История одежды на Индийском субконтиненте
Историю одежды на Индийском субконтиненте можно проследить до цивилизации долины Инда или раньше. Индийцы в основном носят одежду из хлопка местного производства . Индия была одним из первых мест, где хлопок выращивали и использовали еще в 2500 году до нашей эры, в Хараппскую эпоху. Остатки древней индийской одежды можно найти в фигурках, обнаруженных на стоянках вблизи цивилизации долины Инда , в наскальных скульптурах , наскальных рисунках и формах человеческого искусства, найденных в храмах и памятниках. В этих писаниях изображены фигуры людей в одежде, которую можно обернуть вокруг тела. Традиционная индийская одежда , от сари до тюрбана и дхоти , в основном повязывалась вокруг тела различными способами.
Период цивилизации долины Инда
[ редактировать ]Свидетельства существования текстиля в цивилизации долины Инда получены не из сохранившихся тканей, а из оттисков, сделанных на глине , и из сохранившихся псевдоморфоз . Единственное свидетельство наличия одежды - это иконография и несколько раскопанных хараппских статуэток, которые обычно не одеты. [1] Эти небольшие изображения показывают, что обычно мужчины носили длинную ткань, обернутую вокруг талии и застегивающую ее сзади (точно так же, как плотно облегающее дхоти). Тюрбан также был в обычае в некоторых общинах, о чем свидетельствуют некоторые мужские фигурки. Факты также показывают, что в обществе высшего класса существовала традиция носить длинную мантию через левое плечо, чтобы показать свое богатство. Обычная одежда женщин того времени представляла собой очень скромную юбку длиной до колен, оставляющую талию открытой. Женщины также носили головные уборы. [2] Женщины также носили длинную юбку, облегающую тунику, пришитую к верхней части тела, а также брюки. Судя по статуе богини-матери из Национального музея Дели , женщина носит короткую тунику с короткой юбкой и брюками. [3] Имеются также свидетельства того, что мужчины носили брюки, коническое платье/тунику с верхней лентой на поясе. [4] Статуи богини-матери изображают женщин, также носящих тяжелые серьги, которые также были довольно распространены в исторический период Индии, а также тяжелые ожерелья с нависающим медальоном с отверстиями для драгоценных камней. Женские статуи, терракотовые произведения искусства и фигурки, такие как танцовщица, также изображают длинные волосы, вероятно, заплетенные и задрапированные тканью.
Волокном , обычно используемым для одежды, были хлопок, лен , шелк, шерсть , лен , кожа и т. д. Один фрагмент цветной ткани доступен в виде свидетельств, окрашенных красной мареной, которые показывают, что люди в Хараппской цивилизации красили свою хлопчатобумажную одежду различными красками. цветов.
Для обоих полов было характерно то, что и мужчины, и женщины любили украшения. Украшения включают ожерелья, браслеты, серьги, браслеты на ногу , кольца, браслеты, пекторали и т. д., которые обычно изготавливались из золота, серебра, меди, таких камней, как лазурит , бирюза , амазонит , кварц и т. д. Многие мужские фигурки также демонстрируют Дело в том, что мужчины в то время были заинтересованы в том, чтобы укладывать свои волосы в различных стилях: волосы были заплетены в попку, волосы закручены в кольцо на макушке, бороды обычно подстригались. Мужчины цивилизации долины Инда часто изображаются с повязками на голове, особенно с пучком волос сзади. Люди были показаны в сложных головных уборах, таких как тюрбаны, конические шляпы, шляпы- паколы . [4]
Одежда людей цивилизации долины Инда демонстрирует присутствие многоэтнических людей разного происхождения, например, люди были изображены в шляпе пакол в пуштунском стиле с колье, напоминающим украшение на шее, а также в пагри в пенджабском стиле и браслетах и ожерельях в стиле Раджастана, а также во многих других известных стилях. в соседних регионах Индийского субконтинента.
