Деволский договор
( Деаболисский договор греч . συνθήκη της Δεαβόλεως ) — соглашение, заключенное в 1108 году между Богемундом I Антиохийским и византийским императором Алексиосом I Комнином , после Первого крестового похода . Назван в честь византийской крепости Деаболис (современный Девол , Албания ). договор не был немедленно приведен в исполнение, он был призван сделать Антиохийское княжество вассальным Хотя государством Византийской империи .
В начале Первого крестового похода армии крестоносцев собрались в Константинополе и пообещали вернуть Византийской империи любую землю, которую они смогут завоевать. Однако Боэмунд, сын бывшего врага Алексиоса Роберта Гвискара , претендовал на Антиохийское княжество себе. Алексиос не признал легитимность Княжества, и Боэмунд отправился в Европу в поисках подкрепления. Он начал открытую войну против Алексиоса, осадив Диррахий , но вскоре был вынужден сдаться и вести переговоры с Алексиосом в имперском лагере в Деаболисе, где был подписан договор.
По условиям договора Боэмунд согласился стать вассалом Императора и защищать Империю, когда это необходимо. Он также принял назначение греческого патриарха . Взамен ему были присвоены титулы себаста и дукса (герцога) Антиохийского, а также ему было гарантировано право передать своим наследникам графство Эдессу . После этого Боэмунд отступил в Апулию и умер там. Его племянник Танкред , бывший регентом в Антиохии, отказался принять условия договора. Антиохия временно попала под власть Византии в 1137 году, но только в 1158 году она по-настоящему стала вассалом Византии.
Деаболисский договор рассматривается как типичный пример византийской тенденции разрешать споры посредством дипломатии , а не войны, и был одновременно результатом и причиной недоверия между византийцами и их западноевропейскими соседями.
Фон
[ редактировать ]
В 1097 году армии крестоносцев собрались в Константинополе, отправившись группами на восток через Европу. Алексиос I, который просил лишь нескольких западных рыцарей служить в качестве наемников для помощи в борьбе с турками-сельджуками , блокировал эти армии в городе и не позволял им уйти, пока их лидеры не принесли клятвы , пообещав вернуть Империи любую землю, ранее принадлежавшую это для того, чтобы они могли победить по пути в Иерусалим . [1] В конечном итоге крестоносцы принесли эти клятвы индивидуально, а не группой. Взамен Алексиос предоставил им проводников и военный эскорт. [2] Однако крестоносцы были раздражены византийской тактикой, такой как переговоры о сдаче Никеи сельджуками, пока она все еще находилась в осаде крестоносцев, которые надеялись разграбить ее, чтобы помочь финансировать свое путешествие. [3] Крестоносцы, чувствуя себя преданными Алексиосом, который смог вернуть себе ряд важных городов и островов, а также большую часть западной части Малой Азии, продолжили свой путь без помощи Византии. В 1098 году, когда Антиохия была захвачена после длительной осады, а крестоносцы, в свою очередь, были осаждены в городе, Алексиос выступил им навстречу, но, услышав от Стефана Блуа , что ситуация безнадежна, вернулся в Константинополь. [4] Крестоносцы, неожиданно выдержавшие осаду, считали, что Алексиос покинул их, и считали византийцев совершенно ненадежными. [5] Поэтому они считали свои клятвы недействительными. [6]
К 1100 году существовало несколько государств крестоносцев , в том числе Антиохийское княжество, основанное Боэмундом в 1098 году. Утверждалось, что Антиохию следует вернуть византийцам, несмотря на предполагаемое предательство Алексиоса. [7] но Боэмунд потребовал это для себя. [8] Алексиос, конечно, не согласился; Антиохия имела важный порт, была торговым центром с Азией и оплотом Восточной Православной Церкви во главе с важным Восточно-православным Патриархом Антиохии . Он был захвачен у империи всего несколько десятилетий назад, в отличие от Иерусалима , который находился гораздо дальше и не находился в руках Византии на протяжении веков. Поэтому Алексиос не признавал легитимность Княжества, полагая, что оно должно быть возвращено Империи в соответствии с клятвами, данными Боэмундом в 1097 году. Поэтому он приступил к попытке изгнать Боэмунда из Антиохии. [8]
