Сербские мусульмане
![]() Мехмед-паша Соколович (1506–1579), великий визирь Османской империи (1565–1579), этнический серб по происхождению. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 4500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
сербский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Торбеш , Помак , Горан , Босния |
Часть серии о |
сербы |
---|
![]() |
Сербские мусульмане ( сербская кириллица : Srbi muslimi , латинизированная : Srbi muslimi ) или сербские мусульмане (сербская кириллица: Srbi muhamedanci , латинизированная: Srbi muhamedanci ), также называемые Čitaci (сербская кириллица: Čitaci ), являются этническими сербами , которые являются мусульманами (приверженцами). ислама ) по их религиозной принадлежности. [ 9 ]
Использование термина Читачи
[ редактировать ]Этот термин имеет несколько конкретных применений:
- Этот термин произошел от турецкого слова «Çıtacı», используемого для обозначения торговцев, продающих деревянные доски.
- В этнографических, исторических и сравнительно-религиоведческих исследованиях оно используется как обозначение исламизированных семей этнического сербского происхождения.
- Он использовался для самоидентификации (Čitaci) в бывшей Югославии .
- Он используется в исторических исследованиях для идентификации османов сербского происхождения.
- Используется для мусульманского населения района Санджака (Сербия). [ 10 ]
История
[ редактировать ]

Поскольку сербы были и остаются преимущественно православными христианами, их первая значительная историческая встреча с исламом произошла во второй половине XIV века и ознаменовалась турецким вторжением и завоеванием сербских земель (начавшееся в 1371 году и закончившееся 1371 годом). начало XVI века). Этот период ознаменовался первой волной исламизации среди сербов. В некоторых регионах значительное меньшинство покинуло христианство и обратилось в ислам, добровольно или по необходимости, под влиянием османских властей. Самым известным мусульманином сербской национальности был Мехмед-паша Соколович (1506-1579), великий визирь Османской империи (1565-1579), который был этническим сербом по происхождению, как и Омар-паша Латас .
Королевство Югославия
[ редактировать ]Гаджрет
[ редактировать ]Гаджрет (известный как Сербское мусульманское культурное общество после 1929 года) был культурным обществом, основанным в 1903 году, которое продвигало сербскую идентичность среди славянских мусульман Австро-Венгрии (сегодняшняя Босния и Герцеговина ). [ 11 ] Организация считала, что мусульмане — это сербы, лишенные этнического самосознания. [ 12 ] Мнение о том, что мусульмане были сербами, вероятно, является самой старой из трех этнических теорий самих боснийских мусульман . [ 13 ] Он был демонтирован Независимым государством Хорватия во время Второй мировой войны . [ 14 ] Некоторые члены, не коммунисты , присоединились к югославским партизанам или сотрудничали с ними , в то время как другие присоединились к четникам .
Первая мировая война
[ редактировать ]Мусульмане присоединились к сербской армии во время Первой мировой войны. Большинство из них составляли мусульмане, имевшие сербскую идентичность и называвшие себя сербами . [ 15 ] Среди известных солдат были Мустафа Голубич , Авдо Хасанбегович, Шукрия Куртович, Ибрагим Хаджимерович, Фехим Мусакадич , Хамид Кукич, Решид Куртагич, которые все сражались в качестве сербских офицеров-добровольцев на Салоникском фронте . [ 16 ] Среди наиболее активных членов группы мусульман, занимавшихся югославской пропагандой в отношении австро-венгерских военнопленных-мусульман, были А. Хасанбегович, Азис Сарич, Ф. Мусакадич, Алия Джемиджич, Р. Куртагич, Асим Шеремета, Хамид Кукич и Ибрагим Хаджиомерович. [ 17 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в Югославии несколько мусульман присоединились к четникам . Они поддержали сербскую этническую идентичность. Самым заметным из них был Исмет Поповац , который командовал Мусульманской национальной военной организацией ( Muslimanska narodna vojnaorganizacija , MNVO). В резолюции МНВО говорится, что «мусульмане являются неотъемлемой частью сербского мира ». [ 18 ] Ветеран Первой мировой войны Фехим Мусакадич также присоединился к четникам. [ 19 ]
СФР Югославия
[ редактировать ]
До переписи 1971 года лица славяно-мусульманского происхождения в Югославии могли по закону объявлять себя только сербскими мусульманами, хорватскими мусульманами или этнически неопределившимися мусульманами. [ 20 ] Подавляющее большинство выбрало вариант «не определено». [ 21 ] После 1971 года славяне мусульманского происхождения были признаны самостоятельной этнической группой.
