Церковь Святой Екатерины Александрийской, Будапешт
Церковь Святой Екатерины Александрийской | |
---|---|
![]() Фасад церкви | |
![]() | |
47 ° 29'32 "с.ш. 19 ° 02'38" в.д. / 47,49222 ° с.ш. 19,043955 ° в.д. | |
Расположение | 11 Attila út , Табан , район Варкерюлет , Будапешт |
Страна | Венгрия |
Номинал | Римско-католический |
Традиция | латинский |
История | |
Статус | приходская церковь (1702 г.) |
Основан | 1692 |
Основатель(и) | Камеральная администрация Буды |
Преданность | Святая Екатерина Александрийская |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Обозначение наследия | внесен в список |
Назначен | 1936 |
Архитектор(ы) | Кристиан Обергрубер , Маттеус Непауэр , инженерное бюро муниципалитета |
Архитектурный тип | Однонефная церковь |
Стиль | Центральноевропейское барокко |
Годы постройки | 1728-1736, 1750-1753, 1765-1777, 1880-1881, 1959-1960 |
Новаторский | 1728 |
Завершенный | 1777 |
Технические характеристики | |
Количество шпилей | 1 |
Материалы | камень и кирпич |
Администрация | |
епархия | Римско-католическая архиепископия Эстергом-Будапешт |
Деканат | Буда-Кезепсо |
Приход | Табанская волость |
Духовенство | |
Священник(и) | Балаж Хедьи |
Церковь Святой Екатерины Александрийской ( венгерский : Alexandriai Szent Katalin-templom , немецкий : Pfarrkirche zur heiligen Katharina ) — римско-католическая церковь в квартале Табан в Будапеште , Венгрия . Это приходская церковь прихода Табан, который также включает в себя части холма Геллерт и Нафеги . Церковь является памятником архитектуры, построена в стиле среднеевропейского барокко в 1728–1777 годах. В XIX–XX веках ее несколько раз реконструировали.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Южная часть Нижнего города между Замковой горой и холмом Геллерт была опустошена во время осады Буды в 1686 году. В этом районе было мало жителей до ноября 1690 года, когда камеральная администрация переселила сюда группу южнославянских беженцев. Большинство вновь прибывших составляли православные сербы, построившие собственный квартал на берегу ручья Ордог-Арок . Их часовня впоследствии стала собором Святой Троицы . Католики поселились на южных склонах Замковой горы и у Дуная вокруг мечети османского наместника ( бейлербея ) Соколлу Мустафы-паши (1566-1578), пережившей войну. [1] [2]
В 1689 году глава Камерального управления Буды Иоганн Стефан Верлейн попросил францисканцев Босны Аргентины , имевших дом в районе Визиварош , взять на себя пастырскую опеку славян-католиков, живших в этом районе. Отцы-францисканцы уже присутствовали в Буде во времена Османской империи и говорили на иллирийском языке. Мечеть Соколлу Мустафа-паши была преобразована в часовню в 1692 году и посвящена святой Екатерине Александрийской . [3] Рядом с часовней был построен дом для монаха, поселившегося здесь в 1693 году. [4] Монах также выполнял функции школьного учителя, поскольку францисканцы построили школу на краю кладбища, построенного вокруг часовни. В этом небольшом каменном здании была одна комната, и несколько магазинов приносили доход на его содержание. Камеральное управление дало разрешение на окончание строительства этих магазинов 31 мая 1697 года. [5]
Средневековый приход был восстановлен в 1702 году, а его покровителем стал Совет Буды в соответствии с привилегированной грамотой города 1703 года. Опекун монастыря Визиварош выполнял функции приходского священника, но фактическая пастырская забота была поручена францисканскому администратору, жившему в районе Табан. Регистрация крещения была начата в 1692 году, записи о браках и похоронах ведутся с 1709 года. В 1706 году совет подарил приходу виноградник площадью 2,3 га на холме Геллерт.
