Jump to content

Боснийский стиль в архитектуре

Строительство Земельного вакфа – образец боснийского стиля в архитектуре

Боснийский стиль в архитектуре — это специфическое архитектурное выражение начала 20-го века, которое развилось из традиционной архитектуры Венского сецессиона и осознания того факта, что произведение зародилось в Боснии и Герцеговине .

Боснийский стиль можно сравнить со скандинавским национальным романтизмом . [ 1 ] Боснийский стиль отстаивался молодым поколением архитекторов, такими как чешский архитектор Йосип Поспишил (Йозеф Поспишил), словенский архитектор Рудольф Тоннис и австрийский архитектор Эрнст Лихтблау , которые все учились в Академии художеств в Вене у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера . Однако стиль был назван старшим архитектором Сараево Йосипом Ванкашем , на которого работали многие из этих молодых архитекторов. [ 2 ]

Хотя боснийский стиль хвалился как более симпатичный в своем местном вдохновении, Гунцбергер-Макас и Дамлянович-Конли утверждают, что его акцент по-прежнему делался на исламском компоненте боснийской народной архитектуры, часто с историческими, а не современными источниками. Таким образом, переход от мавританского возрождения к боснийскому стилю был «заменой одного исторического коллажа на другой», в котором панисламские мотивы были заменены общенародными мотивами, двусмысленно связывая османскую архитектуру с архитектурой настоящего и ошибочно предполагая эти мотивы. быть конкретно боснийскими, хотя они встречаются на всей территории Османских Балкан. Таким образом, боснийский стиль «лучше всего понимать как часть традиции национального романтизма », хотя его дизайнеры не были представителями той нации, которую они стремились представлять. Поскольку он по-прежнему фокусировался на отличиях от Западной и Центральной Европы и не изменил властных отношений в отношении письменных, имперских интерпретаций местной архитектуры, боснийский стиль был не менее Востоковед, чем мавританское возрождение. [ 2 ]

Развитие боснийского стиля

[ редактировать ]

Во время своего правления австро-венгерские власти стремились навязать и построить архитектуру европейских стилей в Боснии и Герцеговине и таким образом показать смысл своей миссии в оккупированной стране. Первоначально он предлагал исторические стили, в которых построены наиболее представительные здания второй половины XIX века в Вене. В Боснии слишком многое было построено в иностранных строительных стилях, в первую очередь в историзме , и слишком мало ценились, уважались и использовались народные боснийские методы строительства.

Столкнувшись с многонациональной структурой населения Боснии и Герцеговины, правительство осознало, что необходимо иметь политический слух при выборе одного из исторических стилей. Для строительства в районах, где преобладало боснийское население, архитекторы использовали стиль мавританского возрождения . Со временем выяснилось, что этот стиль не подходит, как и другие, поскольку не возник в процессе развития архитектурной мысли и практики, основанной на коренном архитектурном наследии.

В конце 19 — начале 20 веков среди архитекторов и инженеров наблюдалось движение за создание истинно боснийского стиля. [ 3 ]

Эрнст Лихтблау

[ редактировать ]

Венский архитектор Эрнст Лихтблау , ученик Отто Вагнера , в 1904 году изучал древнюю жилую архитектуру всей Боснии и Герцеговины, стремясь создать современный стиль, основанный на этих местных формах. Его работа в Боснии является одним из примеров контакта школы Вагнера с архитектурой Боснии и Герцеговины.

Его рисунки были опубликованы в 1907 году в журнале Der Architekt. На них изображены группы старых домов под крепостью Яйце . Его впечатляли каскадные и кубистические формы крыш, простые, но мощные формы домов, вылепленные легкими и тонкими валерами чешуйчатого черного, белого и коричневого цветов. Благодаря стиле модерн интерпретации содержания в , в них старая архитектура Боснии проявила свои скрытые и тонкие художественные ценности, достигнув уровня, на котором проявились точки соприкосновения с современной архитектурой.

