Jump to content

Архитектура Боснии и Герцеговины

Боснии На архитектуру и Герцеговины во многом повлияли четыре основных периода, когда политические и социальные изменения определили создание особых культурных и архитектурных традиций региона.

Средневековый период

[ редактировать ]
Колокольня Святого Луки в Яйце

Средневековый период в Боснии длился до вторжения Османской империи . Социальная организация Боснии того времени развилась в систему, известную как «Задруга» . В Задруге община была организована таким образом, что несколько семей с общими интересами жили близко друг к другу в жилых кластерах. Лидеры общины отбирались с учетом их возраста и высоких этических стандартов. Система Задруга была прежде всего заложена в сельских аграрных общинах , сильно зависевших от природных ресурсов. По мере роста сообщества отдельные сегменты семей коллективно переезжали в другую местность, образуя новый кластер или деревню. Продолжающиеся связи между этими родственными кластерами стимулировали как торговлю, так и экономику. Отдельные семьи жили вместе в домах, известных как динарские дома. Это были простые конструкции, построенные из натуральных материалов (обычно дерева и плетения ). Внутреннее пространство было организовано вокруг очага в центральной комнате с отдельными личными помещениями для мужчин и женщин.

Хотя военные крепости в Боснии и Герцеговине датируются эпохой римского правления, большинство из них были построены между 12 и 15 веками. Постройки были построены из грубо обработанного камня на холмах с видом на реку, дорогу или город. Сегодня их около 300, но большинство из них находятся в руинах. Самые красивые и хорошо сохранившиеся: Сараево , Сребреник , Благай , Яйце , Травник , Тешань , Почитель , Добой , Врандук , Бобовац , Столац , Маглай , Градачац , Любушки , Сокол , Ключ , Бихач , Босанска Крупа , Оштровица , Велика Клад . уша, Вышеград и Зворник . Двор в Кралеве Сутьеске был даже богато украшен гравировкой в ​​готическом стиле. Образцом средневековой готики и романской башни является расположенная в Яйце Башня Святого Луки , созданная в 15 веке.

Османский период

[ редактировать ]
Старый мост в Мостаре

В конце 15 века Османская империя пришла на Балканы . Они обращали внимание на необходимость развития городских территорий и городов, привнося в регион имперскую исламскую архитектуру , частично смешанную с местными обычаями (одним из них является использование косынок вместо треугольных подвесок, встречающихся в Турции). [1] В результате возникла основная форма и организация городских территорий, которые сохранились до сих пор. Душан Грабриан , теоретик архитектуры, определил первичную организацию типичных боснийских городов. Он признал, что города имеют пять подлинных компонентов, определенных набором «неписаных законов»: окружающие холмы определяют форму города, главная дорога — это позвоночник, «Чарсия» — сердце, растительность — легкие, река — дух. [2] Юрай Нейдхардт , другой теоретик, в одной из своих книг описал типичный боснийский город следующим образом: [3]

В чем заключается очарование Востока, которое начинается в Сараево и перед которым не могут устоять жители Запада? Здесь нет запланированных действий, которые исходили бы из рационального мышления, все это вопрос импровизации, результат ситуативных идей и временных потребностей. Здесь не найти четкой оси и абсолютной симметрии. Здесь вы даже не найдете правильно построенных строительных систем. Здесь все отображает потребность угодить человеку. Композиция на Западе, продуманная и построенная в соответствии с логикой и планом, здесь становится скоплением частей, каждый раз являющихся результатом различных потребностей и каждый раз импровизированных по-разному; но всегда по отношению к чувствам.

Тот факт, что люди использовали реку как основной элемент городской жизни, привел к строительству Старого Моста в 1566 году в Мостаре в Герцеговине . На момент постройки это был самый длинный однопролётный арочный каменный мост в мире. [4] Однако его значение имело гораздо более глубокую силу. Он символизировал связь восточной и западной цивилизаций. [5] Помимо городского планирования , в архитектуре Боснии появился немного более ясный архитектурный словарь. Однако архитектура была организована вокруг набора неписаных архитектурных законов, включая: человеческий масштаб , беспрепятственный обзор, геометрию , открытые и гибкие пространства, простую мебель, пространственную связь с природой и использование местных материалов и традиционных строительных технологий. Кроме того, философия дизайна отдавала предпочтение разнородности материалов. Другими словами, каждый материал имел особую внутреннюю функцию, заданную ему социальным восприятием людей, участвующих в архитектурном процессе. Юрай Нейдхардт описал это восприятие следующим образом: [6]

Дело в том, что боснийский мужчина имеет свой стиль. Он делает свою керамику, пространство, город, по его словам, в человеческом масштабе, он не мистик, а реалист и в этом источник всей этой реалистической архитектуры, одновременно удобной, скромной и демократичной. Все крыши и двери этих домов почти одинаковы, мы могли бы назвать их домами для кого угодно, все они [дома] в человеческом масштабе, все почти выросли из земли, все украшения, привнесенные из их конструкции и строения - архитектура построенный из природного и местного.