Рисунок 1721 года задокументировал реконструкцию переоборудованной мечети в стиле барокко. Первоначальный купол был заменен крутой конической крышей, верхняя часть минарета снесена до высоты главного здания, а оставшаяся часть увенчана звонницей и богато украшенным шпилем. Перед входной дверью было построено крыльцо. В часовне было четыре колокола: два старых и два новых, отлитых в 1723 году Якобом Носбихером, колокольным мастером из Пешта. Новые колокола были посвящены апостолам Матфею и Фоме , а также Деве Марии. [6]
Церковь в стиле барокко
[ редактировать ]
Табан быстро стал самым густонаселенным кварталом Буды в первые десятилетия 18 века, несмотря на несколько стихийных бедствий и эпидемий, поразивших этот район. Число и процент католического населения также увеличились. В 1702 году среди глав семей налогоплательщиков было всего 250 католиков (православных сербов насчитывалось 461), но каноническое посещение в 1756 году обнаружило в Табане более 4000 католиков. Их число выросло почти до 5000 в 1802 году. Сначала почти все они были иллирами (южными славянами), но с 1720-х годов в больших количествах прибыли немецкие иммигранты. В 1783 году немцы уже превосходили иллирцев по численности, тогда как венгров и словаков было еще мало. С середины 18 века проповеди читались на немецком и иллирийском языках, преподавание в приходской школе было также двуязычным. [7]
Присутствие францисканцев в районе также увеличилось, поскольку в 1732 году в небольшом приходском доме Табана поселился еще один монах. В 1759 году старый дом был заменен более просторным зданием рядом с церковью. Дом с шестью комнатами был достаточно большим, чтобы вместить трех монахов. с 1770 г. В 1756 году было куплено новое здание школы, где преподавали светские учителя. С 1757 года францисканский дом в районе Визиварош (и монахи прихода Табан) принадлежал новой провинции Св. Иоанна Капистрано. Большинство монахов, служивших приходу в XVIII веке, были иллирами (хорватами). [8]
Между 1728 и 1736 годами церковь была расширена Кристианом Обергрубером , мастером родом из Каринтии . К старой части, сохранившейся в качестве алтаря, был пристроен неф в стиле барокко. Основные предметы обстановки, в том числе кафедра и алтарь, были построены в 1740-х годах. В 1749 году под всем нефом был построен склеп. [9] Медленные темпы строительства показывают, что финансовые возможности прихода были ограничены, хотя несколько горожан оставили пожертвования для церкви.
Следующий этап работ начался 11 августа 1750 года и продолжался до 1753 года. Новый фасад и башня в стиле барокко были построены Маттеусом Непауэром , мастером родом из Вены , который в то время работал над несколькими церквями в Буде. Башня имела богато украшенный шпиль с фонарем, а фасад украшали волюты, две каменные вазы, крест и статуи святой Екатерины Александрийской , святого Андрея и святого Петра . Каменные детали выполнили скульптор Антон Эберхардт и каменщик Иоганн Куглер. Четыре новых колокола были отлиты в 1755 году Антоном Цейхнером. Каноническое посещение 25 марта 1756 года описывало богатую барочную мебель: главный алтарь с изображением Святой Екатерины и несколькими статуями, богато украшенную кафедру, украшенную статуями евангелистов, Святого Франциска и семи ангелов, а также боковые алтари, посвященные Святой Троица, Непорочная Дева Мария, Св. Антоний Падуанский, Св. Анна и Святой Крест – все украшено картинами и статуями.
Дальнейшее расширение стало необходимым из-за быстрого роста римско-католического населения, и старый алтарь – переоборудованная османская мечеть – был снесен в 1765 году. Строительство новой части нефа, алтаря и двухэтажной ризницы на западная сторона была закончена 15 мая 1777 года, когда на крыше был поднят крест. Архитектором расширения, вероятно, был Маттеус Непауэр. В 1770-х годах были возведены два новых боковых алтаря, посвященных святым Себастьяну и святому Иосифу, а третий был посвящен Четырнадцати святым помощникам в 1775 году. В 1797 году Вильгельм Хартманн построил новый орган, а новый главный алтарь - алтарь был возведен в 1803–1806 годах (работа каменщиков Франца Хофхаузера и Антонио Аллио, скульптора Фридриха Хельда и художников Йозефа Хельма и Карла Йозефа Шёфта). Новые часы для башни изготовил Йозеф Хиблинг в 1808 году.

Реконструкции 19 века
[ редактировать ]Церковь полностью сгорела во время Великого Табанского пожара 1810 года, уничтожившего весь район. «Башня католической церкви в Рацвароше загорелась вчера после полуночи и ужасно рухнула утром; сама церковь также сгорела, освещая эту ужасную ночь», - говорится в сообщении того времени. [10]
Реконструкцию начал Йожеф Данко Старший в 1812 году и завершил Людвик Кимнах в 1818 году. [11] Из-за нехватки средств в 1823 году богато украшенный шпиль башни был заменен простой пирамидальной крышей. Интерьер и новая мебель были закончены только в 1830-х годах. В 1818-19 построен также новый приходской дом.
Во время Венгерской войны за независимость церковь снова была повреждена, когда Буда была осадена Венгерской революционной армией в мае 1849 года, а Табан подвергся артиллерийскому обстрелу из Будайской крепости. В том же году его быстро отремонтировали, алтарь украсили новыми фресками, в 1850-51 пристроили два алтаря.

