Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||||||
Владелец/Оператор | ООО «Аэропорт Будапешта» [1] | ||||||||||||||
Служит | Агломерация Будапешта | ||||||||||||||
Расположение | 16 км (9,9 миль) к юго-востоку от центра Будапешта | ||||||||||||||
Центр для | |||||||||||||||
Операционная база для | Райанэйр | ||||||||||||||
Высота AMSL | 151 м / 495 футов | ||||||||||||||
Координаты | 47 ° 26'22 "N 019 ° 15'43" E / 47,43944 ° N 19,26194 ° E | ||||||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||
Расположение в Венгрии | |||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа [5] ( Венгерский : Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа ) ( IATA : BUD , ICAO : LHBP ), ранее известный как Международный аэропорт Будапешта Ферихедь и обычно обозначаемый как Ферихедь ( Венгерское произношение: [ˈfɛrihɛɟ] ) — международный аэропорт, обслуживающий столицу Венгрии Будапешт . Это крупнейший из четырех коммерческих аэропортов страны , опережающий Дебрецен и Хевиз-Балатон . Аэропорт расположен Расположен в 16 километрах ( 8 + 1 / 2 морских мили) к юго-востоку от центра Будапешта (на границе с округом Пешт) и был переименован в 2011 году в честь венгерского композитора Ференца Листа ( венгерский : Liszt Ferenc ) по случаю его 200-летия. [6] Объект занимает площадь 1515 гектаров (3744 акра) и имеет две взлетно-посадочные полосы. [7]
Он предлагает международные связи прежде всего в Европе, но также и в Африке, на Ближнем Востоке и на Дальнем Востоке. В 2019 году аэропорт обслужил 16,2 миллиона пассажиров. Аэропорт является штаб-квартирой и основным центром Wizz Air и базой Ryanair . [8] В 2012 году произошло значительное сокращение движения самолетов и объемов обработки грузов, в первую очередь из-за банкротства авиакомпании Malév Венгерские авиалинии в начале года, в результате чего была потеряна большая часть пересадочных пассажиров. Он был хабом Малева до банкротства авиакомпании 3 февраля 2012 года. [9] [10]
Имя
[ редактировать ]Первоначально он назывался Международным аэропортом Будапешта Ферихедь , 25 марта 2011 года он был официально переименован в Международный аэропорт Будапешта имени Ференца Листа в честь венгерского пианиста и композитора Ференца Листа (современный венгерский: Ференц Лист ). В народе аэропорт по-прежнему называется Ферихедь .
Ферихедь — название района вокруг аэропорта. Название происходит от имени Ференца Ксавера Майерфи (1776–1845), бывшего владельца поместья, который основал виноградники и внес свой вклад в развитие виноградарства в Пешт-Буде. «Фери» — уменьшительная форма имени «Ференц», а «хеги» — гора. Фактически, эта территория почти полностью плоская; но первоначально здесь был песчаный холм высотой 147 м, который был сровнен в 1940-х годах при строительстве аэропорта. [6]
История
[ редактировать ]Проектирование и строительство (1939–1944).
[ редактировать ]В 1938 году родилась идея строительства нового аэропорта в Будапеште. Территория на границе трех населенных пунктов (Пестсентлоринц, Ракошедь и Вечеш) была отведена под территорию нового аэропорта. Аэропорт предназначался как совместно для гражданско-военно-спортивных целей. Гражданские объекты должны были быть построены на северо-западном участке, а военные — на юго-западном. Как и в случае с каждым зданием, был объявлен открытый тендер на проектирование и строительство транспортного здания. [6]
В декабре 1939 года, после объявления результатов тендера, объявленного в сентябре того же года, были выбраны проекты Кароя Давида-младшего (1903–1973). Дизайнер, один из зачинателей современного венгерского архитектурного искусства, мечтал о здании, которое сверху напоминало бы самолет. Работы начались в 1942 году. Чтобы подъехать к аэропорту из города, в период с 1940 по 1943 год была построена 16-километровая (10 миль) высокоскоростная дорога, которая после улучшений используется и сегодня. [6]
Военные здания строились параллельно гражданскому строительству с 1940 года, но из-за военной ситуации быстрее. Авиация началась в аэропорту в 1943 году. В военное время гражданское строительство замедлилось, а затем остановилось в начале 1944 года. К концу Второй мировой войны многие здания аэропорта были повреждены. К концу 1944 года Будапешт и его аэропорт находились под советской оккупацией. [6]
Реконструкция (1947–1950)
[ редактировать ]В 1947 году было решено реконструировать аэропорт для гражданской авиации. По трехлетнему плану на эти работы было выделено 40 миллионов форинтов. Церемония открытия состоялась в мае 1950 года, и завершение строительства участков позволило Magyar-Szovjet Polgári Légiforgalmi Rt. (ООО Венгерско-Советская Гражданская Авиация – МАШОВЛЕТ), созданная в 1946 году для работы здесь. В то время авиакомпании выполняли лишь несколько зарубежных рейсов, в частности, в Прагу , Бухарест , Варшаву и Софию . [6]
Magyar Légiforgalmi Vállalat (Венгерские авиалинии - Малев) была основана 25 ноября 1954 года. Первым регулярным рейсом, вылетевшим из аэропорта на запад, был рейс Малева в Вену летом 1956 года. Первой западной авиакомпанией, запустившей рейс в Будапешт, была KLM. в 1957 году. В этот период было завершено строительство транспортного комплекса и начались работы по удлинению взлетно-посадочной полосы длиной 2500 метров (8202 фута). В конце 1958 года взлетно-посадочная полоса была удлинена до 3010 метров (9875 футов) и завершено строительство рулежной дорожки D. [6]
Продолжающийся рост (1960–1980)
[ редактировать ]

С момента открытия по 1960 год количество посадок в аэропорту увеличилось с 4786 до 17 133, а к 1960 году пассажиропоток увеличился с 49 955 до 359 338. [6]
В 1965 году было проведено исследование по развитию аэропорта, которое было реализовано с более чем 10-летним опозданием по сравнению с концом 1970-х годов. Авиация, аэропорт и управление полетами требовали увеличения пропускной способности и инфраструктуры. Дирекция авиации и аэропортов (LRI) была создана 1 января 1973 года и выполняла функции авиакомпании, торговой компании и органа власти, а также выполняла инвестиционные, операторские и аэронавигационные задачи.
