Коломан, король Венгрии
Коломан Ученый | |
---|---|
Король Венгрии | |
Царствование | 1096 – 3 февраля 1116 г. |
Коронация | весна 1096 года, Секешфехервар |
Предшественник | Ладислав I |
Преемник | Стефан II |
Король Хорватии | |
Царствование | 1097 – 3 февраля 1116 г. |
Коронация | 1102, г. Биоград |
Предшественник | Петар Сначич |
Преемник | Стефан II |
Рожденный | в. 1070 |
Умер | 3 февраля 1116 г. (45–46 лет) |
Похороны | |
Супруги | Фелиция Сицилийская Евфимия Киевская |
Проблема более... | София Стефан II Венгрии |
Династия | Арпад династ |
Отец | Геза I из Венгрии |
Мать | София |
Религия | Римско-католический |
Коломан Учёный , [1] [2] также Книголюб [3] или Книжный [4] ( венгерский : Könyves Kálmán ; хорватский : Коломан ; словацкий : Коломан Учены ; ок. 1070 — 3 февраля 1116) — король Венгрии с 1095 года и король Хорватии с 1097 года до своей смерти. Поскольку Коломан и его младший брат Алмос были несовершеннолетними, когда умер их отец Геза I , их дядя Ладислав I взошел на трон в 1077 году. Ладислав подготовил Коломана, который, согласно венгерским хроникам позднего средневековья, был «полуслепым и горбатым», для церкви. карьеру, и Коломан в конечном итоге был назначен епископом Эгера или Варада (Орадя, Румыния ) в начале 1090-х годов. Умирающий король Ладислав предпочел Алмоса Коломану, когда назначал своего наследника в начале 1095 года. Коломан бежал из Венгрии, но вернулся примерно 19 июля 1095 года, когда умер его дядя. Он был коронован в начале 1096 года; обстоятельства его восшествия на престол неизвестны. Венгерское герцогство - одну треть Венгерского королевства Он подарил Алмошу .
В год коронации Коломана в Венгрию прибыли по меньшей мере пять больших групп крестоносцев по пути в Святую Землю . Он уничтожил банды, которые несанкционированно проникали в его королевство или грабили сельскую местность, но основная армия крестоносцев пересекла Венгрию без происшествий. Он вторгся в Хорватию в 1097 году, победив ее последнего местного короля Петра Сначича . Следовательно, он был коронован королем Хорватии в 1102 году. Согласно Pacta conventa конца XIV века (подлинность которого не является общепризнанной учеными), он был коронован только после ратификации договора с лидерами хорватской знати . На протяжении столетий после этого венгерские монархи были также королями Хорватии.
Коломану приходилось сталкиваться с попытками брата свергнуть его на протяжении всей своей жизни; Алмос как минимум пять раз разрабатывал заговоры с целью его свержения. В отместку он захватил герцогство своего брата в 1107 или 1108 году и приказал ослепить Алмоса и сына Алмоса Белу примерно в 1114 году. Венгерские хроники, составленные во времена правления королей, происходящих от его изувеченного брата и племянника, изображают Коломана кровожадным и кровожадным и несчастный монарх. С другой стороны, его изображают как «наиболее сведущего в науке письма среди всех королей своего времени». [5] современником-хронистом Галлом Анонимом . Указы Коломана, которые регулировали многие аспекты жизни, включая налогообложение, торговлю и отношения между его христианскими и нехристианскими подданными, оставались неизменными более века. Он был первым венгерским королем, отказавшимся от контроля над назначением прелатов в своих владениях.
Ранние годы ( ок. 1070–1095)
[ редактировать ]Коломан был старшим из двух сыновей короля Гезы I, переживших младенчество. [6] [7] Гезы Вторая византийская жена , имя которой при крещении неизвестно, покинула Венгрию после смерти мужа, подразумевая, что она не была матерью его детей. [6] Следовательно, мать Коломана и его младшего брата Алмоса , должно быть, была первой женой Гезы, Софией , семья которой неизвестна. [6] По мнению историков Дьюлы Кристо и Марты Фонт, братья родились около 1070 года, поскольку были достаточно зрелыми, чтобы занимать должности в начале 1090-х годов. [6] [8] Необычное имя Коломана при крещении было записано как Коломан или Колумбан в средневековых документах, написанных на латыни . [8] Кристо пишет, что его, скорее всего, назвали в честь святого Коломана Штоккерау , миссионера, замученного в Австрии в начале 11 века. [6] [8] Другая возможность состоит в том, что его имя имеет турецкое происхождение (что означает «покой»), поскольку его брат носил турецкое имя. [8]
Отец Коломана взошел на престол в 1074 году. [9] Поскольку Коломан и Алмос были несовершеннолетними , когда он умер 25 брат Гезы Ладислав I. апреля 1077 года, его преемником стал [9] [10] Новый король решил, что Коломана следует подготовить к карьере в Церкви. [8] Решение короля было необычным, поскольку Коломан был старше Алмоса, а старшие братья редко рукополагались в священники . [11] XIV века В «Иллюминированных хрониках» говорилось, что Коломан был «среднего роста, но проницателен и сообразителен», добавляя, что он был «лохматым и волосатым, полуслепым и горбатым, хромал и заикался в своей речи». . [12] Если в хронике сохранились подлинные предания о его внешности, его физическое уродство могло повлиять на решение его дяди. [13] Однако современные ученые склонны опровергать эту точку зрения, подчеркивая, что хроника была завершена во времена правления царей, происходящих из Алмоса. [3] [14]
Готовясь к своей церковной жизни, Коломан научился читать и писать и хорошо знал латынь. [15] Его знание канонического права было высоко оценено в письме, папой Урбаном II в 1096 году. адресованном ему [15] [16] По словам Кристо, по окончании учебы он был рукоположен в священники, а в начале 1090-х годов назначен епископом. [15] Венгерские хроники, завершенные в 14 и 15 веках, говорят, что Коломан был епископом либо Эгера , либо Варада . [15] [17] Например, в « Иллюминированной хронике» говорится, что он был «епископом Варада» (или Варада), [18] и Ладислав I хотел назначить его «епископом Агрии» (или Эгера). [17] [19] [20]
Согласно «Иллюминированной хронике» , и Коломан, и Алмос сопровождали своего дядю в военной кампании против Богемии в начале 1095 года. [21] [22] Не дойдя до границ своего королевства, Ладислав I «был охвачен тяжёлой немощью». [23] и решил назначить Алмоса своим наследником. [22] [24] Вместо того, чтобы подчиниться решению дяди, Коломан бежал в Польшу. [25] [26] Он вернулся в Венгрию около 29 июля 1095 года, когда умер его дядя. [26] Точные обстоятельства его восхождения на престол неизвестны. [27] В « Иллюминированной хронике» говорится, что Ладислав пригласил его обратно из Польши. [27] Тот же источник добавляет, что Алмос «в истинной простоте своего сердца почтил своего брата Коломана и уступил ему венец королевства». [23] что говорит о том, что он взошел на престол без кровопролития. [25] С другой стороны, Коломан был коронован в начале 1096 года, и эта задержка подразумевала, что два брата боролись за корону, прежде чем достигли соглашения. [26] [28] Также возможно, как предполагает Фонт, что он мог быть коронован только после того, как Папа Урбан II освободил его от духовных обетов. [25]
Царствование
[ редактировать ]Столкновение с крестоносцами (1095–1096 гг.)
