Jump to content

Исход мусульман из Сербии (1862 г.)

Исход мусульман из Сербии
Часть преследований мусульман во время Османского сжатия
Мечеть Байракли, Белград , единственная сохранившаяся османская мечеть в Белграде.
Расположение Белград , Смедерево , Шабац , Кладово , Ужице , Сокол ( Княжество Сербия )
Дата 1862
Цель мусульмане
Тип атаки
Вынужденная миграция , этнические чистки
Жертвы 10 000 мусульман (в основном боснийцы и турки )
Мотив Исламофобия , сербизация

Исход мусульман из Сербии в 1862 году представлял собой вынужденную миграцию 10 000 мусульман из сербских городов Белград , Сокол , Ужице , Шабац , Смедерево и Кладово , которые все были гарнизонными городами. Причиной вынужденной миграции стала Канлыжская конференция, согласно которой все мусульмане, проживающие на территории Княжества Сербия, должны были быть выселены. [1] Поскольку цыгане были освобождены от этого, некоторые мусульмане стали называть себя цыганами, чтобы остаться в своих родных городах. [2] Большинство беженцев мигрировали в Боснию , Видин и Ниш . Исход изменил не только этнорелигиозный состав Княжества Сербия, но и Османской империи . Вывод мусульманского гражданского населения также ознаменовал окончательный вывод османского гарнизона из Сербии. [1] К началу Великого восточного кризиса число мусульман в Сербском княжестве упало до 6000 человек. [3]

Религиозный состав Сербского княжества

[ редактировать ]

До сербского восстания на территории Санджака Смедерево проживало 40 000 мусульман. [3] и мусульмане составляли большинство в городах. [4]

Мусульмане в Белграде составляли 4/5 всего населения. В Ужице более 96% населения составляли мусульмане, из-за чего его иногда называли « Маленьким Стамбулом ». В Соколе , еще одном городе, пострадавшем от исхода, в общей сложности проживало 1600 мусульман. Небольшая часть мусульманского населения носила оружие. Например, в Соколе число вооруженных мусульман составило 300 человек. [5]

Мусульмане Сербии не представляли собой этнического монолита, большинство из них были носителями южнославянского языка , но были и тюркоязычные или албаноязычные . [6]

Предыдущие исходы

[ редактировать ]

Во время сербских восстаний часть мусульман покинула свои дома, но после 1815 года значительная их часть вернулась. Во время русско-турецкой войны 1827–1829 годов было принято окончательное решение о том, чтобы Сербия была отдельным государством от Османской империи, что увеличило территорию Сербии, предоставив ей контроль над еще шестью османскими нахиями . Это привело к новой волне эмиграции, против которой выступило османское правительство, обвинившее Сербию в принудительной эмиграции мусульманского населения. В конце концов, Блистательная Порта согласилась принять мусульманское население, но отказалась от миграции из шести недавно присоединенных нахий. Второй Хатшериф 1830 года регулировал мусульманскую проблему в Сербии: только мусульмане, проживающие в гарнизонных городах (Белград, Шабац , Сокол, Ужице, Кладово и Смедерево ), имели право иметь османское гражданство, в то время как остальные должны были быть обозначены как граждане Сербии. При третьем Хатшерифе мусульманам было предоставлено право выбора на срок до 5 лет – быть гражданами Сербии или покинуть Сербию и остаться гражданами Османской империи. В то время как некоторые мусульмане покинули Сербию добровольно, другие выступили против третьего Хатшерифа и заявили, что не признают его, что привело к столкновениям между мусульманами и сербскими военными в таких городах, как Сокол, Ужице, Чуприя , Крушевац и Алексинац . [7] [8]

Хотя Сербия проводила государственную политику изгнания мусульманского меньшинства, Османская империя и некоторые пострадавшие мусульмане сами не были полностью против этой политики, во многом из-за того, что в мусульмане исламе не должны жить в немусульманской стране . Была и политическая причина; империя хотела, чтобы на ее территории проживало как можно больше мусульман. [9] Кроме того, свою роль сыграла и международная дипломатия. Таким образом, в том же указе 1830 года, который признал Сербию автономным княжеством, османский султан Махмуд II также приказал выселить мирное мусульманское население из шести сербских городов. [9]

