Йосип Ванкаш
Йосип Ванкаш | |
---|---|
![]() Йосип Ванкаш, 1900 год. | |
Рожденный | |
Умер | 15 декабря 1932 г. | (73 года)
Занятие | Архитектор |
Здания | Сараевский собор Президентское здание |
Йосип Ванкаш (22 марта 1859 – 15 декабря 1932) был австро-венгерским и югославским архитектором, который провел большую часть своей карьеры в боснийском городе Сараево , где спроектировал более двухсот зданий. Он также спроектировал важные здания в современной Хорватии и Словении . Он также был первым дирижером Männer-gesang-verein в Сараево при его основании в 1887 году.
Жизнь
[ редактировать ]
Ванкаш родился в хорватской семье в Шопроне , Венгрия , где его отец работал почтовым служащим. Он учился в Высшей технической школе в Загребе , где его отец был назначен почтмейстером. Затем он переехал в Вену , чтобы изучать архитектуру в Техническом университете с 1876 по 1881 год. [ 1 ] В течение года Ванкаш работал в конторах Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера , затем в 1883 году окончил Академию художеств в Вене под руководством Фридриха фон Шмидта , знатока средневековой архитектуры, от которого он перенял эклектичный исторический стиль. [ 2 ] [ 1 ]
Шмидт рекомендовал Ванкаша Бенджамину Каллаю спроектировать Сараевский собор , и Ванкаш приехал в Сараево в 1884 году, работая на правительство до 1890 года, а затем управляя собственным офисом до 1921 года. Он оставался там тридцать семь лет, став ведущим архитектурным авторитетом. , член первого боснийского парламента (1910) и заместитель мэра Сараево. [ 2 ]
На протяжении своей долгой карьеры Ванкаш оставался преданным поклонником венских архитектурных тенденций и часто включал их в свои в Боснии и Герцеговине проекты . Однако он не ограничился простым подражанием образцам для подражания и попытался адаптировать венские модели к боснийским условиям. В его творчестве преобладают историзм и эклектика, но элементы Венского сецессиона встречаются и позже. В своих проектах он идет от псевдоромантических к псевдовосточным влияниям. Он изучал местную боснийскую архитектуру и пытался, используя ее характерные элементы, создать истинно боснийский стиль .
Ванкаш также признал боснийский стиль , который можно сравнить со скандинавским национальным романтизмом . Боснийский стиль отстаивался молодым поколением архитекторов, таких как чешский архитектор Йосип Поспошил , словенский архитектор Рудольф Тоннис и австрийский архитектор Эрнст Лихтблау , которые все учились в Академии художеств в Вене у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера . Однако название этому стилю дал Ванкаш, который теперь был старшим архитектором Сараево, на которого работали многие из этих молодых архитекторов. [ 3 ]
За долгое время пребывания в Боснии (1883–1921) Ванкаш построил 102 дома, 70 церквей, 12 школ, 10 дворцов, 10 банков, 10 правительственных муниципальных зданий, 6 отелей и таверн, а также реконструировал ряд зданий. Ванкаш также выполнил проекты церковных алтарей, а также чертежи жилых и церковных интерьеров. Экспонировал свои работы на всемирных выставках в Будапеште (1896 г.), Вене (1898 г.) и Париже (1900 г.). В 1911 году в качестве представителя в парламенте Боснии и Герцеговины он представил резолюцию об охране памятников культуры в Боснии и Герцеговине.
29 июня 1914 года Ванкаш был одним из ораторов, обращавшихся к толпе, которая позже разрушила и разграбила принадлежащую сербам собственность в Сараево во время беспорядков после убийства Гаврилой Принципом эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанда .
Ванкаш также написал несколько исследований боснийской народной и городской архитектуры. С 1921 года он жил в Загребе , где и умер в Загребе 15 декабря 1932 года в возрасте 73 лет. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Среди его наиболее значительных работ:
- неоготический ) собор Святого Сердца, Сараево (1884–1889 гг.
- дворец в стиле неоренессанс правительства , ныне здание президента (1884-1886 гг.)
- Приходская церковь Очищенного Сердца Марии в Биелине (1885 г.)
- Нормандский дворец в Осиеке (1891-1894 гг.)
- псевдофольклорный павильон Боснии и Герцеговины во время Тысячелетней выставки в Будапеште (1896 г.)
