Ребро
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Рибат построенное ( араб . رِبَـاط ; хоспис, общежитие, база или убежище) — арабский термин, первоначально обозначающий небольшое укрепление, вдоль границы в первые годы мусульманского завоевания Магриба для размещения военных добровольцев, называемое мурабитун , а вскоре после того, как они также появились вдоль византийской границы, где привлекли новообращенных из Большого Хорасана , области, которая стала известна как аль-Авасим в девятом веке нашей эры .
Укрепления рибата позже служили для защиты торговых путей, служили караван-сараями и центрами изолированных мусульманских общин, а также служили местами благочестия.
Исламское значение
[ редактировать ]Историческое значение
[ редактировать ]Слово «рибат» в своей абстрактной форме относится к добровольной защите ислама , поэтому рибаты первоначально использовались для размещения тех, кто сражался за защиту ислама в джихаде . [1] Их также можно называть другими именами, такими как ханка , наиболее часто используемая в Иране , и текке , наиболее часто используемая в Турции . [2]
Традиционно под рибатом подразумевалась караульная служба на пограничной заставе с целью защиты дар аль-Ислама . Того, кто совершает рибат, называют мурабитом .
Современное использование
[ редактировать ]Современное использование термина рибат распространено среди групп джихада, таких как Аль-Каида. [3] или Исламское Государство Ирака и Леванта . [4] Этот термин также использовался салафитами - джихадистами, действующими в секторе Газа . В их терминологии Арх ар-Рибат («Земля рибатов») — это название Палестины , буквально означающее «земля бдительного дозора на границе», понимаемое в контексте их идеологии глобального джихада, который принципиально выступает против палестинского национализма . [5]
Как караван-сараи
[ редактировать ]Со временем некоторые рибаты стали приютами для путешественников на основных торговых путях ( караван-сараях ). [6]
Когда суфий отступает
[ редактировать ]Суфийские братства
[ редактировать ]Первоначально рибат использовался для описания пограничной заставы, где солдаты оставались во время первых мусульманских завоеваний и после них, например, в Аль-Авасиме . Этот термин со временем изменился и стал обозначать центр суфия. Поскольку позже в них больше не было необходимости размещать и снабжать солдат, рибаты стали убежищем для мистиков. [7] Традиция рибата, возможно, была одним из ранних источников тарикатов , или суфийских мистических братств, и разновидностью более поздней завии , или суфийской ложи, которая распространилась в Северную Африку , а оттуда через Сахару в Западную Африку . Здесь живут марабуты : религиозные учителя, обычно суфии. Такие места духовного уединения назывались ханками ( персидский : خانقاه ). Обычно в рибатах проживал шейх, и его семье и посетителям разрешалось приходить и учиться у него. [2] Неоднократно в этом же здании располагалась и могила основателя. [2] Институционализация этих центров стала возможной отчасти благодаря пожертвованиям богатых купцов, землевладельцев и влиятельных лидеров. [8] Некоторые из этих соединений также получали регулярные стипендии на их содержание. [2]
Некоторые важные рибаты, о которых следует упомянуть, — это Рабати Малик (ок. 1068–1080 гг.), который находится в Узбекистане, в пустыне Кызылкум и до сих пор частично нетронут, а также Рибат Шарафа XII века, построенный квадратной формы с монументальный портал, двор и длинные сводчатые помещения вдоль стен. [6] Большинство рибатов имели схожий архитектурный облик, который состоял из окружающей стены с входом, жилых комнат, складов для провизии, сторожевой башни, служившей для подачи сигнала в случае вторжения, четырех-восьми башен и мечети в больших рибатах. [9]
Эти учреждения использовались как своего рода школы, где шейх мог обучать своих учеников путям определенного тариката. Они также использовались как место поклонения, где шейх мог наблюдать за членами определенного суфийского ордена и помогать им на их внутреннем пути к Хакике ( араб . حَـقِـيْـقَـة , высшая истина или реальность).
Женщины-суфии
[ редактировать ]Другое использование рибата относится к своего рода монастырю или дому для суфийских женщин. Женщины-шейхи (شيخة), ученые-правоведы в средневековые времена, а также большое количество вдов или разведенных жили в воздержании и поклонялись рибатам. [10]
См. также
[ редактировать ]- Альморавиды
- Аль-Авасим , мусульманская сторона границы между Византийской империей и ранним исламским царством.
- Хан , персидское слово, обозначающее караван-сарай; Турецкий вариант: хан
- Ханка , здание, специально используемое суфийским братством.
- Ксар , североафриканская (обычно берберская) деревня-крепость.
- Список караван-сараев
- Рабад , среднеазиатский вариант слова «рабат».
- Рабат (значения) , семитское слово, обозначающее «укрепленный город» или «пригород».
- Робат (значения) , персидский вариант слова «рибат».
- Список ранних мусульманских рибатов
- Кафарлет в Палестине
- Минат аль-Кала в Палестине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нортедж, Аластер. «Аббасидское искусство и архитектура». Энциклопедия ислама . 3 .
- ^ Jump up to: а б с д Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 231–232 . ISBN 0807812234 .
- ^ Лонг, Марк (зима 2009 г.). «Рибат, Аль-Каида и вызов внешней политике США». Ближневосточный журнал . 63 (1): 31–47. дои : 10.3751/63.1.12 . S2CID 143772587 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2015 г. Проверено 4 июня 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ « Радикальный ислам в Газе » (PDF), Международная кризисная группа , Отчет по Ближнему Востоку № 104, 29 марта 2011 г., стр. 6–7 с примечанием 61. Повторный доступ 22 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Рихард ; Грабарь, Олег (1994). Искусство и архитектура ислама 650-1250 гг . Издательство Йельского университета. стр. 277–278. ISBN 0300053304 .
- ^ Хилленбранд, Роберт (1994). Исламская архитектура: форма, функция и значение . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 331 .
- ^ Ауэр, Блейн. «Футух». Энциклопедия ислама . 3 .
- ^ Халилие, Хасан С. (1999). «Система Рибат и ее роль в прибрежном судоходстве». Журнал экономической и социальной истории Востока . 42 (2): 212–225. дои : 10.1163/1568520991446811 .
- ^ Хоффман, Валери (1995). Суфизм, мистики и святые в современном Египте . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. п. 232. ИСБН 978-1570038495 .
- Тайник Рибата, автор Хадж Ахмад Томсон, 23 июня 2007 г. [ мертвая ссылка ] .
- «Рибаты в Марокко и их влияние на распространение знаний и тасаввуф» из: аль-Имраа аль-Магрибия ва'т-Тасаввуф («Марокканская женщина и тасаввуф в одиннадцатом веке») Мустафы Абдус-Салама аль- Махма)
- Маджид Хаддури, Война и мир в законе ислама (Балтимор, издательство Университета Джонса Хопкинса, 1955), ISBN 1-58477-695-1 . п. 81.
- Хасан С. Халилие, «Система Рибат и ее роль в прибрежном судоходстве», Журнал экономической и социальной истории Востока , 42,2 (1999), 212–225.
- Йорг Фейхтер, «Исламский рибат – модель христианских военных орденов? Священное насилие, религиозные концепции и изобретение культурного трансфера», в книге « Религия и ее другое: светские и сакральные концепции и практики во взаимодействии ». Под редакцией Хайке Бока, Йорга Фойхтера и Мичи Кнехта (Франкфурт/М., Campus Verlag, 2008).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брэннинг, Кэтрин. «Сельджукский хан Анатолии» . Проверено 2 мая 2021 г. С картой и списком сельджукских ханов.
- Введение и определение
- Происхождение Хань . Эволюция остановочных пунктов от Древнего Ближнего Востока , через ранние мусульманские рибаты, до сельджукского хана (по-турецки караван-сарай); со списком «ханов и рибатов эпохи Великих Сельджуков в Средней Азии и Иране»
- ArchNet : Происхождение и планировка рибата и его адаптация под караван-сарай. По состоянию на май 2021 г.