Лодомер
Лодомер | |
---|---|
Архиепископ Эстергомский | |
![]() Печать архиепископа Лодомера, 1291 г. | |
Установлено | 13 июня 1279 г. |
Срок закончился | 2 января 1298 г. |
Предшественник | Николас Хан |
Преемник | Грегори Бичкей |
Другие сообщения | Епископ Варада |
Личные данные | |
Умер | 2 января 1298 г. |
Национальность | венгерский |
Номинал | Римско-католический |
Лодомер ( венгерский : Lodomer ; умер 2 января 1298 года) был прелатом во Венгерского королевства второй половине 13 века. Он был архиепископом Эстергома между 1279 и 1298 годами и епископом Варада (ныне Орадя в Румынии) с 1268 по 1279 год. Он был противником Ладислава IV Венгерского , которого он отлучил от церкви за неспособность заставить половцев принять христианский образ жизни. . После смерти Ладислава Лодомер и его суфражистки были преданными сторонниками Андрея III Венгерского , который стремился восстановить сильную королевскую власть против мятежных лордов и олигархов.
Теории происхождения
[ редактировать ]Лодомер или Ладомер предположительно родился в 1230-х годах, незадолго до Первого монгольского вторжения в Венгрию . [ 1 ] У него была неназванная сестра, мать Томаса , также архиепископа Эстергомского, учившегося в Падуанском университете , любезно предоставленного Лодомером. [ 2 ] Его происхождение, происхождение и родственные отношения уже давно оспариваются историками. На основании предполагаемых «старых рукописей» историк XVIII века Миклош Шмитт утверждал, что Лодомер происходил с территории Киевской Руси и был родственником Ростислава Михайловича и Рюриковичей . (Лодомер можно интерпретировать как латинизированную форму славянского имени Владимир .) Можно предположить, что на самом деле Шмитт вывел такой вывод только из имени святителя и его сходства с русинским княжеством Лодомерия . Ссылаясь на папское письмо предположительно конца XIII века, историк Янош Тёрёк также выступал в пользу русинского происхождения в 1853 году. Он утверждал, что настоящее имя Лодомера было Иоанн, и называл себя «Лодомерикус» («человек из Лодомерии») после прибытие в Венгрию. Однако современный ученый Нандор Кнауз доказал, что папское письмо было написано 100 лет спустя, в конце 14 века, и в нем упоминался тогдашний архиепископ Иоанн Канижай . [ 3 ]
Сам Кнауз также занимался этим вопросом в своей масштабной монографии Monumenta ecclesiae Strigoniensis . Он утверждал, что Лодомер произошел из рода (клана) Моносло , и выдвинул три аргумента; Архиепископ Лодомер назвал некоего Мориса Менчели и Григория, сына Саула из Моносло , своими кровными родственниками (« consanguineorum nostrorum ») в 1292 году, когда он подарил свою землю Хенье в графстве Зала им . Когда Григорий купил Сасди (недалеко от Моносло) в 1297 году, капитул собора Веспрема называл его племянником Лодомера (« непос »). В 1317 году Карл I Венгерский упомянул своего верного слугу Эгидия, сына Григория , который умер, не оставив наследника мужского пола, как члена клана Моносло. Таким образом, Кнауз отождествил Григория, племянника Лодомера, с Григорием II Моносло , отцом Эгидия. В грамоте 1296 года также упоминается, что Григорий был родственником Банда и Чабы, членов рода Атюш . [ 4 ] Биограф Лодомера (2003 г.), теолог Маргит Беке поддержала утверждение Кнауза, утверждая, что Лодомер издал свою последнюю сохранившуюся хартию в конце 1297 года в Моносло, за два месяца до своей смерти. [ 5 ] Однако специалист по генеалогии Янош Карачони отверг теорию Кнауза, поскольку отцом Грегори Моносло был Томас , поскольку он уже обрисовал генеалогическое древо клана на рубеже 19 и 20 веков. [ 6 ]
Впервые современник Карачоньи Мор Вертнер идентифицировал Лодомера как члена рода Вазсони, поскольку он считал, что Банд и Чаба тоже принадлежали к этому клану. Позже он пересмотрел свою позицию и заявил, что архиепископ был сыном некоего Лаврентия, местного землевладельца в Хенье, упомянутого в королевской грамоте 1237 года. [ 7 ] Историк Аттила Жолдос отверг аргумент Вертнера, поскольку тот факт, что Лодомеру было предоставлено землевладение в Хенье, не обязательно связан с его гипотетическим происхождением. Вместо этого Жолдос четко идентифицировал Мориса Меншелийского с Морисом Вазсонем , судебным приставом епископского суда архиепископа Лодомера в Эстергоме . Жолдос предположил, что Лодомер был братом отца Григория, Саула, который сам также был сыном некоего Мики. [ 8 ] После филологических и канонических соображений относительно фразы « кровнородственный », использованной хорошо образованным Лодомером в 1292 году, историк Тамаш Кёрменди утверждал, что Морис и Григорий были родственниками архиепископа по отцовской линии - таким образом, сам Лодомер действительно был членом клана Вассони и сыном Мика. [ 7 ] Историк Петер Киш считал, что в конце эпохи Арпада существовало два клана Моносло : первый, который произошел из сегодняшней Подравской Мославины ( венгерский : Моносло ; в Хорватии) и предоставил влиятельных баронов; и второй, значительно более бедный и мелкий клан, к которому якобы принадлежал Лодомер, пришедший из Моносло в Веспремском уезде , недалеко от Вассоней и Менцшелей . [ 9 ]
Ранняя карьера и учеба
