Jump to content

Церковь Матьяша

Координаты : 47 ° 30'07 "N 19 ° 02'03" E  /  47,50194 ° N 19,03417 ° E  / 47,50194; 19.03417
Церковь Матьяша
Церковь Богоматери Буды
Венгерский : Церковь Богоматери в Будаваре
Венгерский : Церковь Матьяша
Церковь Матьяша в Будапеште, 2017 год.
Церковь Матьяша находится в Будапеште.
Церковь Матьяша
Церковь Матьяша
47 ° 30'07 "N 19 ° 02'03" E  /  47,50194 ° N 19,03417 ° E  / 47,50194; 19.03417
Расположение Будапешт
Страна Венгрия
Номинал Католик
Ассоциации
Официальное название Будапешт, включая берега Дуная , квартал Будайской крепости и проспект Андраши.
Критерии Культурный: ii, iv
Ссылка 400
Надпись 1987 (11-я сессия )
Расширения 2002
Область 473,3 га
Веб-сайт www.matyas-templom.hu
История
Статус Приходская церковь
Основан 11 век
Основатель(и) Святой Стефан Венгерский
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Годы постройки 11 век
15 век (перестроен)
Технические характеристики
Количество башен 1
Колокола 3 (выживших)
Администрация
Архиепископия Эстергом-Будапешт
Духовенство
ректор Ласло Суллей [ ху ] [1]
Миряне
Органист(ы) Берталан Хок [ ху ]

Церковь Успения Будайской крепости ( венгерский : Nagyboldogasszony-templom ), более известная как Церковь Матьяша ( венгерский : Mátyás-templom ), реже Коронационная церковь Буды , — католическая церковь, расположенная на площади Святой Троицы. , Будапешт , Венгрия, перед Рыбацким бастионом в самом сердце Будайского замкового района . Согласно церковной традиции, первоначально он был построен в романском стиле в 1015 году, хотя упоминаний о нем мало. [2] Нынешнее здание было построено в витиеватом стиле поздней готики во второй половине 14 века и было тщательно отреставрировано в конце 19 века. Это была вторая по величине церковь средневековой Буды и седьмая по величине церковь средневекового Венгерского королевства .Это историческое здание с важной историей. два короля Венгрии В его стенах были коронованы : Франц Иосиф I Венгерский и Елизавета , а также Карл IV Венгерский и Зита Бурбон-Пармская . [3] [4]

Церковь также была местом «Марианского чуда» в Буде. В 1686 году во время осады города Буды Священной лигой стена церкви, использовавшейся османскими оккупантами в качестве мечети, рухнула из-за артиллерийского огня. Оказалось, что за стеной спрятана старая вотивная статуя Мадонны. Когда перед молящимися мусульманами появилась скульптура Девы Марии , моральный дух мусульманского гарнизона рухнул, и в тот же день город пал. [5] [6]

Церковь Коронации Богоматери и – вверху слева – площадь Святой Троицы (Szentháromság tér) с колонной Святой Троицы, построенной в 1713 году.

Согласно традиции, первая церковь на этом месте была основана Святым Стефаном , королем Венгрии , в 1015 году: это основано на надписи, возведенной в 1690 году внутри церкви и сожженной в 1748 году, что, похоже, подтверждают некоторые предыдущие ссылки. Однако четких свидетельств основания святым Стефаном нет. [5] Это здание было разрушено в 1241 году монголами ; нынешнее здание было построено во второй половине 13 века. [7] Первоначально названная в честь Девы Марии и принимая такие названия, как «Церковь Марии» и «Церковь Богоматери», с 19 века церковь стала называться Церковью Матьяша в честь короля Матьяша , который приказал преобразовать ее. оригинальная южная башня. [8] [9]

Восстановление в 13 веке.

[ редактировать ]

Король Венгрии Бела IV после монгольского вторжения , между 1255 и 1269 годами, заменил старую, меньшую церковь высокой трехнефной базиликой .На первом этапе строительства (1255–1260 гг.) под руководством Виллара де Оннекура были построены главная святыня и вспомогательные святыни . Первый этап строительства главной церкви Буды наиболее близок к Лионскому собору . Группа мастеров состояла из строителей цистерцианского монастыря Тишнов ( Чехия ) , которые отправились в Венгрию после монгольского нашествия , вероятно, по приказу двоюродной сестры короля Белы IV , Агнессы Богемской . Причины распада этой группы около 1260 г. неизвестны.