[ редактировать ]Коломан был коронован в Секешфехерваре архиепископом Эстергомским Серафином . [25] Согласно « Иллюминированной хронике» , в то же время он «предоставил Алмосу герцогство с полными правами». [16] [29] Этот отчет показывает, что Алмос признал правление своего брата только в обмен на получение герцогства , когда-то принадлежавшего их отцу и деду , территории, которая составляла одну треть территории королевства. [16] [30]
Вскоре после коронации Коломану пришлось столкнуться с проблемами, которые вызвали армии Первого крестового похода при прохождении через Венгрию. [2] [31] На протяжении десятилетий Венгрия могла снабжать продовольствием значительное количество западноевропейских паломников во время их путешествия в Святую Землю , но передвижение десятков тысяч крестоносцев по стране ставило под угрозу существование туземцев. [32] Первая группа крестоносцев во главе с Вальтером Сан-Авуаром достигла границы в начале мая 1096 года. [32] [33] Коломан принял их дружелюбно и впустил в королевство. [32] Он также разрешил им покупать продукты на рынках, хотя сбор урожая еще не начался. [34] Они прошли через Венгрию без каких-либо серьезных конфликтов. [31] [32] Единственный инцидент произошел недалеко от венгерско-византийской границы в Зимони (Земун, Сербия ). Вот "некие венгры со злым умом" [35] напал на шестнадцать крестоносцев, которые пытались купить оружие недалеко от города, захватив одежду, доспехи и деньги крестоносцев. [31] [36]
Следующие прибывшие во главе с Петром Пустынником прибыли в конце мая или начале июня. [32] [33] Коломан разрешил им войти в Венгрию только после того, как Петр пообещал, что не позволит им грабить сельскую местность. [32] Согласно записям Гвиберта Ножанта , Петр не смог сдержать своего обещания: крестоносцы «сожгли общественные зернохранилища…, насиловали девственниц, опозорили многие брачные ложа, похитив множество женщин», хотя «венгры, как христиане христианам , щедро предложил им все на продажу». [37] [38] Сам Петр утверждал, что он и его спутники прошли через страну без происшествий, пока не достигли Зимони, где узнали историю о шестнадцати крестоносцах, ограбленных венграми. [39] Крестоносцы осадили и взяли город, где убили «около четырех тысяч венгров». [40] по оценке современника Альберта Эксского . [38] [41] Они отступили только тогда, когда к ним подошли войска Коломана. [39]
Третья группа крестоносцев достигла Ньитры (Нитра, Словакия ) и начала грабить регион. [2] [42] Вскоре они были разгромлены местными жителями. [42] [43] Четвертая армия подошла к Мосону в середине июня. [33] [43] Коломан не позволил им покинуть регион либо потому, что он узнал об их неприятном поведении во время путешествия, либо потому, что понял, что их перемещение через Венгрию может поставить под угрозу стабильность местной экономики. [43] [44] Чтобы захватить еду и вино, крестоносцы совершали частые грабительские набеги на близлежащие поселения. [43] Коломан решил напасть на них, но командующие армией убедили его убедить крестоносцев сдать оружие и деньги, пообещав им, что во время пути их будут снабжать продовольствием. [45] После того, как крестоносцы были разоружены, войска Коломана атаковали их и устроили резню возле Паннонхалмы в начале июля. [33] [43] [46]
[Крестоносцам] даже была предоставлена лицензия на покупку и продажу необходимых припасов, и с обеих сторон был провозглашен мир согласно инструкциям [Коломана], чтобы не возник спор со стороны такой большой армии. Но когда они задержались там на несколько дней, они начали скитаться, и баварцы и швабы , смелый народ, и остальные солдаты по глупости спились; они нарушали провозглашенный мир, мало-помалу крадя у венгров вино, ячмень и другие предметы первой необходимости, наконец захватывая на полях овец и крупный рогатый скот и убивая их; они уничтожали тех, кто противостоял им и хотел их изгнать. Остальные совершили несколько преступлений, о которых мы не можем сообщить, как люди, глупые в своих хамских привычках, неуправляемые и дикие. Ибо, как говорят присутствовавшие, они закололи некоего молодого венгра на рыночной улице колом в половые органы из-за презренного спора. ... [Коломан] был обеспокоен этим скандалом, ... поэтому он приказал ... дать сигнал всей Венгрии начать битву в отместку за это преступление и другие оскорбления, а не за одно из паломников следовало пощадить, потому что они совершили это гнусное дело.
