Jump to content

Японская одежда периода Мэйдзи.

Гравюра на дереве Ёсю Чиканобу, изображающая японских женщин в одежде, шляпах и обуви в западном стиле ( ёфуку ).

Японская одежда в период Мэйдзи (1867–1912) претерпела заметные изменения по сравнению с предыдущим периодом Эдо (1603–1867), после последних лет правления сёгуната Токугава между 1853 и 1867 годами, Канагавского съезда 1854 года, который под руководством Мэтью К. Перри Японии насильно открыл японские порты для американских судов, тем самым положив конец многовековой политике изоляции – и Реставрации Мэйдзи в 1868 году, в результате которой феодальный сёгунат был демонтирован в пользу западного типа современной империи .

В период Мэйдзи мода в западном стиле ( ёфуку ) впервые была наиболее широко принята японскими мужчинами в униформе, на правительственных или иных официальных должностях, как часть стремления к индустриализации и восприятию современности. Униформа в западном стиле впервые была представлена ​​как часть правительственной униформы в 1872 году и быстро стала ассоциироваться с элитарностью, современностью и деньгами. [1] : 34 

Западные тенденции, принятые правительством, не пользовались популярностью среди широкой общественности. В то время как те, кто работал при императорском дворе , офисные работники и фабричные рабочие носили на работе западную одежду, многие по-прежнему предпочитали носить кимоно и другую традиционную японскую одежду ( вафуку ) дома. Переход к одежде западного стиля в широком японском обществе происходил постепенно, со значительным сопротивлением. Этот переход стали называть тремя разными периодами: Бунмей кайка (1868–1883), Рокумейкан (1883–1890-е годы) и безымянный период возрождения нативизма впоследствии, в 1890-х годах. Период Бунмей кайка был периодом, когда западные продукты были быстро приняты и смешаны с элементами ёфуку , такими как обувь и шляпы в западном стиле, которые мужчины носили при ношении кимоно. В период Рокумейкана популярность западной культуры возросла, и был проведен ряд реформ в одежде, включая западную систему одежды. Спустя два десятилетия эпохи Мэйдзи становилось все труднее найти мужчин с нестриженными, Волосы в стиле чонмаге и женщины с почерневшими зубами — стиль, в основном характерный для сельской местности. [2] : 83 

После периода Рокумейкан , из-за распространения западной одежды на протяжении двух десятилетий, один предмет ёфуку больше не служил цели отличить кого-то как современного и прогрессивного. [2] : 84  На заключительном этапе периода Мэйдзи, в 1890-х годах, в популярной культуре и одежде произошел возврат к нативизму, когда кимоно вновь утвердилось в качестве основной одежды японцев, а одежда западного стиля в основном отводилась формальным ролям. , униформа и мужчины, занимающие руководящие посты или обязанные носить одежду. Женщины, которые всегда медленнее перенимали западную одежду, чем мужчины, продолжали носить кимоно как модную и повседневную одежду и не перенимали западную одежду в качестве повседневной одежды почти в такой же степени, как японские мужчины. [2] : 64–65  В это время кимоно продолжало развиваться как модная одежда и развило формальных предшественников современных типов кимоно для женщин. в последующий период Тайсё (1912–1926) [2]

[ редактировать ]

В начале периода Мэйдзи некоторые женщины действительно перенимали западную моду, но их было относительно немного, поскольку вся одежда западного стиля импортировалась из западных источников. [2] : 73  Напротив, многие мужчины в Японии в то время были вынуждены носить на работу униформу западного образца, начиная с правительственных чиновников в 1871 году; к концу десятилетия студенты государственных университетов были обязаны носить западную одежду, а также бизнесмены, учителя, врачи, банкиры, медсестры и представители других профессий. [3] : 63 

Одежда в западном стиле стала символом элитарности или класса в период Мэйдзи, наряду с использованием анилиновых красителей , особенно фиолетового и красного, первых двух когда-либо созданных синтетических красителей, которые ранее ассоциировались со статусом высокого класса; эти краски стали рассматриваться как цвет «прогресса» и как символ поддержки Империи. [4] Хотя беднейшие слои населения все еще не могли позволить себе носить эти яркие, статусные цвета, представители низших слоев общества также начали носить западную униформу. Хотя те, кто работал на практических работах, часто носили куртки хантен с рукавами-трубами или завязывали рукава кимоно шнурами тасуки , рукава на кимоно считались непрактичной угрозой безопасности при работе с оборудованием на фабриках, что приводило к переходу на западную одежду. [5] : 89  В 1873 году появилась униформа с хакама . и [2] : 73 

В ранний период Мэйдзи западная одежда была дорогой и ее носили только самые богатые слои общества. Шерсть приходилось импортировать, а портных, знакомых с пошивом западной одежды, было трудно найти. Поэтому чаще носили несколько частей одежды в западном стиле, а не весь наряд. Шаппо (от французского chapeau — «шляпа»), наряду с зонтиком в западном стиле, были обычно носимыми аксессуарами; для тех, у кого больше денег, кожаная обувь и часы также были стильным вкладом. [2] : 71 

