Jump to content

Раззия (военный)

Раззия черкесских партизан (1855 г.)

Раззия это внезапное нападение на вражеское поселение. Хотя в первую очередь он стремился к получению добычи, исторически цели разции были разнообразными: захват рабов , этническая или религиозная чистка, расширение территории и запугивание врага.

Со временем его значение распространилось и на другие действия, имеющие определенное сходство с этими нападениями, такие как полицейские рейды или определенные насильственные вторжения со стороны организованных или военизированных групп, например, те, которые осуществлялись в бразильских фавелах или в лагерях беженцев во время войны. в Центральной Африке .

Этимология

[ редактировать ]

Это слово происходит от французского razzia «вторжение» и от алжирско-арабского ġaziya (غزية), «альгара» или «набег». Газва (множественное число газават ) ( араб . غزوة) — первоначально арабский термин, означающий «вторжение». [1] Оно происходит от трехсогласного корня gzw («нападать»). Оно имеет тот же смысл, что и слова газия и магази , которые в доисламские времена обозначали набеги, организованные кочевыми воинами -бедуинами с целью грабежа соперничающих племен или оседлых, более богатых соседей. [2] Множественное число газават используется в некоторых исламских странах как синоним слова «суд». [2]

  • Слово газва первоначально применялось к тем сражениям, в которых Мухаммед лично участвовал. [3] Со временем оно стало ассоциироваться с битвами, связанными с распространением ислама . Термин гази или «Воин веры» использовался для обозначения участников таких сражений. [1] [3] и является синонимом корней газия и магази .
  • Слово сирья (множественное число сарая или сарья ) [1] обозначает те сражения, которые организовал Мухаммед, но в которых он не участвовал лично. В более широком смысле это касается и тех конных и разведывательных рейдов, которые он организовывал, но не присутствовал лично. [3]
  • Слово «баата» отличалось по размеру от «сарая» , и хотя иногда оно относилось к бою, оно обычно относилось к экспедициям или миссиям дипломатического характера (например, посольствам или политическим диалогам). [3]
  • В западноевропейской литературе известен под названием razzia , происходящим от французского слова razzier ( резцу ), вошедшего во французский словарь после колонизации Алжира . [4] и которое является не чем иным, как транслитерацией разговорного арабского слова газия . [2]
  • В средневековой Испании раззиас был известен под названием aceifa , от андалузского арабского sáyfa , которое, в свою очередь, происходит от классического арабского ṣā'ifah , означающего «урожай» или «летняя экспедиция».
[ редактировать ]
Военные походы Альманзора . Темно-зеленым цветом обозначены территории, отвоеванные Аль-Андалусом. На карте показаны различные ацеифы Альманзора и даты их проведения.

На Пиренейском полуострове мусульманские раззиасы получили название ацеифас , от арабского аль-сайфа : « сарацинская военная экспедиция, которая происходит летом».

Арабское название «Сайфа» этимологически связано с «Сайф» (лето) и первоначально означало «урожай», но со временем оно стало использоваться как «военная экспедиция» из-за «сбора» товаров при грабеже, а также того, что раньше оно также использовалось как «военная экспедиция». проводится в летний период.

Первые важные раззиасы против полуостровной христианской территории начались после поражения Бермудских островов I от андалузского Хишама I в битве при Бурбии ( 791 г. ), даже после разграбления города Овьедо в 794 г.

Мавританские aceifas были прерваны восхождением на астурийский престол Альфонса II Целомудренного и победой христиан в битве при Лутосе , положив начало серии христианских раззиасов, подобных той, что была осуществлена ​​в 798 году против Лиссабона .

Внутренние распри в эмирате Кордова прерывали набеги, по крайней мере, интенсивно, вплоть до восшествия на престол Абдеррамана II . Положив конец притязаниям своего дяди Абдаллы на трон и подавив восстание в Мурсии, он организовал ежегодные ацеифы против христиан (в самые интенсивные периоды в одном и том же году было организовано до трех). Большинство из них было направлено против Алавы и, особенно, Галисии , которая была наиболее уязвимым регионом Астурийского королевства . не было недостатка в нападениях на Аузону ( Вич ), Барселону , Жирону и даже Нарбонну годов Несмотря на это, в экспедициях 828 , 840 и 850 .

В законе Малики было предписание о том, как следует вести священную войну:

Священная война должна вестись каждый год с привлечением достаточной военной силы против наиболее уязвимой стороны. Это долг солидарности (кто-то вносит свой вклад лично, кто-то своим имуществом), который возлагается на каждого свободного, достигшего половой зрелости и действительного человека, даже под руководством несправедливого лидера. [5]
- Фуэрос из семьи Куэнка-Теруэль

с усердием выполнил Это предписание Альманзор . году В 981 , когда Хишам II передал свои полномочия военачальнику по имени аль-Мансур би-л-Лах («Победоносный от Бога»), он организовал до пяти экспедиций по христианским землям.

По своей смерти, после битвы при Калатаньясоре ( 1002 ), Альманзор оставил страшное наследие: до 52 победоносных военных походов на христианские королевства, [6] из них наиболее известны ацеифы, организованные в Барселону ( 985 г. ) и Сантьяго-де-Компостела ( 997 г. ), где, согласно легенде, он заставил христианских рабов нести колокола собора в Кордову . Но не было пощажено и большое количество христианских монастырей, таких как Сан-Мильян-де-Сусо , португальские города или столицы христианских королевств Памплона и Леон , которые он разграбил до четырех раз. [7]

Во время господства Альморавидов и Альмохадов ацеифы были направлены как на христианскую, так и на мусульманскую территорию. Альморавиды совершили набег на всю Северную Африку, дойдя до Ганы . Фанатизм этих новых захватчиков побудил некоторых королей Тайфы вступить в союз с христианскими королями севера, также став мишенью летних асеиф.

Последние важные ацеифы на территории полуострова состоялись вскоре после битвы при Аларкосе , в 1198 году в Мадриде и в 1199 году в Гвадалахаре . Битва при Лас-Навас-де-Толоса ( 1212 г. ) окончательно разрушила военную мощь Альмохадов. Аль-Андалус никогда больше не перейдет в наступление.

Рейдеры: «Гази»

[ редактировать ]

Гази ( араб . غازى) — арабское слово по происхождению, полученное от газы (сокращение от *ghazawa ) = «совершал набег» или «вел войну», принятое в других языках, таких как турецкий, для обозначения тех мусульман, которые поклялись сражаться с ненавистниками. верующие исламской религии . В этом смысле оно по сути эквивалентно Муджахиду : «тому, кто ведет джихад», широко известному как «священная война».

Аль-Мансур (977-1002) установил военную диктатуру, основанную на военных успехах, приобретавших содержание священной войны против христиан. Он разработал политику военных действий против христианских королевств, более 50 раззиасов , в которой, помимо экономических ресурсов, они стремились наказать неверных и укрепить собственный престиж. Разрушение Барселоны (985 г. н.э.) и Сантьяго (997 г. н.э.) было самым разрушительным.
- История, Crucible изд. Висенс Вивес, стр.28.
Для гази в их маршах религиозным долгом было стереть с лица земли страны неверных, сопротивлявшихся исламу, и заставить их подчиниться.
—Кембридж, История ислама , стр. 283
После завершения завоевания ученые-правоведы установили, что халиф должен организовывать экспедиции на территорию врага не реже одного раза в год, чтобы поддерживать дух джихада .
- Питерс, Джихад в классическом и современном исламе: антология , с. 3

Воин - гази восходит, по крайней мере, к сасанидскому периоду , когда он выступал в качестве наемника и пограничника в Хорасане и Трансоксиане . до 20 000 гази приняли участие Впоследствии в индийских походах Махмуда Газни .

Мамлюкский воин

Образ жизни гази был основан на грабеже, поэтому в мирное время они занимались бандитизмом и подстрекательством к мятежу . Они были организованы в гильдии, которые привлекали авантюристов, фанатиков , политических и религиозных диссидентов всех национальностей. Преобладали солдаты турецкого происхождения, особенно после приобретения мамлюков , турецких рабов и охранных корпусов халифов и амиров в ряды гази . Некоторые из них взберутся на контрольные позиции в военной и, в конечном итоге, политической власти в различных мусульманских государствах.

На западе турецкие гази регулярно совершали набеги вдоль византийской границы , находя в греческих и армянских акритах своего врага. После битвы при Манцикерте эти набеги усилились, а гильдии гази группировались, образуя братства, подобные христианским военным орденам . Они приняли в качестве своих эмблем белую шапку и дубину. Возникновение организаций гази произошло во время монгольского завоевания, в результате которого многие бежали в Анатолию из Персии и Туркестана .

Организация этих групп была подвижной, что отражало их популярный характер. Воины Гази могли подняться в иерархии, завоевав престиж у конкретного эмира , подобно кондотьерам западных наемнических банд. На территории, завоеванной в Анатолии во время газва , возникла Османская империя . Традиция гласит, что его основатель Осман I был гази , возвысившимся благодаря вдохновению шейха Эде Бали.

В более поздний период исламской истории почетный титул гази был принят теми мусульманскими лидерами, которые продемонстрировали определенные успехи в расширении границ ислама, со временем этот титул стал эксклюзивным, подобно тому, как римский титул «Император» стал исключительной собственностью верховного лидера. Римского государства и его семьи.

Османы , вероятно, были первыми, кто применил эту практику, поэтому институт газв восходит к зарождению их государства:

К началу османского правления это звание стало почетным и синонимом лидерства. В надписи 1337 года (касающейся строительства в Бурсе мечети ) Орхан , второй в Османской династии, описывается как «Султан, сын султана Гази, Гази, сын Гази, военный владыка горизонтов». Османский поэт Ахмеди, живший около 1402 года , определяет Гази как:

Орудие религии Бога , слуга Божий, очищающий землю от многобожия. [8] грязь, меч Божий.
— Льюис, «Политический язык ислама», стр. 147-148, примечание 8

Первые девять османских лидеров использовали слово «Гази» как часть своего титула, а часто и их преемники. стал формальным титулом, в отличие от -Мухахидина , которым пользовался Султан Мурад Хан II ХоджаГази , шестой правитель Дома Османа ( 1421–1451 Он так и не Султана уль ), полный титул которого был «Абул Хайрат, Султан уль-Мухахидин, Хан». Хана, великого султана Анатолии и Румелии, а также городов Адрианополя и Филополя.

В результате политической легитимности, предоставленной обладателю этого титула, мусульманские лидеры соревновались друг с другом за первенство в газии . В целом османские султаны отличались превосходством над остальными:

По политическим причинам османские султаны, будучи также последней династией халифов, придавали величайшее значение сохранению и укреплению репутации, которой они пользовались как гази в мусульманском мире. Одержав победы в различных газах на Балканах, они отправляли отчеты о них (единственном числе, фет-наме) вместе с рабами и добычей самым восточным исламским властителям. Рыцари-христиане, захваченные Баязидом I после его победы над крестоносцами в Никополе в 1396 году, были отправлены в Каир, Багдад и Тебриз и выставлены на улицах, спровоцировав крупные проосманские демонстрации.
—Кембридж, История ислама , стр. 290

Термин «Гази» также использовался в качестве почетного титула, обычно переводимого как «Победоносный», высокопоставленными офицерами, отличившимися в боях против врагов-немусульман. таким образом, он был вручен генералу Осман-паше после успешной защиты Плевны в Болгарии . Его также присвоили Мустафе Кемалю Ататюрку, несмотря на то, что он был светским политиком.

Два мусульманских лидера из Афганистана и Хайдарабада лично использовали титул Падшах-и-Гази.

Способ исполнения раззиаса

[ редактировать ]
Мамлюкский солдат на коне (1810 г.)

При исполнении в контексте исламского джихада функция раззии заключалась в ослаблении обороны врага в подготовке к его возможному завоеванию и подчинению . Поскольку типичная разия не была достаточно многочисленной для достижения военных или территориальных целей, она обычно включала внезапные нападения на плохо защищенные объекты (например, деревни) с намерением запугать и деморализовать их жителей и уничтожить припасы, которые могли снабжать врага. Исламские правила четко определяли, кто должен идти на войну и кто освобождается от такой ответственности.

От ведения священной войны освобождаются больные, незрелые, безумные, слепые и хромые, женщины, лица, не обладающие достаточными ресурсами, необходимыми для нужд войны (оружие, скакуны, припасы и т. д.), рабы, должники и, наконец, те, кто кому отец и мать (или один из них) отказывают в разрешении поехать; но запрета деда недостаточно, чтобы воспрепятствовать отъезду. Отцовский отказ также предотвращает морское или опасное путешествие (в коммерческих целях), и когда запрет исходит от отца-неверного, его следует уважать, как если бы он исходил от верующего, если это не священная война. [9]

Хотя правила исламской войны запрещали лишать жизни мирных жителей, таких как женщины, монахи и крепостные , их имущество можно было разграбить или уничтожить и взять в рабство.

Неверным будет предложено принять ислам, но если по истечении трех дней неверные не примут его, им будет приказано заплатить законную капитуляцию (йизья); в случае отказа с ними следует сражаться и они могут быть уничтожены, за исключением женщин (если они не участвовали в борьбе с мусульманами), детей, умственно слабых, старых, физически неполноценных, слепых и живущих монахов. удалились в монастыри или скиты. Всем, кого закон повелевает помиловать, должно быть оставлено из того, чем они владеют, необходимое для существования. [9]

Единственным способом избежать нападений гази было подчиниться Исламскому государству. В этом случае немусульмане пользовались статусом зимми , живущих под его защитой. Многие христианские источники путают эти два этапа османских завоеваний. Столкнувшись с ужасной угрозой со стороны гази , население в пределах Империи часто отказывалось от неэффективной защиты христианских государств, ища убежища путем перехода на сторону Османской империи . Таким образом, крестьяне, живущие в сельской местности, приобрели гораздо больше, чем потеряли. [10]

В стране неверных имам может применять наказания, определенные законом (хадд). 33. Можно разрушать жилища, рубить и сжигать пальмы (деревья), если это причиняет вред неверным или нет надежды остаться как владелец. По мнению Ибн Русда, тогда рекомендуется разрушение, поскольку рекомендуется воздерживаться, если существует надежда остаться. [9]

Одним из основных источников, рассказывающих нам о развитии традиционной раззии, являются средневековые исламские юристы , чьи дискуссии о том, что было и что нельзя разрешать в таких действиях в ходе войны, раскрывают некоторые практики этого института. Одним из наиболее важных является андалузский Аверроэс в своем труде « Бида-ят аль-Муджтахид ва-Ниха-ят аль-Муктасид».

Магазы литературе в

[ редактировать ]

Магхази , буквально означающий «походы», — это термин, часто используемый в исламской литературе для обозначения военных кампаний, проводимых Мухаммедом после хиджры . Летописи этих кампаний, часто отражаемые как превентивные меры или нападения на захватчиков, повлекшие за собой традиционные грабежи, составляют отдельный жанр пророческой биографии в исламской литературе, отличающийся от сира. Известным примером этого жанра является аль-Вакиди «Магази» .

Современное использование

[ редактировать ]
Памятник жертвам немецкой разжии 1942 года в Жабале , Сербия .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Некоторые из этих широко известных раззи — « Ночь длинных ножей» или « Ночь разбитого стекла» , проводимая гестапо в Германии . Рейд СС Сербия на югославский город Жабаль современная ( ) [11] и оккупированная Дания также известна как таковая.

Во время войны Второй чеченской Чечня объявила газават против России в качестве пропагандистской меры и для того, чтобы заручиться поддержкой исламского населения, составляющего большинство в стране.

Другие примеры

[ редактировать ]

Другими примерами нынешних раззиа являются рейды отрядов смерти в бразильских фавелах или военизированные вторжения во время войны в Центральной Африке . К таковым можно отнести и многочисленные нападения колумбийских партизанских отрядов на отряды колумбийской армии и наоборот.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Захид, Исхак. «СЛОВАРЬ ИСЛАМСКИХ ТЕРМИНОВ» . Проверено 20 ноября 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Линч, Джордж. «Список языков: газв» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 20 ноября 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Абул-Энейн, Х. Юсуф; Зухур, Шерифа (2004). Исламские правила ведения войны . Институт стратегических исследований, Военный колледж армии США, издательство Diane Publishing Co., Дарби, Пенсильвания. п. 6. ISBN  1-4289-1039-5 .
  4. ^ Бустаманте Коста, Хоакин; и др. (Мартин Кастельянос, Хавьер и др.) (1998). Некоторые аспекты арабской лексической интерференции в языках Европы. Внутри: исследования Кадисского университета, посвященные памяти профессора Браулио Хустела Калабосо (на испанском языке). Кадис: Университет Кадиса. п. 16.
  5. ^ Майло Сальгадо, Фелипе (1983). «Священная война по закону Малики. Ее заповеди. Ее влияние на право христианских общин латиноамериканского средневековья. «Историческое исследование, средневековая история» ». Studia Historica Средневековая история [Электронный ресурс] (на испанском языке). Я (2). Саламанка: Ediciones Universidad de Salamanca: 32. ISSN   0213-2060 .
  6. ^ «О военных кампаниях Альманзора», Сборник арабских и ивритских исследований (на испанском языке). XIX-XV. Я (1965-1966), с. 7-29. «Новый взгляд на военные кампании Альманзора». Исламский ежеквартальный журнал . XIV (1970), стр. 126–142.
  7. ^ Кастелланос Гомес, Дж. (2003). Геостратегия в мусульманской Испании: военные кампании Альманзора (на испанском языке). Издательский центр Министерства обороны Испании. ISBN  978-84-7823-967-2 .
  8. В исламе было принято называть христиан «многобожниками», намекая на Тайну Святой Троицы .
  9. ^ Jump up to: а б с Майло Сальгадо (1983 , стр. 32)
  10. ^ Кембридж. История ислама (на испанском языке). п. 285.
  11. ^ Интернет-энциклопедия Microsoft® Encarta® 2008 (1997–2008 гг.). «Ночь разбитого стекла» (на испанском языке). Корпорация Майкрософт. Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
  1. RoyalArk - Османская Турция
  2. «Газв». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). 1999.
  3. «Гази». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). 1999.
  4. Льюис, Бернард (1991). Политический язык ислама . Издательство Чикагского университета . п. 74. ИСБН  0-226-47693-6 .
  5. Файерстоун, Реувен (1999). Джихад: истоки священной войны в исламе . Издательство Оксфордского университета . п. 34. ISBN  0-19-512580-0 .
  6. Петерс, Рудольф (1996). Джихад в классическом и современном исламе: читатель . Издательство Маркуса Винера. ISBN  1-55876-109-8 .
  7. Аверроэс , Бида-ят аль-Муджтахид ва-Ниха-ят аль-Муктасид
  8. Виттек, Пол (2002). Возвышение Османской империи . Перевод Хейвуда, Колина. Керзон Пресс. ISBN  0-7007-1500-2 .
  9. Холт, Питер М. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Центральные исламские земли. Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-07567-Х .
  10. Робинсон, Чейз (2002). Исламская историография . Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-62936-5 .
  11. Мело, Диего (2005). «Концепция джихада в классическом исламе и этапы ее применения». Средневековые темы (на испанском языке). 13 . Средневековые темы: 157–172. ISSN   0327-5094 .
  12. Каньяда Хусте, А. (1993). «Новые предложения по определению топонимов и маршрутов в кампаниях Альманзора». Полка арабских исследований (4): 25–36. ISSN   1130-3964 .
[ редактировать ]
  • Ф. Майо. «Священная война по закону Малики» (на испанском языке). Библиотека Гонсало де Берсео .
  • Долорс Брамон , «Битва при Альбесе: новые материалы» (на испанском языке). CEMA
  • Каньяда, Жюсте. «Новые предложения по определению топонимов и маршрутов в кампаниях Альманзора» (на испанском языке). Диалнет .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fdb1bce7be06a3b10c3e026a516c57c3__1718125560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/c3/fdb1bce7be06a3b10c3e026a516c57c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Razzia (military) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)