[ редактировать ]Лодомер впервые упоминается в современных записях между 1257 и 1261 годами, когда он работал кантором капитула собора Веспрема. [ 1 ] Помимо своей обязанности провозглашать чтения Священного Писания, используемые в Литургии Слова, Лодомер отвечал за управление соборной школой Веспрема и обучение священнослужителей и бедных ученых в соответствии с 18-м каноном Третьего Латеранского собора ( 1179). Кроме того, он руководил в этом качестве местным местом аутентификации . [ 10 ] По этой причине ученый XIX века Винс Буньитай считал, что Лодомер посещал духовную школу в Веспреме. Эти биографические данные во многом являются предположением, тем не менее Лодомер упоминался как магистр уже в конце 1250-х годов, что отражает приобретение к тому времени некоторых основ канонических исследований. [ 11 ] После 1260 года Лодомер исчезает из источников на следующие три года. он изучал каноническое и римское право в Болонском университете . Как утверждала Маргит Беке, в тот период [ 5 ]

Кёрменди отметил, что письма Лодомера ( Missilis ), отражающие его глубокие юридические и филологические познания, доказывают, что он был одним из самых образованных венгерских прелатов 13 века, таким образом, он, безусловно, посещал итальянский университет , но точное место и дата неясны. . Принимая во внимание стандартный трехлетний учебный отпуск среди каноников, который был обеспечен и поощрялся Римской курией , Кёрменди согласился, что Лодомер учился за границей (скорее всего, в Италии) между 1261 и 1264 годами. [ 12 ] Основываясь на исследованиях историка литературы Рабана Герезди (1941), венгерская историография утверждала, что некий Лодомер, сын комеса Дениса, который, согласно реестру, был студентом Болонского университета 26 октября 1268 года, идентичен одноименному прелату. . [ 1 ] Однако не позднее 9 ноября Лодомер уже был избран и утвержден епископом Варада в соответствии с королевской хартией Белы IV Венгрии . [ 11 ] Тем не менее, Кёрменди добавил, что если Лодомер идентичен этому ученику, его отношения с родственниками Атюша становятся более устойчивыми, поскольку в его время было два члена клана по имени Денис. [ 13 ]
Вернувшись домой, Лодомер служил вице-канцлером при королевском дворе младшего короля Стефана с 1264 по 1266 год, сменив Бенедикта , перешедшего на сторону партизан Белы IV. [ 14 ] Отношения герцога Стефана с его отцом Белой IV ухудшились к началу 1260-х годов. Лодомер оставался верным Стефану в начавшейся в 1260-х годах гражданской войне между королем и герцогом, но взял на себя роль посредника и примирителя, чтобы предотвратить эскалацию их конфликта. [ 5 ] Мотивация лояльности Лодомера герцогу Стефану оставалась скрытой. Историк Ено Сюч выделил три социальные группы в зависимости от их мотивации присоединиться к герцогскому двору. [ 15 ] В этом смысле Лодомер принадлежал к тому юноше прославленного задунайского аристократического происхождения, который остался без должности из-за влияния старших поколений при королевском дворе Белы IV. [ 16 ]
Епископ Варада
[ редактировать ]Лодомер был избран епископом Варада (сегодня Орадя, Румыния) не позднее 9 ноября 1268 года. К тому времени его утвердил Папа Климент IV (умер несколько недель спустя). Последний известный предшественник Лодомера Зосим в последний раз упоминался в качестве епископа в современных документах 17 октября 1265 года, когда король Бела подписал свою последнюю волю и завещание . Таким образом, возможно, что Лодомер был назначен его преемником уже в 1266 году, после того как покинул должность вице-канцлера. [ 17 ] Варадская епархия находилась на территории королевства Стефана во время его избрания. Еще в том же году Бела IV подарил Лодомеру землю Хенье за его совет и посредническую роль. Когда Стефан V взошел на венгерский престол в мае 1270 года, он предоставил освобождение от налогов тем крепостным и приютам , которые были подданными Варадской епархии, в дополнение к бесплатному использованию рудников для епископства. Король также разрешил передать епархии земли вымерших местных дворянских родов. Лодомер основал монастыри, духовные школы и предоставил священников во многие деревни; все это было частью попытки восстановления территории епархии, которая несколько десятилетий назад сильно пострадала во время монгольского вторжения. Согласно уставу, Лодомер созвал собрание, на котором подданные Варадской епархии принесли присягу на верность перед реликварием святого Ладислава . [ 5 ] Лодомер был членом королевского совета во время недолгого правления Стефана V. [ 1 ]

Когда Стефан V заболел и умер 6 августа 1272 года, это ознаменовало начало эпохи феодальной анархии, когда две конкурирующие баронские группы боролись за власть во время несовершеннолетия Ладислава IV при его матери, . регентстве Елизаветы Первоначально Лодомер был стойким сторонником молодого короля, который представлял собой продолжение желанной сильной королевской власти. [ 1 ] деревню Сёлош в уезде Комаром . После своей коронации где-то после сентября 1272 года Ладислав IV и его эскорт проживали в Вараде, когда он подарил Лодомеру [ 5 ] Епископ дистанцировался от конфликта между баронскими группировками. Тем не менее, Лодомер и его сильный союзник Петер Моносло, носивший сан епископа Трансильвании с 1270 года, выступили против амбиций родственников Герегье , стремившихся установить владычество независимо от королевской власти в округе Бихар , где проживало подавляющее большинство расположена Варадская епархия. Следовательно, Лодомер, очевидно, стал сторонником конкурирующей лиги Чак -Моносло. В мае 1277 года Лодомер участвовал в общем собрании прелатов, баронов, дворян и половцев в Ракоше (недалеко от Пешта ). [ 18 ] который объявил несовершеннолетнего Ладислава IV совершеннолетним и уполномочил 15-летнего монарха восстановить внутренний мир всеми возможными способами. [ 19 ] В следующем месяце Ладислав поручил Лодомеру возглавить дипломатическую миссию из шести человек в Вену , чтобы заключить союз с Рудольфом I из Германии против Оттокара II из Богемии . Они ратифицировали свой договор 12 июля 1277 года. [ 1 ] После того, как королевская армия захватила крепость мятежного Николая Геренье в Адорьяне (ныне Адриан в Румынии), Ладислав IV провел «генеральное собрание» для семи графств вдоль реки Тиса недалеко от Сенада (сегодня Сенад, Румыния) в начале лета 1278 года. Лодомер и другие прелаты участвовали в собрании, на котором непокорные Герегеи были казнены, а род Гуткеледов присягнул монарху. Лодомер и духовенство поддержали усилия Ладислава по восстановлению королевской власти против олигархов, но собрание в Чанаде оказалось недолговечным. [ 20 ]