В 1877 году восстание Сацума , возглавляемое Сайго Такамори из южных владений Сацума, подошло к концу после смерти Сайго в битве при Сирояме . Восстание, возглавленное недовольными самураями против нового имперского правительства, хотя восстание длилось менее года, те, кто сочувствовал его делу, заклеймили Сайго благородным, хотя и трагическим героем; в свою очередь, люди начали носить икат , сотканный из цвета индиго и белого цвета, под названием сацума касури . оливково-коричневый цвет, ранее известный как угуису-ча, был переименован в сайго -коричневый. «Крестьянское платье» Сайго стало популярным в Токио, и в память о нем [2] : 72 

В конце 1870-1880-х годов шерсть стала популярной. Только в 1898 году потребление шерсти в Японии достигло 3 000 000 ярдов (2 700 000 м), полностью импортированной из Англии и Германии. [3] : 63  Шерсть быстро стала широко использоваться в зимней одежде, что является заметным изменением по сравнению с предыдущими годами, когда одежда была многослойной для защиты от холода. Были введены пальто-кимоно различных типов, известных как томби , ниуимаваси и адзумакото , которые обычно изготавливались из шерсти. Также зимой женщины стали носить одеяла на плечах, а к концу 1880-х годов красные одеяла вошли в моду. [3] : 64 

В 1881 году японский художник по имени Окадзима Тийозо разработал технику печати рисунков на муслине . Они становились все более популярными и были известны как муслины юдзэн , в честь техники окраски вручную, когда женщины использовали красный или фиолетовый муслин для своих хаори и оби . [3] : 64 

В 1880-х годах использование западной одежды в Японии стало более сложным, и ношение одного западного аксессуара уже не было достаточно впечатляющим как признак прогрессивности. [2] : 77  Несмотря на это изменение, люди по-прежнему продолжали носить кимоно дома; за это время тип одежды, которую можно носить в обществе, менялся в зависимости от деятельности и местоположения. [2] : 84  Западную одежду стали рассматривать как рабочую одежду, которую носили в ситуациях, когда присутствовали стулья и столы в западном стиле, тогда как японскую одежду носили дома, где преобладали татами. Существовал афоризм, в котором отмечалось, что если есть стул (распространенный в обстановке западного стиля), то ёфуку подходит, тогда как вафуку подходит для сидения на полу. [2] : 85  Японская одежда стала одеждой для отдыха, а западный стиль стал стандартом в общественной сфере. Однако по мере развития этой структуры моды женская одежда начала возвращаться к традиционной японской одежде; за исключением женщин с высоким статусом, носивших западную одежду, таких как императрица, представителей высшей знати и жен чиновников, кимоно восстановило свое место в качестве повседневной одежды для женщин, которые вряд ли будут занимать работу или статус, требующий западной униформы в та же мода, что и мужчины. [2] : 86 

В 1890-х годах в Японии усилился национализм, и западная одежда также стала менее популярной, а правила ношения одежды в западном стиле для публичных мероприятий стали ужесточаться. Кимоно снова стало популярным как знак местной гордости, и люди начали носить японскую одежду на мероприятиях, но не на вечеринках. [6] : 687  В этот период для женщин считалось пренебрежением носить западную одежду. [2] : 87 

К концу периода Мэйдзи в 1912 году стало очевидно, что приток западной одежды и представлений о том, как выглядела прогрессивная, современная Япония, повлияли на повседневную и модную одежду на более глубоком уровне, чем просто на уровне одежды людей. выбрал носить. Церемониальные и благоприятные цвета, которые когда-то были белым, золотым, серебряным и алым для свадеб, теперь изменились на просто белые; на похоронах близкие члены семьи раньше носили белое, а другие - черное, но теперь все носят черное. [2] : 101 

Пальто были одним из многих способов добавить к наряду предмет западной одежды. Пальто и куртки существовали и до влияния Запада, но с появлением новых импортных тканей количество разновидностей значительно увеличилось. [2] Появились новые пальто, известные как томби , плащи без рукавов с прикрепленной накидкой, которые можно было носить поверх мешковатых рукавов кимоно; ниуимаваси ; и адзумакото , все из шерсти. К 1880-м годам женщины начали носить пальто адзума , ставшую модной вещью. [2] : 77 

Одним из популярных предметов западной одежды был эримаки (воротник), шарф, надеваемый поверх кимоно. Белое башру (полотенце) вначале также использовалось в качестве шарфа, но исчезло, когда люди узнали, что это предмет, используемый для вытирания тела. [2] : 73  из белого шелкового крепа Мужчины особенно любили эримаки , который много раз оборачивали вокруг шеи. В 1880-е годы стали популярны и квадратные клетчатые шали. Мужчины носили шали как поверх кимоно, так и под деловые костюмы. [2] : 73 

Волосы и шляпы

[ редактировать ]
Женщина в изысканном головном уборе в Японии, конец 19 века.