Строительство было завершено на втором этапе, между 1260 и 1269 годами. На работу второй группы мастеров уже повлияла религиозная архитектура Северной Франции при посредничестве немецких мастеров-строителей. Другими произведениями этой группы являются францисканская церковь Кечке в Шопроне , Венгрия, и монастырь Клостернойбург , Австрия, вероятно, связанный с доминиканским монастырем на острове Маргит в Будапеште, который был домом дочери Белы IV , Святой Маргариты II. Дом Арпада . Король из уважения к своей дочери предоставил монастырю право патроната над Будайской церковью. на какое-то время [4]

Церковь Успения Будайской крепости стала самым ранним и наиболее полным произведением классической готической церковной архитектуры в Венгрии, дающим полное представление об архитектурных школах эпохи Белы. [5]

14 век: готическая церковь

[ редактировать ]

Во второй половине 14 века был перестроен в готический зал церкви . Все здание было перестроено в стиле зрелой готики . В 1370 году король Венгрии Людовик I начал строительство знаменитых ворот Марии на юго-западе. [4] Ближайшей параллелью этим представительным двухдверным воротам является портал церкви Святого Лоренца в Нюрнберге , построенный пятнадцатью годами ранее. Во времена правления Людовика началась полная перепланировка пространства церковной базилики в духе зрелой готической архитектуры. Арки боковых нефов были подняты на высоту главного нефа, а на высоких стенах размещены огромные окна с богатой каменной решеткой, что создавало светлый, просторный зал. Во время правления короля Сигизмунда боковые святыни были расширены и снабжены восьмиугольным готическим затвором. [5] На заключительном этапе строительства «Пражский Парлер». над зданием работали и мастера мастерской [5] усыпальницу аристократического рода Гарай они заказали у северного святилища Между 1412 и 1433 годами по просьбе Николая II Гарая . [4] [5] Ближайшим родственником новообразованной зальной церкви является аббатство Гронский Бенядик , нынешняя Словакия.

15 век: Церковь Матьяша

[ редактировать ]
Изображение церкви, 1448 г.

Своего пика средневекового процветания церковь достигла во время правления короля Матьяша Корвина . Король построил юго-западную колокольню , [10] один из лучших образцов готической архитектуры Венгрии. Согласно гербу Матьяша, южная башня, обрушившаяся в 1384 году, была восстановлена ​​в 1470 году. [5] Если не считать разрушенного шлема, колокольня до сих пор сохраняет свой первоначальный вид, хотя в конце XIX века полная замена ее каменного материала стала неизбежной. Однако глава большой арки, поддерживающей хор, до сих пор сохраняет свой первоначальный камень.

Матиас также воздвиг королевскую молельню рядом с южным святилищем церкви, но она была полностью разрушена во время турецкой оккупации . [5] Тогда же, в конце XV века, начали строительство северо-западной башни, которая уже была завершена, за исключением шлема. [5] до турецкого завоевания.

16 век: Османское вторжение

[ редактировать ]
Церковь

Во время первого турецкого вторжения в 1526 году средневековая конструкция крыши и большая часть ее оборудования были разрушены. В 1541 году перестроенная церковь Пресвятой Богородицы была превращена в мечеть турками после окончательного завоевания Буды ; [10] в этой церкви султан Сулейман возблагодарил Аллаха за победу. [5] Его оборудование и алтари были выброшены, а окрашенные стены заштукатурены. [4] В то время как большинство других церквей в Буде были разрушены османами, церковь Марии уцелела, превратилась в мечеть и называлась с этого момента Бююк (Великий), Эски (Старый) или Сулейман Хан Джами . [4] Конечно, полностью избежать разрушения было невозможно; королевская оратория Матьяша, северная башня, часовня Гарай и боковые часовни были снесены, чтобы использовать их камни в другом месте.

17-18 века: иезуитская церковь.

[ редактировать ]

После возвращения Буды (1686 г.) церковь сначала перешла в собственность францисканцев , а затем иезуитского ордена , который восстановил ее в барокко . стиле [11] Между 1688 и 1702 годами на его северной стороне было построено огромное общежитие, а на южной — трехэтажная семинария. Между 1702 и 1714 годами первоначально отдельно стоящая церковь стала частью большого строительного комплекса. Несмотря на то, что церковь была местом великой пастырской работы, она утратила почти все свои средневековые украшения, что сделало ее внешний фасад незначительным.

