1500–1550 по европейской моде.
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2017 г. ) |

Мода периода 1500–1550 годов в Европе отмечена очень толстой, большой и объемной одеждой, которую носили в большом количестве слоев (одна из реакций на похолодание Малого ледникового периода , особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, разрезы, вышивка , накладная отделка и другие формы поверхностного орнамента стали заметными. Высокие, узкие линии периода позднего Средневековья были заменены широким силуэтом, коническим для женщин с шириной в бедрах и широко квадратным для мужчин с шириной в плечах. Рукава были в центре внимания: они были пышными, разрезными, с манжетами и отвернутыми назад, открывая контрастную подкладку .
Генрих VIII Английский (правил 1509–1547) и Франциск I Французский (правил 1515–1547) стремились принять у себя самый блестящий двор эпохи Возрождения , кульминацией которого стали празднества вокруг Поля золотой парчи (1520 г.). [ 1 ] Но восходящей державой был Карл V , король Испании , Неаполя и Сицилии с 1516 года, наследник стиля и богатств Бургундии и император Священной Римской империи с 1520 года . Объединенная Испания изменила динамику торговли во всей Западной Европе, положив начало периоду растущего изобилия одежды, которое смягчалось испанским вкусом к мрачному богатству одежды, которое доминировало в Европе. вторая половина века. [ 2 ] [ 3 ] Такое широкое распространение латиноамериканской придворной одежды в Европе рассматривалось как знак верности империи V. Карла [ 4 ]
Региональные различия в модной одежде, возникшие в XV веке, стали более выраженными в XVI веке. В частности, одежда Нидерландов, немецких государств и Скандинавии развивалась в другом направлении, чем в Англии , Франции и Италии , хотя все признавали отрезвляющее и формальное влияние испанской одежды после середины 1520-х годов. [ 5 ]
Льняные рубашки , сорочки или халаты имели полные рукава и часто закрывали тело, были складками или плотно присборены на шее и запястьях. Получившаяся небольшая оборка постепенно превратилась в широкую рюшу, предвещающую рюши второй половины века. Эту одежду часто украшали вышивкой из черного или красного шелка, а иногда и золотыми металлическими нитями, если одежда должна была подчеркивать богатство. [ 6 ] Лиф был сделан на косточках и укреплен, чтобы создать более структурированную форму, и часто вставлялся кобура, чтобы подчеркнуть уплощение и удлинение туловища. [ 7 ] Маленькие геометрические узоры появились в начале этого периода и в Англии превратились в сложные узоры, связанные с расцветом черной вышивки . Немецкие рубашки и сорочки украшались широкими полосами с золотой отделкой на вырезе, который в начале того периода был одинаково низким, а к середине века стал выше. Шелковая парча и бархат с яркими цветочными узорами на основе граната , чертополоха или артишока мотивов оставались модными для тех, кто мог их себе позволить, хотя они часто ограничивались юбками , нижними рукавами и дублетами, открывавшимися под платьями из однотонных тканей или однотонного узорчатого шелка. Желтый и красный были модными цветами. [ 8 ]
Вдохновленная починкой униформы швейцарских солдат после победы страны над герцогом Бургундским в 1477 году, тщательно продуманная резка оставалась популярной, особенно в Германии, где возникла мода на сборку одежды из чередующихся полос контрастных тканей. [ 9 ] В других местах разрезы были более сдержанными, но полосы контрастной ткани, называемые гардами , независимо от цвета или текстуры, были обычным явлением в качестве отделки юбок, рукавов и вырезов. Их часто украшали полосами вышивки или аппликацией . Бобинное кружево возникло в этот период из пассаментри, вероятно, во Фландрии . [ 10 ] и использовался как в качестве окантовки, так и в качестве накладной отделки; он называется пассамайне . в английских описях [ 11 ]
Самыми модными мехами были серебристый зимний мех рыси и темно-коричневый (почти черный) соболя. [ 12 ]
Женская мода
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]


Женская мода начала 16 века состояла из длинного платья, обычно с рукавами, надетого поверх кирта или нижнего белья, с льняной сорочкой или халатом, надетым на кожу.
