Архитектура Венгрии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2023 г. ) |
Под архитектурой Венгрии понимают архитектуру территории страны Венгрия и, в более широком смысле, Венгерского королевства , от завоевания до наших дней.
Во времена основания страны
[ редактировать ]
Завоевание Карпатского бассейна венграми положило начало архитектурной истории страны. [1] Дороги и города римской провинции не были полностью разрушены в период переселения народов , а скорее были созданы на них новые поселения. Римские постройки использовались как шахты и особняки (например, замок Куршан в Обуде ). Те церкви славянских народов , которые были обращены в христианскую веру, сохранились, как и церковь Залавара .
Король Венгрии Стефан I с созданием феодального государства потребовал строительства монументальных каменных зданий. Этот спрос первоначально предъявлялся слугам, мастерам, похищенным с Запада, а затем и мастерам, каменщикам и итальянским резчикам по камню. Первая церковь Калоча с ее трехнефным базиликом и апсидой указывает на итальянские модели, на самые ранние христианские Равенны влияния . В его состав также входит базилика Успения Секешфехервара , одна из крупнейших церквей Европы в свое время, основанная королем Венгрии Стефаном I , которая впоследствии стала административным центром, коронационной церковью и традиционным королевским захоронением Венгерского королевства .
Небольшие церкви, такие как аббатство Печварад и раскопанные руины аббатства Тихань, также имеют итальянское влияние. Нижние стены склепа церкви Фельдебро относятся к восточному, возможно, византийскому обычаю. Укрепление феодализма создало новые возможности. В ходе реконструкции Печского собора была сформирована базилика венгерского романского стиля , трехнефная базилика, без трансепта , с полукруглой апсидой. Резной камень происходит от ломбардского эффекта через Далмацию . Эта система плана этажа оставалась почти неизменной до 11 и 12 веков, но расположение пар башен в Пече не соблюдалось. Башни сначала украшали западный фасад, а несколько десятилетий спустя только восточный фасад.
В эпоху Арпадана
[ редактировать ]Бела III венгерского возраста
[ редактировать ]




Полученное единообразие было заменено более сложным искусством во времена короля Венгрии Белы III . Ко времени византийского короля ожидалось, что он будет иметь большое французское влияние. [2] рядом с Византией. Это было более очевидно в Эстергоме , где он хотел создать центр, подобный Константинополю, с единством светской и церковной архитектуры. в 1181 году . Первыми примерами этого стали собор Святого Адальберта и дворец Эстергом, сожженные [2] Архиепископ Иов построил великолепный храм, королевский дворец к югу от собора и часовню. Хотя Бела III не реализовал свой план, только что построенное здание было передано архиепископу. Однако строительные работы Секешфехервара в то время продолжали следовать образцу Печа . Стиль смешивания, развитый в Эстергоме, во многом проявился в начале 13 века. Этот тип двери стал особенно популярным, о чем свидетельствует южная дверь собора Алба-Юлия , нынешняя Румыния. Отдельные детали также распространялись, как голова вращающегося клинка, в монастыре Премонтре в Оксе . Эстергомский обряд наиболее ярко проявляется в реформатской церкви в Кишбени.
Влияние цистерцианцев
[ редактировать ]Вслед за французскими отношениями Эстергома цистерцианский орден появился в Венгерском королевстве . Система принесла с собой сильную художественную программу, включая запрет фигуративных скульптур, фресок и строительства башен в отношении современников Бургундии , когда готика применялась . Впервые орден был учрежден в Эгере в 1142 году. Он был завоеван во время правления Белы III, который пользовался теми же привилегиями, что и на французской земле. церквей аббатства Зирк и Пилиш Сохранились лишь фрагменты сформировавшихся в то время и цистерцианского аббатства Белапатфальва , но в итоге они остались практически нетронутыми после монгольского нашествия . Цистерцианское влияние также отражено в нижней церкви Архаббатства Паннонхалма , основанной во время правления великого принца Гезы , и в этом стиле был построен Королевский замок Обуда .
Влияние премонстрантов
[ редактировать ]Согласно традиции, первый монастырь премонстрантов - каноников в Венгрии был основан в 1130 году в Варадельёхедь (недалеко от современной Оради ) и его существование до 1135 года подтверждается документами. 39 эпохи Арпада Был создан проректор , в том числе Адони , Чорна , Хатван , Капосфё , Майк , Тюрье , остров Нюлак (сегодня остров Маргит в Будапеште) и Жамбек , а женский монастырь Сантьяго-Апостол Морихида также работал в Шомловасархей и Сегед . Монахи вне монашеской и пастырской жизни занимались местом аутентификационной деятельности, взяли на себя важную роль в распространении рукописной культуры в Венгрии. Во время турецкой оккупации внутренняя деятельность Ордена Премонтра практически прекратилась. Его имущество стало собственностью австрийских провинций в 18 веке.
Национальные монастыри
[ редактировать ]XIII век также хотел выразить свое сознание в строительстве слоя земли, который к концу века окреп. В центре их имений строились церкви, служившие местами захоронения, обычно при небольшом количестве монастырей. Первый национальный монастырь был построен в 11 веке, однако тип здания относится к периоду расцвета 13 века. Его основная форма — трехнефная система, установленная в Печском соборе , закрытая полукруглой апсидой , но расположение башен варьируется. В Болдве была пара башен восточной ориентации, но в Ачаше (нынешняя Румыния) уже отказались от восточной конструкции и построили западную. Во внутреннем пространстве всегда есть место для хора Господня. Самые зрелые воспоминания о национальных монастырях, образующих школу, остались в Задунайском крае . Сначала церковь аббатства Св. Иакова в Лебени в 1208 году была построена , затем в 1220 году — церковь аббатства Святого Георгия из Яка. Строительство было прервано Монгольское нашествие . За этим типом следуют церковь премонстратов в Тюрье , монастырь Премонтре в Оче , Арача в нынешней Сербии , приходская церковь Шопронхорпач , монастырская церковь Премонтре в Жамбеке и церковь Верхнего замка Фельсёрс . Церковь Жамбека уже в своей форме демонстрирует готические черты.
