турецкие цыгане
Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( октябрь 2022 г. ) |
Ее члены именуются как турецкий цыган, Тюрк Чингенелер, Турски Цыгани (турски цигани), Туркогифти (τουρκο-γύφτοι), Цыгани турци, Тёрёк Циганьок, Турчи Цыгани . [1] Путем самотюркификации и ассимиляции в турецкой культуре на протяжении веков, [2] эти цыгане-мусульмане ( Turkophilia Horahane ) переняли турецкий язык и потеряли румелийский цыганский язык, чтобы утвердить турецкую идентичность и стать более узнаваемым принимающим населением. [3] и отрицать свое цыганское происхождение [4] чтобы показать свою турецкость . Во время переписи населения они заявили себя турками, а не цыганами, однако турки считают их лжетурками. [ нужна ссылка ] , а цыгане-христиане не считают их частью цыганского общества. [5] Это культурные мусульмане принявшие суннитский ислам ханафитского , мазхаба и религиозное мужское обрезание во времена Анатолийского Сельджукского Султаната и Османской империи .
Их легендарным лидером был Мансур ибн Якуб-хан по прозвищу Чинген-хан. он построил Свой караван-сарай в Малатье в 1224 году. Сегодня его все еще можно увидеть в руинах. Мансур бин Якуп Хан похоронен в мечети Улу в Малатье. [6]
История
[ редактировать ]Хамза аль-Исфахани увез написал о 12 000 музыкантах из Индии, которых Бахрам Гур в Персию. [7] также сделал Фирдоуси . [8] Эвлия Челеби рассказал, что Мехмед II после 1453 года перевез цыган-мусульман из Балата в Стамбул, их потомки стали музыкантами. [9] Они говорили только по-турецки, и в их жаргоне было очень мало цыганских слов. [10] Они мигрировали из Анатолии в Мраморноморский регион и, наконец, поселились на Балканах во времена Османской империи . Греческий доктор А. Г. Паспати в своей книге 1860 года заявил, что турки часто женятся на цыганках, а румелийский цыганский диалект почти утрачен турецкими цыганами-мусульманами, говорящими исключительно по-турецки. [11] Эрнест Гиллиат-Смит объяснил в 1915 году, что эти турецкие цыгане в Болгарии не могут говорить на цыганском языке, и сравнил их с очень бедными турками, а не с цыганами. Французский востоковед Анри Буржуа называл турецких цыган Pseudo Chingiane, особенно газету Laço, изданную в 1910 году Эмином Резой. [12] Действительно, в Эдирне есть люди, которые вообще не являются цыганами, но их до сих пор называют чингене (цыганами). Их история такова: в Османской империи некоторые семьи считали военную службу рискованным и не хотели отправлять своих сыновья в качестве солдат, не видели проблем с получением цыганского (коптского) удостоверения для регистрации своего населения, поскольку они знали, что цыгане не вербовались в качестве комбатантов, до 1874 года, когда цыганам-мусульманам были предоставлены равные права с другими мусульманами . Эти семьи по-прежнему продолжали фигурировать в записях как цыгане. [13] В прошлом в Болгарии также классифицировались группы турок как «цыгане» или «татары». [14]
Поселения и миграция
[ редактировать ]Большинство турецких цыган живут в Турции , но также значительные общины турецких ромов проживают в Болгарии , Греции ( Западная Фракия ), Северной Македонии , Северном Кипре , в меньшем случае в Румынии ( Добруджа ) и Косово . [15] В Восточной Фракии (Турция) их называют Шопар. Значение имени происходит от румелийского цыганского языка и имеет разные значения. [16] [17]
Небольшая мусульманская община турецких ромов проживает в Добрудже в Румынии. Они являются потомками цыган-мусульман, которые смешались с турками во времена Османской империи. [18] Румынские христианские цыганские группы считают их просто турками (термин для мусульман) и отличаются от них. [19] [20]
В Западной Фракии , Греция, в таких городах, как Александруполис (Дедеагач) – Комотини (Комулчине) – Ксанти (Ксанти), цыгане-мусульмане называют Турко-Гифти (т.е. такие как Сепечидес или Севляра и Калпазая, которые говорят по-турецки. [21] [22]
На Северном Кипре проживают тюркоязычные цыгане, которые очень близки им в Турции и Западной Фракии в Греции. [23] [24]
В Косово проживает турецкая цыганская община Диванджолджие . Они названы в честь первоначального поселения, откуда они когда-то пришли, улицы Диваньолу в Стамбуле , и поселились в Приштине во времена Османского Косово . [25]
Романлары из Турции пришли в Германию, Австрию и другие европейские страны как гастарбайтеры, но они полностью ассимилировались среди турок в Европе . [26] [27]
