Мануэль I Комнин
Мануэль I Комнин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император и самодержец римлян | |||||
Византийский император | |||||
Царствование | 8 апреля 1143 г. - 24 сентября 1180 г. | ||||
Предшественник | Иоанн II Комнин | ||||
Преемник | Алексиос II Комнин | ||||
Рожденный | 28 ноября 1118 г. | ||||
Умер | 24 сентября 1180 г. | (61 год)||||
Супруги | Берта Зульцбахская Мария Антиохийская | ||||
Проблема | Мария Комненэ Алексиос II Комнин Кылыдж Арслан II (приемный) [1] | ||||
| |||||
Дом | Комненские династии | ||||
Отец | Иоанн II Комнин | ||||
Мать | Ирен Венгерская | ||||
Религия | Восточно-православный христианин |
Мануил I Комнин ( греческий : Μανουήλ Κομνηνός , латинизированный : Manouḗl Komnēnós ; 28 ноября 1118 — 24 сентября 1180), латинизированный как Комнин , также называемый Порфирогенитус ( греческий : Πορφυρογέννητος ; « рожденный в пурпуре ») — византийский император XII в. века, который правил решающим поворотным моментом в истории Византии и Средиземноморья . Его правление стало последним расцветом реставрации Комнинов , во время которого Византийская империя пережила возрождение военной и экономической мощи и пережила культурное возрождение.
Стремясь вернуть своей империи былую славу великой державы Средиземноморья, Мануэль проводил энергичную и амбициозную внешнюю политику. В ходе этого процесса он заключил союзы с Папой Адрианом IV и возрождающимся Западом . Он вторгся в норманнское королевство Сицилия , хотя и безуспешно, будучи последним императором Восточной Римской империи, предпринявшим попытку завоевания западного Средиземноморья . Прохождение потенциально опасного Второго крестового похода через его империю было умело организовано. Мануэль византийский протекторат над государством крестоносцев Утремером . установил Столкнувшись с продвижением мусульман на Святой Земле , он объединил усилия с Иерусалимским королевством и принял участие в совместном вторжении в Фатимидский Египет . Мануэль изменил политические карты Балкан и восточного Средиземноморья, поставив королевства Венгрия и Утремер под византийскую гегемонию и ведя агрессивную кампанию против своих соседей как на западе, так и на востоке.
Однако ближе к концу его правления достижения Мануэля на востоке были скомпрометированы серьезным поражением при Мириокефалоне , которое во многом стало результатом его высокомерия при атаке на хорошо защищенные позиции сельджуков . Хотя византийцы выздоровели , а Мануэль заключил выгодный мир с султаном Кылыдж-Арсланом II , Мириокефалон оказался последней, безуспешной попыткой империи вернуть внутренние территории Анатолии от турок .
Названный Хо Мегас ( ὁ Μέγας , что переводится как « Великий ») греками , Мануэль, как известно, внушал сильную преданность тем, кто ему служил. Он также появляется как герой истории, написанной его секретарем Джоном Киннамосом , в которой ему приписывают все добродетели. Мануил, на которого повлияли его контакты с западными крестоносцами, пользовался репутацией «самого благословенного императора Константинополя в некоторых частях латинского мира . » и [2] Однако некоторые историки относились к нему с меньшим энтузиазмом, утверждая, что великая власть, которой он обладал, была не его личным достижением, а достижением династии, которую он представлял. Кроме того, также утверждалось, что, поскольку власть Византийской империи катастрофически снизилась после смерти Мануила, вполне естественно искать причины этого упадка в его правление. [3]
Вступление на престол
[ редактировать ]Мануэль Комнин родился 28 ноября 1118 года и был четвертым сыном Иоанна II Комнина и Ирины Венгерской , поэтому казалось маловероятным, что он станет преемником своего отца. [4] Его дедом по материнской линии был святой Ладислав . Мануэль произвел благоприятное впечатление на своего отца своей храбростью и силой духа во время неудачной осады Неокесарии (1140 г.) против турок -данишмендидов . В 1143 году Иоанн II умирал от инфицированной раны; на смертном одре он выбрал Мануэля своим преемником, отдав предпочтение своему старшему выжившему брату Исааку . Джон назвал мужество и готовность Мануэля прислушаться к совету, в отличие от вспыльчивости и несгибаемой гордости Исаака, как причины своего выбора. После смерти Иоанна 8 апреля 1143 г. [5] его сын Мануэль был провозглашен армиями императором. [6] Однако его преемственность ни в коем случае не была гарантирована: поскольку армия его отца находилась в дебрях Киликии вдали от Константинополя, он осознавал, что ему жизненно необходимо вернуться в столицу как можно скорее. Ему еще предстояло позаботиться о похоронах отца, и традиция требовала от него организации основания монастыря на месте смерти отца. Он быстро отправил впереди себя мега-доместикос Джона Аксуша с приказом арестовать своего самого опасного потенциального соперника, его брата Исаака, который жил в Большом дворце и имел мгновенный доступ к императорским сокровищам и регалиям. Аксуш прибыл в столицу еще до того, как до нее дошло известие о смерти императора. Он быстро заручился лояльностью города, и когда Мануэль в августе 1143 года вошел в столицу, его короновал новый патриарх Михаил II Куркуас . Несколько дней спустя, когда ему больше нечего было бояться, поскольку его положение императора теперь было безопасным, Мануил приказал освободить Исаака. [7] Затем он приказал раздать каждому домовладельцу Константинополя по две золотых монеты и 200 фунтов золота (в том числе 200 серебряных монет ежегодно) отдать Византийской церкви. [8]
Империя, унаследованная Мануэлем от отца, находилась в более стабильном положении, чем веком ранее. В конце 11 века Византийская империя столкнулась с заметным военным и политическим упадком, но этот упадок был остановлен и в значительной степени обращен вспять руководством деда и отца Мануэля. Тем не менее, империя продолжала сталкиваться с огромными проблемами. В конце 11 века норманны сицилийские вывели Италию из- под контроля византийского императора. Турки-сельджуки сделали то же самое с центральной Анатолией . А в Леванте появилась новая сила — государства крестоносцев , — которая поставила перед Византийской империей новые вызовы. Теперь, более чем когда-либо в течение предыдущих столетий, задача, стоящая перед императором, была действительно сложной. [9]
Второй крестовый поход и Рейнальд Шатийонский
[ редактировать ]Принц Антиохии
[ редактировать ]Первое испытание правления Мануила произошло в 1144 году, когда он столкнулся с требованием Раймунда , принца Антиохийского , о уступке киликийских территорий. Однако позже в том же году графство крестоносцев Эдесса было охвачено волной возрождающегося исламского джихада под руководством Имада ад-Дина Зенги . Раймонд понял, что о немедленной помощи с Запада не может быть и речи. Поскольку его восточный фланг теперь был опасно открыт для этой новой угрозы, казалось, у него не было другого выбора, кроме как подготовиться к унизительному визиту в Константинополь. Проглотив свою гордость, он отправился на север, чтобы подчиниться Мануэлю и попросить защиты. Ему была обещана поддержка, о которой он просил, и была обеспечена его верность Византии. [10]
Экспедиция против Коньи
[ редактировать ]В 1146 году Мануил собрал свою армию на военной базе Лопадион и отправился в карательную экспедицию против Масуда , султана Рума , неоднократно нарушавшего границы Империи в Западной Анатолии и Киликии . [11] Попыток систематического завоевания территории не предпринималось, но армия Мануила разбила турок при Акроене , а затем захватила и разрушила укрепленный город Филомелион , удалив оставшееся христианское население. [11] Византийские войска достигли столицы Масуда, Коньи (Икония), и опустошили территорию вокруг города, но не смогли штурмовать его стены. Среди мотивов, побудивших Мануэля создать эту раззию, было желание прослыть на Западе активным сторонником идеала крестового похода; Киннамос также приписал Мануэлю желание продемонстрировать свое воинское мастерство своей новой невесте. [12] Во время этой кампании Мануэль получил письмо от Людовика VII из Франции, в котором объявлялось о его намерении возглавить армию на помощь государствам крестоносцев. [13]
Прибытие крестоносцев
[ редактировать ]Мануэлю не позволили извлечь выгоду из своих завоеваний из-за событий на Балканах, которые срочно потребовали его присутствия. В 1147 году он предоставил проход через свои владения двум армиям Второго крестового похода под командованием Конрада III из Германии и Людовика VII из Франции . В это время еще были члены византийского двора, которые помнили прохождение Первого крестового похода , определяющего события в коллективной памяти эпохи, которая очаровала тетю Мануэля, Анну Комнину . [14]
Many Byzantines feared the Crusade, a view endorsed by the numerous acts of vandalism and theft practised by the unruly armies as they marched through Byzantine territory. Byzantine troops followed the Crusaders, attempting to police their behaviour, and further troops were assembled in Constantinople, ready to defend the capital against any acts of aggression. This cautious approach was well advised, but still the numerous incidents of covert and open hostility between the Franks and the Greeks on their line of march, for which it seems both sides were to blame, precipitated conflict between Manuel and his guests. Manuel took the precaution—which his grandfather had not taken—of making repairs to the city walls, and he pressed the two kings for guarantees concerning the security of his territories. Conrad's army was the first to enter the Byzantine territory in the summer of 1147, and it figures more prominently in the Byzantine sources, which imply that it was the more troublesome of the two.[a] Indeed, the contemporary Byzantine historian Kinnamos describes a full-scale clash between a Byzantine force and part of Conrad's army, outside the walls of Constantinople. The Byzantines defeated the Germans and, in Byzantine eyes, this reverse caused Conrad to agree to have his army speedily ferried across to Damalis on the Asian shore of the Bosphoros.[15][16]