Духовные церкви строились в более скромном варианте. По закону святого Стефана о строительстве десяти церквей деревни были объединены. Однако их храмы были сделаны не из прочного материала, а из дерева, аптеки, тростника. На основе этих церквей мы знаем центры деревень, потому что закон также предусматривал, что деревня не должна находиться вдали от церкви (например, Химешхаза или Кишкунфеледьхаза ). Среди остальных церквей есть также центральные и долговременные типы. Обычный снаружи с круглой стенкой, внутри с жемчужным раствором ( Горяни в нынешней Украине, Карча , Папок ). Эта чисто круглая планировка была просто решением проблем с кладбищем. В этом возрасте о светской архитектуре мало что можно знать. Местом проживания должна была быть палатка или деревянный дом, каменный дом встречается лишь как редкость. О здании замка мы тоже мало что знаем. Летописец Аноним упоминает городища с элементами славянского происхождения, укрепления из прутьев и глины. Башня Эстергома, составлявшая ядро замок , позволяет предположить, что этот тип построек уже появился.
Внешний вид готики
[ редактировать ]Со второй половины 13 века появляется новый слой общества как заказчик произведений искусства — гражданство. Искусство гражданства во многом соприкасалось с искусством королевских центров. Со времени закона короля Венгрии Белы IV , защита городского поселения королем Белой IV была возведена каменной стеной, построены башни и ворота. Помимо церковного искусства, было развито значительное светское искусство (жилые дома, колодцы, дороги). Городские мастера не повлияли на архитектуру домов. Строительство домов и замков стало самостоятельной художественной задачей, готическое искусство развивалось . Он сыграл важную роль в развитии готической архитектуры. После закона Белы IV началось масштабное строительство. Бела IV начал строительство новой королевской штаб-квартиры в Буде . Хотя Королевский центр уже был перенесен в Обуду , это место считалось военным, и строительство началось на южной стороне Замкового холма. . В то время строительство Буды находилось еще на скромном уровне, главным аспектом была защита. Помимо замка, на северной стороне был основан город. Строительные работы короля включают Франсиас Болдогасзони и более простую церковь Марии Магдалины в Будапеште, доминиканский монастырь Святого Николая в Буде и монастырь доминиканского монастыря на острове Маргит . В этих зданиях уже появился грудной крестовый свод.
Строительство велось по всей стране (Нижний замок Вышеграда , Башня Соломона , башня Шарошпатак и др.). Король Бела IV делал пожертвования богатым лидерам и призывал их делать то же самое. Военные и епископы почти конкурировали в строительстве. Центральная башня этих замков строилась на отвесной скале или овраге, к которому в зависимости от местности соединялись дополнительные помещения, стены и ворота. Двор был узким, воду здесь давали цистерны и колодцы. Огромные старые башни обычно были мрачными, удовлетворялись лишь самые скромные требования ( Замок Чешнек , Замок Шюмег , Замок Тренчин (последний в нынешней Словакии)).
Популярная архитектура
[ редактировать ]Развитие городов началось в 13 веке. Источники того же времени представляют Шопрон , Буду и Эстергом как местечки . В этих городах вы можете почувствовать сияние будайской архитектуры, например, в святилище францисканской церкви Шопрона и расширении святилища Алба-Юлия (последнее в нынешней Румынии). эпохи Анжу На них основано готическое искусство .
Эпоха Анжу и Сигизмунда
[ редактировать ]
Короли Анжу заложили фундамент Вышеградской цитадели и Королевского дворца . строительство Будайской крепости В это же время шло , и в эпоху короля Венгрии Людовика I уже был заложен фундамент нынешней Будайской крепости ( Башня Стефана ). После Сигизмунда, императора Священной Римской империи вступления на престол , строительство Свежего дворца установило прямую связь с королевским центром в Праге . Сигизмунд построил новое крыло Свежего дворца и возвышающуюся над городом Башню костей.
Это был золотой век готической архитектуры в Венгрии. Замок Диошдьёр, построенный во время правления Людовика I Венгерского, является самым ранним творением типичного прямоугольного замка с четырехугольной башней. Примерами этого типа также являются Королевский замок Тата эпохи Сигизмунда и Братиславский замок (нынешняя Словакия). Помимо архитектуры королевского замка, значительное место занимала и замковая архитектура Лорда. Имелись ребристые крестовые тиски, разнообразные формы окон и дверей. Ворота замка с фамильными гербами, башни с каминами. Лучшие примеры из Верхней Венгрии : замок Тренчин , замок Матфея III Чака ; Замок Бецков , родовой замок Стиборов ; Замок Холлокё . Семейный клан Качич ; Замок Ноград , епископа Ваца замок окрестности Веспрема ( Гарай семьи замок Чешнек , епископский замок Веспрем) и Великая Венгерская равнина ; Кроме того, значимы ( Дьюла , замок Кишварда, Штефан Вардай) . замок). Замок Юришич и замок Шиклош принадлежали семье Гарай. Замок Хуньяди – самое великолепное творение того периода.
Ранняя готическая церковная архитектура
[ редактировать ]В течение 14 и 15 веков почти все епископские соборы были расширены или перестроены в течение столетия ( часовня Гизелы в Веспреме, часовня Хедервара в Дьёре , окружающее святилище в Эгере ). В сельской местности повелители построили монашеские и приходские церкви. Францисканский монастырь Сечени был построен Томасом Сечени . Джон Хуньяди построил францисканскую церковь Теюш (нынешняя Румыния), Пал Кинижи основал монастырь паулинов в Надьвазсоне , а семья Батори действовала в Ньирбаторе . Существовал также тип церкви творения, предисловием которого является Сент-Шапель парижская , возведенная в 1361 году через капеллу евангелиста Иоанна. Братиславская капелла была также прообразом главной церковной капеллы (часовня Гара церкви Девы Марии, часовня Заполя Сепешелей).