- семинария святых Кирилла и Мефодия в Сараево (1892-1896)
- Первый хорватский сберегательный банк в Загребе (1898–1900)
- Народный ссудный банк в Любляне (1900-1907)
- Особняк Иешуа Д. Салома в Сараево (1901 г.)
- вилла Матильда в Сараево (1902-1903 гг.),
- приходская церковь Св. Георгия в Дешинице (1901-1902)
- приходская церковь Св. Николая в Крапине (1901-1903)
- Институт Святого Станислава - школа в Любляне (1901-1905)
- Отель Юнион в Любляне (1902-1903)
- Городская сберегательная касса в Любляне (1902-1903)
- приходская церковь Св. Михаила в Вареше (1905-1906)
- Центральный почтамт и Телеграфный дворец в Сараево (1907-1913)
- Св. Приходская церковь Святого Петра, Радече (1911 г.)
- Церковь Королевы Святого Розария в Сараево
- приходская церковь Св. Иоанна Крестителя в Конице (1894 - 1918)
Хотя он работал в основном на территории Боснии и Герцеговины , как видно из списка его работ, часть своих работ он реализовал в Хорватии . Работая над различными проектами, финансируемыми в основном правительством Хорватии, Ванкаш стал известен вместе с Германом Болле как самый важный проектировщик священных зданий в Хорватии в последние десятилетия 19 и начала 20 веков. Он проектировал одинаково в неоготике, неороманском стиле, неоренессансе, реже в неовизантийском и необарочном стиле, а с конца XIX века обратился к сепаратистскому стилю. [ 5 ]
Он также добился больших успехов на территории тогдашней провинции Крайна (центральная часть современной Словении), где построил церкви в Бледе , Пречне и Мирне Пече , а также ряд зданий в Любляне. [ 6 ]
Здания
[ редактировать ]-
Приходская церковь Очищенного Сердца Марии в Биелине (1885 г.)
-
Собор Святого Сердца в Сараево (1884–1889)
-
Здание президента , Сараево (1884–1886 гг.)
-
Отель «Централ», Сараево (1889 г.)
-
Нормандский дворец в Осиеке (1891–1894 гг.)
-
Семинария Святых Кирилла и Мефодия в Сараево (1892–1896).
-
Первый хорватский сберегательный банк в Загребе (1898–1900)
-
Коммерческое здание «Денетич», Сараево (1898 г.)
-
Народный ссудный банк, Любляна (1900–1907)
-
Св. Институт Станислава в Любляне (1901–1905)
-
Вилла Матильда в Сараево (1902–1903)
-
Городская сберегательная касса в Любляне (1902–1903)
-
Первый хорватский сберегательный банк в Любляне (1902–1903 гг.)
-
Гранд-отель Union в Любляне (1902–1903)
-
Центральное почтовое отделение Сараево (1907–1913)
-
Отель Стари Град, Сараево (1909 г.)
См. также
[ редактировать ]- Франтишек Блазек
- Карел Паржик
- Александр Виттек
- Юрай Нейдхардт
- Архитектура Мостара
- Боснийский стиль в архитектуре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б http://www.zagrebmojgrad.hr/site/mercury/20100725-zgmg-29-pdf-61e9.pdf [ постоянная мертвая ссылка ] (по состоянию на 16 августа 2012 г.)
- ^ Jump up to: а б Дония, Роберт Дж. (2006). Сараево: биография . Издательство Мичиганского университета. стр. 68–71, 350. ISBN. 0-472-11557-Х . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ О стиле модерн
- ↑ Информация о городе Сараево: Собор [цитировано 16 февраля 2012 г.]. Архивировано 8 января 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Дамьянович, Драган. Венская академия изящных искусств и хорватской архитектуры-историка. Хорватские студенты Фридриха фон Шмидта (Венская академия изящных искусств и хорватской исторической архитектуры. Хорватские студенты Фридриха фон Шмидта); полный текст на английском и немецком языках .
- ^ Драган Дамьянович. «Неоготическая архитектура в творчестве Йосипа Ванкаша; проекты в Италии, Хорватии и Словении» . Пространство: Научный журнал архитектуры и урбанизма (1330-0652) 22 (2014), 47; 96-109 . Проверено 22 июля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Йосип Ванцас в Sarajevo Travel