Некоторые ученые, такие как Джонатан Марк Кенойер , утверждали, что головной убор с королевского кладбища Ура является импортом цивилизации долины Инда, поскольку было обнаружено, что подобные головные уборы были изображены на многих фигурках Богини-Матери , а также на реальных фигурках, обнаруженных в таких местах, как как Кунал и цветочные изображения на золотых листьях видов, произрастающих на Индийском субконтиненте, таких как Dalbergia sissoo или pipal, и поскольку в самом месопотамском искусстве такой орнамент не был показан. [5]
- Статуя «Царя-жреца» в набивной мантии , Мохенджо-Даро , цивилизация долины Инда , ок. 2000–1900 гг. до н.э.
- Статуя женщины из цивилизации долины Инда с тяжелыми серьгами.
- Мать-Богиня носит облегающую часть короткой юбки, застегнутую широким поясом с помощью медальона, напоминающего застежку, ожерелья, украшения для ушей, Мохенджо-Даро ,
- Богиня-мать в богато украшенном ожерелье Мохенджо- Даро
- Статуя танцующей девушки из Мохенджо-Даро , одна рука которой полностью заполнена браслетами.
- Ваза овальной формы из полированной и расписной глины с изображением рогатой фигуры и круглыми бусами из сердолика, Бурзахом (Кашмир) , 2700 г. до н.э.
- Головной убор на королевском кладбище Ура, по мнению некоторых ученых, является прямым импортом из цивилизации долины Инда, и аналогичный головной убор был обнаружен на месте Кунала.
Древний период
[ редактировать ]Ведический период
[ редактировать ]Ведический период — это период времени между 1500 и 500 годами до нашей эры. Одежда, которую носили в ведический период, в основном включала одну ткань, обернутую вокруг всего тела и перекинутую через плечо. Люди носили нижнюю одежду, называемую паридхана , которая была со складками спереди и подвязывалась поясом, называемым мекхала , и верхнюю одежду, называемую уттария (покрытие, похожее на шаль), которую они снимали летом. «Православные мужчины и женщины обычно носили уттарию , перебрасывая ее только через левое плечо, в стиле, называемом упавита ». [6] Была еще одна одежда, называемая правара , которую они носили в холодную погоду. Это была общая одежда обоих полов, отличавшаяся только размером ткани и манерой ношения. Иногда бедняки носили нижнюю одежду только как набедренную повязку , тогда как богатые носили ее до ног в знак престижа.
В Ригведе были описаны в основном три термина – адхивастра , курла и андпратидхи – для обозначения одежды, которые соответственно обозначают внешний покров (вуаль), головное украшение или головной убор (тюрбан) и часть женского платья. Много свидетельств обнаружено об украшениях типа ниски или рукмы , которые носили в ухе и на шее; В ожерельях широко использовались золотые бусы, что показывает, что золото в основном использовалось в ювелирных изделиях. Раджата-хиранья («белое золото»), также известное как серебро , не нашло широкого применения, поскольку в Ригведе не обнаружено никаких свидетельств существования серебра.
В Атхарваведе одежда стала состоять из внутреннего чехла, внешнего чехла и нагрудного чехла. Помимо курриры и андпратидхи (которые уже упоминались в «Ригведе»), существуют и другие части, такие как ниви , ваври , упавасана , кумба , ушниша и тирлита , которые также появились в Атхарваведе, которые соответственно обозначают нижнее белье, верхнюю одежду, вуаль, а последние три обозначают некоторые виды головного убора (украшения на голове). Также упоминаются упнаха (обувь) и камбала (одеяло), мани (драгоценность) также упоминается в этом ведическом тексте для изготовления украшений.
