Ладислав I Венгерский
Ладислав I | |
---|---|
![]() | |
Король Венгрии Оспаривается Соломоном до 1081 г. | |
Царствование | 25 апреля 1077 г. - 29 июля 1095 г. |
Коронация | 1077, Секешфехервар |
Предшественник | Геза I |
Преемник | Коломан |
Король Хорватии Оспаривается Петаром Сначичем | |
Царствование | 1091 – 29 июля 1095 г. |
Предшественник | Стефан II |
Преемник | Петар Сначич |
Регент | Сонный как Duke |
Рожденный | в. 1040 Краков , Королевство Польское. |
Умер | 29 июля 1095 г. (54–55 лет) Нитра, Королевство Венгрия (ныне Нитра , Словакия) |
Похороны | Собор-базилика Орадя (сегодня Орадя , Румыния) |
Супруг | Аделаида Рейнфельденская |
Проблема более... | Императрица Ирина Византийская |
Династия | Арпад династ |
Отец | Бела I из Венгрии |
Мать | Ричеза или Аделаида Польская |
Ладислав I ( венгерский : I. László , хорватский : Ladislav I. , словацкий : Ladislav I. , польский : Władysław I ; ок. 1040 — 29 июля 1095), также известный как Святой Ладислав , был королем Венгрии с 1077 года и королём Хорватия с 1091 года. Он был вторым сыном короля Венгрии Белы I и Ричезы (или Аделаиды) Польши . После смерти Белы в 1063 году Ладислав и его старший брат Геза признали своего двоюродного брата Соломона законным королем в обмен на получение бывшего герцогства их отца , которое включало одну треть королевства. Они сотрудничали с Соломоном в течение следующего десятилетия. Ладислава С этим периодом связана самая популярная легенда , повествующая о его борьбе с «половцем» ( тюркским кочевником-мародером), похитившим венгерскую девушку. Отношения братьев с Соломоном ухудшились в начале 1070-х годов, и они восстали против него. Геза был провозглашен королем в 1074 году, но Соломон сохранил контроль над западными регионами своего королевства. Во время правления Гезы Ладислав был самым влиятельным советником своего брата.
Геза умер в 1077 году, и его сторонники сделали королем Ладислава. Соломон сопротивлялся Ладиславу при помощи короля Германии Генриха IV . Ладислав поддерживал противников Генриха IV во время спора об инвестициях . В 1081 году Соломон отрекся от престола и признал правление Ладислава, но тот сговорился вернуть себе королевскую корону, и Ладислав заключил его в тюрьму. Ладислав канонизировал первых венгерских святых (в том числе своих дальних родственников, короля Стефана I и герцога Эмерик ) в 1085 году. Во время церемонии канонизации он освободил Соломона.
После серии гражданских войн основным направлением деятельности Ладислава было восстановление общественной безопасности. Он ввел суровое законодательство, наказывая тех, кто нарушал права собственности, смертью или увечьями. Он оккупировал почти всю Хорватию в 1091 году, что ознаменовало начало периода расширения средневекового Венгерского королевства . Победы Ладислава над печенегами и половцами обеспечили безопасность восточных границ его королевства примерно на 150 лет. Его отношения со Святым Престолом ухудшились в последние годы его правления, поскольку папы утверждали, что Хорватия была их феодальным владением , но Ладислав отрицал их претензии.
Ладислав был канонизирован 27 июня 1192 года Папой Селестиной III . Легенды изображают его как благочестивого короля-рыцаря, «воплощение позднесредневекового венгерского идеала рыцарства». [1] Он популярный святой в Венгрии и соседних странах, где ему посвящено множество церквей.
Ранние годы (до 1064 г.)
[ редактировать ]Ладислав был вторым сыном будущего короля Венгрии Белы I и его жены Ричезы (или Аделаиды) , дочери польского короля Мешко II Ламберта . [2] [3] Ладислав и его старший брат Геза родились в Польше , где Бела поселился в 1030-х годах после изгнания из Венгрии . [4] [5] Ладислав родился около 1040 года. [4] конца XII века, «физическое и духовное телосложение Ладислава свидетельствовало о милостивой воле Божией даже при его рождении» Согласно его « Легенде» . [6] Почти современник Галла Анонима писал, что Ладислав «с детства вырос в Польше» и почти стал « поляком в своем образе жизни и образе жизни». [5] [7] Он получил славянское имя: «Ладислав» происходит от « Владислав ». [4]
Бела и его семья вернулись в Венгрию около 1048 года. [4] Бела получил так называемое « Герцогство », которое охватывало одну треть королевства, от своего брата, короля Венгрии Андрея I. [8] [9] [10] В « Иллюминированной хронике» упоминается, что сын Андрея, Соломон , «был помазан на царство с согласия герцога Белы и его сыновей Гейсы и Ладислава». [11] в 1057 или 1058 году. [4]
Бела, который был наследником Андрея до коронации Соломона, уехал в Польшу в 1059 году; его сыновья сопровождали его. [4] [12] Они вернулись с польскими подкреплениями и начали восстание против Андрея. [8] [13] После победы над Андреем Бела был коронован 6 декабря 1060 года. [13] Соломон покинул страну, укрывшись в Священной Римской империи . [14] [15] Бела I умер 11 сентября 1063 года, незадолго до того, как немецкие войска вошли в Венгрию , чтобы вернуть Соломона. [12] Ладислав и его братья Геза и Ламперт вернулись в Польшу, а Соломон снова был коронован королем в Секешфехерваре . [4] [16] Трое братьев вернулись, когда немцы покинули Венгрию. [17] Чтобы избежать новой гражданской войны, братья подписали договор с Соломоном 20 января 1064 г. [17] [18] признание правления Соломона в обмен на герцогство их отца. [18] [19]
Герцог в Венгрии (1064–1077)
[ редактировать ]Ладислав и Геза, вероятно, разделили управление своим герцогством; Ладислав, похоже, получил регионы вокруг Бихара (ныне Бихария, Румыния). [2] [20] [21] Геза и Ладислав сотрудничали с царем Соломоном между 1064 и 1071 годами. [21] Самая популярная история в более поздних легендах о Ладиславе – его битва с половецким воином , похитившим христианскую девушку, – произошла в этот период. [22] [23] Отношения между королем и его кузенами стали напряженными в начале 1070-х годов. [24] Когда Геза сопровождал Соломона в военной кампании против Византийской империи в 1072 году, Ладислав остался с половиной герцогских войск в Ньирсеге, чтобы «отомстить за своего брата сильной рукой». [25] если бы Соломон причинил вред Гезе. [24] [26]

Понимая, что новая гражданская война неизбежна, король и герцоги начали переговоры, чтобы получить помощь иностранных держав. [24] [26] Сначала Владислав посетил Киевскую Русь , но вернулся без подкрепления. [2] [26] Затем он отправился в Моравию и убедил герцога Оломоуца Отто I сопровождать его обратно в Венгрию с чешскими войсками. [2] [27] К тому времени, когда они вернулись в Венгрию, королевская армия уже вторглась в герцогство и разбила войска Гезы в битве при Кемеже 26 февраля 1074 года. [24] [28] [29] Ладислав встретил своего бегущего брата в Ваце , и они решили продолжить борьбу с Соломоном. [28] В легенде, сохранившейся в « Иллюминированных хрониках», упоминается, что перед битвой Ладислав «средь бела дня увидел видение с небес » ангела, возлагающего корону на голову Гезы. [30] [31] Триумф герцогов над королем предсказал и другой легендарный эпизод: « белейший горностай » прыгнул с тернового куста на копье Ладислава, а затем и на его грудь. [30] [32] Решающая битва при Модьероде произошла 14 марта 1074 года. [28] [29] Ладислав командовал «войсками из Быхора » на левом фланге. [28] [33] Соломон потерпел поражение, [29] но вместо того, чтобы сдаться своим двоюродным братьям, он бежал к западным границам королевства, чтобы обратиться за помощью к своему зятю Генриху IV из Германии . [34]
