История боснийцев
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Боснийский |
---|
![]() |
Боснийцы — южнославянская этническая группа, проживающая в регионе Боснии , большинство из которых составляют мусульмане (90%). Термин «боснийцы» использовался для описания всех жителей этого региона, независимо от их религии, до конца 1800-х годов. Он был создан снова после десятилетий подавления в Социалистической Федеративной Республике Югославии. Боснийская ассамблея приняла этот этноним вместо «боснийских мусульман». Ученые полагают, что этот шаг был частично мотивирован желанием отличить боснийцев от термина «мусульманин», обозначающего их национальность в бывшей Югославии . [ 1 ] Эти ученые утверждают, что боснийцы отличаются от сопоставимых групп (таких как хорваты и сербы ) благодаря коллективной идентичности, основанной на общей среде, культурных практиках и опыте. [ 2 ]
Предыстория
[ редактировать ]Дославянские которые корни боснийцев можно проследить до поселенцев эпохи палеолита и неолита, стали индоевропеизированными в эпоху бронзы . [ 3 ] Индоевропейскоязычные , иллирийцы прибыли на западные Балканы около 2000 г. до н.э., вытеснив старые европейские культуры такие как культура Бутмира в окрестностях современного Сараево . Несмотря на прибытие кельтов на северо-восток современной Боснии и Герцеговины в IV и III веках до нашей эры, иллирийцы оставались доминирующей группой до прихода римлян .
Рим завоевал Иллирию после серии войн, последней из которых стало подавление племенного восстания в современной центральной Боснии около 9 г. н.э. . В это время среди иллирийцев поселились латиноязычные переселенцы со всей империи Римская провинция Далмация включала Герцеговину и большую часть Боснии; полоса северной Боснии, южнее реки Савы , входила в состав провинции Паннония . Влахи народ , , кочевой рассеянный по Балканам, говорили на языке, происходящем от латыни , и были потомками римских поселенцев и романизированных коренных народов. Уже немногочисленные, они были поглощены тремя основными этническими группами Боснии (по религиозному признаку) в период Османской империи.
Германоязычные готы завоевали Римскую Далмацию в пятом веке, а затем аланы (говорившие на иранском языке). Германские лангобарды , тюркские гунны и паннонские авары прошли через территорию современной Боснии. Они оставили мало лингвистических и археологических следов и были поглощены последующей славянской волной. [ 4 ]
Средневековая Босния
[ редактировать ]Славяне поселились в Боснии, Герцеговине и прилегающих землях, входивших в состав Восточной Римской империи , в седьмом веке. Славянские сербы и хорваты поселились через некоторое время после первой славянской волны, и хорваты основали королевство на северо-западе Хорватии . Сербы поселились на территории современной юго-центральной Сербии, а затем распространились в верхнюю часть долины Дрины на востоке Боснии и Восточной Герцеговины , известную в позднем средневековье как Захлумия (Захумле). Хорваты на западе находились под влиянием Германской империи Каролингов и Римско-католической церкви. Хорватия была тесно связана с Венгрией, а затем и с Австрией до двадцатого века. Сербы на востоке, находящиеся под периодическим византийским правлением, обратились в православие и впитали византийскую культуру. После столетий правления Хорватии, сербских княжеств и Византийской империи между XII и XV веками в центральной Боснии процветало боснийское королевство. [ 5 ]
Этническая принадлежность в средневековой Боснии обсуждается со второй половины XIX века. Все три боснийские этнические группы различаются, на их взгляды влияет национализм. Ноэль Малкольм , председатель попечительского совета Боснийского института , написал в книге «Босния: краткая история» :
Что касается вопроса о том, были ли жители Боснии действительно хорватами или действительно сербами в 1180 году, на него невозможно ответить по двум причинам: во-первых, потому что у нас нет доказательств, а во-вторых, потому что этот вопрос лишен смысла. Мы можем сказать, что большая часть территории Боснии, вероятно, была оккупирована хорватами – или, по крайней мере, славянами под хорватским правлением – в седьмом веке; но это племенной ярлык, который пять столетий спустя практически не имеет значения. Боснийцы в целом были ближе к хорватам по своей религиозной и политической истории; но применять современное понятие хорватской идентичности (нечто созданное в последние столетия из религии, истории и языка) к кому-либо в этот период было бы анахронизмом. Все, что можно здраво сказать об этнической принадлежности боснийцев, это следующее: они были славянами, жившими в Боснии. [ 6 ]
Королевство Босния смешало восточные и западные культурные влияния. Номинально католики, боснийские короли восприняли элементы византийской культуры и заключили союзы с правителями соседних хорватско-далматинских и сербских государств. Из-за гористой местности Боснии и ее расположения на границе католицизма и православия контроль со стороны церковных властей был слабым. Члены местной боснийской церкви , известные как крстжани («христиане»), считались еретиками Римско-католической и Восточной православной церковью .