В 1690 году Палатин Венгрии Павел I, принц Эстерхази построил новый главный алтарь в стиле барокко , а в 1696 году построил вестибюль перед главными воротами. В этом же году колокольню Матьяша увенчала барочная луковица . [11] [5] Часовня Лорето была построена в 1707 году, в 1719 году она получила колокольню, вскоре после этого были возведены ее боковые часовни, а на месте Невестных ворот возведена новая ризница.

Преобразования в стиле барокко были проведены во многих средневековых элементах; только несколько окон колокольни Матьяша сохраняли первоначальный характер фасада церкви.

После роспуска ордена иезуитов в 1773 году церковью владел совет города Буды. [5]

XIX век: реконструкция церкви Шулеком.

[ редактировать ]
Коронация Франца Иосифа I Венгерского в церкви. Живопись 19 века.
Церковь Матьяша в 1900 году
Гробницы Белы III Венгерского и Агнес Антиохийской.

Под руководством австрийского короля Франца Иосифа I в период с 1874 по 1896 год была проведена капитальная перестройка под руководством архитектора Фригеса Шулека , которая восстановила первоначальный облик здания. Резьбу по камню выполнил Якаб Каузер, известная семья архитекторов из Пешта.

ряд оригинальных элементов ранней готики Церковь была восстановлена ​​в своем первоначальном плане 13-го века, но был обнаружен . Добавляя также новые мотивы (такие как черепица с ромбовидным узором и шпиль, увешанный горгульями), Шулек гарантировал, что работа после завершения будет весьма спорной.

Шулек освободил церковь, заключенную в бывших иезуитских постройках, за счет сноса прилегающих частей, восстановив ее первоначальный, самобытный характер. [5] Свод и стены здания в нескольких местах были снесены до основания для восстановления первоначальных архитектурных решений. Во всей церкви он удалил барочные швы и стремился восстановить древние, но полностью восстановив поврежденные части и поверхности. Таким образом, боковые святилища Сигизмунда были снесены, а первоначальные, более простые затворы восстановлены; Ворота Марии времен Людовика I Венгерского были вновь открыты, колокольня Матьяша была отремонтирована - в то же время почти все оригинальные капители главных колонн были заменены точными копиями. Там, где не находил подсказки, архитектор вносил новые элементы собственного проекта: возвел фойе перед Мариинскими воротами, создал новую часовню Святого Стефана на месте разрушенной часовни Гарай, отреставрировал барочные боковые часовни вдоль северный неф в неоготическом стиле; по старинным изображениям он увенчал южную башню богатым неоготическим колпаком и балконным рядом, которые мы видим сегодня. Северная башня была оборудована верхом в позднероманском стиле, между двумя башнями помещен фронтон. Он построил две ризницы и королевскую молельню, выходящую на главную апсиду с севера. Склеп, построенный в 1780 году, также был обновлен в стиле свободной неоготики. [5]

Берталан Секели и Карой Лотц вместе с Шулеком руководили внутренней отделкой и мебелью, используя остатки средневековых настенных росписей. [4] Они сами нарисовали фигуративные фрески, разработали дизайн витражей Эде Крацмана и нового скульптурного декора Ференца Микулы. Алтарные образы написал Михай Зичи (часовня Святого Имре). [4] и Дьюла Аггази (часовня Лорето); барельеф на главных воротах с изображением Венгерской Богоматери работы Лайоша Лонтая . Скамейки и органный кабинет спроектировал Шулек.

Церковь была завершена в 1893 году; ко времени празднования Тысячелетия он сиял, хотя и не в своих первоначальных формах, но во всем своем былом великолепии.В 1898 году останки Белы III Венгерского и его первой жены Агнессы Антиохийской нашли свое последнее захоронение в часовне северного нефа церкви. Они были обнаружены во время раскопок, проводившихся на руинах королевской базилики в Секешфехерваре в 1848 году (базилика разрушена турками). [4]

Юго-западные ворота Девы Марии, в тимпане которых изображена засыпающая Дева Мария, являются одними из немногих оригинальных средневековых руин начала 15 века. [4] [5] Это копия главных ворот 13 века. [4] В часовне Лорето средневекового происхождения под южной башней сохранилась статуя Мадонны конца 17 века. Это произведение искусства было создано взамен оригинальной средневековой скульптуры Мадонны, замурованной во время турецкой оккупации в церкви. [4]

Оценивая перестройку Шулека, он не оценил историческое значение церкви, находившейся в очень плохом состоянии, но заменил многие ее исторические камни тщательными копиями. [4] Однако благодаря его научной глубине и точной работе формы мы сегодня можем увидеть на ее фасаде прежнее состояние этой церкви. Тщательно реконструированная и, в меньшей степени, достойно переосмысленная, церковь представляет собой высочайший образец венгерской неоготики, а ее внутреннее убранство — одно из высших достижений восточноевропейского модерна.