В Северной Македонии , в городах Скопье , Кочани , Штип и Велес, Северная Македония , живут турецкие цыгане. Они живут не в цыганских кварталах, а вместе с принимающим населением. Несколько семей эмигрировали в Турцию в 1953–1968 годах. Их и их потомков принимают полностью за тюрков. [28]
С тех пор, как Болгария стала членом Европейского Союза , турецкие цыгане, называющие себя Уста Миллет и Мехтер из Болгарии, уехали в Западную Европу в качестве рабочих, многие из этих турецких цыган женились на польских женщинах. [29] Этого потомства звали Мелези (Полукровка), турецкое заимствование. [30]
Во время греческой войны за независимость , русско-турецкой войны (1877–1878) и Балканских войн (1912–1913) цыгане-мусульмане бегут вместе с другими различными мусульманскими группами в Стамбул и Восточную Фракию под именем Мухацира . [31]
В ходе обмена населением между Грецией и Турцией в Турцию также были переселены турецкие цыгане-мусульмане из Греции. По-турецки они называются Мюбадил Романлар. [32] [33] [34] [35] [36]
Согласно конвенции 1925 года между Болгарией и Турцией, мусульманам разрешен выезд из Болгарии. Особым характерным примером этого являются турецкие цыгане Велико-Тырновского района, которыевнесенные в болгарские реестры по национальности, «турки» эмигрировали в Турцию.В 1950–1951 годах турецкие цыгане-мусульмане из Болгарии приехали в Турцию и поселились в Чанаккале и окрестностях. [37]
В 1953–1968 годах турецкие цыгане-мусульмане из Югославии эмигрировали в Турцию. [38] [39]
Генетический
[ редактировать ]Следующие гаплогруппы Y-ДНК были обнаружены в Турции, при этом 26,5% указывают на гаплогруппу М (мтДНК) . Несколько % Y-ДНК L и H указывают на отцовскую линию прото-цыган, поскольку все остальные Y-ДНК также обнаруживаются у мужчин нецыганского происхождения. Поскольку в Османской империи проживала смесь народов разного происхождения. Это подтверждает заявление Паспати, см. выше. [40]
- И2а (20%)
- J2a (18,4%)
- Р2а (17,1%)
- О3-М122 (15,6%)
- Р1б (14,9%)
- Е1б (14,3%)
- Р1а (12,1%)
- C-RPS4Y (8,5%)
- Л-М20 (4,21%)
- Х-М82 (0,57%)
Турецкая цыганская кухня
[ редактировать ]«Цыганская кухня» в Турции является важным доказательством того, что турецкие цыгане жили в Анатолии с древних времен. Кулинарная культура турецких цыган серьезно повлияла на богатую кухню Анатолии. [41]
Музыка и танец
[ редактировать ]Их турецкая музыка (стиль) известна своим особым ритмом 8/9 и исполнением танца живота . [42] [43]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Цыгане-мусульмане: «турецкие цыгане» и «нечистые»?» .
- ^ Юлкер, Эрол (11 января 2008 г.). «Ассимиляция мусульманских общин в первое десятилетие Турецкой Республики (1923-1934)» . Европейский журнал тюркских исследований . дои : 10.4000/ejts.822 .
- ^ Йылгюр, Эгемен (1 января 2021 г.). «Туркменские цыгане на Балканах: просто предпочтительная идентичность или нечто большее?» . Фестиваль истории и культуры цыган в честь профессора доктора Веселина Попова / Христо Кючукова, Софии Заховой, Яна Думиницы . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Озатеслер Г.; Озателер, Гюль (2014). Цыганская стигма и изоляция в Турции, 1970: Социальная динамика исключительного насилия . Пэлгрейв Макмиллан США. ISBN 978-1-137-38661-8 . [ нужна страница ]
- ^ «Цыгане-мусульмане в Румынии» . Scholarpublications.universiteitleiden.nl . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ «Чингэнь Хан» .
- ^ Bahram V. Gur
- ^ Bahram V. Gur
- ^ «ЦЫГАНЫ СТАМБУЛА | История Стамбула» .
- ^ «Цыганский и турецкий». «Что еще я хотел сказать...»: многоязычный праздничный сборник Норберта Борецкого по случаю его 65-летия . 2001. стр. 303–326. дои : 10.1515/9783050079851-022 . ISBN 978-3-05-007985-1 .
- ^ Паспати, АГ; Хэмлин, К. (1860). «Мемуары о языке цыган, который сейчас используется в Турецкой империи». Журнал Американского восточного общества . 7 : 143–270. дои : 10.2307/592158 . JSTOR 592158 .
- ^ Марушякова, Елена; Попов, Веселин (2021). «Османская империя». Цыганские сочинения . стр. 23–33. дои : 10.30965/9783657705207_004 . hdl : 10023/27175 . ISBN 978-3-657-70520-7 .
- ^ https://turkiyeninsesleri.com/2011/05/07/me-cingene-asaleti/
- ^ https://www.acarindex.com/pdfler/acarindex-1929-9174.pdf
- ^ Колукирик, Суат; Токташ, Шуле (сентябрь 2007 г.). «Цыгане Турции: политическое участие и организация». Ближневосточные исследования . 43 (5): 761–777. дои : 10.1080/00263200701422675 . S2CID 143772218 .