Платье с высокой талией позднего средневековья развивалось в нескольких направлениях в разных частях Европы. В немецких землях и Богемии платья оставались с короткой талией, плотно зашнурованными, но без корсетов и корсетов. Платье с открытым передом, зашнурованное поверх кирта, корсета или нагрудника . Рукава были пышными и с разрезами или с искусно украшенными манжетами.
Во Франции, Англии и Фландрии высокая линия талии постепенно опускалась до естественной талии спереди (в соответствии с испанской модой), а затем до V-образной точки. Манжеты стали больше и были тщательно отделаны.
Юбки-обручи или фартингейлы появились в Испании в самом конце 15 века и в течение следующих нескольких десятилетий распространились в Англию и Францию. В этот период также появились пребывания.
разнообразные шляпы , кепки Носились , капюшоны, сетки для волос и другие головные уборы с сильными региональными различиями.
Туфли были на плоской подошве, с широкими квадратными носами.
немецкая мода
[ редактировать ]
В первой половине 16 века немецкая одежда сильно отличалась от костюма, который носили в других частях Европы. Юбки кроились отдельно от корсажей, хотя часто сшивались вместе, а платье с открытым передом надевалось на киртл с широкой полосой богатой ткани, часто украшенной драгоценными камнями и вышивкой, поперек бюста. Парлеты (называемые по-немецки голлерами или воротниками) носили с глубоким лифом, закрывающим шею и плечи, и изготавливались в различных стилях. Самым популярным голлером была круглая накидка на плечах, часто из черного бархата на шелковой или меховой подкладке, со стоячим воротником; этот голлер использовался в некоторых частях Германии до 17 века, а стал частью национальной одежды . в некоторых регионах [ 15 ]
Узкие рукава носили в первые годы века, а позже украшали полосами контрастной ткани и рядами небольших панелей или полосок на пышной подкладке. Юбки были отделаны полосами контрастной ткани, но были закрыты со всех сторон. Их носили задрапированными, чтобы продемонстрировать нижнюю юбку.
С 1530 года элементы испанской одежды быстро перенимались в модной Германии под влиянием императорского двора Карла V. [ 15 ]
платья
[ редактировать ]
Платье в Голландии, Бельгии и Фландрии, ныне входящей в состав Империи, сохраняло высокую, самую длинную линию талии с поясом. Итальянские платья были приталенными по талии, с пышными юбками внизу.
Французское платье первой половины века было свободно прилегающим к телу и расширяющимся от бедер шлейфом . Вырез был квадратным и мог открывать платье и сорочку под ним. Рукава с манжетами были широкими на запястьях и становились шире, открывая украшенный нижний рукав, прикрепленный к киртлу. Платье застегивалось спереди рано, иногда шнуровкой поверх кирта или корсажа, а юбка могла быть с разрезом спереди или шлейфом, заправленным сзади, чтобы показать юбку кирта.
Поскольку под влиянием Испании возник приталенный стиль, платье стало состоять из отдельного лифа и юбки; этот лиф обычно застегивается сбоку или сзади на крючки и петли или шнуровку.
С 1530-х годов во французской и английской моде присутствовало открытое платье с квадратным вырезом и длинными рукавами, гладко облегающее облегающее, иногда с косточками платье или пару боди (позже в этом веке) и фартингейл. Благодаря плавной конической линии юбки была видна передняя часть кирта или нижней юбки, а украшенная панель, называемая передней частью к нижней юбке или непосредственно к фартингалу была прикреплена , обильно вышитая, а иногда и украшенная драгоценными камнями.
Ранние рукава с манжетами превратились в рукава-трубы , плотно прилегающие к плечу и расширяющиеся внизу, с широкими, отвернутыми назад манжетами (часто на меховой подкладке), надеваемыми поверх полных нижних рукавов, которые могли соответствовать украшенной передней части. В самом конце периода полные круглые рукава (возможно, заимствованные из итальянской моды) начали заменять расширяющиеся рукава-трубы, которые исчезли к концу 1550-х годов.
Тканевые или цепные пояса носили на талии и свисали примерно до колен; К поясу можно было подвешивать кисточку, небольшой молитвенник или сумочку.
Низкий вырез платья можно было заполнить парлетом . Поверх платья носили черные бархатные парлеты на белой подкладке с высоким расклешенным вырезом. Детали из той же богатой ткани, что и лиф платья, создают вид платья с высоким воротником. Поверх сорочки или халата надевали прозрачные или непрозрачные льняные детали, стали появляться халаты с высоким воротником; ближе к 1550 году у них мог быть небольшой стоячий воротник с рюшами, который стал плиссированным воротником следующего периода .