Боэмунд нанес еще одно оскорбление как Алексию, так и Восточной Православной Церкви в 1100 году, когда он назначил Бернара Валентского Латинским Патриархом и в то же время изгнал греческого Патриарха Иоанна Оксита , бежавшего в Константинополь. [9] Вскоре после этого Боэмунд был захвачен датчанами и заключен в тюрьму на три года, в течение которых антиохийцы выбрали регентом его Танкреда племянника Сирии . [10] После освобождения Боэмунда он потерпел поражение от сельджуков в битве при Харране в 1104 году; [11] это поражение привело к возобновлению давления на Антиохию как со стороны сельджуков, так и со стороны византийцев. Боэмунд оставил Танкреду под контролем Антиохию и вернулся на Запад, совершив поездку по Италии и Франции за подкреплением. Он заручился поддержкой Папы Пасхалия II. [12] и поддержка французского короля Филиппа I , на дочери которого он женился. Неясно, квалифицировалась ли его экспедиция как крестовый поход. [8]
родственники Боэмунда Нормандские на Сицилии находились в конфликте с Византийской империей более 30 лет; его отец Роберт Гвискар был одним из самых грозных врагов Империи. Пока Боэмунд отсутствовал, Алексиос послал армию, чтобы вновь занять Антиохию и города Киликии . В 1107 году, организовав новую армию для своего запланированного крестового похода против мусульман в Сирии, Боэмунд вместо этого начал открытую войну против Алексиоса, пересек море , чтобы осадить Диррахий Адриатическое , самый западный город Империи. [13] Однако, как и его отец, Боэмунд не смог добиться каких-либо значительных успехов во внутренних районах Империи; Алексиос избежал генерального сражения, и осада Боэмунда провалилась, отчасти из-за чумы в его армии. [14] Боэмунд вскоре оказался в безвыходном положении, изолированный перед Диррахием: его бегство по морю было пресечено венецианцами , и Пасхал II лишился своей поддержки. [15]
Поселения
[ редактировать ]
В сентябре 1108 года Алексиос попросил Боэмунда вести переговоры с ним в императорском лагере в Диаболисе (Девол). У Боэмунда не было иного выбора, кроме как принять его теперь, когда его пораженная болезнью армия больше не сможет победить Алексиоса в бою. Он признал, что нарушил клятву, данную в 1097 году. [16] но отказался признать, что это имело какое-либо влияние на нынешние обстоятельства, поскольку Алексиос, по мнению Боэмунда, также нарушил соглашение, вернувшись после осады Антиохии в 1098 году. Алексиос согласился считать клятвы 1097 года недействительными. [17] Конкретные условия договора были согласованы генералом Никифором Вриеннием и записаны Анной Комниной : [18]
- Боэмунд согласился стать вассалом императора, а также сына и наследника Алексиоса Иоанна ; [19]
- Он согласился помогать защищать империю, где бы и когда бы от него ни потребовалось это сделать, и согласился на ежегодную выплату в размере 200 талантов в обмен на эту услугу;
- Ему был присвоен титул себаста , а также дукса (герцога) Антиохийского;
- Ему были предоставлены в качестве имперских феодальных владений Антиохия и Алеппо (последний из которых не контролировали ни крестоносцы, ни византийцы, но предполагалось, что Боэмунд должен попытаться завоевать его);
- Он согласился вернуть Лаодикию и другие киликийские территории Алексиосу;
- Он согласился позволить Алексию назначить греческого патриарха «среди учеников великой константинопольской церкви» (Восстановление греческого патриарха ознаменовало принятие подчинения империи, но поставило канонические вопросы , которые было трудно разрешить [20] ). [21]
Условия были согласованы в соответствии с западным пониманием Боэмунда, так что он считал себя феодальным вассалом Алексиоса, «сеньора» ( homo ligius или ἄνθρωπος λίζιος ) со всеми обязательствами, которые это подразумевало, как это принято на Западе: он был обязан приносить военную помощь императору, за исключением войн, в которых он участвовал, и служить ему против всех его врагов в Европе и в Азии. [22]
Анна Комнина описывала происходящее с очень повторяющимися подробностями, при этом Боэмунд часто указывал на свои собственные ошибки и восхвалял доброжелательность Алексиоса и Империи; Судебное разбирательство, должно быть, было довольно унизительным для Боэмунда. С другой стороны, работа Анны была призвана прославить ее отца, и условия договора могут быть не совсем точными.