After 1147, however, the relations between the two leaders became friendlier. By 1148 Manuel had seen the wisdom of securing an alliance with Conrad, whose sister-in-law Bertha of Sulzbach he had earlier married; he actually persuaded the German king to renew their alliance against Roger II of Sicily.[17] Unfortunately for the Byzantine emperor, Conrad died in 1152, and despite repeated attempts, Manuel could not reach an agreement with his successor, Frederick Barbarossa.[b]
Cyprus invaded
[edit]Manuel's attention was again drawn to Antioch in 1156, when Raynald of Châtillon, the new Prince of Antioch, claimed that the Byzantine emperor had reneged on his promise to pay him a sum of money and vowed to attack the Byzantine province of Cyprus.[19] Raynald arrested the governor of the island, John Komnenos, who was a nephew of Manuel, and the general Michael Branas.[20] The Latin historian William of Tyre deplored this act of war against fellow Christians and described the atrocities committed by Raynald's men in considerable detail.[21] Having ransacked the island and plundered all its wealth, Raynald's army mutilated the survivors before forcing them to buy back their flocks at exorbitant prices with what little they had left. Thus enriched with enough booty to make Antioch wealthy for years, the invaders boarded their ships and set sail for home.[22] Raynald also sent some of the mutilated hostages to Constantinople as a vivid demonstration of his disobedience and his contempt for the Byzantine emperor.[20]
Manuel responded to this outrage in a characteristically energetic way. In the winter of 1158–59, he marched to Cilicia at the head of a huge army; the speed of his advance (Manuel had hurried on ahead of the main army with 500 cavalry) was such that he managed to surprise the Armenian Thoros of Cilicia, who had participated in the attack on Cyprus.[23] Thoros fled into the mountains, and Cilicia swiftly fell to Manuel.[24]
Manuel in Antioch
[edit]Meanwhile, news of the advance of the Byzantine army soon reached Antioch. Raynald knew that he had no hope of defeating the emperor, and in addition knew that he could not expect any aid from King Baldwin III of Jerusalem. Baldwin did not approve of Raynald's attack on Cyprus, and in any case had already made an agreement with Manuel. Thus isolated and abandoned by his allies, Raynald decided that abject submission was his only hope. He appeared dressed in a sack with a rope tied around his neck, and begged for forgiveness. Manuel at first ignored the prostrate Raynald, chatting with his courtiers; William of Tyre commented that this ignominious scene continued for so long that all present were "disgusted" by it.[25] Eventually, Manuel forgave Raynald on condition that he would become a vassal of the Empire, effectively surrendering the independence of Antioch to Byzantium.[4]
Peace having been restored, a grand ceremonial procession was staged on 12 April 1159 for the triumphant entry of the Byzantine army into the city, with Manuel riding through the streets on horseback, while the Prince of Antioch and the King of Jerusalem followed on foot. Manuel dispensed justice to the citizens and presided over games and tournaments for the crowd. In May, at the head of a united Christian army, he started on the road to Edessa, but he abandoned the campaign when he secured the release by Nur ad-Din, the ruler of Syria, of 6,000 Christian prisoners captured in various battles since the second Crusade.[28] Despite the glorious end of the expedition, modern scholars argue that Manuel ultimately achieved much less than he had desired in terms of imperial restoration.[c]
Satisfied with his efforts thus far, Manuel headed back to Constantinople. On their way back, his troops were surprised in line of march by the Turks. Despite this, they won a complete victory, routing the enemy army from the field and inflicting heavy losses. In the following year, Manuel drove the Turks out of Isauria.[29]
Italian campaign
[edit]Roger II of Sicily
[edit]In 1147 Manuel was faced with war by Roger II of Sicily, whose fleet had captured the Byzantine island of Corfu and plundered Thebes and Corinth. However, despite being distracted by a Cuman attack in the Balkans, in 1148 Manuel enlisted the alliance of Conrad III of Germany, and the help of the Venetians, who quickly defeated Roger with their powerful fleet. In 1149, Manuel recovered Corfu and prepared to take the offensive against the Normans, while Roger II sent George of Antioch with a fleet of 40 ships to pillage Constantinople's suburbs.[30] Manuel had already agreed with Conrad on a joint invasion and partition of southern Italy and Sicily. The renewal of the German alliance remained the principal orientation of Manuel's foreign policy for the rest of his reign, despite the gradual divergence of interests between the two empires after Conrad's death.[17]
Roger died in February 1154 and was succeeded by William I, who faced widespread rebellions against his rule in Sicily and Apulia, leading to the presence of Apulian refugees at the Byzantine court. Conrad's successor, Frederick Barbarossa, launched a campaign against the Normans, but his expedition stalled. These developments encouraged Manuel to take advantage of the multiple instabilities on the Italian peninsula.[31] He sent Michael Palaiologos and John Doukas, both of whom held the high imperial rank of sebastos, with Byzantine troops, ten ships and large quantities of gold to invade Apulia in 1155.[32] The two generals were instructed to enlist the support of Frederick, but he declined because his demoralised army longed to get back north of the Alps as soon as possible.[b] Nevertheless, with the help of disaffected local barons, including Count Robert of Loritello, Manuel's expedition achieved astonishingly rapid progress as the whole of southern Italy rose up in rebellion against the Sicilian Crown and the untried William I.[17] There followed a string of spectacular successes as numerous strongholds yielded either to force or the lure of gold.[28]
Papal-Byzantine alliance
[edit]The city of Bari, which had been the capital of the Byzantine Catapanate of Italy for centuries before the arrival of the Normans, opened its gates to the Emperor's army, and the overjoyed citizens tore down the Norman citadel. After the fall of Bari, the cities of Trani, Giovinazzo, Andria, Taranto and Brindisi were also captured. William arrived with his army, including 2,000 knights, but was heavily defeated.[33]
Encouraged by the success, Manuel dreamed of restoration of the Roman Empire, at the cost of union between the Orthodox and the Catholic Church, a prospect which would frequently be offered to the Pope during negotiations and plans for alliance.[34] If there was ever a chance of reuniting the eastern and western churches, and coming to reconciliation with the Pope permanently, this was probably the most favourable moment. The Papacy was never on good terms with the Normans, except when under duress by the threat of direct military action. Having the "civilised" Byzantines on its southern border was infinitely preferable to the Papacy than having to constantly deal with the troublesome Normans of Sicily. It was in the interest of Pope Adrian IV to reach a deal if at all possible, since doing so would greatly increase his own influence over the entire Orthodox Christian population. Manuel offered a large sum of money to the Pope for the provision of troops, with the request that the Pope grant the Byzantine emperor lordship of three maritime cities in return for assistance in expelling William from Sicily. Manuel also promised to pay 5,000 pounds of gold to the Pope and the Curia.[35] Negotiations were hurriedly carried out, and an alliance was formed between Manuel and Hadrian.[31]
"Alexios Komnenos and Doukas ... had become captive to the Normans' lord [and] again ruined matters. For as they had already pledged to the Sicilians many things not then desired by the emperor, they robbed the Romans of very great and noble achievements. [They] ... very likely deprived the Roman of the cities too soon." |
John Cinnamus[36] |
At this point, just as the war seemed decided in his favour, events turned against Manuel. Byzantine commander Michael Palaiologos alienated allies with his attitude, stalling the campaign as Count Robert III of Loritello refused to speak to him. Although the two were reconciled, the campaign had lost some of its momentum: Michael was soon recalled to Constantinople, and his loss was a major blow to the campaign. The turning point was the Battle of Brindisi, where the Normans launched a major counter-attack by both land and sea. At the approach of the enemy, the mercenaries that had been hired with Manuel's gold demanded huge increases in their pay. When this was refused, they deserted. Even the local barons started to melt away, and soon John Doukas was left hopelessly outnumbered. The arrival of Alexios Komnenos Bryennios with some ships failed to retrieve the Byzantine position.[d] The naval battle was decided in favour of the Normans, while John Doukas and Alexios Bryennios (along with four Byzantine ships) were captured.[37] Manuel then sent Alexios Axouch to Ancona to raise another army, but by this time William had already retaken all of the Byzantine conquests in Apulia. The defeat at Brindisi put an end to the restored Byzantine reign in Italy; in 1158 the Byzantine army left Italy and never returned again.[38] Both Nicetas Choniates and Kinnamos, the major Byzantine historians of this period, agree, however, that the peace terms Axouch secured from William allowed Manuel to extricate himself from the war with dignity, despite a devastating raid by a Norman fleet of 164 ships (carrying 10,000 men) on Euboea and Almira in 1156.[39]