платье простолюдина
[ редактировать ]
Для среднего и низшего класса одежда была бы гораздо более практичным делом. Поверх халата киртл надевали . В зависимости от погоды и случая поверх киртла надевали простое платье. Это платье могло быть зашнуровано спереди или иногда закрывалось сбоку от лифа крючками и петлями. [ 16 ] Киртл, скорее всего, был зашнурован, укреплен бакрамом, а иногда и тростником, и сделан из шерсти. [ 17 ] Предметов одежды, относящихся к низшим сословиям, сохранилось не так много, поэтому большая часть информации взята из портретов.
Шляпы и головные уборы
[ редактировать ]Во Франции, Англии и Нидерландах черные капюшоны с вуалью сзади носили поверх льняных нижних шапок, открывавших передние волосы (с пробором посередине). Со временем эти капюшоны стали более сложными и структурированными.
Уникальным для Англии был двускатный капюшон — головной убор с проволокой, имеющий форму фронтона дома. В двускатном головном уборе XVI века были длинные вышитые лоскуты, обрамляющие лицо, и свободная вуаль сзади; позже двускатный капюшон надевали на несколько слоев, полностью скрывающих волосы, а юбки и вуаль закрепляли различными способами.

Простой закругленный капюшон первых лет века превратился во французский капюшон , популярный как во Франции, так и в Англии; его арочная форма сидела дальше на голове и обнажала передние волосы, которые были разделены пробором в центре и заплетены в косы или завитки под вуалью.
немецкие женщины стали носить шляпы, подобные модным мужским бареттам В начале века ; их носили поверх шапок или колетт из сетчатого шнура на шелковой подкладке. [ 18 ] Шляпы вошли в моду в Англии как альтернатива капюшону к 1540-м годам. Плотно прилегающие меховые шапки носили в холодном климате.
Льняные шапки, называемые коифами , носили под меховой шапкой, капюшоном или шапкой.
В более теплом климате, включая Италию и Испанию, волосы чаще носили непокрытыми, заплетали в косы или переплетали лентами и закалывали или заключали в сетку. В этот период все еще носили испанский стиль конца 15-го века: волосы заправлялись над ушами, а затем заплетались на уровне подбородка в косу или закручивались на затылке.
Невесты-новички носили распущенные волосы в знак девственности, а традиционными были венок или венок из цветов апельсина. драгоценными камнями венок с эмалированными Иногда носили украшенный «цветами апельсина».
Ювелирные изделия и аксессуары
[ редактировать ]
Состоятельные женщины носили золотые цепочки и другие драгоценные украшения; в форме воротника ожерелья , называемые карканетами , серьги , браслеты , кольца и булавки с драгоценными камнями. Ремешки ювелирной работы носили дворяне в качестве отделки, их переносили из платья в платье и использовали повторно. Большие броши носили, чтобы прикрепить проборы к нижнему платью.
Крючки для одежды , из позолоченного серебра для богатых и из недрагоценного металла для низших классов, носили для завязывания юбок. [ 19 ] [ 20 ] Шатлен был распространенным женским аксессуаром, так как его часто подвешивали под пояс в качестве дополнения, украшали амулетами или использовали в качестве инструмента работающие женщины. Это можно увидеть на многих картинах того времени и на надгробиях. Аксессуар был основным продуктом, пока в конце 1800-х годов его не заменила сумочка.