«Клянусь тебе, наш самый могущественный и святой император, господин Алексиос Комнин, и твоему собрату-императору, столь желанный лорд Иоанн Багрянородный, что я буду соблюдать все условия, на которые я согласился и говорил своими устами и буду держать их неприкосновенными на все времена, и то, что служит благу вашей Империи, о чем я забочусь сейчас и буду заботиться всегда, и я никогда не буду питать ни малейшей мысли о ненависти или предательстве по отношению к вам ... и всему, что есть ради пользы и чести римского правления, о котором я буду думать и исполнять. Так могу я пользоваться помощью Бога, Креста и святых Евангелий». |
Клятва, принесенная Боэмундом при заключении Девольского договора, как записано Анной Комниной [23] |
Устное соглашение было записано в двух экземплярах: один отдан Алексию, а другой — Боэмунду. По словам Анны, свидетелями из лагеря Боэмунда, подписавшими его копию договора, были Мавр, епископ Амальфи и папский легат , Ренар, епископ Тарентский, и сопровождавшее их мелкое духовенство; настоятель монастыря Святого Андрея в Бриндизи вместе с двумя своими монахами; и несколько неназванных «паломников» (вероятно, солдат армии Боэмунда). Со стороны императорского двора Алексиоса договор засвидетельствовали Себастос Маринос Неаполитанский , Рожер, сын Дагоберта , Петр Алифас , Вильгельм Гандский, Ричард Принципат , Жоффруа Майли, Губерт, сын Рауля , Павел Римлянин, послы из Родственник царицы (из семьи бывшего царя Болгарии), послы Перес и Симон из Венгрии, а также послы Василий Евнух и Константин. [24] Многие из свидетелей Алексиоса сами были выходцами с Запада, занимавшими высокие посты в византийской армии и при императорском дворе; [25] Василий и Константин были послами на службе у родственников Боэмунда на Сицилии .
Ни одна копия не сохранилась. Оно могло быть написано на латыни , греческом или на обоих языках. Оба языка одинаково вероятны, учитывая количество присутствующих жителей Запада, многие из которых знали латынь. Неясно, насколько уступки Боэмунда были известны в Латинской Европе. поскольку лишь немногие летописцы вообще упоминают о договоре; Фулчер из Шартра просто говорит:что Боэмунд и Алексиос помирились. [26]
Анализ
[ редактировать ]
Договор был сделан в пользу Алексиоса и предусматривал возможное присоединение Антиохии и ее территории к Империи. [27] Алексиос, осознавая невозможность изгнания Боэмунда из Антиохии, попытался включить его в структуру византийского правления и заставить работать на благо Империи. [28] Боэмунд должен был удерживать Антиохию до своей смерти с титулом ду , если только император (Алексиос или, в будущем, Иоанн) не решит по какой-либо причине отказаться от сделки. После смерти Боэмунда княжество вернется к прямому византийскому правлению. Таким образом, Боэмунд не мог основать династию в Антиохии, хотя ему было гарантировано право передать своим наследникам графство Эдессу и любые другие территории, которые ему удалось приобрести во внутренних районах Сирии. [27]
Земли Боэмунда должны были включать Святой Симеон и побережье, города Баграс и Артах , а также латинские владения в Джебель-ас-Суммаке . Латакия и Киликия Однако должны были вернуться под прямое византийское правление. Как указывает Томас Эсбридж , большая часть того, что император даровал Богемонду (включая сам Алеппо), все еще находилась в руках мусульман (например, ни Богемонд, ни Алексиос не контролировали Эдессу, хотя в то время Танкред был регентом как там, так и в Антиохии), что противоречит Оценка Лили, что Боэмунд преуспел в выполнении Договора. [29] Рене Груссе называет договор « диктатом », но Жан Ришар подчеркивает, что нормы феодального права , которым должен был подчиняться Боэмунд, «ни в коей мере не были унизительными». [22] По словам Джона В. Биркенмайера, договор ознаменовал момент, когда Алексиос создал новую армию и новые тактические доктрины для ее использования, но это не было политическим успехом Византии; «Он обменял свободу Боэмунда на титульное господство над Южной Италией , которое никогда не могло быть эффективным, и на оккупацию Антиохии, которая никогда не могла быть осуществлена». [30]
