Боснийцы Сербии
Боснийцы в Сербии Боснийцы в Сербии | |
---|---|
![]() ![]() | |
![]() Флаг Национального совета боснийского меньшинства в Сербии | |
Общая численность населения | |
153 801 гражданин Сербии, 2,31% населения Сербии (2022 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 85,204 (79.84%) [2] |
![]() | 30,413 (92.01%) [2] |
![]() | 17,665 (73.35%) [2] |
Языки | |
боснийский , сербский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
сербы , южные славяне |
Боснийцы Сербии ( сербский : Boshњaci у Србији , латинизированный : Bošnjaci u Srbiji ) являются признанным национальным меньшинством в Сербии . По данным переписи 2022 года, численность этнических боснийцев в Сербии составляет 153 801 человек, что составляет 2,3% от общей численности населения, что делает их третьей по величине этнической группой в стране. Подавляющее большинство из них проживает в юго-западной части страны, граничащей с Черногорией и Косово , под названием Санджак . Их культурный центр расположен в Нови-Пазаре .
Политика
[ редактировать ]Первая крупная политическая организация боснийцев из Санджака произошла на конференции в Сенице , состоявшейся в августе 1917 года, во время австро-венгерской оккупации бывшего Санджака Нови-Пазара . Представители боснийцев на конференции решили обратиться к властям Австро-Венгрии с просьбой отделить санджак Нови-Пазар от Сербии и Черногории и объединить его с Боснией и Герцеговиной или хотя бы предоставить ему автономию в регионе. [3]
После окончания Первой мировой войны и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году Санджакский в состав вновь созданной страны вошел и край. На выборах в Конституционное собрание, состоявшихся в 1920 году, боснийцы Санджака проголосовали за Народную радикальную партию . Основной причиной поддержки радикалов стало обещание, данное нескольким влиятельным боснийцам, о том, что они получат компенсацию за потерю своих земель в ходе аграрной реформы . [4]
Мусульмане Санджака организовались вместе с албанцами в партию Джемийет , которая охватывала территорию современного Косово , Северной Македонии и Санджака. Основной целью Джемиета была защита интересов боснийцев и албанцев. Джемиджет был основан в 1919 году в Скопье и возглавлялся Нексипом Драгой, а затем его братом Ферхатом Бей Драгой . После основания партии в Скопье вскоре были созданы отделения партии в Косово, Санджаке и остальной части Северной Македонии. Районные и муниципальные отделения в Санджаке были основаны на собрании Джемиета, состоявшемся в Нови-Пазаре в 1922 году. На собрании было много людей, и оно настаивало на единстве боснийцев, а не на разделении между различными политическими партиями.
Одной из наиболее важных политических фигур боснийцев в части Санджака, расположенной в Сербии, был муфтий Муамер Цукорлич , который возглавил возрождение боснийской территориальной и институциональной организации в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине.
Религия
[ редактировать ]По данным переписи 2011 года, почти все боснийцы в Сербии — мусульмане (99,5%). Остальные не религиозны или не заявляли о своей религии. [5] Боснийцы составляют основу (75%) мусульманской общины Сербии , тогда как большинство остальных мусульман являются этническими албанцами или цыганами .
Демография
[ редактировать ]Боснийцы, этническое меньшинство, в основном живут на юго-западе Сербии, в регионе, исторически известном как Санджак , который сегодня разделен между государствами Сербия и Черногория . Боснийцы, которых сами и другие называют в просторечии Санджаклие , составляют большинство в трех из шести муниципалитетов сербской части Санджака: Нови-Пазар (77,1%), Тутин (90%) и Сеница (73,8%) и составляют абсолютное большинство. 59,6%. Город Нови-Пазар – культурный центр боснийцев в Сербии. Многие боснийцы из района Санджака переехали в Турцию после падения Османской империи. За прошедшие годы большое количество боснийцев из региона Санджак уехало в другие страны, такие как Босния и Герцеговина , Турция , Германия , Швеция , США , Канада , Австралия и т. д. Вторую группу составляют боснийцы, прибывшие из Боснии и Герцеговины. Герцеговина в крупнейшие города Сербии в 20 веке в качестве экономических и межюгославских мигрантов.