Некоторые видные мусульмане Югославии открыто объявили себя сербами, например, писатель Меша Селимович . [ 22 ]
Югославские войны
[ редактировать ]Во время первых переговоров о разделе Боснии и Герцеговины Эйюп Ганич заметил, что боснийцы «являются исламизированными сербами» и поэтому должны присоединиться к сербской стороне, в то время как ПДД перешла на сторону сербов и продолжила борьбу против хорваты. [ 23 ] Политический аналитик Йохен Хипплер отметил в 1994 году, что: «Мусульмане в основном являются этническими сербами, а хорватское меньшинство - но это не спасло их от резни со стороны своих собратьев по этническим группам за то, что они отличаются от других». [ 24 ]
Сербские националисты обычно настаивали на том, что боснийские мусульмане — это сербы, отступившие от своей веры. [ 25 ] Сербская историография подчеркивает православное сербское происхождение боснийцев , которые интерпретируются как отказавшиеся от связей с этнорелигиозным наследием после обращения в ислам, а затем отрицающие его, отказывающиеся принять сербскую идентичность. [ 26 ] [ 27 ] Согласно боснийской историографии военного и послевоенного времени, боснийские мусульмане в основной части сербской националистической историографии представлены как потомки психически больных, ленивых, рабов, жадных помещиков, заключенных, воров, изгоев или как сербы, которые, сбитые с толку и побежденные , решили следовать религии своих врагов. [ 28 ] С одной стороны, боснийские мусульмане подчеркивают, что у них нет никаких связей с сербами или хорватами, а с другой стороны, сербы подчеркивают общее происхождение и роль, которую оккупанты сыграли в конфликте между балканскими народами. [ 28 ]
Переписи населения
[ редактировать ]Сербские переписи населения
[ редактировать ]По данным переписи населения Сербии 2022 года, из тех, кто назвал себя этническими сербами, 0,08% (4238 человек) заявили ислам своей религией. [ 6 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Авдо Карабегович (1878–1908), боснийский писатель. [ 29 ]
- Осман Джикич (1879–1912), боснийский писатель. [ 29 ]
- Авдо Сумбул (1884–1915), журналист и просербский активист.
- Мухамед Мехмедбашич (1886–1943), боснийский революционер [ 30 ]
- Мустафа Голубич (1889–1941), четник и советский разведчик. [ 31 ]
- Хасан Ребач , писатель
- Исмет Поповац (ум. 1943), четник времен Второй мировой войны.
- Фехим Мусакадич (ум. 1943), сербский солдат времен Первой мировой войны и четник времен Второй мировой войны.
- Меша Селимович (1910–1982), югославский писатель.
- Эмир Кустурица (р. 1954), сербский кинорежиссер.
- Мустафа Мияйлович (р. 1972) спортивный комментатор из боснийских сербов
- Сулейман Спахо (р. 1949) сербский политик
- Джелаль Шенгёр б. 1955) турецкий учёный. По его словам, его бабушка по отцовской линии была сербского происхождения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жиль Вайнштейн (1997). «Соколлу Мехмед-паша» . В Клиффорде Эдмунде Босворте (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 9 (2-е изд.). Лейден: Издательство Brill . стр. 706–7. ISBN 9789004104228 .
- ^ Ханна С. Трбович (2008). Правовая география распада Югославии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 69. ИСБН 9780195333435 .
- ^ Эмине Фетвачи (2013). «Карьера Соколлу Мехмед-паши» . Изображение истории при Османском дворе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . п. 102. ИСБН 9780253006783 .
- ^ Ильбер Ортайлы (2006). Новое открытие ( Османской империи на турецком языке). Стамбул: Публикации Тимаша . п. 119.
Сокуллу Мехмет-паша... происходит из семьи сербского духовенства.
- ^ Питер Бартл (1985). Основы истории Югославии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество . п. 38. ISBN 9783534080823 .
великого визиря сербского происхождения Мехмеда Паши Соколли
- ^ Jump up to: а б «Население по национальностям и вероисповеданиям, по регионам» .
- ^ Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык 2019 , стр. 918–919.
- ^ «Население по вероисповеданию и этнической принадлежности, Словения, перепись 2002 года» . Статистическое управление Республики Словения . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ «Читатели | Хорватская энциклопедия» .
- ^ Йорген Шёлер Нильсен; Самим Акгонюль; Ахмет Алибашич; Бриджит Марешаль; Кристиан Мо (2009). Ежегодник мусульман Европы . ОЧКИ. стр. 213–. ISBN 978-90-04-17505-1 .
и его в основном посещают сербские мусульмане из Санджака.
- ^ Олворт 1994 , с. 125.
- ^ Олворт 1994 , с. 126.
- ^ Олворт 1994 , с. 116.
- ^ Эмили Гребл (2011). Сараево 1941–1945: мусульмане, христиане и евреи в гитлеровской Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 121–. ISBN 978-0-8014-6121-7 .
- ^ Драга Мастилович (2009). Герцеговина в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев: 1918-1929 гг . Филип Вишнич. п. 48. ИСБН 978-86-7363-604-7 .
- ^ Мустафа А. Мулалич (1936). Восток на Западе: современные культурные и социальные проблемы югославов-мусульман . Скерлич. п. 172.
- ^ «Исторический вестник»: орган Общества историков СР Сербии . Общество. 1980 г. до н.э. 113.
- ^ Энвер Реджич; Роберт Дония (13 декабря 2004 г.). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Рутледж. п. 153. ИСБН 978-1-135-76736-5 .
- ^ Вложения . Том. 20. Институт истории. 1984 г. 100.
- ^ Франсин Фридман (1996). Боснийские мусульмане: отрицание нации . Вествью Пресс. ISBN 978-0-8133-2097-7 .
Продвигая эту политику, в переписи 1948 года боснийским мусульманам было разрешено объявить себя сербами-мусульманами, хорватами-мусульманами или национально «неопределенными» мусульманами, что выявило позицию коммунистических лидеров, которые считали, что мусульмане...
- ^ Филип Эмиль Мюленбек, изд. (2012). Религия и холодная война: глобальная перспектива . Издательство Университета Вандербильта. п. 184. ИСБН 9780826518521 .
- ^ Трбович 2008 , с. 100.
- ^ Стивен Л. Бург; Пол С. Шуп (4 марта 2015 г.). Этнический конфликт и международное вмешательство: кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы: Кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы . Тейлор и Фрэнсис. п. 341. ИСБН 978-1-317-47101-1 .
- ^ Йохен Хипплер (1 апреля 1994 г.). Pax Americana?: гегемония или упадок . Плутон Пресс. п. 164. ИСБН 978-0-7453-0695-7 .
- ^ Эмран Куреши; Майкл А. Селлс (5 ноября 2003 г.). Новые крестовые походы: создание мусульманского врага . Издательство Колумбийского университета. стр. 323–. ISBN 978-0-231-50156-9 .
- ^ Бибер, Флориан (2006). Послевоенная Босния: этническая принадлежность, неравенство и управление государственным сектором . Пэлгрейв Макмиллан. п. 5. ISBN 978-0-230-50137-9 .
- ^ Мекич, Сеяд (2016). Мусульманский реформист в коммунистической Югославии: жизнь и мысли Хусейна Дозо . Рутледж. п. 17. ISBN 978-0-230-50137-9 .
- ^ Jump up to: а б Алибашич, Ахмет (2014). «Босния и Герцеговина» . В Чезари, Джоселин (ред.). Оксфордский справочник по европейскому исламу . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 431. ИСБН 978-0-19-102640-9 .
- ^ Jump up to: а б Станое Станоевич; Йован Йованович; Слободан Йованович; Никола Стоянович (1935). Сербский народ в XIX веке . Том. 15. Гека Кон. п. 90.
- ^ Алия С. Коньходжич (1974). Мемориал Братства: 1954-1974 гг . стр. 381.
- ^ Армия . Том. 11. Военный издательско-газетный центр. 2002. стр. 175.
Источники
[ редактировать ]- Олворт, Эдвард (1994). Мусульманские общины возрождаются: исторические перспективы национальности, политики и оппозиции в бывшем Советском Союзе и Югославии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-1490-8 .
- Черибашич-Беговац, Анаид (2017). Мусульмане в Санджаке Смедерево в период перехода от 18 к 19 веку - Сравнение сербской и боснийской научной литературы (PDF) (Диссертация). Университет Граца.
- Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык (PDF) . Сараево: Агентство статистики Боснии и Герцеговины. 2019.
- Вукичевич, Миленко М. (1901). Выдающиеся сербские мусульмане (Выдающиеся сербские мусульмане) . Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вукичевич, Миленко М. (1906). Выдающиеся сербские мусульмане . Белград: Сербское литературное объединение.
- Вукичевич, Миленко М. (1998). Выдающиеся сербские мусульмане (Выдающиеся сербские мусульмане) . Белград: ННК.
- Ракович, Александр (2016). «Сербская идентичность мусульман славянского происхождения на постюгославском пространстве в 21 веке» (PDF) . Культура полиса: Журнал по развитию демократической политической культуры . 13 (31): 171–183.
- Республиканский институт статистики Сербии (2014 г.). «Этномозаика» (PDF) . Белград: Республиканский институт статистики Сербии.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Трбович, Ханна С. (2008). Правовая география распада Югославии . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 100-1 100–. ISBN 978-0-19-533343-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лазо М. Костич (1967). Наука определяет этническую принадлежность мусульман BX .