В 1880-х годах шаппо (шляпы). в Японии стали популярны [2] : 71  В июле 1871 года стрижка стала добровольной, чтобы убедить японских мужчин перейти к западным прическам, таким как зангири атама ( подстриженные волосы), вместо японского сакаяки (бритой макушки). [1] : 28  [2] : 71  После этого мужчины начали стричь пучок волос, как это сделал император в 1872 году. И мужчины, и женщины начали с причесок в западном стиле, а мужчины начали отращивать усы и бороды. Когда они изменили свои прически, шляпы тоже стали обычным явлением. Также примерно в 1872 году местные власти усилили свои усилия и объявили, что прямое воздействие на голову вредно, поэтому они начали пропагандировать шляпы для защиты. Для больших церемоний использовались шляпы в форме корабля, для меньших церемоний требовались шелковые шляпы, а если на церемонию надевали сюртук (обычно низшие гражданские служащие), то носили только цилиндр. Как и одежда в западном стиле того времени, шляпы также стали символом элитарности. [1] : 28 

Книги по этикету

[ редактировать ]

Многим, кто плохо знаком с западной одеждой и стилями этикета, было трудно понять, что надеть, поскольку часто раздавались кодексы или уведомления о том, что будет приемлемо для мероприятия. Многие полагались на книги по этикету, созданные в период Эдо и в начале Мэйдзи периода . Другие опирались на свой личный опыт поездок за границу. [7] : 472 

Сейёисёкудзи , «Одежда, еда и жилища Запада » — популярная серия книг, опубликованная между 1866 и 1870 годами Фукудзавой Юкичи (1835–1901). Фукудзава был членом первой сёгунской делегации, посетившей США и Европу. [2] : 69  На нем подробно описаны изображения одежды, мебели и предметов в западном стиле. Там также описывалось, как носить одежду, но только для мужчин. Первая книга этой серии была продана тиражом 150 000 экземпляров за первый год. [7] : 473 

Женская мода

[ редактировать ]
Дворянство в вечерней прохладе ( Коки норё но дзу ), Ёсю (Хасимото) Чиканобу, 1887 г.

Небольшое меньшинство женщин рано переняло западную моду; в основном это были студентки, гейши или любовницы иностранцев. Большинство других женщин рассматривали западную одежду как аксессуар, а не как предмет ношения полностью. [2] : 73  В 1870-х годах женщины редко участвовали в мероприятиях, включая балы и общественные собрания. Лишь в конце 1886 года для женщин была разработана западная система одежды. В сентябре 1886 года была разработана реформа для жен тёкунинкан , а в ноябре 1886 года — для сонинкан . Однако, несмотря на проводимые реформы одежды, одежда западного образца была для большинства неудобной, поэтому женщинам потребовалось время, чтобы начать ее носить. [1] : 39 

Для большинства женщин западный стиль связан с родом занятий или статусом, а не с общей модой. В 1873 году фабричные работницы были обязаны начать носить униформу в западном стиле с хакама (брюками). Студентки и учителя также иногда носили хакама с обувью в западном стиле. [2] : 73  Тем, кто носил западный стиль помимо униформы, было трудно получить такую ​​одежду. Многие женщины просто оставляли свои размеры в Париже, чтобы каждый год заказывать новый гардероб, в то время как другие могли покупать одежду во время путешествий в Америку или Европу, поскольку первые последователи обычно были богаты. [7] : 473  Позже одежда в западном стиле стала производиться в Японии.

Несмотря на принятие западной моды, не все было так популярно, как на Западе. Например, западные женщины носили кринолины , а японские женщины носили их редко. Некоторые проститутки в Нагасаки носили их ради экзотики, но не многие другие. Гейши, любители новых экспериментов в моде, были одними из первых женщин, которые стали использовать одежду в западном стиле больше, чем просто аксессуар. [2] : 74  хотя к 1930-м годам, в последующий период Тайсё , ни одна гейша не носила западную одежду в рамках своей работы.

После того, как в 1886 году императрица перешла на западную одежду, императорские замужние принцессы, жены чиновников и фрейлины должны были носить западную одежду. Женам чиновников одежда западного образца требовалась только в том случае, если они находились на публике по служебным делам – пока их муж находился на своем посту. В 1893 году был случай, когда жена бельгийского министра посетила графиню Ито во время ее приема. Во время этого мероприятия все японки были одеты в кимоно, к большому удивлению бельгийки. [6] : 687 

Придворные дамы шьют западную одежду ( Jokan yōfuku saihō no zu ), Ёсю (Хашимото) Тиканобу, 1887 г.