В наибольшей степени, при короле Твртко I , Боснийское королевство включало большую часть современной Боснии и Герцеговины (кроме северо-западной Боснии), а также части Далмации и западной Сербии и Черногории . Разногласия между его наследниками ослабили королевство после его смерти, а Босния и сербские княжества на востоке не смогли предотвратить вторжения османских турок на западные Балканы. Последнее турецкое завоевание в 1463 году ознаменовало конец независимой Боснии и начало цивилизации, основанной на исламе.
Османское правление
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |
Историки спорят о том, как и почему многие этнические боснийцы обратились в ислам. [ 7 ] После завоевания Боснии Османская империя попыталась обратить своих христианских и языческих подданных в ислам. Постепенное обращение многих средневековых боснийцев в ислам происходило с разной скоростью, в зависимости от региона и группы. Обращение было более быстрым в городских районах, учебных центрах и османской администрации, чем в сельской местности. Торговцы сочли выгодным принять ислам, поскольку они получили большую свободу передвижения и государственную защиту своих товаров. Многие обратились в христианство и прошли подготовку в качестве солдат.
Принудительное обращение детей было известно как девширме ; Ярким примером является боснийских сербов солдат Мехмет Паша Соколович . Османская империя была сосредоточена на милитаристской экспансии, основанной на религии, и сохранении власти. К этому времени мусульмане уже составляли подавляющее большинство населения Боснии.
Османское завоевание Боснии было примечательно тем, что, в отличие от других европейских регионов, попавших под контроль Османской империи, Босния сохранила свой статус отдельного образования – сначала как санджак , затем как эялет . Османы импортировали свою феодальную систему в Боснию вскоре после своего захвата, и поместья были предоставлены сипахам в обмен на военную службу. В начале османского периода эти поместья обычно предоставлялись мусульманам в начале османской эпохи, а позже - исключительно мусульманам. Эти земельные гранты постепенно стали передаваться по наследству; К концу периода Османской империи большинство боснийских землевладельцев были мусульманами, а большинство христиан были крестьянами или крепостными.
Основной причиной распространения ислама в регионе, вероятно, было слабое присутствие Боснийской церкви в то время. Старое соперничество между католической и боснийской церквями (а также с православной церковью в некоторых регионах) способствовало дезорганизации религиозной структуры на большей части региона. Для многих боснийцев религия представляла собой сочетание традиций и суеверий. У их соседей были хорошо финансируемые и организованные религиозные учреждения, и боснийцам было относительно легко перейти из христианства в ислам. Единственным европейским регионом, находившимся под контролем Османской империи, в котором значительная часть населения приняла ислам, была Албания , где также проживали конкурирующие христианские секты. Налоги для мусульман (и православных влахов) были ниже, чем в других райях . [ 8 ] [ нужна страница ] хотя хатт-и Хумаюн пытался устранить это неравенство. [ 9 ]
Росли городские центры, подавляющее большинство из которых были мусульманскими. Основанные в то время города, такие как Сараево и Мостар , имели исламский характер и высокий уровень жизни. Рабы, принявшие ислам, могли ходатайствовать об их освобождении, и многие христиане, порабощенные во время войн с Габсбургской Австрией , Венгрией и Венецианской республикой, обратились в ислам, чтобы добиться своего освобождения. Многие из этих новообращенных поселились в растущих городах, способствуя их развитию.
Основная дискриминация, с которой сталкивались немусульмане, была законной, поскольку христианам и евреям не разрешалось подавать иски или давать показания против мусульман в суде. Хотя христианские и еврейские подданные султана платили подушный налог (от которого мусульмане были освобождены), мусульмане платили религиозный закят ; Католики жертвовали церкви на добровольной основе. При Девширме мальчиков собирали из османских земель и отправляли в Стамбул для обращения в ислам и обучения на янычар .
17 век принес военные поражения на западной границе Османской империи. Поскольку крупные войны происходили каждые несколько десятилетий, Босния была истощена в экономическом и военном отношении. Самым критическим конфликтом была Великая Турецкая война . В начале своего существования в середине 1680-х годов Габсбурги завоевали почти всю Османскую Венгрию и отправили десятки тысяч мусульманских беженцев в Боснию. Подобный приток произошел с завоеванием Габсбургами Лики и Славонии . Тысячи мусульман бежали на восток, в Боснию, а те, кто остался, были насильно обращены в католицизм. [ нужна ссылка ] По оценкам, за это время около 100 000 или более мусульман были изгнаны из приграничных регионов и поселились в Боснии; многие принесли враждебность по отношению к христианству.
Османские военные катастрофы продолжались и в следующее десятилетие. В 1697 году габсбургский принц Евгений Савойский совершил пограничный набег, в результате которого Сараево сожгло. Война была окончательно завершена Карловицким договором в 1699 году. Однако в конце 1710-х годов последовала еще одна война между османами и союзом Габсбургов и Венеции. Оно было прекращено Пассаровицким договором в 1718 году, после того как очередная волна мусульманских беженцев бежала в Боснию.
Войны и возросшее налоговое бремя вызвали волнения среди боснийцев, и в Герцеговине вспыхнули восстания в 1727, 1728, 1729 и 1732 годах. В 1736 году Габсбурги нарушили Пассаровицкий мирный договор и переправились через реку Сава. Местная боснийская знать организовала оборону и контратаку независимо от неэффективных имперских властей. 4 августа в битве при Баня-Луке превосходящие по численности боснийские силы разгромили армию Габсбургов и отправили ее обратно в Славонию. Однако Великая чума 1738 года (унесшая жизни десятков тысяч человек) способствовала хаосу.
Османские власти традиционно классифицировали подданных империи не по национальности, а по вероисповеданию. В девятнадцатом веке среди южных славян начало расти национальное самосознание ; по мнению некоторых историков, боснийцы-католики все чаще стали считать себя хорватами, а православные боснийцы - сербами. Национальное самосознание боснийских мусульман впервые было засвидетельствовано в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда первые боснийские националисты начали утверждать национальную идентичность, отличную от своих православных и католических соседей и других мусульманских жителей империи.
Национализм
[ редактировать ]В 1862 году мусульмане, в том числе боснийцы, были изгнаны из Сербии. [ 10 ] Босния и Герцеговина была оккупирована и управлялась Австро-Венгрией в 1878 году, и ряд боснийцев покинули регион. Согласно австро-венгерским данным, в период с 1883 по 1920 год эмигрировало 56 000 человек (в основном боснийцы); число боснийских эмигрантов, вероятно, больше, поскольку официальные данные не отражают эмиграцию до 1883 года и не включают тех, кто уехал без разрешений. Большинство эмигрантов, вероятно, бежали, опасаясь возмездия после межобщинного насилия во время восстания 1875–1878 годов. Многие сербы из Герцеговины в этот период уехали в США. По оценкам одного географа, в Турции проживает 350 000 боснийцев, хотя в эту цифру входят потомки южных славян-мусульман, эмигрировавших из региона Санджак во время (и после) Первой Балканской войны . Другая волна боснийской эмиграции произошла после окончания Первой мировой войны , когда Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия .
Городские боснийцы особенно гордились своей космополитической культурой, особенно в столице Боснии Сараево; до Второй мировой войны здесь проживали процветающие боснийские, сербские, хорватские и еврейские общины. После 1945 года Сараево было одним из самых этнически смешанных городов бывшей Югославии. [ 11 ]
С зарождением иллирийского движения боснийская интеллигенция собралась вокруг журнала «Босния» в 1860-х годах (который пропагандировал идею боснийской нации); отец боснийского поэта Сафвет-бега Башагича членом этой группы был . Боснийская группа оставалась активной в течение нескольких десятилетий, сохраняя преемственность идей и используя архаичное боснийское название. С 1891 по 1910 год издавал журнал «Босняк» . Однако к началу 20 века группа практически вымерла; его наиболее видные члены умерли или приняли хорватскую идентичность.
Администрация Бенджамина Каллая , австро-венгерского губернатора Боснии и Герцеговины , насаждала идею боснийской нации ( босанчи ), которая включала бы католиков, православных и мусульман. Против этой идеи яростно выступили хорваты, сербы и ряд мусульман.
Мусульманская национальная организация (МНО), политическая партия, основанная в 1906 году, выступала против режима и пропагандировала отделение мусульман от сербов и хорватов . Хотя группа хорватских мусульманских диссидентов сформировала Мусульманскую прогрессивную партию (МНС), она не получила особой поддержки среди населения и вскоре исчезла.
Первая конституция Боснии и Герцеговины , принятая в 1910 году, называла сербов, хорватов и мусульман «коренными народами». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] На выборах, состоявшихся вскоре после этого, MNO, Сербская национальная организация (SNO) и Хорватское национальное сообщество (HNZ) получили почти единогласную поддержку в отдельных бюллетенях; [ нужна ссылка ] их члены сформировали парламент, хотя он имел мало власти в австро-венгерской провинции Босния и Герцеговина.
20 век
[ редактировать ]После Первой мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия . Сербская монархия, одна из победительниц войны, стремилась к созданию хорватско-словенской коалиции . MNO, преобразованная в Югославскую мусульманскую организацию (JMO), отказалась от преследования мусульманской национальной идентичности и сосредоточилась на защите мусульманских интересов посредством союзов с другими партиями – иногда с сербскими партиями, такими как Николы Пашича Народная радикальная партия и Милана Стоядиновича . Сербская радикальная партия .
только сербы , хорваты и словенцы В переписи 1921 года были признаны этническими группами, а многие боснийцы оставили поле этнической принадлежности пустым. Это явление было темой дебатов среди ученых и политиков в течение многих лет, причем некоторые говорили, что те, кто не указал свою этническую принадлежность, были потомками турок и должны быть изгнаны. Однако благодаря влиянию ОМО случаи притеснения боснийцев были единичными.
Ряд оппозиционных партий тогда признали мусульман отдельной нацией; согласно документу 1930-х годов, среди них была Коммунистическая партия Югославии . [ нужна полная цитата ] Многие боснийские мусульмане присоединились к партии и стали партизанами , некоторые из которых стали командирами и политическими лидерами.
Во время Второй мировой войны власти марионеточного нацистами Независимого государства Хорватия пытались объединиться с боснийцами (которых они считали хорватами-мусульманами) против сербов. Зал искусств в Загребе , спроектированный Иваном Мештровичем , был преобразован в мечеть.

Декларация Государственного антифашистского совета национального освобождения Боснии и Герцеговины (ЗАВНОБиГ), по существу повторяющая формулировку конституции 1910 года и изданная партизанским правительством 25 ноября 1943 года, считается конституционной основой современной Боснии. и Герцеговина . Декларация была нарушена сразу после окончания войны, поскольку в конституции Союзной Народной Республики Югославии (позже Социалистической Федеративной Республики Югославии ) коренными народами были названы только сербы и хорваты. По данным переписи населения Югославии 1948 года, 90 процентов мусульман заявили, что их национальность не определена; многие из тех, кто зарегистрировался как сербы или хорваты, сделали это в основном из-за социального и экономического давления. Когда в 1953 году стала доступна опция «Югослав, национальность не заявлена», в качестве таковой зарегистрировались 900 000 человек.
Доминирование сербов в боснийском коммунистическом руководстве ослабло, и появилась возможность для новой национальной идентичности. В переписи населения Югославии 1961 года впервые появился этнически-мусульманский вариант; к 1963 году мусульмане были включены в список боснийской конституции вместе с сербами и хорватами. В 1968 году слово «мусульманин» обозначало этническую (а не религиозную) идентичность. Хотя это решение обсуждалось коммунистическими чиновниками, национальная идентичность боснийцев продолжала развиваться до югославских войн . Существовало два подхода: мусульманский национализм (поддерживаемый Хамдией Поздерацем ) и исламское религиозное возрождение, поддерживаемое Алией Изетбеговичем . Эффекты обеих концепций о том, что представляет собой боснийский мусульманин (которые иногда конфликтовали), можно увидеть и по сей день.
В сентябре 1993 года Конгресс боснийских интеллектуалов ( боснийский : Drugi bošnjački sabor ) вновь ввел историческое этническое название боснийцы . Хотя сербы и хорваты возражали против этого названия как уловки, изображающей их боснийскими иностранцами, архаичный термин означает «боснийцы» и когда-то использовался для всех жителей Боснии (независимо от религии). По мнению боснийцев, боснийец — это исторический термин для обозначения их нации; если бы они хотели монополизировать боснийскую историю, они могли бы использовать термин «Босанчи» . [ нужна ссылка ] Это название использовалось за пределами Боснии с 1990-х годов для славянского мусульманского населения других бывших югославских республик, таких как Сербия и Северная Македония ; он проводит боснийско-боснийское различие, которое соответствует сербско-сербским и хорватско-хорватским различиям между этнической принадлежностью и местом жительства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вагнер, с. 271.
- ^ Палмбергер, Моника (2016). Как помнят поколения: противоречивые истории и общие воспоминания в послевоенной Боснии и Герцеговине . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 69. ИСБН 9781137450623 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ Марьянович, Дамир; и др. « Население современной Боснии и Герцеговины: гаплогруппы Y-хромосомы в трех основных этнических группах ». Институт генной инженерии и биотехнологии Сараевского университета . ноябрь 2005 г.
- ^ Боргер, Джулиан (23 марта 2014 г.). «Война окончена – теперь сербы и боснийцы борются за контроль над жестокой историей» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Босния и Герцеговина — История» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Ноэль Малкольм (1996). Босния: Краткая история . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780814755617 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 г. Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «Босния и Герцеговина — Османская Босния» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . ISBN 978-0-8147-5561-7 .
- ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . п. 123. ИСБН 978-0814755617 .
- ^ Озкан, Айше (январь 2011 г.). «Изгнание мусульман из Сербии после Канлыкской конференции и ухода Османской империи из Сербии (1862-1867)» . Академический взгляд . 5 (9): 123–138.
- ^ Хадждари, Уна; Колборн, Майкл (12 октября 2018 г.). «Почему этнический национализм все еще правит Боснией и почему ситуация может ухудшиться» . Нация . ISSN 0027-8378 . Архивировано из оригинала 11 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.