Failure of the Church union
[edit]During the Italian campaign, and afterwards, during the struggle of the Papal Curia with Frederick, Manuel tried to sway the popes with hints of a possible union between the Eastern and Western churches. Although in 1155 Pope Adrian IV had expressed his eagerness to prompt the reunion of the churches,[e] hopes for a lasting Papal-Byzantine alliance came up against insuperable problems. Adrian IV and his successors demanded recognition of their religious authority over all Christians everywhere and sought superiority over the Byzantine emperor; they were not at all willing to fall into a state of dependence from one emperor to the other.[34] Manuel, on the other hand, wanted an official recognition of his secular authority over both East and West.[40] Such conditions would not be accepted by either side. Even if a pro-western emperor such as Manuel agreed, the Greek citizens of the empire would have rejected outright any union of this sort, as they did almost three hundred years later when the Orthodox and Catholic churches were briefly united under the pope. In spite of his friendliness towards the Roman Church and his cordial relations with all the popes, Manuel was never honoured with the title of augustus by the popes. And although he twice sent embassies to Pope Alexander III (in 1167 and 1169) offering to reunite the Greek and Latin churches, Alexander refused, under pretext of the troubles that would follow union.[41]
The final results of the Italian campaign were limited in terms of the advantages gained by the Empire. The city of Ancona became a Byzantine base in Italy, accepting Manuel as sovereign. The Normans of Sicily had been damaged and now came to terms with the Empire, ensuring peace for the rest of Manuel's reign. The Empire's ability to get involved in Italian affairs had been demonstrated. However, given the enormous quantities of gold which had been lavished on the project, it also demonstrated the limits of what money and diplomacy alone could achieve. The expense of Manuel's involvement in Italy must have cost the treasury a great deal (probably more than 2.16 million hyperpyra or 30,000 pounds of gold), and yet it produced only limited solid gains.[42][43]
Byzantine policy in Italy after 1158
[edit]After 1158, under the new conditions, the aims of the Byzantine policy changed. Manuel now decided to oppose the objective of the Hohenstaufen dynasty to directly annex Italy, which Frederick believed should acknowledge his power. When the war between Frederick Barbarossa and the northern Italian communes started, Manuel actively supported the Lombard League with money subsidies, agents, and, occasionally, troops.[44] The walls of Milan, demolished by the Germans, were restored with Manuel's aid.[45] Ancona remained important as a centre of Byzantine influence in Italy. The Anconitans made a voluntary submission to Manuel, and the Byzantines maintained representatives in the city.[46] Frederick's defeat at the Battle of Legnano, on 29 May 1176, seemed rather to improve Manuel's position in Italy. According to Kinnamos, Cremona, Pavia and a number of other "Ligurian" cities went over to Manuel;[47] his relations were also particularly favourable in regard to Genoa and Pisa, but not to Venice. In March 1171 Manuel had suddenly broken with Venice, ordering all 20,000 Venetians on imperial territory to be arrested and their property confiscated.[48] Venice, incensed, sent a fleet of 120 ships against Byzantium. Due to an epidemic, and pursued by 150 Byzantine ships, the fleet was forced to return without great success.[49] In all probability, friendly relations between Byzantium and Venice were not restored in Manuel's lifetime.[34]
Balkan frontier
[edit]On his northern frontier Manuel expended considerable effort to preserve the conquests made by Basil II over one hundred years earlier and maintained, sometimes tenuously, ever since. Due to distraction from his neighbours on the Balkan frontier, Manuel was kept from his main objective, the subjugation of the Normans of Sicily. Relations had been good with the Serbs and Hungarians since 1129, so the Serb rebellion came as a shock. The Serbs of Rascia, being so induced by Roger II of Sicily, invaded Byzantine territory in 1149.[4]
Manuel forced the rebellious Serbs, and their leader, Uroš II, to vassalage (1150–1152).[50] He then made repeated attacks upon the Hungarians with a view to annexing their territory along the Sava. In the wars of 1151–1153 and 1163–1168 Manuel led his troops into Hungary and a spectacular raid deep into enemy territory yielded substantial war booty. In 1167, Manuel sent 15,000 men under the command of Andronikos Kontostephanos against the Hungarians,[51] scoring a decisive victory at the Battle of Sirmium and enabling the Empire to conclude a very advantageous peace with the Kingdom of Hungary by which Syrmia, Bosnia and Dalmatia were ceded. By 1168 nearly the whole of the eastern Adriatic coast lay in Manuel's hands.[52]
Efforts were also made towards a diplomatic annexation of Hungary. The Hungarian heir Béla, younger brother of the Hungarian king Stephen III, was sent to Constantinople to be educated in the emperor's court. Manuel intended the youth to marry his daughter, Maria, and to make him his heir, thus securing the union of Hungary with the Empire. At court Béla assumed the name Alexius and received the title of despot, which had previously been applied only to the emperor himself. However, two unforeseen dynastic events drastically altered the situation. In 1169, Manuel's young wife gave birth to a son, thus depriving Béla of his status as heir of the Byzantine throne (although Manuel would not renounce the Croatian lands he had taken from Hungary). Then, in 1172, Stephen died childless, and Béla went home to take his throne. Before leaving Constantinople, he swore a solemn oath to Manuel that he would always "keep in mind the interests of the emperor and of the Romans". Béla III kept his word: as long as Manuel lived, he made no attempt to retrieve his Croatian inheritance, which he only afterwards reincorporated into Hungary.[52]
Relations with Kievan Rus' (Russia)
[edit]Manuel Komnenos attempted to draw the Russian principalities into his net of diplomacy directed against Hungary, and to a lesser extent Norman Sicily. This polarised the Russian princes into pro- and anti-Byzantine camps. In the late 1140s three princes were competing for primacy in Russia: prince Iziaslav II of Kiev was related to Géza II of Hungary and was hostile to Byzantium; Prince Yuri Dolgoruki of Suzdal was Manuel's ally (symmachos), and Vladimirko of Galicia (Principality of Halych) is described as Manuel's vassal (hypospondos). Galicia was situated on the northern and north-eastern borders of Hungary and, therefore, was of great strategic importance in the Byzantine-Hungarian conflicts. Following the deaths of both Iziaslav and Vladimirko, the situation became reversed; when Yuri of Suzdal, Manuel's ally, took over Kiev and Yaroslav, the new ruler of Galicia, adopted a pro-Hungarian stance.[53]
In 1164–65 Manuel's cousin Andronikos, the future emperor, escaped from captivity in Byzantium and fled to the court of Yaroslav in Galicia. This situation, holding out the alarming prospect of Andronikos making a bid for Manuel's throne sponsored by both Galicia and Hungary, spurred the Byzantines into an unprecedented flurry of diplomacy. Manuel pardoned Andronikos and persuaded him to return to Constantinople in 1165. A mission to Kiev, then ruled by Prince Rostislav, resulted in a favourable treaty and a pledge to supply the Empire with auxiliary troops; Yaroslav of Galicia was also persuaded to renounce his Hungarian connections and return fully into the imperial fold. As late as 1200 the princes of Galicia were providing invaluable services against the enemies of the Empire, at that time the Cumans.[54]
The restoration of relations with Galicia had an immediate benefit for Manuel when, in 1166, he dispatched two armies to attack the eastern provinces of Hungary in a vast pincer movement. One army crossed the Walachian Plain and entered Hungary through the Transylvanian Alps (Southern Carpathians), while the other army made a wide circuit to Galicia and, with Galician aid, crossed the Carpathian Mountains. Since the Hungarians had most of their forces concentrated on the Sirmium and Belgrade frontier, they were caught off guard by the Byzantine invasion; this resulted in the Hungarian province of Transylvania being thoroughly ravaged by the Byzantine armies.[55]
Invasion of Egypt
[edit]Alliance with the Kingdom of Jerusalem
[edit]Контроль над Египтом был давней мечтой Иерусалимского королевства крестоносцев, и его королю Амори I нужна была вся военная и финансовая поддержка, которую он мог получить для своей запланированной кампании. [56] Амальрик также осознавал, что, если он будет преследовать свои амбиции в Египте, ему, возможно, придется оставить Антиохию под гегемонией Мануэля, заплатившего 100 000 динаров за освобождение Боэмунда III . [57] [58] В 1165 году он отправил послов к византийскому двору для переговоров о брачном союзе (Мануил уже женился на кузине Амори Марии Антиохийской в 1161 году). [59] После долгого двухлетнего перерыва Амальрик женился в 1167 году на внучатой племяннице Мануэля Марии Комнине и «поклялся во всем, в чем раньше клялся его брат Болдуин». [ф] Формальный союз был заключен в 1168 году, в результате чего два правителя организовали завоевание и раздел Египта: Мануэль занял прибрежную территорию, а Амальрик - внутреннюю часть. Осенью 1169 года Мануил отправил совместную с Амальриком экспедицию в Египет: византийская армия и военно-морской отряд из 20 крупных военных кораблей , 150 галер и 60 транспортов под командованием мегаду Андроника Контостефаноса объединились с Амальриком в Аскалоне. . [59] [60] Вильгельм Тирский, который вел переговоры о союзе, был особенно впечатлен большими транспортными кораблями, которые использовались для перевозки кавалерийских сил армии. [61]