Модным аксессуаром было зибеллино — шкура соболя , или куницы которую носили на шее или висели на талии; некоторые историки костюма называют их «мехами от блох». У самых дорогих зибеллини были лица и лапы ювелирной работы с глазами, украшенными драгоценными камнями. [ 21 ]
Стандарты красоты
[ редактировать ]
Портреты, созданные в эпоху Возрождения, предоставляют бесценный ресурс для визуализации и понимания идеалов красоты того периода. Картина Сандро Боттичелли «Венера и Марс» , написанная между 1480-1490 годами, изображает Венеру как окончательное сочетание женской физической красоты. [ 22 ] Лицо у нее совершенно симметричное, кожа безупречная и чисто белая, волосы светлые и слегка волнистые, лоб высокий, брови сильно изогнуты, губы красные и полные, живот и бедра слегка выступают под нее. тонкая одежда. [ 23 ]

Женщины иногда наносили на лицо и грудь токсичные вещества, такие как ртуть , квасцы и церуза , чтобы осветлить кожу и удалить веснушки, поскольку идеал был в общих чертах «естественным». Однако эти продукты, такие как церуза, производное свинца, сильно раздражают кожу, оставляя на лицах женщин пятна и ожоги. Хотя существовали более безопасные альтернативы, женщины предпочитали консистенцию и покрытие, обеспечиваемые церусом. Не вся косметика была опасна, многие женщины полагались на лосьоны и бальзамы, содержащие миндаль, оливковое масло, лимонный сок, панировочные сухари, яйца, мед, розовую воду и змеиный жир для очищения и очищения кожи. Красные губы и румяные щеки были достигнуты главным образом за счет применения киновари ; церуза, смешанная с органическими красителями, такими как хна и кошениль (порошок, изготовленный из измельченного экзоскелета насекомых). Особенно в Италии женщины стремились добиться легких локонов, которые считались идеалом. Женщины наносили смеси лимонного сока, квасцов и белого вина и сидели на солнце, чтобы осветлить волосы. Чтобы создать свободные локоны, женщины наматывали волосы, пропитанные гуммиарабик или пиво вокруг глиняных бигуди. [ 24 ] Наконец, появления высокого лба добивались выщипыванием волос по линии роста волос и сильным выгибанием бровей или их полным удалением. [ 25 ] Хотя в то время женщины не могли косметологически изменить симметрию своего лица или строение носа, чтобы добиться идеала, имеющиеся средства позволяли им приблизиться к этому.
Галерея стилей – Германские государства и Нидерланды 1500–1520-е гг.
[ редактировать ]-
1 – 1502–03
-
2 – ок. 1506 г.
-
3 – 1514
-
4 – 1525–30
-
5 – 1526
-
6 – 1526 Невеста
-
7 – 1526–30
-
8 – 1529
- Анна Куспиниан носит розово-розовое парчовое платье с высоким поясом, черным воротником и манжетами и большим головным убором 1502–03.
- Святая Доротея носит черный голлер или круглый парлет поверх платья с юбкой со складками и облегающим лифом, отделанным вышивкой. Она носит детализированные рукава в итальянском стиле с буфами на локтях и плечах, тяжелую золотую цепочку и золотое филигранное каркане или ожерелье 1506 года.
- Герцогиня Катарина фон Мекленбург носит платье по немецкой моде со шнуровкой спереди, с широкими полосами из контрастных материалов, узкими рукавами и разрезами на локтях, 1514 год.
- Три дамы в немецкой моде 1525–1530 гг. Баретты с перевернутыми полями с прорезями надеваются поверх чепчиков, рукава имеют различные буфы, кусочки и прорези, с короткими широкими манжетами, закрывающими руки.
- Катарина фон Бора носит сероватое платье со шнуровкой спереди и черной отделкой. Она носит белую парлету с черной каймой, а ее волосы собраны в сетку или повязку, 1526 год.
- Принцесса Сибилла фон Клев в качестве невесты носит платье с узкой талией, с разрезами и пышными рукавами поверх сорочки с высоким воротником и широкой полосой на шее. Ее распущенные волосы и украшенный драгоценными камнями венок из цветов апельсина указывают на то, что это свадебная картина 1526 года.
- Вдовы в Нидерландах носят «бородки» или накидки с льняными головными уборами, 1526–1530 гг.
- Прядильщица 1529 года носит льняной чепец, капюшон и черную парлетку, характерную для костюма среднего класса в Нидерландах 1520-х годов.
Галерея стилей – Германские государства и Нидерланды 1530–1540-х гг.
[ редактировать ]-
1 – 1538 Траур
-
2 – 1538–39
-
3 – 1539
-
4 – в. 1540-е годы
-
5 – 1542
-
6 – 1542
-
7 – 1545
-
8 – 1548
- Кристина Датская, герцогиня Миланская в трауре носит черный халат на меховой подкладке поверх черного платья. На ней облегающая черная кепка, 1538 год.
