Княжество Антиохия
Княжество Антиохия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1098–1268 | |||||||||||||
Приписанный герб Антиохийского княжества | |||||||||||||
![]() Антиохийское княжество в контексте других государств Ближнего Востока в 1135 году нашей эры . | |||||||||||||
Статус | Вассал Византийской империи (1138–1153, 1159–1183) Вассал Армянского Киликийского королевства (1254–1260) Вассал Ильханата (1260–1268) | ||||||||||||
Капитал | Антиохия (современная Антакья , Хатай , Турция ) 36 ° 12'17 "N 36 ° 10'54" E / 36,20472 ° N 36,18167 ° E | ||||||||||||
Общие языки | Средневековая латынь , старонормандский , старофранцузский , армянский , арамейский , греческий , арабский. | ||||||||||||
Религия | Латинская церковь (правящая элита и знать) Восточное христианство ислам Иудаизм (популярный) | ||||||||||||
Правительство | Феодальная монархия | ||||||||||||
Принц Антиохии | |||||||||||||
• 1098–1111 (первый) | Боэмунд I | ||||||||||||
• 1252–1268 (последний) | Боэмунд VI | ||||||||||||
Историческая эпоха | Высокое Средневековье | ||||||||||||
• Первый крестовый поход | 1098 | ||||||||||||
• Завоёван мамлюкским султанатом под предводительством Байбарса. | 1268 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Турция Сирия |
( Антиохийское княжество лат . Principatus Antiochenus ; нормандское : Princeté de Antioch ) было одним из государств крестоносцев , созданных во время Первого крестового похода , которое включало части современной Турции и Сирии . Княжество было намного меньше, чем Эдессское графство или Иерусалимское королевство . Он простирался вокруг северо-восточной окраины Средиземноморья , гранича с графством Триполи на юге, с Эдессой на востоке и с Византийской империей или Королевством Армения на северо-западе, в зависимости от даты.
В XII веке в нем проживало около 20 000 жителей, большинство из которых были армянами и греческими православными было несколько мусульман христианами, а за пределами самого города Антиохии . Большинство крестоносцев, поселившихся там, были норманнского происхождения, особенно из Нормандского королевства на юге Италии , как и первые правители княжества, окружившие себя верными подданными. Лишь немногие жители, за исключением крестоносцев, были католиками , хотя город находился под юрисдикцией Латинского Патриархата Антиохии , основанного в 1100 году. Этот патриархат оставался титульным после крестовых походов, пока не был упразднен в 1964 году.
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]
Город Антиохия был крупным византийским оплотом на территории, находившейся под контролем ду, прежде чем он пал под властью турок-сельджуков в 1084 году. [1] Таким образом, это был один из городов, которые армия Первого крестового похода стремилась освободить на пути в Иерусалим. В то время как Болдуин Булонский направился на восток из Малой Азии , чтобы основать графство Эдесса , основная армия Первого крестового похода продолжала двигаться на юг, чтобы осадить Антиохию в конце октября 1097 года. Армия состояла из различных лидеров, которые поклялись вернуть всю территорию, которая принадлежала в Византийскую империю [2] а также византийский контингент под командованием генерала Татикиоса . Имея более четырехсот башен, оборона города была огромной. Осада длилась всю зиму, при этом отряды крестоносцев были сильно истощены, и их часто заставляли есть своих лошадей или, как гласит легенда, тела погибших собратьев-христиан. [ нужна ссылка ] Соседние турецкие вожди предприняли несколько попыток освободить город, но они были отбиты, например, во время битвы на Антиохийском озере под военным руководством Богемунда Таранто .