Поэтому фундамент строился из камня, первый этаж — из глины , необожженного кирпича и деревянных связей, второй этаж — из деревянного каркаса, а крыша почти всегда из дерева. [7] В организационном отношении типичная боснийская резиденция 17 века состояла из пяти основных элементов: забора, который выходил на улицу и ограничивал ее и четко отличал частное от общественного, двор, обычно построенный из гальки или плоского камня для облегчения ухода, уличный фонтан ( Шадрван ) в гигиенических целях, «полуобщественное» частное пространство нижнего уровня, называемое Хаджат , где собиралась семья, и Диванхан , получастное/частное пространство верхнего уровня, используемое для отдыха и развлечений.

Австро-Венгерский период

[ редактировать ]
Ратуша . , построенная в стиле мавританского возрождения Карелом Паржиком , Александром Виттеком и Кирилом Ивековичем (1891–1896)

В 1878 году Босния и Герцеговина попала под власть Австро-Венгрии , которая за 40 лет оказала огромное влияние на будущее городское планирование и архитектуру. Некоторые из изменений, внесенных австрийским влиянием, включали введение новых строительных норм и правил, таких как необходимые разрешения на строительство, требования безопасности жизни и противопожарной защиты, регулируемая толщина стен и высота зданий. Некоторые изменения в городском планировании включали классификацию типов улиц и соответствующие строительные нормы, требования к гармоничному дизайну с ближайшим окружением и соответствие общему плану регулирования. Произошли изменения и в общей философии дизайна. Стилистически Босния должна была быть ассимилирована в европейский мейнстрим (отсюда и использование исторических архитектурных стилей), за исключением появления ориенталистского стиля (также псевдомавританского стиля ). Целью было продвижение боснийской национальной идентичности, избегая при этом ее ассоциации ни с Османской империей , ни с растущим панславянским движением. создав « исламскую архитектуру европейской фантазии». [8]

Новые архитектурные языки добавили разнообразия и без того сложной городской композиции в боснийских городах. Эти и другие изменения повлекли за собой и другие последствия в Боснии. Например, безопасность жизнедеятельности в зданиях была улучшена, однако местные строительные подрядчики и архитекторы устарели из-за новых правил и методов строительства. Это вызвало иммиграцию квалифицированной рабочей силы из Центральной Европы, что еще больше удвоило и диверсифицировало население Боснии и Герцеговины, что, в свою очередь, стимулировало экономику.

Наконец, города начали менять свой характер. Большинство проектов во времена австрийского влияния были связаны с проектированием административных зданий. Например, почтовое отделение в Сараево следует четким формальным характеристикам дизайна, таким как ясность формы, симметрия и пропорции, в то время как интерьер следовал той же доктрине. Национальная и университетская библиотека Боснии и Герцеговины в Сараево является примером ориенталистского архитектурного языка с использованием мавританско-мамлюкских украшений и остроконечных арок, в то же время интегрируя в дизайн другие формальные элементы.

Исторические стили

[ редактировать ]

Во время своего правления австро-венгерские власти стремились навязать и построить архитектуру европейских стилей в Боснии и Герцеговине и таким образом показать смысл своей миссии в оккупированной стране. Первоначально он предлагал исторические стили, в которых построены наиболее представительные здания второй половины XIX века в Вене. В Боснии слишком многое было построено в иностранных строительных стилях, в первую очередь в историзме , и слишком мало ценились, уважались и использовались народные боснийские методы строительства.

Архитектура мавританского возрождения

[ редактировать ]

Столкнувшись с многонациональной структурой населения Боснии и Герцеговины, правительство осознало, что необходимо иметь политический слух при выборе одного из исторических стилей. Для строительства в районах, где преобладало боснийское население, архитекторы использовали стиль мавританского возрождения .

