Фес (шесть)

Феска . ( турецкий : fes , османский турецкий : فس , латинизированная : fes ), также называемая тарбуш / тарбуш ( арабский : طربوش , латинизированная : ṭarbūš ), представляет собой фетровый головной убор в форме короткой, цилиндрической, бескозырной шляпы, обычно красного цвета , обычно с черной кисточкой сверху. Название «фес» может относиться к марокканскому городу Фес , где краситель для окраски шляпы добывался из малиновых ягод. Однако его происхождение оспаривается.
Современная феска во многом обязана своей популярностью эпохе Османской империи. Он стал символом Османской империи в начале 19 века. В 1827 году Махмуд II распорядился использовать его в качестве современного головного убора для своей новой армии Асакир-и Мансуре-и Мухаммедие . Это решение было вдохновлено военно-морским командованием Османской империи, которое ранее возвратилось из Магриба, приняв этот стиль. В 1829 году Махмуд издал новые правила, предписывающие использовать феску всем гражданским и религиозным чиновникам. Намерение состояло в том, чтобы заменить тюрбан , который служил маркером идентичности и поэтому разделял, а не объединял население. Столетие спустя, в 1925 году, феска была объявлена вне закона в Турции в рамках реформ Ататюрка . С тех пор он не является частью турецкой мужской одежды.
Феска использовалась как часть солдатской униформы во многих армиях и войнах на протяжении веков, в том числе в полку Бахавалпур в Пакистане еще в 1960-х годах. Его до сих пор носят в некоторых частях Южной Азии , на Ближнем Востоке , в Северной Африке и в Кейптауне , Южная Африка. Он также был принят различными братскими орденами в англоязычном мире .
Этимология
[ редактировать ]Феска ( турецкий : fes , османский турецкий : فس , латинизированный : fes ) [1] также известен как тарбуш ( арабский : طربوش , латинизированный : tarbūš [2] ), также пишется тарбуш. [3] слово тарбуш Считается, что заимствовано из персидского языка : سر بوشش دادن (что означает «головной убор»). [4] через турецкий язык , от османско-турецкого تيرپوس ( терпос ), [5] [6] и используется преимущественно в странах Леванта ( Сирия, Ливан, Палестина и Иордания). [4] Тарбуш считается турецким словом, состоящим из двух элементов: тер «пот» и пошу «легкий тюрбан». [6]
Феска получила свое название от марокканского города Фес , поскольку именно из нее добывали малиновую ягоду, которую когда-то использовали для окраски войлока. [7] [8] [9] [10]
История
[ редактировать ]
Происхождение шляпы неясно. [11] Это либо древнегреческий , [8] [9] [12] Tunisianтунисский [13] [12] Марокканский , [14] [15] или турецкого происхождения. [10] [16] Он был особенно популярен в поздний период Османской империи , и его использование распространилось по всей империи. [17] [10] [18] и большая часть его популярности связана с этой эпохой. [19] [20]
Первоначально феска представляла собой красный, белый или черный чепчик без полей , поверх которого надевался тюрбан (похожий на завернутую куфию ). Позже тюрбан был упразднен, шляпа укорочена, а цвет остался красным. Молиться в феске, а не в головном уборе с полями, было легче, потому что мусульмане опускали головы на землю во время намаза (ежедневной молитвы). [21]
Тарбуш изображался как элемент турецкой одежды еще около 1460 года. [22] Мехмед Завоеватель носил украшенный драгоценными камнями тарбуш, завернутый в белый сарик , что означало его право на завоевание Константинополя. [23] В 1826 году султан Махмуд II Османской империи подавил янычар и начал радикальные военные реформы. Модернизированные военные переняли униформу западного образца и в качестве головного убора - феску, обернутую тканью. было заказано 50 000 фесок В 1827 году из Туниса для войск султана. [24] В 1829 году султан приказал своим гражданским чиновникам носить простую феску и запретил ношение тюрбанов . [25] [26] [27] Намерение состояло в том, чтобы заставить население в целом перейти на феску, и план увенчался успехом. Это была радикально эгалитарная мера, пришедшая на смену тщательно продуманным законам о роскоши , которые указывали на ранг, религию и род занятий, предвещая реформы Танзимата . Хотя торговцы и ремесленники обычно отвергали феску, [28] он стал символом современности на всем Ближнем Востоке, вдохновив аналогичные указы в других странах (например, в Иране в 1873 году). [25]