232-летнее францисканское управление приходом закончилось со смертью последнего администратора, Паскаля Кострошица, который служил здесь с 1850 по 3 марта 1868 года. В октябре 1868 года Совет Буды назначил члена светского духовенства приходским священником , хотя Иллиры протестовали против перемен и по-прежнему требовали славяноязычного священника. Францисканские монахи служили хорватскими капелланами до 1887 года, но постепенная ассимиляция населения Иллира сделала их дальнейшее присутствие ненужным. Проповеди читались на хорватском языке до 1910 года, а пение на иллирийском языке прекратилось четыре года спустя. Венгерский стал основным языком римско-католической общины района в последние десятилетия XIX века.
Во время объединения Буды и Пешта в 1873 году алтарь и северо-восточную сторону церкви окружал узкий погост, огороженный соседними домами, а перед фасадом располагался небольшой сквер. Улица, соединявшая Сарвас-тер и Темплом-тер, называлась Темплом-утча или Кирхенгассе (позже название было изменено на Палота-утча, затем Аттила Корут). Новый покровитель, муниципальные власти Будапешта, построил в 1877 году большой новый приходской дом на улице Аттила Корут рядом с церковью за 48 000 форинтов в стиле неоренессанса. [12]
Церковь была реконструирована в 1880-1881 годах Муниципальной властью Будапешта: фасад был перестроен в стиле необарокко, изменена форма фронтона и фасад украшен тремя статуями работы Дьюлы Саса . Простую пирамидальную крышу башни заменил богато украшенный медный шпиль. Крыльцо перед входом перестроено в итальянском стиле. План реконструкции составил инженерное управление муниципалитета. [13] В последующие годы интерьер был украшен новыми фресками.
Окружение церкви снова изменилось, когда был создан новый круглый большой бульвар Буды. Уровень Сарваш тер был понижен в 1894 году, а здание приходской администрации с ризницей было снесено, чтобы освободить место для новой дороги, получившей название Аттила Корут. Хотя Совет Будапешта планировал построить новый приходской дом, проект так и не был реализован. С западной стороны церкви была построена новая ризница, а приходская канцелярия переехала в разные арендованные здания поблизости. Приходская канцелярия располагалась по адресу № 1. Улица Хаднадь, 6, с 1908 по 1938 год, когда это здание также было снесено в связи с городской реконструкцией.
Церковь в 20 веке
[ редактировать ]
Интерьер церкви был снова отремонтирован в начале 1910-х годов. Во время Первой мировой войны колокола церквей Будапешта были реквизированы австро-венгерской армией. Четыре больших колокола XVIII века были сняты с башни и увезены на переплавку для использования в военных целях в 1916 году. Сохранились только два маленьких колокола.
Приходы Будапешта были реорганизованы в 1922 году, чтобы лучше соответствовать потребностям населения, которое быстро росло в предыдущие десятилетия. Древний приход Табан сократился до своей основной территории и потерял большую часть, лежащую к югу от холма Геллерт. Районы Келенфельд и Лагиманьос изначально были малонаселенными, но урбанизация этого района привела к необходимости создания независимого прихода, поскольку большинство прихожан уже проживало там. Приход Табан был компенсирован небольшой территорией, которая была отделена от прихода Кристинаварош, но в целом его население сократилось с 27 568 (в 1920 году) до 6772 человек. Уменьшенный приход охватывал территорию Табана, северные склоны холма Геллерт, южную часть. Нафеги и холмистые окрестности Сас-Хедь. [14] Территория прихода Табан еще больше сократилась, когда в 1950 году был основан новый приход Фаркасрети.
29 ноября 1925 года в башне установили два новых колокола; больший весом 500 кг был посвящен Святой Екатерине, меньший - Святому Иосифу. Колокола были изготовлены Ласло Слезаком , самым известным венгерским мастером колоколов того времени. В основном они финансировались за счет пожертвований, собранных местной благотворительной организацией Tabáni Oltáregyesület. [15] Церковь была отремонтирована муниципалитетом в 1928 году.

Между 1933 и 1938 годами большая часть района Табан была снесена муниципалитетом Будапешта. Сохранилась лишь небольшая группа домов, а контекст церкви фундаментально изменился, поскольку плотная городская структура исторического района была заменена новым парком и широкими улицами.
Здание и его окрестности серьезно пострадали во время осады Будапешта в 1944-45 годах. Бомба попала в западную часть здания; крыша, шпиль и обелиск фронтона были разрушены, богослужебное убранство и алтари сильно повреждены или утрачены. Ремонтные работы начались в июне 1945 года, а к осени церковь снова заработала, хотя внутренние ремонтные работы продолжались и в последующие годы. Реконструкция по-прежнему финансировалась муниципальными властями Будапешта, которые оставались покровителями прихода до 1950 года, когда право патронажа прекратило свое существование.