Расцвет народной архитектуры
[ редактировать ]
В 14 веке народная архитектура получила более широкое развитие. Роль столицы выполняла Буда , ее быстро построили недалеко от замка, за пределами города. Типичный тип дома Буды был построен в 14 и 15 веках и своим длинным фасадом выходит на улицы в балканском стиле. Представителями этого типа являются Национальный дом, улица № 2 в Будапеште, улица Тарнок № 14 в Будапеште , улица Ури № 31 в Будапеште. Готические жилища сохранились и в сельской местности: улица Каталанталан номер 2 в Пече , Секешфехерваре , Шопроне . Однако многие из этих домов были построены из дерева и уничтожены пожаром. Одновозрастные источники по работе с деревом свидетельствуют о высоком уровне столярного дела. Важную роль сыграла работа мастера-плотника Денеша Дьярмати в Эстергоме , выполнявшего заказы высокого ранга. Большинство других типов построек города (Ратуша, Дом гильдии, Баня, больница) известны только по источникам того же возраста. [3] остатки Старой ратуши Буды В здании музея находятся . Также мы нашли в Старой Ратуше Братиславы (нынешняя Словакия). Однако церковная архитектура по-прежнему имела решающее значение в формировании городской картины. Приходские церкви представляли собой трехнефные Зальские церкви без крестового нефа, расположенные на рыночной площади или вблизи нее. Городские приходы часто создавались при поддержке королевской семьи, герб Людовика I Венгерского находится на мэрии Себеша (нынешняя Румыния), герб Сигизмунда находится на церкви Св. Михаила в Клуж-Напоке ( нынешняя Румыния), герб Матьяша Корвина находится на вершине церкви Пресвятой Богородицы в Буде. В этих церквях сохранился двухбашенный тип фасада этнических церквей, за исключением того, что только одна из башен была полностью построена ( Кошицкий купол (нынешняя Словакия), Церковь Матьяша в Будапеште, Бисерица-Нягрэ (нынешняя Румыния)). Купола башен обычно проектировались с четырьмя фиаторами. В городах монастырские церкви Появились и нищенствующие ордена . Нищенствующий орден также был построен на основе единых принципов. (однонефное строение, башня рядом с апсидным нефом.) Хорошим примером этого являются общежития на улице Улица Лупилор в Клуж-Напоке (нынешняя Румыния), францисканский монастырь-церковь Сегеда и реформатская церковь Ньирбатора . Постройки нищенствующего ордена обычно проходили вблизи городских стен, поэтому постройки включались в систему защиты города. Строительство городских стен уже налажено. Бела тоже заказала их, но они были построены массой Сигизмунда в 1405 году. Это началось после ежегодного указа. Городские стены венчала партия, за ней шли деревянные охранные коридоры (городские стены Буды, Пешта и Клуж-Напоки). Архитектура торговых городов не имела значительного значения, хотя церковная архитектура порой приближалась к уровню вольных королевских городов ( готическая протестантская церковь Авас в Мишкольце , церковь Св. Андрея в Дебрецене). , францисканский монастырь-церковь Дьёндьёш и францисканский монастырь-церковь Сомбатхей ). Планировка деревенских церквей не изменилась, сохраняется двухэтажная конструкция (апсидный неф и неф). Размеры здания увеличились, апсидный неф имеет многоугольный ребристый крестовый свод. Башня соединена с западным фасадом. В Земле Секеи часто был снабжен укреплениями и зубчатыми ( Несмели , Вёрёсберень ). На землях трансильванских саксов переоборудование римских церквей в готику было обычным явлением. В письменных источниках конца XV века помимо гражданских художников начинают говорить о полевых городских и деревенских мастерах. Уникальным воспоминанием архитектуры деревни является усадебный готический дом Альсоёрса .
- Церковь Матьяша в Будапеште до модернизации в стиле готического возрождения (14-15 века)
- Церковь Матьяша в Будапеште после модернизации в стиле готического возрождения (1874-1896 гг.)
- Собор Святого Мартина в Братиславе , ныне Словакия (14-15 века)
- Церковь Святого Михаила в Клуж-Напоке , ныне Румыния (14-15 века)
- Собор Святой Елизаветы в Кошице , ныне Словакия (14-15 века)
- Черная церковь в Брашове , ныне Румыния (14-15 века)
- Часовня Святого Иоанна Богослова во францисканской церкви, Братислава , ныне Словакия (2-я половина XIV века)
- Часовня Заполя в церкви Св. Ладислав в Спишском Штвртоке , ныне Словакия (1473-1487)
- Старая ратуша в Братиславе , ныне Словакия (15 век)
- Замок Корвин в Хунедоаре , ныне Румыния (1440-1480 гг.)
- Ратуша (1505-1511) и базилика Святого Джайлса (14-15 века) в Бардейове , ныне Словакия.
Ренессанс
[ редактировать ]Во второй половине XV века на смену готике стало Ренессанс , а на смену немецко-французскому эффекту пришел итальянский. Изменения были также поддержаны политическими причинами. Первая смена стиля произошла в резиденции в Буде благодаря королю Матьяшу Корвину . Возрождение распространилось через дворянство и первосвященников. Венгерский ренессанс можно разделить на три стилевых периода.
- Раннее Возрождение (1460-1541)
- Зрелое Возрождение (1506-1570)
- Позднее Возрождение (между 1570-1690 или 1750 гг.)
Характерно, что возникли местные вариации и сосуществуют некоторые явления эпохи Возрождения.
