Анна Комнин
Анна Комнин | |
---|---|
Рожденный | 1 декабря 1083 г. Порфировая камера, Большой Константинопольский дворец , Византийская империя. (современный Стамбул , Турция ) |
Умер | 1153 Монастырь Кехаритомене , Константинополь , Византийская империя. (современный Стамбул , Турция ) | (69–70 лет)
Супруг | Константин Дукас Никифор Вриенний Младший |
Проблема | Алексиос Комненос, megas doux Джон Дукас Ирен Дукаина Мария Бриеннаина Комнен |
Дом | Дом Комненоса |
Отец | Алексиос I Комнин |
Мать | Ирен Дукаина |
Анна Комнен ( греч . Αννα Κομνηνι , латинизированная : Анна Комнен ; 1 декабря 1083–1153 гг.) [1] ), обычно латинизированный как Анна Комнина , [2] была византийской греческой принцессой и историком. Она является автором « Алексиады» , повествования о правлении ее отца, византийского императора Алексиоса I Комнина . Ее работа представляет собой наиболее важный первоисточник по византийской истории конца 11-го и начала 12-го веков, а также ранних крестовых походов . Хотя она наиболее известна как автор «Алексиады » , Анна сыграла важную роль в политике того времени и попыталась свергнуть своего брата Иоанна II Комнина с поста императора в пользу своего мужа Никифора . [3] [4]
При рождении Анна была обручена с Константином Дукасом . [3] и она выросла в доме его матери. [5] Она получила хорошее образование в области «греческой литературы и истории, философии, теологии, математики и медицины». [3] Анна и Константин были следующими в очереди на престол. [6] пока в 1092 году наследником не стал младший брат Анны, Иоанн II Комнин. [7] Константин умер около 1094 г. [7] и Анна вышла замуж за Никифора Вриенния в 1097 году. [8] До смерти Никифора около 1136 года у них было несколько детей. [7]
После смерти ее отца в 1118 году Анна и ее мать попытались узурпировать власть Иоанна II Комнина. [9] Ее муж отказался с ними сотрудничать, и узурпация провалилась. [3] В результате Иоанн сослал Анну в монастырь Кехаритомене , где она провела остаток своей жизни. [10] Там, в заточении, она написала « Алексиаду» . [11]
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Анна родилась 1 декабря 1083 года. [2] Алексиосу I Комнину и Ирине Дукаине . [6] Ее отец, Алексиос I Комнин, стал императором в 1081 году после узурпации предыдущего византийского императора Никифора Ботаниата . [5] Ее мать, Ирен Дукаина , была членом императорской семьи Дукас . [12] В «Алексиаде» Анна подчеркивает свою привязанность к родителям, заявляя о своих отношениях с Алексиосом и Ирен. [13] Она была старшей из семи детей; ее младшими братьями и сестрами были (по порядку) Мария, Иоанн II , Андроник , Исаак , Евдокия и Феодора . [14]
Анна родилась в Порфировой палате императорского дворца в Константинополе , что делало ее порфирогенной . [15] что подчеркивало ее императорский статус. Этот статус она отметила в «Алексиаде», заявив, что «родилась и выросла в пурпуре ». [16] По описанию Анны в « Алексиаде» , ее мать просила Анну дождаться рождения, пока ее отец не вернется с войны. [17] Послушно Анна дождалась, пока отец придет домой. [17]
При рождении Анна была обручена с Константином Дукасом . [3] сын императора Михаила VII и Марии Алании . [18] Эти двое были наследниками империи примерно до 1088–1092 годов, после рождения брата Анны, Иоанна II Комнина. [19] Различные ученые отмечают, что помолвка, вероятно, была политическим матчем, призванным установить легитимность отца Анны, узурпировавшего предыдущего императора. [20]