Условия договора интерпретировались по-разному. По мнению Поля Магдалино и Ральфа-Йоханнеса Лили , «Договор, воспроизведенный Анной Комниной, демонстрирует поразительное знакомство с западными феодальными обычаями; независимо от того, был ли он составлен греком или латинянином, находившимся на имперской службе, он чутко относился к западным взгляд на статус-кво в Восточном Средиземноморье». [31] То же самое произошло с дипломатическими инициативами, предпринятыми Алексиосом для обеспечения соблюдения договора о Танкреде (например, договора, который он заключил с Пизой в 1110–1111 годах, и переговоров о церковном союзе с Паскалем II в 1112 году). [32] Напротив, Эсбридж недавно утверждал, что Договор основан на греческих и западных прецедентах и что Алексиос хотел рассматривать Антиохию как подпадающую под действие договоренностей пронойи . [29]
Последствия
[ редактировать ]
Боэмунд так и не вернулся в Антиохию (он отправился на Сицилию, где умер в 1111 году), а тщательно составленные положения договора так и не были реализованы. [33] Племянник Боэмунда, Танкред, отказался соблюдать договор. [11] По его мнению, Антиохия принадлежала ему по праву завоевания . Он не видел смысла передавать его кому-то, кто не участвовал в Крестовом походе, а действительно активно действовал против него (как считали крестоносцы). Крестоносцы, похоже, почувствовали, что Алексиос обманом заставил Боэмунда отдать ему Антиохию; они уже считали Алексиоса коварным и ненадежным, и это могло подтвердить их убеждения. В договоре Танкред упоминался как незаконный владелец Антиохии, и Алексиос ожидал, что Боэмунд изгонит его или каким-то образом будет контролировать его. Танкред также не позволил греческому патриарху войти в город; вместо этого греческие патриархи были назначены в Константинополе и номинально владели там властью. [ нужна ссылка ]
Вопрос о статусе Антиохии и прилегающих киликийских городов беспокоил Империю многие годы после этого. Хотя Деаболийский договор так и не вступил в силу, он обеспечил правовую основу для переговоров Византии с крестоносцами на следующие тридцать лет, а также для имперских претензий на Антиохию во время правления Иоанна II и Мануила I. [34] Поэтому Иоанн II попытался навязать свою власть, сам отправившись в Антиохию в 1137 году со своей армией и осадив город. [35] Жители Антиохии пытались вести переговоры, но Иоанн потребовал безоговорочной капитуляции города. [36] Испросив разрешения у короля Иерусалима Фулька , которое он получил, Раймунд , принц Антиохийский, согласился сдать город Иоанну. [36] Соглашение, по которому Раймунд присягнул Иоанну, было явно основано на Деаболийском договоре, но выходило за его рамки: Раймунд, который был признан имперским вассалом Антиохии, обещал императору свободный вход в Антиохию и обязался передать город в обмен на инвестицию в Алеппо, Шайзар , Хомс и Хаму , как только они будут завоеваны у мусульман. Затем Раймунд будет управлять новыми завоеваниями, и Антиохия вернется к прямому имперскому правлению. [37] Однако кампания в конечном итоге провалилась, отчасти потому, что Раймунд и Жослен II, граф Эдесский , который был вынужден присоединиться к Иоанну в качестве его вассалов, не выдержали своего испытания. Когда по возвращении в Антиохию Иоанн настоял на овладении городом, два князя устроили бунт. [38] Иоанн оказался в осаде в городе и был вынужден покинуть его в 1138 году, отозванный в Константинополь. [39] Он дипломатично принял утверждение Раймона и Жослена о том, что они не имеют никакого отношения к восстанию. [40] Иоанн повторил свою операцию в 1142 году, но неожиданно умер, и византийское войско отступило. [39]

Лишь в 1158 году, во время правления Мануэля I, Антиохия по-настоящему стала вассалом империи, после того как Мануэль заставил принца Рейнальда Шатийонского присягнуть ему в наказание за нападение Рейнальда на византийский Кипр . [41] Греческий Патриарх был восстановлен и правил одновременно с Латинским Патриархом. [42] Антиохия, ослабленная бессильными регентами после захвата Рейнальда мусульманами в 1160 году, оставалась вассальным государством Византии до 1182 года, когда внутренние разногласия после смерти Мануэля в 1180 году помешали Империи реализовать свои притязания. [ нужна ссылка ]
На балканской границе Деаболийский договор ознаменовал конец нормандской угрозы южному побережью Адриатики во время правления Алексиоса и позже; Эффективность пограничной обороны сдерживала любые дальнейшие вторжения через Диррахий на протяжении большей части XII века. [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спинка, Латинская церковь ранних крестовых походов , 113.
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , X, 261.