Раннее Возрождение
[ редактировать ]
Первыми постройками эпохи Возрождения были дворцы Матьяша , восточное крыло Будайской крепости и ее внутренний двор, Королевский дворец Вышеграда , вилла Ньека . Их стиль следовал тосканскому ренессансу. Именно тогда сложился порядок фасада (колонны с полукругами или прямыми балками), типы окон и дверей, декоративные мотивы, оказавшие образцовое влияние на более поздних стройках. Архитектором Матиаса был Чименти Камиция , родившийся во Флоренции. В Буде была значительная камнерезная мастерская, где камнеделы выучили итальянские мотивы и двинулись дальше. За строительством Матьяша сразу же последовало строительство архиепископа Эстергомского (1480-1500), Иоанна Арагонского , Ипполито д'Эсте , Тамаша Бакоча , построенное в Эстергоме , Миклоша Батори , построенное в Нограде (1483) и Ваце (1485-95). ), Андраш Батори в замке Эчед , Сигизмунд Эрнест Чакторняй в Загребе (нынешняя Хорватия) (1488 г.) и Пече (1498 г.), епископ Ласло Гереб в Гилэу (нынешняя Румыния) (1480–90), архиепископ Калоча Петер Варади в крепости Бач (нынешняя Сербия) (1490-е гг.), Балаж Раскай в Чёваре , Пал Кинижи в Надьважсоне .
Во второй половине раннего Возрождения новый стиль появился не только в Задунайском крае и крупных центрах, но и в горах Салай , Чук на территории нынешней Румынии, Земпленском уезде , Сирмии (нынешняя Сербия). Большинство воспоминаний следуют традициям периода Матьяша : кущи в Пеште , резьба в Ньирбаторе , фрагменты в Пече , детали в замке Шиклош , а также на улице Каталанталан 2 в Пече, фасад дома № 2, ворота папского свода. проход, построенный в 1515 году. В Трансильвании , помимо тосканского эффекта, можно обнаружить ломбардский эффект (часовня Иоганна Лазо на северной стороне собора Альба-Юлия (нынешняя Румыния)).
Зрелый и поздний Ренессанс
[ редактировать ]
Признаки зрелого Возрождения можно увидеть с 1506 года в строительстве часовни Бакоча . Часовня Бакоча является важным образцом венгерской архитектуры 16 века. Резьба Иоанна Фиорентина и скиния архиепископа Георгия Сатмари в Пече представляют одну и ту же линию.
После падения Мохача и чрезвычайной ситуации в Буде архитектура продолжила развитие совсем в другом направлении. В соответствии с разделом страны образовались три художественные провинции, по форме языка которых можно выделить: Задунайскую , Верхневенгерскую и Трансильванию .
Однако итальянское влияние все же существовало, до 1526 года в Тоскане, затем в северной Италии, с 1570-80-х годов чинквеченто имело более сильную форму языка, снова оказывая тосканское влияние, особенно в Трансильвании, в то время как в Задунайском регионе они продолжали адаптироваться к Верхний Солас.
Для времени позднего Возрождения решающим становится венгерский характер, в котором нет ни одного элемента, который был бы чисто итальянским, несмотря на то, что в стране работало немало итальянских мастеров.
Задунайский
[ редактировать ]
В Задунайском крае традиции предыдущей эпохи были наиболее чистыми. Итальянские военные инженеры создали систему «Итальянская ладья» и «чинквеченто» появились формы . Во второй половине 16 века развиваются формы позднего чинквеченто, а также появляется позднее Возрождение. Были созданы новые типы зданий, такие как прямоугольный тип замка с аркадами, такие как разрушенная крепость Канижа Пьетро Феррабоско и замок Эгервар .
Воспоминаниями о позднем Возрождении в Задунайском крае являются главным образом замки, такие как Дойчкройц (нынешняя Австрия), доминирующая форма лоджии Пожарной сторожевой башни Шопрона , которая появлялась и на жилых домах.
Верхняя Венгрия
[ редактировать ]
Характерный стиль Верхней Венгрии перерос в верхнеитальянский стиль и отличается необыкновенным разнообразием. Замок Шарошпатак можно построить в начале застройки. Строительная площадка 16 века расположена в районе Переньи. Во второй половине века последовало большое строительство, сначала в ломбардской, а затем в ренессансной форме ( замок Тренчин (нынешняя Словакия), 1540 г.; Маркушовце (нынешняя Словакия), 1567 г.; замок Орава (Словакия), 1561-1611 гг.; город зал Банска-Бистрицы (Словакия), 1564–1565 гг.; замка Нитра ворота (Словакия), 1582–1587 гг.; замок Угруцю (Румыния), 1589 г .; замок Бытча (Словакия), 1571–1605 гг.;
В 17 веке господствовало позднее Возрождение, и это отразилось на строительстве и форме замков ( Замок Будатин (Словакия), Замок Беницкого в Долна-Мичине (Словакия), 1667 г.; Топольчанки Замок (Словакия), 1662 г.; дома в Левоче. и Прешов (Словакия)). Архитектура старого округа Сепеш и округа Шарош , названного «Парижским ренессансом», представляет собой особый колорит и благодаря своему местному характеру легко отличается от польских, австрийских и чешских домов. Его самые красивые воспоминания - это ( Турзо замок Бетлановце Словакия) (1564 г.), колокольня Кежмарока (Словакия) (1591 г.), церковная башня Свинии (Словакия) (1628 г.), Тёкёли замок Кежмарок Эмерика ( Словакия), замок Фричовце (1623–1630 гг.) (Словакия) и несколько домов Левоча и Прешов (Словакия).
Трансильвания (нынешняя Румыния)
[ редактировать ]Именно здесь Возрождение развило свой наиболее своеобразный облик, сформировавшийся по итальянским образцам под руководством королевского центра. Меценатура усилила строительное настроение. Чинквеченто ощутил свое влияние между 1530–70 годами, с этого периода - замок Герла , гуманистический жилой дом Адриануса Вольфарда в Клуж-Напоке, южное крыло замка Бетлен в Винцу-де-Жос , дворец Манэстирея .
позднее Возрождение, начавшееся со строительства замков ( замок Орадя , замок Фэгэраш , замок Шимлеу Сильвания , дом Иштвана Кокаса в Клуж-Напоке Ко второй половине XVI века относят ). Была создана школа резьбы по камню Клуж-Напока, за заказами и работами которой можно наблюдать в течение 150 лет по всей Трансильвании.