Этот стиль черпал вдохновение из мавританской и мудехарской архитектуры Испании, также мамлюкской архитектуры Египта Сирии и а , примером которой является гимназия Мостара . Это включало применение орнаментов и других « мавританских » дизайнерских стратегий, ни одна из которых не имела ничего общего с предыдущим архитектурным направлением местной боснийской архитектуры.

Стиль модерн и сецессион.

[ редактировать ]

Боснийский стиль в архитектуре

[ редактировать ]

Боснийский стиль можно сравнить со скандинавским национальным романтизмом . [10] Боснийский стиль отстаивался молодым поколением архитекторов, таких как чешский архитектор Йосип Поспишил , словенский архитектор Рудольф Тоннис и австрийский архитектор Эрнст Лихтблау , которые все учились в Академии художеств в Вене у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера . Однако стиль был назван старшим архитектором Сараево Йосипом Ванкашем , на которого работали многие из этих молодых архитекторов.

Архитекторы боснийского стиля хотели восстановить местные архитектурные элементы, присущие Боснии и Герцеговине, в отличие от импортированных сценариев как исторических стилей, так и стилей мавританского возрождения. Боснийский стиль «лучше всего понимать как часть традиции национального романтизма », хотя его дизайнеры не были выходцами из той нации, которую они стремились представлять. Тем не менее, архитекторы боснийского стиля также ссылались на исторические, а не на современные источники, и в основном на исламский компонент народной боснийской архитектуры, что приводило к «замене одного исторического коллажа другим» (Гинцбургер-Макас и Дамлянович-Конли). [11]

Роялистский югославский период

[ редактировать ]
Здание Пенсионного фонда, Мухамед и Реуф Кадичи , 1941–1943 гг.

Босния и Герцеговина присоединилась к Королевству сербов, хорватов и словенцев в 1918 году, официальная архитектура которого все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, стремившейся установить единую государственную идентичность. [12]

Босния и Герцеговина оставалась на задворках межвоенного архитектурного модернизма в Югославии . [13] [14] Душан Смилянич и Хелен Балдасар, преподававшие в Высшей технической школе Сараево с 1924 года, были одними из первых, кто принес модернистские идеи в Сараево в 1920-х годах. Позже Д. Смиланич за короткое время стал муниципальным архитектором и до 1939 года имел собственную архитектурную фирму. Хелен Балдасар спроектировала здания, которые представляют собой первые построенные здания современной архитектуры в Сараево: бани Бембаша, здание Общества Красного Креста и здание Братинска-Рашидагич.

Несколько жилых домов были построены в 1933–1941 годах в Црни Врх различными архитекторами со всей страны. Поместье Црни Врх было построено на холме с видом на урбанизированный центр, на юг и среди зелени. Усадьба находится под охраной с 2012 года, несмотря на различные статусы консервации. [15]

После обучения в Праге братья Мухамед и Реуф Кадичи в те годы действовали в Сараево. Опираясь на достижения кубизма и неопластицизма, стремился создать свободную и чистую геометрическую архитектурную форму. В их творчестве преобладали идеи здорового функционализма, пропагандирующего синтез содержания и формы, особенно в культуре жилища. Реуфа Кадича Основная работа , «Дом Копчича» 1939 года, переосмысливает традиционные элементы (двор, фасадные эркеры, карнизы, шатровую крышу) в соответствии с новыми современными концепциями. Они также спроектировали жилой дом Мектеб на углу улиц Ферхадия и Чемалуша. [16] В 1940 году было открыто здание Пенсионного фонда . [17] демонстрируя «уменьшенные формы, геометрически «чистые» поверхности и объемы». [18] [19]

В пределах, налагаемых социально-экономическими условиями, учреждение Вакуфа стало мощным инвестором, и благодаря этим архитекторам здания Вакуфа обычно имеют утилитарную и конструктивистскую концепцию:

  • Фонд дворца Хаджи Идриза (Д. Смилянич)
  • Здание Вакуфа Якуба-паши (Д. Смилянич)
  • Жилое и деловое здание Вакуфа Чокаджи Сулеймана (Мухамеда и Реуфа Кадичей)
  • Жилое и деловое здание Вакуфа Ховаджа Кемалудина на улице Ферхадия, на месте бывшего мектеба (Мухамеда и Реуфа Кадича)
  • Здание Пенсионного фонда построено в 1943 году (Мухамед и Реуф Кадич).