В 1974 году пассажиропоток достиг миллиона. В 1977 году была построена новая диспетчерская вышка, а также вторая взлетно-посадочная полоса, параллельная старой, и техническая база для обслуживания самолетов MALÉV. Использование новой взлетно-посадочной полосы длиной 3707 метров (12 162 фута) началось в сентябре 1983 года. [6]
Новая инфраструктура (1980–2000 гг.)
[ редактировать ]
В 1980 году количество обслуженных самолетов и пассажиров достигло 32 642 и 1 780 000 соответственно. Растущее число пассажиров требовало увеличения пропускной способности. Было принято решение о новом терминале. Первый камень в фундамент будущего здания пассажирского сообщения был заложен 16 ноября 1983 года. [ нужна ссылка ] С 1 ноября 1985 года пассажиры принимаются в Терминале 2, объекте площадью 24 000 квадратных метров, финансируемом за счет австрийских кредитов в рамках генерального подряда. Сначала его использовали самолеты и пассажиры Malev, а затем авиакомпании Lufthansa, Air France и Swissair. Старый терминал продолжал принимать остаточный трафик авиакомпаний под новым названием «Терминал 1». [ нужна ссылка ]
произошел взрыв автобуса с самодельным взрывным устройством В начале 1990-х годов на дороге, ведущей в Ферихедь, на дороге, ведущей в Ферихедь, против русских еврейских эмигрантов. Преступниками были члены немецкой коммунистической организации «Фракция Красной Армии» . [11]
В 1993 году Малев открыл первый зарубежный рейс из Венгрии в Нью-Йорк. Согласно прогнозу показателей трафика на тысячелетие, двух терминалов, обслуживающих 4 миллиона пассажиров в год, обещало быть недостаточно. [ нужна ссылка ] Строительство Терминала 2B было начато в 1997 году. Новое здание площадью более 30 000 квадратных метров вместе с новым перроном было открыто в 1998 году, куда переехали все иностранные авиакомпании. Терминал 2B может принимать 3,5 миллиона пассажиров в год благодаря семи выходам на посадку и пяти удаленным трибунам. [ нужна ссылка ]
От государственной к государственно-частной собственности (2000–2012 гг.)
[ редактировать ]
8 декабря 2005 года 75% акций аэропорта Ферихедь были куплены компанией BAA plc за 464,5 миллиарда венгерских форинтов (около 2,1 миллиарда долларов США), включая право эксплуатации в течение 75 лет. [ нужна ссылка ] 20 октября 2006 года BAA объявила о намерении продать свою долю в аэропорту Будапешта консорциуму, возглавляемому немецкой группой аэропортов HOCHTIEF AirPort GmbH, при условии согласия венгерского государства. [ нужна ссылка ]
18 апреля 2007 года реконструкция Терминала 1 аэропорта Ферихедь была удостоена самой престижной в Европе награды за сохранение наследия - премии Europa Nostra. [ нужна ссылка ] Проектировщики, подрядчики, строители и инвесторы (последний имеет степень бакалавра искусств) получили совместную награду Европейской комиссии и общеевропейской организации по сохранению наследия Europa Nostra за реконструкцию охраняемых памятников, центрального зала, галереи и мебель в Т1.
6 июня 2007 года BAA и консорциум во главе с HOCHTIEF AirPort (HTA) официально закрыли и завершили сделку по продаже акций BAA в аэропорту Будапешта (BA) консорциуму HOCHTIEF AirPort. Консорциум HOCHTIEF AirPort принадлежал следующим образом: HOCHTIEF AirPort (49,666%) и три финансовых инвестора: Caisse de dépôt et Placement du Québec, Монреаль (23,167%), GIC Special Investments, Сингапур (23,167%) и KfW IPEX-Bank. , Франкфурт (4,0%). [12]
26 июля 2010 г., после завершения расследования по надзору за безопасностью в мае, [13] Власти ЕС отозвали официальную сертификацию аэропорта Будапешта «Schengen Clear» из-за серьезных упущений, замеченных в процедурах проверки личной безопасности, и несанкционированного прохождения запрещенных предметов. Это означало, что пассажиры, следующие через другой аэропорт в Шенгенской зоне, должны были пройти повторную проверку службами безопасности, как и иностранные пассажиры, следующие из стран, не входящих в Шенгенскую зону, что приводило к задержкам и неудобствам. В аэропорту заявили, что у него еще не было времени полностью реализовать новые меры безопасности, введенные 29 апреля 2010 года и вдохновленные инцидентом с угрозой взрыва бомбы в нижнем белье в амстердамском аэропорту Delta Air Lines . Планировка аэропорта также была названа оправданием неудачи. Аэропорт Будапешта стал первым аэропортом, который подвергся тщательной тайной проверке на соответствие новым правилам. (Венгерское государственное информационное агентство MTI сообщает: [2] [ постоянная мертвая ссылка ] ) В ответ в аэропорту Будапешта были немедленно приняты дополнительные меры безопасности, что привело к задержкам рейсов в обоих терминалах. Необычно длинные очереди пассажиров наблюдались в зоне вылета более загруженного терминального комплекса 2A-B. Эти проблемы со временем были решены, особенно за счет открытия терминала SkyCourt, включая центральную зону безопасности. [ нужна ссылка ]
15 ноября 2010 года аэропорт Будапешта восстановил статус «Шенгенской зоны» после принятия необходимых мер безопасности, после чего аэропорт прошел строгую повторную проверку. [14]
16 марта 2011 года название Будапештского международного аэропорта Ферихедь было изменено на Будапештский международный аэропорт имени Ференца Листа.[2]
Sky Court, новый проект расширения, включающий магазины, рестораны и зоны отдыха, также соединяющий терминалы 2A и 2B, был открыт 27 марта 2011 года. Летом того же года началась реконструкция старых частей терминала Т2, которая была завершена в 2012 году. [15]
Крах Малева, последствия и будущее (2012 – настоящее время)
[ редактировать ]После краха авиакомпании Ryanair Malev объявила , что расширит свои рейсы в аэропорт Листа. Ryanair начала продавать авиабилеты населению, но в аэропорту Будапешта заявили, что компания не получила все необходимые места (которые позже были успешно согласованы). [16] К 9 февраля 2012 года, всего через шесть дней после краха венгерского национального авиаперевозчика, аэропорт имени Ференца Листа восстановил более 60% своего прямого трафика. В число авиакомпаний, объявивших о запуске новых услуг, вошли Wizz Air , Aegean Airlines , Air Berlin , Lufthansa и Ryanair .
Однако аэропорт потерял трансферных пассажиров «Малева», которые до краха авиакомпании составляли 1,5 миллиона пассажиров в год. Вторым последствием краха компании Malev стало то, что территории, используемые для обслуживания флота компании Malev, больше не будут приносить доход даже после восстановления двухточечного движения. Эти факторы привели к значительному дефициту финансовых доходов аэропорта. [17]
В феврале 2012 года Hainan Airlines объявила о прекращении полетов в Пекин из Будапешта. [18] До краха Malev Хайнань сотрудничал с Malev. [19] который включал код-шеринг. [20]
В мае 2013 года Hochtief Group объявила о продаже своего подразделения аэропортов HOCHTIEF AirPort, которое владело долей в аэропорту Будапешта и других аэропортах, Канадскому пенсионному фонду Public Sector Pension Investments Board (PSP Investments). [21] После продажи HOCHTIEF AirPort была переименована в АвиАльянс. [22]
В июле 2015 года в собственности аэропорта Будапешта находились:
- «АвиАльянс» (52,666%) принадлежит PSP Investments , Канада,
- Malton Investment (22,167%) принадлежит GIC Special Investments , Сингапур,
- Caisse de dépôt et Placement du Québec , Канада (20,167%),
- KfW IPEX-Bank, Германия (5%). [23]
До декабря 2012 года на расширение и модернизацию инфраструктуры аэропорта было потрачено 261 миллион евро. Некоторые из этих будущих проектов [ нужны разъяснения ] потребует еще около 300 миллионов евро и будет зависеть от решений регулирующих органов, а также от сторонних инвесторов. [24] С 2011 года было завершено несколько проектов, в том числе реконструкция терминалов 2A и 2B с открытием главного зала вылета Skycourt в 2012 году и расширение терминала 2B в 2018 году. [25] строительство новой деловой и грузовой зоны под названием «Бизнес-парк аэропорта Будапешта». [26] [27] а также новый отель в аэропорту [28] и расширенная парковка.
В 2014 году Эмирейтс открыла ежедневные рейсы в Дубай , ОАЭ, на самолетах Boeing 777-300ER . За этим последовали Air China рейсы в столицу Пекина . В 2019 году Shanghai Airlines запустила четыре рейса в неделю по направлению Шанхай – Пудун , также на самолете Boeing 787 Dreamliner .
В 2015 году перевозчики Северной Америки и Ближнего Востока объявили о прямых рейсах в Будапешт. [ нужна ссылка ] В 2018 году LOT Polish Airlines сделала Будапешт своим первым хабом за пределами Польши, начав круглогодичные рейсы в Нью-Йорк-JFK и Чикаго-ORD . В 2018 году American Airlines возобновила полеты в Будапешт. American Airlines на этот раз вылетела из Филадельфии , после того как в 2011 году были приостановлены рейсы из Нью-Йорка в аэропорт JFK. PHL-BUD [ нужны разъяснения ] работал два лета 2018 и 2019 годов, май – октябрь, и планировалось продолжить и следующим летом. Полеты Chicago-ORD планировалось начать в 2020 году, но были отменены в апреле 2020 года, всего за месяц до первого полета . LOT Polish Airlines прекратила выполнение рейса Chicago-ORD в августе 2019 года, всего через несколько дней после того, как American Airlines объявила о планах выполнять тот же маршрут с мая 2020 года. [ нужна ссылка ] На сегодняшний день будапештский хаб Wizz Air является крупнейшим из всех и имеет более 60 направлений. [ нужна ссылка ]
Существуют и другие проекты по расширению аэропорта, включая новую грузовую зону, а также новый Терминал 3. [29] ранее называвшийся Терминалом 2C и первоначально запланированный к 2020 году. Однако в интервью 2021 года недавно назначенный генеральный директор заявил, что строительство нового пассажирского зала может начаться в 2025 году. [30]
Согласно отчету Bloomberg, в 2020 году венгерское правительство рассматривало возможность покупки аэропорта у его иностранных владельцев, таких как GIC (Сингапурский суверенный фонд благосостояния) и канадский AviAlliance . Премьер-министр Виктор Орбан был против приватизации 2005 года. [31] В сентябре 2023 года правительство сделало официальную заявку на покупку аэропорта Будапешта. [32]
6 июня 2024 года правительство Венгрии объявило, что вместе с Vinci Airports они приобрели аэропорт Будапешта, оператора международного аэропорта Будапешта имени Ференца Листа, у его предыдущих владельцев. [33] Венгрия и Винчи, заплатив 3,1 миллиарда евро наличными и приняв на себя чистый долг в размере 1,2 миллиарда евро, теперь владеют 80% и 20% акций столичного аэропорта соответственно. [34] Vinci Airports будет оператором платформы на десятилетия вперед, а срок концессии истекает в 2080 году. [35] Мате Лога, государственный секретарь по экономической стратегии, был назначен председателем аэропорта Будапешта, а Франсуа Беризо сейчас является генеральным директором.
Терминалы
[ редактировать ]

Пассажирские здания аэропорта состоят из четырех основных зон:
- Терминал 1 используется только для чартерных и частных рейсов.
- Терминал 2А используется для рейсов внутри Шенгенской зоны.
- Терминал 2B используется для рейсов за пределами Шенгенской зоны.
- Sky Court , большая центральная зона ожидания и покупок, а также соединение терминалов 2A и 2B.
Терминал 1 (закрыт)
[ редактировать ]С 1 сентября 2005 года вновь открылся Терминал 1, обслуживающий бюджетные авиаперевозчики. Терминал 1 разделен на выходы на посадку в Шенгенскую и нешенгенскую зоны. [36]
Расположенный на территории Будапешта, он обеспечивает более быстрое сообщение на общественном транспорте до центра города по сравнению с Терминалом 2, находящимся примерно на 3 километра дальше. (От терминала 1 можно доехать на поезде до центра Будапешта примерно за 20 минут, а от терминала 2 — за 8 минут на автобусе до железнодорожного вокзала). [37]
14 марта 2012 года аэропорт Будапешта объявил, что из-за слишком низкого уровня трафика в Терминале 1, дополнительной пропускной способности в Терминале 2 и экономии средств Терминал 1 будет временно закрыт. 30 мая 2012 года все авиакомпании были переведены в Терминал 2, а бюджетные авиакомпании теперь используют стойки регистрации в зале 2B и выходы во импровизированный навес возле главного здания. Этот сарай сейчас не работает, вместо него открыли новый причал.
Sky Court между терминалами 2A и 2B
[ редактировать ]Sky Court — это современное пятиэтажное здание между терминалами 2A и 2B. Сюда были перенесены проверки безопасности пассажиров, а также появились новые классификаторы багажа и залы бизнес-класса, такие как первый зал ожидания MasterCard в Европе. [38] В транзитном зале нового здания разместились новые магазины, рестораны и кафе. С открытием Skycourt Терминал 2 стал способен принимать около 11 миллионов пассажиров в год вместо прежней общей мощности около 7 миллионов. [ нужна ссылка ]
Терминал 2А
[ редактировать ]Терминал Шенгенской зоны, бывший «единственный» Терминал 2. Он был открыт 1 ноября 1985 года для исключительного использования отечественным авиаперевозчиком Malév Венгерские авиалинии , а позже переименован в 1998 году в Терминал 2A. В настоящее время его зал регистрации обслуживает все авиакомпании-члены Skyteam и Star Alliance. В пределах своей зоны посадки (выходы A1-A33) и уровня прибытия он обслуживает все рейсы в и из пунктов назначения Шенгенской зоны любой авиакомпании.
Терминал 2Б
[ редактировать ]Нешенгенский терминал, его называют отдельным объектом, открылся в декабре 1998 года. Его зал регистрации обслуживает все рейсы OneWorld-альянса (в том числе внутри- и внешенгенские), а также многие другие нешенгенские рейсы. - согласованные авиакомпании. На рейсы венгерского бюджетного авиалайнера Wizz Air также можно найти стойки регистрации в этом терминале. Однако его посадка (выходы B1-B44) и зона прибытия обслуживают исключительно направления, не входящие в Шенгенскую зону.
Пирс 2Б
[ редактировать ]Проект «Пирс B» был начат 9 января 2017 года. Новое современное здание было открыто 1 августа 2018 года и напрямую связано с Терминалом 2B. Его длина составляет 220 метров, он включает в себя 27 выходов на посадку и 10 трапов, которые могут одновременно обслуживать более широкофюзеляжные самолеты. Планировалось, что пирс обеспечит гибкость для традиционных и бюджетных авиакомпаний с возможностью посадки через трапы, автобусы или пешком прямо к самолету.
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Пассажир
[ редактировать ]По состоянию на декабрь 2023 года следующие авиакомпании выполняют регулярные регулярные и чартерные рейсы в и из аэропорта Будапешта имени Ференца Листа: [39]
Груз
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Цифры трафика
[ редактировать ]Пассажиры | Изменение по сравнению с предыдущим годом | Операции с самолетами | Изменение по сравнению с предыдущим годом | Груз (метрические тонны) | Изменение по сравнению с предыдущим годом | |
---|---|---|---|---|---|---|
2010 | 8,179,406 | ![]() | 105 507 | ![]() | 65,515 | ![]() |
2011 | 8,911,273 | ![]() | 109,949 | ![]() | 106,595 | ![]() |
2012 | 8,493,569 | ![]() | 87,560 | ![]() | 93,125 | ![]() |
2013 | 8,510,896 | ![]() | 83,830 | ![]() | 92,112 | ![]() |
2014 | 9,146,723 | ![]() | 86,682 | ![]() | 89,987 | ![]() |
2015 | 10,289,180 | ![]() | 92,294 | ![]() | 91,421 | ![]() |
2016 | 11,441,999 | ![]() | 96,141 | ![]() | 112,142 | ![]() |
2017 | 13,097,239 | ![]() | 102,747 | ![]() | 127,145 | ![]() |
2018 | 14,867,491 | ![]() | 115,028 | ![]() | 146,113 | ![]() |
2019 | 16,173,489 | ![]() | 122,814 | ![]() | 135,521 | ![]() |
2020 | 3,665,317 | ![]() | нет | ![]() | 134,459 | ![]() |
2021 | 4,622,882 | ![]() | нет | ![]() | 183,362 | ![]() |
2022 | 12,205,070 | ![]() | нет | ![]() | 194,000 | ![]() |
2023 | 14,701,080 | ![]() | нет | ![]() | 201,306 | ![]() |
Популярные направления
[ редактировать ]Классифицировать | Аэропорт | Пассажиров обработано | % изменять 2018/19 |
---|---|---|---|
1 | ![]() | 725,600 | ![]() |
2 | ![]() | 568,081 | ![]() |
3 | ![]() | 509,371 | ![]() |
4 | ![]() | 487,029 | ![]() |
5 | ![]() | 454,181 | ![]() |
6 | ![]() | 440,792 | ![]() |
7 | ![]() | 380,331 | ![]() |
8 | ![]() | 371,288 | ![]() |
9 | ![]() | 339,734 | ![]() |
10 | ![]() | 338,095 | ![]() |
11 | ![]() | 313,642 | ![]() |
12 | ![]() | 305,005 | ![]() |
13 | ![]() | 299,208 | ![]() |
14 | ![]() | 295,990 | ![]() |
15 | ![]() | 286,987 | ![]() |
16 | ![]() | 284,145 | ![]() |
17 | ![]() | 263,815 | ![]() |
18 | ![]() | 257,550 | ![]() |
19 | ![]() | 250,544 | ![]() |
20 | ![]() | 243,221 | ![]() |
21 | ![]() | 235,851 | ![]() |
22 | ![]() | 233,067 | ![]() |
23 | ![]() | 231,472 | ![]() |
24 | ![]() | 229,137 | ![]() |
25 | ![]() | 214,130 | ![]() |
26 | ![]() | 211,433 | ![]() |
27 | ![]() | 208,527 | ![]() |
28 | ![]() | 207,802 | ![]() |
29 | ![]() | 207,068 | ![]() |
30 | ![]() | 201,870 | ![]() |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры обработанный | % изменять 2017/18 | Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры обработанный | % изменять 2017/18 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Европа | 16 | ![]() | 246,616 | ![]() | ||||
1 | ![]() | 661,820 | ![]() | 17 | ![]() | 241,153 | ![]() | |
2 | ![]() | 564,603 | ![]() | 18 | ![]() | 240,803 | ![]() | |
3 | ![]() | 462,651 | ![]() | 19 | ![]() | 240,499 | ![]() | |
4 | ![]() | 452,509 | ![]() | 20 | ![]() | 238,254 | ![]() | |
5 | ![]() | 427,507 | ![]() | 21 | ![]() | 234,034 | ![]() | |
6 | ![]() | 363,483 | ![]() | 22 | ![]() | 205,501 | ![]() | |
7 | ![]() | 361,246 | ![]() | 23 | ![]() | 200,864 | ![]() | |
8 | ![]() | 345,210 | ![]() | 24 | ![]() | 180,060 | ![]() | |
9 | ![]() | 344,042 | ![]() | 25 | ![]() | 175,781 | ![]() | |
10 | ![]() | 337,577 | ![]() | 26 | ![]() | 174,312 | ![]() | |
11 | ![]() | 281,704 | ![]() | 27 | ![]() | 167,626 | ![]() | |
12 | ![]() | 277,848 | ![]() | За пределами Европы | ||||
13 | ![]() | 273,830 | ![]() | 1 | ![]() | 430,502 | ![]() | |
14 | ![]() | 268,155 | ![]() | 2 | ![]() | 220,589 | ![]() | |
15 | ![]() | 262,000 | ![]() | 3 | ![]() | 167,532 | ![]() |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры обработанный | % изменять 2016/17 |
---|---|---|---|
1 | ![]() | 574,074 | ![]() |
2 | ![]() | 471,911 | ![]() |
3 | ![]() | 449,214 | ![]() |
4 | ![]() | 443,957 | ![]() |
5 | ![]() | 390,608 | ![]() |
6 | ![]() | 363,235 | ![]() |
7 | ![]() | 350,152 | ![]() |
8 | ![]() | 343,275 | ![]() |
9 | ![]() | 333,780 | ![]() |
10 | ![]() | 262,914 | ![]() |
11 | ![]() | 262,497 | ![]() |
12 | ![]() | 246,337 | ![]() |
13 | ![]() | 243,231 | ![]() |
14 | ![]() | 238,238 | ![]() |
15 | ![]() | 237,772 | ![]() |
16 | ![]() | 237,313 | ![]() |
17 | ![]() | 235,418 | ![]() |
18 | ![]() | 230,734 | ![]() |
19 | ![]() | 227,907 | ![]() |
20 | ![]() | 224,605 | ![]() |
21 | ![]() | 223,112 | ![]() |
22 | ![]() | 221,132 | ![]() |
23 | ![]() | 213,920 | ![]() |
24 | ![]() | 203,636 | ![]() |
25 | ![]() | 197,455 | ![]() |
26 | ![]() | 181,310 | ![]() |
27 | ![]() | 166,229 | ![]() |
28 | ![]() | 152,710 | ![]() |
29 | ![]() | 141,525 | ![]() |
30 | ![]() | 136,259 | ![]() |
Другие удобства
[ редактировать ]- Wizz Air находится в здании 221. Головной офис [98] Wizz Air подписала договор аренды в октябре 2010 года и переехала туда в июне 2011 года со 150 сотрудниками. Авиакомпания занимает более 2000 квадратных метров (22 000 квадратных футов) площадей в офисном здании, отремонтированном после прибытия авиакомпании. На предприятии с офисами открытой планировки работают около 150 сотрудников. [99] Кроме того, Farnair Венгрия . на территории аэропорта находится головной офис [100]
- Малев Венгерские авиалинии подписали договор аренды с аэропортом, согласившись перенести свою штаб-квартиру на территорию аэропорта к лету 2012 года. Весной 2011 года [99] [101] Из-за распада авиакомпании в феврале 2012 года планы о переходе к Ференцу Листу были отменены.
Наземный транспорт
[ редактировать ]Общественный транспорт
[ редактировать ]Местные автобусы
[ редактировать ]
Будапештский Közlekedési Központ (BKK), орган общественного транспорта Будапешта, обслуживает два основных экспресс-автобуса до аэропорта: 100E и 200Э . Маршрут 100E, созданный по образцу автобусов OrlyBus и RoissyBus, курсирующих до аэропорта в Париже, обеспечивает бесперебойное сообщение с центром города, останавливаясь только на площади Кальвина и площади Деака Ференца . На этом маршруте нельзя использовать стандартные билеты и пропуска; Билет по более высокой цене необходимо покупать на борту самолета или в билетных автоматах BKK в аэропорту.
Автобусный маршрут 200E курсирует от аэропорта до станции Kőbánya-Kispest , ближайшей станции будапештского метро . На этом маршруте действительны стандартные билеты и пропуска.
Автобусы дальнего следования
[ редактировать ]Flixbus выполняет междугородние маршруты из аэропорта во многие города Центральной Европы, включая Прагу , Вену, Тимишоару и Сибиу .
Железнодорожный
[ редактировать ]Службы Венгерских государственных железных дорог ( MAV ) останавливаются на близлежащей железнодорожной станции Ферихедь , до которой можно добраться из Терминала 2 на автобусе 200E. Поездка в центр города от вокзала Ферихедь занимает около 25 минут, но рейсы ходят нечасто. Станция Ферихедь раньше обслуживала Терминал 1 аэропорта, который больше не принимает пассажирские авиаперевозки.
Такси
[ редактировать ]Официальным партнером такси аэропорта Будапешта является компания Főtaxi, у которой есть стойки заказа такси на выходе из обоих пунктов прибытия (за пределами здания). [102]

Микроавтобусы и маршрутные такси
[ редактировать ]Несколько компаний обслуживают трансферы из аэропорта, доставляющие пассажиров в любую точку города. Существуют и другие маршрутные и автобусные перевозки до отдаленных городов Венгрии, Румынии, Словакии и Сербии. Трансфер из аэропорта Будапешта
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 6 августа 1961 года самолет компании Malev венгерских авиалиний Douglas C-47A во время обзорного полета врезался в жилой район. Все 4 члена экипажа и 23 пассажира погибли, еще трое находились на земле. [103]
- 15 января 1975 года самолет Ил-18 авиакомпании Malev , выполнявший рейс 801 Венгерских авиалиний, разбился в 1360 м за пределами взлетно-посадочной полосы 31 и в 120 м левее центральной линии из-за плохой погоды, темноты, тумана, отсутствия координации действий экипажа и возможных пространственная ориентация. Все девять пассажиров погибли. [104]
- 22 февраля 1994 года Ту-134 Ту-134 венгерских авиалиний компании Malev загорелся на земле во время технического осмотра в аэропорту Будапешта. Четыре техника по техническому обслуживанию погибли. [105]
См. также
[ редактировать ]- Международный аэропорт Дебрецена
- Список аэропортов Венгрии
- Транспорт в Венгрии
- Аэропарк- музей авиации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Владельцы Будапештского аэропорта Zrt.(Ltd.)» . Bud (аэропорт Будапешта) . 8 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 6 января 2015 г.
- ^ «Выяснилось, в какие города в прошлом году из аэропорта Ферихедь ездило больше всего людей» . 20 января 2024 г.
- ^ «Отчет ACI EUROPE о трафике в аэропортах. Декабрь, четвертый квартал и весь 2015 год» (PDF) . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «AIP Венгрии (финал, 12 ноября 2015 г.)» . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Строительство Cargo City в аэропорту Будапешта» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «История» . Bud (аэропорт Будапешта) . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ «Факты об аэропорте Будапешта» . www.bud.hu. Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «PORTFOLIO.HU – Финансовый онлайн-журнал» . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Пресс-релиз Malev Zrt» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Дунай, Мартон и Гергели Сакач. « Соперники нападают, когда венгерский Malev прекращает полеты. Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine ». Рейтер . Пятница, 3 февраля 2012 г.
- ^ Кирстен Гришабер (29 сентября 2004 г.). «Всемирный брифинг – Европа: Германия: вынесение приговора за нападение на евреев в 1991 году» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Консорциум HOCHTIEF AirPort берет на себя управление аэропортом Будапешта» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года.
- ^ «Статус безопасности аэропорта Будапешта понижен: Гражданская авиация» . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Будапештский деловой журнал» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Новые магазины открываются один за другим» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Эдди, Кестер. « Ryanair против Будапешта: игра грязная? Архивировано 24 мая 2017 года в Wayback Machine » Financial Times . 7 февраля 2012 г. Проверено 9 февраля 2012 г.
- ^ Саймон, Золтан. « Венгрия ищет компромисс в отношении аэропорта Будапешта, чтобы защитить бюджет ». БизнесУик . 9 февраля 2012 г. Проверено 9 февраля 2012 г.
- ^ * « Hainan Airlines прекращает полеты Пекин – Будапешт ». ЭйрЖурнал . 14 февраля 2012 г. Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ « Прямой рейс Пекин-Будапешт приостановлен ». Международное радио Китая . 24 февраля 2012 г. Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ « Авиакомпании-партнеры ». Малев . 3 января 2011 г. Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «Доля аэропорта Будапешта продана управляющему канадским пенсионным фондом» . Будапештский деловой журнал .
- ^ «История – АвиАльянс» . Корпоративный сайт АвиАльянс .
- ^ «Владение аэропортом Будапешта» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года.
- ^ «Подробная информация о рейсах, вариантах парковки – Bud.hu: Объект недвижимости» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 24 декабря 2011 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «В аэропорту Будапешта открылся новый пассажирский пирс рейсом Астана» . Bud (аэропорт Будапешта) . 1 августа 2018 года . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «DHL переезжает в бизнес-парк аэропорта Будапешта» . Bud (аэропорт Будапешта) . 7 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «DHL переезжает в бизнес-парк аэропорта Будапешта» . Bud (аэропорт Будапешта) . 15 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Бизнес-путешественник – Проживание – ibis Styles Будапешт Аэропорт приветствует гостей» . Деловой путешественник Венгрия . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «К 2017 году отель в аэропорту, к 2020 году аэропорт Будапешта построит терминал C» [К 2017 году отель в аэропорту, к 2020 году аэропорт Будапешта построит терминал C] (на венгерском языке). 8 декабря 2015 г.
- ^ «Терминал 1 может вновь открыться, строительство Терминала 3 может начаться в 2025 году в Ферихедь» . 13 мая 2021 г.
- ^ «Союзники Орбана стремятся захватить контроль над аэропортом Будапешта – Bloomberg» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года.
- ^ «Правительство Венгрии подает новую официальную заявку на строительство аэропорта Будапешта, - сообщает акционер» . Рейтер . 6 сентября 2023 г. Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ https://www.portfolio.hu/gazdasag/20240606/visszvasarolta-a-kormany-a-ferihegyi-repuloteret-690783
- ^ https://www.bloomberg.com/news/articles/2024-06-06/hungary-and-vinci-buy-budapest-airport-in-4-7-billion-deal .
- ^ https://www.marketscreener.com/quote/stock/VINCI-4725/news/VINCI-acquires-a-20-shareholding-in-the-Budapest-airport-concession-company-and-becomes-the-platfor -46921727/
- ^ «Аэропорт Будапешта готов к вступлению в Шенгенскую зону: с 30 марта Терминал 2А обслуживает шенгенские перевозки, а Терминал 2B — нешенгенские перевозки» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Поездом» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ «Emerald Media – открытие первого в Европе зала ожидания MasterCard в аэропорту Будапешта» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Расписание и планировщик маршрутов» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 9 января 2017 года . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ «Аэр Лингус» .
- ^ «АэроэкспрессРегионал» начнет работу 5 сентября 2022 года .
- ^ «ОБЗОР ДОПОЛНЕНИЙ В СЕТИ AIR CAIRO ЗА 4К22 – 13 ОКТЯБРЯ 22 ГОДА» . aeroroutes.com . 13 октября 2022 г.
- ^ «Air China возобновляет рейс Пекин-Будапешт» . 27 июня 2022 г.
- ^ «Международные рейсы Air China NW22 – 30 октября 2022 г.» . Аэротрассы . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Air Сербия открывает третий набор новых маршрутов» . 8 декабря 2022 г.
- ^ «Дисконтная авиакомпания Turkish Airlines открывает рейсы в Будапешт» . апрель 2022 г.
- ^ «Bluebird Airways расширяет свою деятельность за счет трех привлекательных направлений из Тель-Авива» . Passportnews (на иврите, 16 февраля 2024 г.). Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «Аэропорт Будапешта расширяет зону действия благодаря партнерству с China Southern Airlines и маршруту Гуанчжоу» . Aviation24.be. 11 апреля 2024 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ https://airportal.hu/parizs-es-budapest-kozott-indit-jaratot-osszel-az-easyjet/
- ^ Лю, Джим (30 сентября 2020 г.). «EgyptAir, октябрь 2020 г., международные рейсы по состоянию на 29 сентября 2020 г.» . Маршрут онлайн .
- ^ «Израильский Эль-Аль откажется от бюджетного бренда UP» . ch-aviation.com . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Hainan Airlines присоединится к борьбе с августа, выполняя беспосадочные рейсы между Шэньчжэнем и Будапештом» . businesstraveller.com . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Israir NS24 арендовала Smartwings для эксплуатации Боинга 737» . Аэрорутс . 21 марта 2024 г. Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Korean Air начинает выполнять рейсы в Будапешт с октября 2022 года» .
- ^ «Канот Шарк переезжает в Будапешт/Милан до конца июня 2024 года» . Аэрорутс . 26 апреля 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Райанэйр» . www.ryanair.com .
- ^ https://www.thebusinessdesk.com/northwest/news/2133194-ljla-to-introduce-new-sunexpress-summer-route-to-turkiye
- ^ «Ryanair открывает три новых маршрута из Милана Мальпенса, включая ежедневный рейс в Будапешт» . 5 декабря 2023 г.