В период Мэйдзи почерневшие зубы и сбритые брови стали выходить из моды. В 1873 году императрица перестала чернить зубы и брить брови, что подразумевало требование правительства прекратить и все женщины. Кроме того, несмотря на переход женщин к викторианским прическам, женщин просили не стричься коротко. [5] : 89  Тех, кто это сделал, считали странностями. Что касается конкретных причесок, женщины носили волосы в стиле сокухатсу — помпадур, напоминающий шиньон в стиле «Девушка Гибсона» . В этом стиле чем дальше вперед были волосы, тем более смелой была прическа. Эта прическа считалась более здоровой, чем другие западные прически, поскольку не требовала заколок или помады, как аналогичные прически. Японские женщины в ранний период Мэйдзи гораздо чаще предпочитали прическу сокухатсу западной одежде. [2] : 75  Примерно в то же время многие женщины начали носить гэта с брюками или кимоно с западной обувью или ботинками. Это был период гибридизации японской и западной моды как для женщин, так и для мужчин. [2] : 77 

Между 1876 и 1880 годами суета вышла из моды. Теперь, когда Япония вступила в эпоху Рокумейкана , женщины более быстрыми темпами перенимают западную моду, носят корсеты и кожаную обувь. В эпоху Рокумейкана женщины иногда теряли сознание из-за тугой шнуровки. [2] : 80  Во время первых вечеринок Рокумейкана многие королевские дамы носили алые хакама и хакки (поверх мантии в форме кимоно), которые они использовали для придворных церемоний. К третьему году Рокумейкана королевские вечеринки были примерно поровну разделены между западным и японским стилями одежды.

В 1884 году по решению суда вступили в силу правила в отношении одежды. На приемах и банкетах женщины должны были носить официальные придворные платья с глубоким вырезом. Для полуформальных вечеринок и банкетов полагалось носить полуформальные придворные платья с полудекольте. На обеды во дворце женщины носили простые придворные платья с высоким воротником и юбкой со шлейфом. Самыми формальными платьями были европейские модели с плащом и длинным шлейфом. Кроме того, несмотря на западное влияние одежды, некоторая женская одежда западного стиля японского производства действительно имела более японский аспект, поскольку использовалась традиционная ткань для кимоно . вместо импортной ткани [7] : 474 

Гейши обычно носили западную одежду. Их часто изображали в черных платьях из тафты с золотыми серьгами и браслетами, с волосами, разделенными на «карнизы», в кожаных туфлях на татами в чайных домиках. [2] : 83 

К концу 1890-х годов идеальной женской фигурой в Японии стала популярная западная форма буквы «s» ; однако к концу периода Мэйдзи в 1912 году как женские прически, так и идеальный силуэт резко изменились по сравнению с идеалом 1890-х годов. Естественная форма женского тела стала более важной (по сравнению с более ранним корсетным силуэтом), и женщины начали коротко стричься, не опасаясь оказаться изгоями. [2] : 103, 106 

Утомительный

[ редактировать ]
Вид сзади алого красного кимоно с рукавами средней длины. Кимоно имеет теплую красную подкладку и мягкий низ, украшено тремя белыми гребнями и нарисованным вручную узором из туманного тумана, свисающими завитками и цветами.
Верхнее кимоно для знатной молодой женщины ( учикаке ) со свисающими завитками, 1880–1890 гг.

На протяжении периода Мэйдзи способ ношения кимоно женщин радикально изменился; напротив, то, как мужчины носили кимоно, изменилось очень мало, поскольку мужчины продолжали носить западную одежду, несмотря на реформы 1890-х годов и возрождение национализма.

К середине периода Мэйдзи каждая женщина любого класса и возраста начала завязывать свой оби на спине; завязанный спереди, хотя оби, раньше означал переход девушки во взрослую жизнь, единственными женщинами в обществе, которые теперь носили оби, завязанные спереди, были проститутки. В более поздний период Мэйдзи также появилось более широкое разнообразие стилей оби и оби мусуби ( узлов оби ). Однако самым популярным был (и остается) стиль тайко мусуби , квадратный простой узел, требующий более короткого оби , чем у большинства стилей того времени. В отличие от современных оби , женские оби периода Мэйдзи были длиннее и шире; оби также носили ниже на теле, создавая более «роскошный» силуэт. [2] : 93 

Хотя сегодня это не так часто можно увидеть, тянущееся кимоно раньше было обычным явлением в качестве женской одежды. Женщины с высоким статусом либо держали подол кимоно одной рукой, когда находились вне дома (стиль, также подражаемый гейшам и считающийся относительно шикарным), завязывали его небольшим декоративным поясом , известным как сигоки оби (стиль, который одновременно более декоративно и более уместно), или, для представителей низшего сословия, просто завязывали его шнуром или галстуком, оставляя блузку на бедре, метод завязывания был скрыт. Со временем, на протяжении всего периода Мэйдзи, все женщины стали завязывать лишнюю длину женского кимоно в складку на бедрах ( охасори ) всегда, а не только вне дома. Длинное кимоно, хотя в наши дни оно отнесено к официальной церемонии, все еще можно увидеть рудиментарно в слишком длинном современном женском кимоно. [2] : 92 

Конструкция и фасоны кимоно.

