Крымские цыгане
![]() Семья крымских цыган Ставропольской губернии . Предроссийская революция. | |
Общая численность населения | |
---|---|
20,000 - 25,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Украина , Россия | |
Языки | |
крымские цыгане , крымские татары , русские | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Урсари • Руска Рома • Гурбети • Крымские татары |
Часть серии о |
цыгане |
---|
![]() |
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Крымские цыгане (также известные как крымские цыгане , татарские цыгане или чингене) . [ а ] ) — субэтническая группа цыган -мусульман, сильно ассимилированная среди крымских татар. [ 1 ] до такой степени, что их часто считают четвертой подгруппой крымских татар. [ 2 ] [ 3 ] В настоящее время они проживают во многих странах бывшего Советского Союза , в том числе и в России . Они говорят на крымскотатарском языке и на своем собственном крымско-цыганском диалекте . [ 4 ] Крымские цыгане традиционно исповедуют ислам .
Происхождение
[ редактировать ]
Когда именно первые цыгане прибыли в Крым и где они жили до приезда в Крым, источники сильно различаются и остаются спорной темой в цыганских исследованиях. Профессор истории цыган Вадим Торопов утверждает, что первые цыгане, прибывшие в Крым, прибыли на полуостров либо в 14, либо в 15 веке, ранее проживая на территории Византии, а крымскотатарский писатель Н. Сейдаметов утверждал, что они были туркменами. пришедшие в Крым вместе с Золотой Ордой, и Павел Никольский говорит, что они пришли отдельными волнами, сначала в XIII веке вместе с Золотой Ордой , а затем позже цыгане переселились в Крым с Балкан; Все больше и больше историков принимают теорию смешанного происхождения этногенеза крымских цыган, при этом сходятся во мнении, что разные группы крымских цыган прибыли в Крым из разных мест в разное время. [ 5 ]
В Крымском ханстве цыгане, как и люди других народов, не подвергались притеснениям; власти их не преследовали и к ним не относились с презрением. [ 6 ] В Крыму они вели оседлый и полуоседлый образ жизни, занимались производительным трудом и музыкой. [ 6 ] В XVIII веке ислам стал традиционной религией крымских цыган. Исследователь цыган Николай Штибер в своем эссе о цыганах в Крыму писал:
—Николас Штибер [ 6 ]
Исторически сложилось так, что большинство музыкантов в Крыму были крымскими цыганами, отчасти из-за стигматизации музыкантов в то время. [ 7 ] [ 8 ]
Подгруппы
[ редактировать ]Существует три основные подгруппы крымских цыган — кримурджа, урмачели и тайфа. [ 9 ] Внутри каждой из крымских цыганских общин также существуют подгруппы: однако касты некоторых подгрупп были несколько подвижными, поскольку люди, которые сменили профессию и ассимилировались в касту указанной профессии, считались частью касты. [ 6 ] и наблюдалось некоторое смешение между различными группами крымских ромов, а именно кримурджа и тайфа. [ 10 ] Крымских цыган нецыганские крымские татары часто называют чингене. [ 11 ] В связи с тем, что все разные крымские цыгане исповедовали мусульманскую веру и подражали крымским татарам в обычаях и одежде, российскому населению зачастую было трудно с первого взгляда сказать о цыганах и нецыганах-крымчанах. [ 9 ]
Krimurja (Ayudzhi)
[ редактировать ]Кримурджа, [ б ] являются потомками цыган, которые мигрировали в Крым с Балкан разными волнами, но прибыли позже, чем другие группы крымских ромов, некоторые еще в 19 веке. [ 12 ] Их диалект цыганского языка близок к диалекту урсари . [ 13 ] Они не называют себя аюджи, а некоторые даже не знают, какой экзоним используется для их описания. [ 14 ] Кримурджиа придерживаются цыганских традиций больше, чем другие цыганские группы. [ 15 ] Они более кочевны, чем другие группы крымских ромов, часто жили в городах зимой и в крымской степи летом. [ 14 ] Многие источники сообщают, что Крумурджа были кузнецами и дрессировщиками медведей. [ 12 ] однако Марушякова и Попов оспаривают идею о том, что крымурджиа были кузнецами и дрессировщиками медведей, ссылаясь на отсутствие исторической памяти об этих практиках. [ 14 ] Кримурджи — мусульмане, и общепризнано, что они были мусульманами до того, как приехали в Крым. [ 16 ]
Урмачели