Ко второй половине 1270-х годов влияние Лодомера в Римской курии возросло. Папа Иннокентий V назначил его председателем церковного комитета, который расследовал и контролировал процесс беатификации покойной принцессы Маргариты , дочери Белы IV. Комитет возобновил свою работу в 1276 году после четырехлетнего вынужденного перерыва после смерти Филиппа Тюрье , архиепископа Эстергомского (1272). Необходимые исследования были предприняты между 1271 и 1276 годами, ее заступничеству приписали 74 чудеса , большинство из которых относились к исцелению болезней, даже к воскрешению из мертвых. Среди давших показания было 27 человек, для которых были сотворены чудеса. Маргарита была беатифицирована еще в том же году, но процесс канонизации не увенчался успехом, он состоялся лишь столетия спустя. [ 5 ]
Епископский престол Эстергома был практически вакантным с 1272 года. После смерти Стефана Банчи , архиепископа Калочского , в 1278 году Лодомер стал самым выдающимся прелатом венгерского духовенства благодаря своим политическим и церковным связям в Риме и своей выдающейся грамотности. Два представителя конкурирующих баронских групп, Николас Кан и Петер Кёсеги, боролись за пост архиепископа Эстергома. Папа Николай III вызвал их в Рим в июне 1278 года. Николай отказался утвердить ни одну из кандидатур, а вместо этого решил назначить самого архиепископа в соответствии с каноническим правом. [ 5 ] Тем временем Николай отправил Филиппа , епископа Фермо , в Венгрию, чтобы помочь Ладиславу восстановить королевскую власть и занять должность архиепископа Эстергомского. Папский легат прибыл в Венгрию в начале 1279 года. [ 21 ] Духовенство, в том числе Лодомер, стало самым сильным союзником Филиппа, а это также означало, что в долгосрочной перспективе они выступили против Ладислава. При посредничестве папского легата Папа Николай III назначил Лодомера новым архиепископом Эстергомским 13 июня 1279 года. Римская курия прислала ему паллий 7 мая 1280 года, подтвердив назначение. [ 22 ]
Архиепископ Эстергомский
[ редактировать ]Они выступят против Ладислава
[ редактировать ]
Приезд папского легата Филиппа усилил волнения в Венгрии. Первоначально при посредничестве легата Ладислав IV заключил мирный договор с Кёсеги . Однако епископ Филипп вскоре понял, что большинство половцев в Венгрии все еще были язычниками. [ 21 ] Он добился от половецких вождей торжественного обещания отказаться от своих языческих обычаев и убедил молодого короля Ладислава принести клятву, чтобы обеспечить выполнение обещания половецких вождей. Собрание, состоявшееся в Тетени, приняло законы, которые, в соответствии с требованием легата, предписывали половцам покинуть свои палатки и жить «в домах, прикрепленных к земле». После этого папский легат созвал синод в Буде 14 сентября 1279 года, на котором присутствовали архиепископ Лодомер, его ближайший союзник архиепископ Иоанн Хонт-Пазмани и другие епископы. [ 21 ] Однако половцы не подчинялись законам, а Ладислав, наполовину половец, не смог их заставить. В отместку Филипп отлучил его от церкви и в октябре подверг Венгрию интердикту . Ладислав присоединился к половцам и обратился к Святому Престолу , но папа Николай III отказался оправдать его. [ 21 ] В таких обстоятельствах первенство Лодомера было омрачено папским легатом, который не обращал внимания на местные политические условия, что вынуждало венгерских прелатов выбирать между венгерским монархом и римской курией. [ 23 ] После шага Ладислава, когда в начале января 1280 года половцы схватили и заключили в тюрьму Филиппа Фермо по его требованию, Лодомер и епископы, выражавшие «свободу церкви», выступили против королевской власти и стали его беспощадными противниками. [ 24 ] Вскоре в плен попал и Ладислав. Менее чем через два месяца и легат, и король были освобождены после посреднических переговоров Лодомера, а Ладислав принес новую клятву обеспечивать соблюдение половецких законов. [ 25 ]
Когда осенью 1281 года епископ Фермо Филипп покинул Венгрию, Лодомер попытался восстановить политическую консолидацию, существовавшую на короткое время в 1277–78 годах, до насильственного вмешательства Римской курии. Он предложил Ладиславу поддержку Венгерской церкви и ходатайствовал перед Папой Мартином IV, чтобы признать недействительными некоторые радикальные меры и решения папского легата Филиппа. [ 26 ] короля Лодомер также признал право на покровительство венгерской церковной собственности и достоинству. [ 24 ] Надежда Лодомера вернуть короля в христианскую веру стала реальной, когда осенью 1282 года половецкая армия вторглась в южную часть Венгрии, а Ладислав разгромил армию захватчиков в битве при озере Ход . [ 21 ] Согласно письмам Папы Мартина с оптимистичным тоном в 1282 и 1283 годах, Лодомер «тщательно, мудро и неустанно способствовал» усилиям по примирению