Раззия (военный)

Раззия – это внезапное нападение на вражеское поселение. Хотя в первую очередь он стремился к получению добычи, исторически цели разции были разнообразными: захват рабов , этническая или религиозная чистка, расширение территории и запугивание врага.
Со временем его значение распространилось и на другие действия, имеющие определенное сходство с этими нападениями, такие как полицейские рейды или определенные насильственные вторжения со стороны организованных или военизированных групп, например, те, которые осуществлялись в бразильских фавелах или в лагерях беженцев во время войны. в Центральной Африке .
Этимология
[ редактировать ]Это слово происходит от французского razzia «вторжение» и от алжирско-арабского ġaziya (غزية), «альгара» или «набег». Газва (множественное число газават ) ( араб . غزوة) — первоначально арабский термин, означающий «вторжение». [1] Оно происходит от трехсогласного корня gzw («нападать»). Оно имеет тот же смысл, что и слова газия и магази , которые в доисламские времена обозначали набеги, организованные кочевыми воинами -бедуинами с целью грабежа соперничающих племен или оседлых, более богатых соседей. [2] Множественное число газават используется в некоторых исламских странах как синоним слова «суд». [2]
- Слово газва первоначально применялось к тем сражениям, в которых Мухаммед лично участвовал. [3] Со временем оно стало ассоциироваться с битвами, связанными с распространением ислама . Термин гази или «Воин веры» использовался для обозначения участников таких сражений. [1] [3] и является синонимом корней газия и магази .
- Слово сирья (множественное число сарая или сарья ) [1] обозначает те сражения, которые организовал Мухаммед, но в которых он не участвовал лично. В более широком смысле это касается и тех конных и разведывательных рейдов, которые он организовывал, но не присутствовал лично. [3]
- Слово «баата» отличалось по размеру от «сарая» , и хотя иногда оно относилось к бою, оно обычно относилось к экспедициям или миссиям дипломатического характера (например, посольствам или политическим диалогам). [3]
- В западноевропейской литературе известен под названием razzia , происходящим от французского слова razzier ( резцу ), вошедшего во французский словарь после колонизации Алжира . [4] и которое является не чем иным, как транслитерацией разговорного арабского слова газия . [2]
- В средневековой Испании раззиас был известен под названием aceifa , от андалузского арабского sáyfa , которое, в свою очередь, происходит от классического арабского ṣā'ifah , означающего «урожай» или «летняя экспедиция».
Связанные термины.
[ редактировать ]- акинджи : «налетчик», поздний синоним гази .
- аль-Авасим : сирийско анатолийская - и пограничная территория между Византийской империей ее последовательными противниками.
- рибат : укрепленный монастырь, используемый военным орденом , особенно в Северной Африке .
- uj : турецкий термин, означающий « знак »; удж беги («Властелин знака») — титул, присвоенный ранними турецкими лидерами, позже замененный на серхадд (граница).
Асейфас
[ редактировать ]
На Пиренейском полуострове мусульманские раззиасы получили название ацеифас , от арабского аль-сайфа : « сарацинская военная экспедиция, которая происходит летом».
Арабское название «Сайфа» этимологически связано с «Сайф» (лето) и первоначально означало «урожай», но со временем оно стало использоваться как «военная экспедиция» из-за «сбора» товаров при грабеже, а также того, что раньше оно также использовалось как «военная экспедиция». проводится в летний период.
Первые важные раззиасы против полуостровной христианской территории начались после поражения Бермудских островов I от андалузского Хишама I в битве при Бурбии ( 791 г. ), даже после разграбления города Овьедо в 794 г.
Мавританские aceifas были прерваны восхождением на астурийский престол Альфонса II Целомудренного и победой христиан в битве при Лутосе , положив начало серии христианских раззиасов, подобных той, что была осуществлена в 798 году против Лиссабона .
Внутренние распри в эмирате Кордова прерывали набеги, по крайней мере, интенсивно, вплоть до восшествия на престол Абдеррамана II . Положив конец притязаниям своего дяди Абдаллы на трон и подавив восстание в Мурсии, он организовал ежегодные ацеифы против христиан (в самые интенсивные периоды в одном и том же году было организовано до трех). Большинство из них было направлено против Алавы и, особенно, Галисии , которая была наиболее уязвимым регионом Астурийского королевства . не было недостатка в нападениях на Аузону ( Вич ), Барселону , Жирону и даже Нарбонну годов Несмотря на это, в экспедициях 828 , 840 и 850 .
В законе Малики было предписание о том, как следует вести священную войну:
Священная война должна вестись каждый год с привлечением достаточной военной силы против наиболее уязвимой стороны. Это долг солидарности (кто-то вносит свой вклад лично, кто-то своим имуществом), который возлагается на каждого свободного, достигшего половой зрелости и действительного человека, даже под руководством несправедливого лидера. [5]
- Фуэрос из семьи Куэнка-Теруэль
с усердием выполнил Это предписание Альманзор . году В 981 , когда Хишам II передал свои полномочия военачальнику по имени аль-Мансур би-л-Лах («Победоносный от Бога»), он организовал до пяти экспедиций по христианским землям.
По своей смерти, после битвы при Калатаньясоре ( 1002 ), Альманзор оставил страшное наследие: до 52 победоносных военных походов на христианские королевства, [6] из них наиболее известны ацеифы, организованные в Барселону ( 985 г. ) и Сантьяго-де-Компостела ( 997 г. ), где, согласно легенде, он заставил христианских рабов нести колокола собора в Кордову . Но не было пощажено и большое количество христианских монастырей, таких как Сан-Мильян-де-Сусо , португальские города или столицы христианских королевств Памплона и Леон , которые он разграбил до четырех раз. [7]
Во время господства Альморавидов и Альмохадов ацеифы были направлены как на христианскую, так и на мусульманскую территорию. Альморавиды совершили набег на всю Северную Африку, дойдя до Ганы . Фанатизм этих новых захватчиков побудил некоторых королей Тайфы вступить в союз с христианскими королями севера, также став мишенью летних асеиф.
Последние важные ацеифы на территории полуострова состоялись вскоре после битвы при Аларкосе , в 1198 году в Мадриде и в 1199 году в Гвадалахаре . Битва при Лас-Навас-де-Толоса ( 1212 г. ) окончательно разрушила военную мощь Альмохадов. Аль-Андалус никогда больше не перейдет в наступление.
Рейдеры: «Гази»
[ редактировать ]Гази ( араб . غازى) — арабское слово по происхождению, полученное от газы (сокращение от *ghazawa ) = «совершал набег» или «вел войну», принятое в других языках, таких как турецкий, для обозначения тех мусульман, которые поклялись сражаться с ненавистниками. верующие исламской религии . В этом смысле оно по сути эквивалентно Муджахиду : «тому, кто ведет джихад», широко известному как «священная война».
Аль-Мансур (977-1002) установил военную диктатуру, основанную на военных успехах, приобретавших содержание священной войны против христиан. Он разработал политику военных действий против христианских королевств, более 50 раззиасов , в которой, помимо экономических ресурсов, они стремились наказать неверных и укрепить собственный престиж. Разрушение Барселоны (985 г. н.э.) и Сантьяго (997 г. н.э.) было самым разрушительным.
- История, Crucible изд. Висенс Вивес, стр.28.
Для гази в их маршах религиозным долгом было стереть с лица земли страны неверных, сопротивлявшихся исламу, и заставить их подчиниться.
—Кембридж, История ислама , стр. 283
После завершения завоевания ученые-правоведы установили, что халиф должен организовывать экспедиции на территорию врага не реже одного раза в год, чтобы поддерживать дух джихада .
- Питерс, Джихад в классическом и современном исламе: антология , с. 3
Воин - гази восходит, по крайней мере, к сасанидскому периоду , когда он выступал в качестве наемника и пограничника в Хорасане и Трансоксиане . до 20 000 гази приняли участие Впоследствии в индийских походах Махмуда Газни .

Образ жизни гази был основан на грабеже, поэтому в мирное время они занимались бандитизмом и подстрекательством к мятежу . Они были организованы в гильдии, которые привлекали авантюристов, фанатиков , политических и религиозных диссидентов всех национальностей. Преобладали солдаты турецкого происхождения, особенно после приобретения мамлюков , турецких рабов и охранных корпусов халифов и амиров в ряды гази . Некоторые из них взберутся на контрольные позиции в военной и, в конечном итоге, политической власти в различных мусульманских государствах.
На западе турецкие гази регулярно совершали набеги вдоль византийской границы , находя в греческих и армянских акритах своего врага. После битвы при Манцикерте эти набеги усилились, а гильдии гази группировались, образуя братства, подобные христианским военным орденам . Они приняли в качестве своих эмблем белую шапку и дубину. Возникновение организаций гази произошло во время монгольского завоевания, в результате которого многие бежали в Анатолию из Персии и Туркестана .
Организация этих групп была подвижной, что отражало их популярный характер. Воины Гази могли подняться в иерархии, завоевав престиж у конкретного эмира , подобно кондотьерам западных наемнических банд. На территории, завоеванной в Анатолии во время газва , возникла Османская империя . Традиция гласит, что его основатель Осман I был гази , возвысившимся благодаря вдохновению шейха Эде Бали.
В более поздний период исламской истории почетный титул гази был принят теми мусульманскими лидерами, которые продемонстрировали определенные успехи в расширении границ ислама, со временем этот титул стал эксклюзивным, подобно тому, как римский титул «Император» стал исключительной собственностью верховного лидера. Римского государства и его семьи.
Османы , вероятно, были первыми, кто применил эту практику, поэтому институт газв восходит к зарождению их государства:
К началу османского правления это звание стало почетным и синонимом лидерства. В надписи 1337 года (касающейся строительства в Бурсе мечети ) Орхан , второй в Османской династии, описывается как «Султан, сын султана Гази, Гази, сын Гази, военный владыка горизонтов». Османский поэт Ахмеди, живший около 1402 года , определяет Гази как:
Орудие религии Бога , слуга Божий, очищающий землю от многобожия. [8] грязь, меч Божий.
— Льюис, «Политический язык ислама», стр. 147-148, примечание 8
Первые девять османских лидеров использовали слово «Гази» как часть своего титула, а часто и их преемники. стал формальным титулом, в отличие от -Мухахидина , которым пользовался Султан Мурад Хан II ХоджаГази , шестой правитель Дома Османа ( 1421–1451 Он так и не Султана уль ), полный титул которого был «Абул Хайрат, Султан уль-Мухахидин, Хан». Хана, великого султана Анатолии и Румелии, а также городов Адрианополя и Филополя.
В результате политической легитимности, предоставленной обладателю этого титула, мусульманские лидеры соревновались друг с другом за первенство в газии . В целом османские султаны отличались превосходством над остальными:
По политическим причинам османские султаны, будучи также последней династией халифов, придавали величайшее значение сохранению и укреплению репутации, которой они пользовались как гази в мусульманском мире. Одержав победы в различных газах на Балканах, они отправляли отчеты о них (единственном числе, фет-наме) вместе с рабами и добычей самым восточным исламским властителям. Рыцари-христиане, захваченные Баязидом I после его победы над крестоносцами в Никополе в 1396 году, были отправлены в Каир, Багдад и Тебриз и выставлены на улицах, спровоцировав крупные проосманские демонстрации.
—Кембридж, История ислама , стр. 290
Термин «Гази» также использовался в качестве почетного титула, обычно переводимого как «Победоносный», высокопоставленными офицерами, отличившимися в боях против врагов-немусульман. таким образом, он был вручен генералу Осман-паше после успешной защиты Плевны в Болгарии . Его также присвоили Мустафе Кемалю Ататюрку, несмотря на то, что он был светским политиком.
Два мусульманских лидера из Афганистана и Хайдарабада лично использовали титул Падшах-и-Гази.
Способ исполнения раззиаса
[ редактировать ]
При исполнении в контексте исламского джихада функция раззии заключалась в ослаблении обороны врага в подготовке к его возможному завоеванию и подчинению . Поскольку типичная разия не была достаточно многочисленной для достижения военных или территориальных целей, она обычно включала внезапные нападения на плохо защищенные объекты (например, деревни) с намерением запугать и деморализовать их жителей и уничтожить припасы, которые могли снабжать врага. Исламские правила четко определяли, кто должен идти на войну и кто освобождается от такой ответственности.
От ведения священной войны освобождаются больные, незрелые, безумные, слепые и хромые, женщины, лица, не обладающие достаточными ресурсами, необходимыми для нужд войны (оружие, скакуны, припасы и т. д.), рабы, должники и, наконец, те, кто кому отец и мать (или один из них) отказывают в разрешении поехать; но запрета деда недостаточно, чтобы воспрепятствовать отъезду. Отцовский отказ также предотвращает морское или опасное путешествие (в коммерческих целях), и когда запрет исходит от отца-неверного, его следует уважать, как если бы он исходил от верующего, если это не священная война. [9]
Хотя правила исламской войны запрещали лишать жизни мирных жителей, таких как женщины, монахи и крепостные , их имущество можно было разграбить или уничтожить и взять в рабство.
Неверным будет предложено принять ислам, но если по истечении трех дней неверные не примут его, им будет приказано заплатить законную капитуляцию (йизья); в случае отказа с ними следует сражаться и они могут быть уничтожены, за исключением женщин (если они не участвовали в борьбе с мусульманами), детей, умственно слабых, старых, физически неполноценных, слепых и живущих монахов. удалились в монастыри или скиты. Всем, кого закон повелевает помиловать, должно быть оставлено из того, чем они владеют, необходимое для существования. [9]
Единственным способом избежать нападений гази было подчиниться Исламскому государству. В этом случае немусульмане пользовались статусом зимми , живущих под его защитой. Многие христианские источники путают эти два этапа османских завоеваний. Столкнувшись с ужасной угрозой со стороны гази , население в пределах Империи часто отказывалось от неэффективной защиты христианских государств, ища убежища путем перехода на сторону Османской империи . Таким образом, крестьяне, живущие в сельской местности, приобрели гораздо больше, чем потеряли. [10]
В стране неверных имам может применять наказания, определенные законом (хадд). 33. Можно разрушать жилища, рубить и сжигать пальмы (деревья), если это причиняет вред неверным или нет надежды остаться как владелец. По мнению Ибн Русда, тогда рекомендуется разрушение, поскольку рекомендуется воздерживаться, если существует надежда остаться. [9]
Одним из основных источников, рассказывающих нам о развитии традиционной раззии, являются средневековые исламские юристы , чьи дискуссии о том, что было и что нельзя разрешать в таких действиях в ходе войны, раскрывают некоторые практики этого института. Одним из наиболее важных является андалузский Аверроэс в своем труде « Бида-ят аль-Муджтахид ва-Ниха-ят аль-Муктасид».
Магазы литературе в
[ редактировать ]Магхази , буквально означающий «походы», — это термин, часто используемый в исламской литературе для обозначения военных кампаний, проводимых Мухаммедом после хиджры . Летописи этих кампаний, часто отражаемые как превентивные меры или нападения на захватчиков, повлекшие за собой традиционные грабежи, составляют отдельный жанр пророческой биографии в исламской литературе, отличающийся от сира. Известным примером этого жанра является аль-Вакиди «Магази» .
Современное использование
[ редактировать ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Некоторые из этих широко известных раззи — « Ночь длинных ножей» или « Ночь разбитого стекла» , проводимая гестапо в Германии . Рейд СС Сербия на югославский город Жабаль современная ( ) [11] и оккупированная Дания также известна как таковая.
Чечня
[ редактировать ]Во время войны Второй чеченской Чечня объявила газават против России в качестве пропагандистской меры и для того, чтобы заручиться поддержкой исламского населения, составляющего большинство в стране.
Другие примеры
[ редактировать ]Другими примерами нынешних раззиа являются рейды отрядов смерти в бразильских фавелах или военизированные вторжения во время войны в Центральной Африке . К таковым можно отнести и многочисленные нападения колумбийских партизанских отрядов на отряды колумбийской армии и наоборот.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Захид, Исхак. «СЛОВАРЬ ИСЛАМСКИХ ТЕРМИНОВ» . Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Линч, Джордж. «Список языков: газв» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Абул-Энейн, Х. Юсуф; Зухур, Шерифа (2004). Исламские правила ведения войны . Институт стратегических исследований, Военный колледж армии США, издательство Diane Publishing Co., Дарби, Пенсильвания. п. 6. ISBN 1-4289-1039-5 .
- ^ Бустаманте Коста, Хоакин; и др. (Мартин Кастельянос, Хавьер и др.) (1998). Некоторые аспекты арабской лексической интерференции в языках Европы. Внутри: исследования Кадисского университета, посвященные памяти профессора Браулио Хустела Калабосо (на испанском языке). Кадис: Университет Кадиса. п. 16.
- ^ Майло Сальгадо, Фелипе (1983). «Священная война по закону Малики. Ее заповеди. Ее влияние на право христианских общин латиноамериканского средневековья. «Историческое исследование, средневековая история» ». Studia Historica Средневековая история [Электронный ресурс] (на испанском языке). Я (2). Саламанка: Ediciones Universidad de Salamanca: 32. ISSN 0213-2060 .
- ^ «О военных кампаниях Альманзора», Сборник арабских и ивритских исследований (на испанском языке). XIX-XV. Я (1965-1966), с. 7-29. «Новый взгляд на военные кампании Альманзора». Исламский ежеквартальный журнал . XIV (1970), стр. 126–142.
- ^ Кастелланос Гомес, Дж. (2003). Геостратегия в мусульманской Испании: военные кампании Альманзора (на испанском языке). Издательский центр Министерства обороны Испании. ISBN 978-84-7823-967-2 .
- ↑ В исламе было принято называть христиан «многобожниками», намекая на Тайну Святой Троицы .
- ^ Jump up to: а б с Майло Сальгадо (1983 , стр. 32)
- ^ Кембридж. История ислама (на испанском языке). п. 285.
- ^ Интернет-энциклопедия Microsoft® Encarta® 2008 (1997–2008 гг.). «Ночь разбитого стекла» (на испанском языке). Корпорация Майкрософт. Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- RoyalArk - Османская Турция
- «Газв». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). 1999.
- «Гази». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). 1999.
- Льюис, Бернард (1991). Политический язык ислама . Издательство Чикагского университета . п. 74. ИСБН 0-226-47693-6 .
- Файерстоун, Реувен (1999). Джихад: истоки священной войны в исламе . Издательство Оксфордского университета . п. 34. ISBN 0-19-512580-0 .
- Петерс, Рудольф (1996). Джихад в классическом и современном исламе: читатель . Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-109-8 .
- Аверроэс , Бида-ят аль-Муджтахид ва-Ниха-ят аль-Муктасид
- Виттек, Пол (2002). Возвышение Османской империи . Перевод Хейвуда, Колина. Керзон Пресс. ISBN 0-7007-1500-2 .
- Холт, Питер М. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Центральные исламские земли. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-07567-Х .
- Робинсон, Чейз (2002). Исламская историография . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-62936-5 .
- Мело, Диего (2005). «Концепция джихада в классическом исламе и этапы ее применения». Средневековые темы (на испанском языке). 13 . Средневековые темы: 157–172. ISSN 0327-5094 .
- Каньяда Хусте, А. (1993). «Новые предложения по определению топонимов и маршрутов в кампаниях Альманзора». Полка арабских исследований (4): 25–36. ISSN 1130-3964 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ф. Майо. «Священная война по закону Малики» (на испанском языке). Библиотека Гонсало де Берсео .
- Долорс Брамон , «Битва при Альбесе: новые материалы» (на испанском языке). CEMA
- Каньяда, Жюсте. «Новые предложения по определению топонимов и маршрутов в кампаниях Альманзора» (на испанском языке). Диалнет .