- Альберт Экс : История путешествия в Иерусалим [47]
Встревоженный этими происшествиями, Коломан запретил крестоносцам, прибывшим под предводительством графа Эмичо в середине июля, въезжать в Венгрию. [33] [48] [49] Проигнорировав приказ короля, они прорвали оборонительные линии и осадили Мосон. [2] [49] Их катапульты разрушили стены в двух местах, что позволило им штурмовать крепость 15 августа. [49] Коломан готовился к бегству на Русь , опасаясь, что крестоносцы оккупируют всю страну. [49] Однако ни с того ни с сего среди нападавших вспыхнула паника, позволившая гарнизону совершить вылазку и разгромить их. [49] [50] Современные ученые сходятся во мнении, что слухи о внезапном прибытии армии Коломана отпугнули крестоносцев от крепости. [50] [51] По словам Альберта Эксского, современные христиане думали, что поражение Эмичо было наказанием, которое Бог наложил на паломников за то, что они убили многих евреев «скорее из жадности ради денег, чем ради божественного правосудия». [50] [52]
Первая армия крестоносцев, организованная Святым Престолом, достигла границ Венгрии в сентябре 1096 года. [53] Его возглавил Готфрид Бульонский , герцог Нижней Лотарингии . [53] Годфри послал уже известного Коломану рыцаря начать переговоры о входе крестоносцев в Венгрию. [54] Восемь дней спустя Коломан согласился встретиться с Годфри в Шопроне . [53] [54] Король разрешил крестоносцам пройти через свое королевство, но оговорил, что младший брат Годфри Болдуин и его семья останутся с ним в качестве заложников. [54] [55] Крестоносцы мирно прошли через Венгрию по правому берегу Дуная ; Коломан и его армия последовали за ними на левый берег. [2] [53] Он освободил заложников только после того, как все крестоносцы пересекли реку Саву , которая обозначала южную границу королевства. [56] Беспрецедентный марш главной армии крестоносцев через Венгрию укрепил хорошую репутацию Коломана во всей Европе. [57]
Современник Косма Пражский писал, что «некоторые из евреев», преследуемых крестоносцами в Богемии, прибыли в Венгрию и «тайно увезли с собой свое богатство». [58] [59] Хотя Косма не уточняет их число, Ласло Мезей и другие историки говорят, что евреи представляли собой большой приток. [59] [60] Коломан издал ряд декретов и отдельных статутов — Capitula de Iudeis — регулирующих положение евреев в Венгрии. [59] Например, он запретил им держать христианских рабов и проживать «за пределами епископских кафедр». [59] [61] [62] Историк Нора Беренд пишет, что «защита чистоты христиан посредством запретов на смешение с евреями играет очень незначительную роль» в законодательстве Коломана по сравнению с каноническим правом конца XII века. [59] Хотя он и не пытался обратить евреев, он издал указы, направленные на обращение своих подданных-мусульман . [63] Например, он предписывал, что если у мусульманина «есть гость или кто-либо, приглашенный на обед, и он, и его товарищи по столу должны есть только свинину вместо мяса». [64] чтобы помешать мусульманам соблюдать свои диетические законы . [65]
Расширение, внутренние конфликты и законодательство (1096–1105)
[ редактировать ]После побед Коломана над крестоносцами Генрих IV, император Священной Римской империи , которого Ладислав I поддерживал против папы Урбана II в последние годы его жизни, написал письмо герцогу Алмосу. [66] Император заявил, что Коломан пренебрег имперскими интересами «из-за собственных нужд». [67] и попросил герцога вмешаться от его имени. [66] Однако Коломан - бывший епископ - отказался от внешней политики своего предшественника и поддержал Папу. [68] [69] Историк Дьюла Кристо пишет, что тесные отношения Алмоса с императором Генрихом также могли повлиять на решение Коломана. [69] Коломан женился на Фелиции , дочери Роджера I Сицилийского — близкого союзника Святого Престола — в 1097 году. [70] Ее сестра Констанция вышла замуж за Конрада , старшего сына императора Генриха IV, после того, как он вступил в союз с папой против своего отца. [71] [72]
Коломан вторгся в Хорватию в 1097 году. [73] [28] Ладислав I уже оккупировал большую часть страны, но Петар Сначич , последний коренной король Хорватии, оказал сопротивление ему в горах Мала Капела . [74] Петар Сначич погиб, сражаясь против армии Коломана в битве у горы Гвоздь . [75] [76] Венгерские войска вышли к Адриатическому морю и заняли Биоград-на-Мору . важный порт [73] [75] Под угрозой наступления армии Коломана жители городов Трогир и Сплит присягнули на верность венецианскому дожу Витале Михиэлю , отплывшему в Далмацию . [28] [75] Не имея флота, Коломан отправил послов с письмом к дожу, чтобы «устранить все прежние недоразумения относительно того, что принадлежит тому или иному из нас по праву наших предшественников». [75] [70] Их соглашение 1098 года — так называемое Conventio Amicitiae — определило сферы интересов каждой стороны, передав прибрежные районы Хорватии Венгрии и Далмацию Венецианской республике . [77]
Воспользовавшись отсутствием Коломана, Алмос начал заговор против короля и собрал его армии. [78] Коломан вернулся из Хорватии и в 1098 году двинул свою армию к герцогству своего брата. [78] Две армии встретились у Тисаваркони , и их разделяла только река Тиса . [79] Однако командиры двух войск начали переговоры и решили не воевать друг с другом, вынудив короля и герцога заключить мир. [79] [80]
[Коломан] и его армия двинулись в [Тисаварконь] против [Алмоса], а [Алмос] приблизился к [Тисаваркони] с противоположной стороны, и между ними была река [Тиса]. Но лояльные венгры стремились добиться перемирия, чтобы они могли поговорить друг с другом, и они сказали: «Почему мы сражаемся? Если они победят нас в бою, мы умрем; а если они убегут, они побегут: В былые времена наши отцы воевали друг против друга и братья против братьев , и они погибли. И мы не видим никакого основания для борьбы. Пусть эти двое сражаются, если им нравится сражаться, и того, кто из них победит, возьмем господином». Приняв это решение, вожди разошлись. Когда Грак сообщил [Коломану] об их решении, а Илия сообщил [Алмосу], они сохранили мир, хотя и не по своей воле.