между монархом и Святым Престолом. Например, Ладислав и Лодомер совместно созвали общую конгрегацию недалеко от Сегеда в октябре 1282 года. [ 27 ] Однако усилия Лодомера потерпели неудачу к концу 1283 года, когда Ладислав не смог победить семью Кёсеги. Как отметил историк Ено Сюч, молодой король принял «анахроничную автократическую» систему, исключив королевский совет, дворянство и церковь. [ 28 ] Ладислав бросил свою жену Изабеллу и к концу года поселился среди половцев. [ 21 ] Современные общественные настроения хорошо характеризует тот факт, что, когда Второе монгольское нашествие зимой 1285–1286 годов произошло , многие из его подданных обвинили Ладислава в подстрекательстве монголов к вторжению в Венгрию. Фактически, Ладислав использовал монгольских военнопленных, известных как нёгеры , когда он подавил восстание в Сепессеге в сентябре 1285 года. [ 29 ]
Лодомер убедил Ладислава созвать генеральное собрание в начале лета 1286 года, чтобы примирить короля и могущественную семью Кёсеги, которая грабила деревни и регионы в Задунайском крае . в последние годы [ 30 ] годовой льготный период Там Ладислав предоставил Кёсегим и их знакомым . В сентябре 1286 года король совершил самопереворот , изгнав членов баронской группы Кёсеги- Борса из королевского совета. Пренебрегая соперником Кёсеги, кланом Аба , Ладислав IV назначил на высокие посты своих верных солдат и мелких дворян. [ 31 ] Что касается Лодомера, то он наконец осуществил намерение примирения, когда Ладислав заключил в тюрьму свою жену и передал все ее доходы своей половецкой любовнице Айдуа. [ 29 ] По приказу папы Гонория IV Лодомер намеревался объявить крестовый поход против венгерского короля и его половецких подданных, но смерть папы в апреле 1287 года помешала этой цели. [ 32 ] [ 33 ] Когда Ладислав покинул Буду, чтобы подготовить военную кампанию против союза Кёсеги-Борса, Лодомер освободил королеву Изабеллу из плена на Кроличьем острове в сентябре 1287 года. После этого королева переехала в Эстергом и основала там свой собственный двор под защитой Лодомера и его войска. Затем архиепископ созвал прелатов, баронов и дворян на собрание в Буде в ноябре 1287 года и отлучил Ладислава от церкви. Здесь Лодомер также поручил Петру Моносло вернуть у городского магистрата произвольно конфискованные королевские поместья вокруг Бестерце (современная Бистрица, Румыния). [ 26 ] В ответ разъяренный король заявил, что, согласно весьма сомнительному сообщению Лодомера, «начиная с архиепископа Эстергомского и его суфражисток , я истреблю с помощью татарских мечей все вплоть до Рима». [ 21 ] [ 34 ] Бароны захватили Ладислава в Сепессеге в январе 1288 года. Хотя его сторонники вскоре освободили его, он, подобно «легендарному Протею », как описал его Лодомер в своем письме, согласился на заключение соглашения с архиепископом в марте 1288 года. [ 32 ] Лодомер оправдал Ладислава при условии, что король будет жить в соответствии с христианской моралью. Однако Ладислав нарушил свое обещание в следующем месяце, когда заключил противника в тюрьму в Буде. [ 26 ] Он также похитил свою сестру Елизавету , настоятельницу доминиканского монастыря Пресвятой Богородицы на Кроличьем острове, и выдал ее замуж за чешского аристократа Завиша из Фалькенштейна . По словам архиепископа Лодомера, Ладислав даже заявил: «Если бы у меня было 15 или более сестер в любом количестве замкнутых общин, я бы похитил их оттуда, чтобы выдать их замуж законно или незаконно; чтобы обеспечить через них родственную группу. которые поддержат меня всеми своими силами в исполнении моей воли». [ 34 ]
8 мая 1288 года Лодомер описал вышеупомянутые события в своем письме папе Николаю IV . Он перечислил нарушения короля, скандалы и его жалобы на хаотическую ситуацию в королевстве. [ 26 ] Два из его 1288 документов были обнаружены французским историком Шарлем-Виктором Ланглуа . В 1908 году он отправил два письма Яношу Карачони, который перевел и впервые опубликовал их в 1910 году. Два других письма были найдены в коллекции Пьетро делла Винья . Все они являются первоисточниками по политической истории Венгрии эпохи позднего Арпада, а также имеют литературную ценность. Историк Корнел Сзовак утверждал, что индивидуальный стиль, использование терминологии и литературные мотивы доказывают, что Лодомер лично писал письма. Сзовак проанализировал, что Лодомер (или его канцлер) использовал свои юридические и теологические знания как аргументированное оружие против Ладислава. [ 35 ] Например, цитирование Ладислава IV, который якобы ответил Лодомеру фразой «Для меня я — закон, и я не терплю, чтобы законы таких священников ограничивали меня», в ответ на критику является ссылкой на Библию . , описывавший теми же фразами образ жизни язычников, и Папы Иннокентия III , декреталии определявшие «свободу Церкви» от светских властей. [ 36 ] По словам архиепископа, Ладислав совокуплялся со своей любимой наложницей Айдуа, которую архиепископ назвал «ядовитой гадюкой ». публично [ 29 ] Лодомер цитировал античные произведения (повесть о Протее, стихи Горация , Овидия и Ливия » «Ab Urbe Condita Libri ), в дополнение к таким недавним христианским текстам, как « Бернара Клервоского » О рассмотрении , относительно теории «двух мечей». . [ 37 ] Следовательно, рассказы Лодомера о событиях 1280-х годов весьма сомнительны. [ 34 ]
Два архиепископа, Лодомер и Иоанн Хонт-Пазмани, пошли на компромисс с наиболее могущественными олигархами, разделившими между собой королевские должности, а Ладислав провел последние годы своей жизни, скитаясь с места на место, потеряв все свое влияние и поддержку. [ 38 ] Чтобы уравновесить недавнюю идеологическую основу королевского двора, Gesta Hunnorum et Hungarorum , и подчеркнуть роль христианского короля, Лодомер поручил неопознанному монаху -августинцу написать ритмичную историю Стефана I Венгерского , основателя христианского королевства. [ 26 ] Лодомер участвовал в собрании Фёвени в июне 1289 года, которое закончилось безрезультатно. После этого архиепископ призвал Папу Николая IV объявить крестовый поход против Ладислава и половцев. [ 30 ] С согласия Лодомера Кёсеги предложили корону дальнему родственнику короля Андрею Венецианцу , прибывшему в Венгрию в начале 1290 года. Однако Андрей был схвачен и выдан герцогу Альберту . [ 39 ] В ответ Ладислав подготовил войну с Задунайским регионом, однако он, который всегда был неравнодушен к своим половцам, был убит тремя половцами в замке Кёрёсег (ныне Чересиг в Румынии) 10 июля 1290 года. [ 21 ] Вполне вероятно, что Лодомер не участвовал в организации убийства. [ 40 ]
союзник Эндрю
[ редактировать ]После убийства Лодомер отправил двух монахов -вильямитов в Вену, чтобы сообщить Эндрю о смерти короля. С помощью монахов Андрей, переодетый, покинул тюрьму и поспешил в Венгрию. [ 30 ] По прибытии архиепископ Лодомер короновал Андрея III королем в Секешфехерваре 23 июля 1290 года. [ 41 ] Лорды и прелаты присягнули Андрею только после того, как он издал грамоту, обещавшую восстановление внутреннего мира и уважение привилегий дворянства и духовенства. Документ был сформулирован самим Лодомером. [ 39 ] национальное собрание Андрей созвал в Обуде в первых числах сентября 1290 года, где пообещал сохранить права и привилегии знати. [ 42 ] Хотя Кёсеги и Лодомер совместно пригласили Андрея III на венгерский престол, их мотивация была разной: олигархи хотели, чтобы королевством возглавил новый управляемый и слаборукий правитель вместо непредсказуемого Ладислава, а Лодомер и его суфражистки были нацелены на усиление королевская власть положить конец политической анархии. [ 43 ] Лодомер и Джон Хонт-Пазмани приветствовали прибывшую королеву Фененну в Верхнюю Венгрию ; она стала первой женой Андрея III еще до конца 1290 года. [ 44 ]

При Лодомере прелаты стали самыми решительными сторонниками правления Андрея, это десятилетие было описано историком Йожефом Геричом как «эра первых владений королевства в Венгрии». Андрей и Лодомер искали союз с низшим дворянством против наиболее могущественных олигархов, чтобы предотвратить распад единого государства. Они также помнили, что хотели сохранить властные устремления Святого Престола и Священной Римской империи за пределами страны. [ 45 ] Все эти усилия отражены в 34 статьях парламента Обуда. [ 46 ] Лодомер и его суфражистки действовали королевскими советниками рядом с Андреем, за исключением баронов королевства. [ 47 ] Лодомер, которого считали сторонником вмешательства Римской курии во время правления Ладислава IV в 1280-х годах, столкнулся с Святым Престолом после коронации Андрея. Лодомер и его коллеги стали сильнейшими столпами королевской власти, защищая национальный суверенитет королевства даже вопреки чаяниям Папы. [ 39 ] 31 января 1291 года папа Николай IV направил Лодомеру письмо, в котором выразил разочарование тем, что архиепископ отказался от своей прежней «хорошей привычки» непрерывной переписки, чтобы информировать Святой Престол о внутренних условиях в Венгрии. Папа отметил, что «вы стали почти другим человеком, который, будучи пристрастием к предотвратимой праздности, не сообщил Святому Престолу ни о смерти короля, ни о положении страны, ни об огромных потрясениях, ни о претендентах». на престол». [ 48 ]
В 1291 году Андрей III вторгся в Австрию, вынудив Альберта вывести свои гарнизоны из городов и крепостей, которые он захватил много лет назад. После этого Лодомер и Джон Хонт-Пазмани провели переговоры с посланниками Альберта Бернхардом Прамбахским , епископом Пассау , и Леопольдом, епископом Секкау , об условиях мира. , Хайнбургский мир завершивший войну, был подписан 26 августа, а три дня спустя Андрей и Альберт Австрийские подтвердили его на встрече в Кёпценах (ныне Копчаны в Словакии). В соответствии с целью Лодомера мирный договор предписывал разрушение крепостей, которые ранее Альберт Австрийский захватил у Кёсеги. [ 49 ] терминологию римского и канонического права Лодомер и трое других прелатов использовали в тексте документа . В тексте описывается модель идеального христианского правителя в глазах Лодомера: «[...] для могущественных монархов стран, не ограниченных законом, величайшая слава [...] если они добровольно подчиняются законам , и принимают правовдохновляющее, благодатное принуждение по гласу Священного Писания ». [ 50 ]
Хайнбургский мир привел к тому, что Кёсегис поднял открытое восстание против Андрея весной 1292 года, признав Карла Мартела королём Венгрии, чьи притязания также были поддержаны Святым Престолом. [ 51 ] В ответ Лодомер отлучил Ивана Кёсеги от церкви , выразив свою оппозицию Римской курии и ее ставленникам, анжуйцам . Тринадцатью годами ранее он все еще подчинялся Филиппу Фермо и интересам Папы, несмотря на свою лучшую убежденность, что привело к провалу попытки консолидации. [ 52 ] Королевские войска подавили восстание к июлю, но Кёсеги схватили и заключили Андрея в тюрьму во время его путешествия в Славонию в августе. Андрея освободили через четыре месяца после того, как его сторонники отправили своих родственников в качестве заложников к Кёсеги. [ 53 ] Несмотря на теоретическую деятельность Лодомера, Венгрия во время правления Андрея находилась в состоянии постоянной анархии. Кёсеги, Чаки, Борсы и другие могущественные семьи самостоятельно управляли своими владениями, почти каждый год поднимаясь в открытое восстание против Андрея во второй половине 1290-х годов. Андрей III снова объявил войну братьям Кёсеги в августе 1296 года, и архиепископ Лодомер отлучил их от церкви. Архиепископ лично участвовал в военной кампании со своими бандериями , но Андрей и его случайный союзник Альберт не смогли их подчинить. [ 54 ]