- ^ «Что означает Şopar, что это значит? Каково в словаре TDK значение слова Şopar? - Habertürk» . 12 апреля 2023 г.
- ^ «Словарь Куббеалты - Значение слова %C5%9Fopar, что такое %C5%9Fopar?» .
- ^ Григоре, Джордж. «Джордж Григоре. «Мусульмане в Румынии», Информационный бюллетень ISIM (Международный институт изучения ислама в современном мире) № 3, Лейден. 1999: 34» .
- ^ Купча, Адриана (2020). «Вспоминая и бытие. Воспоминания о коммунистической жизни в турецкой мусульманской цыганской общине в Добрудже (Румыния)» . Балканология . 15 . дои : 10.4000/balkanologie.2497 . S2CID 230699431 .
- ^ «Цыгане-мусульмане в Румынии» . Scholarpublications.universiteitleiden.nl . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Марушякова, Елена; Попов, Веселин (2016). «Цыганская культура: проблемы и вызовы» . Культура рома: мифы и реальность . Мюнхен: Академическое издательство Lincom. стр. 35–64. ISBN 9783862886845 .
- ^ Попов, Веселин; Марушякова, Елена. «Цыгане-мусульмане на Балканах» . rm.coe.int .
- ^ https://www.ekathimerini.com/news/1705/the-gypsies-of-cyprus-struggle-on/
- ^ «Цыгане бегут из оккупированного Турцией Северного Кипра; на юге вспыхивает антицыганство» .
- ^ Андерсон, Бобби (сентябрь 2003 г.). «Кем мы были, кто мы такие: устные истории косовских ромов» .
- ^ Колукырык, Суат (2007). «Цыгане, живущие в городе Кельне и его окрестностях: общая оценка». Цыгане: чужаки земли (на английском языке). Симург. ISBN 978-975-7172-94-9 . [ нужна страница ]
- ^ Михаэла Затреану; Дитер В. Халвакс. «Цыгане в Европе» (PDF) .
- ^ Камуселла, Томаш; Номачи, Мотоки; Гибсон, Кэтрин (29 апреля 2016 г.). Справочник Пэлгрейва по славянским языкам, идентичности и границам . Спрингер. ISBN 9781137348395 .
- ^ «Турецкие цыгане из Болгарии и их миграция в Польшу от Фонда ERSTE - Issuu» .
- ^ Христо Кюкухов (1998). «Турецкие и армянские заимствования в болгарском цыганском языке» . Лингвистические исследования Граца (50).
- ^ «Изгнание и эмиграция мусульман с Балкан» . Ieg-ego.eu .
- ^ Зейнеп БИЛГЕХАН. «Малоизвестная история обменянного цыгана» . Hurriyet.com.tr .
- ^ «Забытые обменянные цыгане: «Люди, изгнанные землей» » . Kronos34.news . 7 февраля 2021 г.
- ^ «ЛОЗАННСКИЕ ЦЫГАНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРОШЛОГО: МИГРАЦИЯ, ВОСПОМИНАНИЯ И ОПЫТ» (PDF) . Sdergi.hacettepe.edu.tr . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Проект Sepečides Romani: История» (PDF) . Rombase.uni-graz.at . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Йилгюр, Эгемен (декабрь 2015 г.). «Этническая принадлежность, класс и политизация: табачные работники-иммигранты-цыгане в Турции» . Цыганские исследования . 25 (2): 167–196. дои : 10.3828/rs.2015.7 . S2CID 146293564 .
- ^ Митхат АТАБАЙ. «Цыганская проблема и миграция из Болгарии в Чанаккале в 1950–1951 годах» (PDF) . Acarindex.com . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Николина Райкович. «Иммиграция югославских мусульман в Турцию после Второй мировой войны (1953–1968)» (PDF) . Etd.ceu.edu . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Пезо, Эдвин (2018). «Эмиграция и политика в Югославии: динамика и ограничения в процессе мусульманской эмиграции в Турцию в 1950-е годы» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 48 (2): 283–313. дои : 10.1177/0265691418757391 . S2CID 149846476 .
- ^ Карс, М. Эдже; Башак, А. Назлы; Онат, О. Эмре; Билгувар, Кая; Чхве, Чонмин; Итан, Юваль; Чаглар, Джанер; Палвадо, Робин; Казанова, Жан-Лоран; Купер, Дэвид Н.; Стенсон, Питер Д.; Явуз, Альпер; Булуш, Хакан; Гюнель, Мюрат; Фридман, Джеффри М.; Озчелик, Тайфун (7 сентября 2021 г.). «Генетическая структура турецкого населения демонстрирует высокий уровень изменчивости и примеси» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 118 (36): e2026076118. Бибкод : 2021PNAS..11826076K . дои : 10.1073/pnas.2026076118 . ПМЦ 8433500 . ПМИД 34426522 .
- ^ https://lezzetler.com/roman-yemekleri-vf110 .
- ^ «Стамбул – Цыганская музыка – Пульс планеты» .
- ^ «Турецкий цыганский стиль и уроки танца живота в Стамбуле» .