В 1948 году приход отметил 900-летие со дня своего основания вместе с приходом Внутреннего города Пешта. , архиепископ Эстергомский, 15 августа отслужил мессу под открытым небом Кардинал Йожеф Миндсенти на площади Эску (ныне ул. Марция 15), где мощи святого Герарда были выставлены на временном алтаре. [16] В последующие годы выражение религиозной веры и приходская жизнь были жестко ограничены сталинской диктатурой .
Церковь пострадала еще больше во время Венгерской революции 1956 года . В последующие годы стали очевидны серьезные структурные проблемы: расширились трещины на боковых стенах и сводах, и церковь была объявлена опасной. В ходе капитальной реконструкции 1959-1960 годов здание было оснащено железобетонным каркасом и контрфорсами, усилены своды, упрощен главный фасад и снесено входное крыльцо. В 1966 году интерьер был изменен в соответствии с потребностями пересмотренной литургии Второго Ватиканского Собора . Внешний вид церкви с тех пор не изменился, но она несколько раз ремонтировалась и модернизировалась, в частности, в 1981, 1989, 2002 и 2021 годах.
В 1962-1964 годах были построены новые дороги и транспортная развязка в связи со строительством рядом нового Элизабетовского моста , который вновь коренным образом изменил городскую среду. Из-за исчезновения района Табан церковь стала несколько изолированной, а население прихода в последние десятилетия 20 века сокращалось (в 1982 году оно насчитывало около 6000 человек). Возрождение приходской жизни произошло после падения социализма в 1990 году.
Архитектура
[ редактировать ]Церковь Святой Екатерины — отдельно стоящая однонефная церковь в стиле барокко с единственной башней на юго-западе и апсидой на севере. Главный фасад разделен на три вертикальные части простыми тосканскими пилястрами. Прилегающая башня имеет такие же пилястры по углам на первом этаже. Шарнирный карниз опоясывает все здание. Вход защищал крыльцо, которое окончательно снесли в 1960 году. Центральный пролет и башня имеют простые сегментные арочные окна. Фасад увенчан барочным фронтоном, разделенным четырьмя пилястрами меньшего размера, окруженными волютами по бокам и увенчанным изогнутым фронтоном. Второй этаж башни имеет ионические пилястры и прямоугольные окна, а колокольня (третий этаж) — коринфские пилястры и арочные окна с балконами. четыре башенных часа В арочный карниз башни вмонтированы . Медный шпиль в стиле необарокко состоит из луковичного купола, фонаря, треугольных фронтонов и шпиля.
Основными декоративными элементами фасада являются ниши, в которых установлены три статуи работы Дьюлы Саса 1881 года. Скульптор был заказан муниципалитетом 16 октября 1880 года за оплату 1200 форинтов, а три фигуры были выполнены из песчаника Соскут. [17] Фигура святого Герарда Сагредо является визуальным намеком на средневековое происхождение прихода, который был основан после канонизации Герарда в 1083 году (епископ принял мученическую смерть неподалеку, у подножия холма Геллерт). Святой Карл Борромео был популярным святым католического периода Контрреформации , когда приход был восстановлен после долгого перерыва, а новая церковь была посвящена Святой Екатерине.
Святые изображаются со своими атрибутами:
- Святая Екатерина Александрийская держит кольцо и книгу (со сломанным колесом и мечом сбоку) - фронтон.
- Святой Герард Сагредо держит крест (слева).
- Святой Карл Борромео, ухаживающий за больными (с веревкой на шее) - справа
Оригинальный фасад в стиле барокко также был украшен статуями святых (а именно Екатерины, Андрея и Петра), каменными вазами, волютами и крестом. Они были созданы скульптором Антоном Эберхардтом и камнерезом Иоганном Куглером в 1750-х годах.
В 1806 году перед церковью был установлен каменный крест, на постаменте которого имеется надпись: «Ао 1806». Нынешняя статуя Девы Марии работы Кароя Антала была добавлена в 1975 году, заменив старую скульптуру.
- Святой Жерар Сагредо
- Святая Екатерина
- Святой Чарльз Борромео
- Каменный крест 1806 г.
Боковые фасады церкви простые, с большими сегментными арочными окнами. Первоначально боковые стены и апсида были украшены пилястрами, но в конце 1950-х годов здание снаружи укрепили железобетонными контрфорсами. Ризница слева от алтаря была снесена в конце XIX века.