[ редактировать ]Урмачели - это татаризированный цыганский народ, чьи предки мигрировали с Балкан в Крым в 16 веке, и, вероятно, являются самой многочисленной подгруппой крымских цыган. [ 9 ] Хотя они не отрицают своего цыганского происхождения, они очень татаризированы, имеют статус особой этнической группы внутри крымскотатарского народа и обычно рассматриваются как крымские татары. [ 8 ] Другие цыганские народы, такие как кримурджа (аюджи), не считают урмачели настоящими цыганами из-за степени их ассимиляции. [ 8 ] Тем не менее, Урмачели сохраняет некоторую цыганскую лексику и иногда называет других крымских татар нецыганского происхождения « гаджо ». Первоначально многие урмачели жили в Салачике, где прославились как прекрасные музыканты. [ 8 ] Урмачели разделились по профессиям. [ 9 ]
Tayfa/Dayfa
[ редактировать ]Точное происхождение Тайфа/Дайфа, ранее называвшегося Гурбец/Курбец. [ с ] был предметом споров среди антропологов на протяжении веков. [ 12 ] Серая Шапшал наблюдал за тайфами во время своего визита в Карасубазар в 1910 году и приписал их происхождение туркменам , а также предположил, что посторонние называли их цыганами из-за их полукочевого образа жизни в то время. [ 12 ] Два года спустя, в 1912 году, Александр Самойлович наблюдал за тайфами в Карасубазаре и объяснил их происхождение татаризированным цыганским народом. [ 12 ] Другие теории предполагают, что они произошли от балканских цыган-мусульман, некоторые теории указывают на родственные связи со Стравпольскими и Астраханскими туркменами, а Вадим Топоров предполагает, что это вовсе не цыгане, а курды, которых приняли за цыган и которые ранее жили в Грузинские территории Османской империи. [ 19 ] Другая теория происхождения тайф, которой придерживаются некоторые тайфы, заключается в том, что они пришли из города Мерсин в Турции. [ 20 ] Среди самих тайф нет единого мнения о происхождении тайфы, и существуют даже разногласия относительно происхождения тайфы внутри отдельных семей. [ 15 ] Они также иногда называют себя Ромачели или Урумачели. [ 20 ] Исторически они соблюдали некоторые шиитские традиции, такие как траур во время Мухаррама , [ 18 ] и пение песнопений илахи, [ 21 ] и некоторые крымские татары по-прежнему с подозрением относятся к своей вере, [ 22 ] но по вере они мусульмане-сунниты. [ 18 ] Крымские татары Тайфы почти всегда считают себя в первую очередь крымскими татарами, причем их римское происхождение является аспектом их исторического наследия, а не культурной идентичности. [ 23 ] Как и других крымских цыган, тайфа часто называют чингене, но многие тайфа считают этот термин очень оскорбительным. [ 15 ]
В Холокосте
[ редактировать ]По нацистским законам цыгане имели тот же статус, что и евреи, и подвергались истреблению из-за своей этнической принадлежности. [ 24 ] В Крыму нацисты пытались истребить крымских цыган. Большинство массовых убийств крымских цыган произошло в период с 1941 по 1942 год. Одна из крупнейших массовых убийств крымских цыган произошла в декабре 1941 года в рамках резни крымчаков . [ 25 ]
Любой очевидец резни нацистами крымских цыган в Южном Крыму описал следующее:
Многие массовые убийства крымских цыган были совершены айнзацгруппой D, которая сообщила об убийстве 824 крымских цыган в период с 16 ноября по 15 декабря 1941 года. В начале января 1942 года Отто Олендорф сообщил в Берлин, что все цыгане в Симферополе были убиты, однако подразделение продолжало убивать. Цыгане в Крыму еще много недель, иногда под эвфемизмом «асоциалы». [ 26 ] В марте 1942 года были отравлены газом 60 цыган из села Абаклы-Тома, позднее — 45 крымских цыган из села Бурлак-Тома. [ 27 ] В апреле 1942 года в отчете айнзацгруппы «Д» говорилось, что, за редким исключением некоторых жителей Северного Крыма, крымских цыган больше не осталось. [ 28 ]
Крымскотатарская интервенция спасла жизни многих крымских цыган от нацистов; оценки того, какой процент крымских цыган пережил Холокост, различаются, по некоторым оценкам, около 30%, но существуют широко распространенные разногласия относительно того, сколько из них выжило из-за изменчивой идентичности крымских цыган, которые часто называли себя крымскими татарами. [ 29 ] Многие крымские цыгане были записаны в паспортах как татары, в результате чего по официальной статистике в 1939 году в Крыму проживало 2064 крымских цыгана; однако историки Алекс Кей, Джефф Резерфорд и Дэвид Стахел подсчитали, что общая численность крымских цыган в Крыму до войны составляла где-то от 3500 до 4000 человек. [ 30 ] Одним из основных факторов, которые привели к сокращению нацистских преследований крымских цыган в 1942 и 1943 годах, было то, что другие крымские татары настаивали на том, что оставшиеся крымские цыгане вообще не были цыганами, при этом некоторые крымские татары утверждали, что