Jump to content

История боснийцев

(Перенаправлено из «Истории боснийцев »)

Боснийцы южнославянская этническая группа, проживающая в регионе Боснии , большинство из которых составляют мусульмане (90%). Термин «боснийцы» использовался для описания всех жителей этого региона, независимо от их религии, до конца 1800-х годов. Он был создан снова после десятилетий подавления в Социалистической Федеративной Республике Югославии. Боснийская ассамблея приняла этот этноним вместо «боснийских мусульман». Ученые полагают, что этот шаг был частично мотивирован желанием отличить боснийцев от термина «мусульманин», обозначающего их национальность в бывшей Югославии . [ 1 ] Эти ученые утверждают, что боснийцы отличаются от сопоставимых групп (таких как хорваты и сербы ) благодаря коллективной идентичности, основанной на общей среде, культурных практиках и опыте. [ 2 ]

Предыстория

[ редактировать ]

Дославянские которые корни боснийцев можно проследить до поселенцев эпохи палеолита и неолита, стали индоевропеизированными в эпоху бронзы . [ 3 ] Индоевропейскоязычные , иллирийцы прибыли на западные Балканы около 2000 г. до н.э., вытеснив старые европейские культуры такие как культура Бутмира в окрестностях современного Сараево . Несмотря на прибытие кельтов на северо-восток современной Боснии и Герцеговины в IV и III веках до нашей эры, иллирийцы оставались доминирующей группой до прихода римлян .

Рим завоевал Иллирию после серии войн, последней из которых стало подавление племенного восстания в современной центральной Боснии около 9 г. н.э. . В это время среди иллирийцев поселились латиноязычные переселенцы со всей империи Римская провинция Далмация включала Герцеговину и большую часть Боснии; полоса северной Боснии, южнее реки Савы , входила в состав провинции Паннония . Влахи народ , , кочевой рассеянный по Балканам, говорили на языке, происходящем от латыни , и были потомками римских поселенцев и романизированных коренных народов. Уже немногочисленные, они были поглощены тремя основными этническими группами Боснии (по религиозному признаку) в период Османской империи.

Германоязычные готы завоевали Римскую Далмацию в пятом веке, а затем аланы (говорившие на иранском языке). Германские лангобарды , тюркские гунны и паннонские авары прошли через территорию современной Боснии. Они оставили мало лингвистических и археологических следов и были поглощены последующей славянской волной. [ 4 ]

Средневековая Босния

[ редактировать ]

Славяне поселились в Боснии, Герцеговине и прилегающих землях, входивших в состав Восточной Римской империи , в седьмом веке. Славянские сербы и хорваты поселились через некоторое время после первой славянской волны, и хорваты основали королевство на северо-западе Хорватии . Сербы поселились на территории современной юго-центральной Сербии, а затем распространились в верхнюю часть долины Дрины на востоке Боснии и Восточной Герцеговины , известную в позднем средневековье как Захлумия (Захумле). Хорваты на западе находились под влиянием Германской империи Каролингов и Римско-католической церкви. Хорватия была тесно связана с Венгрией, а затем и с Австрией до двадцатого века. Сербы на востоке, находящиеся под периодическим византийским правлением, обратились в православие и впитали византийскую культуру. После столетий правления Хорватии, сербских княжеств и Византийской империи между XII и XV веками в центральной Боснии процветало боснийское королевство. [ 5 ]

Этническая принадлежность в средневековой Боснии обсуждается со второй половины XIX века. Все три боснийские этнические группы различаются, на их взгляды влияет национализм. Ноэль Малкольм , председатель попечительского совета Боснийского института , написал в книге «Босния: краткая история» :