В последние месяцы своей жизни Лодомер проживал в Моносло, затем в Будафельхевизе (ныне район во 2-м районе Будапешта ). 14 декабря 1297 года он провел синод. Своё последнее письмо он отправил 28 декабря. [ 2 ] Согласно книге историка-паулина Гергея Дьёндьёши « Жизнь братьев-отшельников ордена Святого Павла Первого отшельника» (1496 г.), Лодомер умер 2 января 1298 года. [ 22 ] Джон Хонт-Пазмани стал ведущей фигурой королевского совета. Последующие законы 1298 года, ограничивавшие феодальные институты, отражали политическую волю Лодомера, но хрупкий баланс между Андреем III и прелатами был нарушен после его смерти, несмотря на усилия архиепископа Иоанна. [ 55 ] С избранием проанжуйского Григория Бицкого преемником Лодомера последовательность между духовенством также исчезла. [ 56 ]
Его церковное светлость
[ редактировать ]Лодомер провел как минимум четыре провинциальных синода (1286, 1292, 1294 и 1297) за время своего 19-летнего епископства. [ 44 ] В 1280 году он позволил горожанам замка Сепеш (сегодня Спиш в Словакии) выйти из состава прихода Св. Ладислава и построить для себя церковь, сохранив сюзеренитет Эстергомской архиепархии. Вместе с Андреем III и другими прелатами он присутствовал на освящении францисканской церкви Девы Марии в Прессбурге (современная Братислава, Словакия) 26 марта 1297 года, которое совершил викарий Иаков. [ 44 ] Папа Климент IV подчинил монастырь Августина Титель Эстергому в 1294 году. Лодомер подарил базилику Святого Вита в Эстергоме монахам-вильямам для защиты во время второго монгольского вторжения. Лодомер утвердил положение Ордена Святого Павла Первого Пустынника около 1297 года. [ 57 ]

Во время епископства Лодомера Ладислав IV в 1281 году подарил землю Ормени (бывший район Эстергома) Ордену Святого Августина, где они основали монастырь и проводили богословские и художественные исследования. Дарение земли было подтверждено Андреем III в его коронационной грамоте. В 1283 году Ладислав разрешил тем дворянам, которые умерли, не оставив законных наследников, оставить свое состояние Эстергомской базилике . Кроме того, король предоставил архиепархии и ее главе привилегию освобождения от доходов от добычи полезных ископаемых. [ 57 ] В 1284 году король передал воинов замка Пат под юрисдикцию Лодомера. [ 58 ] В 1288 году Ладислав обязал торговцев, прибывших из Регенсбурга и Вены, при проезде через город платить пошлину капитулу Эстергома. Однако было несколько сообщений о том, что торговцы избегали Эстергома и везли свои товары прямо в Буду. В результате в следующем году Лодомер отлучил от церкви некоторых купцов. У него также были конфликты с мясниками, которые перенесли свои бойни из Эстергома, чтобы не платить пошлину. [ 57 ] После 1282 года Ладислав IV подарил Эстергомской архиепархии несколько земель: Они в округе Пожонь (1283 г.), Сакаллас (современный городок Каменична , Словакия) в 1285 г., а королева Изабелла подарила Биллег в округе Комаром (сегодня городок Naszály ) в 1284 году. После их противостояния в следующем году Ладислав IV больше не жертвовал никакой собственности архиепархии и Лодомеру. [ 59 ] Помимо монарха, светская знать также пожертвовала земли архиепархии Лодомера. Например, в 1281 году Варфоломей Семере завещал свое имение Гута с двумя прудами для разведения рыбы (в Комаромском уезде, сегодня Коларово, Словакия). [ 58 ] Королевские пожертвования вновь появились после 1290 года, когда на венгерский престол взошел Андрей III. Андрей III подарил деревню Нандор в графстве Эстергом, но без местных условных дворян (во избежание конфликта) по просьбе Лодомера в 1291 году. [ 59 ] После своей коронации Андрей III подарил своему союзнику Лодомеру несколько земельных владений, в том числе город Рожнёбанья (современная Рожнява в Словакии) с доходами от серебряного рудника ( урбура ) в 1291 году на том основании, что Бернольд фон Теллесбрунн причинил ущерб в размере 20 000 знаки архиепископии во время австро-венгерской войны 1291 года. В том же году королева Фененна подарила ему деревню Моча в округе Комаром для празднования ее коронации. [ 57 ]
Нет никаких записей о том, что Лодомер когда-либо покупал землевладение во время своего епископства, в отличие от своих предшественников, но, согласно современным записям, обменивал поместья десять раз. Историк Петер Кис считает, что необычно более активная роль Лодомера в светской внутренней политике привела к значительным дополнительным расходам архиепископства. [ 60 ] Кроме того, в условиях феодальной анархии во второй половине XIII века источники доходов архиепископии сократились. Во время назначения Лодомера город Эстергом не платил десятину капитулу в течение двух лет. Архиепископия также пострадала от актов господства. В 1280-х годах соседний лорд Томас Хонт-Пазмани (сын Авраама из ветви клана Сентдьёрдьи ) постоянно грабил поместья архиепископства, незаконно конфисковывая его доходы и десятину. По оценкам, своими набегами он нанес ущерб в общей сложности на 3000 марок. При