крымские цыгане на самом деле были тюркским племенем туркмен. источник, [ 31 ] в то время как другие утверждали, что они были этнически связаны с иранскими племенами. [ 32 ] Многие крымские цыгане пережили Холокост, потому что выдавали себя за нецыганских крымских татар. [ 32 ] В послевоенных показаниях выживших родственников крымских цыган после одной из массовых убийств, в ходе которой были убиты 45 крымских цыган из их села, выжившие члены семей жертв показали, что староста села Криворучко передал их семьи нацистам как «татарских цыган». ", но они называли себя и свои семьи крымскими татарами, а не цыганами. [ 28 ] В мемориале людям, убитым в Симферополе в декабре 1941 года, упоминаются только евреи и крымчаки поименно, не упоминаясь о жертвах крымских цыган, погибших в той же резне. [ 33 ]
Депортация и ссылка
[ редактировать ]Большинство крымских цыган, переживших Холокост, были депортированы из Крыма в 1944 году вместе с другими крымскими татарами, и им по большей части было запрещено возвращаться в Крым до конца 1980-х годов. [ 17 ] [ 2 ] По оценкам историка Марка Эделе , 1109 выживших крымских цыган были депортированы из Крыма во время депортации крымских татар в 1944 году. [ 34 ] Очень небольшое количество крымских цыган смогли вернуться в Крым до 1989 года, доказав свое цыганское происхождение, показав, что они в некоторой степени помнят свой цыганский язык. [ 33 ] Кримурджи пострадали от депортации меньше, чем другие крымские цыгане, поскольку в паспортах они чаще записывались как цыгане, но большинство после депортации проживало в других частях СССР и оставалось полукочевым до 1960-х годов. [ 35 ]
К концу изгнания крымских татар было подсчитано, что численность крымских ромов, проживавших вместе с крымскотатарской диаспорой в Узбекистане, составляла где-то от 5000 до 6000 человек. Историк Ольга Кучеренко предполагает, что число крымских цыган, намного превышающее официальную цифру в 1109 человек, которые, как сообщается, были депортированы в 1944 году, может быть результатом того, что некоторые цыгане из других цыганских общин ассимилировались с крымскими цыганами, пока они жили в Узбекистане. . [ 36 ]
В наше время
[ редактировать ]Большинство крымских цыган признают крымскотатарскую идентичность. [ 2 ] и крымские цыгане были приняты в состав крымскотатарского народа как еще одна подгруппа крымских татар, наряду со степными (ногайскими), горнотатскими и ялиболунскими (прибрежными) народами крымских татар. [ 2 ] Совершенно неясно, сколько крымских татар имеют цыганское происхождение из-за степени ассимиляции крымских цыган. Крымские цыгане в Крыму живут среди других крымских татар и не живут отдельными кварталами. Многие крымские цыгане работают музыкантами и пользуются большой популярностью среди крымских татар, другие крымские цыгане занимаются продажей продуктов на рынках, а более состоятельные крымские цыгане владеют собственными ресторанами. [ 3 ] Идентичность крымских цыган несколько изменчива в зависимости от контекста: некоторые крымские цыгане категорически отрицают свое цыганское происхождение, когда находятся в присутствии российского населения. [ 37 ]
По состоянию на начало 2000-х годов крымские цыгане были единственной цыганской общиной в мире, которую считали подгруппой другой этнической группы. [ 3 ] Большинство людей, объявленных цыганами в современных переписях Крыма, не являются частью цыганских крымских татар, а являются представителями других подгрупп рома, поскольку большинство крымских цыган в основном идентифицируют себя как крымские татары. [ 38 ]
В 2012 году председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев выступил с речью в Парламентской ассамблее Совета Европы, в которой осудил дискриминацию цыган и категорически опроверг крайне правую псевдонаучную идею о том, что цыгане якобы генетически предрасположены к этому. преступлений, указывая на то, что интеграция крымских ромов в крымское общество является доказательством того, что цыгане продуктивно работают и вносят вклад в общество, которое их принимает. [ 39 ] До того, как крымскотатарский Меджлис был запрещен российскими властями в Крыму еще в 2016 году, крымские цыгане участвовали в выборах Меджлиса. [ 37 ]
Некоторые популярные крымскотатарские музыканты являются крымскими цыганами, поэтому крымских цыган часто считают лучшими музыкантами среди крымских татар. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Эрроминтчела - цыгане-калдерашцы, глубоко интегрированные в баскское общество.