В другой группе рисунков Лихтблау стремится создать дома или здания, отвечающие современным потребностям, современным формам и конструкции. Некоторые рисунки показывают попытку создать типичный дом, который принял бы форму старой жилой архитектуры, некоторые снова представляют собой пример репрезентативного дома - виллы для Боснии - конечно же, снова спроектированные и спроектированные по тому же принципу. [ 3 ]

Проект дома в Боснии был создан еще в 1904 году, поэтому эту дату можно принять за начало разработки или поиска боснийского стиля. Потому что в этом проекте Лихтблау уже присутствуют важные компоненты старой боснийской архитектуры - такие как возвышенность дома, зона террасного доступа, тщательно культивируемая среда, где зелень очень важна, дом окружен высокой стеной. вокруг узкого двора. Сам дом – вилла – показывает, что архитектор уважает одноэтажный фасад старых домов; В доме есть решетчатые угловые окна с лепниной, высокая пирамидальная крыша, белые стены, размеры и пропорции, элементы и целое заимствованы из старых домов и построены по новым стандартам.

Lichtblau идет еще дальше. Он спроектировал виллу в Вене в полном боснийском стиле, придав этому архитектурному выражению европейскую и универсальную легитимность. [ 4 ]

Лихтбау разрабатывает проект Дирекции государственного леса как современное здание с характеристиками централизованно разработанной планировки боснийского многоквартирного дома. [ 5 ]

Йосип Ванкаш

[ редактировать ]
Отель «Стари Град» в Сараево, автор Иосип Ванкаш (1909 г.).

В своих первых поисках боснийского стиля Йосип Ванкаш сам изучал старые дома, делал зарисовки, этюды и работал над записью характерных предметов и сущностей. Он выступал за местное строительство и включение многовековых традиций Боснии в современную архитектуру. [ 5 ]

В качестве представителя в Сейме Боснии Ванкаш представил боснийскому парламенту в 1911 году резолюцию, в которой эти архитекторы выразили свои взгляды на архитектурное наследие Боснии и Герцеговины и предложения по сохранению и использованию архитектурных достопримечательностей. Постановление призывало правительство земель принять соответствующие меры по включению в список всех старых, общественных и частных зданий и памятников строительства, поставить государственные памятники под охрану государства, зарисовать эти здания рисунками и фотографиями, а также подготовить правовую основу. - для новостроек в боснийском стиле предоставляются льготы и налоговые льготы. Сама резолюция не дала определенных результатов, хотя и была принята правительством. [ 6 ]

Йосип Поспишил

[ редактировать ]
Поспишила Себиль в Башчаршии

В 1909 году архитектор Йосип Поспишил прибыл в Сараево и сразу же начал изучать наследие коренных народов в урбанизме и архитектуре, борясь за его защиту и восстановление. Он пропагандировал «боснийский стиль», подыскивая модели в ближайшем окружении. [ 7 ]

В 1912 году Поспишил появился в известном журнале Der Bautechniker с несколькими профессиональными статьями, в которых он также информирует зарубежную культурную общественность о проблемах современной строительной практики и теории в Боснии и Герцеговине. Затем он опубликовал несколько своих проектов и, среди них, перспективный вид будущего здания казарм Сараевской пожарной охраны . Казармы пожарной бригады Поспишила, построенные в 1912 году, были одним из ключевых общественных зданий в боснийском стиле, построенных в столице провинции. Смесь современных стилей, он имел функционалистские тенденции в почти полном отсутствии орнамента, организацию фасада, описываемую как сецессионистскую по духу, и экспрессионистское изображение как структуры, так и функции. У него также был профиль крыши и выступающие деревянные эркеры, напоминающие боснийскую архитектуру. [ 2 ]

По проекту Поспишила аптека Радник, жилое и коммерческое четырехэтажное здание на улице Тито, 34 (Салом Палас [ 8 ] ), Дворец Мусафия, Себиль (фонтан в общественном киоске) на площади Башчаршия, являются примерами расширения боснийского стиля. [ 9 ]