Городской контекст церкви кардинально изменился в 19-20 веках с расширением Аттилы ут и несколькими этапами крупномасштабных сносов. Флигель приходской канцелярии занимает центральную часть первоначального узкого погоста с севера и запада, закрытого для публики.
Интерьер
[ редактировать ]
Неф церкви имеет длину четыре пролета. Первые три пролета перекрыты цилиндрическими сводами, а более широкий четвертый пролет покрыт богемским сводом. Апсида увенчана подвесным куполом, а с нефом ее соединяет вогнутая триумфальная арка. Двойные поперечные арки возникли из пар простых тосканских пилястр. Выступающий карниз четко сформулирован. В первом пролете находится западный притвор, перекрытый тремя крестовыми сводами и открывающийся в сторону нефа центральной эллиптической аркой и двумя полукруглыми арками. Органный чердак над притвором имеет массивный выпуклый парапет. На первом этаже башни находится небольшая часовня, соединенная с притвором. В каждом отсеке есть сегментные арочные окна с обеих сторон, а алтарь освещен таким же окном справа и большим арочным проемом бывшей молельни, которая была частью снесенной ризницы. [18]
Главный алтарь
Главный алтарь церкви был построен после Великого Табанского пожара 1810 года, уничтожившего предыдущую постройку. Согласно описанию 1756 года, церковь имела богато украшенный главный алтарь с несколькими статуями и картиной маслом святой Екатерины Александрийской. Между 1803 и 1806 годами его заменил второй алтарь в стиле барокко. Нынешний главный алтарь был спроектирован Йожефом Данко в классическом стиле позднего барокко (Цопфа) в 1810-1812 годах. Скульптурные элементы были изготовлены каменщиком Петером Бауэром, а гипсовые статуи — Иоганном Курцвейлем.
Монументальный ретабль имеет четыре колоссальные, частично позолоченные коринфские колонны и сложный антаблемент. Его венчает большая скульптурная группа, изображающая Святую Троицу с шаром Mappa mundi. Фигуры Отца и Сына окружены ангелами и облаками, слева восходящий крест. Эту группу окружают две пылающие вазы. Большие гипсовые статуи по бокам алтаря изображают апостолов Петра и Павла. В 1910 году к алтарю была пристроена пределла в стиле необарокко с двумя поклоняющимися ангелами, закрывавшая нижнюю часть алтаря; его сняли во время реконструкции в 1950-х годах. На выступе алтаря иногда выставляются две статуэтки ангелов XVIII века, статуя Скорбящей Богоматери, распятие и шесть подсвечников.

Алтарный образ помещен в вогнутую раму, украшенную позолоченными розетками. Оригинал картины Йозефа Карла Шёффта был уничтожен во время бомбардировки 1849 года. Нынешний алтарь был написан Якабом Марастони в 1850 году. Венецианский художник, живший в Пешт-Буде, получил от прихода заказ написать две большие картины маслом для церковь взамен тех, которые были повреждены в революционной войне. Пошлина в размере 900 форинтов была выплачена только в 1852 году после некоторых разногласий. [19] «Обручение святой Екатерины» — большая картина маслом в итальянском стиле, в привлекательно теплых тонах, написанная с плавным академизмом и четко скомпонованными фигурами. Это соответствует традиционной иконографии мистического бракосочетания святой: Святая Екатерина получает кольцо от младенца Христа, которого держит его мать. За сценой наблюдают апостолы Петр и Павел, два ангела и группа путти в небе. Святая изображена в царском одеянии с короной и сломанным колесом, у ее ног обычные ее атрибуты, а один из ангелов держит мученическую пальму.
Кафедра
Предыдущая кафедра в стиле барокко была уничтожена Великим Табанским пожаром 1810 года; это было богато украшенное строение 1740-х годов с несколькими статуями. Нынешнюю кафедру в стиле ампир создал в 1822 году Янош Долански, скульптурные элементы выполнил Фридьес Хелд. После сноса барочной ризницы в 1896 году первоначальный подход был утерян, добавлена лестница, а одна из панелей парапета превращена в дверь. Поверхность окрашена в светло-зеленый цвет, имитирующий мрамор, с позолоченным орнаментом. Иконография: Пятидесятница (центральный рельеф), лавровые венки (парапет), венки и пальмовые ветви. Скульптурная группа на вершине абат-вуа состоит из путти среди облаков, держащих крест и якорь.