- В немецкой моде представлены платья с завышенной талией и широкими рукавами, отделанными полосами контрастной ткани, которые носят с широким поясом. Нижние рукава (вероятно, прикрепленные к кирту) имеют манжеты с рюшами на красной подкладке. Носится черный парлет. Головной убор состоит из украшенной шапки и короткой прозрачной вуали, поднятой «крыльями» на обеих щеках, 1538–1539 гг.
- Анна Клевская носит красное платье с высокой талией, перевязанной поясом. Ее рукава имеют широкие буфы на плече и широкие открытые нижние рукава. На ее шапке или капюшоне накинута прозрачная вуаль, 1539 год.
- Анна Клевская носит зашнурованное спереди платье с длинными рукавами и полосами из красно-золотой парчи и черного цвета с манжетами с рюшами, под которыми видны манжеты сорочки. Ее головной убор состоит из короткой прозрачной вуали и вышитого капюшона; на висках видна красная шапочка или повязка на лбу, 1540-е гг.
- Женщина, держащая серебряные четки, носит льняной головной убор и вуаль. Ее платье ограничено широким поясом на высокой талии, и она носит черный парлет, открывающий красное платье поверх сорочки с высоким воротником, отделанной золотой вышивкой, 1542 год.
- Фламандский костюм 1542 года имеет отвернутые рукава-трубы на меховой подкладке и черный парлет. Рубашка из тонкого льна с высоким воротником имеет оборки на запястьях, надет льняной капюшон с вуалью.
- «Неизвестная женщина» Кристофа Амбергера носит тонко плиссированную сорочку или сорочку с высоким воротником, высоким воротником и небольшим воротником под платьем. Ее облегающий чепец может быть похож на тот, который носила под вуалью Анна Клевская, ок. 1545.
- Автопортрет Катерины ван Хемессен : художница в черном накидке и красных бархатных нижних рукавах, 1548 год.
Галерея стилей – Италия и Испания 1500–1520-х гг.
[ редактировать ]-
1 – 1505
-
2 – в. 1505
-
3 – с. 1505
-
4 – 1510
-
5 – 1511
-
6 – 1516
-
7 – 1518
-
8 – ?1527
- Маддалена Дони носит розовое платье с контрастными синими рукавами. На ней прозрачная накидка или открытая накидка с темной окантовкой, 1505 год.
- Испанская мода : бархатное платье с прорезными рукавами надевается поверх сорочки, вышитой черным шелком на вырезе (видна под сетчатым парлетом) и полосами на широких рукавах, Толедо, ок. 1505.
- Венецианская женщина носит узорчатое платье с завязанными рукавами, под которыми видна сорочка. Ее волосы обрамляют лицо мягкими волнами, а волосы сзади собраны в небольшую драпированную шапочку, c. 1505.
- Барбара Палавичино носит разрезные рукава, завязанные бантами на плечах. Ее длинные волосы собраны в маленькую вышитую шапочку, а затем завязаны в длинный хвост, спускающийся по спине. Она носит ленту или ферроньерку вокруг лба.
- Изабелла д’Эсте считается итальянской иконой моды и изобретательницей меха бальцо и блошиного меха . На предполагаемом портрете 1511 года изображены ее кудри на висках, платье с завязанными рукавами и уже ранняя форма бальцо, которая копируется на многих портретах 1520/30-х годов.
- Итальянское платье из шелка с цветочным рисунком имеет широкие пышные верхние рукава и приталенные нижние рукава. У нее сорочка с высоким воротником, на запястьях видны небольшие оборки. Она носит тяжелую золотую цепочку.
- Донья Изабель де Рекесенс носит платье с широкими открытыми рукавами на светло-розовой подкладке. Ее высокая талия подчеркнута завязанным поясом. Полные рукава ее сорочки собраны в орнаментированные ленты, и она носит широкую шляпу, соответствующую ее платью 1518 года.
- Маргарита д'Ангулем носит итальянский стиль, распространенный в Савойе. Ее черное платье имеет очень большие пышные верхние рукава с белой подкладкой, протянутой через многочисленные разрезы и разрезы. Ее волосы собраны в тканевый повязку , похожую на мешочек , под широкую черную шляпу, c. 1527.
Галерея стилей – Италия и Иберия 1530–1540-х гг.