- ↑ Рансимен, Первый крестовый поход , 98.
- ^ Рансимен, Первый крестовый поход , 182-3.
- ↑ Рансимен, Первый крестовый поход , 183.
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XI, 291.
- ^ Раймонд Агилерский (III, 67) сообщает, что Раймон де Сен-Жиль выступал против сохранения Антиохии Боэмундом на том основании, что «мы поклялись Императору на Кресте Господнем, терновом венце и на многих других священных предметах». , что мы не сохраним без его воли ни один город или крепость из всех, принадлежавших его Империи». Тем не менее после взятия Антиохии присяга на верность в конце концов была отвергнута (Спинка, Латинская церковь ранних крестовых походов , 113).
- ^ Jump up to: а б с М. Ангольд, Византийская империя, 1025–1118 гг ., 251.
- ↑ Иоанн IV Антиохийский первоначально остался в Антиохии после того, как крестоносцы захватили его город, и возглавлял как греческое, так и латинское духовенство. Позднее он поссорился с Боэмундом, бежал в Константинополь и отрекся от престола (Т. М. Колбаба, Византийские представления о латинских религиозных «ошибках» , 126 ).
- ↑ Рансимен, Первый крестовый поход , 232.
- ^ Jump up to: а б Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 46.
- ^ Современные ученые утверждают, что запланированное нападение Боэмунда на Эпир держалось в секрете от Папы, который думал, что он намеревался начать кампанию в Леванте (Дж. Г. Роу, Пасхаль II , 181; Дж. Холифилд, Танкред и Боэмунд , 17 ).
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XII, 317.
* М. Ангольд, Византийская империя, 1025–1118 , 251.
* Норидж, Византия: Упадок и падение , 47 г. - ^ Норидж, Византия: Упадок и падение , 48.
- ^ М. Ангольд, Византийская империя, 1025–1118 , 251.
* С. Рансимен, Первый крестовый поход , 232. - ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 348–349.
* Норвич, Византия: Упадок и падение , 48 г. - ↑ Единственным пунктом предыдущего соглашения Алексиоса и Боэмунда, который не был объявлен недействительным, была клятва последнего «сеньора» Алексиосу (Анна Комнин, Алексиада , XIII, 349 ).
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 348–358.
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 349–350.
* Норвич, Византия: Упадок и падение , 48 г. - ^ Дж. Ричард, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 , 131
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 354–355.
* Норвич, Византия: Упадок и падение , 48 г. - ^ Jump up to: а б Дж. Ричард, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 , 130
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 357.
- ↑ Анна Комнин, Алексиада , XIII, 357–358.
- ^ А. Каждан, Латиняне и франки в Византии , 93–94.
- ^ Фульчер из Шартра, Экспедиция в Иерусалим , XXXV
- ^ Jump up to: а б П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 31–32.
- ^ А. Йотишки, Крестовые походы и государства крестоносцев , 69.
П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ Jump up to: а б А. Йотишки, Крестовые походы и государства крестоносцев , 69.
- ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 46
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 31–32.
А. Йотишки, Крестовые походы и государства крестоносцев , 69. - ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ С. Рансиман, Первый крестовый поход , 232.
* П. Стивенсон, Балканский рубеж Византии , 183. - ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 46
* Р.-Ж. Лили, Крестовые походы и Византия , 34 года. - ^ Дж. Норвич, Византия: Упадок и падение , 77.
- ^ Jump up to: а б Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 78.
- ^ А. Йотишки, Крестовые походы и государства крестоносцев , 77.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ↑ Жители Антиохии были враждебно настроены к перспективе перехода под власть Византии, что казалось им неизбежным последствием (Дж. Ричард, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 , 151).
- ^ Jump up to: а б Дж. Ричард, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 , 151 г.
- ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 48
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
* А. Стоун, Иоанн II Комнин (1118–1143 гг. н.э.) - ^ Б. Гамильтон, Вильгельм Тирский и Византийская империя , 226 г.
* Дж. Норидж, Византия: Упадок и падение , 121.
* Вильгельм Тирский, «История» , XVIII, 23. - ^ Дж. Норвич, Византия: Упадок и падение , 122.
- ^ П. Стивенсон, Балканская граница Византии , 183 г.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Анна Комнин . «Книги X-XIII» . Алексиада в переводе Элизабет А.С. Доус . Средневековый справочник.