Герб венгерских мальтийских рыцарей на переднем плане часовни мальтийских рыцарей

В 1936 году, к 250-летию взятия Будайской крепости, венгерско-итальянская надпись, посвященная барону Микеле д'Асте на правой стене апсиды была размещена . Успеху операции во многом способствовал погибший во время боя подполковник Д'Асте. Надпись гласит следующее: «Подполковник Микеле д'Асте, итальянский полковник, 2 сентября 1686 года одним из первых пожертвовал своей жизнью ради освобождения Буды».

«Часовня мальтийских рыцарей В 1927 году в молельне северной галереи церкви была создана ». Вокруг алтаря и вдоль коридора располагались щиты тогдашних венгерских мальтийских рыцарей . Реставрация была произведена в 2005 году, после чего церковные власти и Венгерская ассоциация Мальтийского ордена восстановили обычай экспонирования гербов умерших рыцарей. Вокруг алтаря находятся пять памятных щитов выдающихся капелланов Ордена, среди которых кардинал Юстиниан Дьёрдь Середи и епископ-мученик блаженный Вилмош Апор . На переднем плане можно увидеть щиты членов церкви с 1925 по 1944 год, а в проходе из ризницы в нижнюю церковь - щиты умерших членов церкви после 1945 года. Ежегодно в День поминовения усопших после заупокойной мессы рыцари размещают на стене гербы членов, умерших в течение года. [12]

Перед Второй мировой войной по инициативе Пала Телеки была начата полная реконструкция церкви, но война помешала ее завершению.Во время осады Будапешта союзниками в 1944–1945 годах здание сильно пострадало. [4] Склеп использовался немцами для лагерной кухни. [5] а после падения города Советы использовали заповедник для содержания своих лошадей. [13] [5] Повреждения, причиненные войной, были устранены венгерским государством в период с 1950 по 1970 год. Орган с пятью мануалами , серьезно поврежденный во время войны, был отремонтирован и повторно освящен в 1984 году. [5] [14]

В 1994 году неизвестный террорист привел в действие СВУ у ворот здания, выходящего в сторону Рыбацкого бастиона , повредив шестнадцать окон церкви. [5]

В 1999 году церковь впервые в своей истории была передана католической церкви в собственность прихода. Реставрационные работы финансировались государством с 2005 по 2015 год.

Историческое значение

[ редактировать ]

Новая церковь Марии, построенная Белой IV Венгерским в 1270 году, вскоре стала местом проведения мероприятий национального значения. В 1279 году здесь уже проводился национальный совет под руководством наместника папы Фюлопа Фермоя и архиепископа Эстергома Лодомера , куда они были приглашены королем Венгрии Ладиславом IV . [5]

После вступления на престол после 1301 года чешского короля Вацлава III [5] и баварский король Отто III были назначены здесь королями Венгрии, а затем в 1309 году на другом национальном совете папский легат кардинал Джентиле Портино да Монтефиоре и архиепископ Эстергома Тамаш короновали здесь новой короной анжуйского короля Карла I. Венгрии [5] Тот же король был найден здесь между его смертью в Вышеграде и похоронами в Секешфехерваре .

План этажа церкви Матьяша
Часовня Лорето и статуя Мадонны 17 века.

В январе 1412 года король Сигизмунд впервые вывесил свои победные флаги на стенах перестроенной к тому времени церкви, которую он захватил в походе против Венецианской республики . [5] Этот жест позже создал традицию Джона Хуньяди .В 1424 году на празднике Тела Христова в качестве гостя германо-римский император Сигизмунд и византийский император Мануил II Палеолог оказались между его стенами. После смерти Сигизмунда в 1438 году венгерский король Германии Альберт II и в 1440 году венгерский король Польши Владислав III были введены в церковь после их избрания. В 1444 году Владислав III после своего триумфального похода провел здесь свое торжественное благодарение вместе с Яном Хуньяди .