Великий князь Киевский Святополк II послал своего сына Ярослава , который был мужем одной из племянниц Коломана, в Венгрию просить помощи против князей самых западных областей Руси в 1099 году. [82] [83] Ярослав уговорил Коломана вмешаться в конфликт. [83] Коломан и его армия переправились через Карпаты и осадили Перемышль ( Пшемысль, Польша) — резиденцию Володара Ростиславича , одного из мятежных князей. [83] Давид Игоревич, один из союзников Володара Ростиславича, убедил половцев напасть на венгров. [82] В завязавшейся битве венгерская армия потерпела сокрушительное поражение. [84] В « Иллюминированной хронике» говорится, что «редко венгры терпели такую резню, как в этой битве». [85] [86] По данным «Русской «Первой летописи» , многие венгры «утонули, одни в Вягре , другие в Сане », [87] после битвы. [84] Сам Коломан чудом спасся с поля боя через долину Сан. [84] Вскоре после возвращения из Руси Коломан поспешил к чешской границе, чтобы помочь князьям Моравии — Святополку и Оттону — против герцога Богемии Бретислава II . [82] [88] У него была встреча с Бретиславом на пограничной реке Ольшаве «на Лучском поле», где «они возобновили свои вековые узы дружбы и мира и подтвердили их клятвами». [89] по Косме Пражскому. [82]
Около 1100 года Коломан решил пересмотреть указы своих предшественников. [90] Поскольку он считал Стефана I Венгерского , канонизированного , в 1083 году [91] в качестве своего идеала он «собрал магнатов королевства и по совету всего совета рассмотрел текст законов» [92] Стефана И. [42] [93] Собрание также приняло декреты, которые регулировали некоторые аспекты экономики и смягчали суровость законодательства Ладислава I. [94] [42] Один из указов запрещал преследование стригов — вампиров или кобыл — потому что их «не существует». [95] [96] [97] Тот же закон касался и зловредов , или «колдунов». [98] наказывая их проступки. [97] Налоги на торговлю были увеличены при Коломане, а это означает, что торговля в его правление процветала. [94] Однако его законодательство запрещало экспорт венгерских рабов и лошадей. [99] Монеты, отчеканенные во время его правления, были меньше, чем монеты, выпущенные во время правления его предшественника, чтобы предотвратить обрезание их гладкого края. [100]
Коломан был коронован королем Хорватии в Биограде-на-Мору в 1102 году. [76] В 13 веке архидиакон Фома писал, что союз Хорватии и Венгрии стал следствием завоевания. [73] конца XIV века Однако в Pacta conventa повествуется, что он был коронован только после того, как достиг соглашения с двенадцатью ведущими хорватскими дворянами , потому что хорваты готовились защищать свое королевство от него силой. [73] Является ли этот документ подделкой [101] или подлинный источник [102] является предметом научных дискуссий. По словам историка Пала Энгеля, даже если документ является подделкой, его содержание «во многом соответствует реальности», касающейся особого статуса Хорватии на протяжении всего средневековья. [2] Например, в случае иностранного вторжения хорватские дворяне были обязаны сражаться за свой счет только до реки Драва , которая считалась границей между хорватскими территориями и Венгрией. [73] [101]
Коломан был человеком воинственного духа и решил подчинить своей светлости всю землю до Адриатического моря. Он пришел с войском и овладел остальной частью Славонии, которую перешел Владислав.
- Фома Архидиакон : История епископов Салоны и Сплита [103]
Пытаясь предотвратить союз между Коломаном и Богемондом I Антиохийским , византийский император Алексиос I Комнин устроил брак между своим сыном и наследником Иоанном и двоюродной сестрой Коломана Пироской в 1104 или 1105 году. [104] [105] Союз с Византийской империей также позволил [105] Коломан вторгся в Далмацию в 1105 году. [76] Согласно Житию блаженного Иоанна Трогирского , он лично командовал своими войсками, осаждавшими Задар , самый влиятельный среди далматинских городов. [105] Осада продолжалась до тех пор, пока епископ Трогирский Иоанн не заключил договор между Коломаном и гражданами, принявшими сюзеренитет короля. [106] Город Сплит также сдался после непродолжительной осады, но два других далматинских города — Трогир и Шибеник — сдались без сопротивления. [106] [107] В Житии святого Христофора Мученика также говорится, что венгерский флот подчинил себе острова Кварнерского залива , в том числе Црес , Крк и Раб , а также Брач . [105] [107] Архидиакон Фома рассказывает, что Коломан предоставил каждому далматинскому городу свою «хартию свобод», чтобы обеспечить их лояльность. [105] [108] Эти свободы включали право граждан свободно выбирать епископа своего города и освобождение от любой дани, выплачиваемой монарху. [76] [109] После завоевания Далмации Коломан принял новый титул — «Король Венгрии, Хорватии и Далмации», который впервые был записан в 1108 году. [104] [110]
Семейные дела (1105–1113)