Домаурьевская эпоха
[ редактировать ]Несмотря на то, что ученые обсуждают археологические свидетельства домаурийской эпохи, многие терракотовые артефакты, созданные различными учеными, были датированы домаурийской эпохой, что показывает преемственность стилей одежды, ведущих к периоду Маурьев. [7] Терракота также содержит натуралистический стиль изображения человеческих лиц, как и периоды Маурья. Домаурийские периоды отмечены продолжением искусства Инда и изображают сложные головные уборы, конические шляпы с тяжелыми серьгами. Бронзовое дребезжащее зеркало, раскопанное в Пазырыке и датируемое IV веком до нашей эры, также изображает индийцев, носящих типичную индийскую классическую одежду, такую как накидка дхоти и облегающие сшитые рубашки с половиной рукавов, такие как курта . [8] Еще одним археологическим свидетельством индийской одежды до Маурьев являются монеты Саураштра джанапада, которые являются одним из самых ранних изображений индийского искусства до Маурьев. Монеты датируются периодом между 450 и 300 гг. до н. э., и их неоднократно чеканили, как и монеты с перфорацией. [9]
- Статуя царя Магаданы Аджаташатру в драпировках.
- Статуя короля Магадана Удайина в драпировке.
период Маурьев
[ редактировать ]Во времена династии Маурьев (322–185 до н.э.) самые ранние свидетельства сшитой женской одежды можно найти на статуе женщины (из Матхуры, III век до н.э.). Дамы в империи Маурьев часто носили вышитый тканевый пояс с барабанными узлами на концах. В качестве верхней одежды основной одеждой народа была уттария – длинный шарф. Разница существовала только в манере ношения. Иногда один его конец перекидывают через одно плечо, а иногда перекидывают на оба плеча.
В текстиле в качестве волокон используют преимущественно хлопок, шелк, лен, шерсть, муслин и др. Орнаменты и в эту эпоху заняли особое место. Некоторые украшения также имели свои конкретные названия. Сатлари, чаулари, паклари — вот некоторые из ожерелий.
Мужчины носили Антарию (до колена, в стиле качча с рифленым концом, заправленным в центр переда) и Тунику (одно из самых ранних изображений кроя и шитья одежды; у нее короткие рукава и круглый вырез, полностью открывающийся спереди с завязывается на шее и талии и имеет длину до бедер). На статуе воина изображены сапоги (подходящие к коленям) и повязка (завязанная сзади на коротких волосах). К левому плечу подвешен широкий плоский меч с перекрестными ремнями на ножнах.
- Якшини в накидке дхоти и изысканном ожерелье, период Маурьев.
- Прически периода Маурьев.
- Голова Маурья в конической шляпе из Сарнатха .
Классический период
[ редактировать ]Ранний классический период
[ редактировать ]Ранний классический период имеет множество свидетельств платьев, которые носили древние индейцы, в нескольких рельефных скульптурах, которые изображают не только стили одежды, но также архитектуру и образ жизни того периода. Буддийские рельефы из Амравати, Гандхары, Матхуры и многих других мест содержат резные рельефы из сказок Джатаки и демонстрируют моду периода между II веком до нашей эры и периодами Гуптов.
- Королевская семья Сюнга в традиционной индийской одежде, Западная Бенгалия , I век до нашей эры.
- Одежда Андхры в стиле Амаравати.
- Воин в ачкане, длинном пальто или хитоне, и сапогах из пещер Удаягири и Кхандагири , Орисса , II век до нашей эры. [10]
Период Гуптов
[ редактировать ]Период Гуптов длился с 320 по 550 год нашей эры. Чандрагупта I был основателем этой империи. В этот период сшитая одежда стала очень популярной. Сшитая одежда стала признаком королевской власти.
Антария, которую носили женщины, превратилась в гагри , который имеет множество вихревых эффектов, усиливающихся благодаря многочисленным складкам. Поэтому танцоры часто носили его. Как видно из многих картин Аджанты, [11] В те времена женщины носили только нижнюю одежду, оставляя часть бюста открытой, но эти изображения могут быть стилистическим представлением культа богини-матери со времен цивилизации долины Инда. Тогда как женщины с сшитой верхней одеждой или туникой были изображены в домаурийский период еще в 400 г. до н. э. в народном искусстве, изображенном на дребезжащих зеркалах Пазырыка. [12] На удджайнской монете 200 г. до н. э. изображен мужчина в ачкане . На изображениях терракотовых глиняных табличек из Чандракетугарха изображены женщины, носящие одежду из муслина . Появились различные виды блузок (чолис). К некоторым из них были прикреплены завязки, оставляя спину открытой, в то время как другие завязывались спереди, обнажая живот.
Одежда в период Гуптов в основном представляла собой крой и пошив одежды. Парчовая туника с длинными рукавами стала основным костюмом привилегированных людей, таких как дворяне и придворные . Основным костюмом короля чаще всего была синяя шелковая антария плотного плетения, возможно, с набивным рисунком. Чтобы затянуть антарью, место каябандха занял простой пояс.Мукатавати (ожерелье с ниткой жемчуга), каюра (повязка), кундала (серьга), кинкини (маленький браслет с колокольчиками), мекхала (подвеска, висящая в центре, также известная как катисутра), нупура (ножный браслет из бус). были некоторые украшения из золота, использовавшиеся в то время. В тот период слоновая кость широко использовалась для изготовления ювелирных изделий и украшений.
В период Гуптов у мужчин были длинные волосы с красивыми локонами, и этот стиль был широко известен как стиль гурна кунтала. Чтобы украсить волосы, они иногда надевали на волосы головной убор — повязку из ткани. С другой стороны, женщины украшали свои волосы пышными локонами, лентой, украшенной драгоценными камнями, или венком из цветов. Они часто делали пучок на макушке, а иногда и низко на шее, окруженный цветами, или ратнаяли (украшенная драгоценностями сеть) или муктаджала (сетка из жемчуга).
- Терракотовая голова, возможно, одетая в раннюю форму пагри периода Гуптов.
- Мужчина-воин с широким мечом в дхоти и браслетах на руках; Статуи эпохи Гуптов.
- Древняя форма курты с боковыми разрезами и чуридара, которую носили в период Гуптов .
- Статуи женщин в драпировках в храме Дашаватара .
- Мужские и женские статуи в драпировках в индуистских храмах Нахна .
На юге
[ редактировать ]Чалукья пленников
[ редактировать ]Чалукья ватапи имеют уникальную одежду, они носили вешти в разных стилях, иногда вешти доходит до колен. Уникальность украшения – наличие набедренной повязки.
Средневековый период
[ редактировать ]Начиная с периода после Гупты, существует множество свидетельств индийской одежды из картин, таких как монастырь Алчи , храмы Баган , миниатюрные картины Палы , миниатюрные картины джайнов , картины пещер Эллоры и индийские скульптуры. Древние индейцы, носившие курту и мешковатые штаны, такие как шальвар, были изображены на скульптуре из слоновой кости 8-10 веков нашей эры, изображающей шахматную фигуру слона, из Национальной библиотеки в Париже, Франция. [13] Начиная с периода позднего средневековья, появляется все больше свидетельств того, что пижамы и шалвары становятся обычным явлением в индийской одежде, в то время как несшитое дхоти также сохраняет свое видное место. Из книги Аль-Бируни «Тарих уль Хинд». называются куртаками Курты, которые на санскрите , представляют собой рубашки с половиной рукавов и разрезами с обеих сторон. Описываются вместе с другой одеждой, такой как курпасака, которая представляет собой тип куртки, похожей на курту. Он также упоминает, что некоторые индийцы предпочитали дхоти, в то время как другие одевались более надев мешковатые брюки, похожие на шалвар. [14] Картина Алчи также демонстрирует свидетельства современной драпировки сари, а на картинах храма Баган часто изображены индийцы с длинными бородами и большими серьгами. Картины из регионов Индийского субконтинента, включая Бихар, Бенгалию, долину Инда и Непал, изображают различные одежды восточных штатов Индии, включая современные стили ношения дупатты .
- Учитель и ученик. Роспись пальмовых листьев XI-XII веков в восточной Индии.
- Солдаты-раджпуты изображены в монастыре Алчи ; 11 век нашей эры.
- Большая коническая шляпа Паллавы 705 г. н.э.
- Изображение Шьяма Тары в трехчастном сари из монастыря Алчи.
- Дамы в муслиновой дупатте в буддийском манускрипте XII-XIII веков н.э.
Ранний современный период
[ редактировать ]Империя Великих Моголов
[ редактировать ]Династия Великих Моголов носила роскошную одежду, которая дополняла интерес к искусству и поэзии. И мужчины, и женщины любили украшения. Волокна одежды обычно включали муслин трех типов: Аб-э-Раван (проточная вода), Бафт Хава (тканый воздух) и Шабнам (вечерняя роса), а другими волокнами были шелка, бархат и парча . Королевские платья Великих Моголов состояли из множества частей, перечисленных ниже. Женщины Великих Моголов носили самые разнообразные украшения с головы до ног. [15] Их костюмы обычно включали пижаму , чуридар , шалвар , гарару и фарши , все они включали головные украшения, браслеты и ожерелья. Это делалось как отличительный знак их процветания и положения в обществе.
В период Великих Моголов существовало обширное традиция носить вышитую обувь, украшенную орнаментом из кожи и искусством Оги . Обувь Лакнау обычно предпочитали дворяне и короли.
Раджпуты
[ редактировать ]Раджпуты возникли в VII и VIII веках как сообщество древних кшатриев. Раджпуты вели традиционный образ жизни, который показывает их воинственный дух, этническую принадлежность и рыцарское величие.
Мужчины
[ редактировать ]Основными костюмами Раджпута были аристократические платья (придворные платья), включавшие ангархи, пагди, пижаму чудидар и пояс (пояс). Ангархи (короткая куртка) — длинная верхняя часть одежды, которую носили поверх облегающей ткани без рукавов. Дворяне Ахира обычно одевались в джаму, шервани в качестве верхней одежды и в сальвар, чуридар-пижаму (пару фигурных брюк) в качестве нижней одежды. Дхоти также было традицией в то время, но стили его ношения были разными. Стиль дхоти Тевата был широко распространен в пустынном регионе, а стиль Тиланги - в других регионах. Дхоти в стиле Ахир придали королевский вид.
Женщины
[ редактировать ]«Чтобы передать чувственность женских фигур на картинах раджпутов, женщины изображались в прозрачных тканях, обернутых вокруг их тел». [16] Основной одеждой раджпутских женщин было сари (обернутое по всему телу и один из концов которого перекидывалось на правое плечо) или ленга, связанная с традиционной одеждой Раджастана. По случаю (брака) женщины предпочитали Ангию . После замужества Канчли основной одеждой женщин стали курти и ангия. Молодые девушки носили путию как верхнюю одежду из чистой хлопчатобумажной ткани, а сулханки как нижнюю одежду (свободную пижаму). Вдовы и незамужние женщины носили горошек (половина рукава, заканчивающаяся на талии) и гагру в виде объемной юбки с бородками из атласа, органзы или шелка. Другая важная часть одежды — это женская Одна, выполненная из шелка.
Ювелирные изделия, предпочитаемые женщинами, были изысканными по стилю и дизайну. Одни из самых украшений называются Рахди (украшение на голову), Мачи-сулия (уши) и Тевата, Паттиа и Аад (все — ожерелье). Рахди, Натх и Чуда показывают статус замужней женщины. Обувь одинаковая для мужчин и женщин и называется Джути, сделанная из кожи.
сикхи
[ редактировать ]Сикхизм был основан в 15 веке. В 1699 году последний гуру сикхизма, Гуру Гобинд Сингх, обязал мужчин- сикхов Хальсы всю жизнь носить нестриженные волосы, которые они носят в тюрбане или дастаре . С тех пор дастар стал неотъемлемой частью сикхской культуры.
Британский колониальный период
[ редактировать ]- Тукоджирао Холкар III , махараджа Холкар Индаура, одет в парадную форму в британском стиле .
- Махатма Ганди с Маунтбеттенами , около 1947 года. Фирменное платье Ганди, состоящее из белой шали и дхоти , которое он соткал сам, было символом уверенности в своих силах .
- Сикхский , около 1940 солдат во время Второй мировой войны года. Униформа позволяла носить тюрбаны сикхам , как того требует их религия .
В британский колониальный период индийская одежда претерпела множество изменений и стала отражать очевидное европейское влияние. У британцев был строгий набор правил в отношении одежды, поскольку они считали себя людьми более высокого культурного уровня. Эти новые нормы в одежде появились вместе с новыми правилами, касающимися правительства, образования и классовой структуры. [17]
Индийские мужчины из высшего и среднего класса носили западную одежду на публике, часто делая это потому, что это приближало их к равенству с европейскими мужчинами. Сначала это включало сочетание элементов индийской и западной одежды, поскольку некоторые мужчины носили « дхоти » (свободную нижнюю одежду) с рубашкой и пальто. Другие начали носить шервани , которые представляли собой смесь британского сюртука и ачкана . Со временем некоторые мужчины начали носить полностью европейский стиль, например, брючные костюмы. Хотя одним из основных различий между индийской и европейской мужской модой был стиль и этикет ношения головных уборов. Некоторые индийские мужчины носили это в религиозных целях, как тюрбаны и феты . Для индийских мужчин было важно всегда носить его на публике, тогда как европейские мужчины обычно снимали его. Таким образом, мы видим, что индийская мужская мода претерпела изменения в результате слияния культур. [18]
Женская одежда и мода также находились под влиянием британцев. Они не носили полностью западную одежду, как мужчины, но многие начали носить под сари нижние юбки и блузки определенных стилей. [19] Оба эти предмета одежды были завезены в Индию европейцами. Эти новые предметы одежды также создали некоторую напряженность между кастами. Один из ярких примеров этого произошел в Керале, где только женщинам из высших каст разрешалось носить блузки. Однако с 1813 по 1859 год Чаннарское восстание поддерживалось христианскими миссионерами, которые хотели, чтобы индийские женщины носили блузки. [20]
Еще одним влиянием британцев на индийскую женскую одежду стало использование новых материалов. Они начали использовать фабричные ткани и другие импортные атласы и искусственные шелка. [21] Несколько причин для использования этих новых материалов включают то, что их дешевле производить и они более универсальны, чем ткань, используемая в Индии. Иногда эти новые стили были более функциональными для индийских женщин. Принятие этих новых тканей и стилей рассматривалось как признак восходящей мобильности в британско-индийском обществе. [22]
Британцы также повлияли на текстильную промышленность Индии из-за индустриализации и использования собственных фабрик вместо ремесленников в Индии. Это привело к безработице многих индийцев. Позже Ганди призвал индийский народ шить и носить собственную одежду ручной работы, называемую тканью кхади , в знак сопротивления британцам. [23] Это было частью движения Свадеши . Фактически, мы видим, что мелкие ремесленные производители одежды не исчезли из Индии в течение 20-го века, поскольку они продолжали составлять значительную долю промышленного производства. [24]
Пост-независимость
[ редактировать ]Западная одежда приобретает все большую популярность, особенно в мегаполисах. Это также привело к развитию индо-западного стиля. Болливуд также оказал большое влияние на моду на субконтиненте, особенно на индийскую моду.
Галерея
[ редактировать ]- Иллюстрация различных стилей сари , гагра чоли и шальвар камиз, которые носили женщины Индийского субконтинента, ок. 1928 год
- Джигме Кхесар Намгьел Вангчук , пятый король Бутана , в гхо и королевском шафрановом кабни , ок. 2007 год
- На картинке изображен сари стиль драпировки Северной Карнатаки , созданный Раджей Рави Вармой . На лицевой стороне - драпировка ниви, передние складки заправлены слева направо в мешочек. Обратная сторона - Качча
См. также
[ редактировать ]- Текстильная промышленность Бангладеш
- Одежда в Индии
- Народный костюм
- История текстильной промышленности Индии
- Индо-западная одежда
- Мода в Индии
- 1950-е в индийской моде
- 1960-е в индийской моде
- 1970-е в восточной моде
- 1980-е в индийской моде
- 1990-е в индийской моде
- 2000-е в азиатской моде
- 2010-е в индийской моде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кей, Джон, Индия, История. Нью-Йорк: Grove Press, 2000.
- ^ Кенойер, Дж. М. (1991). «Стили орнаментов традиций долины Инда: данные недавних раскопок в Хараппе, Пакистан». Палеориент . 17 (17–2): 79–98. дои : 10.3406/палео.1991.4553 .
- ^ «Стоящая фигура Богини-Матери ок. 2700–2100 гг. До н.э.» Архивировано из оригинала 16 мая 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дама шипастого трона» (PDF) . www.harappa.com . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Видале, Массимо (январь 2011 г.). «М. Видейл, PG 1237, Королевское кладбище Ура: закономерности смерти» . Кембриджский археологический журнал . 21 (3): 427–51. дои : 10.1017/S095977431100045X . S2CID 154507819 .
- ^ Айяр, Сулочана (1987). Костюмы и украшения, изображенные на скульптурах музея Гвалиора . Публикации Миттала. стр. 95–96. ISBN 9788170990024 .
- ^ Гупта, CC Дас (1951). «Неопубликованные древние индийские терракоты, хранящиеся в Музее Гиме в Париже». Искусство Азии 14 (4): 283–305. дои : 10.2307/3248779 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3248779 .
- ^ Васильков Ярослав Васильевич «Домаурьевские «погремушки-зеркала» с художественным орнаментом из скифских курганов Алтайского края в свете санскритских источников» (PDF) .
- ^ «Галереи монет CoinIndia: Сураштра Джанапада» . CoinIndia.com . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Митра, Раджендралала (1875). Древности Ориссы . Вайман. стр. 178 Два вида фигуры в пещере дворца царицы Удаягири, показывающие ботинки и стиль джама или длинного пальто, использовавшегося в древней Индии.
- ^ Харл, Джей Си (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента (2-е изд.). Издательство Йельского университета «Пеликан. История искусства». ISBN 978-0300062175 .
- ^ "Домаурийские "погремушки-зеркала" с художественными рисунками из скифских курганов Алтайского края в свете санскритских источников" (PDF) . www.laurasianacademy.com . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Наводнение, Финбарр Бэрри (2015). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. стр. 377–379. ISBN 978-1119019534 .
- ^ Ядава, Ганга Прасад (1982). ДХАНАПАЛА И ЕГО ВРЕМЕНА . Концептуальное издательство.
- ^ Эй, Сумита. «Мода, одежда и женщины Великих Моголов: история пурды» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Аббаси, Сана Махмуд. «Сравнительное исследование индийских миниатюрных картин раджпутов и Великих Моголов» (PDF) . 2 (2): 3.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Краткая история одежды, различий и изменений моды в Индии» . Индийская мода : 25–48. 2015. doi : 10.5040/9781474232364.ch-002 . ISBN 9781474232364 .
- ^ Гупта, Тоолика. «Влияние британского владычества на индийскую моду» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Краткая история одежды, различий и изменений моды в Индии» . Индийская мода : 25–48. 2015. doi : 10.5040/9781474232364.ch-002 . ISBN 9781474232364 .
- ^ К.Д., Бину; Манохаран, Манош (08 октября 2021 г.). «Отсутствие в присутствии: Женское агентство далитов, Чаннар Лахала и Керальский ренессанс» . Журнал международных женских исследований . 22 (10): 17–30. ISSN 1539-8706 .
- ^ «КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ «Краткая история одежды, различий и изменений моды в Индии» . Индийская мода : 25–48. 2015. doi : 10.5040/9781474232364.ch-002 . ISBN 9781474232364 .
- ^ Музей Виктории и Альберта, Digital Media webmaster@vam ac uk (29 сентября 2015 г.). «Ткань Индии: Текстиль в меняющемся мире» . www.vam.ac.uk. Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Гупта, Бишнуприя; Рой, Тиртханкар (16 февраля 2017 г.). «От кустарного производства к станкам». В О'Рурке Кевин Хьёртшой; Уильямсон, Джеффри Гейл (ред.). Распространение современной промышленности на периферию с 1871 года . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд. стр. 229–255. ISBN 0-19-875364-0 .