Примерно с 1090 года мать Константина – Мария Алания – воспитывала Анну в своем доме. [21] В Византии было обычным делом свекрови воспитывать невесток. [22] В 1094 году Мария Алания была замешана в попытке свергнуть Алексиоса I Комнина. [19] Некоторые ученые утверждают, что помолвка Анны с Константином Дукасом, возможно, на этом не закончилась, поскольку он не был замешан в заговоре против Алексиоса. [8] но это определенно закончилось, когда он умер около 1094 года. [7]
Некоторые ученые теперь также начали рассматривать отношения Анны с ее свекровью Марией Аланской, ее бабушкой по отцовской линии Анной Далассен и ее матерью Ирен Дукаина как источники вдохновения и восхищения Анной. [23] Например, Талия Гума-Петерсон утверждает, что «материнская способность Ирен Дукайны справляться с умозрительными и интеллектуальными задачами позволяет дочери стать высококвалифицированным ученым, о котором она с гордостью заявляет на первых страницах Алексиады » . [24]
Образование
[ редактировать ]Анна писала в начале «Алексиады» о своем образовании, подчеркивая свой опыт работы с литературой , греческим языком , риторикой и науками. [16] Репетиторы обучали ее таким предметам, как астрономия , медицина , история , военное дело, география и математика . Образование Анны было отмечено средневековым ученым Никитой Хониатом , который писал, что Анна «была горячо предана философии, царице всех наук, и получила образование во всех областях». [25] [26] Представление Анны о своем образовании отражено в ее завещании, в котором говорится, что ее родители позволили ей получить образование. [27] Это завещание контрастирует с надгробной речью об Анне, произнесенной ее современником Георгиосом Торникесом. В своей речи он сказал, что ей приходилось тайно читать древнюю поэзию, такую как « Одиссея» , потому что ее родители не одобряли ее борьбы с многобожием и другими «опасными подвигами», которые считались «опасными» для мужчин и «чрезмерно коварными» для мужчин. женщины. Далее Торникес сказал, что Анна «сдерживала слабость своей души» и изучала стихи, «стараясь, чтобы родители ее не заметили». [28]
Анна показала себя способной не только на интеллектуальном уровне, но и в практических вопросах. Ее отец поручил ей управлять большой больницей и приютом, которые он построил для нее в Константинополе . Сообщается, что в больнице имеются койки для 10 000 пациентов и сирот. Анна преподавала медицину в больнице, а также в других больницах и детских домах. Ее считали экспертом по подагре . Анна лечила отца во время его последней болезни. [29]
Свадьба
[ редактировать ]Примерно в 1097 году родители Анны выдали ее замуж за кесаря Никифора Вриенния . [8] член семьи Вриенний , занимавший трон до восшествия на престол отца Анны, Алексиоса I. [7] Никифор был солдатом и историком. [3]
Большинство ученых сходятся во мнении, что брак был политическим - он создал легитимность отцовской семьи Анны благодаря связям Вриенния с семьей прошлого императора. [30] Они были интеллектуальной парой, и Никифор Вриенний терпел и, возможно, поощрял научные интересы Анны, позволяя ей участвовать в различных научных кругах. [31] У пары было шестеро известных детей: Эйрен, Мария, Алексиос, Иоанн, Андроник и Константин. [32] Только Эйрен, Джон и Алексиос дожили до взрослого возраста. [32]
Претендуй на трон