Геза был провозглашен королем, но Соломон обосновался в Мошоне и Прессбурге (ныне Братислава, Словакия ). [28] [34] Во время правления своего брата Ладислав управлял всем бывшим герцогством их отца. [27] Он отразил нападение Соломона на Ньитру (современная Нитра, Словакия ) в августе или сентябре 1074 года, но захватить Прессбург ему не удалось. [27] Ладислав также был главным советником своего брата. [27] Легенда гласит, что Геза решил построить церковь, посвященную Святой Богородице в Ваце , после того, как Ладислав объяснил значение чудесного появления благородного оленя на месте, где будет возведена церковь: [35]
Когда [король Геза и герцог Ладислав] стояли в месте недалеко от [Ваца], где сейчас находится церковь блаженного апостола Петра , им явился олень с множеством горящих свечей на его рогах и начал быстро бежать перед ними. по направлению к лесу, и на том месте, где теперь монастырь, он остановился и остановился. Когда солдаты выпустили в него стрелы, он прыгнул в Дунай , и они больше его не видели. При этом виде блаженный Владислав сказал: «Воистину это был не олень, а ангел от Бога». И король [Геза] сказал: «Скажи мне, возлюбленный брат, что могут означать все свечи, которые мы видели горящими на рогах оленя». Блаженный Владислав ответил: «Это не рога, а крылья; это не горящие свечи, а сияющие перья. Оно показало нам, что мы должны построить церковь Пресвятой Богородицы на том месте, где Она поставила свои ноги, и не где-нибудь еще».
Его правление
[ редактировать ]Объединение (1077–1085)
[ редактировать ]
Геза I умер 25 апреля 1077 года. [37] Поскольку сыновья Гезы, Коломан и Алмос , были несовершеннолетними , его сторонники вместо этого провозгласили королем Ладислава. [27] Галл Аноним подчеркивает, что король Польши Болеслав II Смелый «изгнал» Соломона «из Венгрии своими войсками и посадил [Ладислава] на трон»; Болеслав даже называл Ладислава «своим королем». [5] [38] [39] Хотя « Иллюминированная хроника» подчеркивает, что Ладислав «никогда не возлагал корону на свою голову, поскольку он желал небесной короны, а не земной короны смертного короля», на всех его монетах он изображен в короне, что позволяет предположить, что Ладислав действительно был коронован около 1078 года. . [40] [41] [42] Вскоре после своей коронации Ладислав обнародовал две книги законов, в которые вошли решения собрания «магнатов королевства», проходившего в Паннонхалме . [19] [43] Большинство этих законов представляли собой драконовские меры по защите частной собственности, показывая, что Ладислав в первую очередь сосредоточился на внутренней консолидации и безопасности в первые годы своего правления. [44] [45] Тех, кто был пойман на воровстве, подлежало казнить, и даже преступников, совершивших мелкие правонарушения против прав собственности, ослепляли или продавали в рабство. [44] Другие его законы регулировали судебное разбирательство и экономические вопросы, включая выдачу судебных повесток и королевскую монополию на торговлю солью. [19] [44]
Если кто-нибудь, свободный или раб, будет уличен в краже, его следует повесить . А если он побежит в церковь, чтобы избежать виселицы , его выведут из церкви и ослепят. Раб, пойманный на краже, если не убежит в церковь, должен быть повешен; собственник украденного товара возмещает убытки в утраченном товаре. Сыновья и дочери свободного человека, уличенного в краже, бежавшего в церковь, выведенного и ослепленного, если им десять лет или меньше, сохранят свою свободу; но если они старше десяти лет, они будут обращены в рабство и потеряют все свое имущество. Раб или свободный человек, укравший гуся или курицу, должен потерять один глаз и вернуть украденное.
- Законы короля Ладислава I [46]

« Иллюминированная хроника» утверждает, что Ладислав планировал «восстановить царство» Соломону и «сам получить герцогство». [41] [42] [40] но почти все современные источники противоречат этому сообщению. [47] Ладислав обратился к папе Григорию VII , который был главным противником союзника Соломона, Генриха IV в Германии. [47] По просьбе Папы Ладислав приютил баварскую знать, восставшую против Генриха. [48] [49] В 1078 или 1079 году Ладислав женился на Аделаиде , дочери Рудольфа Рейнфельденского , которого немецкие принцы избрали королем вместо Генриха IV. [48] [49] [50] Ладислав поддержал Леопольда II, маркграфа Австрии , который также восстал против Генриха IV; однако немецкий монарх вынудил Леопольда сдаться в мае 1078 года. [51]
Воспользовавшись внутренними конфликтами в Священной Римской империи, Ладислав в начале 1079 года осадил и захватил у Соломона крепость Мосон. [50] [52] Однако Генрих IV штурмовал западные регионы Венгрии и закрепил позиции Соломона. [52] Немецкое вторжение также помешало Ладиславу помочь Болеславу Смелому, который бежал в Венгрию после того, как подданные изгнали его из Польши. [53] Ладислав начал переговоры с Соломоном, который отрекся от престола в 1080 или 1081 году в обмен на «доходы, достаточные для покрытия расходов короля». [45] [50] [52] [54] Однако вскоре Соломон начал заговор против Ладислава, и Ладислав заключил его в тюрьму. [42] [52]
Первые пять венгерских святых, в том числе первый король Венгрии Стефан I и сын Стефана Эмерик , были канонизированы во время правления Ладислава. [52] Канонизация Стефана демонстрирует великодушие Ладислава, поскольку дед Ладислава, Вазул , был ослеплен по приказу Стефана в 1030-х годах. [45] [55] Историк Ласло Контлер говорит, что церемония канонизации, состоявшаяся в августе 1083 года, была также политическим актом, демонстрирующим «приверженность Ладислава сохранению и укреплению» христианского государства. [56] Ладислав даже посвятил недавно основанный бенедиктинский монастырь – аббатство Сентджобб – правой руке Стефана, известной как « Святой Декстер », которая чудесным образом была найдена неповрежденной. [45] Ладислав освободил Соломона во время церемонии; [45] Легенда гласит, что могилу Стефана нельзя было открыть, пока он этого не сделает. [48]
[Господь] Господь, чтобы показать, насколько милостивым был [король Стефан I], живя в смертном теле, продемонстрировал свое одобрение [откровения Стефана как святого] прежде всех других дел, когда [царь] уже царствовал со Христом до того, что хотя три дня изо всех сил бились, чтобы поднять святое тело Его, но его никоим образом не удалось сдвинуть с места. Ибо в то время из-за грехов возникла тяжкая раздора между упомянутым царем Ладиславом и его двоюродным братом Соломоном, из-за которой Соломон, взятый в плен, содержался в темнице. Поэтому, когда они тщетно пытались поднять тело, некий отшельник из церкви Святого Спасителя в Бёкенисомлё по имени Каритас, чья знаменитая жизнь в то время пользовалась большим уважением, признался королю откровением, сделанным ей с небес, что они старались напрасно; перенести мощи святого царя было бы невозможно до тех пор, пока Соломону не будет предложено безусловное помилование, освободившее его из заключения темницы. И вот, выведя его из темницы и повторив трехдневный пост, когда наступил третий день перенесения святых останков, камень, лежавший над могилой, поднялся с такой легкостью, как будто он не имел никакого значения. вес раньше.