Архитектура 17 века совпадает с эпохой цветения Трансильвании, были построены огромные замковые постройки, королевские дворцы, которые также служили образцом (пятиугольный внутренний замок Варади, Медиешу Аурит замок , замок Иернут и замок Инеу ).
Во второй половине 17 века строительство объектов государственного значения прекратилось, вместо замков были построены старшие дворцы, как, например, замок Бетлен в Сынмиклауше , построенный по собственным проектам Миклоша Бетлена . В конце 17 века зарождается трансильванское цветочное возрождение, которое проявилось прежде всего в декоративном оформлении. Большинство водопадов приходится на 18 век, последний из них появился в работах Давида Сипоса по резьбе по камню в Хидее .
- Королевский дворец Вышеграда
- Старая ратуша в Банска-Бистрице , ныне Словакия.
- Старая ратуша в Левоче , ныне Словакия.
- Дом Турзо в Левоче , ныне Словакия.
- Дома на главной площади в Прешове , ныне Словакия.
- Замок Бетлен в Санмиклауше , ныне Румыния.
Османско-исламская архитектура в Венгрии
[ редактировать ]Помимо Испании, вряд ли есть какая-либо европейская страна, в которой мусульманские воспоминания дополняют спектр архитектурных стилей. Именно поэтому особое внимание уделяется этим произведениям искусства, хотя и не представляющим выдающейся ценности, но все еще доступные в Венгрии. [ нужна ссылка ]
Турки строили только там, где не было подходящего, пригодного для использования старого здания или в силу их культуры требовалось строительство нового типа. В количественном отношении это было не так уж и много. [ нужна ссылка ]
- в Купальни Рудас момент турецкого вторжения
Барокко
[ редактировать ]Искусство Венгрии в стиле барокко издавна соседствовало с поздним Возрождением. Оно пришло вместе с европейскими течениями и впервые утвердилось в литературе после Петера Пазмани работ . Оно имеет тенденцию к распространению с запада на восток и утвердилось по всей стране после изгнания Турции .
Раннее барокко
[ редактировать ]
Интеллектуальной основой архитектуры 17 века стала Контрреформация . Работа по удовлетворению нужд католического первосвященника и аристократии началась в 1620-х годах. Первым воспоминанием об архитектуре барокко в Венгерском королевстве стал иезуитский собор Трнава (нынешняя Словакия), спроектированный Пьетро Спацци . По своему устройству он повторяет главную церковь иезуитов, церковь Джезу в Риме. Памятниками строительства, начатого по следам иезуитов, являются бенедиктинский костел св. Игнатия Лойолы в Дьёре и кафедральная базилика Дьёра , реконструкция костела св. Георгия в Шопроне и бывшая иезуитская церковь в Кошице. (Словакия). Архитекторами той эпохи обычно были итальянские мастера, такие как Карлоне (1616–1667), Мартинелли (1684–1747). Церковная архитектура венгерского барокко характеризуется выдающимися башнями и воротами с окнами, освещенными боковым нефом .
Архитектура замка следовала традициям прошлого века ( Маркушавце , Рехниц , Дойчкройц ). Первый замок в стиле барокко был построен для Павла I, принца Эстерхази в Айзенштадте (нынешняя Австрия) итальянским архитектором Карлоне. Однако архитектура замка возникла только после турецких боев. Савойский замок в Рацкеве (1700-1702) впервые был построен по плану Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта . Его U-образный план, который станет центром замка ( курдонёр ), совершенно отличается от прежних типов замков. Этому следовала основная линия замковой архитектуры, но французский образец сохранялся с двадцатых по тридцатые годы XVIII века.
18 век барокко
[ редактировать ]Вначале светская архитектура угнеталась церковным строительством, как, например , кармелитская церковь в Дьёре , иезуитская церковь в Тренчине (нынешняя Словакия), университетская церковь в Пеште и т. д. Кроме того, большинство церквей Великой Венгерской равнины были построены на остатках более ранних церквей ( Кишкунфеледьхаза , Кечкемет ). Расцвет светской архитектуры барокко пришелся на вторую половину XVIII века. По просьбе королевы Марии Терезии началась реконструкция Королевского дворца Буды при содействии Жадо (1710–1797), Игнаца Орачека (1750–1770) и Франца Антона Хиллебрандта (1719–1797). Дворцы епископа были построены на церковные деньги, в том числе в Ораде (Румыния), Ваце , Сомбатхее , Секешфехерваре и Калоче .
Среди наиболее известных церквей, построенных в стиле зрелого барокко, можно назвать паломническую церковь Франца Антона , спроектированную Ясо, миноритскую церковь в Эгере и приход Святой Анны в Буде . Цистерцианская церковь Секешфехервара находится самая ценная мебель в стиле рококо была построена в 1756 году, в ризнице в Венгрии. В то же время к 1771 году была завершена очень богатая базилика Святого Стефана , перестроенная королевой Марией Терезией , которая с 1777 года стала собором Секешфехерварской епархии. В строительстве церкви наблюдается преимущественно южное влияние. Хотя в светской архитектуре французское влияние возросло, это можно увидеть в Эстерхазе в Фертоде , которая представляет собой великолепие Версальского дворца, где уже присутствует рококо. Одним из самых выдающихся и красивых образцов замковой архитектуры позднего барокко в Венгрии является Королевский дворец Гёдёллё . Эффект замка хорошо иллюстрируется тем фактом, что с тех пор заговорили и о Королевском дворце в стиле Гёдёллё, что затронуло, среди прочего, дворцы городских лордов. В Эгере сохранились дома в стиле барокко, Квартал Буда , Шопрон и Веспрем . В это время строителями были в основном венгерские мастера. Барокко стало влиять на деревенскую архитектуру, сформировалось народное крестьянское барокко. Стиль позднего барокко «конский хвост» отражен в работах Мельхиора Хефеле и Якаба Феллнера , таких как Дворец архиепископа Веспрема , собор и дворец епископа Сомбатхей, дворец епископа Секешфехервара , церковь Св. Стефана в Папе или Лицеум. из Эгера . Классические элементы, такие как тимпан и ионическая колонна, начали распространяться.