Юрай Нейдхардт приехал в Боснию и Герцеговину в 1937 году из студии Ле Корбюзье и вместе с теоретиком архитектуры Душаном Грабрианом работал над синтезом универсального и локального. Его наиболее заметными достижениями были здание философского факультета (1955–59), Институт физики и химии (1959–1964) и городское планирование Центра Мариндвор. [20]

Другие работы:

  • Дом Дамича на улице Радичева, 10 в Сараево был построен по проекту 1926 года Хелен Балдасар и Душана Смилянича.
  • Здание Национального банка Боснии и Герцеговины было построено в 1932 году по проекту белградского архитектора Милана Злоковича .
  • Спортивный центр FIS в Сараево был построен по концептуальному проекту 1936 года, получившему первую премию, загребскими архитекторами Хинком Бауэром и Марианом Хаберле .
  • Небоскреб Железнодорожного сберегательного кооператива в Сараево, построенный в 1938 году по проекту Исидора Райса.
  • Здание социального обеспечения в Мостаре (архитектор Драго Иблер , член прогрессивной загребской группы «Земля», основанной в 1929 году)
  • Дворец дара Дефтердер-паши в Баня-Луке ( Степан Планич , член группы «Земля»)
  • Городской сберегательный банк в Сараево (Мате Байлон, получил образование в Вене, построил множество школ и жилых домов)
  • Здание Сараевской фондовой биржи (Мате Байлон)

Социалистический югославский период

[ редактировать ]

В конце Второй мировой войны Босния и Герцеговина стала республикой в ​​составе Социалистической Федеративной Республики Югославии . Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . [21]

Это внезапно закончилось расколом Тито и Сталина в 1948 году . В последующие годы модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [21] [22]

С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [23] Ярким примером этого сдвига является плодотворная публикация Юрай Нейдхардт и Душан Грабриян 1957 года «Архитектура Боснии и путь в современность» ( хорватский : Arhitektura Bosne i Put U Suvremeno ), в которой стремились понять модернизм через призму османского наследия Боснии. [24] [25] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [12]

В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов. [26]

Отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменик . [27]

Политические течения в Югославии благоприятствовали индустриализации , которая требовала упора на развитие государственного жилищного строительства для обслуживания миграции населения из сельских районов в городские. Чтобы преодолеть культурные конфликты, антиисторизм с использованием современной архитектурной лексики стал преобладающей стратегией проектирования для большинства архитектурных проектов. Таким образом, однородность материалов заменила традиционную неоднородность, и бетон стал предпочтительным материалом для строительства. Однако такая практика вызвала ряд проблем. Индустриализация вызвала загрязнение городов, но, что более важно, она вызвала бегство из сельских районов, что еще больше вызвало диспропорции в производстве, что нанесло ущерб экономике. , электричества, воды и центрального отопления не хватало Инфраструктуры для поддержания строительства нового государственного жилья из-за плохого планирования, а жилые небоскребы неуместно смешивались с существующим архитектурным контекстом. Плохие методы строительства и отсутствие качества из-за нехватки ресурсов привели к созданию нездоровой среды обитания. Все эти проблемы привели к уменьшению культурной самобытности Боснии и Герцеговины, одновременно истощая ее природные и человеческие ресурсы.

С другой стороны, было немного архитектурных проектов, которые пытались решить проблемы культурного разнообразия. Одной из таких попыток стал жилой дом «Дино» в Сараево, построенный в 1987 году Амиром Вуком и Мирко Маричем. Это двухуровневый жилой дом, в котором один следует восточной архитектурной лексике, а другой придерживается скорее западноевропейской философии организации фасада, хотя у них общий вход. Другим примером является отель Holiday Inn , построенный в 1983 году, и башни-близнецы «Юнис», построенные в Сараево в 1986 году по проекту Ивана Штрауса . Среди жителей города башни-близнецы обычно называют Момо (сербское имя) и Узеир ( боснийское имя). Среди жителей города нет единого мнения, какая башня носила сербское или боснийское название. Эта двусмысленность названий подчеркивала культурное единство как основное архитектурное качество.

Разрушения во время войны и послевоенное восстановление

[ редактировать ]
Avaz Twist Tower — штаб-квартира сараевской газеты «Дневни аваз» .

Во время боснийской войны 1992–1995 годов было разрушено более 2000 гражданских и религиозных зданий, имеющих историческую ценность. Среди них были мечеть Ферхадия в Баня-Луке (построенная в 1578 году) и Старый мост в Мостаре (построенная в 1566 году), разрушенные в 1993 году. Они были восстановлены в соответствии с оригинальными методами и стилями.