Первоначальный центр производства, судя по всему, находился в Тунисе . [12] Чтобы удовлетворить растущий спрос, квалифицированные производители фесов были вынуждены иммигрировать из Туниса в Стамбул , где в районе Эйюпа были открыты фабрики . [24] Вскоре стили стали множиться, и на рынке конкурировали нюансы формы, высоты, материала и оттенка. Яркие алые и мерло цвета фески изначально были достигнуты за счет экстракта кизила . Однако изобретение недорогих синтетических красителей вскоре переместило производство шляп на фабрики в Страконице , Чехия (тогда находившаяся в Австрийской империи). [ нужна ссылка ]

в 1908 году Аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией привела к бойкоту австрийских товаров, который стал известен как «Бойкот Феса» из-за почти монополии, которую тогда держали австрийцы на производстве шляп. Хотя головной убор сохранился, продолжавшийся год бойкот положил конец его универсальности в Османской империи, поскольку другие стили стали социально приемлемыми. [ нужна ссылка ]
Социальная позиция фески как символа традиции привела к ее запрету в Турции в 1925 году Мустафой Кемалем Ататюрком во время «революции шляп» , являвшейся частью его модернизирующих реформ . [29] По тем же причинам он был запрещен в 1958 году в Египте правительством Гамаля Абдель Насера , поскольку Каир до того времени был одним из важнейших центров производства фески. [11] Производство феса впоследствии возобновилось в Египте, но его продажа в основном ориентирована на туристов. [11]
Символизм
[ редактировать ]
Феска была символом не только османской принадлежности, но и религиозной приверженности исламу. [30] Это был также главный головной убор христиан и евреев во времена Османской империи . [31] [ нужен лучший источник ] Еврейские мужчины носили феску и называли ее арабским именем «Тарбуш», особенно если они говорили по-арабски ( египетские , сирийские и палестинские евреи ). [32] [33] В Южной Азии феска была принята из-за ее связей с Османской империей .
В 19 и начале 20 веков фес была предпочтительным головным убором для христиан и мусульман на Балканах , которые в то время все еще находились под сюзеренитетом Османской империи. В балканских государствах существовали вариации фески, в основном с добавлением религиозных символов на лицевой стороне. В полунезависимой Черногории , государстве-клиенте Османской империи, которое пользовалось полной автономией, ее православные граждане носили фески с греческим крестом спереди. Сторонники иллирийского движения среди южных славян, особенно в Хорватии , носили фески со звездой и полумесяцем спереди независимо от вероисповедания, полагая, что этот символ появился до введения ислама на Балканах. В 1850 году правила нового автономного Княжества Сербия, касающиеся униформы министерских офицеров, предусматривали ношение красных фесок с изображением сербского герба . [34] Феска была символом арабского националистического сопротивления сионизму во время арабского восстания в Палестине между 1936 и 1939 годами во время британского мандата . [35]
Со временем феска стала рассматриваться как часть восточной культурной самобытности. С одной стороны, это привело к его запрету в рамках модернизирующих реформ в Турции (1925 г.), а затем в Египте (1958 г.). [29] С другой стороны, западное восприятие его востоковедами на западе 20-го века как экзотического и романтического привело к тому, что оно стало модным как часть роскошного мужского курительного наряда в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве. Он также стал ассоциироваться с османским господством на большей части территории бывшей Османской империи и арабского мира, хотя исключением является Марокко , где он стал символом против французской колонизации . [30] Марокко остается одним из последних мест, где иногда носят феску, и остается излюбленной частью королевского придворного наряда. [30]
Военное использование
[ редактировать ]

Вариант фески использовался в качестве вооружения для версии кольчужного доспеха 1400–1700-х годов (круглая металлическая пластина или тюбетейка, вокруг которой висела кольчуга для защиты шеи и верхней части плеча). Красная феска с синей кисточкой была стандартным головным убором турецкой армии с 1840-х годов до появления в 1910 году служебной формы цвета хаки и солнцезащитного шлема без козырька . Единственными существенными исключениями были кавалерия и некоторые артиллерийские части, которые носили шапку из овчины с цветной тканью. топы. [36] Албанские рекруты носили белую версию фески, напоминающую их традиционное келеше . Во время Первой мировой войны феску все еще носили некоторые подразделения военно-морского резерва, а иногда и солдаты в свободное от службы время. [37] Полки эвзонов (легкой пехоты) греческой армии носили свою собственную отличительную версию фески с 1837 года до Второй мировой войны . Сейчас он сохранился в парадной форме президентской гвардии в Афинах.