[ редактировать ]Коломан короновал своего четырехлетнего сына Стефана в 1105 году, что заставило Алмоса открыто восстать против короля. [111] [112] Герцог покинул Венгрию и обратился за помощью к императору Генриху IV. [104] Поняв, что император, столкнувшийся с восстанием, возглавляемым собственным сыном , не может ему помочь, [104] Алмош вернулся в Венгрию в 1106 году, но затем бежал к своему зятю Болеславу III из Польши . [79] [111] С помощью Польши он захватил крепость Абауйвар в Венгрии. [113] Коломан встретился с Болеславом III, и два монарха «поклялись в вечной дружбе и братстве». [5] [113] [114] Без поддержки польского монарха Алмос был вынужден уступить Коломану. [113]
Коломан отправил послов на Совет Гуасталлы , созванный Папой Пасхалом II . [104] В октябре 1106 года послы торжественно сообщили папе об отказе своего короля от своей королевской прерогативы назначать прелатов своих королевств. [104] [115] По мнению историков Ференца Макка и Марты Фонт, без этого заявления Святой Престол не признал бы завоевание Коломаном Далмации. [104] [115] Во время гражданской войны между Болеславом III и его братом Збигневом Коломан вмешался на стороне первого и помог ему одолеть армию последнего в Мазовии в 1107 году. [116] Коломан также послал венгерские подкрепления византийскому императору Алексиосу I Комнину против Богемонда I Антиохийского , который вторгся на византийские территории в октябре 1107 года. [113] Потерпев сокрушительное поражение, Богемонд отозвал свои войска и признал сюзеренитет императора над Антиохийским княжеством по Девольскому договору 1108 года. [113] [117]
В 1107 или 1108 году Алмос совершил паломничество в Святую Землю. [113] Коломан решил воспользоваться его отсутствием и захватил свое герцогство. [113] Хотя Алмосу было разрешено сохранить свою частную собственность, аннексия его герцогства обеспечила власть Коломана во всем королевстве. [114] Вернувшись из Святой Земли, Алмос основал монастырь в Дёмёше . [114] По случаю его освящения, на котором присутствовал и Коломан, Алмоса ложно обвинили в попытке убийства монарха. [114] Коломан приказал арестовать своего брата, но «самые почтенные епископы и другие доброжелательные сановники» вмешались от имени Алмоса, и «таким образом было торжественно покляться в примирении». [118] между королем и его братом. [114]
Алмос уехал в Пассау, чтобы встретиться с Генрихом V из Германии . [113] По просьбе Алмоса Генрих V вторгся в Венгрию и в сентябре 1108 года осадил Прессбург (Братислава, Словакия). [42] [113] В то же время чешский герцог Святополк , который также поддерживал Алмоса, совершил вторжение в регионы к северу от Дуная. [42] Союзник Коломана Болеслав III вторгся в Богемию, вынудив чешского герцога отступить. [113] [119] Попытка императора взять Прессбург провалилась, но он убедил Коломана простить Алмоса, которому разрешили вернуться в Венгрию. [120]
В том же году Коломан посетил Далмацию и подтвердил привилегии Сплита, Трогира и Задара. [113] Он вернулся в Задар около 1111 года и подтвердил свободы далматинских городов. [113] Зоборское аббатство получило две грамоты от Коломана в 1111 и 1113 годах. [121] В первой грамоте упоминался настоятель в Ньитре (Нитра, Словакия), а во второй грамоте упоминался епископ того же города. [121] Согласно научной теории, эти два документа показывают, что Коломан основал епископство в Ньитре между 1111 и 1113 годами. [121] также упоминается В этих двух королевских грамотах Меркурий как «princeps Ultrasilvanus» , что подразумевает, что он был первым воеводой Трансильвании , но, возможно, он был лишь важным землевладельцем в провинции, не занимая какой-либо конкретной должности. [122] В 1112 году Коломан совершил вторжение в Австрию. [123] Он хотел либо отомстить Леопольду III Австрийскому за участие в немецком походе 1108 года против Венгрии, либо просто захватить добычу. [123]
В 1112 году овдовевший Коломан женился на Евфимии Киевской , дочери Владимира Мономаха переяславского князя . [123] Однако, как повествует « Иллюминированная хроника» , царица «была взята в грех прелюбодеяния». [124] в 1113 или 1114 году. [125] Коломан вскоре отрекся от жены, отправив ее обратно к отцу. [123]
Последние годы (1113–1116)
[ редактировать ]В 1113 году польский герцог Болеслав III, ослепивший своего мятежного брата Збигнева, что привело к его смерти, «предпринял паломничество к Сен- Жилю и королю Св. Стефану». [126] в аббатство Шомогивар и в королевскую усыпальницу в Секешфехерваре в Венгрии. [8] [120] Коломан радушно принял польского монарха в Сомогиваре. [8] Вскоре после этого — между 1113 и 1115 годами — Коломан обнаружил, что Алмос снова замышляет заговор с целью захватить трон. [2] [127] Потеряв терпение, король ослепил Алмоса и маленького сына Алмоса Белу , чтобы обеспечить мирное наследование своего собственного сына. [2] Тогда же были изувечены и многие партизаны его брата. [128] Согласно одной из двух версий этих событий, записанных в « Иллюминированной хронике» , король даже приказал кастрировать Белу, но солдат, которому было поручено это задание, отказался выполнить приказ. [129] В летописи также сообщается, что ребенок считался умершим после ослепления, но на самом деле его продержали в монастыре более десяти лет. [130]
[] Король взял герцога и его маленького сына Белу и ослепил их. Он также приказал кастрировать младенца Белу. Но человек, которому было поручено их ослепить, боялся Бога и бесплодия королевского рода, а потому кастрировал собаку и принес ее яички королю.