[ редактировать ]брат Анны, Иоанн II В 1087 году родился . Через несколько лет после его рождения, в 1092 году, Иоанн был провозглашен императором. [7] По словам Хониата, император Алексиос «оказывал благосклонность» Иоанну и объявил его императором, в то время как императрица Ирина «наложила все свое влияние на сторону [Анны]» и «постоянно пыталась» убедить императора назначить Никифора Вриенния, мужа Анны, вместо Иоанна. [33] Около 1112 года Алексиос заболел ревматизмом и не мог двигаться. Поэтому он передал гражданское правительство своей жене Ирине; она, в свою очередь, направила управление в Вриенний. [34] Хониат утверждает, что, когда император Алексиос умирал в своей императорской спальне, прибыл Иоанн и «тайно» взял кольцо императора у своего отца во время объятий, «как будто в трауре». [35] Анна также работала в пользу мужа во время болезни отца. [2] В 1118 году умер Алексиос I Комнин. [36] Священник провозгласил Иоанна императором в соборе Святой Софии . [10]
По словам Дион Смайт, Анна «чувствовала себя обманутой», потому что она «должна была унаследовать». [37] Ведь, по словам Анны Комнины в « Алексиаде» , при рождении ей подарили «корону и императорскую диадему». [38] «Главной целью» Анны в изображении событий Алексиады , по словам Влады Станкович, было «подчеркнуть свое право» на престол и «превосходство над своим братом Иоанном». [39]
Учитывая это убеждение, Сьюзен С. Джарратт и др. запишите, что Анна «почти наверняка» была причастна к заговору с убийством Джона на похоронах Алексиоса. [40] Действительно, Анна, по словам Барбары Хилл, пыталась создать военные силы, чтобы свергнуть Джона. [10] По словам Хониата, Анну «побудили амбиции и месть» задумать убийство своего брата. [40] Смайт утверждает, что заговоры «ни к чему не привели». [7] Джаррат и другие отмечают, что вскоре после этого Анна и Бриенниос «организовали еще один заговор». [40] Однако, по словам Хилла, Вриенниос отказался свергнуть Джона, из-за чего Анна не смогла продолжить реализацию своих планов. [10] Этим отказом Анна, по словам Хониата, воскликнула, «что природа перепутала их полы, ибо ему надлежало быть женщиной». [2] По мнению Джарратта и др., Анна демонстрирует «повторение сексуализированного гнева». [40] Действительно, Смайт утверждает, что целям Анны «помешали мужчины в ее жизни». [41] Однако Ирина, по словам Хилла, отказалась участвовать в планах восстания против «признанного» императора. [10] Хилл, однако, указывает, что Хониат, на которого опираются вышеупомянутые источники, писал после 1204 года и, соответственно, был «довольно далек» от «реальных» событий, и что его «повестка дня» заключалась в «поиске причин» свержения Константинополя в 1204 году. [10]
Напротив, Леонора Невилл утверждает, что Анна, вероятно, не была причастна к попытке узурпации власти. [42] В большинстве доступных средневековых источников Анна играет второстепенную роль – только Хониат изображает ее бунтовщицей. [42] История Хониата начинается примерно с 1204 года, почти через сто лет после смерти Алексиоса I. [10] Вместо этого большинство источников задаются вопросом, было ли поведение Иоанна II Комнина на смертном одре своего отца уместным. [43]
Заговоры были раскрыты, и Анна лишилась поместий. [2] После смерти мужа она поступила в монастырь Кехаритомене, основанный ее матерью. Она оставалась там до самой смерти. [44]
Историк и интеллектуал
[ редактировать ]В уединении монастыря Анна посвятила время изучению философии и истории. Она проводила уважаемые интеллектуальные собрания, в том числе посвященные исследованиям Аристотеля . [45] Интеллектуальный гений и широта знаний Анны очевидны в ее немногочисленных работах. Помимо прочего, она была знакома с философией, литературой, грамматикой, теологией, астрономией и медициной. Можно предположить, что из-за мелких ошибок она могла цитировать Гомера и Библию по памяти при написании своего самого знаменитого произведения — « Алексиады» . Ее современники, как и митрополит Эфесский Георгиос Торникес, считали Анну человеком, достигшим «высшей вершины мудрости, как светской, так и божественной».