Боковые алтари
Первый боковой алтарь — это Алтарь Святого Семейства на посланной стороне алтаря, напротив кафедры. Он был построен после Великого Табанского пожара около 1815 года в стиле позднего барокко, аналогичном главному алтарю и всем другим важным предметам церковной мебели. Фронтон украшен двумя пылающими вазами, Оком Провидения и двумя путти, держащими крест. Это алтарь, где Евхаристия хранилась в скинии в стиле неорококо с тех пор, как пределла главного алтаря была удалена. На выступе выставлены четыре подсвечника и две статуи поклоняющихся ангелов. Алтарный образ помещен в вогнутую раму, украшенную позолоченными розетками. Оригинальная картина была уничтожена во время бомбардировки 1849 года. Нынешний алтарь был написан Якабом Марастони в 1850 году в том же итальянском стиле, что и картина на главном алтаре. На нем изображена священная беседа между Святым Семейством и Иоанном Крестителем, Елизаветой и Захарией с ангелами и путти в небе.

Алтарь Святого Иосифа — второй придел справа; он принадлежит к самому богато украшенному типу приделов церкви в стиле позднего барокко. Фронтон украшен волютами, тремя путти и пылающими вазами. Алтарь окружен парой декоративных коринфских колонн и двумя статуями: Архангела Михаила, убивающего змея, и Святого Эмерик Венгерского . « Смерть Святого Иосифа на алтаре» была написана Йозефом Карлом Шёффтом . На ней изображен Святой Иосиф, лежащий на кровати с Иисусом, Девой Марией и ангелом рядом с ним, с ведром инструментов на переднем плане. картина святой Феклы На фронтоне установлена ; на нем изображена святая со львицей у ее ног.
Алтарь святого Антония Падуанского на противоположной стороне нефа имеет такой же богато украшенный дизайн. Оба были подарены Венцелем Шютценбергером и его женой в 1816 году, и до сих пор сохранились оригинальные таблички для пожертвований. Статуи изображают святую Варвару (несущую чашу) и святую Екатерину Сиенскую (монахиня в доминиканском облачении). На картине Йозефа Карла Шёффта на алтаре изображен францисканский святой, держащий Младенца Иисуса с парой детей у его ног, держащий открытую книгу и стебель белой лилии; два ангела в небе несут венок. Современное изображение Святого Франциска было установлено на фронтоне в 1980-х годах, заменив оригинальное изображение Девы Марии.
Остальные три алтаря имеют более простой дизайн в стиле позднего барокко с позолоченным декором наверху (маленькие пылающие вазы, именные таблички и кресты) и тонкими боковыми колоннами или пилястрами; у них нет престолов. Первоначальный четвертый алтарь этого типа был посвящен Святой Терезе, но был разрушен в 1945 году. Алтарь Святой Анны был подарен Антоном Хиервартером, а наивный алтарь был написан в 1872 году К. Зауэром. Алтарный образ Алтаря Святого Лаврентия был создан в первой половине XIX века неизвестным художником, на нем изображен святой в далматике в компании двух ангелов, коленопреклоненный на облаке с решеткой под ногами. Алтарь Святого Флориана , первый боковой алтарь справа, является одним из самых важных произведений искусства в церкви. Алтарный образ был создан Йозефом Карлом Шеффтом в 1811 году. Картина представляет собой современное изображение Великого пожара Табана, уничтожившего всю территорию в прошлом году. Шеффт жил в городе Пешт и, вероятно, был очевидцем катастрофы. Святой изображен в виде римского офицера, стоящего на коленях на облаке над горящим городом. Путто льет воду на пламя, а ангел держит вуаль с надписью: «Allmächtigster Gott mit Vunder schützest du uns änzelne Hauser erschone O Gnädigster in Zukunft auch unsere mit Bruder In Cen DIVMIn ras CianICa Die 5 Sept», молитва Богу, чтобы защитить дома и жителей города в будущем. Латинская часть надписи представляет собой хронограмма, указывающая дату пожара: 5 сентября 1810 года. Шеффт изобразил горящий город со стороны Пешта с его двумя церквями и рядами хорошо построенных домов на берегу Дуная. По реке идут два горящих корабля, тяжело нагруженных товарами, что является еще одним исторически достоверным элементом. [20]
Орган
Первый орган церкви построил Иоганн Штаудингер в 1725 году; он был изменен в 1738 году. В 1797 году он был заменен новым органом, построенным Вильгельмом Хартманом, который погиб во время Великого Табанского пожара 1810 года. Новый орган был создан в 1834-35 годах Кароли Фохтом, 23-летним музыкантом. старый молодой органостроитель из Пешта, как его шедевр. На момент открытия это был самый красивый и звучащий церковный орган в Пеште и Буде, и в нем было несколько технологических инноваций. [21] 29 октября 1835 года в церкви состоялся концерт Иоганна Непомука Батки, исполнивший органные произведения Баха и собственные сочинения, который понравился большой публике. [22] Богато украшенные футляры в стиле ампир, окрашенные в голубовато-зеленый цвет с эффектом искусственного мрамора, украшены ионическими колоннами, полуколоннами, урнами и позолоченными орнаментами; Око Провидения установлено на фронтоне центральной эдикулы. Большой органный корпус спроектирован таким образом, чтобы не загораживать свет из центрального окна. Новый механизм органа был сконструирован Отто Ригером в 1905 году.