[ редактировать ]

Кимоно раннего периода Мэйдзи также было построено иначе, чем современное кимоно. Рукава кимоно в период Мэйдзи были длиннее, чем у сегодняшних аналогов, с рядом дополнительных особенностей, не наблюдаемых в наши дни, таких как мягкие края, контрастные подкладки и цветные воротники на повседневном кимоно, а также многослойные, соответствующие комплекты (известные как о-цуй ) из двух или трёх предметов одежды. Самая верхняя одежда из этих многослойных комплектов, известная как уваги , сопровождалась 1–3 ситаги (нижними слоями) с похожим дизайном, хотя в этих слоях использовались методы украшения, уступающие по сравнению с внешним слоем, такие как окрашивание вместо вышивка. [8] : 42–46  Формальное кимоно всегда представляло собой скоординированные комплекты о-цуй , и даже неформальное кимоно носили многослойным, хотя обычно они не совпадали по дизайну, как о-цуй . комплекты [2] : 91 

Мягкая подкладка, которую можно увидеть на кимоно периода Мэйдзи, была заметно видна как на подоле, так и на рукавах; часто они были контрастных цветов, что отсылало к аристократической цветовой эстетике 11 века. Набивка варьировалась в зависимости от возраста человека и уровня формальности: молодая девушка могла демонстрировать до 2 дюймов (5,1 см) подкладки, тогда как женщина постарше скрывала свою; хлопок и другие менее формальные кимоно будут менее мягкими, чем формальное шелковое кимоно. Кроме того, женщина могла даже попытаться скрыть свой возраст, открывая большую часть подкладки, но неуместная демонстрация мягких рукавов и разрезов на подоле могла показаться нелепой, если разница между возрастом владелицы и ее платьем была слишком велика. [2] : 91 

К середине периода Мэйдзи отдельные стили кимоно, указывающие на класс владельца, были почти искоренены. Гейши начали моделировать новые фасоны кимоно, а «правильные» жены, исторически социально выше гейш в классе, начали чувствовать себя комфортно, копируя эти стили без повода для беспокойства. Поскольку в ходе Реставрации Мэйдзи были уничтожены классовые различия и требования к одежде, студент мог носить то же кимоно, что и высокопоставленный чиновник. В ранний период Мэйдзи эти прежние различия были в значительной степени заменены социальными концепциями рякуги и рэйсо — системой организации типов кимоно, основанной на особенностях ношения. Рякуги — это категория повседневной одежды, состоящая из кимоно из прочного тканого шелка, конопли, хлопка, льна и шерсти, часто окрашенного и украшенного простыми, приглушенными цветами и узорами. Напротив, рэйсо представляло собой категорию официальной одежды, в которой носили лучшее, тончайшее шелковое кимоно, украшенное правильным количеством гербов ( мон ), обычно многослойное. Обычно их сохраняли на Новый год и свадебные церемонии.

К концу периода Мэйдзи появилась новая категория кимоно, заполняющая пропасть между повседневной одеждой и церемониальной одеждой, известная как хомонги ( букв. « одежда для посещения » ). Кимоно, отнесенное к категории хомонги , представляющее собой шелковое кимоно с рисунком, можно было носить в любой ситуации, в которой женщине нужно было появиться на публике, в обществе, для чего неформальная одежда была бы неуместна. [2] : 96  Кроме того, после призывов 1890-х годов к возвращению к национализму, некоторые слои общества перешли от ношения униформы западного образца обратно к кимоно; например, форма учениц начальной школы снова превратилась в кимоно. [2] : 89 

Украшение, цвета и мотивы

[ редактировать ]
Фотопортрет молодой женщины в многослойном кимоно с длинными рукавами и тянущемся оби дарари.
Раскрашенная вручную серебряная альбуминовая фотография, изображающая женщину периода Мэйдзи в кимоно и нижнем кимоно с узором из хризантем.

В ранний период Мэйдзи популярные цвета кимоно мало изменились; Цвета выбора были более темными, обычно синий, серый, коричневый, а для женщин — фиолетовый. Одежда была в основном одноцветной, с небольшим количеством тканых или дополнительных украшений; Сохранившиеся украшения обычно имели форму простых полос, клеток, решетчатых узоров или переплетений икат. [2] : 78 

В ранний период Мэйдзи -юдзэн существовало два основных стиля окраски: эдо доки и госё доки . Эдо доки представлял собой стиль небольших цветочных и травяных узоров, подчеркнутых золотой вышивкой на простом монохромном фоне. Госё доки представлял собой контрастно более грандиозный стиль с дворцовым витиеватым орнаментом, изображающим птиц, бабочек, павловнии и водопады; этот стиль отражал вкусы дворянок раннего периода Мэйдзи, чья одежда обычно отсылала к старым придворным образцам и японским текстам, таким как « Сказка о Гэндзи» . Ханэри - - съемный воротник, пришитый к воротнику дзюбана начал период Мэйдзи как красочный, вышитый и относительно заметный при ношении; к концу периода Мэйдзи ханэри часто были просто белыми или неброскими, обычно не имели вышивки и носили относительно скрыто под внешним слоем кимоно. [2] : 93 