Алексиада
[ редактировать ]Анна написала Алексиаду в середине 1140-х или 1150-х годов. [31] Причиной начала Алексиады Анна назвала неоконченную работу мужа . [46] Перед своей смертью в 1137 году ее муж Никифор Вриенний Младший работал над историей, которая должна была зафиксировать события до и во время правления Алексиоса I. [46] Его смерть оставила историю незавершенной после фиксации событий правления императора Никифора Ботаниата. [46] Рут Макридес утверждает, что, хотя сочинения Вриенния, возможно, были источником вдохновения для Алексиады , неверно предполагать, что Алексиада была работой Вриенния под редакцией Анны (как утверждал Говард-Джонстон на слабых основаниях). [47]
В сообщении о том, как она собирала свои источники для « Алексиады» , Анна писала: «Мой материал... собран из незначительных сочинений, совершенно лишенных литературных претензий, и от старых солдат, служивших в армии в то время, когда мой отец захватил римский скипетр... Я основал на них правду моей истории, исследуя их рассказы и сравнивая их с тем, что я написал, и то, что они мне рассказывали, с тем, что я часто слышал, в частности, от моего отца и от моего дяди… Из всех этих материалов соткана вся ткань моей истории – моей подлинной истории». [48] Помимо рассказов очевидцев от ветеранов или членов ее семьи мужского пола, ученые также отметили, что Анна использовала императорские архивы, которые давали ей доступ к официальным документам. [49]
В « Алексиаде» Анна дала представление о политических отношениях и войнах между Алексиосом I и Западом. Она ярко описала вооружение, тактику и сражения. Было отмечено, что она писала о событиях, произошедших в ее детстве, поэтому это не свидетельства очевидцев . Ее нейтралитет скомпрометирован тем фактом, что она писала, восхваляя своего отца и очерняя его преемников. Несмотря на ее откровенную пристрастность, ее отчет о Первом крестовом походе имеет огромную ценность для истории, поскольку это единственный доступный отчет византийского очевидца. У нее была возможность собрать информацию от ключевых фигур византийской элиты; ее муж, Никифор Вриенний, участвовал в столкновении с лидером крестового похода Годфри Бульонским недалеко от Константинополя в Чистый четверг 1097 года; и ее дядя, Георгий Палеолог , присутствовал в Пелеканоне в июне 1097 года, когда Алексиос I обсуждал будущую стратегию с крестоносцами. Таким образом, Алексиада события Первого крестового похода позволяет увидеть с точки зрения византийской элиты. Он передает тревогу, которую чувствовали масштабы западноевропейских войск, проходящих через Империю, и опасности, которые они могли представлять для безопасности Константинополь .
Анна называла крестоносцев «кельтами», отражая старую греческую терминологию, обозначающую западных варваров. [50]
Алексиада . была написана на аттическом греческом языке [51] и литературный стиль создан по образцу Фукидида , Полибия и Ксенофонта . [52] Следовательно, он демонстрирует борьбу за аттизм, характерный для того периода, в результате чего полученный язык является весьма искусственным. [52] Питер Франкопан утверждает, что пробелы в некоторых хронологиях событий могут быть частично объяснены ошибками или отсутствием исходного материала для этих событий. [53] Сама Анна тоже обращалась к этим оплошностям, объясняя их потерей памяти и старостью. [54] Но несмотря на ошибки в хронологии, ее история соответствует стандартам своего времени. [55]
Более того, Алексиада проливает свет на эмоциональные потрясения Анны, включая, среди прочего, ее горе из-за смерти отца, матери и мужа. В конце «Алексиады » Анна написала: «Но живя, я умерла тысячу смертей… И все же я более убита горем, чем [Ниобея]: после моих несчастий, какими бы великими и ужасными они ни были, я все еще жива – чтобы испытать еще больше … Тогда пусть это будет конец моей истории, чтобы, пишу об этих печальных событиях, я не возмущался еще больше». [56]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Анна Комнин играет второстепенную роль в романе сэра Вальтера Скотта 1832 года « Граф Роберт Парижский» .
- Она — главный герой романа для молодежи 1999 года «Анна Византийская» Трейси Барретт .
- Она появляется заметно в первом томе трилогии «Крестоносцы» польской писательницы Зофии Коссак-Щуцкой , написанной в 1935 году.
- В цикле романов Гарри Горлицы « Видессос» (1987–2005) персонаж Алипия Гавра представляет собой беллетризованную версию Анны Комнине.
- Роман 1991 года «Аз, Анна Комнина» ( болгарский : Аз, Анна Комнина , букв. «Я, Анна Комнина») был написан Верой Мутафчиевой , болгарской писательницей и историком. [57]
- В детективном романе Юлии Кристевой 2004 года «Убийство в Византии» Анна Комнен находится в центре научных и любовных фантазий злодея о прошлом. Роман включает в себя множество подробностей о жизни, творчестве и историческом контексте Анны Комнине.