В 1862 году османско-сербская напряженность возникла после столкновения между османской полицией и сербом у фонтана , которое привело к смерти последнего. Вскоре это переросло в этническое столкновение, поскольку части Белграда подверглись бомбардировкам османского гарнизона, в результате чего городу был нанесен ущерб. [10]

Из-за этих событий великие державы обратились к Османской империи с просьбой организовать мирную конференцию. [10] Конференция длилась с конца июля по 4 сентября, когда стороны подписали документ под названием «Протокол по вопросу о Сербии» , подписанный в Константинополе . [11] Вопрос о мусульманах, проживающих в Сербии, не был главной темой. Однако по крайней мере три из двенадцати статей протокола косвенно касались этого вопроса. Был сделан вывод, что мусульмане, проживающие в городах, которые они удерживали после подписания Парижского мирного договора 1856 года, должны быть изгнаны, а контроль над городами будет передан сербским властям. В свою очередь, мусульмане получат финансовую компенсацию. [11]

Высылка была принята османской стороной в сентябре, а сербской стороной - в октябре. [12]

8 сентября в Ужице вспыхнул пожар. Причины и виновник пожара неизвестны: сербы обвинили мусульман на том основании, что они не позволили сербам потушить пожар. Однако мусульмане не позволили сербам войти в город, опасаясь, что их ограбят во время перестрелки, как это произошло ранее в Белграде. [12] Этот пожар уничтожил большую часть города, в том числе мечеть , турбе , 124 мусульманских магазина, более 100 мусульманских домов и 63 сербских дома. Число разрушенных зданий составило 88. [13]

Сербский писатель Бранислав Нушич упоминает исход белградских мусульман в своем произведении «Шестое апреля».

Народу очень не терпелось уйти туркам, потому что все хотели уйти как можно скорее и войти в город, который на протяжении всего прошлого столетия вызывал столько страха у жителей столицы. Около 20 апреля белградские газеты сообщили такую ​​приятную новость: «Мы слышим, что в День Святого Георгия , в день ухода последней роты турок из города, 5000 сербских мужчин и женщин будут играть в сербские игры на город. [8]

Миграция мусульман из Белграда происходила в несколько волн: первая волна в количестве 1802 человек прибыла в Лом в октябре 1862 года, а затем они расселились по разным городам. Из них 350 разместились в Пироте , а 1502 — в Нише . Вторая группа покинула Белград в конце октября и насчитывала 550 человек, обосновавшихся в Видине . Последняя группа переселилась 2 октября 1862 года, и большая их часть (600 человек) поселилась позднее в Нише, 300 человек — в Брчко , а небольшая часть отправилась в Видин. Таким образом, мусульманскому присутствию в Белграде был положен конец. Большинство белградских мусульман предпочли жить в Нише, их число составляло около 2100 человек. [14]

Последняя группа покинула город вместе с Али Рыза-пашой, и проводы горожан стали официальной церемонией с прощальными маршами. Когда корабль вместе с Али Рыза-пашой и мусульманами покинул Белград, сербские пушки произвели прощальный выстрел. После исхода большинство исламских достопримечательностей в городе были разрушены. [8]

Кладово (Фетюлислам)

[ редактировать ]

Мусульмане из Кладово укрылись в Видине в 1865 году, когда 58 семей (270 человек) покинули Кладово. Поскольку кладовские мусульмане были бедны, часть пожертвований, сделанных мусульманам из Белграда и Смедерово, передавалась им. [15]

Шабац (Бёгурделен)

[ редактировать ]

Мусульмане Шабаца предпочли Боснию, и там поселилось 568 семей. Как и другим беженцам, перед миграцией им тоже дали новую одежду и по 25 гуру. [16]

Smederevo (Semendire)

[ редактировать ]

Мусульмане покинули Смедрево 4 октября 1862 года и поселились в Видине. Их число было 500, всего 150 семей. Их взяли под присмотр солдаты из Ниша и Видина. Для них также построили новые дома в Видине. [16]

Удовольствия

[ редактировать ]