Венецианский флот под командованием дожа Орделафо Фальеро вторгся в Далмацию в августе 1115 года. [132] [133] Венецианцы заняли далматинские острова и некоторые прибрежные города, но не смогли взять Задар и Биоград-на-Мору. [132] К тому времени Коломан был тяжело болен. [134] Симптомы, зафиксированные в « Светлой летописи», указывают на серьезный отит , вызвавший энцефалит . [127] Перед смертью он «поручил своему сыну и своим великим людям, чтобы после его смерти они отомстили России за нанесенную ему обиду» [135] во время его кампании 1099 г. [134] По совету своего советника он также заключил в тюрьму Алмоса, укрывшегося в монастыре Домос. [136]
Король начал серьезно болеть, и у него был латинский врач по имени Драко, которому он слишком доверял. Этот врач приложил припарки к ушам короля, которого мучили головные боли, и сила припарки вытянула из полостей его ушей немалую часть его мозга. Когда припарку сняли, потому что он больше не мог ее терпеть, он показал ее графу Отмару. Когда он осмотрел его и увидел на нем вещество, выходящее из мозга, он сказал королю: «Господь, тебе надлежит подготовиться к крайнему соборованию ». Когда король услышал это, он застонал и испугался.
Коломан умер 3 февраля 1116 года. [136] Согласно « Иллюминированной хронике» , «божественная месть заставила его испить горечь ранней смерти» из-за его «пролития невинной крови». [137] при приказе наказать Алмоса, Белу и их сторонников. [134] Он был первым монархом, похороненным рядом со святыней Стефана I в соборе Секешфехервара . [134]
Семья
[ редактировать ]Первая жена Коломана Фелисия, которую в более ранней историографии неправильно звали Бусилла, была дочерью графа Роджера I Сицилийского . [78] Существует научная неопределенность, была ли ее мать первой женой графа Юдит Эвре или его второй женой Эрембургой Мортена . [140] Брак Коломана и Фелиции состоялся весной 1097 года. [141] Она родила как минимум троих детей. [70] По словам Фонта, старший ребенок София родилась примерно в 1100 году. [70] В 1101 году за Софией последовали братья-близнецы Стефан и Ладислав. [70] [142] Смерть Фелиции предшествовала смерти Ладислава, который умер в 1112 году. [70] [142]
Летом 1112 года Коломан женился на своей второй жене Евфимии. [112] [123] Она родилась в 1096 или 1097 году и была как минимум на 25 лет моложе Коломана. [112] Она была дочерью Владимира II Мономаха , который на момент замужества был переяславским князем. [112] После того, как Коломан отрекся от нее по обвинению в прелюбодеянии, Евфемия бежала в Киев, где родила сына Бориса , которого венгерские родственники никогда не считали сыном Коломана. [143]
В следующем генеалогическом древе представлены предки Коломана и некоторые его родственники, упомянутые в статье. [142]
Бела I | Ричеза или Аделаида | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
София* | Геза I | безымянный Синаден * | Ладислав I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фелиция Сицилийская | Коломан | Евфимия Киевская | Сонный | Красная Шапочка | Иоанн II Комнин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
София | Стефан II | Ладислав | Короли Венгрии (с 1131 г.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Саул | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Неизвестно, была ли первая или вторая жена Гезы матерью его детей.
Наследие
[ редактировать ]Позднесредневековые венгерские хроники, написанные при королях, потомках Алмоша, сохранили неблагоприятный образ Коломана и его правления. [1] Согласно « Иллюминированной хронике» , во время правления Коломана было совершено много «злых дел». [1] [29] В нем говорится, что святой Ладислав I предсказал, что Коломан «прольет кровь». [23] [1] Современные историки, в том числе Фонт, [1] Ласло Контлер, [3] и Кристо, [134] — согласитесь, что этот негативный взгляд был формой «мести» потомков его брата, которые убедили своих летописцев подчеркивать неудачи Коломана и скрывать его успехи. Более ранние источники показывают, что его не всегда считали злым и невезучим монархом. [57] В 1105 году настоятельница женского монастыря в Задаре заявила, что Коломан восстановил «мир на земле и на море». [144] XIII века Роджер Торре-Маджоре пишет, что он «внесен в список святых». [145] вместе с членами династии Арпадов, которые были фактически канонизированы. [1] [134] Указы Коломана, смягчавшие строгость законов Ладислава I, также противоречат сообщениям летописцев о его кровожадной натуре. [146] В преамбуле к его указам он описывался как «самый христианский король Колумбан», «наделенный бесхитростной грацией голубя и всей проницательностью добродетелей». [57] [92]
Государственная мудрость Коломана ценится в современной историографии. По словам Контлера, «именно... при правлении Коломана средневековое венгерское государство достигло совершенства и приобрело свою окончательную структуру». [147] Фонт и Кристо пишут, что законы Коломана управляли его королевством без изменений более века, даже при монархах, враждебно настроенных по отношению к его памяти. [148] [149] Точно так же чеканка монет в Венгрии следовала образцу, установленному маленькими денарами Коломана на протяжении XII века. [150]
Его современники Папа Урбан II и Галл Аноним знали о «необыкновенной эрудиции» Коломана. [3] [151] Согласно летописям, венгры называли его Кунуэсом. [18] или Кунвес — Учёный или Книголюб — «из-за книг, которыми он владел». [150] [152] В « Иллюминированной хронике» говорится, что Коломан «читал канонические часы, как епископ». [18] в его книгах. [150] По словам Кристо, двор Коломана был центром обучения и литературы. [153] Епископ Хартвик составил свое «Житие короля Венгрии Стефана при Коломане». [153] [154] Кристо пишет, что, вероятно, Малая легенда о святом Герарде Чанадском (Сенад, Румыния) также была написана во время правления Коломана. [153] Историки также приписывают его усилиям составление первого сборника венгерских исторических записей. [153] [155]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шрифт 2001 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Энгель 2001 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Графтер 1999 , с. 63.
- ^ Кланичай 2002 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Деяния князей поляков (гл. 2.29), с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристо и Макк 1996 , с. 125.
- ^ Шрифт 2001 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шрифт 2001 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Бартл и др. 2002 , с. 27.
- ^ Контлер 1999 , с. 61.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 13–14.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 143.102), с. 131.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. 126–127.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шрифт 2001 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо и Макк 1996 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Венгерская иллюминированная хроника (гл. 152.108), с. 133.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 139.100), с. 130.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 7, 14.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Венгерская иллюминированная хроника (гл. 140.101), с. 130.
