Будапештский метрополитен
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Февраль 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Будапештский метрополитен | ||
---|---|---|
![]() | ||
![]() | ||
![]() Вверху : Örs vezér tere , конечная остановка линии метро M2. Внизу : линия метро M4 , метро без водителя. линия реального времени с системой PIDS на Кальвин тер, пересадка линию на метро М3 | ||
Обзор | ||
Родное имя | Будапештское метро | |
Владелец | Столица Будапешт | |
Местный | Будапешт , Венгрия | |
Тип транзита | Быстрый транзит | |
Количество строк | 4 | |
Количество станций | 48 | |
Ежедневное количество пассажиров | 1,27 миллиона (2009) [1] | |
Годовой пассажиропоток | 382,6 миллиона (2023 г.) [2] | |
Веб-сайт | БКК Общественный транспорт | |
Операция | ||
Начало работы | 2 мая 1896 г | |
Оператор(ы) | Центр транспорта Будапешта Будапешт Транспорт ООО (BKV) | |
Технический | ||
Длина системы | 39,4 км (24,5 миль) | |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) ( стандартный калибр ) | |
Максимальная скорость | 80 км/ч (50 миль/ч) [3] | |
|
Будапештское метро ( венгерский : Будапештское метро ) — система скоростного транспорта в Венгрии столице Будапеште . Открытая в 1896 году, это вторая старейшая электрифицированная подземная железная дорога в мире после Сити и Южно-Лондонской железной дороги 1890 года, ныне являющаяся частью лондонского метрополитена , и третья старейшая подземная железная дорога с несколькими станциями после Метрополитенской железной дороги , первоначально работавшей на паровой энергии , ныне часть лондонского метро (1863 г.) и Мерсиская железная дорога , ныне часть Мерсирейл в Ливерпуле (1886 г.). [4]
Первая линия Будапешта, Линия 1 , была построена в 1896 году. [5] [6] Линия М1 стала важной вехой IEEE благодаря радикально новым инновациям своего времени: «Среди инновационных элементов железной дороги были двусторонние трамвайные вагоны; электрическое освещение на станциях метро и трамвайных вагонах; а также конструкция воздушной проводки вместо системы третьего рельса. за власть». [7] В 2002 году линия М1 была внесена в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [8]
История
[ редактировать ]


Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Сименс-Гальске, музей метро Будапешта | |
Официальное название | Проспект Андраши и метро |
Расположение | Будапешт , Венгрия |
Часть | Будапешт, включая берега Дуная , квартал Будайской крепости и проспект Андраши. |
Критерии | Культурные: (ii), (iv) |
Ссылка | 400бис-002 |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Расширения | 2002 |
Область | 57,85 га (0,2234 квадратных миль) |
Буферная зона | 239,61 га (0,9251 квадратных миль) |
Веб-сайт | https://www.bkv.hu/ |
Координаты | 47 ° 29'19 "N 19 ° 5'13" E / 47,48861 ° N 19,08694 ° E |
Чтобы прояснить, где было построено первое «метро» в континентальной Европе, необходимо сделать несколько различий. Хотя первоначальная линия метро M1 является старейшей электрифицированной подземной железной дорогой в континентальной Европе, это не самая старая подземная железная дорога. За пределами Соединенного Королевства старейшей полностью подземной городской железной дорогой в мире является линия Тюнель в Стамбуле , построенная в 1875 году. [9] [10] Однако, поскольку Тюнель представляет собой фуникулер с двумя остановками, его можно считать или не считать «метро» в классическом смысле или даже железной дорогой, где фуникулер Тюнель на канатной дороге находится ближе к наклонному лифту. [11] Таким образом, в зависимости от определения метро, метро Будапешта является либо старейшей, либо второй старейшей подземной городской железной дорогой в континентальной Европе.
Первоначальная линия М1 ( «Földalatti» , от венгерского föld «земля, земля», alat «под»; то есть «подземка») протянулась на 5 км от террасы Вёрёсмарти до курорта Сечени . [12] Линия М1 была открыта 2 мая 1896 года, в год тысячелетия (тысячелетия прихода мадьяр ), императором Францем Иосифом . [13] Оно получило название «Компания подземной электрической железной дороги Франца-Иосифа » .