В мае 1098 года к городу подошёл другой отряд помощи под командованием Кербоги , атабега Мосула, и поэтому крестоносцам стало важно действовать быстро. Боэмунд убедил стражника одной из башен, армянина и бывшего христианина по имени Фируз , позволить крестоносцам войти в город 2 июня 1098 года. [3] Всего четыре дня спустя мусульманская армия из Мосула во главе с Кербогой прибыла, чтобы осадить крестоносцев. Алексиос I Комнин , византийский император , направлялся на помощь крестоносцам, но, услышав слухи о том, что город захвачен мусульманами, Алексиос повернул назад. [4]
Крестоносцы выдержали осаду с помощью мистика по имени Петр Варфоломей . Петр утверждал, что его посетил апостол Андрей , который рассказал ему, что Святое Копье , которое пронзило бок Христа, когда он был на кресте, находится в городе. Раскопки проводились в базилике Святого Петра , и Копье было обнаружено самим Петром. Хотя возможно, что Петр сам посадил его там (папский легат Адемар из Ле-Пюи считал, что это так), он поднял дух крестоносцев, а также местных армян и греков. [5] С реликвией во главе армии Боэмунд выступил навстречу осаждающим мусульманским войскам, которые потерпели поражение в битве при Антиохии в 1098 году. По словам крестоносцев, на поле битвы им на помощь явилась армия святых. [6]
После этой победы последовал длительный спор о том, кто должен контролировать город. [7] Боэмунд заявил, что клятва, данная Алексиосу, была аннулирована из-за того, что Алексиос не оказал им помощь. Ему противостоял граф Раймунд Тулузский , который утверждал, что город должен быть возвращен Алексиосу и который позже основал графство Триполи . Боэмунд и его итальянские нормандские последователи в конечном итоге победили, не в последнюю очередь из-за смерти Адемара де Ле-Пюи, который был духовным лидером крестового похода и был полон решимости сотрудничать с византийцами. [8] Боэмунд уже был принцем ( аллодиальным лордом) Таранто в Италии. Он желал сохранить такую независимость в своем новом светлости, поэтому не пытался получить ни титул герцога от византийского императора, ни какой-либо другой титул с глубокими феодальными обязательствами.
Ранняя история
[ редактировать ]
Боэмунд начал сразу после победы над Хербогой укреплять и расширять свое княжество. В августе 1098 года он пересек горы Аман и направился в Киликию, чтобы взять под свой контроль города, которые его племянник Танкред захватил прошлым летом. [9] После того, как основная армия крестового похода отправилась в Иерусалим в 1099 году, он взял под полный контроль Антиохию, а также прилегающие к ней места, такие как Артах и гавань Святого Симеона . Затем Боэмунд попытался захватить портовый город Латакию , который находился под властью Византии, но ему пришлось уйти после того, как Раймунд и другие лорды-крестоносцы, которые тем временем завоевали Иерусалим , вынудили его это сделать. [10] В декабре 1099 года Боэмунд отправился в Иерусалим и рукоположил трех священников в епископы своего княжества. [11]
После пленения Боэмунда в битве с датчанами в 1100 году регентом стал его племянник Танкред. Танкред расширил границы Княжества, захватив города Тарс и Латакию у Византийской империи . Однако эти недавно захваченные города вместе с другой территорией были потеряны после битвы при Харране, когда был захвачен Болдуин II Эдессский . Боэмунд был освобожден в 1103 году и отправился в Италию, чтобы собрать дополнительные войска в 1104 году, в течение этого времени Танкред оставался регентом Антиохии. Боэмунд использовал собранные им войска для нападения на византийцев в 1107 году. Богемонд потерпел поражение при Диррахии в 1108 году и был вынужден Алексием I подписать Деволский договор , сделавший Антиохию вассальным государством Византийской империи после смерти Боэмунда. Боэмунд пообещал вернуть любую землю, которая была захвачена у мусульман, когда крестоносцы прошли через Константинополь в 1097 году. Богемонд также сражался в Алеппо с Болдуином и Жосленом из графства Эдесса ; когда Балдуин и Жослен были схвачены, Танкред стал также регентом в Эдессе. Боэмунд снова оставил Танкреда регентом и вернулся в Италию, где умер в 1111 году.
Алексий хотел, чтобы Танкред вернул Княжество целиком Византии, но Танкреда поддержали графство Триполи и Иерусалимское королевство . Танкред, по сути, был единственным лидером крестового похода, который не поклялся вернуть завоеванные земли Алексию (хотя никто из других лидеров, за исключением Раймунда IV Тулузского , все равно не сдержал своих клятв). Танкред умер в 1112 году, и ему наследовал Богемонд II под регентством племянника Танкреда Рожера Салернского , который отразил нападение сельджуков в 1113 году.