В конце 1880-х годов мода на кимоно с точки зрения декора, цвета и мотивов начала меняться по политическим причинам. Конституция Мэйдзи действовала в течение 20 лет, и это был момент, когда прогресс периода Мэйдзи был переоценен, включая прогресс в моде. К 1890-м годам в обществе сложилось мнение, что вестернизация страны зашла слишком далеко, что привело к призывам вернуться к нативизму, в том числе в сфере моды. [2] : 88  Мотивы кимоно, такие как хризантемы (императорский цветок) с флагом восходящего солнца, стали более распространенными, демонстрируя патриотизм. Даже на подкладках, воротниках и детских кимоно хаори появились более патриотические мотивы, такие как цветущая вишня, традиционный цветок самурайских классов. [2] : 89 

Позже, в 1890-х годах, кимоно приобрело популярность более ярких пастельных тонов; хотя эти цвета были ярче, чем в ранний период Мэйдзи, многие из них представляли собой серые оттенки обычных цветов, обычно называемых с префиксом нэдзуми , что означает «мышиный серый»: «пурпурно-серый», «красновато-серый» и «оранжевый». «Серый» был распространенным и популярным цветом, который считался утонченным в отличие от тяжелых тонов раннего периода Мэйдзи. [2] : 98  Выкройки кимоно также стали более смелыми в 1890-х годах. Стал популярен креповый шелк с трафаретными повторяющимися узорами, известный как комон ; Популярность комона , возродившаяся в 1880-х годах благодаря гейшам, как стиль более формальной социальной одежды, за пару лет распространилась по всему обществу. [2] : 99 

Однако к концу 1890-х годов популярность комона начала терять популярность из-за сочетания социальных обстоятельств (поскольку у женщин теперь было больше возможностей быть замеченными и посещать модные общественные собрания) и меняющихся стилей, поскольку небольшие повторяющиеся узоры комон было трудно различить при освещении газовых фонарей улиц периода Мэйдзи, особенно если узор был виден только по краю одежды владельца. В ответ на эти меняющиеся обстоятельства женщины стали отдавать предпочтение более смелым и ярким цветам и рисункам, а расположение узора на женском кимоно сместилось с подола только вверх по телу, где его все равно можно было бы увидеть, даже если бы носительница была сидел на стуле в заведении в западном стиле. В 1901 году дизайн в стиле модерн стал популярным как для оби , так и для дзюбана , дополняя смелое сочетание многослойных узоров — пионы поверх полос, заснеженный бамбук на повторяющемся фоне — которые теперь можно увидеть на кимоно. [2] : 99 

В 1904 году мода на кимоно еще больше изменилась с началом Русско-японской войны . крупномасштабные модели кимоно, подобные тем, что были в 17 веке, периода Гэнроку косодэ Темный оттенок синего, известный как «синий победы», стал популярным, а также пользовались популярностью . Традиционные дизайны, такие как крупные шахматные узоры с природными мотивами , изображенными мелкими пятнистыми красками , также пользовались популярностью. [2] : 100 

Реформа одежды

[ редактировать ]

В феврале 1868 года был создан Отдел системных исследований ( сэйдо ториширабегакари ) , а в июне того же года он разослал письма различным высокопоставленным членам общества, таким как аристократия, даймё и феодальные вассалы в Киото, чтобы узнать мнение о национальной одежде. реформа. В следующем году департамент разработал систему реформы одежды при содействии Саги Санэнару (1820–1909), государственного чиновника Административного управления. Новая система включала в себя «систему головного убора и одежды», в которой ранг и статус изображались с помощью цветов и определенных узоров; однако этого не произошло, поскольку японское правительство хотело более простой системы.

Позже, в июне 1870 года, Нинагава Норитане разработал новую систему реформы одежды, более простую, чем система Саги. В конечном итоге бывшие самураи были вынуждены выбирать между одеждой в западном стиле или системой головного убора и в конечном итоге предпочли перенять одежду в западном стиле, несмотря на ее неудобные аспекты. [1] : 24, 25 

Позже, 4 августа 1871 года, санпацу (распущенные волосы), датто (без меча), рякуфуку (упрощенная одежда) и ношение униформы стали добровольными. Вскоре после этого, 9 августа, бюрократам разрешили носить западную одежду. [1] : 28 

Император и Императрица

[ редактировать ]
Концерт европейской музыки ( Осю кангенгаку гассо но дзу ) , Ёсю (Хашимото) Чиканобу, 1889 г.

В 1872 году император Мэйдзи решил отрезать свой пучок на макушке и перейти на одежду в западном стиле, показав на своем примере современную эпоху в Японии. Однако, несмотря на раннее принятие западных стилей, императрица Сёкен переняла западную одежду лишь намного позже, в 1886 году, создав 14-летний период, в течение которого император казался «современным», в то время как императрица все еще носила кимоно. [6] : 67  Императрица впервые появилась в западной одежде в 1886 году; после этого и императрица, и ее окружение на публике носили западную одежду, особенно отдавая предпочтение платьям с высоким воротником. [2] : 80 

Однако, в отличие от Императора, большинство японских женщин не следовали примеру Императрицы, причем в основном женщины при императорском дворе, такие как ее фрейлины, жены чиновников и замужние принцессы, носили западную одежду. Младшие принцессы были освобождены от налога и часто все еще носили кимоно на мероприятиях; напротив, молодые принцы императорского дома действительно носили одежду в западном стиле, «возможно, в ожидании своих тяжелых обязанностей как императорских мужчин». [6] : 685–686  Императорский дом продолжал носить западную одежду даже в 1890-х годах, когда волна шовинизма охватила страну и вафуку снова стала популярной. [6] : 678  Единственный раз, когда императрица появлялась на публике в кимоно, - это произнесение речей перед прибывшими дипломатами и их женами, хотя и не возвращалась к старым придворным традициям бритья бровей и чернения зубов в этих случаях; Император продолжал носить западную одежду в таких случаях. [6] : 680 

Специальная униформа

[ редактировать ]

Официальная униформа правительства

[ редактировать ]

Когда в 1871 году западная одежда была введена в качестве униформы для правительственных чиновников, возникли значительные трудности с поиском портного, который мог бы сшить униформу самостоятельно, поскольку в ранний период Мэйдзи портные западного стиля были относительно редки в Японии. Кимоно требовало гораздо меньше формовки, чем западная одежда, и шилось совершенно по-другому. Однако иностранные изготовители костюмов с японскими учениками в порту Иокогамы все же существовали. [2] : 67–70  Для находящихся на воинских должностях, в непарадных условиях, например просто при выходе на работу, требовалась только упрощенная военная форма и фуражка. Однако для торжественных случаев требовалась парадная военная экипировка с прикрепленными к ней медалями. Для мелких чиновников обычной рабочей одеждой был сюртук, а военная форма требовалась только для церемоний. [1] : 34  Ранее в 1870 году было решено, что военно-морские кадеты будут носить форму британского образца, а армейские кадеты будут носить форму французского образца. [3] : 61 

Церемониальная одежда и медали западного образца предназначались для высокопоставленных правительственных чиновников. Униформа государственных чиновников обозначала их различные статусы и звания, а на их медалях присутствовали декоративные элементы. Золотые украшения предназначались для тёкунинкан , чиновников, назначаемых императором, и сонинкан , чиновников, назначаемых премьер-министром; серебряные украшения носили ханнинкан , младшие чиновники. Сёкунинканы . специально носили узор из травы павловнии, вышитый на верхней одежде, в отличие от нижних чинов [1] : 31, 32 

Для представителей социального класса, но не имеющих официального положения (в основном дворянских семей) существовало два типа униформы. Один предназначался для тех, кто находился в четвертом ранге или выше (на уровне тёкунинкан ) , известный как тёкунин бункан тай-рейфуку ; в этой униформе отсутствовало украшение павловнии, характерное для чинов чокункан . Другую форму носили люди пятого ранга или ниже (на уровне сонинкан ) , известную как сонин бункан тай-рейфуку , которую носили без украшений. [1] : 31, 32 

10 апреля 1875 года японское правительство объявило систему медалей в знак признания заслуг. Орден Восходящего Солнца ( кекудзицу-сё ) состоял из степеней заслуг с первого по восьмой и имел лучи, исходящие от солнца. [1] : 31, 32 

Школьная форма

[ редактировать ]

В то время как униформа мальчиков была создана по образцу военной формы, оригинальная форма девочек в период Мэйдзи была создана по образцу японских элементов. Оригинальная форма девушки включала хакама , надеваемую поверх кимоно. [5] : 92  Однако униформа этих девушек исчезла к концу периода Мэйдзи, когда он вернулся к нативизму. Они не появлялись вновь до 1920-х годов. [2] : 89 

Сопротивление реформе одежды

[ редактировать ]

В 1875 году, вскоре после того, как император Мэйдзи принял решение о реформе одежды, возник значительный протест против внедрения западной одежды на различных должностях в японском обществе. Например, Симадзу Хисамицу (1817–1887), самурай и фактический правитель области Сацума , прибыл ко двору с 250 вассалами, все с узлами на волосах и мечами; Хисамицу утверждал, что традиционная одежда важна для разделения низших и высших классов в Японии, а также для отделения Японии от других стран, и что, если традиционная система одежды будет отменена, идею социального статуса необходимо будет продолжить в любой будущей системе одежды. . Правительство ответило в октябре 1875 года, заявив, что новая одежда императора в западном стиле была принята ради «красоты и блага европейских стран», а другие изменения, такие как прическа и ношение мечей, были просто естественным изменением обычаев. . [1] : 29–30 

Сопротивление было больше, чем у Хисамицу. В целом те, кому не нравились перемены, считали, что реформы слишком сильно подчеркивают класс. Те, кто в целом выступал против правительства, отмечали, что последователи правящих классов в западном стиле были слишком тщеславны и слишком заботились о внешности. [7] : 477 

В 1879 году Хонда Кинкичиро начал высмеивать правительство, публикуя карикатуры; в одном из номеров Marumaru Chibun Кинкичиро изобразил правительство обезьянами за его подражание жителям Запада. [9] : 53  Критики высказали множество комментариев по поводу того, как эти последователи западной моды одевались в плохо сидящую одежду, неловко подражая жителям Запада.