Работы на линии М2 начались в 1950-х годах, хотя первый участок открылся только в 1970 году. Она следует по маршруту с востока на запад, соединяя основные Келети (Восточный) и Дели (Южный) . железнодорожные станции [12]
Планирование линии метро № 3 началось в 1963 году, а строительство началось в 1970 году с помощью советских специалистов. [ нужна ссылка ] Первый участок, состоящий из шести станций, открылся в 1976 году. В 1980 году он был расширен на юг пятью дополнительными станциями и на север в 1981, 1984 и 1990 годах девятью дополнительными станциями. Длина около 16 километров (9,9 миль). [14] и всего 20 станций, это самая длинная линия в Будапеште. [15]
Строительство четвертой линии метро началось в 2006 году. [16] Линия открылась после нескольких задержек и перерасхода бюджета в мае 2014 года. [17]
Маршруты
[ редактировать ]Метро состоит из четырех линий (М1–М4), каждая из которых обозначена своим цветом. M1 (желтый) проходит от Мексики на юго-запад к реке. Линия М2 (красная) проходит через город с востока на запад, пересекая Дунай . Автомагистраль M3 (синяя) проходит в широком направлении с севера на юг, чередуясь с тремя другими линиями. Линия М4 (зеленая) начинается в Келети-Паляудваре и идет на юго-запад, пересекая реку и заканчиваясь в Келенфёльд-васуталломас. [12]
Линия | Цвет | Имя и маршрут | Год открытие | Последний расширение | Длина (км) | Число станций |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | Желтый | Линия М1 (Vörösmarty tér ↔ Mexikoi út) [18] | 1896 | 1973 | 4.4 | 11 |
![]() | Красный | Линия М2 (Железнодорожный вокзал Дели ↔ Örs vezér tere) [19] | 1970 | 1972 | 10.3 | 11 |
![]() | Синий | Линия М3 (Уйпешт-Кёзпонт ↔ Кёбанья-Кишпешт) [20] | 1976 | 1990 | 17.3 | 20 |
![]() | Зеленый | Линия М4 (железнодорожная станция Келети ↔ железнодорожная станция Келенфельд) [21] | 2014 | - | 7.3 | 10 |
Общий: | 39.4 | 52 |
Линия метро М1
[ редактировать ]
Линия М1 проходит на северо-восток от центра города на стороне Пешта под Андраши до Варошлигет или городского парка. Как и линия М3 , она не обслуживает Буду . Линия метро М1, старейшая из действующих в Будапеште линий метро, находится в постоянной эксплуатации с 1896 года. В 1980-х и 1990-х годах линия претерпела капитальную реконструкцию. Во время строительства линии М2 необходимо было освободить место для станции на площади Деака Ференца, в результате чего станцию М1 на площади Деака Ференца пришлось перестроить примерно в 40 метрах от первоначальной станции. Из 11 обслуживаемых в настоящее время станций восемь являются оригинальными, а три были добавлены в ходе реконструкции. Сохранен первоначальный внешний вид старых станций, на каждой станции представлены исторические фотографии и информация. В рамках реконструкции подземный музей «Миллениум» на старой станции на площади Деака Ференца соединился с вестибюлем. В будущем планируется расширение линии в обоих направлениях. [22]
Линия метро М2
[ редактировать ]
Линия М2 проходит с востока на запад от Дели Паляудвара в Будайском районе Криштинаварош , через центр города до Орс-везер-тере в восточном Пеште . Он обеспечивает сообщение с Венгерскими государственными железными дорогами в Дели и Келети-палаудварах , с линиями метро M1 и M3 на улице Деак Ференц-тер , с M4 на Келети-палаудваре, с линиями пригородной железной дороги H8 и H9 в Орс-Везер-Тере и с пригородной железнодорожной линией H5 в Баттяни. тер . До открытия М4 это была (более 45 лет) единственная линия метро, обслуживающая Будайскую часть города.Во второй половине 2000-х годов 2-я линия метро прошла капитальную реконструкцию: к 2007 году были заменены все пути и обновлены станции. Заменен весь парк вагонов «Метровагонмаша» 81-717/81-714 и ЭВ/ЭВА, работавших на линии. с вагонами метро Alstom Metropolis к 2013 году. [23] В 2021 году началось планирование прямого соединения линии M2 и пригородных железнодорожных линий с общей новой станцией на Орс-везер-тере и добавлением потенциальной новой станции метро рядом с конгрессно-выставочным центром Будапешта Hungexpo, предлагающей еще один пересадочный пункт на магистральные железные дороги. [24]
Metro line M3
[ редактировать ]