заступничестве могущественного олигарха Матфея III Чака Лодомеру пришлось согласиться на компенсацию в размере 300 марок серебром. поместье Гёрок в уезде Ньитра (ныне район Нове-Замки , Словакия) в качестве компенсации. Где-то до 1287 года Томас и его брат Авраам также передали архиепархии [ 61 ] Поскольку бывший архиепископ Филипп Тюрье был ограблен во время своей коронации, Ладислав IV компенсировал тогдашнюю потерю архиепархии, пожертвовав в 1285 году поместье Сакаллас. [ 62 ] В качестве компенсации за предыдущие убытки Лодомер приобрел замок Виск (ныне Вышково, Украина ) у сыновей Якова Чешнеки . [ 62 ] он получил поместье Невелен в Ноградском уезде Аналогичным образом от родственников Хонт-Пазмани в качестве компенсации за разграбление Вадкерта . Он также приобрел долю в Уркуте в графстве Эстергом в 1292 году у Апора Пеца , который также нанес ущерб владениям архиепископа. Ратоты . разграбили 11 деревень архиепархии в начале 1290-х годов В результате Андрей III конфисковал их поместье Кеменс в графстве Хонт и подарил его Лодомеру в 1293 году. Примерно в то же время Хонт-Пазманы (сыновья Казимира) разграбили 15 архиепископских поместий. Поэтому королевский вице-судья Мартин убедил их передать поместья Бени и Кеменд (сегодня Биня и Каменин в Словакии соответственно) в 1295 году. Однако Угрин Хонт-Пазмани был готов отказаться только от последнего поместья. [ 61 ]
Приобретение и продажа земельных владений были организованы сознательно: Лодомер расширил свое влияние на территории графств Эстергом, Комаром и Ньитра (Нитра), окружавшие его резиденцию в Эстергоме, чтобы защитить интересы архиепископства от соседних могущественных лордов в эпоху анархии. . [ 63 ] Лодомер стремился создать единое господство посредством обмена собственностью. В 1280 году он обменял часть в Хетени (сегодня Хотин в Словакии ) на Фёдемеса и Сёлёша в уезде Комаром со своим доверенным лицом Мико Сечем . В том же году он участвовал в сделке с Андреем Хатвани по обмену поместья Леванчстелки в Ноградском уезде на участки в Хатване (сегодня Палоташ). Лодомер также приобрел Фарнада в уезде Эстергом (сегодня Фарна, Словакия) за две части (Лоча и Поростолнок) в владениях Саско (сегодня Шашовский град в Словакии) в уезде Барс и 70 марок тем же методом у Томаса и Орбаса Банчей в 1283 году. Перед смертью Матфей II Чак завещал. поместье Бела в округе Комаром перешло к архиепископству, но Иоанн, сын Павла , бывший бан Максо, захватил деревню, нанеся ущерб Лодомеру в 100 марок. В качестве компенсации Джон и его братья передали архиепископству части города Федемес в округе Ньитра. В 1284 году Лодомер вернул им поместья в обмен на Белу. Лодомер также обменял приобретенный Дьёрок на Богдани в уезде Комаром и 200 марок у клана Хонт-Пазмани в 1287 году. Лодомер обменял части в Ормени на Уйварош (места в пределах Эстергома) со своим капитулом собора в 1289 году. Согласно документу, архиепископ хотел основать там мельницу и сады. В 1294 году Лодомеру был пожалован участок в деревне Буч в уезде Эстергом (сегодня Буч, Словакия) от семьи Тенгерди в обмен на его укреплённое поместье в северной части острова Маргит . В 1295 году Бенедикт Рад , епископ Веспрема, отказался от причитавшейся ему десятины в деревнях Харос, Фёдемес, Чсут и Кочола в пользу ректора Чсута (в современном Будафоке ). Взамен Бенедикт получил Цат в округе Толна вместе с 17 владениями в округе Шомодь от Лодомера, который, таким образом, получил Ньярхид с его пошлиной в округе Ньитра (сегодня район Новые Замки). Лодомер расширил это поместье, когда приобрел еще одну часть у Эрнье Хонт-Пазмани, который взамен получил Сурани в уезде Ньитра (сегодня Шураны, Словакия) в 1297 году. В том же году архиепископ также обменял Прачу в уезде Пожонь (сегодня Вайноры, район Братиславы , Словакия) для Тардоскедда с его ярмаркой в округе Ньитра. (сегодня Тврдошовце, Словакия). Еще в конце 1297 года Лодомер обменял свои поместья Пюспёки и Велкенье (ныне Влкыня, Словакия) на Графство Гёмёр для Сакачи и Удал в графстве Барс с Домиником Ратотом , чтобы установить последовательное управление и в этом графстве. [ 64 ]
Приспособившись к новой ситуации, Лодомер стал первым архиепископом, основавшим церковную семью , посредством которой он мог осуществлять свое военное и политическое влияние. Имеются некоторые данные о дворянах церкви , персонале его двора в Эстергоме; его первым идентифицированным судебным приставом был Паска Чеке (упоминается в 1280 году), [ 65 ] которого вскоре сменил Морис Вассонь, родственник Лодомера около 1284 года. [ 2 ] Некий Андрей Айка упоминался как палатин архиепископского двора в 1291 году, а Михаил Меншелийский был назван «мастером пекарей» ( лат . magister paniferorum ). Третий член, Стефан, сын Фулкуса, был воином замка Комаром, который присоединился ко двору Лодомера «со своими поместьями и привилегиями» в 1284 году, чтобы защитить свое богатство от олигархов. Ему был присвоен статус « условно дворянского ». [ 66 ] Земли его слуг и солдат были заложены в графствах Барс и Хонт вдоль поместий архиепархии для выполнения защитной функции от нападений на восток могущественных задунайских олигархов, в первую очередь Матфея III Чака и братьев Кёсеги, в то время как родовые земли с более свободной структурой в графствах Комаром и Пожонь существовали с целью поддержки потенциальных королевских кампаний на запад против провинциальных лордов. [ 67 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гомоннай 2003 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Неделя 2003 года , с. 132.