Святой Иоанн Капистрано произнес здесь призывную речь, чтобы заявить о своем участии и вербовке войск для турецкой кампании. [5] В 1455 году Иоанн Хуньяди получил здесь крест из папского наследства Карвахаля и отправился отсюда в Белград .

В 1456 году папа Калликст III основал капитул рядом с церковью . Он был отменен во время турецкой оккупации, но титул ректора «Пешт-Уйхедьи», названный в честь Девы Марии, был дарован венгерским апостольством, а с 1920 года - архиепископу Эстергомскому .

Когда Матиас Корвин взошел на престол, в 1458 году Святой Короны Венгрии не было в Венгрии. Поэтому Матьяш, вернувшись из плена в Праге, торжественно начал свое правление в церкви Марии в виде «венца без венца»: возблагодарив Бога и Марию, Бабушку Венгерскую, наследие которой почтил ее отец; перед алтарем он пообещал сохранить священные права, затем пошел в свой дворец, сел на свой трон и стал заниматься делами страны.

В этой церкви Матиас провел обе свои свадьбы: в 1463 году с Екатериной Подебрадской и в 1476 году с Беатриче Неаполитанской . [5] Об этом напоминают нам южные ворота, которые до сих пор называют Воротами невесты. [5] Приходским священником церкви в то время был Марцин Былица , друг Матьяша, превосходного астронома, и Региомонтануса .

В 1526 году сокровища церкви были перевезены в Пожонь (ныне Братислава в Словакии ). Палатин Венгрии Иштван Вербочи провозгласил здесь завет короля Иоанна Заполи с французами, Папой, Венецией и Флоренцией. [5] «контркороль», Габсбург Фердинанд I, император Священной Римской империи Несколько месяцев спустя, на празднике короля Святого Стефана, здесь мессу посетил .

Она использовалась в качестве главной мечети Буды с 1541 по 1686 год. турками-оккупантами [10] Легенда гласит, что Гюль Баба , член Ордена Бекташи Дервишей в храме, чья могила (мавзолей) до сих пор находится недалеко от моста Маргит, до сих пор является самым северным местом исламского паломничества в мире. [5]

Победу отчаянной борьбы за Буду современники приписывали чуду церковной статуи Марии, которая не была разрушена турками, а просто замурована. В 1686 году, перед последним приступом осады Владислава II . Стена, нарисованная перед скульптурой обета, подаренной Владиславом, рухнула во время сильного взрыва, и перед турками, молившимися в главной мечети (нынешняя церковь Марии), появилась давно забытая статуя Богоматери венгров. Триумфальную статую Марии пронесли по улицам Буды в ходе процессии в честь Дня Благодарения. [5] Помня об этом событии, церковь до сих пор остается местом поклонения образу.

В 1686 году костел принадлежал ордену иезуитов и был по-своему очень заботливым землевладельцем: 87-летний пастырский цветок в истории храма отмечен Обществом Иисуса. Духовно обездоленный город был культивирован и повторно католичен их колледжем. Орден (также после Контрреформации) был сильно привязан к правителю Габсбургов , и среди его членов почти нет венгров, так как недавно установленное гражданство, как и в средние века, было немецким. Однако именно благодаря этим монахам культ венгерской Богоматери, идея Regnum Marianum (Царства Марии) и почитание святых королей стали одними из столпов венгерской идентичности и духовного развития. Основа стремления к национальной независимости.

Перед церковью в 1713 году был установлен чумной памятник — Троицкая колонна , послужившая образцом для многих подобных произведений в стране. [15]

В 1867 году, как кульминация Австро-Венгерского компромисса , кардинал - архиепископ Эстергомский Янош Шимор короновал здесь как венгерский король австрийского императора Франца Иосифа I и его жену Елизавету Святой Короной . [5] Коронационная месса Ференца Листа была исполнена впервые на этом важном празднике. [5]

30 декабря 1916 года Карла IV и его жену, королеву Зиту Святой здесь кардинал - архиепископ Эстергомский Янош Чернох короновал Короной .

В 2000 году, в год Великого Юбилея, помня о былом послании короны, молодые люди церкви изготовили новую копию Священной Короны Венгрии для Папы Иоанна Павла II , привезенную ему в Ватикане на пешее паломничество, благословленный в Риме и увенчанный статуей Девы Марии на главном алтаре Успения Папы Римского. [5]

Кафедра построена в средневековом стиле.