Хотя такое дальнее нападение на государство, находящееся вдали от центра Империи, может показаться необычным (последний раз, когда Империя предпринимала попытку чего-либо такого масштаба, было неудавшееся вторжение на Сицилию более ста двадцати лет назад), оно может быть объяснили с точки зрения внешней политики Мануэля, которая заключалась в использовании латинян для обеспечения выживания Империи. Такое внимание к более широкой картине восточного Средиземноморья и даже за его пределами привело Мануэля к вмешательству в дела Египта: считалось, что в контексте более широкой борьбы между государствами крестоносцев и исламскими державами востока контроль над Египтом будет решающий фактор. Стало ясно, что слабый Фатимидский халифат Египта является ключом к судьбе государств крестоносцев. Если Египет выйдет из изоляции и объединит силы с мусульманами под предводительством Нур ад-Дина, дело крестоносцев окажется в беде. [56]
Успешное вторжение в Египет имело бы ряд дополнительных преимуществ для Византийской империи. Египет был богатой провинцией, и во времена Римской империи он поставлял большую часть зерна в Константинополь, прежде чем тот был потерян арабами в VII веке. Доходы, которые Империя могла рассчитывать получить от завоевания Египта, были бы значительными, даже если бы их пришлось разделить с крестоносцами. Более того, Мануил, возможно, хотел поддержать планы Амальрика не только для того, чтобы отвлечь амбиции латинян от Антиохии, но и для создания новых возможностей для совместных военных предприятий, которые держали бы короля Иерусалима в долгу, а также позволили бы Империя, чтобы разделить территориальные выгоды. [56]
Провал экспедиции
[ редактировать ]Объединенные силы Мануэля и Амальрика осадили Дамиетту 27 октября 1169 года, но осада оказалась неудачной из-за неспособности крестоносцев и византийцев сотрудничать в полной мере. [62] По данным византийских войск, Амальрик, не желая делиться плодами победы, затягивал операцию до тех пор, пока у людей императора не кончились продовольствия, и они особенно пострадали от голода; Затем Амальрик начал атаку, которую он сразу же прервал, заключив перемирие с защитниками. С другой стороны, Вильгельм Тирский заметил, что греки не были полностью безупречны. [63] Какова бы ни была истинность утверждений обеих сторон, когда пошли дожди, и латинская армия, и византийский флот вернулись домой, хотя половина византийского флота погибла во внезапном шторме. [64]
Несмотря на плохие чувства, возникшие в Дамиетте, Амальрик по-прежнему отказывался отказаться от своей мечты о завоевании Египта и продолжал искать хороших отношений с византийцами в надежде на еще одно совместное нападение, которое так и не состоялось. [65] В 1171 году Амальрик лично прибыл в Константинополь после того, как Египет пал под властью Саладина . Таким образом, Мануил смог организовать грандиозный торжественный прием, который одновременно прославил Амальрика и подчеркнул его зависимость: до конца правления Амальрика Иерусалим был византийским сателлитом, и Мануэль мог выступать в качестве защитника Святых мест, оказывая растущее влияние. в Иерусалимском королевстве. [66] В 1177 году Мануил I послал флот из 150 кораблей для вторжения в Египет, но вернулся домой после появления у Акры из-за отказа графа Филиппа Фландрского и многих важных дворян Иерусалимского королевства помочь. [67]
Кылыч-Арслан II и турки-сельджуки
[ редактировать ]Между 1158 и 1162 годами серия византийских кампаний против турок-сельджуков из султаната Рум привела к заключению благоприятного для Империи договора. Согласно соглашению, некоторые приграничные районы, в том числе город Себастия , должны были быть переданы Мануэлю в обмен на некоторое количество наличных денег, а также обязывало сельджукского султана Кылыч-Арслана II признать его сюзеренство. [44] [68] Кылыдж Арслан II использовал мир с Византией и вакуум власти, вызванный смертью в 1174 году Нур ад-Дина Занги, правителя Сирии, для изгнания датишмендов из их анатолийских эмиратов. Когда сельджукский султан отказался уступить часть территорий, отнятых им у Данишмендов, византийцам, как он был обязан сделать в рамках своих договорных обязательств, Мануэль решил, что пришло время разобраться с турками раз и навсегда. [44] [69] [70] Поэтому он собрал полную императорскую армию и выступил против столицы сельджуков Икония ( Конья ). [44] Стратегия Мануэля заключалась в том, чтобы подготовить передовые базы Дорилеума и Сублеума , а затем использовать их для как можно более быстрого удара по Иконию. [71]
Тем не менее, армия Мануэля численностью 35 000 человек была большой и громоздкой — согласно письму, которое Мануэль отправил королю Англии Генриху II , длина наступающей колонны составляла десять миль (16 км). [72] Мануил выступил против Икония через Лаодикию , Хону , Лампу, Целены , Хому и Антиохию . Сразу у входа в перевал Мириокефалон Мануэля встретили турецкие послы, которые предложили мир на щедрых условиях. Большинство генералов и опытных придворных Мануэля убеждали его принять это предложение. Однако более молодые и агрессивные члены двора призвали Мануэля атаковать, и он последовал их совету и продолжил наступление. [28]
Мануэль допустил серьезные тактические ошибки, например, не смог должным образом разведать маршрут впереди. [73] Эти неудачи заставили его повести свои войска прямо в классическую засаду. 17 сентября 1176 года Мануэль был остановлен сельджукским султаном Кылыдж Арсланом II в битве при Мириокефалоне (в горной местности недалеко от перевала Цибрице), в которой его армия попала в засаду во время марша через узкий горный перевал. [44] [74] Византийцы были окружены узостью прохода, что позволяло сельджукам сосредоточить свои атаки на части византийской армии, особенно на обозе и осадном обозе, не имея возможности вмешаться остальным. [75] Осадная техника армии была быстро уничтожена, и Мануил был вынужден отступить — без осадных машин завоевание Икония было невозможно. Согласно византийским источникам, Мануил потерял самообладание как во время, так и после битвы, колеблясь между крайностями самообмана и самоуничижения; [76] по словам Вильгельма Тирского, он уже никогда не был прежним. [77]
Условия, по которым Кылыч-Арслан II позволил Мануилу и его армии уйти, заключались в том, что он должен убрать свои пограничные форты и гарнизоны в Дорилее и Сублеуме. Однако, поскольку султан уже не смог выполнить свою часть предыдущего договора 1162 года, Мануэль приказал демонтировать только укрепления Сублеума, но не укрепления Дорилеума. [78] Тем не менее поражение при Мириокефалоне стало позором как для лично Мануэля, так и для его империи. Комнинские императоры усердно работали после битвы при Манцикерте , произошедшей более века назад, чтобы восстановить репутацию империи. Однако из-за своей самоуверенности Мануэль продемонстрировал миру, что Византия все еще не может решительно победить сельджуков, несмотря на успехи, достигнутые в прошлом веке. По мнению Запада, Мириокефалон уменьшил Мануила до более скромных размеров: не до размеров римского императора, а до размеров греческого короля. [74]
Поражение при Мириокефалоне часто изображали как катастрофу, в которой была уничтожена вся византийская армия. Сам Мануэль сравнил поражение с Манцикертом; ему казалось, что поражение византийцев при Мириокефалоне дополняло разрушения при Манцикерте. В действительности же поражение хоть и было, но не стоило особенно дорого и существенно не уменьшило боеспособность византийской армии. [74] Большинство потерь понесло правое крыло, в основном состоящее из союзных войск под командованием Болдуина Антиохийского, а также обоз, который был главной целью турецкой засады. [79]
Ограниченные потери, нанесенные местным византийским войскам, были быстро возмещены, и в следующем году силы Мануэля разгромили силы «отборных турок». [71] Иоанн Комнин Ватацес , посланный императором для отражения турецкого вторжения, не только вывел войска из столицы, но и смог по пути собрать армию. Ватацы застали турок в засаде при переправе через реку Меандр ; последующая битва при Хиелионе и Леймохейре фактически уничтожила их как боевую силу. Это свидетельствует о том, что византийская армия оставалась сильной и что оборонительная программа западной части Малой Азии по-прежнему была успешной. [80] После победы на Меандре Мануил сам двинулся с небольшой армией, чтобы прогнать турок из Панасия , к югу от Котииума . [78]
Однако в 1178 году византийская армия отступила после встречи с турецкими войсками у Харакса , что позволило туркам захватить много скота. [4] Город Клаудиополь в Вифинии был осажден турками в 1179 году, что вынудило Мануила возглавить небольшой кавалерийский отряд, чтобы спасти город, а затем, даже в 1180 году, византийцам удалось одержать победу над турками. [4]
Непрерывная война серьезно повлияла на жизненные силы Мануэля; его здоровье ухудшилось, и в 1180 году он скончался от медленной лихорадки. Более того, как и в случае с Манцикертом, баланс между двумя державами начал постепенно меняться — Мануил больше никогда не нападал на турок, а после его смерти они начали продвигаться дальше на запад, вглубь византийской территории. [81]
Доктринальные споры (1156–1180 гг.)
[ редактировать ]Во время правления Мануэля произошли три основных богословских спора. В 1156–1157 годах был поднят вопрос, принес ли Христос Себя в жертву за грехи мира только Отцу и Святому Духу или также Логосу ( т. е. Себе Себе). [82] В конце концов синод, состоявшийся в Константинополе в 1157 году, провозгласил учение о единой жертве Святой Троице, приведя формулу: «Драгоценная кровь Единородного была принесена в жертву не только Отцу, но и Сыну и Святому Духу». «единое Божество», несмотря на несогласие избранного патриарха Антиохии Сотериха Пантевгена , который впоследствии был уволен. [83] [84] [4]
Десять лет спустя возник спор о том, относятся ли слова Христа: «Отец Мой больше Меня» к Его божественной природе, к Его человеческой природе или к союзу этих двух. [82] Деметрий Лампе, византийский дипломат, недавно вернувшийся с Запада, высмеивал то, как там интерпретировали этот стих, согласно которому Христос уступал своему отцу в своей человечности, но был равен своей божественности. Мануил, с другой стороны, возможно, присматриваясь к проекту церковного союза, нашел, что формула имеет смысл, и одержал верх над большинством на синоде, созванном 2 марта 1166 года для решения этого вопроса, где он получил поддержку патриарх Лука Хрисоберг [4] а затем Патриарх Михаил III . [85] У тех, кто отказывался подчиниться решениям Синода, конфисковывалось имущество или сосылались. [г] Политические аспекты этого противоречия очевидны из того факта, что главным противником доктрины Императора был его племянник Алексиос Контостефанос. [86]
Третий спор возник в 1180 году, когда Мануэль возражал против формулы торжественного отречения , которого требовали от новообращенных мусульман. Одна из наиболее ярких анафем этого отречения была направлена против божества, которому поклонялись Мухаммед и его последователи: [87]
И прежде всего я предаю анафеме Бога Мухаммада, о котором он [Мухаммад] говорит: «Он один Бог, Бог, созданный из твердого, отбитого молотом металла; Он не рождает и не рождается, и нет никого подобного Ему». ."
Император приказал исключить эту анафему из катехизических текстов Церкви, что вызвало яростное сопротивление как со стороны Патриарха, так и со стороны епископов. [87]
Рыцарские повествования
[ редактировать ]Мануил — представитель нового типа византийского правителя, на которого повлияли его контакты с западными крестоносцами. Он устраивал рыцарские поединки, даже участвуя в них, зрелище необычное и неприятное для византийцев. Обладающий прекрасным телосложением, Мануэль был предметом преувеличений в византийских источниках своей эпохи, где он представлен как человек большого личного мужества. романов Согласно рассказу о его подвигах, который представляет собой образец или копию рыцарских , его сила и умение владеть оружием были таковы, что Раймунд Антиохийский был неспособен владеть своим копьем и баклером. Говорят, что на известном турнире он вышел на сцену на огненном скакуне и свергнул двух самых сильных итальянских рыцарей. Говорят, что за один день он собственноручно убил сорок турок, а в битве с венграми якобы выхватил знамя и первым, почти в одиночку, прошел мост, отделявший его армию от врага. В другом случае, как говорят, он прорвался сквозь эскадрон из пятисот турок, не получив ни одного ранения; Ранее он устроил засаду в лесу, и его сопровождали только его брат и Аксуш. [88]
Семья
[ редактировать ]У Мануэля было две жены. Его первый брак в 1146 году был заключен с Бертой Зульцбахской , невесткой Конрада III Германии. Она умерла в 1159 году. Дети:
- Мария Комнина (1152 г.) [89] –1182), жена Ренье Монферратского .
- Анна Комнин [89] (1154–1158).
Второй брак Мануэля был заключен в 1161 году с Марией Антиохийской (по прозвищу Ксена ), дочерью Раймунда и Констанции Антиохийской . От этого брака у Мануэля родился сын:
- Алексиос II Комнин , ставший императором в 1180 году. [90]
У Мануэля было несколько внебрачных детей:
Теодора Ватацина:
- Алексиос Комнин (родился в начале 1160-х годов), который был признан сыном императора и действительно получил титул ( себастократор ). Он был ненадолго женат на Эйрене Комнине, внебрачной дочери Андроника I Комнина , в 1183–1184 годах, а затем был ослеплен своим тестем. Он жил по крайней мере до 1191 года и был лично известен Хониату. [91]
Мария Таронитисса, жена Иоанна Дукаса Комненоса :
- Алексиос Комнин, пинкернес («виночерпий»), бежавший из Константинополя в 1184 году и являвшийся номинальным главой нормандского вторжения и осады Фессалоники в 1185 году.
Другие любители:
- Дочь, имя которой неизвестно. Она родилась около 1150 года и вышла замуж за Теодора Маурозомеса до 1170 года. Ее сыном был Мануэль Маурозомес , чья дочь вышла замуж за Кайхусрава I , сельджукского султаната Рум , и ее потомки правили султанатом с 1220 по 1246 год. [92]
- Дочь, имя которой неизвестно, родилась около 1155 года. Она была бабушкой по материнской линии автора Деметриоса Торникеса . [93]
Оценки
[ редактировать ]Иностранные и военные дела
[ редактировать ]В молодости Мануил был полон решимости восстановить господство Византийской империи в странах Средиземноморья силой оружия. К моменту его смерти в 1180 году прошло 37 лет с того знаменательного дня в 1143 году, когда в дебрях Киликии его отец провозгласил его императором. В эти годы Мануэль был вовлечен в конфликт со своими соседями со всех сторон. Отец и дед Мануэля до него терпеливо работали над устранением ущерба, нанесенного битвой при Манцикерте и ее последствиями. Благодаря их усилиям империя, унаследованная Мануэлем, стала сильнее и лучше организована, чем когда-либо за столетие. Хотя очевидно, что Мануэль использовал эти активы в полной мере, не совсем ясно, сколько он к ним добавил, и есть место для сомнений относительно того, использовал ли он их с максимальной эффективностью. [2]
«Самая необычная черта характера Мануэля — это контраст и превратность труда и лени, выносливости и изнеженности. На войне он казался невежественным в отношении мира, в мирное время он казался неспособным к войне». |
Эдвард Гиббон [94] |
Мануэль зарекомендовал себя как энергичный император, который видел возможности повсюду и чей оптимистический взгляд на мир сформировал его подход к внешней политике. Однако, несмотря на свою военную доблесть, Мануил лишь в незначительной степени достиг своей цели по восстановлению Византийской империи. Ретроспективно некоторые комментаторы раскритиковали некоторые цели Мануэля как нереалистичные, в частности, ссылаясь на экспедиции, которые он отправил в Египет, как на доказательство мечтаний о величии недостижимого масштаба. Его величайшая военная кампания, его грандиозная экспедиция против турецкого султаната Икония, закончилась унизительным поражением, а его величайшие дипломатические усилия, очевидно, потерпели крах, когда папа Александр III примирился с немецким императором Фридрихом Барбароссой по Венецианскому миру . Историк Марк К. Бартусис утверждает, что Мануэль (и его отец также) пытались восстановить национальную армию, но его реформы не соответствовали ни его амбициям, ни его потребностям; поражение при Мириокефалоне подчеркнуло фундаментальную слабость его политики. [95] По словам Эдварда Гиббона , победы Мануэля не привели к каким-либо постоянным или полезным завоеваниям. [94]
Среди его советников по делам западной церкви был пизанский ученый Хью Этериано . [96]
Внутренние дела
[ редактировать ]Хониат раскритиковал Мануила за повышение налогов и указал на правление Мануила как на период излишеств; по словам Хониата, собранные таким образом деньги были щедро потрачены за счет его граждан. Независимо от того, читаете ли вы греческие энкомиастические источники или латинские и восточные источники, впечатление согласуется с картиной Хониата об императоре, который щедро тратил все доступные способы, редко экономя в одном секторе, чтобы развивать другой. [29] Мануэль не жалел средств на армию, флот, дипломатию, церемониал, строительство дворца, семью Комнинов и других искателей покровительства. Значительная часть этих расходов была чистыми финансовыми потерями для Империи, как и субсидии, выделенные Италии и государствам крестоносцев, а также суммы, потраченные на неудавшиеся экспедиции 1155–1156, 1169 и 1176 годов. [97]
Проблемы, которые это создало, были в некоторой степени уравновешены его успехами, особенно на Балканах; Мануил расширил границы своей империи в Балканском регионе, обеспечив безопасность всей Греции и Болгарии . Если бы он добился большего успеха во всех своих предприятиях, он бы контролировал не только наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья вокруг Восточного Средиземноморья и Адриатического моря, но и все торговые объекты этого региона. Даже если он не достиг своих амбициозных целей, его войны против Венгрии ( 1149–1155 , 1162–1167 ) принесли ему контроль над побережьем Далмации, богатым сельскохозяйственным регионом Сирмиум и дунайским торговым путем из Венгрии в Черное море . Говорят, что его балканские экспедиции захватили большую добычу в виде рабов и скота; [98] Киннамос был впечатлен количеством оружия, отобранного у венгров, погибших после битвы 1167 года. [99] И даже если войны Мануэля против турок, вероятно, закончились чистыми потерями, его командиры как минимум дважды брали скот и пленных. [98]
Это позволило западным провинциям процветать в условиях экономического возрождения, которое началось во времена его деда Алексиоса I и продолжалось до конца века. Действительно, утверждалось, что Византия в XII веке была богаче и процветала, чем когда-либо после персидского вторжения во время правления Ираклия , примерно пятьсот лет назад. Имеются убедительные свидетельства того периода нового строительства и новых церквей, даже в отдаленных районах, что убедительно свидетельствует о том, что богатство было широко распространено. [100] Торговля также процветала; подсчитано, что население Константинополя, крупнейшего торгового центра Империи, во время правления Мануэля составляло от полумиллиона до миллиона человек, что делало его крупнейшим городом в Европе. Основным источником богатства Мануэля был kommerkion — таможенная пошлина, взимаемая в Константинополе со всего импорта и экспорта. [101] собирал Утверждалось, что коммерцион 20 000 гиперпиров каждый день. [102]
