Будапештский университет иудаики
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2011 г. ) |

Будапештский университет иудаики ( венгерский : Országos Rabbiképző – Zsidó Egyetem, или Országos Rabbiképző Intézet / Еврейская теологическая семинария — Университет иудаики / немецкий : Landesrabbinerschule в Будапеште ) — университет в Будапеште , Венгрия . Она была открыта в 1877 году, через несколько десятилетий после того, как первые европейские раввинские семинарии были построены в Падуе, Меце, Париже и Бреслау . Тем не менее, он остается старейшим существующим учреждением в мире, где раввинов выпускают .
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]
Растущий либеральный сегмент венгерского еврейского общества, известный как неологи , был заинтересован в духовенстве со светским образованием, и их лидеры стремились иметь современную семинарию.Ортодоксальные венгерские раввины были категорически против создания раввинской семинарии. Чтобы не допустить его учреждения в Будапеште, они направили делегацию к императору Австрии Францу-Иосифу в Вену. Однако император благосклонно относился к раввинской школе и даже профинансировал ее строительство, вернув венгерским евреям деньги, которые им пришлось заплатить 30 лет назад в качестве военного налога после Венгерской революции 1848 года . открылась семинария 4 октября 1877 года в Йожеф-Коруте . Его первым директором был Моисей Лёб Блох , которому помогали Дэвид Кауфманн и Вильгельм Бахер .
Вторая мировая война
[ редактировать ]19 марта 1944 года немецкие войска вошли в Будапешт ( операция «Маргарете» ). На следующий день раввинская семинария была конфискована шуцстаффелем ( СС) и превращена в тюрьму. Оттуда Адольф Эйхман организовал депортацию тысяч венгерских евреев и некоторых политических заключенных в концентрационные лагеря , главным образом в Освенцим .
Незадолго до немецкого вторжения самые ценные рукописи были перенесены в подземный сейф. Тем не менее, важная часть библиотеки была захвачена нацистами. было отправлено 3000 книг В Прагу . Лишь в 1980-х годах книги были обнаружены в подвале Еврейского музея Праги , а некоторые из них были привезены обратно в Будапешт в 1989 году. Библиотека остается предметом гордости университета. Он считается одним из самых важных собраний еврейской богословской литературы за пределами Израиля.
После войны, коммунистическая эпоха
[ редактировать ]Сразу после разгрома нацистов раввинская семинария возобновила свою деятельность и была вновь открыта за два месяца до капитуляции Германии . Однако количество студентов было недостаточным для содержания гимназического отделения. Вместо этого был организован педагогический колледж для выпуска учителей религии и иврита.
Несмотря на антирелигиозную политику коммунистического правительства , раввинская семинария в Будапеште осталась жива. Оно было единственным в своем роде в Восточной Европе, но сильно зависело от национальных властей. Религиозная жизнь регулировалась Министерством религии , которое отвечало за заполнение вакантных должностей раввинов в Венгрии.
Будучи единственным подобным местом в Восточном блоке , Будапештская семинария имела особую миссию. Студенты приезжали со всех стран Восточной Европы, из Советского Союза и даже из Израиля, чтобы получить диплом раввина или кантора . Они жили, частично со своими семьями, в небольших, просто обставленных комнатах-интернатах.
С 1950 года до своей смерти в 1985 году Шандор Шайбер был директором семинарии и редактировал важные публикации по иудаике от средневековья до 20 века.
После 1989 года
[ редактировать ]После падения коммунизма , благодаря пожертвованиям из-за границы, было отремонтировано здание семинарии, модернизирована библиотека и восстановлена часть ценных старинных книг.
Языки обучения
[ редактировать ]Хотя на момент основания семинарии религиозные предметы преподавали преимущественно на немецком языке, понятном студентам из разных регионов, сразу же были предприняты серьезные усилия по переводу большей части преподавания на венгерский язык. Светские предметы (математика, физика, история) с самого начала преподавались на венгерском языке, поскольку еврейские интеллектуалы Венгрии хорошо владели венгерским языком. Ряд известных профессоров, приглашенных в семинарию (в частности, Мозес Блох), подписали контракты с условием овладеть венгерским языком в течение нескольких лет и начать преподавание на нем предметов.
В коммунистический период почти все предметы преподавали на венгерском языке; для студентов из других социалистических стран, в том числе из СССР, на первых курсах могли использоваться и другие языки, в частности русский, немецкий и английский, но студенты должны были выучить венгерский язык, а затем пройти курсы на нем.
Современный иврит не использовался и не изучался до конца коммунистической эпохи, чтобы избежать обвинений в сионистской пропаганде. При чтении религиозных текстов на иврите использовалось местное ашкеназское произношение. В настоящее время существует языковое отделение, современный иврит обязателен на всех курсах обучения, кроме этого преподается несколько других языков (в том числе библейский иврит, идиш, ладино, древнегреческий, английский).
В настоящее время курсы преподаются в основном на венгерском языке, а иногда и на английском языке. [1]
Оригинальный курс обучения
[ редактировать ]Институт находился под контролем министерства религии, которое назначало учителей по представлению совета (состоящего из двенадцати священнослужителей и двенадцати мирян), президентом которого был М. Швайгер, а секретарем доктор Дж. Саймон с 1877 года. . [ нужна ссылка ] Курс обучения длился десять лет и был разделен на два равных периода; один посвящен нижнему отделу, другой - верхнему. Первый соответствовал « Обергимназии »; и требованием для поступления было наличие диплома об окончании гимназии или сдача вступительного экзамена, охватывающего определенный объем иврита и талмудики в дополнение к светским исследованиям. Дипломы этого факультета признавались государством и позволяли поступить на любой факультет университетов или технологических школ. После окончания курсов верхнего отделения, включая обучение на философском факультете университета, последовал год испытательного срока. Это завершилось в феврале устным экзаменом после того, как кандидат представил три письменных диссертации по библейским , раввинско -талмудическим и историческим или религиозно - философским темам соответственно. По окончании учебы он получил диплом раввина, признанный государством. В дополнение к обычному курсу обучения на обоих факультетах действовали студенческие общества.
Организация
[ редактировать ]В настоящее время это учреждение является аккредитованным высшим учебным заведением Венгрии, предлагающим степени в области иудаики на уровнях бакалавра, магистра и доктора философии. Каталог библиотеки института содержит более 110 000 единиц хранения, в том числе рукописи, печатные книги, журналы и т. д., которые доступны всем желающим в читальном зале.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готард Дойч и Людвиг Блау (Лайош Блау) (1901–1906). «LANDESRABBINERSCHULE В БУДАПЕШТЕ (Национальный институт подготовки раввинов)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Моше Кармилли-Вайнбергер: Раввинская семинария Будапешта, 1877–1977 : столетний том. Сефер-Хермон Пресс, Нью-Йорк, 1986. ISBN 0-87203-148-9
Библиография (Еврейская энциклопедия)
[ редактировать ]
- Йожеф Баноци, владелец бизнеса Первое десятилетие Государственной раввинской школы (Приложение к годовому отчету за 1887-88 годы);
- Людвиг Блау, Брилл, Самуэль Лёв , стр. 27–32, Будапешт, 1902 г.;
- С. Шилль , История Будапештского национального раввинского института , Будапешт, 1896;
- Годовые отчеты (с литературными приложениями)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доктор Тамаш Биро. Личное письмо Дмитрию Литову, 31 августа 2023 г.