Набатейское искусство
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Набатейское искусство — искусство набатейцев Северной Аравии. Они известны тонко расписной керамикой, которая распространилась по греко-римскому миру , а также вкладом в скульптуру и набатейскую архитектуру . Набатейское искусство наиболее известно благодаря археологическим памятникам в Петре , в частности таким памятникам, как Аль-Хазне и Ад-Дейр .
Керамика
[ редактировать ]Набатейская керамика отличается тонкими стенками и цветочными мотивами. Исключительное использование цветочных узоров восходит к набатейскому аниконизму в их религиозных практиках. Узоры на изделиях обычно наносятся красками или вдавливаются в поверхность с помощью штампов и колес рулетки. Чтобы придать изделиям законченный вид, производители полировали их или использовали процесс спекания . Большинство товаров розоватого цвета, очень похоже на скалы, окружающие город. Это связано с тем, что набатейские гончары использовали в своей работе изделия из местной глины. [1] Набатейские изделия имеют множество форм и могут быть классифицированы по толщине, форме края, основанию и декору. [2] В некоторых случаях формы сосудов имитируют форму металлических изделий региона. [3] Эти сосуды предназначались для ежедневного использования, а не для церемоний, несмотря на необычно большое количество осколков, найденных в кучах мусора. [2]
Архитектура
[ редактировать ]Гробницы
[ редактировать ]Набатейские гробницы — это прежде всего «гробницы, высеченные в скалах». Они созданы путем вырезания прямо в ландшафте, традиционно в скале (см. Вырубленные в скалах гробницы в Израиле ). Высеченные в скалах гробницы чаще всего встречаются на раскопанных набатейских археологических памятниках. В Петре и Хегре обнаружено около 900 высеченных в скалах гробниц. Набатейские гробницы представляют собой смесь эллинистического и римского стилей, а также постепенное создание набатейского стиля. Некоторые из них имеют черты явного греческого влияния, такие как фронтоны, метопы и триглифы, антаблементы и капители. Они были построены в честь богов и лидеров, а также вместилища поколений определенной семьи. Гробницы обычно располагаются внутри города. Эти гробницы просты по стилю, но сложны по функциям, часто со ступенями, платформами, ямами для возлияния, цистернами, водными каналами, а иногда и банкетными залами. Многие из них украшены многочисленными религиозными иконами, надписями и святилищами, обнаруженными рядом с источниками, водосборными бассейнами и каналами. [4]

Зубчатые гробницы (см. Зубцы ) популярны в набатейской архитектуре. Существует несколько вариантов зубцов, различающихся по количеству ярусов. Зубчатые гробницы создавались для того, чтобы изображать укрепления, создавая символ городов, силы, военной мощи. Позже, при персах-ахеменидах, контекст укреплений был удален, что дало больший простор знаку царской власти и власти.
Некоторые гробницы украшены обелисками снаружи. Обелиски — это узкие сужающиеся памятники, часто используемые для обозначения Нефешей , конкретных лидеров и богов монолитных обществ. Они часто встречаются в архитектуре Ближнего Востока и Египта.
Гробницы с детализированными фасадами также довольно популярны в набатейском сообществе. Всего существует восемь различных типов фасадов: одиночный пилон, двойной пилон, ступенчатый, прото-Hegr, Hegr, арочный, простой классический и сложный классический. Одиночный пилон, Двойной пилон, Степ, Прото-Хегр и Хегр характеризуются вариациями мотива гусиной ступеньки в сочетании с элементами классической архитектуры. Арка, Простая Классика и Сложная Классика содержат только классические мотивы, получившие набатейскую интерпретацию. [4]
В Петре есть серия гробниц, называемых «Царскими гробницами». Эти гробницы разделены на четыре части: гробница-урна, шелковая гробница, коринфская гробница и дворцовая гробница. Гробница-урна построена высоко на склоне горы, и для нее нужно подняться на несколько лестничных пролетов. Было высказано предположение, что это могила набатейского царя Малха II, умершего в 70 году нашей эры. Рядом с ним находится Шелковая гробница, названная так из-за насыщенного цвета песчаника. Следующей следует Коринфская гробница с греческими коринфскими колоннами. Наконец, Дворцовая гробница с тремя отдельными этажами фасада. [5]
Триклиния и другие мемориальные сооружения
[ редактировать ]Праздники, посвященные умершим, проводились в районе Петры в триклинии, устроенной в искусственных пещерах, которые в особых случаях были частью больших, сложных комплексов, таких как тот, что в Вади Фараса.
Храмы
[ редактировать ]Среди самых замечательных храмов Петры:
- Великий Храм
- Каср аль-Бинт Фир'аун
- Храм Крылатых Львов .
Жилые конструкции
[ редактировать ]В жилых районах Петры проведено сравнительно мало археологических исследований. Работы в районе Аз-Зантур Петры показали, что произошла эволюция от непостоянного жилья (палаток) к построенным постройкам, при этом оседлый образ жизни происходил лишь постепенно, а палатки сосуществовали с величественными особняками даже на более поздних этапах эволюции. [6] Даже хорошо изученный, построенный из камня и тщательно украшенный набатейский особняк аз-Зантура состоял из роскошного репрезентативного крыла с западной лепниной и фресками и простого жилого крыла. [6] Были также пещеры, используемые в жилых целях.
Скульптура
[ редактировать ]
Ранняя набатейская скульптура имела несколько характеристик римской, греческой и сирийской скульптуры. Растрепанные волосы, драматическое выражение лица и S-образные изгибы отражали эллинистический стиль скульптуры. Греческая скульптура изображалась с длинными, узкими бородами, симметричностью и совершенством человеческого тела. [7]
В последующие годы набатейская скульптура стала очень стилизованной. Некоторые элементы, такие как волосы, были сохранены в греко-римском стиле, но многие другие вещи превратились в то, что сейчас считается набатейским. Эти характеристики обнаруживаются в структурах лица. Глаза нескольких штук изображены с характерно плоскими, мультяшными, полукруглыми глазами. У одних и тех же особ часто бывают треугольные носы и большие круглые подбородки. Помимо человеческих форм, набатейская скульптура появилась в форме животных, таких как птицы, слоны и верблюды. [7]
В набатейской скульптуре обычно представлено множество различных богов и богинь. Большинство из них — боги и богини, которым поклонялись набатейцы; однако некоторые из них являются представителями греческих, римских и ближневосточных верований. Кроме того, Зодиаки периодически представлены во многих видах искусства. Душара был главным мужским божеством набатеев. В греческой культуре его сравнивали с Зевсом, а также с Дионисом . Примеры Душары были найдены в нескольких местах Петры, а также в Хирбет-эт-Таннуре . [7] Первоначально и традиционно Душара представлялась в аниконической форме, такой как квадратный блок, как это представлено баэтилами Петры, [8] но найдено большое количество детальных скульптур Душуры. В одном конкретном произведении изображено эллинистическое лицо, демонстрирующее действие и мясистые, живые черты. [9] Другие широко представленные боги включают: Аль-Уззу , Аль-Кутбая , Нику (мифология) и Зодиаки . [9]
Бетилы
[ редактировать ]Бетилы ( baetylus ) — еще одно средство, используемое для изображения богов и богинь за пределами традиционной скульптуры. Они в изобилии появляются в набатейском искусстве. Их часто вырезают в святилищах как в общественных, так и в частных местах. Некоторые из них имеют пьедесталы или установлены в нишах. Бетилы использовались для воплощения своих богов, чаще всего, хотя и не исключительно, Душара. Они могут быть любого размера, в группах или стоять отдельно. Они выглядят как рельефные скульптуры и имеют круглую форму. Резные изображения прямоугольные и бесфигурные, хотя в некоторых случаях они имеют стилизованные глаза и нос, подобные арамским и южноаравийским стелам с лицами. [10]
Рисование
[ редактировать ]
Сохранилось несколько экземпляров набатейской живописи. Большинство из них представляют собой фрагменты чисто декоративной внутренней росписи. Однако этого было достаточно, чтобы продемонстрировать, что они следуют современному эллинистическому стилю , в котором сохранилось мало картин. [11]
В 2010 году выяснилось, что биклиний, ныне известный в просторечии как Расписной дом, в Маленькой Петре в Иордании, имел обширные потолочные фрески , которые долгое время были скрыты под копотью от бедуинских костров, а также другие надписи в последующие века. Трехлетний проект реставрации снова сделал их видимыми. На них подробно и с использованием различных материалов, включая глазурь и сусальное золото , изображены такие образы, как виноградные лозы и путти, связанные с греческим богом Дионисом , что позволяет предположить, что это пространство могло использоваться для потребления вина, возможно, с приезжими торговцами. Помимо того, что они являются единственным известным примером набатейской внутренней фигуративной живописи in situ , они являются одним из очень немногих сохранившихся примеров эллинистической живописи и считаются превосходящими более поздние римские имитации стиля в Геркулануме . [11]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Набиль И. Хайри (весна 1983 г.). Технические аспекты тонкой набатейской керамики . Бюллетень американских школ восточных исследований. № 250 стр. 17-40
- ^ Jump up to: а б Филип К. Хаммонд (1962). Классификация набатейской изящной посуды . Американский журнал археологии, Vol. 66, № 2. С. 169-180.
- ^ Майкл Викерс (апрель 1994 г.). Набатея, Индия, Галлия и Карфаген: размышления об эллинистических и римских золотых сосудах и красноглянцевой керамике . Американский журнал археологии, Vol. 98, № 2. С. 231-248.
- ^ Jump up to: а б Зейад аль-Саламин (2011). Набатейцы и Айса Минор . Средиземноморская археология и археометрия. Том. 11, № 2. 55-78.
- ^ «Петра: Королевские гробницы» . Набатея.нет . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Патрич, Джозеф (2007). Политис, Константинос Д. (ред.). Набатейское искусство между Востоком и Западом: методическая оценка . Том 2 Международной конференции «Мир Иродов и набатеев», проходившей в Британском музее 17–19 апреля 2001 г. (Oriens et Occidens – 15). Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. стр. 79–101 (79). ISBN 978-3-515-11110-2 . Проверено 10 июня 2020 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Заядин, Ф. (2003). Набатейские боги и их святилища . Петра вновь открыта: затерянный город набатейцев. Г. Маркое. Нью-Йорк, Harry N. Abrams, Inc.: 57–64.
- ^ «Набатейская религия: Пантеон» . Набатея.нет . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «ПЕТРА: Затерянный каменный город» (на французском языке). Цивилизация.ca . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Роберт Веннинг (2001). Бетилы Петры. Бюллетень американских школ восточных исследований, № 324, Набатейская Петра. стр. 79-95
- ^ Jump up to: а б Альберге, Даля (21 августа 2010 г.). «Обнаружение древних наскальных рисунков в Петре ошеломляет ученых-искусствоведов» . Наблюдатель . Проверено 14 апреля 2015 г.