Езидизм в Турции

Езидизм в Турции относится к приверженцам езидизма из Турции , которые остались в Турции после распада Османской империи . Езиды, проживавшие в Турции на протяжении и после второй половины ХХ века, постепенно уезжали в европейские страны. проживало 60 000 езидов В 1980-х годах в Бешири , Курталане , Бисмиле , Мидьяте , Идиле , Джизре , Нусайбине , Вираншехире , Суруче и Бозове . Сегодня эти места почти пусты из-за исхода в Европу, спровоцированного политическими, религиозными и экономическими трудностями. Сегодня лишь небольшое их количество осталось в деревнях вокруг Мидьята, Вираншехира, Чинара и Бешири. По переписи 2000 года в стране осталось всего 423 человека, придерживающихся езидизма. [ 1 ]

Демография
По данным Общества защиты народов , находящихся под угрозой исчезновения, изначально в Турции проживало 300 000 езидов. [ 2 ] [ когда? ]
В 1980-е годы число езидов в Турции составляло около 60 000 человек. [ 3 ] [ 4 ] В 1993 году их число оценивалось в 24 309 человек. [ 5 ]
В 2003 году департамента США Государственного Бюро по демократии, правам человека и труду заявило, что в Турции проживают 5000 езидов. [ 6 ]
В 2004 году Федеральное управление по миграции и беженцам сообщило, что в Турции проживают более 2000 езидов (в основном в юго-восточной Анатолии). [ 7 ]
, в 2019 году количество езидов в Турции составляло менее 1000 человек По оценкам федерального правительства США . [ 8 ]

Районы расселения
Исторически езиды жили в Турции на востоке, юге и юго-востоке Турции. [ 4 ] Нынешняя территория расселения езидов в Турции включает Мидьят и Нусайбин округа в провинции Мардин , округа Батман и Бешири в провинции Батман и части округов Идил в провинции Ширнак . Другие поселения езидов находятся в уездах Сур , Бисмил и Чинар в провинции Диярбакыр и в Вираншехир районе Шанлыурфа в провинции .


История
Езиды являются коренными жителями территории Ближнего Востока, исторически известной как Месопотамия (точнее, они являются коренными жителями северной части Месопотамии), которая также включает юго-восточную Турцию. [ 9 ]
Современное государство Турция было основано в 1923 году. Езиды жили на территории нынешней Турции до создания современного государства Турция. Племена езидов жили в османских провинциях Мосул, Диярбекир, Ван, Битлис и Алеппо после того, как султан Селим завоевал восточную Анатолию, Мосул и Сирию между 1514 и 1516 годами. [ 10 ]
В 1844 году езиды в Турции, находившиеся в районе Тур-Абдин , были уничтожены курдским принцем Бадирхан-беком и его войсками. [ 11 ]
Недавно некоторые езиды, приехавшие из Турции и проживавшие в Германии, вернулись в свои деревни в Турции. [ 12 ]

Исход на Кавказ
В 19 веке и в начале 20 века езиды начали покидать районы Ван , Карс и Догубаязит на востоке Турции во время двух основных волн миграций, первая волна произошла во время русско-османских войн 19 века ( 1828 г.). -1829 и 1879-1882 гг .), а вторая волна имела место во время Первой мировой войны , особенно во время и после геноцида армян , когда езиды также подвергались нападениям наряду с армянами. До миграции езиды составляли неотъемлемую часть курдских племенных взаимодействий во времена Османской империи . Езиды Армении, прибывшие во время первой волны миграций, поселились в Апаранском и Талинском провинциях в горных районах Арагаца , тогда как езиды, прибывшие во время второй волны, поселились в селах Аштарака , Эчмиадзина и Армавира . [ 13 ] Основными причинами этих миграций были войны и религиозные преследования со стороны турок-османов и курдов-мусульман , которые пытались насильно обратить их в ислам. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Геноцид армян
Езиды были убиты вместе с армянами , ассирийцами и понтийскими греками во время геноцида армян в 1915 и 1916 годах, что затем привело к бегству многих езидов. [ 14 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Турция отрицает геноцид. [ 20 ] Во время геноцида использовался лозунг «Те, кто убьет 7 армян, попадут в рай», а также использовалась версия «Те, кто убьют 7 езидов, попадут в рай». [ 17 ] По словам Азиза Тамояна , вместе с армянами было убито более 300 тысяч езидов, а остальные бежали в Закавказье . [ 21 ]
Побег в Германию
Из-за преследований , угнетения и дискриминации езиды бежали из Турции в результате двух крупных иммиграционных волн: первая волна началась в 1960-х годах; многие езиды были среди гастарбайтеров из Турции . Некоторые поселились в Целле , где в 1966 году компания Telefunken начала производить здесь цветные телевизоры на новом заводе. Вторая волна пришлась после турецкого военного переворота 1980 года. Когда езиды, как и многие их собратья- курды , пострадали от диктатуры генерала Кенана Эврена . Езиды были впервые признаны преследуемой группой административным судом Штаде , и через следующие несколько лет Северный Рейн-Вестфалия последовала этому примеру как федеральная земля. [ 22 ] После бегства Федеральный конституционный суд также объявил езидов преследуемой группой. [ 23 ]
По данным немецкого Бундестага , большинство езидов покинули Турцию за последние 30 лет. [ 24 ]
В 1989 году Гернот Висснер и Герберт Шнор отправились в Турцию с делегацией, чтобы своими глазами увидеть преследование езидов . Они провели кампанию в Северном Рейне-Вестфалии за право остаться для езидов, после чего езиды были признаны преследуемой группой в Германии. [ 25 ]
См. также
Литература