Более того, Константинополь расширялся. Космополитический характер города усилился с прибытием итальянских купцов и крестоносцев, направлявшихся в Святую Землю. Венецианцы, генуэзцы и другие открыли порты Эгейского моря для торговли, доставляя товары из королевств крестоносцев Утремера и Фатимидского Египта на запад и торгуя с Византией через Константинополь. [103] Эти морские торговцы стимулировали спрос в городах Греции , Македонии и греческих островов, создавая новые источники богатства в преимущественно аграрной экономике . [104] В Салониках , втором городе Империи, проходила знаменитая летняя ярмарка, которая привлекала к своим шумным рыночным прилавкам торговцев со всех Балкан и даже за их пределами. В Коринфе производство шелка способствовало процветанию экономики. Все это является свидетельством успеха комнатнских императоров в обеспечении Pax Byzantina на этих центральных территориях. [100]
Наследие
[ редактировать ]Для риторов своего двора Мануэль был «божественным императором». Спустя поколение после его смерти Хониат называл его «самым благословенным среди императоров», а столетие спустя Иоанн Ставракий описал его как «великого в добрых делах». Иоанн Фока , солдат, сражавшийся в армии Мануила, несколько лет спустя охарактеризовал его как «спасителя мира» и славного императора. [106] Во Франции, Италии и государствах крестоносцев Мануэля будут помнить как самого могущественного правителя в мире. [4] Генуэзский аналитик отметил, что с кончиной «лорда Мануэля божественной памяти, благословеннейшего императора Константинополя… весь христианский мир понес большие разрушения и ущерб». [107] Вильгельм Тирский называл Мануила «мудрым и благоразумным принцем великого великолепия, достойным похвалы во всех отношениях», «человеком с великой душой и несравненной энергией», чья «память всегда будет храниться в благословении». далее превозносил Мануэля Роберт Клари как «достойного человека, [...] и самого богатого из всех христиан, которые когда-либо были, и самого щедрого». [108]
Ярким напоминанием о влиянии, которое Мануил имел, в частности, в государствах крестоносцев, до сих пор можно увидеть в церкви Святого Рождества в Вифлееме . В 1160-х годах неф был украшен мозаикой, изображающей соборы церкви. [109] Мануэль был одним из покровителей работы. На южной стене надпись на греческом языке гласит: «Настоящая работа была закончена Ефремом монахом, живописцем и мозаичистом, в царствование великого императора Мануила Багрянородного Комнина и во времена великого Иерусалимского царя Амори ». То, что имя Мануила было помещено первым, было символическим и публичным признанием верховной власти Мануила как лидера христианского мира. Роль Мануила как защитника православных христиан и христианских святынь в целом также очевидна в его успешных попытках обеспечить права на Святую Землю. Мануил участвовал в строительстве и украшении многих базилик и греческих монастырей на Святой Земле, в том числе храма Гроба Господня в Иерусалиме, где благодаря его усилиям византийскому духовенству было разрешено ежедневно совершать греческую литургию. Все это укрепило его положение как повелителя государств крестоносцев, а его гегемония над Антиохией и Иерусалимом была закреплена соглашением с Рейнальд , принц Антиохии , и Амальрик, король Иерусалима соответственно. Мануил был также последним византийским императором, который благодаря своим военным и дипломатическим успехам на Балканах мог называть себя «правителем Далмации , Боснии , Хорватии , Сербии , Болгарии и Венгрии ». [110]
Мануэль умер 24 сентября 1180 г. [111] только что отпраздновавший помолвку своего сына Алексиоса II с дочерью короля Франции. [112] Он был похоронен рядом со своим отцом в монастыре Пантократор в Константинополе. [113] Благодаря дипломатии и кампании Алексиоса, Иоанна и Мануила империя стала великой державой, экономически процветающей и безопасной на своих границах; но были и серьезные проблемы. Внутри византийского двора требовался сильный лидер, чтобы сплотить его, и после смерти Мануэля стабильность оказалась под серьезной угрозой изнутри. Некоторые из иностранных врагов Империи скрывались на флангах, ожидая возможности атаковать, в частности, турки в Анатолии, которых Мануэлю в конечном итоге не удалось победить, и норманны на Сицилии, которые уже пытались, но не смогли вторгнуться. Империю несколько раз. Даже венецианцы, единственный и самый важный западный союзник Византии, были в плохих отношениях с империей после смерти Мануила в 1180 году. Учитывая эту ситуацию, потребовался бы сильный император, чтобы защитить Империю от иностранных угроз, с которыми она теперь столкнулась, и восстановить истощенную имперскую казну. Но сын Мануэля был несовершеннолетним, и его непопулярное регентское правительство было свергнуто в результате насильственной революции. государственный переворот . Эта проблемная преемственность ослабила династическую преемственность и солидарность, на которых основывалась сила Византийского государства. [112]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]^ а: Настроение, царившее до конца 1147 года, лучше всего передает стихотворный панегирик Мануилу (одно из стихотворений, включенных в список, переданный под именем Теодора Продрома в Codex Marcianus graecus XI.22, известный как Manganeios Prodromos ), Вероятно, это было императорское поручение и, должно быть, было написано вскоре после того, как немцы пересекли Босфор . Здесь Конрада обвиняют в желании силой захватить Константинополь и поставить на престол латинского патриарха ( Манганей Продромос , № 20.1). [114]
^ b: По словам Пола Магдалино , одной из основных целей Мануэля был раздел Италии с Германской империей, в результате которого Византия получила бы Адриатическое побережье . Однако его одностороннее стремление вызвало недовольство нового немецкого императора Фридриха Барбароссы, чьи собственные планы восстановления империи исключали любое партнерство с Византией. Таким образом, Мануэль был вынужден относиться к Фридриху как к своему главному врагу и формировать сеть отношений с другими западными державами, включая папство, своего старого врага, Нормандское королевство, Венгрию, несколько магнатов и городов по всей Италии и, прежде всего, — заявляет крестоносец. [112]
^ c: Магдалино подчеркивает, что, хотя Иоанн отстранил князей Рупенидов от власти в Киликии двадцатью годами ранее, Мануэль позволил Торосу удерживать большую часть взятых им крепостей и фактически восстановил под имперским правлением только прибрежную территорию. От Рейнальда Мануэль добился признания имперского сюзеренитета над Антиохией, пообещав передать цитадель, поставить на пост патриарха , посланного из Константинополя (фактически это не было реализовано до 1165–1166 годов), и предоставить войска для службы императору, но, похоже, ничего не произошло. говорилось о возвращении Антиохии под прямое имперское управление. По мнению Магдалино, это говорит о том, что Мануэль отказался от этого требования, на котором настаивали и его дед, и отец. [23] Со своей стороны, историк Захари Ньюджент Брук считает, что победа христианства над Нур ад-Дином стала невозможной, поскольку и греки, и латиняне были озабочены прежде всего собственными интересами. Он характеризует политику Мануэля как «недальновидную», поскольку «он потерял прекрасную возможность вернуть себе прежние владения Империи и своим уходом выбросил большую часть действительных плодов своей экспедиции». [115] По мнению Пирса Пола Рида , сделка Мануэля с Нур ад-Дином стала для латинян еще одним выражением вероломства греков . [20]
^ d: Алексиосу было приказано привести солдат, но он просто доставил свои пустые корабли в Бриндизи. [37]
^ e: В 1155 году Адриан отправил к Мануилу легатов с письмом Василию, архиепископу Салоник, в котором он призывал этого епископа добиться воссоединения церквей. Василий ответил, что между греками и латинянами нет разделения, так как они исповедуют одну и ту же веру и приносят одну и ту же жертву. «Что касается причин скандалов, слабых сами по себе, которые отделили нас друг от друга», — добавил он, — «Ваше Святейшество может положить им конец, благодаря вашей собственной расширенной власти и помощи Императора Запада». [116]
^ f: Вероятно, это означало, что Амальрик повторил заверения Болдуина относительно статуса Антиохии как имперского феодального владения. [59]
^ g: По словам Майкла Ангольда, после разногласий 1166 года Мануэль очень серьезно отнесся к своим обязанностям и ужесточил контроль над церковью. 1166 год был также годом, когда Мануил впервые упомянул в своем законодательстве о своей роли хранителя церковной дисциплины ( эпистемонархов ). [117]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Н. Хониат, О Город Византии, Анналы Никиты Хониата, стр.70
- ^ Jump up to: а б П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час А. Стоун (2007) Мануил I Комнин . НАПРАВЛЕНИЕ
- ^ Джон Киннамос ( ок. 1118) История I.10. Корпус сочинений по византийской истории XIII . «Джон умер через несколько дней… в восьмой день месяца».
- ^ Гиббон, Упадок и падение Римской империи , 72.
- ^ Гиббон, Упадок и падение Римской империи , 72.
* Дж. Х. Норвич, Краткая история Византии.
* А. Стоун, Мануил I Комнин - ^ Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 87–88.
- ^ «Византия». Папирус-Ларус-Британника . 2006 г.
- ^ Дж. Циннамус, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , 33–35.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ Jump up to: а б У. Тредголд, История византийского государства и общества , 640 г.
- ^ Дж. Циннамус, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , 47.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ Магдалино, Империя Мануэля I Комнина , с. 42
- ↑ А. Комнин, Алексиада , 333.