- Анна появляется в Medieval II: Total War (2006) как византийская принцесса под именем Анна Комнин.
- О ней упоминается в романе албанского писателя Бена Блуши « Жизнь на острове» , написанном в 2008 году .
- Она второстепенный персонаж в романе Нэн Хоторн о года крестовом походе 1101 «Любимый пилигрим» (2011).
- В настольной игре «Нации» (2013) Анна Комнин — советник в эпоху Средневековья.
- героиня Комнена Анна исторической манги ( « Анна Комнене Футабы 2021 ) Сато главная [58]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эш, Л., Биддлкомб, С., Франкопан, П., Кемпф, Д., Наус, Дж., Ни Клейри, Л., . . . Суитенхэм, К. (2014). Написание ранних крестовых походов: текст, передача и память (М. Булл и Д. Кемпф, ред.). Бойделл и Брюэр. стр 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ЭБ (1878) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ханавальт 1982, с. 303.
- ^ «Анна Комнина | Британика» .
- ^ Jump up to: а б Невилл 2016, с. 2.
- ^ Jump up to: а б Лайоу 2000 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Смайт 2006 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Невилл 2016, с. 3.
- ^ Лармор 2004, стр. 203–205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хилл 2000 , с. 47.
- ^ Лармор 2004, с. 204.
- ^ Лайоу 2000 , стр. 11–12.
- ^ Смайт 2006 , с. 130.
- ^ Франкопан 2009, стр. 479.
- ^ Франкопан 2009, стр. 536.
- ^ Jump up to: а б Комнене 2009, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Комнина 2001, с. 152.
- ^ Гарланд и Рэпп 2006, с. 115.
- ^ Jump up to: а б Гарланд и Рэпп 2006, с. 110.
- ^ Ханавальт 1982, с. 303; Невилл 2016, с. 2.
- ^ Гарланд и Рэпп 2006, с. 108.
- ^ Гарланд и Рэпп 2006, с. 108.
- ^ Гума-Петерсон 2000 , с. 109.
- ^ Гума-Петерсон 2000 , с. 118.
- ^ Хониат 1984, с. 8.
- ^ Коннор 2004, с. 255.
- ^ Лайоу 2000 , с. 4; ссылка на Курц, Эд. «Неотредактированные тексты времен императора Иоанна Комнина». Византийский журнал 16 (1907): 69–119.
- ^ Браунинг 1990, стр. 404–405.
- ^ Виндзор, Лаура Линн (2002). Женщины в медицине: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 45. ИСБН 978-1-57607-392-6 .
- ^ Джонг 1953, цитируется по Smythe 2006 , стр. 126.
- ^ Jump up to: а б Невилл 2016, с. 5.
- ^ Jump up to: а б Невилл 2016, с. 4.
- ^ Хониат 1984, с. 5.
- ^ Хилл 2000 , с. 46.
- ^ Хониат 1984, с. 6.
- ^ Смайт 2006 , с. 127.
- ^ Смайт 1997 , с. 241.
- ^ Комнене 1969, с. 197.
- ^ Станкович 2007, с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Джарратт 2008, с. 308.
- ^ Смайт 2006 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Невилл 2016, с. 111.
- ^ Невилл 2016, с. 112.
- ^ Джарратт 2008, с. 305.
- ^ Браунинг 1990, стр. 397–399.
- ^ Jump up to: а б с Комнене 2009. Пролог, раздел 3, с. 5.
- ^ Макридес 2000 , с. 70.
- ^ Komnene 2009. Книга XIV, раздел 7, с. 422.
- ^ Невилл 2016, с. 78.
- ^ JGA Покок (2002). «Некоторые Европы в их истории» . В Пагдене, Энтони (ред.). Идея Европы от античности до Европейского Союза . Издательство Кембриджского университета. п. 61. дои : 10.1017/CBO9780511496813.003 . ISBN 9780511496813 .