После освобождения Соломон предпринял последнюю попытку вернуть себе корону. [45] [58] Он убедил вождя печенегов Кутеска вторгнуться в Венгрию в 1085 году. [58] Ладислав разгромил захватчиков в верховьях реки Тисы . [58] [59]
Расширение (1085–1092)
[ редактировать ]В августе 1087 года немецкие князья, выступавшие против правления Генриха IV, провели конференцию в Шпейере . [58] [60] Современник Бернольд Сен-Блазиен упоминает, что Ладислав отправил на встречу послов и «пообещал, что поможет [им] 20 000 рыцарей, если это станет необходимым». [61] [62] Ладислав также признал Виктора III законным папой , а не Климента III , который был избран папой по инициативе Генриха IV. [62] Однако Ладислав не оказал дальнейшей поддержки противникам Генриха IV после того, как ему сообщили о смерти Соломона в 1087 году. [63]
короля Хорватии Деметриуса Звонимира Жена , Елена , была сестрой Ладислава. [64] После смерти Звонимира и его преемника Стефана II разгорелся конфликт между группировками хорватских дворян . [64] [65] [66]

По просьбе Елены Ладислав вмешался в конфликт и вторгся в Хорватию в 1091 году. [67] В том же году он написал Одеризию , аббату Монте-Кассино в Италии, о своем вторжении. [66] [65] Летопись архидьякона Фомы описывает, как Ладислав «занял всю землю от реки Дравы до гор, называемых Железными Альпами, не встретив сопротивления». [68] [69] [70] Однако его противники короновали местного дворянина Петра Сначича . королем [71] Сначич сражался в горах Гвоздь , предотвратив полное завоевание Хорватии. [65] Ладислав назначил своего племянника Алмоса управлять оккупированной территорией. [71] [65] Примерно в то же время Ладислав учредил отдельную епархию в Славонии с кафедрой в Загребе . [71] Епископ новой кафедры стал суфражистом архиепископа Эстергомского в Венгрии. [65]
Ладислав признался в своем письме Одеризиусу, что не может «продвигать дело земных достоинств, не совершая тяжких грехов». [72] Историк Балинт Хоман говорит, что Ладислав имел в виду развивающийся конфликт с Папой Урбаном II , который возражал против отказа Ладислава признать сюзеренитет Святого Престола над Хорватией. [72] [73] [74] [75] В письме Ладислав называл себя «королем венгров и Мессии». [63] [76] [77] Историк Ференц Макк пишет, что последнее название относилось к Мезии , подразумевая, что Ладислав забрал регионы между реками Великая Морава и Дрина у Византийской империи. [63] Никакие другие документы не упоминают об оккупации Мезии Ладиславом, что позволяет предположить, что, если Ладислав действительно оккупировал этот регион, он быстро его потерял. [76] Александру Маджеру говорит, что "Мессию" скорее следует ассоциировать с Боснией, которая была оккупирована во время кампании Ладислава против Хорватии. [77]
Половцы . вторглись и разграбили восточную часть королевства в 1091 году [63] Вторгшихся половцев возглавил вождь Капольч, они прорвались сначала в Трансильванию , затем на территорию между реками Дунай и Тиса . Половцы попытались покинуть Венгрию со своей огромной добычей и пленными, но король Ладислав достиг и разгромил их у реки Темес . Ладислав предложил христианство выжившим половцам , большинство из них приняли, поэтому король поселил их в Ясаге . Слух о проигранной битве дошел до лагеря половцев, половцы угрожали королю Ладиславу местью и требовали освободить пленных половцев. Король Ладислав двинулся к венгерской границе, чтобы предотвратить следующее вторжение. Две армии столкнулись возле Северина , венгерская армия одержала победу, король Ладислав убил Акоса, половецкого вождя. [78] Макк утверждает, что византийцы убедили их напасть на Венгрию, [79] в то время как « Иллюминированная хроника» утверждает, что половцы были подстрекаемы « русинами ». [80] [81] [82] В отместку, продолжает летопись, Владислав вторгся в соседние Русские княжества , заставив «русинов» просить «пощады» и обещать, «что они будут ему верны во всем». [80] [83] Летопись Нет Руси документирует военные действия Ладислава. [84]
Бернольд Сен-Блазиен пишет, что герцог Вельф Баварский предотвратил конференцию, которую император Генрих IV «организовал с королем венгров» в декабре 1092 года. [72] [85] В письме, написанном Генрихом, говорится о «союзе, в который [он] когда-то вступил» с Ладиславом. [81] [86] Папа Урбан II также упомянул, что венгры «оставили пастырей своего спасения», подразумевая, что Ладислав перешел на другую сторону и признал легитимность антипапы Климента III. [87] [88] В акте бенедиктинского Сомогиварского аббатства Ладислав заявил, что аббат должен быть ему послушен, доказав, что Ладислав выступал против независимости Церкви, которой требовали григорианские реформы . [89] Ладислав лично председательствовал на собрании венгерских прелатов , которое собралось в Сабольче 21 мая 1091 года. [90] Синод признал легитимность первого брака священнослужителя, в отличие от требований канонического права , согласно которому священнослужители вообще не могут вступать в брак. [91] Согласно научной теории, кафедры епархий Калоча и Бихар были перенесены в Бач (ныне Бач, Сербия ) и Надьварад (современная Орадя, Румыния) соответственно во время правления Ладислава. [92] [93]
Последние годы (1092–1095)
[ редактировать ]
Ладислав вмешался в конфликт между Владиславом I Германом , герцогом польским , и внебрачным сыном герцога Збигневом от имени последнего. [94] Он двинулся в Польшу и в 1093 году захватил в плен младшего сына Германа, Болеслава . [94] По требованию Ладислава Владислав I Герман объявил Збигнева своим законным сыном. [95] В « Иллюминированной хронике» также упоминается, что венгерские войска захватили Краков во время кампании Ладислава, но достоверность этого сообщения подвергается сомнению. [79]
В « Иллюминированной хронике» сообщается, что «посланники из Франции и Испании , из Англии и Британии , и особенно от Виллерма, брата короля франков» посетили Ладислава в Бодроге (недалеко от нынешнего Бачки-Моноштора в Сербии) на Пасху 1095 года. просили его возглавить крестовый поход на Святую Землю . [96] [97] Легенда о Ладиславе гласит, что он решил «пойти в Иерусалим и умереть там за Христа». [98] По словам историка Габора Кланичая, вся эта история была придумана, вероятно, во время правления венгерского короля Белы III (который на самом деле планировал возглавить крестовый поход на Святую Землю в 1190-х годах). [99] Однако Ладислав действительно планировал вторгнуться в Богемию, потому что хотел помочь сестры сыновьям своей , Святополку и Отто . [81] Он серьезно заболел еще до прибытия в Моравию. [81] [100] « Иллюминированная хроника» повествует, что Ладислав, у которого не было сыновей, «созвал своих главных людей», сказав им, что младший сын его брата, Алмос, «должен править после него». [81] [100] [101]
Ладислав умер недалеко от венгерско-чешской границы 29 июля 1095 года. [81] Папская булла Папы Пасхалия II в 1106 году утверждает, что «почтенное тело Ладислава покоится» в аббатстве Сомогивар, подразумевая, что Ладислав был похоронен в Сомогиваре . [102] С другой стороны, в «Легенде» Ладислава конца XII века говорится, что его слуги похоронили его в Секешфехерваре , но телега, везущая его тело, «отправилась в Варад сама, без помощи какого-либо тяглового животного». [102]
Семья
[ редактировать ]
Историк Дьюла Кристо говорит, что у Ладислава была первая жена. [49] но ее имя и семья неизвестны. [49] Она родила дочь, имя которой также неизвестно. [49] Дочь Ладислава вышла замуж за князя Волыни Ярослава Святопольчича около 1090 года. [49] Ладислав снова женился в 1078 году на Аделаиде , дочери немецкого антикороля Рудольфа Швабского . [49] Их единственный известный ребенок, Пироска , стала женой византийского императора Иоанна II Комнина в 1105 или 1106 году. [106]
Семья и родственники Ладислава, упомянутые в статье, показаны на следующем генеалогическом древе. [107]
дама из клан Татони | взгляд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Андрей I | Бела I | Ричеза или Аделаида | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соломон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геза I | неизвестный* | Ладислав | Аделаида Рейнфельденская | Ламперт | Елена | Звонимир из Хорватии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Короли Венгрии (с 1095 г.) | Ярослав Волынский | дочь | Ирен (урожденная Красная Шапочка) | Иоанн II Комнин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*Согласно научной теории, предполагающей, что у Ладислава было две жены.
Наследие
[ редактировать ]
Консолидация христианской монархии
[ редактировать ]На протяжении веков агиографы и историки подчеркивали выдающуюся роль Ладислава в консолидации христианской монархии. [108] В хрониках также подчеркивалось его idoneitas , или личная пригодность к царству, поскольку легитимность его правления была сомнительной. [108] В « Иллюминированной хронике» ясно говорится, что Ладислав знал, что «право закона между ним и [Соломоном] было не на его стороне, а только сила факта». [54] [108]
После побед Ладислава над печенегами и половцами кочевые народы понтийских степей прекратили вторжение в Венгрию до монгольского нашествия 1241 года. [109] Кристо предполагает, что народ секей — община венгерскоязычных воинов — начал заселять самые восточные приграничные земли под властью Ладислава. [59] [110] «Историческое объединение Венгерского королевства и Хорватии », завершившееся в 1918 году, началось с завоевания Хорватии Ладиславом. [55] Его завоевание ознаменовало начало периода венгерской экспансии, которая обеспечила превращение Венгрии в ведущую центральноевропейскую державу в течение следующих столетий. [109] Для недавно коронованного венгерского короля стало обычным обрядом паломничество к святыне Ладислава в Вараде . [37] Людовик I Венгерский , предпринявший множество попыток расширить свою территорию на Балканском полуострове, выказывал особое уважение к Ладиславу. [111]
В Венгрии никогда не было такого великого короля, как
И с тех пор земля никогда не приносила таких обильных и великолепных плодов.
Почитание
[ редактировать ]Святой Ладислав | |
---|---|
![]() Реликварий святого Ладислава конца XIX века (в соборе-базилике Оради, Румыния) | |
Король и исповедник | |
Почитается в | Костел |
канонизирован | 27 июня 1192 г. (сомнительно) Папой Селестиной III (сомнительно) |
Главный храм | Собор-базилика Оради , Румыния и собор-базилика Дьера , Венгрия |
Праздник | 27 июня |
Атрибуты | Святая Корона Святого Стефана I Длинный меч Два ангела Баннер |
Покровительство | Святой покровитель Венгрии Святой покровитель Секели Защитник от чумы |
Габор Кланичай подчеркивает, что Ладислав «казалось, специально созданным, чтобы олицетворять идеал рыцаря-короля» своего времени. [108] Во время правления преемника Ладислава, Коломана Ученого , епископ Хартвик говорил, что характер Ладислава «отличался респектабельностью нравов и отличался великолепием своих добродетелей». [81] [112] Так называемые Gesta Ladislai regis («Деяния короля Ладислава»), представляющие собой тексты о жизни и правлении Ладислава, сохранившиеся в венгерских хрониках XIV века, были написаны во время правления Коломана. [108] Пять значимых событий из жизни Ладислава, не вошедшие в его официальную легенду, сохранились лишь в « Гесте» . [22]
Самая популярная история описывает битву Ладислава с « куманским » воином после битвы при Керлесе (современный Чиралеш , Румыния) в 1068 году. [113] [114] В битве объединенные армии Соломона, Гезы и Ладислава разгромили банду печенегов или турок-огузов, грабивших восточные части королевства. [4] [115] По версии, зафиксированной в « Иллюминированной хронике» , Ладислав заметил бежавшего с поля боя языческого воина с пленной венгерской девушкой. [114] Ладислав преследовал «половца», но остановить его не смог. [116] По совету Ладислава девушка стащила воина с лошади, позволив Ладиславу убить «половца» после долгого боя на земле. [116] [117] Археолог Дьюла Ласло говорит, что фрески с изображением этой легенды в средневековых церквях сохранили элементы языческих мифов, в том числе о «борьбе сил света и тьмы». [114] [118]
[]Блаженнейший герцог Ладислав увидел одного из язычников, увозившего на своей лошади прекрасную венгерскую девушку. Святой герцог Ладислав подумал, что это дочь епископа Варада , и, хотя тот был тяжело ранен, стремительно преследовал его на своем коне, которого назвал по имени Цуг. Когда он догнал его и хотел пронзить его копьем, он не смог этого сделать, потому что ни его собственная лошадь не могла идти быстрее, ни лошадь другого не уступала места, но между его копьем и копьем оставалось расстояние в человеческую руку. Коман вернулся. Тогда святой герцог Ладислав крикнул девушке и сказал: «Прекрасная сестра, хватай Комана за пояс и бросайся на землю». Что она и сделала; и святой герцог Ладислав собирался пронзить его копьем, когда он лежал на земле, потому что хотел убить его. Но девушка сильно умоляла его не убивать его, а отпустить. Отсюда видно, что в женщин нет веры; ибо, вероятно, из-за сильной плотской любви она желала, чтобы он вышел на свободу. Но после долгой борьбы с ним и лишения его личного состава святой герцог убил его. Но девушка не была дочерью епископа.
Во время правления Стефана II Венгерского святыня Ладислава в соборе Варада стала излюбленным местом проведения испытаний . [120] Однако невозможно определить, стал ли Ладислав объектом почитания вскоре после его смерти, или же его культ возник после того, как он был канонизирован Белой III Венгерским 27 июня 1192 года. [121] Бела жил при византийском дворе, где дочь Ладислава Ирина почиталась как святая. [122]
По словам архидьякона Фомы, Папа Иннокентий III заявил, что Ладислав «должен быть занесен в список святых», но его отчет ненадежен, поскольку Селестина III . в то время Папой была [123] [124] В буллах и хартиях Селестины III не упоминается канонизация Ладислава, подразумевая, что Ладислав был канонизирован без разрешения Святого Престола. [125] Почти современный журнал Regestrum Varadinense сообщает, что раб по имени «Текус, сын ремесленника Денеша» открыл могилу Ладислава в начале церемонии, после чего Текусу была дарована свобода. [98] Части головы и правой руки Ладислава были отрублены, чтобы их можно было передать как реликвии. [98] XV века Серебряный реликварий , в котором хранится голова Ладислава, выставлен в соборе Дьера . [126]

Официальная легенда Ладислава, составленная после 1204 года: [98] ряд чудес . приписывает ему [127] Согласно одной из его легенд, во время правления Ладислава по всему королевству распространилась чума. Ладислав молился об исцелении; Затем он наугад выпустил стрелу в воздух, попав в траву, которая вылечила болезнь. [127] Это растение стало известно в Венгрии как « трава Святого Ладислава ». [127]
Ладислав является покровителем Венгрии, особенно на границах. [127] [128] В частности, солдаты и жители Секея . его почитают [120] Легенда позднего средневековья гласит, что Ладислав появился во главе армии Секея, сражавшейся и разгромившей банду грабителей татар в 1345 году. [120] Его также призывают во времена эпидемий. [127] Его часто изображают зрелым бородатым мужчиной в королевской короне и с длинным мечом или знаменем . [127] Его также изображают стоящим на коленях перед оленем или в компании двух ангелов. [127]
Король Венгрии Сигизмунд умер в 1437 году, и, как было приказано при жизни, он был похоронен в Вараде (ныне Орадя ), рядом с могилой короля Святого Ладислава, который был для того времени идеалом совершенного монарха, воина и христианина. глубоко почитался Сигизмундом. [129]
Герма короля Святого Владислава и генетика
[ редактировать ]
черепа Реликвия в Герме Святого Ладислава, хранящаяся в соборной базилике Дьера , является одной из самых важных реликвий для венгров. [130]
Король Венгрии святой Ладислав завершил дело короля Венгрии святого Стефана , укрепил венгерскую государственную власть и укрепил христианство . Его харизматическая личность, стратегическое лидерство и военные таланты привели к прекращению внутренней борьбы за власть и иностранных военных угроз. Его считали воплощением идеала рыцаря-короля, которому должна подражать вся Европа. Он был канонизирован в 1192 году по просьбе венгерского короля Белы III , а его тело было эксгумировано, чтобы подготовить реликвии из его черепа и других останков скелета, как это было принято в те средневековые времена. [130]
По словам историка Дьёрдя Сабадоша, Дьюла Ласло уже в 1965 году доказал, что на лике Гермы Святого Ладислава изображен король Бела III. Реконструкция черепа из гробницы Королевской базилики , найденной в Секешфехерваре, также показывает лицо Гермы, что неудивительно, поскольку король Ладислав уже был мертв 97 лет назад в 1192 году, поэтому только живший тогда король из той же семьи Бела III был достоин стать моделью для создания лика Гермы. [131]
Деревянная герма с черепом пострадала во время пожара в 1406 году, но череп чудом сохранился невредимым. Позже ее поместили в нынешнюю Герму, созданную во времена правления венгерского короля Сигизмунда . В 16 веке реликвию пришлось спасать из Варада из-за опустошения Трансильвании протестантами. В первые десятилетия 17 века он достиг своего нынешнего местоположения в Дьерском соборе, пройдя через Прагу , Пожонь (ныне Братислава ) и Веспрем . [130]
Бурные исторические события Гермы вызвали у историков и археологов сомнения в подлинности реликвии. [130] , единственного короля династии Арпада В то время останки короля Белы III , были известны и идентифицированы, поскольку незадолго до этого Институт венгерских исследований определил все данные генома короля Белы III, которые были опубликованы в 2020 году. [132] Таким образом, венгерские ученые смогли сравнить отцовскую последовательность Y-хромосомы черепа с последовательностью короля Белы III, о котором были доступны полные данные о геноме. [130]
4 июня 2021 года Эндре Непарачки собрал образец черепа гермафродита, в ходе его исследований на данный момент из образца выделили одну из лучших собственных экстрагированных эндогенных ДНК. [133] Институт венгерских исследований определил генетический состав черепа, найденного у гермы, и опубликовал его в 2023 году. Результат подтвердил оригинальность реликвии Святого Ладислава: Y-хромосома черепа принадлежит исключительной гаплогруппе династии Арпадов R. -ARP (R1a1a1b2a2a1c3a3b) и анализ родства выявили, что череп находится на расстоянии пяти поколений от короля Белы III. [130] [133]
Субгаплогруппа R-ARP принадлежит кладе R-Z2123, филогенетический анализ позволил предположить бронзового века BMAC- происхождение субгаплогруппы R-Z2123, принадлежащей кладе R-Z2125, , обнаруженной у лиц Среднего Востока. Поздний бронзовый век в Прикаспийской степи, связанный с потаповской , синташтинской и андроновской культурами. В железном веке эта гаплогруппа была обнаружена в Туранском бассейне и у скифо-сибиряков , Минусинской котловины позднее у азиатских гуннов (хуннов) и вплоть до средневековья в Монголии, что указывает на распространение гаплогруппы на восток и юг. Первое появление R-Z2125 в Карпатском бассейне было обнаружено у европейских гуннов 7-8 веков 5-го века и аваров , но он также прибыл с венграми-завоевателями в 9-10 веках, включая Арпада и его семью. [130] Основной предпосылкой венгерской средневековой летописной традиции (например, в Chronicon Pictum ) о том, что для гуннов, т.е. венгров, дважды вышедших из Скифии , руководящим принципом была гунно-венгерская преемственность. [134] Геномный анализ членов венгерской королевской семьи Арпад соответствует сообщаемому о завоевательном венгерско-гуннском происхождении династии в гармонии с их филогенетическими связями Y-хромосомы. [130]
В 2022 году Институт венгерских исследований опубликовал генетическое исследование, в котором было проанализировано 113 образцов венгерских завоевателей. [135] Результат анализа генома короля Святого Ладислава подтвердил, что династия Арпадов происходила из той же этнической группы, что и другие члены венгерской элиты завоевателей, и что он имел более высокую генетическую близость к венгерским завоевателям, чем проанализированные более поздние члены венгерской королевской семьи. Король Святой Ладислав имел больше восточного геномного наследия, чем его более поздние родственники, на генетической карте PCA он немного сместился на восток от облака современных европейских популяций, в то время как геном короля Белы III был спроецирован рядом с современными венграми и хорватами, потому что геномы Центральной Азии на протяжении веков постепенно ослаблялись за счет династических браков с европейскими королевскими семьями. [130] [133]
Святой Владислав стал первым святым в мире, личность которого была подтверждена археогенетическим анализом. [133]
Галерея
[ редактировать ]- Святой Ладислав (картина Симоне Мартини , 1326) (Гражданский музей Санта-Мария-делла-Консолационе, Альтомонте , Италия )
- 1. Погребение святого Владислава. 2. Лица, молящиеся у его могилы. 3. Богатый человек не может поднять серебряный поднос со своей могилы. 4. Бедняк поднимает серебряный поднос. ( Анжуйский Легендариум , 14 век)
- В букве «П» принц Ладислав сражается на дуэли с половцем-воином ( Chronicon Pictum , 1358).
- Святой Ладислав преследует половца-воина, похитившего девушку ( Chronica Hungarorum , 1488 г.)
- Святой Ладислав-король-рыцарь ( Chronica Hungarorum , 1488 г.)
- Король Святой Ладислав ( мавзолей Надасди , 1664 г.)
- Святой Ладислав в битве при Церхаломе (картина Кароя Кишфалуди , 1826–1830) ( Венгерская национальная галерея , Будапешт )
- Изображение битвы при Церхаломе в часовне Святого Ладислава церкви Матьяша ( Будапешт , Венгрия ) (картина Кароя Лотца , 19 век). Король Венгрии Святой Ладислав спасает похищенную венгерскую девушку от половца-воина.
- Святой Ладислав в зале Святого Стефана в Будайской крепости
- Статуя Святого Ладислава на площади Героев . в Будапеште
- Статуя Святого Ладислава, сделанная в память о битве при Модьёроде в Модьёроде , Венгрия (сделана Лайошем Йожей в 2001 году)
- Статуя Святого Ладислава в Сексарде , Венгрия (сделана Бенедеком Надьем в 2001 году). Композиция была основана на сцене дуэли воинов Ладислава и половцев в букве «P» в Chronicon Pictum .
- Конная статуя Святого Ладислава в Римско-католической епархии Орадя , Румыния (сделана Арпадом Деаком в 2023 году)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кланичай 2002 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Желудь 1994 , с. 394.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 78, 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кристо и Макк 1996 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Лэмб 2012 , с. 338.
- ^ Кланичай 2002 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Деяния князей поляков (гл. 27.), с. 97.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 60.
- ^ Энгель 2001 , с. 30.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 79.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 65.92), с. 115.
- ^ Jump up to: а б Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 31.
- ^ Контлер 1999 , с. 61.
- ^ Робинсон 1999 , с. 53.
- ^ Эрсеги и Солимоси 1981 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б Бартл и др. 2002 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Бартл и др. 2002 , с. 27.
- ^ Штайнхюбель 2011 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Кланичай 2002 , стр. 176–177.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с д Кристо и Макк 1996 , с. 109.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 79.111), с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Костольник 1981 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и Кристо и Макк 1996 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д и Штайнхюбель 2011 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Кланичай 2002 , с. 177.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 83.120), с. 123.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 85.121), с. 124.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 84.121), с. 124.
- ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 94.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 177–178.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 87–88.124), с. 125.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 32.
- ↑ Деяния польских князей (гл. 27–28), стр. 97–99.
- ^ Мантейфель 1982 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Венгерская иллюминированная хроника (гл. 93.131), с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Костольник 1981 , с. 93.
- ^ Законы короля Ладислава I (Ладислав II: Преамбула), с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Графтер 1999 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Энгель 2001 , с. 33.
- ^ Законы короля Ладислава I (Ладислав II: 12), стр. 14–16.
- ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б с Костольник 1981 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристо и Макк 1996 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 92.
- ^ Робинсон 1999 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б с д и Кристо и Макк 1996 , с. 119.
- ^ Мантейфель 1982 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Венгерская иллюминированная хроника (гл. 94.133), с. 128.
- ^ Jump up to: а б Графтер 1999 , с. 63.
- ^ Контлер 1999 , с. 64.
- ^ Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 393.
- ^ Jump up to: а б с д Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Кристо и Макк 1996 , с. 121.
- ^ Робинсон 1999 , с. 263.
- ^ Бернольд Сен-Блазиен, Хроника (1087 год), стр. 290.
- ^ Jump up to: а б Костольник 1981 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Кристо и Макк 1996 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Файн 1991 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б с д и Короткое 2006 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Магаш 2007 , стр. 48.
- ↑ Fine 1991 , стр. 282, 284.
- ^ Архидиакон Фома Сплитский: История епископов Салоны и Сплита (гл. 17), с. 93.
- ^ Лэмб 2012 , с. 345.
- ^ Магаш 2007 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с Файн 1991 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б с Костольник 1981 , с. 101.
- ^ Короткий 2006 , с. 266.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 121–122.
- ^ Энгель 2001 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Макк и Торочкай 2006 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Маджеру 2013 , стр. 98.
- ^ Банлаки, Йожеф. «Второй поход Ладислава против половцев в 1091 году» [Второй поход Ладислава против половцев в 1091 году]. Военная ( история венгерского народа на венгерском языке). Будапешт.
- ^ Jump up to: а б Лэмб 2012 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б Венгерская иллюминированная хроника (гл. 98.138), с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кристо и Макк 1996 , с. 122.
- ^ Лэмб 2012 , с. 339.
- ^ Костольник 1981 , с. 102.
- ^ Костольник 1981 , с. 103.
- ^ Бернольд Сен-Блазиен, Хроника (1092 год), стр. 307.
- ↑ Письма Генриха IV: Генрих благодарит герцога Альмуса за поддержку и обещает ему награду, с. 171.
- ^ Макк и Торочкай 2006 , с. 163.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 122, 133.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 116.
- ^ Костольник 1981 , с. 105.
- ^ Костольник 1981 , с. 108.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 117.
- ^ Энгель 2001 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Мантейфель 1982 , с. 101.
- ^ Мантейфель 1982 , стр. 101–102.
- ^ Костольник 1981 , с. 104.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 100.139), с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д Кланичай 2002 , с. 186.
- ^ Кланичай 2002 , с. 418.
- ^ Jump up to: а б Шрифт 2001 , с. 15.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 101.139), с. 130.
- ^ Jump up to: а б Кланичай 2002 , с. 175.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 107, приложения 1–2.
- ^ Вишевский 2010 , стр. 29–30, 60, 376.
- ^ Фердинанди 2000 , с. 208, Приложение.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. Приложение 2.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. Приложения 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д и Кланичай 2002 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 37.
- ^ Энгель 2001 , с. 115.
- ^ Картледж 2011 , с. 36.
- ^ Хартвич, Жизнь короля Венгрии Стефана (гл. 24), стр. 394.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 177, 190.
- ^ Jump up to: а б с Ласло 1996 , с. 142.
- ^ Лэмб 2012 , стр. 339–340.
- ^ Jump up to: а б Ласло 1996 , с. 143.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 190–191.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 192–193.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 73–74.103), с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Кристо и Макк 1996 , с. 123.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 174, 182.
- ^ Кланичай 2002 , с. 182.
- ^ Кланичай 2002 , с. 185.
- ^ Архидиакон Фома Сплитский: История епископов Салоны и Сплита (гл. 23), с. 133.
- ^ Кланичай 2002 , стр. 185–186.
- ^ «Наша епархия: История – реликварий святого Ладислава» . Дьёр Эдьхазмедье [Дьёрская епархия] . gyor.eghyzamegye.hu. 2008. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ланци и Ланци 2004 , с. 142.
- ^ Ласло 1996 , с. 145.
- ^ Иван Бертени. (2000). История четырнадцатого века. Будапешт: Издательство Панноника.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Варга, Гергели И.Б.; Кристоф, Лилла Алида; Маар, Китти; Кис, Лука; Шютц, Оскар; Варади, Орсоля; Ковач, Бенце; Гингуца, Александра; Тиханьи, Балаж; Надь, Питер Л; Мароти, Золтан; Ньерки, Эмиль; Турок, Тибор; Непарачки, Эндре (январь 2023 г.). «Археогеномное подтверждение реликвии святого Ладислава дает представление о генеалогии династии Арпадов» . Журнал генетики и геномики = И Чуань Сюэ Бао . 50 (1): 58–61. дои : 10.1016/j.jgg.2022.06.008 . ПМИД 35809778 .
- ^ Дьердь, Сабадос (26 июня 2020 г.). «Раннее венгерское прошлое в пересмотренных учебниках истории - интервью с историком Дьёрдь Сабадошем, разработчиком учебных программ» [Раннее венгерское прошлое в пересмотренных учебниках истории - интервью с историком Дьёрдь Сабадошем, разработчиком учебных программ]. Профессиональная ассоциация учителей истории (на венгерском языке).
- ^ Надь, Питер Л.; Олас, Юдит; Непарачки, Эндре; Роуз, Николас; Капурия, Каран; Кано, Саманта; Чен, Хуэйцзе; Кристофаро, Джули Ди; Рунфельдт, Горан; Рунфельдт, Горан; Екомасова Наталья; Мароти, Золтан; Джени, Джон; Литвинов Сергей; Джаубермезов, Мурат; Габидуллина, Лиля; Сентирмай, Золтан; Сабадос, Дьёрдь; Згонянин, Драгана; Кьярони, Жак; Бехар, Дорон М.; Хуснутдинова, Эльза; Андерхилл, Питер А.; Каслер, Миклош (7 июля 2020 г.). «Определение филогенетического происхождения династии Арпада на основе секвенирования Y-хромосомы Белы Третьего» . Европейский журнал генетики человека . 29 (1): 164–172. дои : 10.1038/s41431-020-0683-z . ПМЦ 7809292 . ПМИД 32636469 .
- ^ Jump up to: а б с д Эндре, Непарачки (22 августа 2022 г.). «Святой Ласло более азиат, чем большинство наших королей» . Институт венгерских исследований .
- ^ Доктор Сабадос, Дьёрдь (1998). «От хроник к гесте - Сдвиги акцентов довременной перспективы в XV–XVIII веках» . Бюллетени по истории литературы, 102 (5-6) (PDF) (на венгерском языке). Институт литературных исследований Венгерской академии наук. стр. 615–641. ISSN 0021-1486 .
- ^ Мароти, Золтан; Непарачки, Эндре; Шютц, Оскар; Маар, Китти; Варга, Гергели И.Б.; Ковач, Бенце; Кальмар, Тибор; Ньерки, Эмиль; Надь, Иштван; Латиновичс, Дора; Тиханьи, Балаж; Марсик, Антония; Палфи, Дьёрдь; Бернерт, Жолт; Галлина, Жолт; Хорват, Чиприан; Варга, Шандор; Поэт Ласло; Раско, Иштван; Надь, Питер Л.; Балог, Силла; Цинк, Альберт; Майкснер, Франк; Гётерстрем, Андерс; Джордж, Роберт; Салонтай, Чаба; Сенте, Гергеи; Галл, Эрвин; Поцелуй, Аттила П.; Гуляш, Бенце; Ковачочи, Бернадетт, штат Нью-Йорк; Галь, Шандор Сцилард; Томка, Питер; Тёрёк, Тибор (25 мая 2022 г.). «Генетическое происхождение гуннов, аваров и венгров-завоевателей» . Современная биология . 32 (13): 2858–2870.e7. дои : 10.1016/j.cub.2022.04.093 . ПМИД 35617951 . S2CID 246191357 .
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- «Бернольд Сен-Блазиен, Хроника » (2008). В Робинсоне, Германия одиннадцатого века: Швабские хроники. Издательство Манчестерского университета. стр. 245–337. ISBN 978-0-7190-7734-0 .
- «Хартвик, Жизнь короля Венгрии Стефана» (перевод Норы Беренд) (2001). В голове, Томас. Средневековая агиография: Антология . Рутледж. стр. 378–398. ISBN 0-415-93753-1 .
- «Письма Генриха IV: Генрих благодарит герцога Альмуса за поддержку и обещает ему награду» (2000). В «Имперских жизнеописаниях и письмах одиннадцатого века» (перевод Теодора Э. Моммзена и Карла Ф. Моррисона, с историческим введением и новыми предлагаемыми чтениями Карла Ф. Моррисона, под редакцией Роберта Л. Бенсона). Издательство Колумбийского университета. стр. 52–100. ISBN 978-0-231-12121-7 .
- Деяния польских князей (перевод и аннотации Пола В. Нолла и Фрэнка Шаера с предисловием Томаса Н. Биссона) (2003). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-9241-40-7 .
- Венгерская иллюминированная хроника: Хроника Gestis Hungarorum (под редакцией Дежсо Дерцени) (1970). Корвина, издательство Taplinger Publishing. ISBN 0-8008-4015-1 .
- «Законы короля Ладислава I (1077–1095)». В «Законах средневекового королевства Венгрия», 1000–1301 гг. (Перевод и редакция Яноша М. Бака, Дьёрдя Бониса, Джеймса Росс Суини с эссе Андора Чизмадиа о предыдущих изданиях, второе исправленное издание, в сотрудничестве с Лесли С. Домонкосом) ) (1999). Издательство Чарльза Шлакса-младшего. стр. 11–22. ISBN 1-884445-29-2 . OCLC 495379882 . OCLC 248424393 . LCCN 89-10492 . ОЛ 12153527М . (ISBN может быть опечатан в книге как 88445-29-2).
- Архидиакон Фома Сплитский: История епископов Салоны и Сплита (латинский текст Ольги Перич, отредактированный, переведенный и аннотированный Дамиром Карбичем, Мирьяной Матиевич Сокол и Джеймсом Россом Суини) (2006). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-7326-59-6 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Барани, Аттила (2012). «Расширение Венгерского королевства в средние века (1000–1490)» В Беренде, Нора (ред.). Расширение Центральной Европы в средние века . Ашгейт Вариорум. стр. 100-1 333–380. ISBN 978-1-4094-2245-7 .
- Бартл, Юлиус; Чичай, Уильям; Кохутова, Мария; Летц, Роберт; Сегеш, Владимир; Шкварна, Душан (2002). Словацкая история: хронология и лексика . Издательство Болчази-Кардуччи, Словенское педагогическое наложение. ISBN 0-86516-444-4 .
- Картледж, Брайан (2011). Воля к выживанию: история Венгрии . К. Херста и Ко ISBN 978-1-84904-112-6 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Эрсеги, Геза; Солимоси, Ласло (1981). «Монархия Арпадов, 1000–1301». В Солимоси, Ласло (ред.). ( Историческая хронология Венгрии, Том I: От начала до 1526 года на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 79–187. ISBN 963-05-2661-1 .
- Фердинанди, Михай (2000). III. ( Оттон III, Святой Император на венгерском языке). Издательство Баласси. ISBN 963-506-336-9 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Шрифт, Марта (2001). Коломан Ученый, король Венгрии (под руководством Дьюлы Кристо, перевод Моники Миклан) . Марта Фонт (при поддержке Издательской комиссии гуманитарного факультета Печского университета). ISBN 963-482-521-4 .
- Кланичай, Габор (2002). Святые правители и блаженные князья: династические культы в средневековой Центральной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42018-0 .
- Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN 963-9165-37-9 .
- Костольник, З.Дж. (1981). Пять венгерских королей одиннадцатого века: их политика и отношения с Римом . Валун. ISBN 0-914710-73-7 .
- Кристо, Дьюла; Макк, Ференц (1996). Арпада Правители дома (на венгерском языке). Книги МПК. ISBN 963-7930-97-3 .
- Ланци, Фернандо; Ланци, Джоя (2004). Святые и их символы: распознавание святых в искусстве и популярных изображениях . Орден Святого Бенедикта. ISBN 0-8146-2970-9 .
- Ласло, Дьюла (1996). Мадьяры: их жизнь и цивилизация . Корвина. ISBN 963-13-4226-3 .
- Маджеру, Александру (2013). Византийская военная организация на Дунае, X–XII вв . Брилл. ISBN 978-90-04-21243-5 .
- Магаш, Бранка (2007). Хорватия через историю . САКИ. ISBN 978-0-86356-775-9 .
- Макк, Ференц (1994). «Ласло I (Св.)». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). ( Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 вв.) на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 394–396. ISBN 963-05-6722-9 .
- Макк, Ференц; Торочкай, Габор (2006). Письменные источники венгерской истории 1050–1116 гг. [Письменные источники венгерской истории 1050–1116 гг.] (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN 978-963-482-794-8 .
- Мантейфель, Тадеуш (1982). Формирование Польского государства: период герцогского правления, 963–1194 гг. (Перевод и с введением Андрея Горского) . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1682-4 .
- Робинсон, И.С. (1999). Генрих IV Германии, 1056–1106 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54590-0 .
- Штайнхюбель, Ян (2011). «Герцогство Нитра». В Тейхе, Микулаш; Ковач, Душан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. стр. 15-29 . ISBN 978-0-521-80253-6 .
- Вишевский, Пшемыслав (2010). Домус Болезлай: ценности и социальная идентичность в династических традициях средневековой Польши (ок. 966–1138) . Брилл. ISBN 978-90-04-18142-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейн, Роберт Нисбет (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 59.
- Беренд, Нора; Урбанчик, Пшемыслав; Вишевский, Пшемыслав (2013). Центральная Европа в эпоху высокого средневековья: Богемия, Венгрия и Польша, 900–900 гг. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78156-5 .
- Сакач, Бела Жолт (2006). «Между хроникой и легендой: циклы изображений святого Ладислава в венгерских рукописях четырнадцатого века». В Купере, Эрик (ред.). Средневековые хроники IV . Родопи Б.В., стр. 149–176 . ISBN 978-90-420-2088-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Ладислав (в Католической энциклопедии ) [1]
- Святой Ладислав, король Венгрии (картина примерно 1326 года в Museo della Consolazione в Альтомонте , Италия ) [2]
- Славься, милостивый король святой Ладислав (гимн королю святому Ладиславу) [3]
СМИ, связанные с Ладиславом I Венгерским, на Викискладе?
- 1040-е рождения
- 1095 смертей
- Дом Арпада
- Венгерские монархи
- Короли Венгрии
- Короли Хорватии
- Герцоги Венгрии
- Венгерский народ XI века
- Люди из Кракова
- Похороны в соборе Орадя, Кришана
- Венгерские святые
- Христианские святые XI века
- Беатифицированные и канонизированные арпадианцы
- Римско-католические королевские святые
- Венгерские римско-католические святые
- Польские римско-католические святые
- Средневековые венгерские святые
- Ангельские провидцы