- Чакыр Джейхан Сувари: Езиды: этнорелигиозная группа в Турции (2016)
- Рохат Себе, Эрсой Сойдан: Бэтмен-езиды и устная традиция езидов (2012)
Ссылки
- ^ Ачикылдыз, Биргюль. (2010). Езиды: история общины, культуры и религии . Лондон. ISBN 978-0-85772-061-0 . OCLC 772844849 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Езиды» . Общество защиты народов, находящихся под угрозой исчезновения (GfbV) . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Ачикьылдиз, Биргюль (23 декабря 2014 г.). Езиды: история общины, культуры и религии . ИБТаурис. п. 63. ИСБН 978-0-85772-061-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Езиды (езиды)» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Туран, Ахмет (1993). История езидов, географическое распространение, верования, обычаи и обычаи (на турецком языке). п. 54.
- ^ Йодике, Ансгар (4 августа 2017 г.). Религия и мягкая сила на Южном Кавказе . Рутледж. п. 171. ИСБН 978-1-351-79789-4 .
- ^ «Возвращение езидов в Турцию» (PDF) . Федеральное ведомство по признанию иностранных беженцев . 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2019 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Информационный отчет DFAT по Турции» (PDF) . Правительство Австралии – Министерство иностранных дел и торговли . 2020. с. 22 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы: Энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома] . АВС-КЛИО. стр. 1173–1174. ISBN 978-1-4408-6118-5 .
- ^ Гёлбаши, Эдип (2008). «Езиды и Османское государство: современная власть, воинская повинность и политика обращения, 1830-1909» (PDF) . п. 5 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Тагай, Сефик; Ортак, Серхат (2016). «Езиды и езиды - история и настоящее религии, находящейся под угрозой исчезновения» (PDF) (на немецком языке). Государственный центр гражданского образования, Гамбург. п. 50 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Езиды в Турции: Старый дом, новый дом - Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром (на немецком языке). 7 мая 2015 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ де ла Бретек, Эстель Эми (22 апреля 2021 г.), «Езиды в Советском Союзе» , Кембриджская история курдов , Cambridge University Press, стр. 458–474, doi : 10.1017/9781108623711.019 , ISBN 9781108623711 , S2CID 235524798 , получено 22 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Условное сосуществование: езиды в Армении» . www.culturalsurvival.org . 26 марта 2010 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Стэнсфилд, Гарет; Шариф, Мохаммед (15 августа 2017 г.). Возобновление курдского вопроса . Издательство Оксфордского университета. п. 168. ИСБН 978-0-19-086972-4 .
- ^ Савуку, Халил (10 октября 2016 г.). Езиды в Германии: религиозная община между традициями, интеграцией и ассимиляцией (на немецком языке). Научные издательства Tectum. п. 94. ИСБН 978-3-8288-6546-4 .
- ^ Перейти обратно: а б «Как езиды стали мусульманами?» . www.rudaw.net . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Армения — единственная страна в мире, где езидов учат в школе на их родном языке: The National News» . www.1lurer.am . 15 апреля 2021 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Бозарслан, Хамит; Гюнеш, Ченгиз; Ядирги, Вели (22 апреля 2021 г.). Кембриджская история курдов . Издательство Кембриджского университета. п. 509. ИСБН 978-1-108-58301-5 .
- ^ Да, Тобиас; Шаликар, Арье Шаруз (3 декабря 2018 г.). Курдистан: Как угнетенный народ стабилизировал Ближний Восток (на немецком языке). Издательство Рива. п. 198. ИСБН 978-3-95971-947-6 .
- ^ Резвани, Бабак (15 марта 2014 г.). Этно-территориальный конфликт и сосуществование на Кавказе, в Средней Азии и Ферейдане: диссертация . Издательство Амстердамского университета. п. 145. ИСБН 978-90-485-1928-6 .
- ^ Бек, Жан-Филипп (16 августа 2014 г.). «Езиды в Северной Германии: второй дом» . Ежедневная газета: Таз (на немецком языке). ISSN 0931-9085 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Сатковски, Тим (24 мая 2016 г.). Федеративная Республика Германия и Турция с 1978 по 1983 год (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 146. ИСБН 978-3-11-044656-2 .
- ^ «Ответ федерального правительства» (PDF) . Немецкий Бундестаг . 2014. с. 1 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Шнор, Герберт (2001). Незабытый в: Господь творит справедливость и справедливость (на немецком языке). Вупперталь. стр. 59–67.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )