Jump to content

Сербские мусульмане

Сербские мусульмане
Сербские мусульмане
Сербские мусульмане
Общая численность населения
в. 4500
Регионы со значительной численностью населения
 Сербия : 4238 [ 6 ]
 Босния и Герцеговина : 60 [ 7 ]
 Словения : 53 [ 8 ]
Языки
сербский
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Торбеш , Помак , Горан , Босния

Сербские мусульмане ( сербская кириллица : Srbi muslimi , латинизированная : Srbi muslimi ) или сербские мусульмане (сербская кириллица: Srbi muhamedanci , латинизированная: Srbi muhamedanci ), также называемые Čitaci (сербская кириллица: Čitaci ), являются этническими сербами , которые являются мусульманами (приверженцами). ислама ) по их религиозной принадлежности. [ 9 ]

Использование термина Читачи

[ редактировать ]

Этот термин имеет несколько конкретных применений:

  • Этот термин произошел от турецкого слова «Çıtacı», используемого для обозначения торговцев, продающих деревянные доски.
  • В этнографических, исторических и сравнительно-религиоведческих исследованиях оно используется как обозначение исламизированных семей этнического сербского происхождения.
  • Он использовался для самоидентификации (Čitaci) в бывшей Югославии .
  • Он используется в исторических исследованиях для идентификации османов сербского происхождения.
  • Используется для мусульманского населения района Санджака (Сербия). [ 10 ]
Османский генерал и государственный деятель Омар-паша Латас (1806-1871), этнический серб по рождению.
Сербские мусульмане в Сараево , 1913 год.

Поскольку сербы были и остаются преимущественно православными христианами, их первая значительная историческая встреча с исламом произошла во второй половине XIV века и ознаменовалась турецким вторжением и завоеванием сербских земель (начавшееся в 1371 году и закончившееся 1371 годом). начало XVI века). Этот период ознаменовался первой волной исламизации среди сербов. В некоторых регионах значительное меньшинство покинуло христианство и обратилось в ислам, добровольно или по необходимости, под влиянием османских властей. Самым известным мусульманином сербской национальности был Мехмед-паша Соколович (1506-1579), великий визирь Османской империи (1565-1579), который был этническим сербом по происхождению, как и Омар-паша Латас .

Королевство Югославия

[ редактировать ]

Гаджрет (известный как Сербское мусульманское культурное общество после 1929 года) был культурным обществом, основанным в 1903 году, которое продвигало сербскую идентичность среди славянских мусульман Австро-Венгрии (сегодняшняя Босния и Герцеговина ). [ 11 ] Организация считала, что мусульмане — это сербы, лишенные этнического самосознания. [ 12 ] Мнение о том, что мусульмане были сербами, вероятно, является самой старой из трех этнических теорий самих боснийских мусульман . [ 13 ] Он был демонтирован Независимым государством Хорватия во время Второй мировой войны . [ 14 ] Некоторые члены, не коммунисты , присоединились к югославским партизанам или сотрудничали с ними , в то время как другие присоединились к четникам .

Первая мировая война

[ редактировать ]

Мусульмане присоединились к сербской армии во время Первой мировой войны. Большинство из них составляли мусульмане, имевшие сербскую идентичность и называвшие себя сербами . [ 15 ] Среди известных солдат были Мустафа Голубич , Авдо Хасанбегович, Шукрия Куртович, Ибрагим Хаджимерович, Фехим Мусакадич , Хамид Кукич, Решид Куртагич, которые все сражались в качестве сербских офицеров-добровольцев на Салоникском фронте . [ 16 ] Среди наиболее активных членов группы мусульман, занимавшихся югославской пропагандой в отношении австро-венгерских военнопленных-мусульман, были А. Хасанбегович, Азис Сарич, Ф. Мусакадич, Алия Джемиджич, Р. Куртагич, Асим Шеремета, Хамид Кукич и Ибрагим Хаджиомерович. [ 17 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны в Югославии несколько мусульман присоединились к четникам . Они поддержали сербскую этническую идентичность. Самым заметным из них был Исмет Поповац , который командовал Мусульманской национальной военной организацией ( Muslimanska narodna vojnaorganizacija , MNVO). В резолюции МНВО говорится, что «мусульмане являются неотъемлемой частью сербского мира ». [ 18 ] Ветеран Первой мировой войны Фехим Мусакадич также присоединился к четникам. [ 19 ]

СФР Югославия

[ редактировать ]
Меша Селимович , югославский писатель, объявил себя сербом-мусульманином.

До переписи 1971 года лица славяно-мусульманского происхождения в Югославии могли по закону объявлять себя только сербскими мусульманами, хорватскими мусульманами или этнически неопределившимися мусульманами. [ 20 ] Подавляющее большинство выбрало вариант «не определено». [ 21 ] После 1971 года славяне мусульманского происхождения были признаны самостоятельной этнической группой.

Некоторые видные мусульмане Югославии открыто объявили себя сербами, например, писатель Меша Селимович . [ 22 ]

Югославские войны

[ редактировать ]

Во время первых переговоров о разделе Боснии и Герцеговины Эйюп Ганич заметил, что боснийцы «являются исламизированными сербами» и поэтому должны присоединиться к сербской стороне, в то время как ПДД перешла на сторону сербов и продолжила борьбу против хорваты. [ 23 ] Политический аналитик Йохен Хипплер отметил в 1994 году, что: «Мусульмане в основном являются этническими сербами, а хорватское меньшинство - но это не спасло их от резни со стороны своих собратьев по этническим группам за то, что они отличаются от других». [ 24 ]

Сербские националисты обычно настаивали на том, что боснийские мусульмане — это сербы, отступившие от своей веры. [ 25 ] Сербская историография подчеркивает православное сербское происхождение боснийцев , которые интерпретируются как отказавшиеся от связей с этнорелигиозным наследием после обращения в ислам, а затем отрицающие его, отказывающиеся принять сербскую идентичность. [ 26 ] [ 27 ] Согласно боснийской историографии военного и послевоенного времени, боснийские мусульмане в основной части сербской националистической историографии представлены как потомки психически больных, ленивых, рабов, жадных помещиков, заключенных, воров, изгоев или как сербы, которые, сбитые с толку и побежденные , решили следовать религии своих врагов. [ 28 ] С одной стороны, боснийские мусульмане подчеркивают, что у них нет никаких связей с сербами или хорватами, а с другой стороны, сербы подчеркивают общее происхождение и роль, которую оккупанты сыграли в конфликте между балканскими народами. [ 28 ]

Переписи населения

[ редактировать ]

Сербские переписи населения

[ редактировать ]

По данным переписи населения Сербии 2022 года, из тех, кто назвал себя этническими сербами, 0,08% (4238 человек) заявили ислам своей религией. [ 6 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Жиль Вайнштейн (1997). «Соколлу Мехмед-паша» . В Клиффорде Эдмунде Босворте (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 9 (2-е изд.). Лейден: Издательство Brill . стр. 706–7. ISBN  9789004104228 .
  2. ^ Ханна С. Трбович (2008). Правовая география распада Югославии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 69. ИСБН  9780195333435 .
  3. ^ Эмине Фетвачи (2013). «Карьера Соколлу Мехмед-паши» . Изображение истории при Османском дворе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . п. 102. ИСБН  9780253006783 .
  4. ^ Ильбер Ортайлы (2006). Новое открытие ( Османской империи на турецком языке). Стамбул: Публикации Тимаша . п. 119. Сокуллу Мехмет-паша... происходит из семьи сербского духовенства.
  5. ^ Питер Бартл (1985). Основы истории Югославии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество . п. 38. ISBN  9783534080823 . великого визиря сербского происхождения Мехмеда Паши Соколли
  6. ^ Jump up to: а б «Население по национальностям и вероисповеданиям, по регионам» .
  7. ^ Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык 2019 , стр. 918–919.
  8. ^ «Население по вероисповеданию и этнической принадлежности, Словения, перепись 2002 года» . Статистическое управление Республики Словения . Проверено 9 июня 2015 г.
  9. ^ «Читатели | Хорватская энциклопедия» .
  10. ^ Йорген Шёлер Нильсен; Самим Акгонюль; Ахмет Алибашич; Бриджит Марешаль; Кристиан Мо (2009). Ежегодник мусульман Европы . ОЧКИ. стр. 213–. ISBN  978-90-04-17505-1 . и его в основном посещают сербские мусульмане из Санджака.
  11. ^ Олворт 1994 , с. 125.
  12. ^ Олворт 1994 , с. 126.
  13. ^ Олворт 1994 , с. 116.
  14. ^ Эмили Гребл (2011). Сараево 1941–1945: мусульмане, христиане и евреи в гитлеровской Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 121–. ISBN  978-0-8014-6121-7 .
  15. ^ Драга Мастилович (2009). Герцеговина в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев: 1918-1929 гг . Филип Вишнич. п. 48. ИСБН  978-86-7363-604-7 .
  16. ^ Мустафа А. Мулалич (1936). Восток на Западе: современные культурные и социальные проблемы югославов-мусульман . Скерлич. п. 172.
  17. ^ «Исторический вестник»: орган Общества историков СР Сербии . Общество. 1980 г. до н.э. 113.
  18. ^ Энвер Реджич; Роберт Дония (13 декабря 2004 г.). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Рутледж. п. 153. ИСБН  978-1-135-76736-5 .
  19. ^ Вложения . Том. 20. Институт истории. 1984 г. 100.
  20. ^ Франсин Фридман (1996). Боснийские мусульмане: отрицание нации . Вествью Пресс. ISBN  978-0-8133-2097-7 . Продвигая эту политику, в переписи 1948 года боснийским мусульманам было разрешено объявить себя сербами-мусульманами, хорватами-мусульманами или национально «неопределенными» мусульманами, что выявило позицию коммунистических лидеров, которые считали, что мусульмане...
  21. ^ Филип Эмиль Мюленбек, изд. (2012). Религия и холодная война: глобальная перспектива . Издательство Университета Вандербильта. п. 184. ИСБН  9780826518521 .
  22. ^ Трбович 2008 , с. 100.
  23. ^ Стивен Л. Бург; Пол С. Шуп (4 марта 2015 г.). Этнический конфликт и международное вмешательство: кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы: Кризис в Боснии и Герцеговине, 1990–93 годы . Тейлор и Фрэнсис. п. 341. ИСБН  978-1-317-47101-1 .
  24. ^ Йохен Хипплер (1 апреля 1994 г.). Pax Americana?: гегемония или упадок . Плутон Пресс. п. 164. ИСБН  978-0-7453-0695-7 .
  25. ^ Эмран Куреши; Майкл А. Селлс (5 ноября 2003 г.). Новые крестовые походы: создание мусульманского врага . Издательство Колумбийского университета. стр. 323–. ISBN  978-0-231-50156-9 .
  26. ^ Бибер, Флориан (2006). Послевоенная Босния: этническая принадлежность, неравенство и управление государственным сектором . Пэлгрейв Макмиллан. п. 5. ISBN  978-0-230-50137-9 .
  27. ^ Мекич, Сеяд (2016). Мусульманский реформист в коммунистической Югославии: жизнь и мысли Хусейна Дозо . Рутледж. п. 17. ISBN  978-0-230-50137-9 .
  28. ^ Jump up to: а б Алибашич, Ахмет (2014). «Босния и Герцеговина» . В Чезари, Джоселин (ред.). Оксфордский справочник по европейскому исламу . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 431. ИСБН  978-0-19-102640-9 .
  29. ^ Jump up to: а б Станое Станоевич; Йован Йованович; Слободан Йованович; Никола Стоянович (1935). Сербский народ в XIX веке . Том. 15. Гека Кон. п. 90.
  30. ^ Алия С. Коньходжич (1974). Мемориал Братства: 1954-1974 гг . стр. 381.
  31. ^ Армия . Том. 11. Военный издательско-газетный центр. 2002. стр. 175.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d2b87576a93a005168b5a16f47ddc0d__1717878720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/0d/5d2b87576a93a005168b5a16f47ddc0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serb Muslims - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)