Примечание
[ редактировать ]- ^ Русский : чингене ; англизированный как «Чингене»
- ^ Они также называют себя Кримкурья, Киримытика/Кырымлитика Рома, Татарика/Татаритика Рома и Крими/Кримчи. Другие крымские татары обычно называют их Аюджи/Аюджи, что означает медвежонок.
- ^ Термин Тайфа используется в Северном Крыму, а термин Дайфа - в Южном Крыму. Тайфа/Дайфа также называются гурбецами и трукменами или туркменами. Происхождение термина «Гурбетс» оспаривается и может быть производным от слова «нищий». Термин Тайфа/Дайфа появился сравнительно недавно и стал популярным среди тайфа во время их изгнания в Узбекистан. [ 17 ] Другие теории относительно термина Гурбет заключаются в том, что он произошел от обозначения цыган в юридических документах Османской империи и / или от связи с термином Гурбет, применяемым к балканским цыганам. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цыганские исследования . Цыганское краеведческое общество. 2004.
- ^ Jump up to: а б с д Камуселла, Номачи и Гибсон, 2016 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Гейзенхайнер и Ланге 2005 , с. 430.
- ^ Марушякова и Попов 2004 .
- ^ Кизилов 2021 , с. 37-39.
- ^ Jump up to: а б с д "Крымские цыгане, или чингене: кто они?" (in Russian). Avdet. 28 July 2019. Archived from the original on 2019-08-02 . Retrieved 2019-12-27 .
- ^ Контевский, А. (1928). «Фольклор Крыма» . Еженедельный бюллетень новостей (30–31). Общество культурных связей с зарубежными странами: 6-7.
- ^ Jump up to: а б с д и Mamchits, Roman (20 March 2010). "Крымская Атлантида: урмачели Часть I. Племя скрипачей" . chaskor.ru . Archived from the original on 2010-03-29.
- ^ Jump up to: а б с д Кизилов 2021 , с. 39.
- ^ Гейзенхайнер и Ланге 2005 , стр. 437.
- ^ Tyaglyy 2009 , p. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Кизилов 2021 , с. 40.
- ^ Марушякова и Попов 2004 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б с Марушякова и Попов 2004 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Марушякова и Попов 2004 , с. 154.
- ^ Гейзенхайнер и Ланге 2005 , стр. 437-438.
- ^ Jump up to: а б Mamchits, Roman (22 March 2010). "Крымская Атлантида: гурбеты Часть II. Вечные чужаки" . chaskor.ru . Archived from the original on 2010-04-06.
- ^ Jump up to: а б с Кизилов 2021 , с. 41.
- ^ Кизилов 2021 , с. 40-41.
- ^ Jump up to: а б Марушякова и Попов 2004 , с. 155.
- ^ "Развитие традиционных ремесел и промыслов в Крымском ханстве" . Realnoe vremya (in Russian). 11 August 2023.
- ^ Марушякова и Попов 2004 , с. 153-154.
- ^ Марушякова и Попов 2004 , с. 156.
- ^ «Энциклопедия Холокоста - Геноцид европейских цыган (цыган), 1939–1945» . УШММ . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Мотадель 2022 , с. 246.
- ^ Кроу 2021 , стр. 212.
- ^ Tyaglyy 2009 , p. 40.
- ^ Jump up to: а б Tyaglyy 2009 , p. 41.