Сегодня большинство боснийцев являются мусульманами-суннитами и придерживаются ханафитской школы мысли , крупнейшей и старейшей школы исламской юриспруденции в суннитском исламе . Некоторые жители этого региона, идентифицирующие себя как боснийцы, делают это по причине своей религиозной принадлежности как мусульмане, но являются этническими албанцами и живут в деревнях ( Бороштица , Доличе , Угао ), расположенных в районе Пештер . Они приняли боснийскую идентичность при переписи населения из-за смешанных браков в период СФР Югославии или из-за социально-политической дискриминации албанцев после распада СФРЮ. [6]
Известные люди
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]- Эйюп Ганич , бывший президент Федерации Боснии и Герцеговины
- Расим Ляич , заместитель премьер-министра правительства Сербии, министр внешней и внутренней торговли и телекоммуникаций
- Сулейман Углянин , президент Партии демократического действия Санджака и Боснийского национального совета
Военнослужащие
[ редактировать ]- Хасан Звиздич , командир отряда Санджакского мусульманского ополчения
- Сефер Халилович , бывший генерал и командующий боснийской армией во время войны 1992–1995 годов в Боснии и Герцеговине .
Религиозные деятели
[ редактировать ]- Муамер Цукорлич , бывший муфтий и президент СПП ( Партии справедливости и примирения )
Спортсмены
[ редактировать ]- Мустафа Хасанагич , футболист
- Энвер Хаджиабдич , футболист
- Адем Ляич , футболист
- Энвер Аливодич , футболист
- Эрхан Машович , футболист
- Фахрудин Мустафич , футболист
- Мирсад Тюрккан , урожденный Мирсад Яхович, баскетболист
- Хедо Тюркоглу — турецкий баскетболист.
- Алем Тоскич , гандболист, серебряный призер чемпионата Европы.
- Мирсад Терзич , гандболист
- Асмир Колашинац , толкатель ядра и чемпион Европы в помещении
- Амела Терзич , бегун на средние дистанции и двукратная чемпионка Европы до 23 лет.
- Марко Хак , профессиональный боксер и бывший чемпион WBO в тяжелом весе.
- Менсур Сульович , профессиональный игрок в дартс
- Хамад Меджедович , профессиональный теннисист
Исполнительское искусство
[ редактировать ]- Ирфан Менсур , актёр театра, телевидения и кино
- Эмина Яхович , певица
- Мирза Шолянин , боснийский певец
- Сенад Хаджифейзович , боснийский журналист, ведущий новостей и телеведущий.
Другие
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
боснийцы |
---|
![]() |
- Отношения Боснии и Герцеговины и Сербии
- Боснийцы Черногории
- Ислам в Сербии
- Мусульмане (этническая группа)
- Исход мусульман из Сербии
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Окончательные результаты – Этническая принадлежность» . Почетна . 14 июля 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Население по национальностям и областям» (PDF) . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Камберович 2009 , с. 94–95.
- ^ Црновршанин и Садикович 2001 , стр. 287.
- ^ «Население по национальной принадлежности и вероисповеданию, перепись 2011 года» . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ Андреа Пьерони, Мария Елена Джусти и Кассандра Л. Куав (2011). «Межкультурная этнобиология на Западных Балканах: медицинская этноботаника и этнозоология среди албанцев и сербов на плато Пештер, Санджак, юго-западная Сербия». Экология человека . 39 .(3): 335. «Нынешнее население албанских деревень частично «боснийское», поскольку за последние два поколения ряд албанских мужчин начали вступать в брак с (мусульманскими) боснийскими женщинами Пештера. Это один из причины, по которым местные жители в Угао были объявлены «босняками» во время последней переписи 2002 года, а в Борошнице — просто «мусульманами», и в обоих случаях они отказались от прежнего этнического ярлыка «албанцы», который эти деревни использовали в перепись, проведенная в «югославские» времена. Ряд наших информаторов подтвердили, что от самоотнесения «албанец» отказались намеренно, чтобы избежать проблем, возникших после югославских войн и связанных с ними насильственных вторжений сербских военизированных формирований в этот район. Старшее поколение. Однако большинство жителей деревни по-прежнему свободно владеют диалектом гег-албанского языка, которым, по-видимому, до сих пор пренебрегали европейские лингвисты. бывшие югославские или нынешние сербские власти».
Источники
[ редактировать ]- Черибашич-Беговац, Анаид (2017). Мусульмане в Санджаке Смедерево в период перехода от 18-го к 19-му веку - Сравнение сербской и боснийской академической литературы (PDF) (Диссертация). Университет Граца.
- Црновршанин, Харун; Садикович, Нуро (2001). Санджак - порабощенная земля: Босния, Санджак и Косово в истории (1-е изд.). Вупперталь: боснийское слово — Bosnisches Wort. ISBN 9783934149793 .
- Камберович, Хусния (2009). «Проюгославское течение среди мусульманских политиков в 1918 году». Исторические поиски (на сербско-хорватском языке) (3). Сараево: Институт истории. ISSN 1840-3875 .