- Трнавский собор , ныне Словакия.
- Дворец Эстерхази в Айзенштадте , ныне Австрия.
- Королевский дворец Гёдёллё
- Дворец Грасалковичей в Братиславе , ныне Словакия.
- Интерьер миноритской церкви Эгера
- Кафедральный собор и епископский дворец Сомбатхей
- Университетская церковь в Пеште
- Тринитарная церковь в Братиславе , ныне Словакия.
В 19 веке
[ редактировать ]В первой половине 19 века
[ редактировать ]Венгерская архитектура первой половины XIX века была продиктована классицистической формой того или иного национального варианта. В этом стиле формировалось национальное сознание. Работы Ференца Казинци распространились и стали популярным стилем в мире планшетов. После развития Пешта как города, в 1808 году эрцгерцог Йозеф, Палатин Венгерский учредил Комитет по благоустройству . Комитет, действовавший до 1857 года, обеспечивал городское проектирование новых строек и стилевого отдела, способствуя тем самым гражданскому подходу к классической музыке. Здания отличались пуританством , сдержанностью, умеренностью в формах. Началось увеличение особняков, рядных домов, общественных зданий. Первое крупное здание было спроектировано Михаем Печи (1755-1819) — Великая реформатская церковь Дебрецена . За десятилетия до реформы его место заняли два ведущих мастера: Михай Поллак (1773–1855) и Йожеф Хильд (1789–1867). Они сыграли ведущую роль в эпоху венгерских реформ. также. Первой сольной работой Поллака стала лютеранская церковь на площади Деака в Будапеште, затем он спроектировал несколько дворцов и замков. Его основная работа – здание Венгерского национального музея, занимающего значительное место в Европе. Операция Хильда определила классицистический образ формирующейся столицы ( дворец Ллойда , дом Танцера ), а также выполнила церковные заказы ( Соборная базилика Эгера ). Более важным является строительство Матиаша Зиттербарта (1803-1867), Ференца Касселика (1795-1884), Йожефа Хофрихтера (1779-1835) в Пеште. Рядом с Пештом и Будой главным центром классического строительства был Эстергом . Эстергомская базилика была построена первоначально по плану Яноша Пака (1796-1839), который окончательно завершил Йожеф Хильд. Дома в стиле классицизма строились по всей стране, иногда провинциальной.
С середины XIX века влияние романтизма сохраняется , уже использовавшего восточные элементы. Ее ведущим мастером стал Фридьес Фесль (1821-1884). Он впервые попытался создать венгерскую национальную архитектуру, используя мавританские и византийские элементы. Его главной работой стал «Вигадо Пештский» , который также является выдающимся произведением европейского романтизма.
- Реформаторская Великая церковь Дебрецена (1805-1824 гг.)
- Венгерский национальный музей (1837–1847), спроектированный Михаем Поллаком.
- Ночной вид на Эстергомскую базилику (1822-1869), построенную четырьмя архитекторами, в том числе Яношем Паком и Йожефом Хильдом.
- Главный фасад неоклассического кафедрального собора Эгера (1831–1836 гг.)
- в неоклассическом стиле Цепной мост Сечени (1840-1849 гг.)
- Романтическая Большая синагога Печа (1869 г.)
Эпоха дуализма
[ редактировать ]Самым выдающимся архитектором второй половины XIX века был Миклош Ибл (1814-1891), начинавший с романтизма. Его влияние, однако, скорее проявилось в распространении историзма . После 1860 года появились устремления историзма, сначала Возрождение Возрождения (Ybl: Варкерт Базар , Венгерский государственный оперный театр , Вамхаз Корут; Густав Петшахер и Алахос Хаусманн). Фридьес Шулек (1841-1919) и Имре Штайндл (1839-1902) участвовали в возрождении стилей готики и романского возрождения ( Рыбацкий бастион , здание венгерского парламента ). В 19 веке различные дворцы в стиле эклектики и необарокко определяли вид города.
Одон Лехнер столкнулся с историческими устремлениями. Он хотел создать национальную архитектуру, поэтому стремился создать независимый дизайн. Делая акцент на восточном наследии венгерского народа, он ввел в венгерскую архитектуру арку осла и другие восточные элементы, которые он дополнил формальным признаком венгерского народного искусства, создав специфический венгерский модерн . Его творчество оказало огромное влияние на молодое поколение, особенно на его небудапештские постройки ( мэрию Кечкемета ). Среди его последователей были Эде Торочкай Виганд (1870-1945), Карой Кос , Геза Маркус .
Модерн Иштвана Медгясая ( Театр Петефи в Веспреме , Театр Петефи в Шопроне , Церковь Св. Елизаветы в Муле (нынешняя Словакия)), который в некоторых аспектах указывает на авангард ( Музей Лацко Дезсо в Веспреме ). Лишь Первая мировая война положила конец расцвету венгерского модерна, хотя сельские жилые дома в стиле модерн строились даже в 1920-е годы. Однако только гипсовая архитектура сохранила мотивы народной природы.Венгерские архитекторы этого периода создали множество важных работ в сегодняшних соседних странах: Хорватии и других.
- Базилика Святого Стефана в Будапеште (1851-1906) работы Йожефа Хильда и Миклоша Ибла.
- Венгерский государственный оперный театр в Будапеште (1875-1884) Миклоша Ибла
- Будайская крепость , перестроенная в 1875-1912 гг.
- Здание венгерского парламента (1885-1904), автор Имре Штайндл.
- Нью-Йоркский дворец (1894 г.) Алахоса Хаусмана
- Ратуша Кечкемета (1892-1894), автор Одон Лехнер.
- Музей прикладного искусства (1893-1896) Одена Лехнера
- Геологический музей Будапешта (1896-1899) Одена Лехнера.
- Венгерский почтово-сберегательный банк в Будапеште (1899-1902), автор Оден Лехнер.
- Голубая церковь в Братиславе , ныне Словакия (1907-1913), автор Оден Лехнер.
- Площадь Кароя Коса в Векерлетелеп в Будапеште, автор Карой Кос
В 20 веке
[ редактировать ]Первый современный венгерский архитектор Бела Лайта (1873-1920) исходил из стремлений Лехнера, который одновременно с экспериментами в Западной Европе и Америке искал новые пути. — Бизнес-дом Rózsavölgyi первое современное здание в Венгрии. Кроме того, Морич Погани (1878–1942), Денес Дьёрдьи одними из новаторов были (1886–1961). Сюда входит тот факт, что Первая мировая война оказала очень резкое влияние на историю венгерской архитектуры.
Между двумя мировыми войнами эклектические устремления возродились на какое-то время, но новые течения набирают силу. Церковные здания были обновлены работами Аладара Аркая и Берталана Аркая , Дьюлы Риманочи , Кароя Вейхингера , Ивана Коциса , главным образом с итальянским вдохновением.
Международный конгресс современной архитектуры (группа CIAM/CIRPAC) в Венгрии ( Фаркас Молнар , Йожеф Фишер , Марсель Брейер и другие) поставил цель внедрить идеи Баухауза в Венгрии. ЦИАМ решил сформировать национальные группы на своем конгрессе во Франкфурте в 1929 году. В конгрессе участвовал Фаркас Молнар с несколькими венгерскими архитекторами. После их возвращения была сформирована венгерская группа ЦИАМ во главе с Фаркашем Молнаром и Йожефом Фишером. Венгерская группа ЦИАМ назвала себя секцией CIRCAC в честь руководящего комитета ЦИАМ. Его действие проявилось в пропаганде современной архитектуры, связанной с ней социальной критике и проектировании зданий в соответствии с принципами Баухауза. Журнал «Пространство и форма» (вокруг которого группировались современные передовые архитекторы) вообще опубликовал в январе планы членов венгерской группы ЦИАМ. Встречи в Центральном Кавехазе или дома у некоторых менеджеров обеспечивали регулярную основу для работы группы.
Типичная деятельность группы до 1932 года носила преимущественно агитационный характер.
Их первым проявлением стала Венгерская ассоциация инженеров и архитекторов 1928 года. Это были дебаты по современной архитектуре в ноябре, где Йожеф Фишер (строительные площадки во Франкфурте) представил фоторепортаж, а Пал Лигети (эстетика современной архитектуры) выступил с докладом. .
Выставки группы Первая выставка была организована в рамках Осенней ярмарки предметов домашнего обихода и домашнего хозяйства 1931 года. Здесь был представлен проект «общежития». Идея « Колгаза » выходит за рамки традиционного архитектурного мышления, а также содержит в себе содержание образа жизни и социологических изменений, сегодня мы бы назвали ее утопическим планом (идея о нем возникла даже в 1960-е годы, и даже в оживленном Дискуссионный форум «Коллективный дом-частная резиденция» был организован новым писательским журналом.
Весной 1932 года группа организовала собственную (вторую) выставку в галерее Тамаш . На этой выставке их теоретическая и пропагандистская деятельность была организованно представлена публике. (..."в новом интересе надо было бороться со старыми методами архитектуры..." (Ф.Дж.). Материал выставки - обработанные на картоне фотографии, рисунки и статистические данные, показывающие бедные жилищные и социальные условия. Условия в Венгрии.
Третья выставка группы была организована в 1932 году в рамках Выставки ремесленной промышленности. Социально-политическая направленность в его духе сильна, поэтому часть выставочных материалов была конфискована полицией еще до открытия. Выставка называется «Дом, Город, Общество» и призывает к созданию социальной архитектуры. Это была последняя выставка группы, а также завершение первого этапа ее деятельности.
На втором этапе деятельности группы она выполняла совместные задачи планирования. Этот раздел характеризуется тем, что они не получили общественных мандатов из-за своей сильной ориентации на социальную политику. Их деятельность в основном ограничивалась проектированием кондоминиумов и частных домов финансово богатых гражданских клиентов, представляя более современный дух. Фактически они отошли от собственной идеологической линии. Помимо данных социально-политических рамок в Венгрии, это также является частью того, что единство группы постепенно разрушалось, совместная работа была отменена и даже венгерский материал не удалось собрать для Конгресса ЦИАМ 1938 года. Таким образом, венгерская группа была распущена в 1938 году. Однако ее архитектурный эффект стал плодотворным только после Второй мировой войны .
- Церковь на площади Пасарети работы Дьюлы Риманочи , 1933–34 гг.
- Церковь Полины, Печ, автор Карой Вейхингер , 1936–37.
- ул. Шепвёлдьи, 88/а, II, Будапешт. 1933-34 Йожеф Фишер, гг.
- Центр финансовых учреждений , площадь Сабадшаг, 1940 год, автор Лаубер- Ньири.
- Здание входа в галереи Будапештского международного аэропорта имени Ференца Листа , Ферихедь 1, Будапешт, автор Карой Давид , 1939–48.
Важнейшей архитектурной задачей послевоенных лет было восстановление страны. Поначалу современные эксперименты продолжались, но во время диктатуры социальная архитектура уже процветавшая в Советском Союзе стала образцом для подражания, и эта архитектура проявилась в устаревшем эклектическом классицизме (строительство в Дунауйвароше под руководством Тибора Вайнера , партийных домов , кварталы, жилые комплексы). Эта эпоха имеет свои архитектурные ценности. К ним относятся: Золтана Фаркашди , Колледж прикладных искусств Водонапорная Яноши башня Дьёрдя Университета Святого Иштвана в Гёдёллё и здание «R» Дьюлы Риманочи BME Будапештского университета технологии и экономики .
- Колледж прикладных искусств Золтана Фаркасди
- Здание «R» BME Будапештского университета технологии и экономики, автор Дьюла Риманочи.