- ^ Киннамос, стр. 65–67
- ^ Биркенмайер, с. 110
- ^ Jump up to: а б с П. Магдалино, Византийская империя , 621 г.
- ↑ Письмо императора Мануила I Комнина. Архивировано 2 февраля 2007 года в Wayback Machine , Секретные архивы Ватикана.
- ^ ПП Рид, Тамплиеры , 238.
- ^ Jump up to: а б с П. П. Рид, Тамплиеры , 239.
- ^ Вильгельм Тирский, История , XVIII, 10.
- ^ К. Хилленбранд , Заключение Рейнальда Шатийонского ,
* Т. Ф. Мэдден, «Новая краткая история крестовых походов» , 65. - ^ Jump up to: а б П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ Джеффрис, Элизабет; Джеффрис, Майкл (2015) «Константинопольский поэт рассматривает франкскую Антиохию». В: Криссис, Николаос Г.; Кедар, Бенджамин З.; Филлипс, Джонатан (ред.) Крестовые походы , Эшгейт, ISBN 978-1-472-46841-3 , том. 14, с. 53
- ^ Б. Гамильтон, Вильгельм Тирский и Византийская империя , 226 г.
* Вильгельм Тирский, «История» , XVIII, 23. - ^ Мьюир 1963 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Анголд 1997 , карта 3.
- ^ Jump up to: а б с З. Н. Брук, История Европы с 911 по 1198 год , 482.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
* Дж. Х. Норвич, Краткая история Византии. - ^ Jump up to: а б К. Папарригопулос, История греческой нации , Дб, 134.
- ^ Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 98 и 103.
- ^ Jump up to: а б Дж. Дагган, Папа и принцы , 122.
- ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 114
* Дж. Норидж, Византия: упадок и падение , 112. - ^ Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 112–113.
- ^ Jump up to: а б с А. А. Васильев , История Византийской империи , VII
- ^ Вильгельм Тирский, История , XVIII, 2.
- ^ Дж. Циннамус, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , 172.
- ^ Jump up to: а б Й. В. Биркенмайер, Развитие Комненской армии , 115.
* Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 115. - ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 115–116.
* А. А. Васильев, История Византийской империи , VII - ^ Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 116.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 114
- ↑ Аббат Гетте, Папство , Глава VII.
* Дж. В. Биркенмайер, Развитие Комненской армии , 114. - ^ Дж. Биркенмайер, Развитие Комненской армии , 116.
- ^ В. Тредголд, История византийского государства и общества , 643 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Роджерс, Клиффорд Дж., Оксфордская энциклопедия средневековой войны и военных технологий: Том. 1. , 290
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 84.
* А. А. Васильев, История Византийской империи , VII - ^ Абулафия, Д. (1984) Анкона, Византия и Адриатика, 1155–1173 , Документы британской школы в Риме, Том. 52, стр. 195–216, 211.
- ^ Дж. Циннамус, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , 231.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ Дж. Норвич, Византия: упадок и падение , 131.
- ^ Курта, Юго-Восточная Европа в средние века , xxiii.
- ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 241.
- ^ Jump up to: а б Дж. В. Седлар, Центрально-Восточная Европа в средние века , 372 г.
- ^ Д. Оболенский, Византийское государство , 299–300.
- ^ Д. Оболенский, Византийское государство , 300–302.
- ^ М. Ангольд, Византийская империя, 1025–1204 , 177.
- ^ Jump up to: а б с П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ Дж. Харрис, Византия и крестовые походы , 107.
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 73.
* Дж. Роу, Александр III и Иерусалимский крестовый поход , 117. - ^ Jump up to: а б с П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ Дж. Филлипс, Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя , 158.
- ^ Уильям Тирский, История поступков, совершенных за морем
- ^ Р. Роджерс, Латинская осадная война в двенадцатом веке , 84–86.
- ^ Вильгельм Тирский, Historia , XX 15–17.
- ^ TF Мэдден, Новая краткая история крестовых походов , 68
- ^ TF Мэдден, Новая краткая история крестовых походов , 68–69.
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 75.
* HE Mayer, Латинский Восток , 657. - ^ Дж. Харрис, Византия и крестовые походы , 109.
- ^ I. Здоровье, Византийские армии , 4
- ^ Магдалино, стр. 78 и 95–96.
- ^ К. Папарригопулос, История греческой нации , Db, 140
- ^ Jump up to: а б Й. В. Биркенмайер, Развитие Комненской армии , 128.
- ^ Биркенмайер, с. 132.
- ^ Дж. Брэдбери, Средневековая война , 176.
- ^ Jump up to: а б с Д. МакГилливрей Никол, Византия и Венеция , 102 г.
- ^ Халдон 2001, стр. 142–143.
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 98.
- ^ Хилленбранд, Кэрол (2007). Турецкий миф и мусульманский символ: битва при Манцикерте . Эдинбург, УП. п. 154. ИСБН 9780748631155 . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б У. Тредголд, История византийского государства и общества , 649 г.
- ^ JW Birkenmeier, Развитие Комненской армии , 128
* К. Папарригопулос, История греческой нации , Дб, 141. - ^ JW Биркенмайер, Развитие Комненской армии , 196.
- ^ Бейхаммер, Александр (23 апреля 2020 г.). Глава 6: Модели турецкой миграции и экспансии в Византийской Малой Азии в XI и XII веках . Брилл. дои : 10.1163/9789004425613_007 . ISBN 9789004425613 . S2CID 218994025 . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дж. Х. Курц, История христианской церкви до восстановления , 265–266.
- ^ Павел Черемухин, «Константинопольский собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский». «В начале изложения Мая актов Собора оба мнения по основному вопросу – впоследствии признанные еретическими и православными – формулируются так: «В царствование Мануила Комнина учение выражалось словами: «Ты «Искусство Предлагающего, Предлагающего и Получающего» широко обсуждалось. Некоторые (еретическая партия) утверждали, что Крестная Жертва приносилась единому Отцу и Духу, но ни в коем случае не Самому жертвенному Слову, говоря, что если последнее будет допущено, то Единый Сын Божий полностью разделится на два лица, разделение которых ввел пустословный Несторий». Другие (православные), соглашаясь со словами упомянутой молитвы, утверждали, что «приношение было и Самому Сыну, т. е. Единому и Неделимому Существу Безначальной Троицы». https://azbyka.ru /otechnik/История_Церкови/konstantinopolskij-sobor-1157-goda-i-nikolaj-episkop-mefonskij/
- ^ Стоун, Д. (1909, переиздано в 2006 г.), стр. 163-164.
- ^ П. Магдалино, с. 279.
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 217.
- ^ Jump up to: а б Г.Л. Хансон, Мануэль I Комнин и «Бог Мухаммеда» , 55 г.
- ^ Гиббон, Упадок и падение Римской империи , 73.
* К. Папарригопулос, История греческой нации , Дб, 121. - ^ Jump up to: а б Гарланд-Стоун, Берта-Ирина Зульцбахская, первая жена Мануила I Комнина.
- ^ К. Варзос, Генеалогия Комненской династии , 155.
- ^ Каждан-Эпштейн, Изменение византийской культуры , 102.
- ^ CM Brand, Турецкий элемент в Византии , 12
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ К. Варзос, Генеалогия Комненской династии , 157а
- ^ Jump up to: а б Гиббон, Упадок и падение Римской империи , с. 74.
- ^ М. Бартусис, Поздняя византийская армия , 5–6.
- ^ Гамильтон, Бернард (2014). «Латинская империя и западные контакты в Азии» в книге «Контакты и конфликты во франкской Греции и Эгейском море» . Эшгейт. п. 220. ИСБН 9781409439264 . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Н. Хониат, О Город Византии, Анналы Никиты Хониата , 96–97
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 173. - ^ Jump up to: а б П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина ,
- ^ Дж. Циннамус, Деяния Иоанна и Мануила Комнина , 274.
- ^ Jump up to: а б М. Ангольд, Византийская империя, 1025–1204 гг.
- ^ Дж. Харрис, Византия и крестовые походы , 25.
- ^ Дж. Харрис, Византия и крестовые походы , 26.
- ↑ GW Day, Мануэль и генуэзцы , 289–290.
- ^ П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , 143–144.
- ^ Мьюир 1963 , с. 16, 18.
- ^ Дж. Харрис, Византия и крестовые походы
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ↑ GW Day, Мануэль и генуэзцы , 289–290.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ Роберт Клари, «Отчет о Четвертом крестовом походе», 18. Архивировано 13 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Б. Цейтлер, Межкультурные интерпретации.
- ^ Дж. В. Седлар, Центрально-Восточная Европа в средние века , 372–373.
- ^ Шрайнер, Питер (1975). Die byzantinischen Kleinchroniken 1 . Corpus Fontium Historiae Byzantinae XII (1). п. 146. Хроник 14, 80, 4: " это [24] месяца сентября, 14-го [14-го] индекса , года [6689]".
- ^ Jump up to: а б с П. Магдалино, Средневековая империя , 194.
- ^ Мелвани, Н., (2018) «Гробницы императоров Палеологов», Византийские и новогреческие исследования , 42 (2), стр. 237-260.
- ^ Джеффрис-Джеффрис, «Дикий зверь с Запада» , 102.
* П. Магдалино, Империя Мануила I Комнина , - ^ З. Н. Брук, История Европы, с 911 по 1198 год , 482.