[ редактировать ]-
1 – 1530
-
2 – 1530–35
-
3 – 1536
-
4 – 1538
-
5 – 1540
-
6 – 1545
-
7 – 1548
- Элеонора Австрийская, королева Португалии и Франции , носит бархатное платье цветочного кроя с меховыми нарукавниками поверх полных полосатых прорезанных нижних рукавов, украшенных драгоценностями, 1530 год.
- Итальянская леди Фоски носит розовое платье с пышными верхними рукавами и контрастными бархатными нижними рукавами, оба отделанными мехом. Она носит сорочку с высоким воротником (или, возможно, парлет), отделанную черной вышивкой на шее и переднем вырезе. Ее пояс из завязанного шнура имеет кисточку на конце, 1530–1535 гг.
- «Итальянка» Тициана носит платье с пышными верхними рукавами поверх контрастных разрезов внизу или под рукавами. На ее естественной талии она носит украшенный драгоценными камнями пояс. Ее волосы заплетены в замысловатые косы, 1536 год.
- Элеонора Гонзага носит черное платье с пышными рукавами. К ее завязанному узлом поясу с кисточками подвешен «мех от блох» с украшенным драгоценными камнями золотым лицом. Она носит парлет с высоким воротником и небольшим рюшом, а волосы заключены в черную шапку, 1538 год.
- Лукреция Панчатичи носит розовое платье с замысловатыми рюшами или присборенными пышными верхними рукавами. На талии спереди видны узкие сборки ее юбки, 1540.
- Элеонора Толедская , жена Козимо Медичи, носит шелковое платье с ярким рисунком и соответствующими рукавами. Она носит золотую решетчатую парлету, усыпанную жемчугом, и соответствующий повязку или колпак. Под парлетом можно увидеть черную вышивку по краям ее сорочки с квадратным вырезом, 1545 год.
- Императрица и королева Испании Изабелла Португальская носит платье с широкими полосами отделки. Ее лиф слегка выгнут над грудью и слегка заострен на талии, а длинные широкие рукава открыты спереди и скреплены украшенными драгоценными камнями застежками или булавками. На ней парлет с высоким воротником и небольшим рюшом, 1548 год.
Галерея стилей – Англия и Франция 1500–1520-х гг.
[ редактировать ]-
1 – с. 1500
-
2 – начало 16 в.
-
3 – с. 1516
-
4 - картина XVIII века с изображением ок. 1525 г.
-
5 – 1527
-
6 – 1527–28
-
7 – 1527–28
-
8 – 1528–30
- Элизабет Йоркская носит ранний двускатный капюшон и красное платье с застежкой спереди на меховой подкладке или отделке и меховыми манжетами, ок. 1500.
- Неопознанная принцесса, предположительно Мария Тюдор или Екатерина Арагонская, носит круглый капюшон поверх льняного чепца и темное платье поверх кирта. Ее халат с квадратным вырезом украшен узким рядом вышивки на шее, она носит украшенный драгоценными камнями воротник или карканет и длинную тяжелую золотую цепочку. Если это Екатерина, то портрет, вероятно, написан в 1502–1504 годах.
- На брачном портрете сестры Генриха VIII Марии Тюдор (с Чарльзом Брэндоном) во французском платье видно, что манжеты ее рукавов отвернуты назад, открывая подкладку, украшенную жемчугом. Она носит французский капюшон. Нижние рукава имеют открытый шов, застегнутый драгоценными застежками или булавками, а рукава сорочки протянуты через отверстия небольшими буфами, 1516.
- Екатерина Арагонская , около 1525 года, носит двускатный капюшон со сложенными и закрепленными булавками полочками, а вуаль свободно свисает сзади. Вырез ее платья украшен узором из драгоценных камней, а широкие рукава подвернуты, обнажая подкладку.
- Мэри Уоттон, леди Гилденфорд носит двускатный капюшон с свободной вуалью. Лиф ее платья (предположительно зашнурованный сбоку или сзади) украшен драпированными цепочками, а рукава блузы аккуратно протянуты через открытый внешний шов нижних рукавов, 1527 год.
- Две дамы из семьи Томаса Мора носят темные платья, зашнурованные поверх цветных кофточек, с контрастными нижними рукавами. 1527–28.
- Энн Ловелл из Гольбейна носит меховую шапку в форме двускатного капюшона. Она носит льняной платок или накидку, накинутую на плечи, и прозрачное парлето, 1527–1528 гг.
- рисунке На Гольбейна показаны виды английских платьев и двускатного капюшона 1528–1530 годов спереди и сзади.
Галерея стилей – Англия 1530–1540-е гг.
[ редактировать ]-
1 – 1536–37
-
2 – 1536–37
-
3 – 1535–40
-
4 – 1540–41
-
5 – 1543
-
6 – 1544
-
7 – с. 1545 г.
-
8 – 1546
- Джейн Сеймур носит двускатный капюшон и сорочку с геометрической вышивкой, 1536–1537 гг.
- Деталь вышивки на манжете Джейн Сеймур.
- Маргарет Вятт, леди Ли, носит узорчатое платье коричневого или шелковичного цвета с длинными рукавами и соответствующим парлетом на белой подкладке, 1540 год (возможно, по более раннему рисунку).
- Элизабет Сеймур одета в черное атласное платье с длинными рукавами и черной бархатной фурнитурой. Ее манжеты украшены черной цветочной вышивкой, 1540–1541 годы.
- Леди Маргарет Баттс носит сорочку с высоким воротником и полосой черной вышивки на шее. Полочки на ее двускатном капюшоне сплошного черного цвета, а на плечах у нее накинут меховой кусок, 1543 год.
- Дочь Генриха VIII Мария Тюдор носит парчовое платье с красной подкладкой на рукавах и красный французский капюшон с черной вуалью. Край ее сорочки с квадратным вырезом виден над вырезом платья 1544 года.
- Кэтрин Парр носит красное свободное платье с широкими лентами с накладной отделкой. Она носит белую шапку с жемчугом и плиссированную повязку на лбу под шляпой с перевернутыми полями и пером. Воротник ее платья подбит узорчатым (тканым или, возможно, вышитым) шелком, c. 1545. [ 26 ]
- Элизабет Тюдор в 13 лет носит розовое платье поверх передней части и нижних рукавов из серебряной ткани с узорами в виде петель. Ее французский капюшон сочетается с платьем 1546 года.
Мужская мода
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]

В начале этого периода мужской силуэт был длинным и узким, но постепенно он становился шире, пока к позднему правлению Генриха VIII силуэт не стал почти квадратным, с акцентом на плечах, достигаемым за счет широких реверсов , воротников и больших рукавов.
На протяжении всего этого периода модная мужская одежда состояла из:
- рубашка Льняная или сорочка , изначально с глубоким вырезом, но к середине века с более высоким вырезом. Вырез горловины собирался в узкую полоску или регулирулся кулиской ; крошечный рюш, образовавшийся в результате подтягивания шнурка, со временем стал шире, а затем превратился в рюш следующего периода.
- Дублет с такими же рукавами, часто с разрезами или разрезами, чтобы сквозь них была видна ткань рубашки под ним.
- Жакет . , обычно укороченный спереди до талии, открывающий камзол под ним, с пышными юбками до колена
- Чулки , теперь обычно заканчивающиеся выше колена, с выступающим гульфиком (иногда оба спрятаны под полами безрукавки).
- Отдельные нижние чулки или чулки, подвязанные подвязками.
- Платье с открытым передом, часто на меховой подкладке для тепла и с разрезами, с рукавами. В начале того периода платье было длиной до щиколотки, но в 1530-х и 1540-х годах были модны платья до колен. Ученые, судьи, врачи и другие специалисты на протяжении всего периода сохраняли мантию длиной до щиколотки.
С 1530-х годов под влиянием Испании стал популярен более узкий силуэт. Воротники были выше и плотнее. Плечи потеряли набивку и приобрели небольшой наклон. Рукава-двойки стали скорее полными, чем узкими. Джеркинс закрыт до шеи; их юбки были короче и слегка расклешенными, а не пышными, и на них было больше видно чулков. В целом мода была более жесткой и сдержанной. [ 27 ]
Мужчины из низшего сословия носили цельную одежду, называемую по-английски « котте» , облегающую талию, с юбками до колен и длинными рукавами поверх чулок.
Яркие цвета (красный, желтый, фиолетовый, розовый и зеленый) были популярны.