- ^ Лифшиц-Клигер, Ирис (4 апреля 2024 г.). «Ирландский бюджетный авиаперевозчик Ryanair возобновит полеты в Израиль» . Инетньюс . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ «Дополнения к сети Ryanair NS24 — 10 декабря 2020 г.» .
- ^ https://centreforaviation.com/news/ryanair-resuming-budapest-toulouse-service-from-late-oct-2024-1263587
- ^ «Ryanair возобновляет свой популярный маршрут из Польши! Мы снова полетим в сказочную Португалию » .
- ^ «С июня Ryanair снова будет летать между Ханом и Будапештом» . 13 января 2024 г.
- ^ «Ryanair открывает рейсы на остров Скиатос из Будапешта» . 5 декабря 2023 г.
- ^ «Ryanair расширяет летние маршруты из Триеста двумя новыми направлениями: Будапештом и Ольвией» . 31 января 2024 г.
- ^ «В свете войны маршрут полета Нинбо-Будапешт имеет большое значение» .
- ^ «Международные операции северо-запада Китая в восточной части 22 века – 30 октября 2022 года» . АэроРоутс. 31 октября 2022 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Аэропорт Будапешта приветствует возобновление сообщения Сианя с авиакомпанией Shanghai Airlines» . Авиация24. 23 апреля 2024 г. Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Дополнения к чартерной сети Smartwings Венгрия NS23» .
- ^ «Travel Service Polska добавляет маршруты по Будапешту в S17» . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Туристический сервис: Три новых маршрута и увеличение пропускной способности на 13% в летнем расписании» . 27 февраля 2018 г.
- ^ «SunExpress регистрирует дополнительные новые маршруты в S19» . Routesonline.com . 21 февраля 2019 г.
- ^ Лю, Джим. «Дополнения к сети SunExpress S20 по состоянию на 22 октября 2019 г.» . Маршрут онлайн . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ «Tui River Cruises представляет программу на лето 2024 года» .
- ^ «Tui River Cruises представляет программу на лето 2024 года» .
- ^ «WIZZ – Мечтайте больше. Живите больше. Будьте больше» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «СРОЧНО: венгерская Wizz Air запускает шесть новых рейсов из Будапешта! – ОБНОВЛЕНО – Daily News Венгрия» . 28 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Wizz Air анонсировала новые маршруты, они будут летать сюда с октября | Startlap Utazás» . 21 марта 2023 г.
- ^ «Wizz Air открывает рейсы в Каир из Будапешта» . 15 июня 2023 г.
- ^ «Авиакомпания-гигант покидает шотландский аэропорт, чтобы начать полеты из города-конкурента» . 5 октября 2023 г.
- ^ «Wizz Air открывает рейсы в Стокгольм-Арланда с двумя новыми прямыми маршрутами» . 26 сентября 2023 г.
- ^ «Рейсы Wizz Air снова будут выполняться между Будапештом и Тель-Авивом» . Венгрия сегодня . 17 января 2024 г. Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «НОВЫЕ РЕЙСЫ Wizz Air из Венгрии в Стамбул и Анталью» . 19 января 2023 г.
- ^ https://hungarytoday.hu/wizz-air-to-launch-new-flight-from-budapest-to-the-exotic-gran-canaria/
- ^ Cargolux.com - Сеть и офисы , данные получены 24 июля 2020 г.
- ^ «Расписание Cargolux по всему миру, май 2023 г.» (PDF) . Карголюкс . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «China Cargo Airlines запускает рейс Шанхай-Будапешт» . Стат Таймс. 18 июля 2024 г. Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ airiroutemaps.com - данные FedEx получены 14 августа 2022 г.
- ^ aircargonews.net получено 22 декабря 2022 г.
- ^ «Korean Air запускает прямой грузовой рейс ICN-BUD» . AIRCARGOWORLD.COM . 21 февраля 2020 г. Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ - Мой грузовой корабль получен 1 февраля 2024 г.
- ^ «Мои грузовые маршруты и пункты назначения» . Флайтрадар24 . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ qrcargo.com получено 12 сентября 2019 г.
- ^ «SF Airlines открывает маршрут Китай-Венгрия» . Стат Таймс. 18 июня 2024 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ [1] получено 24 июля 2020 г.
- ^ turkishcargo.com - Расписание рейсов получено 24 июля 2020 г.
- ^ авиалинияroutemaps.com - данные UPS получены 24 июля 2020 г.
- ^ « Обзор компании ». Архивировано 12 марта 2009 года в Wayback Machine . Визз Эйр . Проверено 11 декабря 2011 г. "Wizz Air Венгерские авиалинии Ltd. Международный аэропорт BUD, здание 221 H-1185 Будапешт"
- ^ Jump up to: а б «Девелопмент недвижимости» . Bud (аэропорт Будапешта) . Архивировано из оригинала 24 декабря 2011 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ « Наши офисы ». Архивировано 5 февраля 2012 года в Wayback Machine . Фарнэйр Европа . Проверено 19 февраля 2012 года. "H-1185 Будапешт Лист Ференц РК 17. Венгрия"
- ^ « ШТАБ-КВАРТИРА MALEV ПЕРЕЕЗЖАЕТ В АЭРОПОРТ БУДАПЕШТА ». Малев Венгерские авиалинии . 20 апреля 2011 г. Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «Сайт BUD об их официальном партнере по такси» . Bud (аэропорт Будапешта) . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Описание происшествия для HA-TSA в Сети авиационной безопасности . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Описание происшествия для HA-MOH в Сети авиационной безопасности . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Описание происшествия с HA-LBD в Сети авиационной безопасности.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с международным аэропортом Будапешта имени Ференца Листа , на Викискладе?