- ↑ Аббат Гетте, Папство , Глава VII.
- ^ М. Ангольд, Церковь и общество под властью Комнинов , 99.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Хониат, Никита (1984). О город Византийский, Летопись Никиты Хониата . Перевод Гарри Дж. Магулиаса. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1764-2 .
- Синамм, Иоанн , Деяния Иоанна и Мануила Комнина , пер. Чарльз М. Брэнд. Издательство Колумбийского университета , 1976.
- Комнин (Комнина), Анна ; Эдгар Роберт Эштон Сьютер (1969). «XLVIII: Первый крестовый поход». Алексиада Анны Комнины в переводе Эдгара Роберта Эштона Сьютера Пингвинская классика. ISBN 0-14-044215-4 .
- Роберт Клари (ок. 1208 г.). Отчет о Четвертом крестовом походе .
- Вильгельм Тирский , Historia Rerum in Partibus Transmarinis Gestarum ( История деяний, совершенных за пределами моря ), перевод Э. А. Бэбока и А. К. Крея (Columbia University Press, 1943). Оригинальный текст смотрите в латинской библиотеке.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Аббат Гетте (1866 г.). «Глава VII». Папство: его историческое происхождение и первобытные отношения с восточными церквями . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
- Анголд, Майкл (1995). «Церковь и политика при Мануиле I Комнине». Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081–1261 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-26432-4 .
- Анголд, Майкл (1997). Византийская империя, 1025–1204 гг . Лонгман. ISBN 0-582-29468-1 .
- Биркенмайер, Джон В. (2002). «Походы Мануила I Комнина». Развитие Комненской армии: 1081–1180 гг . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-11710-5 .
- Брэдбери, Джим (2006). «Военные события». Routledge Companion to Medieval Warfare . Читайте деревенские книги. ISBN 1-84664-983-8 .
- Бранд, Чарльз М. (1989). «Турецкий элемент в Византии, одиннадцатый-двенадцатый века». Документы Думбартон-Окса . 43 . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 1–25. дои : 10.2307/1291603 . JSTOR 1291603 .
- Брук, Закари Ньюджент (2004). «Восток и Запад: 1155–1198». История Европы с 911 по 1198 год . Рутледж (Великобритания). ISBN 0-415-22126-9 .
- «Византия». Папирос-Ларус-Британника (Том XIII) (на греческом языке). 2006. ISBN 960-8322-84-7 .
- Курта, Флорин (2006). "Хронология". Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Дэй, Джеральд. В. (июнь 1977 г.). «Мануэль и генуэзцы: переоценка византийской торговой политики в конце двенадцатого века». Журнал экономической истории . 37 (2): 289–301. дои : 10.1017/S0022050700096947 . S2CID 155065665 .
- Дагган, Энн Дж. (2003). «Папа и принцы». Адриан IV, английский Папа, 1154–1159: Исследования и тексты под редакцией Бренды Болтон и Энн Дж. Дагган . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-0708-9 .
- Гарланд, Линда, Стоун, Эндрю. «Берта-Ирина Зульцбахская, первая жена Мануила I Комнина» . Интернет-энциклопедия римских императоров . Проверено 5 февраля 2007 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Гиббон, Эдвард (1995). «XLVIII: Упадок и падение». История упадка и падения Римской империи (Том III) . Пингвинская классика. ISBN 0-14-043395-3 .
- Хэлдон, Джон (2001), Византийские войны , Страуд: Tempus, ISBN 0-7524-1777-0
- Гамильтон, Бернард (2003). «Вильям Тирский и Византийская империя». Porphyrogenita:: Очерки по истории и литературе Византии и Латинского Востока в честь Юлиана Хризостомида под редакцией Хараламбоса Дендриноса, Джонатана Харриса, Эйрен Харвалиа-Крук и Джудит Херрин . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-3696-8 .
- Хэнсон, Грейг Л. (2003). «Мануэль I Комнин и «Бог Мухаммеда»: исследование византийской церковной политики». Средневековые христианские представления об исламе: книга очерков под редакцией Джона Толана . Рутледж. ISBN 0-415-92892-3 .
- Харрис, Джонатан, Византия и крестовые походы , Блумсбери, 2-е изд., 2014 г. ISBN 978-1-78093-767-0
- Харрис, Джонатан и Толстой, Дмитрий, «Александр III и Византия», в «Александре III» (1159–1181: Искусство выживания , изд. П. Кларк и А. Дагган, Эшгейт, 2012, стр. 301–13. ISBN 978 07546 6288 4
- Харрис, Джонатан (2017). Константинополь: столица Византии . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-5467-0 .
- Хит, Ян (1995). Византийские армии 1118–1461 годов нашей эры (иллюстрация Ангуса Макбрайда) . Издательство Оспри. ISBN 1-85532-347-8 .
- Хилленбранд, Кэрол (2003). «Заключение Рейнальда Шатийона». Тексты, документы и артефакты: исламские исследования в честь Д.С. (Дональда Сидни) Ричардса под редакцией Чейза Ф. Робинсона . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-10865-3 .
- Джеффрис, Элизабет; Джеффрис Майкл (2001). «Дикий зверь с Запада»: немедленная литературная реакция в Византии на Второй крестовый поход» (PDF) . В Анжелики Э. Лайу ; Рой Парвиз Моттахеде (ред.). Крестовые походы с точки зрения Византии и мусульманского мира . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-277-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2017 года.
- Каждан Александр П.; Эпштейн, Энн Уортон (1990). «Популярные и аристократические популярные тенденции». Изменение византийской культуры в одиннадцатом и двенадцатом веках . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06962-5 .
- Курц, Иоганн Генрих (1860). «Догматические споры, 12 и 14 века». История христианской церкви до Реформации . Т. и Т. Кларк. ISBN 0-548-06187-4 .
- «Письмо императора Мануила I Комнина папе Евгению III по вопросу крестовых походов» . Секретные архивы Ватикана . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 5 февраля 2007 г.
- Мэдден, Томас Ф. (2005). «Упадок Латинского Иерусалимского королевства и Третий крестовый поход». Новая краткая история крестовых походов . Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-7425-3822-2 .
- Магдалино, Пол (2004). «Византийская империя (1118–1204)» . В Ласкомбе, Дэвид ; Райли-Смит, Джонатан (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 4, ок. 1024–1198 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 611–643. ISBN 978-1-13905402-7 .
- Магдалино, Пол (2002). «Средневековая империя (780–1204)». Оксфордская история Византии Сирил А. Манго . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814098-3 .
- Магдалино, Пол (2002) [1993]. Империя Мануила I Комнина, 1143–1180 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52653-1 .
- Майер, Ганс (2004). «Латинский Восток, 1098–1205» . В Ласкомбе, Дэвид ; Райли-Смит, Джонатан (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 4, ок. 1024–1198 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 644–674. ISBN 978-1-13905402-7 .
- Мьюир, Рамзи (1963). Исторический атлас Мьюира (6-е изд.). Лондон: Джордж Филип и сын.
- Никол, Дональд М. (1988). «Пути расходятся». Византия и Венеция: исследование дипломатических и культурных отношений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-34157-4 .
- Норвич, Джон Джулиус (1998). Краткая история Византии . Пингвин. ISBN 0-14-025960-0 .
- Норидж, Джон Дж. (1995). Византия: упадок и падение . Альфреда А. Кнопфа, Inc. ISBN 0-679-41650-1 .
- Оболенский, Дмитрий (1971). Византийское Содружество: Восточная Европа 500–1453 гг . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 1-84212-019-0 .
- Папарригопулос, Константин ; Каролидис, Павлос (1925). История эллинской нации (на греческом языке). Том. Дб. Афины: Элефтерудакис. .
- Прочтите, Пирс Пол (2003) [1999]. Тамплиеры (перевод на греческий Г. Кусунелу) . Эналиос. ISBN 960-536-143-4 .
- Роджерс, Клиффорд Дж. (2010). Оксфордская энциклопедия средневековой войны и военных технологий: Том. 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195334036 .
- Роджерс, Рэндал (1997). «Захват палестинского побережья». Латинская осадная война в двенадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820689-5 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Седлар, Джин В. (1994). «Международные дела». Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- Стоун, Дарвелл, (1909) История учения о Святой Евхаристии , Том. 1, Longmans, Green & Co., Лондон (перепечатано Wipf & Stock, Юджин, Орегон, 2006 г.).
- Стоун, Эндрю. «Мануил I Комнин (1143–1180 гг. н. э.)» . Интернет-энциклопедия римских императоров . Проверено 5 февраля 2007 г.
- Варзос, Константин (1984). Генеалогия Комнинов [ Генеалогия Комнинов ] (PDF) (на греческом языке). Том. А. Салоники: Центр византийских исследований, Университет Салоник . OCLC 834784634 .
- Васильев, Александр Александрович (1928–1935). «Византия и крестовые походы». История Византийской империи . ISBN 0-299-80925-0 .
- Зейтлер, Барбара (1994). «Межкультурные интерпретации образов в средние века». Художественный вестник . 76 (4): 680–694. дои : 10.2307/3046063 . JSTOR 3046063 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Халдон, Джон (2002). Византия – История . Темпус. ISBN 0-7524-2343-6 .
- Лили, Ральф-Йоханнес (1988). Византия и государства крестоносцев, 1096–1204 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820407-8 .