- Фулчер Шартрский (1825 г.). «Глава XXXV». История экспедиции в Иерусалим 1095–1127 гг. (переведена на английский язык Фрэнсис Ритой Район, отредактирована с введением Гарольда С. Финка [The University of Tennessee Press, 1969]) .
- Вильгельм Тирский , Historia Rerum In Partibus Transmarinis Gestarum ( История деяний, совершенных за пределами моря ), перевод Э. А. Бэбока и А. К. Крея (Columbia University Press, 1943). Оригинальный текст смотрите в латинской библиотеке .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Анголд, Майкл (2004). «Византийская империя, 1025–1118». В Ласкомбе, Дэвид ; Райли-Смит, Джонатан (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 4, ок. 1024–1198 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 217–253. ISBN 978-1-13905402-7 .
- Биркенмайер, Джон В. (2002). «Исторический обзор Византии одиннадцатого и двенадцатого веков». Развитие Комненской армии: 1081–1180 гг . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-11710-5 .
- Гамильтон, Бернард (2003). «Вильям Тирский и Византийская империя». Porphyrogenita: Очерки истории и литературы Византии и Латинского Востока в честь Юлиана Хризостомида под редакцией Хараламбоса Дендриноса, Джонатана Харриса , Эйрен Харвалиа-Крук и Джудит Херрин . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-3696-8 .
- Холифилд, Джессика. «Танкред и Боэмунд: братья по оружию или заклятые соперники?» (PDF) . Университет Лидса (факультет истории) . Проверено 12 сентября 2007 г.
- Йотишки, Эндрю (2004). «Крестовый поход и поселение, 1095-ок. 1118». Крестовые походы и государства крестоносцев . Пирсон Образование. ISBN 0-582-41851-8 .
- Каждан, Александр (2001). «Латиняне и франки в Византии: восприятие и реальность с одиннадцатого по двенадцатый век» (PDF) . В Анжелики Э. Лайу ; Рой Парвиз Моттахеде (ред.). Крестовые походы с точки зрения Византии и мусульманского мира . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-277-3 .
- Колбаба, Тиа М. (2001). «Византийское восприятие латинских религиозных ошибок (темы и изменения с 850 по 1350 год)» (PDF) . В Анжелики Э. Лайу; Рой Парвиз Моттахеде (ред.). Крестовые походы с точки зрения Византии и мусульманского мира . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-277-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2010 г.
- Лили, Ральф-Йоханнес (2003). «Крестовые походы и Византия». В Халиле И. Семаане (ред.). Крестовые походы: другой опыт, альтернативные точки зрения . Глобальное академическое издание. ISBN 1-58684-251-Х .
- Магдалино, Пол (2002). Империя Мануила I Комнина, 1143–1141 гг. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52653-1 .
- Норидж, Джон Джулиус (1995). Византия: Упадок и падение . Пингвин. ISBN 0-670-82377-5 .
- Ричард, Жан (1999). «От Первого ко Второму крестовому походу». Крестовые походы, ок. 1071 г. 1291 . Перевод Джин Биррелл. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62566-1 .
- Роу, Джон Г. (1966–67). «Пасхалий II, Богемонд Антиохийский и Византийская империя». Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 44 : 165–202. дои : 10.7227/BJRL.49.1.8 .
- Рансиман, Стивен (1980). Первый крестовый поход . Кембриджский университет. ISBN 0-521-23255-4 .
- Спинка, Мэтью (июнь 1939 г.). «Латинская церковь ранних крестовых походов». История Церкви . 8 (2). Американское общество церковной истории: 113–131. дои : 10.2307/3160650 . JSTOR 3160650 . S2CID 162020930 .
- Стивенсон, Питер (2000). «Возвышение Запада, I: норманны и крестоносцы (1081–1118)». Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77017-3 .
- Стоун, Эндрю. «Иоанн II Комнин (1118–1143 гг. н.э.)» . Интернет-энциклопедия римских императоров . Проверено 11 сентября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас С. Эсбридж, Создание Антиохийского княжества, 1098–1130 гг . Бойделл Пресс, 2000.
- Джонатан Харрис, Византия и крестовые походы . Хэмблдон и Лондон, 2003 г.
- Ральф-Иоганнес Лили, Византия и государства крестоносцев, 1096–1204 гг . Пер. Джей Си Моррис и Джей Си Райдингс. Кларендон Пресс, 1993.
- Кеннет М. Сеттон, изд., История крестовых походов , тт. II и В. Мэдисон, 1969–1989 гг.