Из-за пожара дома мусульман в Ужице быстро стали выставляться на продажу. Поскольку большинство мусульман Ужице были богатыми, продажа собственности и полей продолжалась до 1867 года. В сентябре 1862 года они покинули город со всем, что уцелело после пожара. Мусульмане Ужице также мигрировали тремя волнами. Их общее количество составило 3834 человека, из них 917 детей. Почти все они уехали в Боснию, но небольшое неизвестное количество поселилось в Албании и Македонии . [17]

Мусульмане из Сокола покинули Сербию 28 октября 1862 года. Большая часть из них сначала сопротивлялась, но затем мигрировала в Восточную и Северо-Восточную Боснию. [18]

Последствия

[ редактировать ]

Размещение беженцев

[ редактировать ]

Санджак из Изворника

[ редактировать ]

Большая часть мусульман, решивших жить в Изворнике, были боснийцами. В санджаке находилось около 7000 беженцев (1300 семей), об их размещении позаботился губернатор. Каждому двору выделялось от 40 до 100 акров земли. Для беженцев были созданы новые поселения: Козлук , Брезово Поле , Горна Азизия (современный Босански Шамац ) и Долна Азизия (современный Орасье ). Новые поселения имели шахматную планировку.

В Козлуке для боснийцев из Сокола построили 120 домов. В Брезовом Поле построено 350 домов для беженцев из Ужице и Шабаца, в Долной Азизии построено 200 домов для прибывших из Белграда, Ужице и Шабаца. В Горной Азизии построено 250 домов для мусульман из Ужице и Сокола. [19]

Они сохранили местную идентичность и даже спустя 100 лет по-прежнему называют себя Ужичанами (из Ужице), Шапчанами (из Шабаца), Соколянами (из Сокола) и Београдани (из Белграда). [20]

Санджак из Ниша

[ редактировать ]

Большая часть белградских мусульман поселилась в Нише. Их общее количество составило 2100 человек. Ахмед Мидхат-паша Их проблемами занимался . По его приказу в городе были построены новые дома, гостиницы и медресе. Богатые жители Ниша приняли беженцев-мусульман в свои дома, а более богатые разместили нескольких беженцев. Во время путешествия их кормили местные мусульмане. В Салониках , Драме и Серресе беженцам были переданы в дар беженцам 100 000 гуру. Мусульмане в Софии собрали 5000 гуру, а христиане - 1500 гуру и снова передали их в дар белградским мусульманам, обосновавшимся в Нише. В Салониках, Филибе , Силистре и Софии кроме денег собирали и одежду. В части рядом с мечетью Фетхие , [ необходимо уточнение ] Построено 144 новых дома и 2 фонтана.

В Видине также строились новые дома для белградских мусульман. Всего для мусульман Белграда и Смедерево было построено 169 домов. [21]

Вопрос о собственности

[ редактировать ]

Была создана комиссия для оценки имущества и полей, оставленных мусульманами. В состав комиссии вошли лица из Княжества Сербия и Османской империи. Али-бей и Мирай Мехмед-бей с османской стороны, а также Димитрие Черноборак и Гая Еремич с сербской стороны участвовали в комиссии, ответственной за имущество белградских мусульман. Комиссия провела свое первое заседание в Белграде 21 сентября 1863 года в доме Мехмеда Али-бея. Хотя Али и Мехмед Али-бей предложили создать смешанный комитет экспертов для решения вопроса о компенсации на заседаниях комиссии, сербские представители не приняли этого и намеревались передать положения Канлыкской конференции на рассмотрение сербского кнеза.

Также существовала большая разница между оценками обеих сторон относительно стоимости собственности; в то время как владельцы собственности требовали 36 000 кошельков (18 миллионов гуру), сербы предлагали 6 000 кошельков (3 миллиона гуру). В результате обсуждений османские комиссары снизили свою оценку до 18 000 кошельков (9 миллионов гуру), а сербы увеличили свою до 12 000 кошельков (6 миллионов гуру). Однако обе стороны не смогли прийти к решению, и Али-бей решил вернуться в Стамбул; по этой причине сербская сторона увеличила цифру до 15 000 кошельков (7,5 миллионов гуру). Османская сторона решила добавить еще 8 миллионов гуру (16 000 кошельков) из собственной казны, настаивая на том, чтобы сербская сторона вернула их в течение полугода. Было решено, что компенсация будет выплачена в течение трех лет. Это решение было принято в 1865 году, 5 декабря. [22]

Демографические изменения

[ редактировать ]
Этническая карта европейской Турции Гийома Лежана, составленная в 1861 году, за год до исхода мусульман из Сербии.