- ^ Далвен, Рэй (1972). Анна Комнина . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 155.
- ^ Jump up to: а б ЭБ (1911) .
- ^ Франкопан 2002 , стр. 63.
- ^ Komnene 2009, Book V, section 9, p. 151.
- ^ Католическая энциклопедия
- ^ Komnene 2009, Книга XV, раздел 11, стр. 472–473.
- ^ «Вера Мутафчиева – Официальный сайт» . veramutafchieva.net . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Четыре панели, изображающие детство византийской принцессы и женщины-историка Анны Комнены, теперь доступны в книге » . Комикс Натали (на японском языке), 10 декабря 2021 г. Проверено 20 ноября 2022 г.
Первоисточники
[ редактировать ]- Магулиас, Гарри Дж., изд. (1984). О, город Византия. Летопись Никиты Хониата . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1764-2 .
- Анна Комнина (2001). Доус, Элизабет А., изд. « Алексиада ». Интернет-сборник по средневековью . Фордэмский университет. Проверено 19 ноября 2020 г. ( Алексиада , Wikisource)
- Лейб, Бернард, изд. (1937). Анна Комнина: Алексий (правление императора Алексия I Комнина 1081-1118) (PDF) . Полет. 1. Париж: Les Belles Lettres.
- Лейб, Бернард, изд. (1943). Анна Комнина: Алексий: Царствование императора Алексия I Комнина (1081-1118) (PDF) . Полет. 2. Париж: Les Belles Lettres.
- Лейб, Бернард, изд. (1945). Анна Комнина: Алексий: Правление императора Алексия I Комнина (1081-1118) (PDF) . Полет. 3. Париж: Les Belles Lettres.
- Анна Великая, Алексиада в переводе ЭРА Сьютера, изд. Питер Франкопан (Нью-Йорк: Пингвин, 2009)
- Георгиос Торникес, «Неопубликованная похоронная речь об Анне Комнине», английский перевод Роберта Браунинга, в книге « Преобразованный Аристотель: древние комментаторы и их влияние », изд. Р. Сорабджи (Нью-Йорк: издательство Корнеллского университета, 1990)
Вторичные источники
[ редактировать ]- Коннор, Кэролайн Р. (2004). Женщины Византии . Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Далвен, Рэй (1972). Анна Комнина . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc.
- Франкопан, Питер (2002). «Восприятие и проекция предрассудков: Анна Комнина, Алексиада и Первый крестовый поход». В Эджингтоне, Сьюзен Б.; Ламберт, Сара (ред.). Гендеризация крестовых походов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Гума-Петерсон, Талия (2000). «Гендер и власть: переходы к материнскому в Алексиаде Анны Комнины » . В Гума-Петерсоне, Талия (ред.). Анна Комнин и ее время . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., стр. 107–125. ISBN 0-8153-3645-4 .
- Ханавальт, Эмили Альбу (1982). «Анна Комненэ». В Стрейере, Джозеф Р. изд. Словарь средних веков. 1 . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 303–304. ISBN 0684167603
- Хилл, Барбара (2000). «Действия говорят громче, чем слова: попытка узурпации Анны Комнине» . В Гума-Петерсоне, Талия (ред.). Анна Комнин и ее время . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., стр. 45–62. ISBN 0-8153-3645-4 .
- Линда Гарланд и Стивен Рэпп, «Мария Алания: женщина и императрица между двумя мирами», Византийские женщины: разнообразие опыта , изд. Линда Гарланд (Нью-Гэмпшир: Эшгейт, 2006). ISBN 978-0754657378
- Каздан, Александр (1991). «Комнен, Анна». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1142. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Лайу, Анжелики (2000). «Введение: почему Анна Комнин?» . В Гума-Петерсоне, Талия (ред.). Анна Комнин и ее время . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., стр. 1–14. ISBN 0-8153-3645-4 .
- Лармур, Дэвид (2004). Марголис, Надя; Уилсон, Кэтрин М., ред. «Комнин, Анна». Женщины в средние века: энциклопедия. 1 . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 203–205. ISBN 0313330174 .