27 июня 1119 года Роджер был убит на Агер Сангвинис (Поле крови), и Антиохия стала вассальным государством Иерусалима с королем Болдуином II в качестве регента до 1126 года (хотя Болдуин провел большую часть этого времени в плену в Алеппо). Боэмунд II, женившийся на дочери Болдуина Алисе , правил всего четыре года, а княжество унаследовала его маленькая дочь Констанция ; Болдуин II снова исполнял обязанности регента до своей смерти в 1131 году, когда к власти пришел Фульк Иерусалимский . В 1136 году Констанция, которой было еще всего 8 лет, вышла замуж за Раймунда Пуатье , которому было 36 лет.
Раймунд, как и его предшественники, напал на византийскую провинцию Киликию . Однако на этот раз император Иоанн II Комнин дал отпор. Он прибыл в Антиохию в 1138 году и заставил Раймунда присягнуть ему на верность. Затем последовала совместная кампания, когда Иоанн возглавил армии Византии, Антиохии и Эдессы против мусульманской Сирии. Алеппо оказался слишком сильным для нападения, но крепости Балат, Бизаа , Атиреб , Маарат ан-Нуман и Кафартаб были взяты штурмом. [12] Хотя Иоанн упорно сражался за христианское дело в кампании в Сирии, его союзники, принц Раймунд Пуатье и граф Жослен II Эдесский, сидели и играли в кости вместо того, чтобы помогать Иоанну продолжать осаду Шайзара . [ нужна ссылка ] Город был взят, но цитадель выдержала штурм. Эмир Шайзара предложил выплатить большую контрибуцию, стать вассалом Иоанна и платить ежегодную дань; предложение было неохотно принято императором. [12] По возвращении армии в Антиохию бунт, спровоцированный Жосленом II Эдесским, вынудил императора уйти без сдачи ему цитадели. У Иоанна были планы отвоевать Антиохию и стать эффективным правителем оставшихся государств крестоносцев, но он умер в 1143 году.
Антиохия и Византийская империя
[ редактировать ]
После падения Эдессы в 1144 году Антиохия подверглась нападению Нур ад-Дина во время Второго крестового похода . Большая часть восточной части княжества была потеряна, а Раймон был убит в битве при Инаба в 1149 году. Балдуин III Иерусалимский формально был регентом при вдове Раймунда Констанции до 1153 года, когда она вышла замуж за Рейнальда Шатийона . Рейнальд тоже сразу же оказался в конфликте с византийцами, на этот раз на Кипре ; он заключил мир с Мануилом I Комнином в 1158 году, а в следующем году прибыл Мануил, чтобы взять под личный контроль княжество. С этого момента Антиохийское княжество должно было быть вассалом Византии до смерти Мануила в 1180 году. Хотя эта договоренность означала, что княжество должно было предоставить контингент для византийской армии (войска из Антиохии участвовали в нападении на турок-сельджуков в 1176 году). Он также защитил город от Нур ад-Дина в то время, когда ему угрожала серьезная опасность быть захваченным.
Рейнальд был взят в плен мусульманами в 1160 году, и регентство перешло к Антиохийскому Патриарху (Рейнальд был освобожден только в 1176 году и больше не вернулся в Антиохию). Тем временем Мануил женился на дочери Констанции Марии , но, поскольку Констанция управляла Антиохией лишь номинально, в 1163 году она была свергнута и заменена ее сыном Боэмундом III . Боэмунд был взят в плен Нур ад-Дином в следующем году в битве при Хариме , а река Оронт стала постоянной границей между Антиохией и Алеппо. Боэмунд вернулся в Антиохию в 1165 году и женился на одной из племянниц Мануэля; его также убедили поставить в городе греческого православного патриарха.
Византийский союз распался со смертью императора Мануила в 1180 году. Антиохия была лишена защиты Империи, которой было достаточно, чтобы отпугнуть Нур ад-Дина от вмешательства в этот район в течение предыдущих двадцати лет. Тем не менее, с помощью флотов итальянских городов-государств Антиохия пережила нападение Саладина на Иерусалимское королевство в 1187 году. Ни Антиохия, ни Триполи не участвовали в Третьем крестовом походе , хотя остатки Фридриха Барбароссы армии ненадолго остановились в Антиохия в 1190 году похоронила своего короля. Сын Боэмунда III, которого также звали Боэмунд, стал графом Триполи после битвы при Хаттине , а старший сын Боэмунда III Раймунд женился на армянской принцессе в 1194 году. Богемонд III умер в 1201 году.
