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года.
- ^ «ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 3: Грубая сделка для помаков» .
- ^ «Помаки хотят, чтобы их признали как этническую группу | Dnes.bg» . www.dnes.bg.
- ^ Истории и идентичности: дискурсы национального государства и меньшинств. Дело болгарских помаков . Ульф Бруннбауэр, Университет Граца
- ^ Болгарский этимологический словарь, София.
- ^ Мантран, Робер. История на Османската империя . Рива. pp. 472–535. ISBN 978-954-320-369-7 .
- ^ Фред де Йонг, «Мусульманское меньшинство в Западной Фракии», в Джорджине Эшворт (редактор), «Мусульманские меньшинства в восьмидесятых» , Санбери, Quartermaine House Ltd., 1980, стр.95
- ^ Вемунд Аарбакке, Мусульманское меньшинство греческой Фракии, Бергенский университет, Берген, 2000, стр. 5 и 12 (стр. 27 и 34 в файле pdf). «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ольга Деметриу, «Приоритезация« этнической принадлежности »: неопределенность помакизма в городских греческих Родопах», в «Этнических и расовых исследованиях» , Vol. 27, № 1, январь 2004 г., стр. 106–107 (стр. 12–13 в файле pdf). [2]
- ^ Бруннбауэр, Ульф (1999). «Расходящиеся (привет) истории: оспариваемая идентичность болгарских помаков». Этнология Балканика . Том. 3. ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 38–49. GGKEY:X5ZYCWAEE9A.
- ^ Мартикайнен, Туомас; Маприль, Хосе; Хан, Адиль Хусейн (2019). «Национальное государство, гражданство и принадлежность: социально-историческое исследование роли коренного ислама в Греции». Мусульмане на окраинах Европы: Финляндия, Греция, Ирландия и Португалия . БРИЛЛ. п. 133. ИСБН 978-90-04-40456-4 .
- ^ Ричард В. Уикс (1984). Мусульманские народы: мировой этнографический обзор . Гринвуд Пр. п. 612. ИСБН 978-0-313-23392-0 .
- ^ Этническая политика в Восточной Европе: Путеводитель по национальной политике, организациям и партиям . Я Шарп. стр. 243–. ISBN 978-0-7656-1911-2 .
- ^ Любен Каравелов. Мемуары. Павликианы и семейная жизнь болгар. ( Любен Каравелов . Воспоминания. Павликиане и семейная жизнь болгар). http://www.znam.bg/com/action/showBook?bookID=979&elementID=935883124§ionID=5
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдуард Селиан (январь 2020 г.). «Потомки павликиан: помаки, католики и православные» . Академия.edu .
- ^ Перейти обратно: а б Ivanov, Йордан. Богомилски книги и легенди . (Bulgarian language) С., 1925 (фототипно изд. С., 1970), с. 36 (Jordan. Bogomil Books and Legends, Sofia, 1925, p. 36: or in: Ivanov, Ĵ. Bogomil Books and Legends. Paris, Maisonneuve et Larose, 1976.
- ^ Апостолов, Марио (2018). Религиозные меньшинства, национальные государства и безопасность: пять случаев на Балканах и в Восточном Средиземноморье . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-78441-2 .
- ^ Архимандрит Никодим Анагностопулос, Православие и ислам: теология и мусульманско-христианские отношения в современной Греции и Турции, Культура и цивилизация на Ближнем Востоке, Тейлор и Фрэнсис, 2017, ISBN 9781315297927 , с. 128.
- ^ «Мутация HbO-араб возникла в популяции помаков греческой Фракии, Haematologica, том 90, выпуск 2, 255–257, 2005 г., Фонд Феррата Сторти» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2008 года . Проверено 19 октября 2008 г.
- ^ «Происхождение греческих помаков основано на истории мутаций HbO-арабского происхождения» . Хаэма . 9 (3): 380–394. 2006 год . Проверено 27 февраля 2009 г.
- ^ Панутсопулу К; Хацикотулас К; Хифара ДК; и др. (2014). «Генетическая характеристика изолятов греческой популяции показывает сильный генетический дрейф в миссенс-вариантах и вариантах, связанных с признаками» . Нат Коммун . 5 (5345): 5345. Бибкод : 2014NatCo...5.5345P . дои : 10.1038/ncomms6345 . ПМЦ 4242463 . ПМИД 25373335 .