- ^ Герлах 2016 , с. 363.
- ^ Кей, Резерфорд и Стахель, 2012 , с. 284.
- ^ Кизилов 2021 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Мотадель 2022 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Марушякова и Попов 2004 , с. 152.
- ^ Эделе 2014 , стр. 296.
- ^ Марушякова и Попов 2004 , с. 159.
- ^ Kucherenko 2016 , p. 210.
- ^ Jump up to: а б Марушякова и Попов 2004 , с. 153.
- ^ Кизилов 2021 , с. 56.
- ^ "Лидер крымских татар опроверг миф о цыганском попрошайничестве" . islam.in.ua . 3 April 2012.
Библиография
[ редактировать ]- Кроу, Дэвид (2021). Холокост: корни, история и последствия . Рутледж .
- Эделе, Марк (2014). «Новый советский человек как «цыган»: кочевничество, война и маргинальность во времена Сталина». Регион . 3 (2). Издательство Славица.
- Gabbasov, Sergey (2020). Цыгане. Сборник статей (in Russian). Litres. ISBN 978-5-04-265242-4 .
- Гейзенхайнер, Катя; Ланге, Катарина (2005). Moving Horizons: Festschrift к 60-летию Бернхарда Штрека (на немецком языке). Издательство Лейпцигского университета. ISBN 978-3-86583-078-4 .
- Кей, Алекс; Резерфорд, Джефф; Стахел, Дэвид (2012). Политика нацистов на Восточном фронте, 1941 год: тотальная война, геноцид и радикализация . Университет Рочестера Пресс. ISBN 978-1-58046-407-9 .
- Герлах, Кристиан (2016). Уничтожение европейских евреев . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-316-54608-6 .
- Камуселла, Томаш; Номачи, Мотоки; Гибсон, Кэтрин (2016). Справочник Пэлгрейва по славянским языкам, идентичности и границам . Спрингер. ISBN 978-1-137-34839-5 .
- Kizilov, Mikhail (2021). "Уничтожение цыган Симферополя и «решение» цыганского вопроса в оккупированном Крыму". Историческое наследие Крыма (in Russian) (32).
- Кучеренко, Ольга (2016). Советские беспризорные дети и Вторая мировая война: благосостояние и социальный контроль при Сталине . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4742-1343-1 .
- Марушякова, Елена; Попов, Веселин (2004). «Сегментация против консолидации: пример четырех цыганских групп в СНГ» (PDF) . Цыганские исследования . 14 (2): 145–191. дои : 10.3828/rs.2004.6 .
- Motadel, David (2022). Ислам в политике нацистской Германии (1939–1945) (in Russian). Litres. ISBN 978-5-04-253531-4 .
- Nikolsky, Pavel (1923). Симферополь и его окрестности (in Russian). Simferopol: Krymgosizdat.
- Панченко, Януш; Хоманюк, Mykola. "Servur'a and Krym'a (Crimean Roma) as indigenous peoples of Ukraine". Etnografia Polska . 67 (1-2): 155-173.
- Тейлор, Бекки (2014). Другая тьма, другой рассвет: история цыган, цыган и путешественников . Книги реакции . п. 17. ISBN 978-1-78023-297-3 .
- Торопов, Вадим (2004). История и фольклор крымских цыган . Ин-т наследия. ISBN 978-5-86443-106-1 .
- Торопов, Вадим (2009). Крымские цыгане: язык и фольклор (PDF) . Перевод Степанова, Издательство «А.В. Юнона». ISBN 978-5-89729-118-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 апреля 2023 г.
- Тяглый, Михаил (2009). Были ли «чинжене» жертвами Холокоста? Политика нацистов в отношении крымских цыган, 1941–1944 гг. (PDF) . Том. 23. Исследования Холокоста и геноцида. стр. 26–53.
- «Устная история татарских цыган Болгарии» Рим: прошлое, настоящее, будущее Христо Кючуков, Елена Марушякова, Веселин Попов, Цыганское краеведческое общество. Ежегодное собрание. Мюнхен: Lincom GmbH. 2016. ISBN 978-3-86288-736-1 . OCLC 985346229 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Smirnova-Seslavinskaya, Mariya (November 2016). "Миграции цыган в южные регионы Российской империи и Крым, формирование общности крымских цыган" . Таврический научный обозреватель (in Russian).