Кепка Дакка
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2020 г. ) |
Дакка топи ( непальский : ढाका टोपी [ɖʱaka ʈopi] ), или непальский топи , — это шляпа, популярная в Непале и являющаяся частью непальской национальной одежды, которую мужчины носят на праздниках.
История
[ редактировать ]Дакка ко Топи буквально означает «головной убор из ткани Дакка», тонкой хлопчатобумажной ткани, которая когда-то импортировалась исключительно из Дакки , современной столицы Бангладеш . [1] [2] [3]
Топи Дакка был частью непальской национальной одежды и символом непальской национальности. [2] [3] [4] Он стал популярным во время правления короля Махендры , который правил между 1955 и 1972 годами, и сделал ношение топи Дакки обязательным для официальных фотографий для паспортов и документов. [5] Даккские топи раздают в качестве подарков во время Дашайн и Тихар . фестивалей [6] Дакка топи также носили правительственные чиновники как часть национальной одежды. [7] Во времена короля Махендры Дакки топи можно было взять в аренду возле Сингха Дурбара (буквально Львиного зала) в Катманду. [5] Знак креста кукри носят на кепке в основном официальные лица в Катманду или когда дворец посещают непальцы, а не миряне-непальцы. [8]
Значение
[ редактировать ]Хотя одежда Дакки больше не доминирует в непальской моде, она остается неотъемлемой частью общества и непальской идентичности. [9] Хотя многие непальцы сейчас редко носят кепки, если только не посещают какую-либо культурную программу, [8] многие другие мужчины и женщины до сих пор регулярно носят костюмы, сшитые из Дакки, поскольку это остается обычным явлением на улицах Катманду .
Ткань Дакки до сих пор играет роль в ритуалах, таких как свадьбы и похороны многих этнических групп, живущих в долине. [9] Несмотря на то, что его производят многие ткацкие предприятия, им все еще трудно удовлетворить постоянно растущий спрос на топи Дакка. [4] По словам Теджешвара Бабу Гонги, обозревателя, культурного деятеля и эксперта по культуре: «Топи, круглый у основания и высотой от 3 до 4 дюймов, указывает на горы и Гималаи страны. Говорят, что топи Дакка представляют гору после таяния льда. Растаявший лед позволяет расти зелени и ярким цветам в нижних частях горы». [10]
Международный день непальских дхоти и топи — это день, который непальцы во всем мире отмечают 1 января, чтобы сохранить традиционную непальскую моду. Непальцы национальностей Мадхеси и Тару носят Дхоти , в то время как все непальцы в этот день носят топи Дакка и Бхадгаунле. [11] Хотя топи сегодня более распространены, чем дхоти, [12] Мадхеси воспользовались возможностью, чтобы продемонстрировать свою индивидуальность. [13] Мадхеси и сикхи в Непале часто подвергаются дискриминации из-за их отказа носить топи Дакка. [14] [15]
ткань Дакка
[ редактировать ]Дакка , хлопчатобумажная ткань ручного прядения с инкрустацией, используемая для изготовления красочных панелей с замысловатыми узорами для топи Дакки, является самой замечательной и заметной хлопковой тканью в Непале. [16] Предварительно окрашенный хлопок импортируется из Индии, и мастера ткут его замысловатыми узорами, используя всего несколько цветов. [9] Ткань также используется для изготовления блузок под названием Dhaka ko cholo , что буквально означает «блузка из ткани дакка», и женских шалей. [16] [17] Некоторые фермеры и ткачи провели предварительные испытания шелковой ткани топи Дакка, но без особого успеха. [18]
Существуют разные мифы о происхождении ткани Дакка. Одна история рассказывает, что министр вернулся из Дакки, Бангладеш, с идеей создания такого топи, который в конечном итоге заменил по популярности традиционную черную кепку. Другая история гласит, что это название таково потому, что изначально ткань и нитки для топи Дакки приходили из Дакки и часто напоминали даккайский муслин (тонкий хлопок Дакки). Также возможно, что индуистские ткачи поселились в Непале, спасаясь от мусульманского вторжения в Бенгалию . Метод плетения узоров, практикуемый в Дакке, называемый Джамдани , значительно отличается от того, что в настоящее время практикуют непальские ткачи. [16] несколько фрагментов ткани Дакки в коллекции Национального музея Непала относятся к началу 20 века. Предполагается, что [16]
Самая популярная легенда приписывает знакомство с ткачеством Дакки Ганеш Ман Махарджаном, который работал на фабрике Джамдани в 1950-х годах. Он был вдохновлен изучить это, когда заметил Дамбар Кумари, дочь Шри Тин Джунги Бахадура Раны, одетую в одежду из Дакки, которую она привезла из Бенареса. Вернувшись в свою родную Пальпу, он и его жена в 1957 году основали фабрику по производству ткани из Дакки с одной катушкой с ручным управлением Чарха и одной прялкой , купленными в Катманду и местными ткачами, обученными Махаджаном. Его деятельность процветала благодаря высоким ценам на импорт высшего качества. [5] [19] Поскольку правительство династии Шаха отдало предпочтение ткани Дакки и топи, сделанным из нее, другие ткачи начали следовать за Махараджаном. К началу 1970 года на его собственной фабрике Swadeshi Vastrakala Palpali Dhaka Udhyog работало около 350 человек. [5] В то время текстильная промышленность Джайшанкер, Текстильная промышленность Ханал и Текстильная промышленность Набин были основными производителями хлопчатобумажной пряжи, используемой для изготовления ткани Дакки. [19]
Несмотря на процветающий бизнес и государственные стимулы, большинство ткачей были бедными. Опытный ткач работал по 12–16 часов в день в течение месяца, чтобы произвести 4–5 метров ткани Дакки. Но их зарплата составляла жалкие 10-30 непальских рупий , одно яйцо и 250 граммов Джери . [5] В 1970-х годах ткацкая промышленность Дакки в Пальпе значительно изменилась, поскольку были представлены жаккардовые ткацкие станки и легкодоступное блестящее акриловое волокно . Жаккардовые ткацкие станки позволили производить несколько метров ткани в день вместо обычных 9 дюймов на ручном ткацком станке. Многие ткачи потеряли работу, Palpa потеряла свою почти монополию, а кепки из Дакки утратили некоторые тонкости своих узоров. [19]
В настоящее время ткачи в столице Катманду, районе Палпа в районе среднегорья, особенно в его штаб-квартире, муниципалитете Тансен , и районе Техратум на востоке являются основными производителями ткани Дакки. [9] [16] [20] Лимбус и Раис из средних гор известны своей тканью из Дакки. [21] Тансен, самый известный источник топи Дакки, — это красочный город, в котором проживают магары, брамины, чхетрисы и невары, приехавшие в 19 веке в поисках счастья. Помимо знаменитой ткани Дакка для изготовления тем, коло и шалей, Тенсен также известен своими изделиями из металла, включая кружки, банки и другие предметы Karuwa . [22] Во время посещения этого района принято покупать изделия из ткани Палпали Дакка в качестве сувенира, в том числе топи, шали и кошельки тайло, у которых есть две пары завязок для открытия и закрытия кошелька. [4] Индустрия топи Дакка была основана в Дарджилинге индийскими горкхами . [4]
Фаршированные
[ редактировать ]Традиционный наряд непальских мужчин включает в себя даура-сурувал (непальская рубашка и брючный костюм), патука (ткань, обернутая вокруг талии вместо ремня), пальто иста (непальская полукуртка без рукавов) и топи, а гунё чоло (непальская полукуртка без рукавов) гхагра — женское платье в стиле курта ) — платье женщины, которая обычно не носила топи. [1] Различные этнические группы носят свои собственные традиционные одежды. Например, женщины Таманга носят характерный головной убор, поверх которого также надевают хлопчатобумажную или шерстяную накидку. Некоторые буддистские женщины Таманга носят баху , которые являются этническими для тибетского народа. [1]
Некогда обязательный топи непальского мужчины может быть как черным (называемым бхаад-гаауле или кало топи ), так и разноцветным (называемым дакка или непальским топи ). [23] Топи Бхаад-гаауле похожи на топи Дакки, но имеют черный цвет, поскольку они сделаны не из Дакки. [1] До того, как правительство Непала начало продвигать топи Дакки, топи Бхаад-гаауле, в основном изготавливаемые в Бхактапуре, были популярным непальским головным убором, особенно характерным для невари . Эти кало топи (черные кепки), которые когда-то предпочитала элита династии Рана , теперь возвращаются, особенно среди молодежи. Модистки из Бхактапура, когда-то почти разорившиеся из-за появления топи в Дакке, к 2015 году зарабатывали до 600 кало топи в неделю. [24] Помимо топи Дакка и кало, в Непале изготавливают и носят ряд других топи, в том числе чукли топи , бирке топи , карчупе топи и кепку топи . [8] [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рой, Барун (2012). Горкхас и Горкхаленд . Барун Рой. п. 188. ИСБН 9789810786465 .
- ^ Jump up to: а б Уикс, Лен (2014). Открытие: история человеческого мужества и наших начинаний . КнигаBaby. ISBN 9781483532967 .
- ^ Jump up to: а б Оджа, Эк Радж; Вебер, Карл Э. (1993). Производственный кредит для сельских женщин . Отдел развития населенных пунктов Азиатского технологического института. п. ХХХ. ISBN 9789748209715 .
- ^ Jump up to: а б с д Касаю, Виная Кумара (1988). Пальпа, как вам понравится . Катманду: Кумар Пресс. п. 96.
- ^ Jump up to: а б с д и Амендра Покхарел, « Вдавленная гордость: история Дауры Сурувала и Дакки Топи », ECS Непал , 11 июля 2010 г.
- ^ Продажи товаров из Дакки в районе Пальпа резко возросли. Мадхав Арьял, PALPA
- ^ «Непальский топи Дакка: о Непале и непальском языке» . www.nepalabout.com . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Субба, Танка Бахадур (1992). Этническая принадлежность, государство и развитие . Har-Anand Publications совместно с Vikas Pub. п. 239.
- ^ Jump up to: а б с д Муццини, Элиза; Апарисио, Габриэла (2013). Рост городов и пространственный переход в Непале . Публикации Всемирного банка. п. 113. ИСБН 9780821396612 .
- ^ Гималайская служба новостей (27 августа 2016 г.). «Дакка топи теряет привлекательность среди молодых непальцев». Гималайские Таймс . Катманду: Международная медиасеть Непала.
- ^ «Люди, которые носят дхоти в Непале: The State Daily» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Мишра, Прамод (1 января 2016 г.). «Времена смятения и слияния » Катманду Пост . Катманду, Непал: Экантипур.
- ^ Собственный корреспондент (1 января 2016 г.). «Морча отмечает «день Дхоти» в Калайе» . Катманду Пост . Катманду, Непал: Экантипур.
- ^ Гаутам, Кул Чандра (20 мая 2017 г.). «Окно в отношения Мадхес-Пахад» . Пост Катманду . Катманду: Экантипур.
- ^ Хан, Аакиб (27 июня 2017 г.). «Как кризис Мадхеса угрожает знаковым выборам в Непале и Индии» . Ежедневно О. Дели: Группа India Today.
- ^ Jump up to: а б с д и Дансмор, Сьюзи (1993). Непальский текстиль . Великобритания: Издательство Британского музея. п. 90. ИСБН 9780714125107 .
- ↑ Пудьял, Анубхути, « Наденьте шапку. Архивировано 12 октября 2017 г. в Wayback Machine », ECS Непал , 12 декабря 2013 г.
- ^ Дансмор, Сьюзи (1993). Непальский текстиль . Великобритания: Издательство Британского музея. п. 117. ИСБН 9780714125107 .
- ^ Jump up to: а б с Нирмал Шреста, « Палпали Дакка », ECS Непал , 6 мая 2016 г.
- ^ Арьял, Мадхав (16 ноября 2021 г.). «Палпали Дакка будет промаркирована в целях защиты местной промышленности» . Катманду Пост . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Редакционная коллегия (2001). Испытайте это в Непале, на Эвересте и других местах . Том. 1. Катманду: Совет по туризму Непала. п. 26.
- ^ Гимире, Бинод; Регми, Раджеш (2000). Познакомьтесь с Непалом: Путеводитель . Публикации РГ. п. 104.
- ^ Рид, Дэвид (2002). Путеводитель по Непалу . Грубые гиды. п. 583. ИСБН 9781858288994 .
- ^ Оджа, Ануп (13 января 2015 г.). «Бхадгауле топи покоряет молодые сердца» . Катманду Пост . Катманду: Экантипур.
- ^ «Непальский костюм» . Я Непал.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Непальский топи, знак непальского мужчины» . Отель Шанкер . 14 ноября 2014 г.
- «Международный день топи в Непале в Дакке (в фотографиях)» .
- Лионель Месси носит топи из Дакки , Huffington Post