Мебель
Скамьи в стиле барокко были построены по образцу тех, что пережили пожар 1810 года; оригиналами были работы Иоганна Эндера, того самого плотника, который создал утраченный главный алтарь церкви в стиле барокко в 1743-44 годах. Другими ценными экспонатами являются исповедальня в стиле ампир (после 1810 г.) и патронажная скамья в стиле необарокко в алтаре с гербами Будапешта (1927 г.). Каменная купель — один из немногих артефактов, переживших Великий пожар, она была изготовлена Иоганном Куглером в 1749 году; деревянная крышка украшена скульптурой Иисуса, крещенного Иоанном.
Часовня Марии

Сводчатая часовня на первом этаже башни открывается в притвор, вход в нее защищен железной решеткой. В 18 веке он был посвящен Святому Кресту, но также служил Гробом Господним во время Пасхи. Сейчас капеллу украшает алтарь начала XVIII века в стиле барокко, выполненный из полированного дерева с инкрустацией маркетри. небольшая статуя святой Елизаветы Венгерской В нише скинии установлена . Алтарь не был частью первоначального убранства церкви и стоял перед Алтарем Святой Анны в 1950-х годах. Над алтарем находится картина XVIII века с изображением Мадонны с Младенцем. В этой часовне также сохранились две деревянные статуи ангелов, пережившие Великий Табанский пожар 1810 года. Миро хранится во встроенном шкафу у входа, а северная стена покрыта вотивными табличками.
Нартекс
Расписная и резная деревянная статуя Ecce Homo помещена в нише за решеткой на правой стене притвора; он был создан между 1740 и 1760 годами и пережил Великий Табанский пожар 1810 года. Пара чаш для святой воды из красного известняка в форме ракушек работы Карло Адами (1778 г.) также относятся к периоду до пожара. В нартексе находятся три картины маслом: «Апостол Иуда» и «Святой Петр» Й. Рауха (1844 г.) и современная картина «Святая Рита» Масы Фешти (1970 г.). Копия знаменитого романского рельефа Христа Табана размещена на стене, где до Второй мировой войны находилась оригинальная скульптура (сама скульптура хранится в Музее истории Будапешта ). Происхождение рельефа Maiestas Domini XII века неизвестно, но строители церкви в стиле барокко сохранили его как историческую реликвию.
Потерянные произведения искусства
Внутри церкви было несколько этапов фрескового оформления, но ни одно из них не сохранилось. Фреска купола алтаря впервые упоминается в 1822 году и, скорее всего, создана после Великого Табанского пожара 1810 года. На фреске изображена Святая Екатерина и четыре евангелиста. Новая фреска была написана около 1850 года Йожефом Вагнером, но в 1890 году она, в свою очередь, была заменена фреской Ласло Кимнаха , выполненной по заказу муниципалитета Будапешта. В 1913 году приходской священник Янош Лейметре покрыл его побелкой и поручил художнику-декоратору создать новые украшения, что вызвало бурю негодования. [23] Фреска Кимнаха была заново открыта и отреставрирована в 1928 году по указанию муниципальной комиссии по наследию. [24] В то же время боковые стены и своды церкви были украшены орнаментальными росписями в стиле необарокко Белы Шандора. Хотя интерьер частично пострадал от войны, потолочные фрески были удалены только во время модернистской реконструкции церкви в 1957-58 годах. 1890 года « Оплакивание Христа» Фреска Лазара Надя на западной стене апсиды была разрушена одновременно с открытием полукруглого окна бывшей часовни.
«Апофеоз Святой Екатерины» Ласло Кимнаха представлял собой анимированную композицию в стиле необарокко. Картина иллюзионистски открывала свод алтаря к небу, показывая восхождение святого на Небеса. Его обрамляла архитектура обманка в виде круглого карниза. Святая Екатерина была окружена ангелами и путти среди облаков, держа в руках большой крест и чашу. На перемычках купола были изображены четыре евангелиста со своими символами.