Линия М3 проходит в направлении север-юг (точнее, с северо-северо-востока на юго-восток) на пештском берегу реки и соединяет несколько густонаселенных жилых районов с Внутренним городом . [25] Он имеет пересадочную станцию с линией M1 и линией M2 на площади Деака Ференца и развязку с линией M4 на площади Кальвина . Это самая длинная линия в системе метро Будапешта, ее ежедневная посещаемость оценивается в 610 000 человек. [26] Полуавтоматическая система привода поездов была введена в 1990 году. [27] Полная реконструкция линии началась в 2017 году. Модернизация включала реконструкцию станций, реконструкцию пути, оборудования безопасности, вентиляции и изоляции туннелей. Проектные работы полностью финансировались Европейским Союзом в рамках Нового плана Сечени. Проект также включал обновление подвижного состава и возможное продление линии метро до Капоштасмегьера. [28] Реконструкция завершилась в мае 2023 года открытием станций Nagyvárad tér и Lehel tér. [29]
Линия метро М4
[ редактировать ]
Линия М4 проходит с юго-запада на северо-восток от железнодорожной станции Келенфельд в Буды районе Келенфельд до железнодорожного вокзала Келети в Йожефвароше . Имея длину 7,4 км (4,6 миль), он соединяется с Венгерскими государственными железными дорогами на своих конечных остановках, с линией метро M3 на Кальвин тер и с линией M2 на Келети Паляудвар. Линия М4 была построена в марте 2014 года и включает десять станций. [30]
Будущее расширение
[ редактировать ]Линия метро М5
[ редактировать ]Линия метро M5 представляет собой предлагаемый железнодорожный туннель с севера на юг для соединения ныне разделенных элементов пригородной железнодорожной сети, а именно H5 , H6 и H7 линий пригородных железных дорог Будапешт - Эстергом и Будапешт - Кунсентмиклош - Тасс , а также, опционально, железнодорожных линий . В настоящее время проект не пользуется широкой политической поддержкой, а включен только в долгосрочные планы. Первый этап (планируется до 2030 г.) [31] будет расширение и соединение южных линий H6 и H7 со станцией метро Astoria через Кальвин-тер , таким образом соединяя эти линии с линиями метро M2, M3 и M4. На втором этапе будет создано соединение с линией метро M1, а также в Октогоне , M3 на Лехель-тер , а затем пересечь Дунай на сторону Буды , чтобы соединить линию пригородной железной дороги H5 в направлении Сентендре . [ нужна ссылка ]
Подвижной состав
[ редактировать ]- Ganz MFAV – работает на линии М1 с 1973 года.
- Alstom Metropolis - работает на линии М2 с 2012 года и на линии М4 с момента ее открытия в 2014 году.
- Метровагонмаш 81-717.2К/714.2К – модернизированные версии старых вагонов, курсировавших по линиям М2 и М3; работаем на линии М3 с 2017 года
Общая информация
[ редактировать ]Билеты и система трансфера
[ редактировать ]Обычные билеты и пропуска BKK можно использовать на всех линиях. Разовые билеты можно использовать повторно при смене линий метро. [32]
Есть планы по созданию автоматизированной системы оплаты проезда . [33] Контракт на установку системы был подписан в 2014 году. [34] но прекращено в 2018 году без завершения. [35] Будапештскую систему Pay&GO, которая была внедрена на автобусном маршруте 100E в июне 2023 года, планируется начать тестировать на линии M1.
С 1 марта 2024 года бесплатный проезд в общественном транспорте был распространен на всех лиц старше 65 лет, включая граждан, не являющихся гражданами Венгрии. Любой человек старше 65 лет может ездить на метро (и другом местном транспорте) бесплатно. [36]
В популярной культуре
[ редактировать ]Действие всемирно известного венгерского триллера 2003 года «Контроль» было снято в метро на линии М3. [14]
Карта сети
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Матьяш Янгель (сентябрь 2010 г.). «Контракт на коммунальные услуги, права пассажиров, процесс планирования и мониторинга услуг в местном и пригородном общественном транспорте с фиксированными путями» [Договор на коммунальные услуги, права пассажиров, процесс планирования и мониторинга обслуживания местного и пригородного общественного транспорта] (на венгерском языке). Управление государственных учреждений BKV Zrt. Транспорт]. стр. 10 (и 3). Архивировано из оригинала (pdf) 28 января 2015 г. Проверено 19 апреля 2015 г. Использование метро в день – линия 1: 120 000; Строка 2: 405 000; Строка 3: 630 000. (Линия 4 начала работу в 2014 году, по оценкам Центра транспорта Будапешта (BKK), ее пассажиропоток составил 110 000 человек по данным за последний год.)