Национальная библиотека, Дервента
  • Здание Земельного вакфа ( Исламского сообщества Боснии и Герцеговины и управления вакфа) и вакфа Хадима Али-паши. [ 4 ]
  • Дача Мандича в Илидзе
  • Дом семьи Хуседжиновичей в Баня-Луке 1913 года.
  • Отель Стари Град в Сараево. [ 10 ] В этом проекте Ванкаш еще больше отходит от принципа Венского сецессиона в организации фасада, особенно в свободе ритмизации планов стен и форм доксата. [ необходимо определение ] Центральный доксат неправильно-выпуклой формы, двухэтажный, с верхом, полностью отделанным деревом и стеклом, как диван в боснийском доме. Угловой доксат представляет собой пятиугольный план. [ 5 ]
  • Жилищно-деловой уголок Башчаршии 1911 года является выражением уважения: каменный первый этаж, богатая доксата, мансардные окна с классической ломаной аркой, закрытый забор и остроконечная крыша с резной бахромой. Другие здания на Башчаршии, построенные до Первой мировой войны, подчеркивали элементы принадлежности к архитектуре, в которую они были вставлены.
  • Здание вакуфа Хадин-паши по своим формальным элементам несет в себе все черты боснийского дома.
  • Муниципальное здание Дервенты и здание Королевской гимназии Дервенты
  • Хорватский дом в Киселяке
  • Тешань Кредитное здание [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Алия Бейтич - Улицы и площади Сараево . Сараево: Городской музей Сараево, 1973 год. Год
  • Борислав Спасоевич — Архитектура жилых дворцов австро-венгерского периода в Сараево . Сараево: Светлость, 1988.
  • Неджад Курто - Сараево 1492-1992 , Око, Сараево.
  • Ела Божич, - Архитектор Йосип пл. Ванкаш, Значение и вклад в архитектуру Сараево в период австро-венгерской администрации , докторская диссертация, Сараево, 1989.
  • Ибрагим, Крзович (1987). Архитектура Боснии и Герцеговины 1878-1918 гг . Картинная галерея, 1987.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О стиле модерн
  2. ^ Перейти обратно: а б с Эмили Гинцбургер Макас, Таня Дамлянович Конли (ред.) Столицы после империй
  3. ^ Перейти обратно: а б «Горчин Диздар: Сецессия и «боснийский слог» – боснийский стиль в архитектуре» . Фонд Мака Диздара, опубликовано 12.07.2008 . Проверено 9 февраля 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Здание Rijaset IZ в Боснии и Герцеговине» . Национальная комиссия по памятникам . Проверено 13 сентября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Перейти обратно: а б с д «Неджад Курто: АРХИТЕКТУРА БиГ – развитие боснийского стиля» . Культурное наследие, Сараево . Проверено 9 февраля 2017 г.
  6. ^ «Ана Барич ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КИРИЛЛА И МЕТОДА В САРАЕВО, РАБОТА ЙОСИПА ВАНЦАША» (PDF) . ЗАГРЕБСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ – ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Загреб 2014 . Проверено 9 февраля 2017 г.
  7. ^ «Борислав Спасоевич - Архитектура жилых дворцов австро-венгерского периода в Сараево-» . РАБИЧ Сараево, 1999 год . Проверено 9 февраля 2017 г.
  8. ^ БНН
  9. ^ «Амир Пашич: Архитектура Боснии и Герцеговины, австро-венгерский период (1878-1918)» (PDF) . Сараевский университет, философский факультет, исторический факультет, Сараево. 2014 Проверено 10 сентября 2017 г.
  10. ^ «Отель Старый град» . kons.gov.ba. ​Проверено 13 сентября 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcea60a7c2891ddfac1b49d5acb653c3__1697849820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/c3/dcea60a7c2891ddfac1b49d5acb653c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bosnian style in architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)