- ^ Кёрменди 2016 , с. 84.
- ^ Кёрменди 2016 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Неделя 2003 года , с. 128.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б Кёрменди 2016 , с. 87.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 323.
- ^ Кис 2000 , с. 242.
- ^ Кёрменди 2016 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Кёрменди 2016 , с. 90.
- ^ Кёрменди 2016 , стр. 94–95.
- ^ Кёрменди 2016 , с. 95.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 120.
- ^ Сюч 2002 , с. 169.
- ^ Кёрменди 2016 , с. 97.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 99.
- ^ Сюч 2002 , с. 408.
- ^ Энгель 2001 , с. 108.
- ^ Сюч 2002 , с. 416.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Энгель 2001 , стр. 109.
- ^ Jump up to: а б Ззолдос 2011 , стр. 82.
- ^ Герикс 1987 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Шуч 2002 , с. 431.
- ^ Беренд 2001 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и Гомоннай 2003 , стр. 17.
- ^ Сюч 2002 , с. 432.
- ^ Сюч 2002 , стр. 436.
- ^ Jump up to: а б с Беренд 2001 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с Неделя 2003 года , с. 129.
- ^ Сюч 2002 , с. 437.
- ^ Jump up to: а б Шуч 2002 , с. 439.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Беренд 2001 , с. 176.
- ^ Сзовак 1991 , с. 141.
- ^ Герикс 1987 , с. 244.
- ^ Сзовак 1991 , с. 142.
- ^ Сюч 2002 , с. 442.
- ^ Jump up to: а б с Гомоннай 2003 , с. 18.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 131.
- ^ Энгель 2001 , с. 110.
- ^ Сюч 2002 , с. 447.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Неделя 2003 года , с. 130.
- ^ Герикс 1987 , с. 283.
- ^ Сюч 2002 , стр. 449.
- ^ Герикс 1987 , с. 286.
- ^ Герикс 1987 , с. 246.
- ^ Сюч 2002 , с. 454.
- ^ Герикс 1987 , с. 247.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 177.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 180.
- ^ Ззолдос 2003 , с. 183.
- ^ Сюч 2002 , с. 456.
- ^ Homonnai 2003 , с. 19.
- ^ Герикс 1987 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д Неделя 2003 года , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Хуньяди 2023 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Хуньяди 2023 , с. 63.
- ^ Деяния 2000 , стр. 227–228.
- ^ Jump up to: а б Хуньяди 2023 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Кис 2000 , с. 230.
- ^ Кис 2000 , с. 233.
- ^ Хуньяди 2023 , стр. 60–62.
- ^ Кис 2000 , с. 239.
- ^ Кис 2000 , с. 243.
- ^ Кис 2000 , с. 247.
Источники
[ редактировать ]- Беке, Маргарет (2003). «Лодомер из родственного Моносло ». В Беке, Маргит (ред.). Архиепископы Эстергома 1001–2003 [Архиепископы Эстергома 1001–2003] (на венгерском языке). Общество Святого Стефана. стр. 128–134. ISBN 963-361-472-4 .
- Беренд, Нора (2001). У ворот христианского мира: евреи, мусульмане и «язычники» в средневековой Венгрии, ок. 1000 -ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02720-5 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Герикс, Йожеф (1987). Европе и Венгрии Раннее сословное общество в (на венгерском языке). Академическое издательство. ISBN 963-05-4218-8 .
- Хомоннаи, Саролта (2003). «Лодомер, архиепископ Эстергомский [ Лодомер, архиепископ Эстергомский ]». В Сентпетери, Йожеф (ред.). Серые выдающиеся личности в венгерской истории (на венгерском языке). Издательство Кошута. стр. 16–19 ISBN 963-09-4499-5 .
- Хуньяди, Шандор (2023). « Землеустроительная деятельность архиепископа Эстергомского Лодомера ». В Хуньяди, Шандор; и др. (ред.). Микае Медиевалес XI (на венгерском языке). Университет Этвеша Лоранда . стр. 53–66. ISSN 2062-2198 .
- Кис, Питер (2000). Эстергомскими во второй половине XIII века « Организация светлостей архиепископами ». В Пити, Ференц; Сабадос, Дьёрдь (ред.). «Венгры с самого начала». Праздничные этюды в честь шестидесятилетнего Ференца Макка (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. стр. 225–248. ISBN 963-482-500-1 .
- Кёрменди, Тамаш (2016). «Карьера Лодомера до его епископства Варада ». В Жолдосе, Аттила (ред.). Надьварад и Бихар в конце эпохи Арпада (Очерки по истории Бихара 3.) (на венгерском языке). Культурный фонд Варадинум. стр. 83–99. ISBN 978-973-0-21419-2 .
- Сзовак, Корнель (1991). « О письмах архиепископа Лодомера ». В Бардосе Иштван; Беке, Маргит (ред.). Церкви в меняющемся мире (на венгерском языке). Библиотека округа Йожефа Аттилы. стр. 141–143. ISBN 963-7631-453 .
- Сюч, Ено (2002). Последний Арпад ( на венгерском языке). Издательство Осирис. ISBN 963-389-271-6 .
- Жолдос, Аттила (2003). «Андрес III». В Сзоваке Корнель; Сентпетери, Йожеф; Сакач, Маргит (ред.). Святой Стефан и III. Андраш [Святой Стефан и Андрей III] (на венгерском языке). Издательство Кошута. стр. 119–227. ISBN 963-09-4461-8 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .