Фома Архидиакон
Фома Архидиакон ( латынь : Thomas Archidiaconus ; итальянский : Tommaso Arcidiacono ; хорватский : Toma Arhiđakon ; ок. 1200 – 8 мая 1268), также известный как Фома Спалато ( латынь : Thomas Spalatensis , венгерский : Spalatói Tamás ), был католиком. священнослужитель, историк и летописец из Сплита (Спалато). Его часто называют одним из величайших источников в историографии хорватских земель. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Все, что известно о жизни Томаса, взято из его работы Historia Salonitana . О своей жизни он рассказывает от третьего лица и очень кратко, в стиле жанров средневековой литературы. Томас родился в Сплите в начале 13 века. Неизвестно, был ли он знатного или простого происхождения, но он представлял элитную римскую культуру, сохранившуюся до переселения славян, и отрицательно относился к славянам, часто ошибочно смешивая их в своих летописях с готами. [2] Вероятно, он получил образование в соборной школе в Сплите. Около 1222 года его отправили учиться в Болонский университет . Там он совершенствовал навыки (под руководством, в частности, Аккурсия ) в области права, риторики, грамматики и нотариата ( ars dictandi и ars notaria ). [3] Он видел святого Франциска Ассизского в Болонье , знаменательное событие, о котором он упомянул в своем труде, описывая личность святого Франциска. [4] Вернувшись в свой родной город Сплит, он быстро продвинулся в церковной иерархии. Он стал нотариусом в ок. 1227 г. , прежде чем был назначен архидьяконом в 1230 г. Он описал монгольское вторжение в Венгрию в 1241 и 1242 гг., монгольские обычаи и родину, создав тем самым первые этнологические сочинения в местной историографии. [5] В 1243 году каноники избрали Фому архиепископом Сплита, однако из-за его взглядов на церковную автономию в Сплите простолюдины восстали против него. Опасаясь за свою жизнь, он так и не занял эту должность и в конце концов отказался от этой чести. Поэтому в своем творчестве он с горечью писал о будущих архиепископах. Он умер в Сплите 8 мая 1268 года. Сегодня его могила находится в церкви Святого Франциска. [6]
Просмотры
[ редактировать ]Томас был ярым сторонником средневекового общинного движения в Сплите . О хорватских дворянах (и венгерских королях в его время) во внутренних районах города он писал с большой враждебностью, поскольку они пытались подавить автономию города (который был одним из далматинских городов-государств ). И наоборот, он справедливо относился к тем, кто уважал автономию коммуны (хорватским королям, а позже и венгерским королям в 13 веке). В 1239 году он организовал новую («латинскую») администрацию в Сплите, приведя Гаргана де Аскиндиса из Анконы в качестве нового Подеста . [7] Он также был сторонником церковной автономии в городе (в соответствии с официальным учением Римской церкви), которая запрещала простолюдинам и гражданам вмешиваться в церковные дела (например, в выборы архиепископа).
Работа
[ редактировать ]Единственная работа Томаса — Historia Salonitana , история архиепископов Салоны и Сплита , написанная на латыни. [8] Само произведение сочетает в себе три жанра средневековой истории – историю , хронику и мемориале . Со временем его творчество перерастает узкую тему архиепископов и становится выдающимся литературным достижением, охватывающим весь хорватский средневековый период до 13 века. Благодаря оригинальному исследованию Томаса в архиве архиепископства в Сплите он приводит факты и новости из современных документов, неизвестных современным историкам. Поэтому его работы имеют не только большую литературную, но и историческую ценность для истории Хорватии . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Радослав Катичич : «Архиепископ Фома и его работа» в Архиепископе Фоме: Historia Salonitana, Сплит, 2007.
- ^ Файн (младший), Джон В.А. (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- ^ Катичич: «Тома Архидиакон и его работа», 2007, стр. 338.
- ↑ В том же году, в день Успения Божией Матери, когда я учился в Болонье, я увидел святого Франциска, проповедующего на площади перед общественным дворцом, где собрался почти весь город. И было начало его речи: ангелы, люди, демоны. Ибо об этих трех разумных духах он изложил так хорошо и благоразумно, что многие присутствовавшие ученые мужи были немало удивлены речью простого человека; а между тем сам он придерживался не режима проповеди, а как бы проповедования. Все его слова текли с материалами для подавления вражды и реформирования мирного союза. Его манеры были грязными, его личность - позорной, а лицо - неприличным. Но Бог так способствовал эффекту своих слов, что многие благородные племена, среди которых жестокая ярость древних врагов была утолена пролитием большого количества крови, вернулись к плану мира. Отвращение народа и его преданность были так велики, что мужчины и женщины в огромных количествах бросались на него, стремясь либо коснуться его юбки, либо отобрать что-нибудь из его локонов. Салонитская история , с. 134
- ^ Джеймс Росс Суини: «Томас Спалато и монголы: далматинские взгляды тринадцатого века на монгольские обычаи». Флорилегиум 4 (1982): 156 – 183. https://doi.org/10.3138/flor.4.010.
- ^ На его надгробии выгравированы следующие слова: Учение, Христос, учит этот архидиакон; Фома держал это и учил его манерам; Отбросьте мир, бегите от порока, тесните плоть, скорбите; пожинайте вместо лозы, избегайте скользких завоеваний. И дал лопату подъему, от которого жизнь отступает. Пока смерть сменяет жизнь, моя гл(ори)а уступает. Вот червь меня поедает, таким образом он подчиняется закону смерти; тело, которое ранит того, кто в него верит. 1368 год нашей эры вступая в восьмой день среднего месяца. Томислав Раукар: Hrvatsko srednovjekovlje Загреб, 2007.
- ^ Катичич: «Архидьякон Тома и его работа», 2007.
- ^ Работа доступна в нескольких переводах (хорватский, русский и др.). Английский перевод доступен с 2006 г.: Thomae Archidiaconi Spalatensis / Архидьякон Фома Сплитский, Historia Salonitanorum atque Spalatinorum pontificum / История епископов Салоны и Сплита. Латинский текст Ольги Перич, отредактированный, переведенный и аннотированный Дамиром Карбичем, Мирьяной Матиевич-Сокол и Джеймсом Россом Суини. Будапешт; Нью-Йорк: Издательство Центрально-Европейского университета, 2006 (Центральноевропейские средневековые тексты, том 4).
- ^ См. Франьо Рачки Салоны : Епископы века ( 2-7 ) в Historia Salonitana Томаса Архидиакона (13 век): история и агиография , в книге «Написание истории епископов и пап» , отца Бугара и М. Сота (ред. ), Брепольс, 2009, стр. 243–263.