Смерть Боэмунда привела к борьбе за контроль между Антиохией, которую представлял Богемонд Триполийский , и Арменией, которую представлял внук Боэмунда III Раймон-Рупен . Боэмунд Триполи, как и Боэмунд IV, взял под свой контроль к 1207 году, но Раймунд недолго правил как соперник с 1216 по 1219 год. Боэмунд умер в 1233 году, и Антиохия, которой правил его сын Богемонд V , не сыграла важной роли в Пятом крестовом походе , Святой Борьба римского императора Фридриха II за возвращение Иерусалима в Шестом крестовом походе или Людовик IX во французском Седьмом крестовом походе .
Отношения с другими латинскими поселениями на Востоке
[ редактировать ]Отношения княжества с другими латинскими поселениями основывались на двух факторах. Первым фактором было то, что князья Антиохии хотели распространить свою власть на весь латинский восток, что привело к конфликту между графством Эдесса и Иерусалимским королевством. Во-вторых, союз между латинскими правителями был обеспечен благодаря их общему положению на Востоке. Этот союз укреплялся феодальными связями и брачными союзами между восточно-латинскими правителями. [13]
Говорят, что Болдуин Булонский, граф Эдессский и Богемонд I имели отношения, основанные на равенстве и братстве. [14] Например, они отправились в Иерусалим в 1099 году, чтобы вместе закрепить свои обеты паломничества. Они также рукоположили латинских священнослужителей в епископы Антиохии, включая графство Эдесса. [15] Богемон I и Болдуин Ле Бурк также имели близкие отношения: Болдуин был назначен командующим антиохийским ополчением Боэмундом в 1100 году. [16]
В это время существовала целая сеть братств. Однако при Раймоне, графе Тулузском, отношения между княжеством и регионом Триполи были непростыми. Раймунд вступил в союз с императором Алексием I Комнином вместо Боэмунда. В 1105 году Боэмунд покинул восток и поручил Антиохии своему племяннику Танкреду. В 1108 году Боэмунд также поручил Ричарду Салернскому управлять Эдессой, но Танкред не хотел передавать ее, потому что Танкред и Болдуин в то время боролись друг с другом за владение Эдессой. Сопротивление Танкреда продолжалось до 1109 года. В то же время конфликт между Антиохией и графом Триполи Вильгельмом-Джорданом был урегулирован, когда последний согласился сдать Триполи в обмен на подтверждение своего владения Тулузой. Затем Бертран Тулузский заключил союз с Болдуином I Иерусалимским. В 1110 году после убийства Вильгельма-Джордана был созван совет. После этого Антиохия и Эдесса, похоже, помирились. [17]
В 1111 году, когда мусульманская армия Маудуда из Мосула угрожала княжеству, его латинские союзники ответили военной помощью. В 1112 году Бертран Тулузский умер, и Эдессой завладел Роджер Салерно. В этот период отношения между Антиохией и Эдессой, а также с Иерусалимским королевством улучшились. Например, в 1115 году, накануне битвы при Телль-Даните , фракция эдессенской армии была неотъемлемой частью общей армии Антиохии. В 1118 году силы Иерусалима, Антиохии и Триполи объединились, чтобы противостоять армии Египта и Дамаска, которая угрожала Иерусалимскому королевству. [18]
Но в 1119 году Роджер Салернский был убит, не оставив взрослого наследника. Это изменило баланс сил на севере Сирии, поскольку регентом был назначен Болдуин II, король Иерусалима. В это время Жослен Куртенэ пользовался стабильным правлением в Эдессе, что еще больше ослабило господство Антиохии в Северной Сирии. В 1126 году Богемонд II прибыл на восток и, поскольку Болдуин хотел, чтобы Антиохия и Иерусалим поддерживали тесные отношения, он устроил брак между принцем Антиохии и его дочерью Алисой. [19] В 1127 году спор между Боэмундом и Жосленом Куртенэ привел к тому, что Жослен совершил набеги на княжество. В 1130 году после смерти Боэмунда II последовал кризис престолонаследия, что означало конец господства Антиохии в северной Сирии. [20]
Падение княжества
[ редактировать ]
В 1254 году Богемонд VI женился на Сибилле Армянской , положив конец борьбе за власть между двумя государствами, хотя к этому моменту Армения была более могущественной из двух, а Антиохия была по сути вассальным государством. Оба были охвачены конфликтом между мамлюками и монголами . В 1260 году под влиянием своего тестя, армянского царя Хетума I , Боэмунд VI подчинился монголам под властью Хулагу , сделав Антиохию данником Монгольской империи . [21] Боэмунд и Хетум сражались на стороне монголов во время завоеваний мусульманской Сирии, взяв вместе город Алеппо , а позднее Дамаск . [22]
Когда монголы потерпели поражение в битве при Айн-Джалуте в 1260 году, Байбарс , мамлюкский султан Египта, начал угрожать Антиохии, которая (как вассал армян) поддерживала монголов. В конце концов Байбарс взял город в 1268 году, и вся северная Сирия была быстро потеряна; двадцать три года спустя Акра была взята, и государства крестоносцев прекратили свое существование.
В колофонах Малатийского Евангелия 1268 года (MS № 10675) армянский рукописный иллюстратор Торос Рослин описал жестокое разграбление Антиохии Бейбарсом: «...в это время великая Антиохия была захвачена злым царем Египта, и многие были убиты и стали его пленниками, и причина скорби святых и знаменитых храмов, домов Божиих, находящихся в нем, не поддается словам». [23] Пустой титул «принца Антиохийского» с исчезновением графов Триполи перешел к королям Кипра и иногда предоставлялся как достоинство младшим членам королевского дома.
Нелатинское население
[ редактировать ]Коренное население княжества было весьма разнообразным. Значительную часть составляли -миафизиты армяне , которых можно было найти в Антиохии и других городских и сельских районах. На основании богатых имеющихся данных было даже высказано предположение, что они были самой многочисленной этнической группой. Важное значение имели также так называемые сурианцы , которые фактически включали в себя два христианских народа: арамейском языке , говорящих на сирийцев (также называемых «яковитами»), и арабском языке говорящих на мелькитов, . Когда в 1144 году графство Эдесса пало, а регион вокруг Мелитены становился все более небезопасным, многие якобиты искали убежища в городах и поселках княжества. Это привело, среди прочего, к распространению почитания Мора Барсаумы , в честь которого в 1156 году пара франкских благотворителей построила церковь. [24] Первым настоятелем был монах монастыря Мор Бар Саума, с которым церковь поддерживала тесные связи. [25]
Кроме того, мусульмане были также в столице, на юге и, вероятно, также на востоке княжества. Они лишь изредка появляются в антиохийских грамотах, что затрудняет оценку их численности. Другими меньшинствами были греки ( graeci ) и евреи . [26]
Вассалы Антиохии
[ редактировать ]Лорды Соны
[ редактировать ]Власть Соны была сосредоточена в замке Сона , но включала города Сармада (потерянная в 1134 году) и Балатанос . Сона была захвачена Саладином у последнего лорда Матфея в 1188 году.
- Роберт Прокаженный (ум. 1119)
- Вильгельм Зардана (1119–1132)
Великие офицеры Антиохии
[ редактировать ]Как и в Иерусалиме, в Антиохии было немало важных должностей, включая констебля , маршала , сенешаля , герцога , виконта , дворецкого , камергера и канцлера .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Врионис 1971 , с. 159.
- ^ Рансимен 1951 , с. 170.
- ^ Рансимен 1951 , стр. 231–233.
- ^ Рансимен 1951 , стр. 239–240.
- ^ Рансимен 1951 , с. 245.
- ^ Рансимен 1951 , с. 248.
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 34 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Рансимен 1951 , стр. 251–253.
- ^ Рансимен 1951 , с. 254.
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 43 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 45 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Рансиман (1952). История крестовых походов, т. II: Иерусалимское королевство и Франкский Восток, 1100–1187 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 215–217. ISBN 978-0140137040 .
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 104 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Асбридж, Томас (2012). Первый крестовый поход: новая история . Саймон и Шустер, Лимитед. п. 107. ИСБН 978-1849837699 . OCLC 1091017331 .
- ^ «Подвиги Тандреда в Иерусалимском походе». дои : 10.1163/1877-8054_cmri_com_23886 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 107 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. стр. 115–119 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. стр. 124–126 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Лир, Флойд Сейворд (июль 1942 г.). «Фулчер Шартрский: Хроника Первого крестового похода (Fulchei Carnotensis History Hierosolymitane). М. Е. МакГинти». Зеркало . 17 (3): 426–428. дои : 10.2307/2853316 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2853316 .