С середины XIX века феска получила широкое распространение в качестве головного убора набранных на месте «местных» солдат в различных колониальных войсках мира. Французские североафриканские полки ( зуавы , тиралеры и спаи ) носили широкие красные фески со съемными кистями различных цветов. У зуавов в свободное от службы время было принято носить фески под разными углами в зависимости от полка; Французские офицеры североафриканских подразделений в 1930-е годы часто носили ту же феску, что и их солдаты, с прикрепленными знаками различия. (Многие добровольческие полки зуавов носили французскую североафриканскую версию фески во время Гражданской войны в США .) Ливийские батальоны и эскадрильи итальянских колониальных войск носили более низкие красные фески поверх белых ермолок. Сомалийские и эритрейские полки на итальянской службе носили высокие красные фески с цветными кистями, которые различались в зависимости от подразделения. Немецкие аскари в Восточной Африке почти во всех случаях носили свои фески с чехлами цвета хаки.
Бельгийская Force Publique в Конго носила большие и мягкие красные фески, похожие на те, что использовались французскими Tirailleurs Senegalais и португальскими Companhias Indigenas. Африканские винтовки британского короля (набранные в Восточной Африке) носили высокие прямые фески красного или черного цвета, а Западноафриканские пограничные войска носили низкую красную версию. [38] Египетская армия носила классическую турецкую модель до 1950 года. Вест-Индский полк британской армии носил феску как часть парадной формы в стиле зуавов, пока это подразделение не было расформировано в 1928 году. [39] Традиция продолжается в парадной форме оркестра Барбадосского полка с белым тюрбаном, обернутым вокруг основания.
Хотя феска была красочным и живописным предметом униформы, во многих отношениях она была непрактичным головным убором. Если носить его без тусклого чехла, голова становится мишенью для вражеского огня и мало защищает от солнца. В результате во время Второй мировой войны его все чаще стали использовать для парадов или повседневной одежды. Тем не менее, французские западноафриканские тиралеры продолжали носить версию цвета хаки в полевых условиях примерно до 1943 года. В последний период колониального правления в Африке (примерно с 1945 по 1962 год) феска на французском языке рассматривалась только как предмет парадного костюма. , британские, бельгийские, испанские и португальские африканские подразделения, в других случаях заменяемые широкополыми шляпами или фуражками . Колониальные полицейские силы, однако, обычно сохраняли феску как обычную служебную одежду для местного персонала.