Кафедра церкви была построена в 1890–1893 годах в ходе масштабной реконструкции здания. Его спроектировал Фридьес Шулек при участии искусствоведа Белы Чобора , который участвовал в разработке иконографического плана. Статуи вырезал Ференц Микула , абат-голос изготовил Карой Руприх.

Кафедра построена из песчаника, а поверхности полностью покрыты неороманской орнаментальной живописью, включая статуи. Внизу ступенек имеется кованое ограждение. Неоготический абат-вуа, напоминающий средневековую башню, был вырезан из дуба, а статуя Доброго пастыря на вершине - из липы. Площадка кафедры поддерживается внешним кольцом арок и массивным центральным столбом. Самая интересная часть сооружения – скульптурное оформление парапета со статуями четырех евангелистов и четырех латинских врачей церкви, стоящих под сводами слепой аркады. Последовательность фигур следующая:

Статуи на парапете.
  • Святой Иоанн с орлом
  • Святой Августин с мальчиком
  • Святой Лука с быком
  • Святой Амвросий с ульем
  • Святой Марк со львом
  • Святой Григорий Великий с голубем
  • Святой Матфей с ангелом
  • Святой Иероним со львом

Два епископа и святой Папа изображены в традиционной одежде своей должности, а Иероним одет в кардинальские мантии. Парапет поддерживается кронштейнами, украшенными гротескными головами в средневековом стиле, и обрамлен двумя полосами резного растительного декора (виноградная лоза и листья аканта).

Предыдущие кафедры

Первая зарегистрированная кафедра была возведена в 1693 году после преобразования здания из мечети в церковь, принадлежавшую иезуитам. О его внешности ничего не известно. Новая кафедра в стиле барокко была установлена ​​в 1769 году графиней Эржебет Береньи , владелицей поместья Зичи в Обуде . Вероятно, это сделал Карой Бебо , управляющий и скульптор поместья, который изготовил несколько высококачественных кафедр в стиле барокко в регионе, в том числе в приходской церкви Обуда и Тринитарной церкви Кишелла. Его работа в церкви Матьяша зафиксирована литографией Густава Зомбори (1857 г.) и единственной сохранившейся фотографией интерьера церкви до ее обширной реконструкции.

Утерянная работа Бебо должна была стать прекрасным образцом резьбы по дереву в стиле центральноевропейского барокко. Сама кафедра была украшена рельефами и двумя статуями пророков (возможно, Моисея и Аарона) и двух ангелов, сидящих на ее выступе. Полог абат-вуа поддерживали два летающих ангела. На вершине находилась статуя Воскресшего Христа, окруженная херувимами. Старую кафедру снес Фридьес Шулек сразу после закрытия церкви в 1876 году, в начале длительной реконструкции. Сохранились только две фигуры летающих херувимов, которые, вероятно, были частями сооружения: первая — в Венгерской национальной галерее , а другая — в коллекции приходской церкви.

Церковные колокола

[ редактировать ]

Сегодня в церкви 7 колоколов. Шесть из них расположены в колокольне, а последний поврежденный колокол висит в Кавалерийской башне. Три колокола башни являются историческими колоколами (1723, 1724 и 1891 годов). В 2010 году церковь получила четыре новых колокола, и тогда же была проведена корректировка звука колокола Св. Кароя.

Здесь находится Музей церковного искусства, который начинается в средневековом склепе и ведет к часовне Святого Стефана . В галерее хранится ряд священных реликвий и средневековой резьбы по камню, а также копии венгерской королевской короны и коронационных драгоценностей.