Новое поколение архитекторов, выросших в особых социально-экономических условиях периода после Венгерской революции 1956 года, студентов университетов, молодых преподавателей, практикующих архитекторов, как современники, вместе проживало непрерывно меняющиеся события социально-экономического и технического, художественного развития. , архитектурные события, плотные события. Таким образом, они вместе стали «представителями венгерского поколения творческой архитектуры» конца века, став мостом между предыдущими пионерами (и меньшими пионерами) и новыми, пришедшими после них.
Период простирается с 1956 года до конца XX века, который является временем заметных перемен, так сказать, кардинальных перемен. В социальной политике - диктаторский произвол, вдохновляющая, но проигранная революция, ответные меры и нарастающие кризисные явления однопартийной, управляемой сверху социально-экономической формации, смена политической системы, пошатнувшаяся демократия, ведущие к сегодняшним проблемам глобализации.
Между тем, эпоха технических и технологических изменений, определяющих архитектуру эпохи, также была эпохой. Крупномасштабная индустриализация национализированной строительной отрасли, переход от кирпичного строительства к бетонному, сборному, металлическому и легкому строительству, изменение типа конструкции с поразительным расширением диапазона используемых строительных материалов, начиная с Кирпичная бочка для дома и технология башенного крана.
Процесс изменения архитектурного и архитектурного идеала не меньший: архитектурный дух начался с восточной перспективы, к следам и опыту раннего венгерского авангарда, а преподаватели и ученики вместе с молодыми практиками постигали принципы Баухауза , впитывали в идею функциональности, структуры, современного материала и формирования формы, дух коллективизма. Снова обретение духовных ценностей и защиты прежних эпох. Интерпретация архитектуры расширилась до экологической культуры, охраны окружающей среды, урбанистики, строительства и городской экономики, строительства, строительной политики, пространственной информации.
Но оборудование и инструменты архитектора также изменились: от логарита и отвертки клыков до вечно хлопающих графографов, от ручек для выемки грунта до компьютерного программного обеспечения, фасадов и моделей до визуального образа видео Всемирной паутины.
В результате вышесказанного в 1960-е годы возник открытый интерес к современным формам, репрезентативным зданиям той эпохи: промышленным зданиям, больницам, отелям и офисным зданиям ( Золтан Фаркасди , Йожеф Финта , Золтан Гуляш , Дьёрдь Янош , Карой Юрчик , Петер Мольнар и др.).
Проектирование и строительство новых городских территорий (жилых комплексов) в рамках программ массового жилищного строительства превратило городское планирование и городскую архитектуру в самостоятельную городскую территорию. Жилищные единицы, построенные из сборных элементов той эпохи, по-прежнему играют решающую роль в удовлетворении социальных ожиданий (жилье), а также в окружающей среде, культуре и социально-социологических процессах, которые медленно меняются.
Органическая архитектура
[ редактировать ]Имре Маковеча и Дьёрдя Чете была Органическая архитектура отделена от официальных форм.
- Культурный центр в Шарошпатаке Имре Маковеча
- Фонтанный дом Дьердя Чете
- Лесная церковь в парке национального наследия Опусташер работы Дьёрдя Чете.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аггази - Балог - Дерченьи - Энцт - Лайта - Немет - Радочай: статья в Art Lexicon , стр. 142–166.
- Дерчени Д., Задор А. (1980) Маленькая история венгерского искусства (От времени завоевания до конца XIX века ). (Издательство Fine Arts Fund, Будапешт
- Сенткиралы З. - Детши М. (1986) Краткая история архитектуры . Техническое издательство, Будапешт
- Денес Радочсай: Искусство венгерского Возрождения . Издательство Fine Arts Fund, Будапешт
- Аради Н. (главный редактор) (é. n.) История искусства Венгрии , Издательство Gondolat, Будапешт
- Фюлеп Л. (главный редактор) (é. n.) История венгерского искусства . Будапешт
- Геревич Т. (1938) Воспоминания о романском периоде Венгрии . Издательство Королевского венгерского университета, Будапешт
- Хенсльманн И. (1876) Краткое описание памятников древнехристианского, романского и переходного стилей Венгрии . Издательство Королевского венгерского университета, Будапешт
- Марош Э. (1972) Искусство румынской эпохи . Издательство Corvina, Будапешт
- Томбор И. (1968) Венгерская роспись деревянных потолков и семейных мемориалов XV-XIX веков. век . Академическое издательство, Будапешт
- Герё Л. (редактор) (1975) Архитектура нашего замка . Техническое издательство, Будапешт
- Герверс-Молнар В. (1972) Ротонды средневековой Венгрии . Академический, Будапешт
- Сёньи О. (é. n.) Старые венгерские церкви . Вне. Мед. Университетское издательство, Будапешт
- Ено Радос: История венгерской архитектуры - Мусаки К. Бп. 1961. - ETO72 (439) 091.
- Акош Моравански: Архитектура в Австро-Венгерской монархии Корвина К. Бп.1988. ISBN 963-13-2096-0
- Акос Моравански: Конкурирующие видения - Винс К.1998. - ISBN 9639192 10 4
- Эд. Эри-Йоббадьи: Золотой век - Искусство и общество в Венгрии 1896-1914 - 25.10.1989. Лондон (Барбакан); Майами (C. Fine Arts) - ISBN 0-946372-15-2
- Тамаш Кисс: Веспрем, Окружной зал-театр-музей (библиотека ТКМ) - епископ OMF-Veszprém VT. - ISBN 963-555-680-2
- Герле-Ковач-Маковец: венгерская архитектура на рубеже веков - Сепиродальми К. Бп.1990. - ISBN 96315 42785
- Нора Памер: Венгерская архитектура между двумя мировыми войнами - Мусаки К. Бп. - ISBN 963-10-6505-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «X. Искусство венгерских завоевателей» . hirmagazin.sulinet.hu (на венгерском языке).
- ^ Jump up to: а б «Готическая архитектура в Центральной Европе» . tudasbazis.sulinet.hu (на венгерском языке).
- ^ Игнатий Шварц (1891). История бань в Венгрии . Столетия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чаба Йожеф Фекете: «Ранний ренессанс и архитектурные стили эпохи Возрождения» (на венгерском языке)