- ^ «Городские пассажирские перевозки в Венгрии и Будапеште по видам транспорта» . Центральное статистическое управление Венгрии . 18 августа 2021 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Siemens.com Будапешт, линия 4» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Дженнифер Уокер (19 декабря 2018 г.). «Будапешт M1: внутри старейшей сети метро континентальной Европы» . CNN . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ «Комитет всемирного наследия включил 9 новых объектов в Список всемирного наследия» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 28 ноября 2009 года.
- ^ «Наш тематический маршрут с... - Осмотр достопримечательностей по линии метро Миллениум» . БКВ Зрт . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Электрическая подземная железная дорога Будапешта все еще работает спустя более 120 лет [1]
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Центр всемирного наследия ЮНЕСКО – Комитет всемирного наследия вносит 9 новых объектов в Список всемирного наследия» . whc.unesco.org. Архивировано из оригинала 28 ноября 2009 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «10 старейших метрополитенов в мире» . 12 декабря 2022 г.
- ^ «История Тюнеля» . 12 декабря 2022 г.
- ^ «Определение метрополитена» . 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Швандл. «Будапешт» . UrbanRail.net . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ «В Будапеште открылась первая в Европе подземная железная дорога – Фотогалерея» . 7 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дженнифер Уокер. (19 декабря 2018 г.). Будапешт M1: Внутри старейшей сети метро континентальной Европы CNN. Проверено 19 декабря 2022 г.
- ↑ Российский Метровагонмаш и реконструкция будапештского метрополитена — Любопытная договоренность.
- ^ «Новая система автобусного сообщения в Будапеште» .
- ^ «Будапешт открывает спорную 4-ю линию метро» .
- ^ Роберт Швандл. «Линия M1 Vörösmarty tér — Mexikói út» . УрбанРейл . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Роберт Швандл. «Линия М2 Южный железнодорожный вокзал — Örs vezér tere» . УрбанРейл . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Роберт Швандл. «Линия 3 Уйпешт-Кёзпонт — Кыбанья-Кишпешт» . УрбанРейл . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Роберт Швандл. «Линия М4 железнодорожная станция Келети – железнодорожная станция Келенфельд» . УрбанРейл . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Модернизация и расширение метро М1 – Транспортный центр Будапешта» . Транспортный центр Будапешта (на венгерском языке) . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ «Alstom передала первый поезд Будапешт Метрополис» . 12 июля 2012 г.
- ^ Король Джон (17 ноября 2021 г.). Соединение метро M2 и пригородных линий H8-H9 HÉV. Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Атлас города Будапешта, Димап-Сарваш, Будапешт, 2011 г., ISBN 978-963-03-9124-5
- ^ «Сравнение 4-х линий метро» . Метро 4 . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Реконструкция 3-й линии метро Будапешта переходит в завершающую стадию» . 9 ноября 2020 г.
- ^ «Объявлен тендер на проектирование реконструкции линии метро М3» . Транспортный центр Будапешта . 25 июля 2013 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «На центральном участке линии метро М3 открылись три реконструированные станции» .
- ^ «В Будапеште открывается автоматизированная линия метро М4» . Железнодорожный вестник. 28 марта 2014 года . Проверено 9 апреля 2015 г.
- ^ «План Балажа Мора, долгосрочные планы развития службы БКК» (PDF) . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Виды и цены» .
- ^ Мы уже эксплуатируем систему электронных билетов в Будапеште на миллиарды долларов, хотя 444 еще не завершены , 12 марта 2018 г. Проверено 8 декабря 2022 г. (на венгерском языке).
- ^ «Будапешт подписал Контрактное соглашение по автоматизированной системе оплаты проезда» . БКК Зрт. 8 октября 2014 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Марианна Хаттер. (29 ноября 2018 г.). Система электронных билетов: BKK немедленно расторгла договор с поставщиком . Проверено 8 декабря 2022 г. (на венгерском языке).
- ^ «Новая система тарифов в венгерском общественном транспорте с сегодняшнего дня │ Сегедифи» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]