- ^ Эсбридж, Томас С. (2000). Создание Антиохийского княжества: 1098–1130 гг . Бойделл Пресс. п. 126 . ISBN 978-0851156613 . OCLC 920135552 .
- ^ Питер Джексон (2005). Монголы и Запад . Рутледж. п. 167. ИСБН 978-0582368965 .
- ^ «История крестовых походов», Рене Груссе , с. 581, ISBN 2-262-02569-X
- ^ Хазард, Гарри В.; Сеттон, Кеннет М. (1977). «III: Церковное искусство в государствах крестоносцев в Палестине и Сирии». История крестовых походов, том IV: Искусство и архитектура государств крестоносцев . Университет Висконсина Пресс. п. 137. ИСБН 0-299-06820-Х .
- ^ Weltecke (2006) , стр. 113–114.
- ^ Weltecke (2006) , стр. 116–117.
- ^ Бак 2017 , стр. 166–174.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Ибн аль-Каланиси, Дамасские хроники крестовых походов , пер. ХАР Гибб (Лондон, 1932).
- Иоанн Киннамос, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , пер. СМ Брэнд (Нью-Йорк, 1976).
- Матфей Эдесский, Хроника Матфея Эдесского , пер. А.Э. Достурян (Лэнхем, Нью-Йорк, Лондон, 1993).
- Orderic Vitalis, Церковная история Orderic Vitalis , изд. и транс. М. Чибналл, тома V – VI (Оксфорд, 1975–1978).
- Вальтер Канцлер, Белла Антиочена , изд. Х. Хагенмейер (Инсбрук, 1896 г.) (на немецком языке) .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Ангольд М., Византийская империя 1025–1204 гг ., 2-е изд. (Лондон, 1997 г.)
- Барлоу Ф., феодальный король Англии 1042–1216 гг. (Лондон, 1988 г.)
- Бомонт А.А., «Альберт Аахенский и графство Эдесса», «Крестовые походы» и другие исторические эссе, представленные Дане К. Манро , изд. Л. Дж. Паэтоу (Нью-Йорк, 1928), стр. 101–138.
- Бак, Эндрю Д. (2017). Антиохийское княжество и его границы в двенадцатом веке . Вудбридж: Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1783271733 .
- Браун, Р.А., Норманны (Вулбридж, 1984)
- Антиохийские войны, изд. ЧАС. Фердинанди, Серджио (2017). Свободное графство Эдесса. Основание и исторический очерк Первого княжества крестоносцев в Леванте (1098–1150) . Папский университет Антонианум – Рим. ISBN 978-88-7257-103-3 .
- Эдбери, П.В., «Феодальные обязательства на Латинском Востоке», Byzantion , vol. 47 (1977), стр. 328–356.
- Эджингтон, С.Б., «Из Аахена: новый взгляд на отношения между крестоносцами и Византией, 1095–1120», Medieval History , vol. 4 (1994)
- Гамильтон, Б., «Ральф Домфронтский, патриарх Антиохийский (1135–1140)», Nottingham Medieval Studies , vol. 28 (1984), стр. 1–21.
- Харрис, Джонатан (2014), Византия и крестовые походы , Блумсбери, 2-е изд. ISBN 978-1-78093-767-0
- Хилл, Дж. Х., Раймонд IV, граф Толузы (Нью-Йорк, 1962)
- Холт, премьер-министр, Эпоха крестовых походов (Лондон, 1986)
- Ричард, Жан (1999). Крестовые походы: ок. 1071–ок. 1291 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-62566-1 .
- Рансиман, Стивен (1951), История крестовых походов, том I: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства , Cambridge University Press
- Врионис, Сперос (1971). Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета.
- Вельтеке, Доротея (2006). «О сирийских православных в Антиохийском княжестве в период крестоносцев». В Ciggaar — Крижна Нелли; Меткалф, Дэвид Майкл (ред.). Восток и Запад в средневековом Восточном Средиземноморье: Антиохия от византийского завоевания до конца княжества крестоносцев . Издательство Питерс. стр. 95–124. ISBN 978-90-429-1735-4 . Проверено 24 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Антиохийским княжеством, на Викискладе?