Армии после обретения независимости в Африке быстро отказались от фески как от колониальной реликвии. Однако его до сих пор носят церемониальные красные гвардейцы в Сенегале как часть своей униформы в стиле спахи , а также итальянские берсальери в некоторых стилях одежды. Берсальери приняли феску в качестве неформального головного убора под влиянием французских зуавов, вместе с которыми они участвовали в Крымской войне . Итальянец Ардити во время Первой мировой войны носил черную феску, которая позже стала униформой фашистского режима Муссолини. [40] Испанские регулярные дислоцированные в испанских эксклавах Сеута (ранее мавританские) таборы , и Мелилья в Северной Африке, сохраняют парадную форму, включающую феску и белые плащи. Филиппинские подразделения, организованные в первые дни правления США, некоторое время носили черные фески, а офицерам-мусульманам полиции Филиппин было разрешено носить этот головной убор с 1909 года. [41] Либерийские пограничные силы, хотя и не были колониальными силами, носили фески до 1940-х годов.
Боснийские пехотные полки в бывшей Австро-Венгерской империи отличались ношением фесок с момента их создания в 1885 году. [42] до конца Первой мировой войны . [43] Они носили характерную светло-синюю или серую униформу. [44] с пряжкой, изображающей руку с ятаганом внутри щита, как символ боснийской этнической принадлежности. , состоящая преимущественно из боснийских мусульман 13-я горнострелковая дивизия Ваффен СС «Хандшар» использовала красную или серо-полевую феску с эмблемой Ваффен СС , которая была набрана из Боснии, во второй половине Второй мировой войны . Их фески были украшены спереди Hoheitszeichen (орел и свастика) и SS Totunkopf (череп и скрещенные кости). [45]
Два полка индийской армии, носили фески набранные в мусульманских регионах, во времена британского правления (хотя тюрбан был почти универсальным головным убором среди индуистских и мусульманских сипаев и соваров ). Зеленую феску носили пакистанские уланцы Бахавалпура еще в 1960-х годах. [46]
- Отто из Греции в эвзонов форме
- Сербии Воеводство , Стеван Кничан , 1849 г.
Современное использование
[ редактировать ]

В арабских странах
[ редактировать ]В арабских странах изготовление тарбушей — профессия, передающаяся от родителей к детям из поколения в поколение. Производство шляпы сложно и требует высокой степени точности, поскольку производственный цикл состоит из многих этапов. Все меньше и меньше людей унаследовали и продолжают эту профессию. [4] В Ираке иракская Сидара заменила Фес после обретения страной независимости от Османской империи. [47]
В Леванте (Сирия, Ливан, Палестина и Иордания) тарбуш все еще носят, но в последнее время он становится все более редким, и в основном его носят менестрели или люди, работающие в туристической индустрии в исторических местах. [4] Он до сих пор считается традиционным сирийским головным убором. [3]
Однако в Марокко тарбуш до сих пор носят как часть повседневной одежды. [4]
В Южной Азии
[ редактировать ]
В Хайдарабаде феска известна как Руми Топи , что означает «римская шапка» (в силу того, что Османская империя рассматривается как государство-преемник Восточной Римской империи ). Феску популяризировал Низам Мир Осман Али Хан из княжеского Хайдарабада после того, как он посетил Рим. [48] По словам Химаята Али Мирзы, правнука Низама, Мир Осман Али Хан никогда не носил дорогую одежду, а носил Руми Топи, чтобы скрыть свой невысокий физический рост — его рост составлял всего пять футов. [48] - и посоветовал своему сыну Моаззаму Джа также носить Руми Топи. [49]
Феска также была символом поддержки Османского халифата против Британской Индийской империи во время движения Халифата . Позже его стали ассоциировать с некоторыми лидерами Мусульманской лиги , политической партии, которая в конечном итоге создала страну Пакистан . Ветеран пакистанского политика Навабзада Насрулла Хан был одним из немногих людей в Пакистане, которые носили феску до своей смерти в 2003 году. [ нужна ссылка ]
В Шри-Ланке феску часто носили местные мусульмане- мавры Шри-Ланки . Несмотря на то, что популярность фески снижается, она все еще используется в традиционных свадебных церемониях. Его до сих пор носят пути « Кадириятун Набавия » последователи суфийского . Сонгкок Ланки , разновидность фески, носят местные малайцы Шри- . [ нужна ссылка ]
В Юго-Восточной Азии
[ редактировать ]Название « сонгкок » также используется на Суматре и Малайском полуострове, а на Яве его называют «копиах»; этот головной убор также широко известен в Индонезии как «печи», хотя печи несколько отличается. Эту шляпу широко носили в Приморье Юго-Восточной Азии с 19 века, когда ее завезли мусульмане из Южной Азии . [50] [51]
В Южной Африке
[ редактировать ]Феска в турецком стиле была представлена капским малайцам в Кейптауне , Южная Африка, шейхом Абу Бакром Эффенди , когда он переехал туда из Турции в 1863 году, чтобы обучать их своей религии. До этого Голландская Ост-Индская компания вынуждала мусульман на мысе Доброй Надежды , в основном привезенных в качестве рабов с территории нынешней Индонезии , скрывать свою религиозную практику, приговаривая к смерти в качестве наказания за публичное исповедание своей веры или за попытку исповедовать свою веру. конвертировать кого угодно. [52]
Мужчины-мусульмане продолжали носить там феску. [53] [54] где его также называют кофией ( также пишется кофия). [55] [56] особенно во время молитвы в мечетях, на свадьбах и дома в знак уважения в компании пожилых людей. Он также популярен среди детей в медресе (исламских школах). Однако последний производитель традиционных фесок в Кейптауне вышел на пенсию в марте 2022 года. [57]
«Серебряный фес» — это конкурс мужских хоров капо-малайской общины Кейптауна. [58] с участием тысяч музыкантов и самых разных мелодий. О конкурсе был снят документальный фильм «Серебряный фес» , выпущенный в 2009 году. [59] [60]
Использование по братским приказам
[ редактировать ]
Многие братские ордена известны тем, что носят фески. [61]
- Шрайнеров часто изображают в красной феске; головной убор стал официальным для Шрайнеров в 1872 году. [62]
- Члены Международного Ордена Альгамбры носят белую феску. [ нужна ссылка ]
- Члены Мистического Ордена Скрытых Пророков Зачарованного Царства носят черную феску. [ нужна ссылка ]
- Рыцари Питера Клавера носят синюю феску. [ нужна ссылка ]
- Члены Древнего Мистического Ордена Самаритян носят фески разных цветов в зависимости от ранга. [ нужна ссылка ]
- Рыцари Хорасана носят темно-синюю феску. [ нужна ссылка ]
- Члены Улучшенного Благотворительного и Защитного Ордена Лосей Мира носят фески разных цветов в зависимости от ранга. [ нужна ссылка ]
- Верный Орден Лося второй степени, Лосиный Легион, носит фиолетовую феску. [ нужна ссылка ]
- «Сыны пустыни» — международная братская организация, посвященная жизни и фильмам комиков Стэна Лорела и Оливера Харди. Группа получила свое название от вымышленной ложи, к которой принадлежали Лорел и Харди в фильме 1933 года « Сыны пустыни» . Некоторые члены иногда носят специальную феску.
В популярной культуре
[ редактировать ]Британский комик Томми Купер использовал феску в своих комических выступлениях во время службы в Египте во время Второй мировой войны . Шляпа стала визитной карточкой Купера и иконой комедии 20-го века. [63]
Болельщики английской по регби команды «Сарацины» часто носят на матчи фески, а сам клуб описывает феску как «один из самых узнаваемых клубных символов». [64]
В британском научно-фантастическом сериале « Доктор Кто» Одиннадцатый Доктор (которого играет Мэтт Смит ) часто носил феску. [ нужна ссылка ]
Поп-группа Madness часто носили фески, как видно из видеоклипа на их песню 1979 года Night Boat to Cairo . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Калпак , аналогичный тюркский головной убор.
- Тюбетейка
- Куфи , округлая шапка без полей.
- Список головных уборов
- Храм мавританской науки Америки , члены которого мужчины носили фески.
- Келеше — белая круглая шапка, которую носят албанцы.
- Сидара — иракская кепка, которую можно сложить.
- Сонгкок — фетровая шляпа усеченной конической формы из Юго-Восточной Азии.
- Такия — округлая шапка без полей.
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Менинский, Францишек à Mesgnien (1680), « fs », в Thesaurus linguarum orientalium, Turkicae, Arabicae, Persicae, содержащий основные их ресурсы, узурпированные турками, то есть Lexicon Turkico-Arabico-Persicum , Вена, столбец 3519
- ^ Ханс Вер , Словарь современного письменного арабского языка , 4-е изд., стр. 649.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Правда, скрывающаяся за тарбушем» . Всемирный молодежный альянс . 16 декабря 2017 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алаллави, Башар (29 августа 2021 г.). «Феска на протяжении всей истории» . ЭдСид . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Балтейру, Изабель. «Иностранные слова в английском текстиле». (2010).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пеннаккьетти, Фабрицио А. «К этимологии термина tarbusc «фес».»
- ^ «История Феса | Знаковые шляпы | Деревенские шляпы» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андреа Б. Раг (1986). Открытие и сокрытие: одежда в современном Египте . Издательство Сиракузского университета. п. 13. ISBN 978-0-8156-2368-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Тернер Уилкокс (2013). Мода в шляпах и головных уборах: исторический обзор на 198 пластинах . Курьерская корпорация. п. 33. ISBN 978-0-486-31830-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хильда Амфлетт (2012). Шляпы: история моды на головные уборы . Курьерская корпорация. п. 12. ISBN 978-0486136585 .
СЭЗ. (Из Феса в Марокко). Турецкого происхождения.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чико, Беверли (2013). Шляпы и головные уборы во всем мире: Культурная энциклопедия: Культурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 175–176. ISBN 978-1-61069-063-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линч, Аннетт; Штраус, Митчелл Д., ред. (2014). Этническая одежда в США: Культурная энциклопедия . Роуман и Литтлфилд. п. 121. ИСБН 978-0-7591-2150-8 .
- ^ Йирусек, Шарлотта А. (2019). Османская одежда и дизайн на Западе: визуальная история культурного обмена . Издательство Университета Индианы. п. 159. ИСБН 978-0-253-04219-4 .
- ^ EKREM BUĞRA EKINCI (2016), Фес: проверенная временем османская шляпа из Средиземноморья , Daily Sabah,
Феска раньше была распространенным головным убором в странах Средиземноморья и возникла в Марокко.
- ^ «феска | шляпа | Британика» . www.britanica.com . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Энн ЛоЛордо (1997): «Эта шляпа без полей символизировала стиль фес: в таких странах, как Марокко, Турция, Сирия и Египет, тарбуш имел яркое политическое прошлое, его одобряли короли и простолюдины, а затем запретили правительства. Остались только два производителя. в Каире», The Baltimore Sun ,
Происхождение фески является спорным. Один историк, Джереми Сил, говорит, что шляпа возникла в Турции, где султан Махмуд II стремился заменить тканевый тюрбан современным головным убором. Согласно «Феске сердца», истории шляпы Сила, у фески не было полей, что позволяло благочестивым мусульманам прижимать головы к земле в молитве. Другие говорят, что шляпа получила свое название от города в Марокко, откуда родом краситель из красных ягод.
- ^ «Журнал Феса; последнее прибежище высокой османской шляпы с кисточками» . Нью-Йорк Таймс . 22 марта 1995 года . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Рут Тернер Уилкокс (2013). Мода в шляпах и головных уборах: исторический обзор на 198 пластинах . Курьерская корпорация. п. 33. ISBN 978-0486318301 .
Турецкая феска
- ^ Амфлетт, Хильда (2003). Шляпы: история моды на головные уборы . Минеола, Нью-Йорк : Курьер Дувр.
- ^ Кая, Ибрагим (2004). Социальная теория и более поздние современности: турецкий опыт . Ливерпуль, Англия: Издательство Ливерпульского университета. п. 119.
- ^ Кинросс, Лорд (1979). Османские столетия . Многолетник. п. 466 . ISBN 978-0-688-08093-8 .
- ^ Постколониальные подходы к европейскому средневековью: перевод культур. Издательство Кембриджского университета, 2005.
- ^ Данэм, Дилмеран Акгозе. Шляпа как символ вестернизации в Турции. Корнельский университет, июнь 1985 г., стр. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Мансель (10 ноября 2011 г.). Константинополь: город желаний мира, 1453-1924 гг . Джон Мюррей Пресс. п. 251. ИСБН 978-1-84854-647-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йирусек, Шарлотта (2005). «Исламская одежда». Энциклопедия ислама . Нью-Йорк: Макмиллан.
- ^ Quataert, Д. (1997). Законы об одежде, государство и общество в Османской империи, 1720-1829 гг . Международный журнал исследований Ближнего Востока, 29 (3), стр. 412.
- ^ Каленберг, Кэролайн Р. (2019). «Трансформация Тарбуша: восточные еврейские мужчины и значение головных уборов в Османской и британской подмандатной Палестине» . Журнал социальной истории . 52 (4): 1212–1249. дои : 10.1093/jsh/shx164 .
- ^ Куатаерт, Дональд (август 1997 г.). «Законы об одежде, государство и общество в Османской империи, 1720–1829». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 29 (3): 403–25. дои : 10.1017/s0020743800064837 . JSTOR 164587 . S2CID 54626714 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дерингил, Селим (январь 1993 г.). «Изобретение традиции как общественного имиджа в поздней Османской империи, 1808–1908 годы». Сравнительные исследования в обществе и истории . 35 (1): 9. дои : 10.1017/S0010417500018247 . S2CID 145056061 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (2012). Энциклопедия мировой религии . МУДРЕЦ. п. 402. ИСБН 978-0-7619-2729-7 .
- ^ «Еврейская община в Османской империи» . Ежедневный Сабах . 13 октября 2017 г.
- ^ Байуотер, Мария (30 июля 2014 г.). «Ткань еврейской истории: османские евреи» . Шить еврейское .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Апрель 1897 г. — Яффские ворота в Иерусалиме (скорость исправлена, добавлен звук)» . Ютуб . 6 октября 2018 г.
- ^ А. Максвелл (2014). Патриоты против моды: одежда и национализм в эпоху европейских революций . Спрингер. ISBN 978-1-137-27714-5 .
- ^ Филипп О. Амур (2018). «Юсиф Сайиг: Личный отчет Палестинского национального движения». Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 17 (1): 143. doi : 10.3366/hlps.2018.0184 .
- ^ Нотел, Ричард (январь 1980 г.). Униформа мира. Сборник униформы армии, флота и военно-воздушных сил 1700-1937 гг . стр. 430–433. ISBN 0-684-16304-7 .
- ^ Николь, Дэвид (28 марта 1994 г.). Османская армия 1914-18 гг . стр. 44 и 47. ISBN. 1-85532-412-1 .
- ^ Ринальдо Д'Ами, страницы 53 и 59 «Цветная мировая униформа», Том 2, Casa Editrice AMZ Milqn, 1966 SBN 85059 X.
- ^ Карман, Вайоминг. Словарь военной формы . п. 56. ИСБН 0-684-15130-8 .
- ^ Элио Витторио, пластина XLVI «Атлас униформы: военные итальянцы с 1934 года по сегодняшний день», Эрманно Альбертелли 1984.
- ^ Элтинг, полковник Джон Р. (1988). Военная форма в Америке. Современная эпоха с 1868 года . п. 40. ИСБН 0-89141-292-1 .
- ^ Ноймайер, Кристоф. Боснийцы Императора . п. 50. ISBN 978-3-902526-17-5 .
- ^ Ноймайер, Кристоф. Боснийцы Императора . п. 230. ИСБН 978-3-902526-17-5 .
- ^ Ноймайер, Кристо (2008). Боснийцы Императора . п. 199. ИСБН 978-3-902526-17-5 .
- ^ Джордж Х. Стейн (1984). Ваффен СС: элитная гвардия Гитлера на войне, 1939–1945 гг . Издательство Корнельского университета. п. 182. ИСБН 0-8014-9275-0 .
- ^ Ринальдо Д'Ами, Цветная мировая униформа , Том 2, Издательство AMZ Milqn, 1966 СБН 85059 040 Х . п. 72.
- ^ Бабан, Салах Хасан. «Король Фейсал I представил его, и багдадцы отличились этим... Что вы знаете об иракской сидаре?» . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мулика К.В. (28 января 2018 г.). «Топи Низама Руми теперь делает заявление о стиле | Хайдарабадские новости – Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Сайед Акбар (1 ноября 2021 г.). «Хайдарабад: Руми топи бросает вызов времени, по-прежнему популярен | Новости Хайдарабада — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Розан Юнос (23 сентября 2007 г.). «Происхождение сонгкока или копиа » . Бруней Таймс. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 13 апреля 2016 г.
- ^ Абдулла Мубарок (21 февраля 2016 г.). «PDIP: тюбетейка — часть национальной идентичности» (на индонезийском языке). Ini.com. Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 13 апреля 2016 г.
- ^ Аргун, Селим (2000). «Жизнь и вклад османского ученого Абу Бакра Эффенди в развитие исламской мысли и культуры в Южной Африке» (PDF) . стр. 7–8. Архивировано из оригинала (PDF) 31 августа 2011 года.
- ^ Грин, Л.Г. (1951). Расти красиво, стареть: история трех столетий Кейптауна - улиц, домов, персонажей, легенд, традиций и фольклора, смеха и слез . Х. Тимминс . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Малайские паломники из Кейптауна на пути в Мекку» (фото) . Королевский фонд коллекций . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ «Кофия» . Словарь южноафриканского английского языка . 20 февраля 2023 г. Проверено 20 февраля 2023 г.
1951 Л.Г. Грин, «Расти красиво» , 189: Малайцы на мысе называют феску кофией.
- ^ «Мусульманин выигрывает судебную тяжбу по феску » ИОЛ . 24 февраля 2006 г. Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Ландсберг, Ян (14 марта 2022 г.). «Последний в своем роде: традиционный производитель фесок из Кенсингтона вешает шляпу» . ИОЛ . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Де Ваал, Шон (16 сентября 2009 г.). «Песня остается прежней» . Почта и Гардиан . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Серебряный фес» (текст и видео) . Аль Джазира . Свидетель . 15 июня 2009 года . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ 7-е издание (PDF) (на французском, испанском и английском языках). Фестиваль африканского кино в Тарифе / Фестиваль африканского кино в Тарифе (FCAT). Май 2010. стр. 86–87.
- ^ «Музей Феса – посвященный братским шляпам-фесам» . www.fezmuseum.com .
- ^ «Shriners International: История: Фес» . Шрайнерс Интернэшнл . Архивировано из оригинала 15 мая 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Логан, Брайан (5 декабря 2016 г.). «Точь-в-точь как шляпа! Почему феска Томми Купера была нечто большим, чем просто реквизит» . Хранитель . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Клуб Фес» . Сарацины . Проверено 17 июля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Патрисия Бейкер, «Фес в Турции: символ модернизации?». Костюм 20 (1986): 72–85.
- Дональд Куаерт, «Законы об одежде, государство и общество в Османской империи, 1720–1829». Международный журнал ближневосточных исследований 29, вып. 3 (1997): 403–425.
- Уилсон Чако Джейкоб, «Разработка Египта: мужественность и формирование субъектов между колониальной современностью и национализмом, 1870–1940» (докторская диссертация, Нью-Йоркский университет , 2005 г.), глава 6 (326–84).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с фесами, на Викискладе?