Витражи церкви также были сняты в конце 1950-х годов. Они были созданы Йожефом Палкой в 1910–1911 годах и финансировались различными донорами. Семь окон нефа и алтаря изображали различные религиозные сцены: появление Марии в гроте Лурда; Святое Семейство; Святая Анна учит Богородицу читать; Благовещение; Антоний Падуанский с Младенцем Иисусом; Христос и Иоанн о Тайной Вечере и Крещении Иисуса. Витраж органного чердака был заказан приходским священником Яношем Лейметром в 1911 году в память о его матери, умершей в том же году; на нем был изображен герб с черным флагом и дарственной надписью.
В 1965-66 алтарь был модернизирован в соответствии с требованиями реформированной католической литургии после Второго Ватиканского Собора . Кованую перила для причастия, украшенную головами путти и растительными свитками, убрали. Богато украшенные деревянные панели в стиле необарокко, добавленные Яношем Лейметром в начале 1910-х годов, также были удалены, и были установлены новый стол-алтарь и кафедра.
Галерея
[ редактировать ]- Табан в 1942 году с двумя церквями
- Вид на церковь с холма Геллерт
- Церковь Будайской крепости на фоне холма Геллерт
- Рельеф Табанского Христа XII века.
- Гроб Господень
- Главный алтарь
- Пятидесятница, рельеф на кафедре
- Погост с приходской конторой
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лайош Надь: История Будапешта III. От турецкого изгнания до мартовской революции, Akadémiai Kiadó, Будапешт, 1975, с. 144
- ^ Йылмаз, Мехмет Эмин. (2021). Мечети и мечети Соколлу Мустафы-паши в Буде . В Байраме Б. и др. (ред). Книга протоколов. Университет Ахмета Есеви. стр. 743-762.
- ^ Йылмаз, Мехмет Эмин. (2021). Мечети и мечети Соколлу Мустафы-паши в Буде . В Байраме Б. и др. (ред). Книга протоколов. Университет Ахмета Есеви. стр. 743-762.
- ^ Резсо Редей: Табан и 900-летний приход Табан, Будапешт, 1939, стр. 19-20
- ^ Нандор Кайзер: Францисканцы в Будапеште-Табане, Мадьярская францисканская библиотека
- ^ Арнольд Шен: Приходская церковь Сент-Каталин в Буда-Табане, в: Ежегодник истории церкви Regnum . Будапешт 1936, с. 316
- ^ Андраш Фейерди: Приход Святой Екатерины Александрийской в Табане, В: Katolikus Будапешт I – II. Общие исторические аспекты. Приходы. ред. Маргарет Беке. Будапешт, 2013. С. 386-387
- ^ Нандор Кайзер op. цит.
- ^ «Приход Святой Екатерины Александрийской в Табане-Будапеште» . ittlakunk.hu .
- ↑ Венгерский Курир , 11 сентября 1810 г.
- ^ Шандор Г. Закариас: Данные по архитектуре Буды XIX века. в первой половине века, в: Танулманьок Будапешт Мултьяхол 12. (1957), с. 302; Агнес Балог: Мастера Будайской каменной кладки и Гильдия каменщиков, Строительство - Архитектурная наука 27. (1998), с. 312
- ^ Строительная индустрия , 20 января 1878 г., с. 23
- ^ Гёзо Циглер: Церковь Будапешт-Табан, Az Építési Ipar , 1880-10-31, с. 348
- ^ Представление комиссии и совета по вопросу нового территориального распределения римско-католических приходов в столице Секешфовароша и создания новых приходов. Фёварош Козлёни , 1 декабря 1922 г., 1-е приложение, с. 8 и стр. 19-21
- ↑ Посвящение колокола в Табане, в: Уй Немзедек , 29 ноября 1925 г., с. 8
- ^ Торжества Богоматери, в: Új Ember , 1948-08-29, с. 3
- ^ Пести Хирлап , 18 февраля 1881 г., с. 3
- ^ Памятники Будапешта I, изд. Миклош Хорлер, Академическое издательство, Будапешт, 1955, с. 715
- ^ Жужа Фаркас: Документы, относящиеся к школе живописи Якаба Марастони в Пеште, в столичном архиве, Бюллетень истории искусств , 2005/1-2, стр. 125
- ^ Янош Яйчай: Буда и Пешт ведут о религиозных образах, в: Tanulmanyok Будапешт Múltjajól 4. (1936), стр. 171
- ^ Известный новый орган, в: Társalkódó , 7 ноября 1835 г., стр. 356
- ↑ Народный художник , 12 ноября 1835 г., стр. 731-732
- ↑ Разрушенные фрески, Вилаг , 5 августа 1913 г., с. 14
- ^ Фрески церкви в Табане, в: A Műobjógne , 1928, с. 259
См. также
[ редактировать ]