В годы после Боснийской войны наблюдался строительный бум в Сараево . Это один из городов с наибольшим количеством строительства в Юго-Восточной Европе. Башни-близнецы UNIS, спроектированные архитектором Иваном Штраусом, были почти полностью разрушены во время войны, но были полностью отремонтированы. В жилом районе Храсно боснийская компания Bosmal построила « Центр города Босмал », одну из самых высоких башен-близнецов на Балканах высотой 120 метров каждая.

Новые владельцы отеля Holiday Inn в Сараево, также спроектированного архитектором Иваном Штраусом, объявили, что с 2005 г. они начнут строительство новой 22-этажной башни. Ожидается, что так называемая «умная» башня будет стоить около 50 миллионов евро.

Башни-близнецы Unis были полностью отремонтированы. На месте бывших башен Ослободженье теперь построены башни Аваз в качестве новой штаб-квартиры Аваз , популярной боснийской газетной компании. Он расположен в Марин Двор, деловом районе Сараево , который недавно был полностью отремонтирован с учетом планов строительства Unitic 3 и Grand Media Center. Строительство новой башни началось в 2006 году и было завершено в 2008 году. Башня Avaz Twist Tower является рекордсменом самой на Балканах высокой башни . Он состоит из закрученного стеклянного фасада , имеет высоту 142 метра и 30-метровую антенну, достигающую общей высоты 172 метра.

Большинство олимпийских объектов были разрушены, но реконструкция до сих пор не состоялась. [29]

Здание боснийского парламента (архитектор Юрай Нейдхарт) находится на реконструкции, а Музей Боснии и Герцеговины в районе Марин Двор в Сараево полностью отремонтирован.

В пригороде Сараево Илидже множество строительных проектов, которые можно было бы считать крупными даже по стандартам ЕС началось . Примеры включают проект строительства канатной дороги , которая соединит близлежащие горы Игман и Белашница ; спортивный комплекс с бассейнами стоимостью 30 миллионов евро; и «Сады Риверины» — город в городе, стоимость которого в течение десяти лет составит более 1 миллиарда евро.

Недавно один участок будущего коридора европейской автомагистрали 5C был построен и открыт для движения недалеко от Сараево. Вскоре федеральное правительство начнет строительство нового участка автомагистрали длиной 40 км от Сараево до Зеницы . Строительство всех 330 км 5С планировалось начать весной 2006 года и обошлось примерно в 3 миллиарда евро.

Олимпийские горы Белашница и Игман планируется приватизировать и реконструировать.

Доктрина реконструкции и сохранения

[ редактировать ]

В Боснии и Герцеговине ведется работа по сохранению культурного наследия, о чем свидетельствует недавняя реконструкция Старого моста в Мостаре и многих других сооружений, имеющих культурное и историческое значение, которые были повреждены или разрушены во время недавней войны. Многие другие проекты, к сожалению, до сих пор душатся из-за политических споров и нехватки средств, главным образом из-за коррупции.

Доктрина, которой обычно придерживаются при сохранении, была резюмирована Итало К. Энглом: [30]

# Сохранение образа города, что включает в себя сохранение специфики, создаваемой общими отношениями между природным и искусственным, цветами, запахами, звуками, формами, движениями, наложением исторических особенностей и т.п.;

  1. Сохранение формы города, осуществляемое за счет сохранения построенных ценностей отдельных зданий и целых объектов;
  2. и сохранение городской структуры, осуществляемое посредством сохранения городской модели и сохранения специфического распределения смыслов в городе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Петерсен, Эндрю (2002). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 36. ISBN  9781134613656 .
  2. ^ Грабриян, Душан (1984). Боснийская восточная архитектура в Сараево: с особым акцентом на современную . Заочный рабочий университет. п. 22.
  3. ^ Алич и Гуше 1999 , с. 10.
  4. ^ Роббинс, Пол (2007). Энциклопедия окружающей среды и общества: набор из пяти томов . Публикации SAGE. п. 156. ИСБН  9781452265582 .
  5. ^ Лэмб, Шэрон; Мерфи, Джеффри Г., ред. (2002). Прежде чем простить: предостерегающие взгляды на прощение в психотерапии . Издательство Оксфордского университета. п. 200. ИСБН  9780195145205 .
  6. ^ Грабриян и Нейдхардт 1957 , стр. 12–13.
  7. ^ Эль Сайед, Ахмед; Вареникич, Алдин; Обралич, Ахмед; Ахметспахич, Эрна; Зейнилович, Эрмина; Зейнилович, Исмаил; Кутанис, Мустафа (май 2013 г.). Оценка сейсмических характеристик: практический пример Сараево (PDF) . Вторая Международная Балканская конференция по проблемам гражданского строительства. п. 6.
  8. ^ Джозеф, Суад; Наджмабади, Афсане (2003). Энциклопедия женщин и исламских культур: экономика, образование, мобильность и космос . Издательство «Брилл» . ISBN  9004128204 .
  9. ^ «Grande Flanerie (Сараевское отделение)» . grandeflanerie.com . 19 мая 2018 г.
  10. ^ «О модерне» . Aboutartnouveau.wordpress.com . 19 января 2015 г.
  11. ^ Гинцбургер Макас, Эмили; Дамлянович Конли, Таня, ред. (2009). Столицы после империй: планирование в Центральной и Юго-Восточной Европе . Рутледж. п. 252. ИСБН  9781135167257 .
  12. ^ Jump up to: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781351915793 .
  13. ^ Дордевич, Зорана (2016). «Идентичность архитектуры ХХ века в Югославии: вклад Милана Злоковича» . Культура/Культура . 6 .
  14. ^ Бабич, Майя (2013). «Модернизм и политика в архитектуре Социалистической Югославии, 1945–1965» (PDF) . Университет Вашингтона .
  15. ^ «Жилой поселок Црни Врх, строительный комплекс» . kons.gov.ba. ​Официальный вестник Боснии и Герцеговины.
  16. ^ Аднан Зоранич 2019 «Наследие раннего модернизма в жилой архитектуре в Сараево» IOP Conf. Сер.: Матер. наук. англ. 471 112040 [1]
  17. ^ «Здание Пенсионного фонда» . architectuul.com .
  18. ^ Иван Штраус, Мухамед Кадич, 100 лет со дня рождения , www.a4a.info
  19. ^ КОНС Чокаджи Сулеймана Вакуфа, историческое здание. Многофункциональное здание
  20. ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла С., ред. (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 301. ИСБН  9780195309911 .
  21. ^ Jump up to: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN  9783868591477 . OCLC   814446048 .
  22. ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9. дои : 10.2298/SPAT1534001A .
  23. ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
  24. ^ Алич и Гуше 1999 , стр. 8–20.
  25. ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 13 сентября 2019 г.
  26. ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 года . Проверено 24 ноября 2019 г.
  27. ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 года . Проверено 24 ноября 2019 г.
  28. ^ «Жилой комплекс на Дзидзиковаце» . architectuul.com .
  29. ^ Олимпийские усилия Сараево - Вырезки - Краткая статья | Американские леса | Найдите статьи на BNET.com
  30. ^ IC Угол, образование и сохранение исторического наследия: некоторые заметки о подготовке специалистов . Вопросы техники сохранения исторических центров города, Сплит, 1970 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Грабриян, Душан; Нейдхардт, Юрай (1957). Arhitektura Bosne i put u suvremeno [ Архитектура Боснии и путь [к] современности ] (на сербско-хорватском языке). Государственное издательство Словении.
  • Алич, Дияна; Гуше, Марьям (1999). «Примирение национальных нарративов в социалистической Боснии и Герцеговине: проект Башчаршия, 1948–1953». Журнал Общества историков архитектуры . 58 (1): 6–25. дои : 10.2307/991434 . ISSN   0037-9808 . JSTOR   991434 .
  • Амир Пашич, Исламская архитектура в Боснии (1994)
  • Неджад Курто, Сараево 1462–1992 (1997),
  • Курто, Неджад - «Архитектура Боснии и Герцеговины - развитие боснийского стиля»
  • Штраус, Иван – «Архитектура Боснии и Герцеговины 1945-1995»
  • Равлич, Александр – «Ферхадия из Баня-Луки – разрушенная красота»
  • Хаджимухамедович, Амра - «Транснациональное значение архитектурного наследия Боснии и Герцеговины и его послевоенная реконструкция - целостность системы архитектурного наследия Боснии и Герцеговины»
  • Алич, Дияна - «От османского дома к боснийскому стилю: проект Нейдхардта жилья для рабочих в Боснии и Герцеговине (1939–1942)»
  • Поздерак, Дамир - «Эко-культурный подход к устойчивой архитектуре и городскому планированию в Боснии и Герцеговине - Тематическое исследование по интегральной архитектуре»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cbc0ed34a5ca191af276edf573bb020__1714470360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/20/9cbc0ed34a5ca191af276edf573bb020.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)