- ^ Энгель 2001 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шрифт 2001 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Желудь 1989 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивенсон 2000 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Венгерская иллюминированная хроника (гл. 142.102), с. 131.
- ^ Шрифт 2001 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рубинштейн 2011 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 97.
- ^ Тайерман 2006 , с. 96.
- ^ Альберт Аахенский: Historia Ierosolimitana - История путешествия в Иерусалим (гл. i.6), стр. 11.
- ^ Рубинштейн 2011 , стр. 56–58.
- ^ Деяния Божьи через франков — Gesta Dei per Francos (Книга вторая), с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Рубинштейн 2011 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Рубинштейн 2011 , с. 61.
- ^ Альберт Аахенский: Historia Ierosolimitana - История путешествия в Иерусалим (гл. I.8), стр. 17.
- ^ Рансимен 1951 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бартл и др. 2002 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рубинштейн 2011 , с. 64.
- ^ Тайерман 2006 , с. 100.
- ^ Рубинштейн 2011 , с. 65.
- ^ Тайерман 2006 , с. 95.
- ^ Альберт Ахенский: Historia Ierosolimitana - История путешествия в Иерусалим (гл. I.23–24), стр. 45–47.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 67–68.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рубинштейн 2011 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Рансимен 1951 , с. 141.
- ^ Тайерман 2006 , с. 103.
- ^ Альберт Аахенский: Historia Ierosolimitana - История путешествия в Иерусалим (гл. I.29), стр. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шрифт 2001 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с Рубинштейн 2011 , с. 72.
- ^ Рансимен 1951 , с. 148.
- ^ Рубинштейн 2011 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 86.
- ^ Косма Пражский: Чехская хроника (3.5), с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беренд 2001 , с. 75.
- ^ Контлер 1999 , с. 75.
- ^ Законы короля Коломана (Коломан:75), с. 30.
- ^ Шрифт 2001 , с. 60.
- ^ Беренд 2001 , стр. 84–85.
- ^ Законы короля Коломана (Коломан:49), с. 28.
- ^ Беренд 2001 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 21.
- ↑ Письма Генриха IV: Генрих благодарит герцога Альмуса за поддержку и обещает ему награду , с. 171.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шрифт 2001 , с. 78.
- ^ Шрифт 2001 , с. 77.
- ^ Норвич 1992 , стр. 272, 333.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Магаш 2007 , стр. 51.
- ^ Короткий 2006 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1991 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с д Короткое 2006 , с. 266.
- ^ Стивенсон 2000 , стр. 197–198.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо и Макк 1996 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 22.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 138.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 144.102–103), с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д Желудь 1989 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 74.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 142.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 145.104), с. 132.
- ^ Русская начальная летопись (6605 год), с. 196.
- ^ Энгель 1994 , с. 560.
- ^ Косма Пражский: Чехская хроника (3.9), стр. 190–191.
- ^ Макк 1989 , с. 31.
- ^ Энгель 2001 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Законы короля Коломана (Коломан: Преамбула), с. 24.
- ^ Шрифт 2001 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Графтер 1999 , с. 65.
- ^ Законы короля Коломана (Коломан:57), с. 24.
- ^ Энгель 2001 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Тот, Бела (22 октября 2004 г.) [1984]. «Кальман Кёнивес и ведьмы [Коломан Ученый и ведьмы]» . Слухи: странные факты мировой истории [Слухи: странные факты мировой истории] . Геликон/Венгерская электронная библиотека . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Законы короля Коломана (Коломан:60), с. 24.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 45–46.
- ^ Шрифт 2001 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 2006 , с. 267.
- ^ Fine 1991 , стр. 284–285.
- ^ Архидиакон Фома Сплитский: История епископов Салоны и Сплита (гл. 17), с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Желудь 1989 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стивенсон 2000 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенсон 2000 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 66.
- ^ Архидиакон Фома Сплитский: История епископов Салоны и Сплита (гл. 17), с. 97.
- ^ Стивенсон 2000 , стр. 200–201.
- ^ Энгель 2001 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шрифт 2001 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Желудь 1989 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шрифт 2001 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 70.
- ^ Мантейфель 1982 , с. 106.
- ^ Стивенсон 2000 , стр. 182–183.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 148.105), с. 132.
- ^ Мантейфель 1982 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Кристо и Макк 1996 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 71.
- ^ Короткий 2006 , с. 355.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Желудь 1989 , с. 16.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 149.106), с. 132.
- ^ Шрифт 2001 , с. 80.
- ↑ Деяния польских князей (гл. 2.25), с. 277.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 82.
- ^ Макк 1989 , стр. 16–17.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 161.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 164.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 150.106), с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенсон 2000 , с. 203.
- ^ Макк 1989 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кристо и Макк 1996 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Венгерская иллюминированная хроника (гл. 151.107), с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Шрифт 2001 , с. 83.
- ^ Венгерская иллюминированная хроника (гл. 150.107), с. 133.
- ^ Кристо и Макк 1996 , стр. Приложения 1–2.
- ^ Вишевский 2010 , стр. 29–30, 60, 376.
- ^ Норвич 1992 , стр. 146, 333.
- ^ Макк 1989 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо и Макк 1996 , с. Приложение 2.
- ^ Шрифт 2001 , с. 81.
- ^ Шрифт 2001 , стр. 86–87.
- ^ Послание мастера Роджера (гл. 1), стр. 135–137.
- ^ Шрифт 2001 , с. 85.
- ^ Контлер 1999 , с. 64.
- ^ Шрифт 2001 , с. 35.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с Шрифт 2001 , с. 48.
- ^ Кристо и Макк 1996 , с. 126.
- ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 2.64), стр. 138–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристо и Макк 1996 , с. 147.
- ^ Кланичай 2002 , с. 135.