- ^ Ортайлы, Ильбер. «Последняя империя Османской империи (Последняя империя: Османская империя)» , Стамбул, Timas Publications (Timaş Press), 2006. стр. 87–89. ISBN 975-263-490-7 (на турецком языке) .
- ^ «Греческая газета «Катимерини», рубрика «Изучение помакских деревень», Афины, 12 декабря 2009 г.» .
- ^ «НАТПРЕС: 1. Устная традиция помаков Родопы» . 6 сентября 2009 г.
- ^ Цветкова, Бистра (1972). Турски извори за болгарскую историю. Фома 3:2 Турецкие источники по болгарской истории. Том 3:2 [ Турецкие источники по болгарской истории. Том 3:2 ] (на болгарском языке). София: Болгарская академия наук. п. 416. ИСБН 978-0-439-01834-0 . OCLC 405458491 .
- ^ Гозлер, Кемаль (2001). «Деревни помаксов Ловки» (PDF) . Анкара: Издательство Турецкого исторического общества.
- ^ «НАТПРЕС: 6. Фольклор, пословицы и загадки помаков» . 6 сентября 2009 г.
- ^ М.Г. Варвунис Народные сказки помаков во Фракии , Афины, 1996 г.
- ^ Горчева, Даниэла (1 февраля 2009 г.). «Балканы: сосуществование веков» . Либеральное обозрение (на болгарском языке) (21). Архивировано из оригинала 30 августа 2010 года . Проверено 12 декабря 2009 г.
- ^ Тодорова, Мария (4 февраля 2009 г.). «Исламизация как мотив в болгарской историографии, литературе и кино» . Либеральное обозрение (на болгарском языке) (21) . Проверено 12 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Этнология Балканика» . LIT Verlag Münster – через Google Книги.
- ^ на английском языке: Бийиклиоглу Тевфик, «Национальная борьба во Фракии», Анкара, 1956 г.
- ^ на немецком языке: Питер Сустал, «Фракия (Фракия, Родопа и Хаймимонтос)», Вена, 1991 г.
- ^ на греческом языке: Главное управление Восточной Македонии и Фракии, «Фракия» Комотини, 1994 г.
- ^ на турецком языке: Айдинли Ахмет, «Bati Trakya faciasinin izuzu», Стамбул, 1972 г.
- ^ Болгарская диалектология; Стоян Стойков; 4-е издание, 2002 г.; стр.128
- ^ Ежегодник мусульман в Европе , Йорген С. Нильсен, Самим Акгонюль, Ахмет Алибасич, BRILL, 2009, ISBN 90-04-17505-9 , стр. 221.
- ^ Албанский вопрос: изменение Балкан , Джеймс Петтифер, Миранда Викерс, IBTauris, 2007, ISBN 1-86064-974-2 , с. XV.
- ^ Энциклопедия наций без гражданства: LR , Джеймс Минахан, ISBN 0-313-31617-1 , Издательская группа Greenwood, 2002, стр. 1517.
- ^ Балканские идолы: религия и национализм в югославских государствах Религия и глобальная политика , Вьекослав Перица, Oxford University Press, 2004, ISBN 0-19-517429-1 , с. 75.
- ^ Культура и обучение в исламе. Различные аспекты исламской культуры , Экмеледдин Ихсаноглу, ЮНЕСКО, 2003, ISBN 92-3-103909-1 , стр. 96–98.
- ^ Кто такие македонцы? Хью Поултон, издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN 1-85065-534-0 , с. 208.
- ^ Кто такие македонцы? , Хью Поултон, издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN 1-85065-534-0 , с. 116.
- ^ Когда языки сталкиваются: взгляды на языковой конфликт, языковую конкуренцию и языковое сосуществование, Брайан Д. Джозеф, Издательство Университета штата Огайо, 2003, стр. 281 , ISBN 0-8142-0913-0 .
- ^ Албания: от анархии к балканской идентичности , Миранда Викерс, Джеймс Петтифер, C. Hurst & Co. Publishers, 1997, ISBN 1-85065-279-1 , с. 205.
- ^ Болгарская диалектология; Стоян Стойков; 4-е издание, 2002 г.; стр. 128–143
- ^ Болгарская диалектология; Стоян Стойков; 4-е издание, 2002 г.; стр. 117–118
- ^ Адаму Э. и Дреттас Г. 2008, Славянский язык, Многоязычное наследие Греции - Название языков II, Э. Адаму (редактор), BCILL 121, Левен, Петерс, стр. 107-132.
- ^ Деметриу, Ольга (январь 2004 г.). «Приоритет« этнической принадлежности »: неопределенность помакизма в городских греческих Родопах». Этнические и расовые исследования (27)., стр. 105–108 [3]
- ^ «Статья в греческой газете Xronos , напечатанная 17.03.2010» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Базилес Г. Нициакос (2008). Балканские пограничные переходы: первый ежегодный курс летней школы Коница . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 189. ИСБН 978-3-8258-0918-8 .
- ^ Марио Апостолов (1 января 2001 г.). Религиозные меньшинства, национальные государства и безопасность: пять случаев на Балканах и в Восточном Средиземноморье . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-1677-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Райчевский, Стоян (2004). «Географические границы». Болгары-магометане (помаки) . Пенчева, Майя (переводчик). София: Национальный музей Болгарии. ISBN 978-954-9308-41-9 .
- ^ «Структура населения по вероисповеданию» . Перепись 2001 г. (на болгарском языке). Национальный статистический институт. Архивировано из оригинала 25 декабря 2009 года . Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ ДИМИТРОВ, ВЕССЕЛИН: «В поисках однородной нации: ассимиляция турецкого меньшинства Болгарии, 1984–1985» , Лондонская школа экономики, Великобритания, 23 декабря 2000 г.
- ^ «Интернет-магазин Турецкого исторического общества» . emagaza-ttk.ayk.gov.tr .
- ^ «Капидан, Теодор. Meglenoromânii, istoria si graiul lor, т. I, Бухарест, 1925, стр. 5, 19, 21–22 (Капидан, Теодор. Мегленорумыны – их история и диалект, Бухарест, 1925, т. 1, стр. .5, 19, 21–22)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «4.3. Греческая Македония» . macedonia.kroraina.com .
- ^ Отчет Международной комиссии по расследованию причин и ведения балканских войн, опубликованный Фондом Вашингтона, округ Колумбия, 1914 г., стр. 28, 155, 288, 317 , Поп Антов, Христо. Воспоминания, Скопье 2006, стр. 22–23, 28–29, Дедиер, Евто, Нова Србия, Белград 1913, стр. 229 , Петров Дьерче, Материалы для изучения Македонии, София 1896, стр. 475 (Петров, Гиорхе. Материалы по изучению Македонии, София, 1896, стр. 475).
- ^ Центр документации и информации о меньшинствах в Европе – Юго-Восточная Европа (CEDIME-SE). Мусульмане Македонии. п. 2, 11
- ^ Лабаури, Дмитрий Олегович. Болгарское национальное движение в Македонии и Фракии в 1894–1908 гг: Идеология, программа, практика политической борьбы, София 2008, с. 184–186, Кънчов, Васил. Македония. Етнография и статистика, с. 39–53 (Kanchov, Vasil. Macedonia — ethnography and statistics Sofia, 1900, p. 39-53) , Leonhard Schultze Jena. «Makedonien, Landschafts- und Kulturbilder», Jena, G. Fischer, 1927
- ^ Фикрет Аданир, Die Makedonische Frage: ihre entestehung und etwicklung bis 1908., Wiessbaden 1979 (на болгарском языке: Аданир, Фикрет. Македонский вопрос, София 2002, стр. 20)
- ^ Смильянич, Тома. Жизнь пастуха близ Мияка, Вестник Сербского географического общества, том 5, Белград, 1921, с. 232.
- ^ Матов, Милан. О том, о чем умолчала история ВМРО. Воспоминания, Второе издание, София, 2011 г., стр. 58.
- ^ Видоеский, Божидар (1998). Извлеките праздничный язык. Том. 1 . Македонская академия искусств и наук ISBN 9789989649509 . п. 214.
- ^ Асенова, Петя. Местные имена из Голо Бардо, Северо-Восточная Албания, в: Лингвистические исследования памяти профессора Йордана Заимова, София, 2005 г., стр. 42–53.
- ^ Срочная антропология Том. 3 Проблемы многонациональности на Западных Балканах . Полевые работы Под редакцией Антонины Желязковой, ISBN 954-8872-53-6 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Иванов, Иордан (20 марта 1815 г.). «Болгары в Македонии: поиски и документы об их происхождении, языке и этнической принадлежности, с этнографической картой и статистикой» . Эд. Болгарской академии наук из фонда «Прогресс» – через Google Books.
- ^ "Нова Европа" . Tipografija. 20 March 1923 – via Google Books.
- ^ Косово: Путеводитель Брэдта , Гейл Уоррандер, Верена Кнаус, Опубликовано Bradt Travel Guides, 2007, ISBN 1-84162-199-4 , с. 211.
- ^ Исторический словарь Косово , Роберт Элси, Scarecrow Press, 2004, ISBN 0-8108-5309-4 , с. 70.
- ^ Болгары в районе Корчи и Малой Преспы (Албания) в наши дни, Балканистический форум (1-3/2005), Юго-Западный университет «Неофит Рильский», Благоевград, Пашова, Анастасия Николаева; Выпуск: 1-3/2005, Диапазон страниц: 113–130.
- ^ Религия и политика идентичности в Косово , Герлахлус Дуйзингс, C. Hurst & Co. Publishers, 2000, ISBN 1-85065-431-X , с. 27.
- ^ Галип, Озлем Бельчим (2020). «Возвращение к армянам в Османской империи: депортации и зверства» . Новые социальные движения и армянский вопрос в Турции: гражданское общество против государства . Современность, память и идентичность в Юго-Восточной Европе. Международное издательство Спрингер. стр. 21–36. дои : 10.1007/978-3-030-59400-8_2 . ISBN 978-3-030-59400-8 . S2CID 236785226 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристен Р. Годси (2010). Мусульманин живет в Восточной Европе . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 978-0-691-13955-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Деметриу, Ольга (январь 2004 г.). «Приоритет« этнической принадлежности »: неопределенность помакизма в городских греческих Родопах» (PDF) . Этнические и расовые исследования . 27 (27): 95–119. дои : 10.1080/0141987032000147959 . S2CID 143619160 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2011 года.
- Георгиева, Божидара (июнь 2009 г.). «Кто такие помаки?» . Бродяга (33).
- Райчевский, Стоян (2004). Болгары-мусульмане . Пенчева, Майя (переводчик). София: Национальный музей Болгарии. ISBN 978-954-9308-41-9 .
- Каль, Теде (2007): Присутствие помаков в Турции. В: Восс, К.; Стейнке, К. (ред.): Помаки в Греции и Болгарии – модельный пример для приграничных меньшинств на Балканах, с. 227-234. Мюнхен: Библион.
- Арденский, Владимир (2005). Тушенные пожары (на болгарском языке). София: ИК «Ваню Недков». ISBN 978-954-8176-96-5 .
- Груев Михаил; Калонский, Алексей (2008). Процесс возрождения. Мусульманские общины и коммунистический режим (на болгарском языке). София: Институт изучения недавнего прошлого; Фонд «Открытое общество»; Сила. ISBN 978-954-28-0291-4 .
- Кристен Р. Годси (21 января 2009 г.). «Смена идентичности» . Переходы онлайн . ISSN 1214-1615 . Архивировано из оригинала 2 марта 2007 года . Проверено 25 января 2009 г.
- Болгарский Хельсинкский комитет . «Права человека мусульман в Болгарии в законодательстве и политике с 1878 года» , София, ноябрь 2003 г.
- Кристен Р. Годси (2009). Жизнь мусульман в Восточной Европе: гендер, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13955-5 .
- Горчева, Даниэла (1 февраля 2009 г.). «Балканы: сосуществование веков» . Либеральное обозрение (на болгарском языке) (21).
- Тодорова, Мария (4 февраля 2009 г.). «Исламизация как мотив в болгарской историографии, литературе и кино» . Либеральное обозрение (на болгарском языке) (21).
- Мехмед, Хусейн (2007). Помаки и Торбы в Мисии, Фракии и Македонии (на болгарском языке). София. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия наций без гражданства 3, LR (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут; Лондон: Гринвуд Пресс. стр. 1516–1522. ISBN 978-0-313-32111-5 .
- Беновская-Сабкова Милена (2015). «Городская культура, религиозное обращение и перекрестная этническая изменчивость среди болгарских мусульман («помаков»)» . Гласник Этнографского института САНУ . 63 (1): 49–71. дои : 10.2298/GEI1501049B .
- Варвунис Манолис Г. (2003). «Исторические и этнологические влияния на традиционную цивилизацию помаков греческой Фракии» . Балканика (34): 268–283. дои : 10.2298/BALC0334268V .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница 1
- Агентство Помакньюс | Независимый Глаз на Помасите
- http://www.greehelsinki.gr/english/reports/pomaks.html Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (связано с греческими помаками).