В 1889 году журналист Исикава Ясухиро (1872–1925) ввёл термин хайкара ( васей эйго, что по-английски «высокий воротник») для уничижительного обозначения мужчин, которые заботились о западной моде. К 1902 году некоторых женщин также называли хайкара с прической, называемой хайкара хисигами («помпадур с высоким воротником»). [7] : 477  Позже к ним присоединились и школьницы, известные как хайкара дзёгакусей за их волосы, завязанные лентами в стиле с высоким воротником. Эти школьницы также обычно носили темно-бордовые ( эбичай ) хакама и ездили в школу на велосипедах. [9] : 67  Они популяризировали стеганое студенческое пальто унисекс, известное как сёсэй хаори .

Появление банкара , мужского идеала, созданного в ответ на джентльмена с высоким воротником, и соси , группы реформистов моды, также ознаменовало дальнейшее усиление сопротивления реформе одежды. И банкара идеал , и группа соси были крайне антимодными. Банкара . отвергло представление о джентльмене с высоким воротником как мужском идеале и выразило «возврат к варварству и прославление мужского примитивизма» [9] : 68  Идеальная банкара родилась как мужской ответ джентльменам с высокими воротниками, выступающим против феминизированных японских мужчин. Термин «банкара» переводится как «дикий ошейник» путем замены слова «высокий» в высоком воротнике на иероглиф, обозначающий дикий или варварский. Банкару . легко узнать по засученным рукавам, обнаженным предплечьям и смуглому цвету лица Банкара была популярна среди молодых студентов из-за веры в «действие, а не речь, романтические представления о приключениях и смелости , а также простоту деревенских вкусов». [9] : 70  Соси не заботила материалистическая культура , которую привнес Запад, и оба считали действия правительства постыдными. Соси гэта обычно носили рваные кимоно с заправленными рукавами, длинные волосы, и часто носили дубинки. [7] : 477  Своим заявлением об антимоде они также отвергли «поверхностность и легкомыслие» государства Мэйдзи. [9] Соши . были известны своими антиправительственными комментариями и исполняли песни, критикующие правительство [9] : 59–60  В свою очередь, соси стали поборниками политической свободы людей. [7] : 477 

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Осакабе, Ёсинори (2018), Пюн, Кёнхи; Вонг, Аида Юэн (ред.), «Переодевание во время реставрации Мэйдзи: взгляд на Фукусэй (реформу одежды)» , Мода, идентичность и власть в современной Азии , Чам: Springer International Publishing, стр. 23–45, дои : 10.1007/978-3-319-97199-5_2 , ISBN  978-3-319-97198-8
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Далби, Лиза Крифилд (2001). Кимоно: культура моды (1-е изд.). Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета. ISBN  0-295-98155-5 . OCLC   46793052 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Накагава, Кейчиро; Розовский, Генри (1963). «Дело об умирающем кимоно: влияние меняющейся моды на развитие японской шерстяной промышленности» . Обзор истории бизнеса . 37 (1–2): 59–80. дои : 10.2307/3112093 . ISSN   2044-768X . JSTOR   3112093 . S2CID   154748596 .
  4. ^ Пармал, Памела А. (2004). «Влияние синтетических красителей на роскошный текстиль Японии эпохи Мэйдзи» (pdf) (Материалы симпозиума (474)). Текстильное общество Америки. Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 21 августа 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Молони, Барбара (2007). «Гендер, гражданство и одежда в модернизации Японии» . М. Росес и Л. Эдвардс (редакторы), Политика одежды в Азии и Америке . Лондон, Великобритания: Sussex Academic Press.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Гастингс, Салли А. (1 июня 1993 г.). «Новое платье императрицы и японки, 1868–1912» . Историк . 55 (4): 677–692. дои : 10.1111/j.1540-6563.1993.tb00918.x . ISSN   0018-2370 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Со, Одри Йошико (31 октября 2011 г.). «17. Принятие, адаптация и инновации: культурные и эстетические трансформации моды в современной Японии» . Со времен Мэйдзи . Издательство Гавайского университета. стр. 471–496. дои : 10.1515/9780824861025-019 . ISBN  978-0-8248-6102-5 .
  8. ^ Диз, Ян (2009). Кимоно Тайсё: разговоры о прошлом и настоящем (1-е изд.). Милан, Италия: ISBN Skira Editore SpA  978-88-572-0011-8 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Карлин, Джейсон Г. (2002). «Гендер национализма: конкурирующая мужественность в Японии эпохи Мэйдзи» . Журнал японоведов . 28 (1): 41–77. дои : 10.2307/4126775 . ISSN   0095-6848 . JSTOR   4126775 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c4ba2b21298eaf0636b27ebdd1c0118__1712537940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/18/9c4ba2b21298eaf0636b27ebdd1c0118.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese clothing during the Meiji period - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)