Почти вся Сербия была полностью очищена от мусульманского населения. [23]

В тот же период произошел небольшой процентный рост мусульманского населения в Санджаке . [24]

В Санджаке Изворнике до 1862 года христиане (католики и православные) составляли большинство (более 50%), а мусульмане составляли меньшинство (44%). Поселение 7000 боснийских мусульман и выезд православных в Сербию изменили демографический состав санджаков, и мусульмане стали большинством. [25]

Уничтожение исламского наследия

[ редактировать ]

В 1868 году, через год после окончания исхода, в Белграде было разрушено 34 мечети, а в Смедерево — 24. Всего было разрушено 270-300 мечетей. Уцелела только мечеть Байракли в Белграде. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Озкан 2011 , с. 123.
  2. ^ Базовый, Камил (2020). Миграции и гонения на мусульман 1821-1923 гг. год [ Миграция и изгнание мусульман в период 1821-1923 гг. ] (PDF) . Сараево: Сараевский университет. страница 49.
  3. ^ Jump up to: а б Попек 2019 , с. 521.
  4. ^ Попек 2021 , с. 305.
  5. ^ Бандзович, Сафет. Эмиграция мусульманского населения из Княжества Сербия в Боснийский вилайет (1862-1867) (PDF) (на боснийском языке). Институт истории в Сараево. с. 151. В Белграде они составляли четыре пятых остального населения, в Узиче они составляли 96,7% населения, в Поморавле - 65%. По данным некоторых сербских источников, в Соколе и восьми окрестных деревнях проживало 1600 мусульман, из которых 300 имели оружие.
  6. ^ Попек 2021 , с. 302.
  7. ^ Попек 2021 , с. 308.
  8. ^ Jump up to: а б с Карчич, Хикмет. ПОСЛЕДНИЙ МУСУЛЬМАНИН В БЕЛГРАДЕ, 1867 ГОДУ . стр. 162–169.
  9. ^ Jump up to: а б Крпич 2020 , с. 28.
  10. ^ Jump up to: а б Джокич, Деян (2023). Краткая история Сербии . Издательство Кембриджского университета. п. 280. ИСБН  9781009308656 .
  11. ^ Jump up to: а б Крпич 2020 , с. 30.
  12. ^ Jump up to: а б Крпич 2020 , с. 31.
  13. ^ Озкан 2011 , с. 129.
  14. ^ Озкан 2011 , с. 125-127.
  15. ^ Озкан 2011 , с. 127-128.
  16. ^ Jump up to: а б Озкан 2011 , с. 128.
  17. ^ Озкан 2011 , с. 128-131.
  18. ^ Озкан 2011 , с. 131-133.
  19. ^ Крпич 2020 , с. 32.
  20. ^ Беговац, Анаид. и боснийской академической веку - Сравнение сербской Мусульмане в Санджаке Смедерево в период перехода от 18-го к 19- му литературы.
  21. ^ Озкан 2011 , с. 125-127, 128.
  22. ^ Озкан 2011 , с. 133-134.
  23. ^ Пекесен, Берна (2012). Изгнание и эмиграция мусульман с Балкан . После постепенного достижения полного суверенитета (1862, 1867 гг.) оставшиеся мусульмане бежали и из городов. Следовательно, Сербия была «почти полностью очищена» от мусульман ко времени Великого восточного кризиса (1875–1878 гг.).
  24. ^ Здравковский, Александр (2022). Санджак Нови-Пазара: Миллеты, нации, империи . Роуман и Литтлфилд. п. 103. ИСБН  9781793641816 .
  25. ^ Крпич 2020 , с. 36.
  26. ^ Праменкович, Альмир. Ежегодник мусульман Европы - глава о Сербии .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdb95b1c45461f2c4368ba5a1eb1ee6d__1720391520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/6d/bdb95b1c45461f2c4368ba5a1eb1ee6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exodus of Muslims from Serbia (1862) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)