- ^ Шрифт 2001 , с. 28.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Альберт Аахенский: Historia Ierosolimitana - История путешествия в Иерусалим (под редакцией и переводом Сьюзен Б. Эджингтон) (2007). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-920486-1 .
- Анна Комнина: Алексиада (перевод ЭРА Сьютер) (1969). Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-044958-7 .
- Архидиакон Сплитский Фома: История епископов Салоны и Сплита (латинский текст Ольги Перич; отредактировано, переведено и аннотировано Дамиром Карбичем, Мирьяной Матиевич Сокол и Джеймсом Россом Суини) (2006). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-7326-59-6 .
- Косма Пражский: Хроника Чехов (Перевод с предисловием и примечаниями Лизы Вулвертон) (2009). Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1570-9 .
- Послание мастера Роджера к скорбному плачу по поводу разрушения Венгерского королевства татарами (перевод и аннотации Яноша М. Бака и Мартина Ради) (2010). В: Рэди, Мартин; Веспреми, Ласло; Бак, Янош М. (2010); Анонимус и Мастер Роджер ; ЦЭУ Пресс; ISBN 978-963-9776-95-1 .
- Симон из Кезы: Деяния венгров (отредактировано и переведено Ласло Веспреми и Франком Шаером с исследованием Йено Шуча) (1999). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-9116-31-9 .
- Дела Божии через франков - Gesta Dei per Francos, Гиберт де Ножан (перевод Роберта Левина) (1997). Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-693-4 .
- Деяния польских князей (перевод и аннотации Пола В. Нолла и Фрэнка Шаера с предисловием Томаса Н. Биссона) (2003). ЦЭУ Пресс. ISBN 963-9241-40-7 .
- Венгерская иллюминированная хроника: Хроника Gestis Hungarorum (под редакцией Дежсо Дерцени) (1970). Корвина, издательство Taplinger Publishing. ISBN 0-8008-4015-1 .
- «Законы короля Коломана (1095–1116)». В «Законах средневекового королевства Венгрия», 1000–1301 гг. (Перевод и редакция Яноша М. Бака, Дьёрдя Бониса, Джеймса Росс Суини с эссе Андора Чизмадиа о предыдущих изданиях, второе исправленное издание, в сотрудничестве с Лесли С. Домонкосом) ) (1999). Издательство Чарльза Шлакса-младшего. стр. 23–31. ISBN 1-884445-29-2 . OCLC 495379882 . OCLC 248424393 . LCCN 89-10492 . ОЛ 12153527М . (ISBN может быть опечатан в книге как 88445–29–2).
- «Письма Генриха IV: Генрих благодарит герцога Альмуса за поддержку и обещает ему награду» (2000). В «Имперских жизнеописаниях и письмах одиннадцатого века» (перевод Теодора Э. Моммзена и Карла Ф. Моррисона, с историческим введением и новыми предлагаемыми чтениями Карла Ф. Моррисона, под редакцией Роберта Л. Бенсона). Издательство Колумбийского университета. стр. 52–100. ISBN 978-0-231-12121-7 .
- Русская первичная летопись: Лаврентьевский текст (перевод и редакция Сэмюэля Хаззарда Кросса и Ольгерда П. Шербовица-Вецора) (1953). Средневековая академия Америки. ISBN 978-0-915651-32-0 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бартл, Юлиус; Чичай, Уильям; Кохутова, Мария; Летц, Роберт; Сегеш, Владимир; Шкварна, Душан (2002). Словацкая история: хронология и лексика . Издательство Болчази-Кардуччи, Словенское педагогическое наложение. ISBN 0-86516-444-4 .
- Беренд, Нора (2001). У ворот христианского мира: евреи, мусульмане и «язычники» в средневековой Венгрии, ок. 1000–ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02720-5 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Энгель, Пал (1994). «Премысл [Пршемысловцы]». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). ( Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 вв.) на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 559–561. ISBN 963-05-6722-9 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Эрсеги, Геза; Солимоси, Ласло (1981). «Монархия Арпадов, 1000–1301». В Солимоси, Ласло (ред.). ( Историческая хронология Венгрии, Том I: От начала до 1526 года на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 79–187. ISBN 963-05-2661-1 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Шрифт, Марта (2001). Коломан Ученый, король Венгрии (под руководством Дьюлы Кристо, перевод Моники Миклан) . Марта Фонт (при поддержке Издательской комиссии гуманитарного факультета Печского университета). ISBN 963-482-521-4 .
- Кланичай, Габор (2002). Святые правители и блаженные князья: династические культы в средневековой Центральной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42018-0 .
- Контлер, Ласло (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: История Венгрии . Издательство Атлантида. ISBN 963-9165-37-9 .
- Кристо, Дьюла ; Макк, Ференц (1996). Арпада Правители дома (на венгерском языке). Книги МПК. ISBN 963-7930-97-3 .
- Магаш, Бранка (2007). Хорватия через историю . САКИ. ISBN 978-0-86356-775-9 .
- Макк, Ференц (1989). Арпады и Комнины: политические отношения между Венгрией и Византией в XII веке (перевод Дьёрдя Новака) . Академическое издательство. ISBN 963-05-5268-Х .
- Мантейфель, Тадеуш (1982). Формирование Польского государства: период герцогского правления, 963–1194 гг. (Перевод и с введением Андрея Горского) . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1682-4 .
- Норидж, Джон Джулиус (1992). Норманны на Сицилии . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-015212-8 .
- Рубинштейн, Джей (2011). Армии Небесные: Первый крестовый поход и поиски Апокалипсиса . Основные книги. ISBN 978-0-465-01929-8 .
- Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов, том I: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-06161-Х .
- Стивенсон, Пол (2000). Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02756-4 .
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02387-1 .
- Вишевский, Пшемыслав (2010). Домус Болезлай: ценности и социальная идентичность в династических традициях средневековой Польши (ок. 966–1138) . Брилл. ISBN 978-90-04-18142-7 .