- Макридес, Рут (2000). «Перо и меч: кто написал Алексиаду ?» . В Гума-Петерсоне, Талия (ред.). Анна Комнин и ее время . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., стр. 63–82. ISBN 0-8153-3645-4 .
- Невилл, Леонора (2016). Анна Комненэ: жизнь и творчество историка Средневековья . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190498177 .
- Рейнш, Дитер Р. (2000). «Женская литература в Византии? – Дело Анны Комнины» . В Гума-Петерсоне, Талия (ред.). Анна Комнин и ее время . Перевод Томаса Данлэпа. Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., стр. 83–106. ISBN 0-8153-3645-4 .
- Смайт, Дион К. (1997). «Посторонние таксисты воспринимают несоответствие литературы одиннадцатого и двенадцатого веков». Византийские исследования: Международный журнал византийских исследований . 24 : 229–249.
- Смайт, Дион К. (2006). «Средневизантийские семейные ценности и Алексиада Анны Комнины» . В Гарленде, Линда (ред.). Византийские женщины: многообразие опыта . Берлингтон: Эшгейт. стр. 125–139. ISBN 978-0-7546-5737-8 .
- Бэйнс, Т.С., изд. (1878), Британская энциклопедия , том. 2 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 100–100. 59–60 ,
- Чисхолм, Хью , изд. (1911), , Британская энциклопедия , том. 2 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 59
- Томас Джозеф Шахан (1907). « Анна Комнина ». В Католической энциклопедии . 1 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Варзос, Константин (1984). Генеалогия Комнинов [ Генеалогия Комнинов ] (PDF) (на греческом языке). Том. А. Салоники: Центр византийских исследований, Университет Салоник . OCLC 834784634 .
- Виттек-Де Йонг, Сюзанна (1953). «Цезарь Никифор Вриенний, историк, и его предки». Византия. 23: 463–468.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джорджина Баклер, Анна Комнина: исследование , Oxford University Press, 1929. ISBN 0-19-821471-5
- Джон Франс, « Анна Комнина, Алексиада и первый крестовый поход », Reading Medieval Studies, т. 9 (1983)
- Эд. Курц, «Неотредактированные тексты времен императора Иоанна Комнина, в Byzantine Journal 16 (1907): 69–119 (греческий текст завещания Анны Комнина).
- Джонатан Харрис, Византия и крестовые походы , Блумсбери, 2-е изд., 2014 г. ISBN 978-1-78093-767-0
- Левин, Кэрол и др. Выдающиеся женщины мира Средневековья и Возрождения . Коннектикут: Greenwood Press, 2000.
- Наоми Митчисон , Анна Комнина , Джеральд Хоу, 1928 год. Серия «Женщины-представители».
- Эллен Куандал и Сьюзен К. Джарратт, «Вспомнить его… будет предметом скорби»: Анна Комнин как риторический историограф» в Rhetorica: Journal of the History of Rhetoric (2008): 301–335. JSTOR 10.1525/rh.2008.26.3.301
- Влада Станкович, «Никефор Бриенниос, Анна Комнене и Константиос Дукас. История разных точек зрения», в Byzantine Journal (2007): 174.
- Пол Стивенсон, «Алексиада Анны Комнины как источник Второго крестового похода?», Журнал средневековой истории , т. 29 (2003).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женщины-герои времен крестовых походов: Анна Комнина . 1999. Женщины в мировой истории.
- 1083 рождения
- 1153 смерти
- Династия Комнинов
- Византийские историки XII века
- Византийские писательницы
- Православные христиане из Византийской империи
- Дочери византийских императоров
- Византийские женщины-врачи
- Византийские врачи XII века
- Византийские женщины XII века
- Женщины-писательницы XII века
- Порфирогенные
- Семья Алексиоса I Комнина
- Византийские христиане
- Византийские писатели XII века.
- Византийские учёные XII века
- Греческие ученые XII века
- Греческие математики XII века.
- Греческие женщины-историки