Что касается вопроса о том, были ли жители Боснии действительно хорватами или действительно сербами в 1180 году, на него невозможно ответить по двум причинам: во-первых, потому что у нас нет доказательств, а во-вторых, потому что этот вопрос лишен смысла. Мы можем сказать, что большая часть территории Боснии, вероятно, была оккупирована хорватами – или, по крайней мере, славянами под хорватским правлением – в седьмом веке; но это племенной ярлык, который пять столетий спустя практически не имеет значения. Боснийцы в целом были ближе к хорватам по своей религиозной и политической истории; но применять современное понятие хорватской идентичности (нечто созданное в последние столетия из религии, истории и языка) к кому-либо в этот период было бы анахронизмом. Все, что можно здраво сказать об этнической принадлежности боснийцев, это следующее: они были славянами, жившими в Боснии. [ 6 ]

Королевство Босния смешало восточные и западные культурные влияния. Номинально католики, боснийские короли восприняли элементы византийской культуры и заключили союзы с правителями соседних хорватско-далматинских и сербских государств. Из-за гористой местности Боснии и ее расположения на границе католицизма и православия контроль со стороны церковных властей был слабым. Члены местной боснийской церкви , известные как крстжани («христиане»), считались еретиками Римско-католической и Восточной православной церковью .

В наибольшей степени, при короле Твртко I , Боснийское королевство включало большую часть современной Боснии и Герцеговины (кроме северо-западной Боснии), а также части Далмации и западной Сербии и Черногории . Разногласия между его наследниками ослабили королевство после его смерти, а Босния и сербские княжества на востоке не смогли предотвратить вторжения османских турок на западные Балканы. Последнее турецкое завоевание в 1463 году ознаменовало конец независимой Боснии и начало цивилизации, основанной на исламе.

Османское правление

[ редактировать ]

Историки спорят о том, как и почему многие этнические боснийцы обратились в ислам. [ 7 ] После завоевания Боснии Османская империя попыталась обратить своих христианских и языческих подданных в ислам. Постепенное обращение многих средневековых боснийцев в ислам происходило с разной скоростью, в зависимости от региона и группы. Обращение было более быстрым в городских районах, учебных центрах и османской администрации, чем в сельской местности. Торговцы сочли выгодным принять ислам, поскольку они получили большую свободу передвижения и государственную защиту своих товаров. Многие обратились в христианство и прошли подготовку в качестве солдат.

Принудительное обращение детей было известно как девширме ; Ярким примером является боснийских сербов солдат Мехмет Паша Соколович . Османская империя была сосредоточена на милитаристской экспансии, основанной на религии, и сохранении власти. К этому времени мусульмане уже составляли подавляющее большинство населения Боснии.

Османское завоевание Боснии было примечательно тем, что, в отличие от других европейских регионов, попавших под контроль Османской империи, Босния сохранила свой статус отдельного образования – сначала как санджак , затем как эялет . Османы импортировали свою феодальную систему в Боснию вскоре после своего захвата, и поместья были предоставлены сипахам в обмен на военную службу. В начале османского периода эти поместья обычно предоставлялись мусульманам в начале османской эпохи, а позже - исключительно мусульманам. Эти земельные гранты постепенно стали передаваться по наследству; К концу периода Османской империи большинство боснийских землевладельцев были мусульманами, а большинство христиан были крестьянами или крепостными.

Основной причиной распространения ислама в регионе, вероятно, было слабое присутствие Боснийской церкви в то время. Старое соперничество между католической и боснийской церквями (а также с православной церковью в некоторых регионах) способствовало дезорганизации религиозной структуры на большей части региона. Для многих боснийцев религия представляла собой сочетание традиций и суеверий. У их соседей были хорошо финансируемые и организованные религиозные учреждения, и боснийцам было относительно легко перейти из христианства в ислам. Единственным европейским регионом, находившимся под контролем Османской империи, в котором значительная часть населения приняла ислам, была Албания , где также проживали конкурирующие христианские секты. Налоги для мусульман (и православных влахов) были ниже, чем в других райях . [ 8 ] [ нужна страница ] хотя хатт-и Хумаюн пытался устранить это неравенство. [ 9 ]

Росли городские центры, подавляющее большинство из которых были мусульманскими. Основанные в то время города, такие как Сараево и Мостар , имели исламский характер и высокий уровень жизни. Рабы, принявшие ислам, могли ходатайствовать об их освобождении, и многие христиане, порабощенные во время войн с Габсбургской Австрией , Венгрией и Венецианской республикой, обратились в ислам, чтобы добиться своего освобождения. Многие из этих новообращенных поселились в растущих городах, способствуя их развитию.

Основная дискриминация, с которой сталкивались немусульмане, была законной, поскольку христианам и евреям не разрешалось подавать иски или давать показания против мусульман в суде. Хотя христианские и еврейские подданные султана платили подушный налог (от которого мусульмане были освобождены), мусульмане платили религиозный закят ; Католики жертвовали церкви на добровольной основе. При Девширме мальчиков собирали из османских земель и отправляли в Стамбул для обращения в ислам и обучения на янычар .

17 век принес военные поражения на западной границе Османской империи. Поскольку крупные войны происходили каждые несколько десятилетий, Босния была истощена в экономическом и военном отношении. Самым критическим конфликтом была Великая Турецкая война . В начале своего существования в середине 1680-х годов Габсбурги завоевали почти всю Османскую Венгрию и отправили десятки тысяч мусульманских беженцев в Боснию. Подобный приток произошел с завоеванием Габсбургами Лики и Славонии . Тысячи мусульман бежали на восток, в Боснию, а те, кто остался, были насильно обращены в католицизм. [ нужна ссылка ] По оценкам, за это время около 100 000 или более мусульман были изгнаны из приграничных регионов и поселились в Боснии; многие принесли враждебность по отношению к христианству.

Османские военные катастрофы продолжались и в следующее десятилетие. В 1697 году габсбургский принц Евгений Савойский совершил пограничный набег, в результате которого Сараево сожгло. Война была окончательно завершена Карловицким договором в 1699 году. Однако в конце 1710-х годов последовала еще одна война между османами и союзом Габсбургов и Венеции. Оно было прекращено Пассаровицким договором в 1718 году, после того как очередная волна мусульманских беженцев бежала в Боснию.

Войны и возросшее налоговое бремя вызвали волнения среди боснийцев, и в Герцеговине вспыхнули восстания в 1727, 1728, 1729 и 1732 годах. В 1736 году Габсбурги нарушили Пассаровицкий мирный договор и переправились через реку Сава. Местная боснийская знать организовала оборону и контратаку независимо от неэффективных имперских властей. 4 августа в битве при Баня-Луке превосходящие по численности боснийские силы разгромили армию Габсбургов и отправили ее обратно в Славонию. Однако Великая чума 1738 года (унесшая жизни десятков тысяч человек) способствовала хаосу.

Османские власти традиционно классифицировали подданных империи не по национальности, а по вероисповеданию. В девятнадцатом веке среди южных славян начало расти национальное самосознание ; по мнению некоторых историков, боснийцы-католики все чаще стали считать себя хорватами, а православные боснийцы - сербами. Национальное самосознание боснийских мусульман впервые было засвидетельствовано в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда первые боснийские националисты начали утверждать национальную идентичность, отличную от своих православных и католических соседей и других мусульманских жителей империи.

Национализм

[ редактировать ]

В 1862 году мусульмане, в том числе боснийцы, были изгнаны из Сербии. [ 10 ] Босния и Герцеговина была оккупирована и управлялась Австро-Венгрией в 1878 году, и ряд боснийцев покинули регион. Согласно австро-венгерским данным, в период с 1883 по 1920 год эмигрировало 56 000 человек (в основном боснийцы); число боснийских эмигрантов, вероятно, больше, поскольку официальные данные не отражают эмиграцию до 1883 года и не включают тех, кто уехал без разрешений. Большинство эмигрантов, вероятно, бежали, опасаясь возмездия после межобщинного насилия во время восстания 1875–1878 годов. Многие сербы из Герцеговины в этот период уехали в США. По оценкам одного географа, в Турции проживает 350 000 боснийцев, хотя в эту цифру входят потомки южных славян-мусульман, эмигрировавших из региона Санджак во время (и после) Первой Балканской войны . Другая волна боснийской эмиграции произошла после окончания Первой мировой войны , когда Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия .

Городские боснийцы особенно гордились своей космополитической культурой, особенно в столице Боснии Сараево; до Второй мировой войны здесь проживали процветающие боснийские, сербские, хорватские и еврейские общины. После 1945 года Сараево было одним из самых этнически смешанных городов бывшей Югославии. [ 11 ]

С зарождением иллирийского движения боснийская интеллигенция собралась вокруг журнала «Босния» в 1860-х годах (который пропагандировал идею боснийской нации); отец боснийского поэта Сафвет-бега Башагича членом этой группы был . Боснийская группа оставалась активной в течение нескольких десятилетий, сохраняя преемственность идей и используя архаичное боснийское название. С 1891 по 1910 год издавал журнал «Босняк» . Однако к началу 20 века группа практически вымерла; его наиболее видные члены умерли или приняли хорватскую идентичность.

Администрация Бенджамина Каллая , австро-венгерского губернатора Боснии и Герцеговины , насаждала идею боснийской нации ( босанчи ), которая включала бы католиков, православных и мусульман. Против этой идеи яростно выступили хорваты, сербы и ряд мусульман.

Мусульманская национальная организация (МНО), политическая партия, основанная в 1906 году, выступала против режима и пропагандировала отделение мусульман от сербов и хорватов . Хотя группа хорватских мусульманских диссидентов сформировала Мусульманскую прогрессивную партию (МНС), она не получила особой поддержки среди населения и вскоре исчезла.

Первая конституция Боснии и Герцеговины , принятая в 1910 году, называла сербов, хорватов и мусульман «коренными народами». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] На выборах, состоявшихся вскоре после этого, MNO, Сербская национальная организация (SNO) и Хорватское национальное сообщество (HNZ) получили почти единогласную поддержку в отдельных бюллетенях; [ нужна ссылка ] их члены сформировали парламент, хотя он имел мало власти в австро-венгерской провинции Босния и Герцеговина.

После Первой мировой войны Босния и Герцеговина вошла в состав Королевства Югославия . Сербская монархия, одна из победительниц войны, стремилась к созданию хорватско-словенской коалиции . MNO, преобразованная в Югославскую мусульманскую организацию (JMO), отказалась от преследования мусульманской национальной идентичности и сосредоточилась на защите мусульманских интересов посредством союзов с другими партиями – иногда с сербскими партиями, такими как Николы Пашича Народная радикальная партия и Милана Стоядиновича . Сербская радикальная партия .

только сербы , хорваты и словенцы В переписи 1921 года были признаны этническими группами, а многие боснийцы оставили поле этнической принадлежности пустым. Это явление было темой дебатов среди ученых и политиков в течение многих лет, причем некоторые говорили, что те, кто не указал свою этническую принадлежность, были потомками турок и должны быть изгнаны. Однако благодаря влиянию ОМО случаи притеснения боснийцев были единичными.

Ряд оппозиционных партий тогда признали мусульман отдельной нацией; согласно документу 1930-х годов, среди них была Коммунистическая партия Югославии . [ нужна полная цитата ] Многие боснийские мусульмане присоединились к партии и стали партизанами , некоторые из которых стали командирами и политическими лидерами.

Во время Второй мировой войны власти марионеточного нацистами Независимого государства Хорватия пытались объединиться с боснийцами (которых они считали хорватами-мусульманами) против сербов. Зал искусств в Загребе , спроектированный Иваном Мештровичем , был преобразован в мечеть.

Цветная карта Боснии и Герцеговины
Боснийцы в Боснии и Герцеговине в 1991 году, перед боснийской войной.

Декларация Государственного антифашистского совета национального освобождения Боснии и Герцеговины (ЗАВНОБиГ), по существу повторяющая формулировку конституции 1910 года и изданная партизанским правительством 25 ноября 1943 года, считается конституционной основой современной Боснии. и Герцеговина . Декларация была нарушена сразу после окончания войны, поскольку в конституции Союзной Народной Республики Югославии (позже Социалистической Федеративной Республики Югославии ) коренными народами были названы только сербы и хорваты. По данным переписи населения Югославии 1948 года, 90 процентов мусульман заявили, что их национальность не определена; многие из тех, кто зарегистрировался как сербы или хорваты, сделали это в основном из-за социального и экономического давления. Когда в 1953 году стала доступна опция «Югослав, национальность не заявлена», в качестве таковой зарегистрировались 900 000 человек.

Доминирование сербов в боснийском коммунистическом руководстве ослабло, и появилась возможность для новой национальной идентичности. В переписи населения Югославии 1961 года впервые появился этнически-мусульманский вариант; к 1963 году мусульмане были включены в список боснийской конституции вместе с сербами и хорватами. В 1968 году слово «мусульманин» обозначало этническую (а не религиозную) идентичность. Хотя это решение обсуждалось коммунистическими чиновниками, национальная идентичность боснийцев продолжала развиваться до югославских войн . Существовало два подхода: мусульманский национализм (поддерживаемый Хамдией Поздерацем ) и исламское религиозное возрождение, поддерживаемое Алией Изетбеговичем . Эффекты обеих концепций о том, что представляет собой боснийский мусульманин (которые иногда конфликтовали), можно увидеть и по сей день.

В сентябре 1993 года Конгресс боснийских интеллектуалов ( боснийский : Drugi bošnjački sabor ) вновь ввел историческое этническое название боснийцы . Хотя сербы и хорваты возражали против этого названия как уловки, изображающей их боснийскими иностранцами, архаичный термин означает «боснийцы» и когда-то использовался для всех жителей Боснии (независимо от религии). По мнению боснийцев, боснийец — это исторический термин для обозначения их нации; если бы они хотели монополизировать боснийскую историю, они могли бы использовать термин «Босанчи» . [ нужна ссылка ] Это название использовалось за пределами Боснии с 1990-х годов для славянского мусульманского населения других бывших югославских республик, таких как Сербия и Северная Македония ; он проводит боснийско-боснийское различие, которое соответствует сербско-сербским и хорватско-хорватским различиям между этнической принадлежностью и местом жительства.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вагнер, с. 271.
  2. ^ Палмбергер, Моника (2016). Как помнят поколения: противоречивые истории и общие воспоминания в послевоенной Боснии и Герцеговине . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 69. ИСБН  9781137450623 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 23 декабря 2018 г.
  3. ^ Марьянович, Дамир; и др. « Население современной Боснии и Герцеговины: гаплогруппы Y-хромосомы в трех основных этнических группах ». Институт генной инженерии и биотехнологии Сараевского университета . ноябрь 2005 г.
  4. ^ Боргер, Джулиан (23 марта 2014 г.). «Война окончена – теперь сербы и боснийцы борются за контроль над жестокой историей» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 10 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
  5. ^ «Босния и Герцеговина — История» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
  6. ^ Ноэль Малкольм (1996). Босния: Краткая история . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  9780814755617 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 г. Проверено 11 декабря 2014 г.
  7. ^ «Босния и Герцеговина — Османская Босния» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
  8. ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . ISBN  978-0-8147-5561-7 .
  9. ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . п. 123. ИСБН  978-0814755617 .
  10. ^ Озкан, Айше (январь 2011 г.). «Изгнание мусульман из Сербии после Канлыкской конференции и ухода Османской империи из Сербии (1862-1867)» . Академический взгляд . 5 (9): 123–138.
  11. ^ Хадждари, Уна; Колборн, Майкл (12 октября 2018 г.). «Почему этнический национализм все еще правит Боснией и почему ситуация может ухудшиться» . Нация . ISSN   0027-8378 . Архивировано из оригинала 11 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84bc3eed0e962aee460e096412a2afc0__1716843960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/c0/84bc3eed0e962aee460e096412a2afc0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Bosniaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)