Марки, выпущенные Венгрией; 24 января 1927 г., [16] 26 марта 1926 г. [17] и в 1930 г. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Наше сообщество» . Официальный сайт церкви Матьяша . Проверено 24 августа 2019 г.
  2. ^ "Церковь Матьяша Будапештский замок-церковь Богоматери Буда, билеты, концерты" . Будапештbylocals.com . Проверено 2 августа 2019 г.
  3. ^ «Церковь Матьяша – Будапешт, Венгрия» . Sacred-destinations.com . Проверено 2 августа 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андраш Вег. «Площадь Сентаромсаг – Приходская церковь Богоматери (Церковь Матьяша)» . Сайт Музея истории Будапешта . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из «Церковь Будаварской Богоматери (церковь Матьяша, главная церковь коронации)» , templom.hu (на венгерском языке), заархивировано из оригинала 03 декабря 2014 г. , получено 2 сентября 2019 г.
  6. ^ «Чудо Мадонны 1686 года, взятие Буды» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  7. ^ «1241-42 Монгольское нашествие» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  8. ^ «1015 (?) Основание» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  9. ^ Кэннон, Гвен (2008). Венгрия, Будапешт (Новая ред.). Клермон-Ферран: Мишлен. стр. 126–128. ISBN  978-1-906261-18-4 .
  10. ^ Jump up to: а б с «Церковь Матьяша Будайская крепость Будапешт» . www.budacastlebudapest.com . 22 сентября 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Будапешт, Церковь Матьяша» . kirandulatippek.hu (на венгерском языке).
  12. ^ Янош Веттштейн (текст), Пюспёки Апор (фотографии) (2016). Мальтийские рыцари в церкви Богоматери в Будаваре . Будапешт: Ассоциация венгерских рыцарей Мальты. ISBN  978-963-12-6927-7 .
  13. ^ «Реновация 1950–70 годов» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  14. ^ «1984 Реставрация органа» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  15. ^ «18 век. 1713 год. Статуя Святой Троицы» . Официальный сайт церкви Матьяша . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
  16. ^ «Марка: Церковь Матьяша (Венгрия) (Церковь Матьяша) Mi:HU 417A,Sn:HU 409,Yt:HU 385(B),Sg:HU 466a» . Colnect.com . Проверено 2 августа 2019 г.
  17. ^ "Марка: Церковь Матьяша, вмк. 8, перф. 14 (Венгрия) (Церковь Матьяша)" . Colnect.com . Проверено 2 августа 2019 г.
  18. ^ "Марка: Церковь Матьяша, вмк. 9, перф. 15 (Венгрия) (Церковь Матьяша)" . Colnect.com . Проверено 2 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шнайдер, Рольф (2004). Манфред Лейер (ред.). 100 самых красивых соборов мира: Путешествие по пяти континентам . пер. с немецкого Сьюзан Гануни и Рэй Уолтер. Эдисон, Нью-Джерси: Chartwell Books. стр. 104–105.
  • Йожеф Чемеги: Главная церковь Буды (Издательство Fine Arts Fund, Будапешт, 1955)
  • Доктор Иштван Чагани: Оригинальные портреты членов Дома Хуньяди в главной церкви Будавара. В: Бюллетень истории искусства, 1976. 2. ISSN 0027-5247.
  • Доктор Иштван Чагани – Карой Гинк: Церковь Матьяша в Будапеште (Будапешт, 1984)
  • Геза Энц: Церковь Богоматери в Будапеште и Рыбацкий бастион (Корвина, Будапешт, 1974 г.) ISBN   963-13-2702-7
  • Доктор Янош Фабиан: Церковь Матьяша в Будапеште (Будапешт, é. n.)
  • М. Марианна Такач: Церковь Матьяша в Будаваре. Будапештский М. Кир. Документы Института истории искусств и христианской археологии Университета имени Петера Пазмани 64. Будапешт, 1940 г.
  • Балаж Матеффи: Главный храм коронации (Издательство Corvinus, Будапешт, 2002 г.)
  • Балаж Матеффи - Дьёрдь Гаданьи: Живые камни - неизвестная церковь Матьяша (Viva Média-Incoronata, Будапешт, 2003.) ISBN   963-7619-51-8
  • Памятники церкви Стригониенсис . В хронологическом порядке аранжированы, диссертации и заметки иллюстрированы доктором. Фердинандус Кнауз, Стригонии, Том. I. 1874 г., II. 1882, III. 1924 год
  • Доктор Антал Немеш: Коронационный собор Буды (Будапешт, 1893 г.)
  • Доктор Антал Немеш: Дополнения к истории Будапештского собора (Будапешт, 1932 г.)
  • Лайош Немети: История главной церкви Будапешта имени Пресвятой Девы Марии (Эстергом, 1876 г.)
  • Фридьес Погани (редактор): Памятники Будапешта I. (Akadémiai Kiadó, Будапешт, 1955).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 927f23c157a864008fd7bc1f2fc87f4d__1720597380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/4d/927f23c157a864008fd7bc1f2fc87f4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matthias Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)