Маттеус Шварц составил Klaidungsbüchlein или Trachtenbuch (обычно переводится как «Книга одежды»), книгу, в которой каталогизирована одежда, которую он носил между 1520 и 1560 годами. [ 28 ] Книга содержит цветные иллюстрации, посвященные индивидуальной истории одежды Шварца. [ 29 ]
Прически и головные уборы
[ редактировать ]В тот период носили разнообразные головные уборы. Немецкая баретта с загнутыми полями была в моде на протяжении всего периода, а подобная шляпа с загнутыми полями или «ореолами» была популярна при дворе Генриха VIII. Плоская шляпа с низкой собранной тульей и круглыми полями носилась в середине века.
В начале века волосы часто отращивали до подбородка, за исключением духовенства. В 1510-х и 1520-х годах фасоны постепенно становились короче и тоньше, пока к 1530-м годам предпочтение не отдавалось коротким фасонам.
Галерея стиля 1500–1510 гг.
[ редактировать ]-
1 – с. 1500
-
2 – в. 1500
-
3 – 1500–1510
-
4 – 1502–03
-
5 – 1506
-
6 – 1509
- Артур, принц Уэльский, носит красную шляпу с двумя золотыми пуговицами и значком. Он носит украшенный драгоценными камнями воротник из узлов и роз Тюдоров поверх красноватого платья с темной меховой отделкой, ок. 1500.
- Генрих VII носит красно-золотое парчовое платье поверх другой меховой одежды. Он носит воротник ордена Золотого руна , ок. 1500.
- Итальянский шланг первого десятилетия века. Мужчина слева носит чулки, разделенные на верхний и нижний чулки. Мужчина справа носит чулки, перерезанные вокруг бедра, и гульфик с мешочком, 1500–1510 гг.
- Йоханнес Куспиниан носит парчовое платье на меховой подкладке поверх красного камзола со шнуровкой спереди и рубашки или сорочки с глубоким вырезом. Он носит красную шляпу с перевернутыми полями, 1502–03.
- Анджело Дони носит итальянскую моду: темный камзол с розовыми рукавами, распущенные волосы и шляпа с загнутыми полями, 1506 год.
- Волосы молодого Генриха VIII стрижены до подбородка. Его халат имеет широкие обороты и украшен воротником, украшенным драгоценными камнями, 1509 год.
Галерея стиля 1510-х годов
[ редактировать ]-
1 – 1510
-
2 – 1512
-
3 – 1512-15
-
4 – 1513
-
5 – 1514
-
6 – 1519
-
7 – 1519
-
8 – 1519
- Итальянская молодежь носит полосатые чулки, камзол с пышными рукавами и объемный плащ, 1510 год.
- Швейцарская гвардия в Ватикане носит джорнею или куртки с пышными юбками и длинными рукавами поверх рубашек или сорочек с глубоким вырезом, 1512 год.
- Неизвестный мужчина носит камзол с прорезанными рукавами и халат с серым меховым воротником.
- Людвиг, граф фон Левенштейн, носит отороченное мехом верхнее платье по немецкой моде и красную баретту с драгоценным камнем в виде циркуля, 1513 год.
- Немецкая мода включает множество разрезов рядами на камзоле, чулках и халате, 1514 год.
- Император Максимилиан I на портрете Дюрера носит мантию с очень широким меховым воротником и широкополую шляпу, 1519 год.
- Георг Зелле носит парчовое верхнее платье с меховой подкладкой и разрезными рукавами. Горловина рубашки открыта, 1519 год.
- Бонифазиус Амербах носит рубашку с высоким воротником и камзол с высоким воротником под темным верхним платьем. Его шляпа округлая и мягкая, а не угловатая, 1519 год.
Галерея стилей 1520–1535 гг.
[ редактировать ]-
1 – 1520–25
-
2 – 1521
-
3 – 1525
-
4 – 1527
-
5 – 1532–33
-
6 – 1533
-
7 – 1534–35
-
8 – с. 1535 г.
- Франциск I Французский носит камзол с широким воротником и рукавами с панелями под темно-золотой курткой и атласное верхнее платье с отвернутыми рукавами. Его рубашка имеет крошечную оборку с черной каймой на шее и широкие оборки на запястьях. Жан Клуэ , ок. 1520–25.
- Молодой человек Лукаса Кранаха Старшего позднего стиля носит баретт , широкий и плоский, с разрезанными полями. Его высокий вырез подчеркнут параллельными рядами разрезов, он носит коричневое верхнее платье, 1521 год.
- Федерико II Гонзага носит камзол с пышными юбками до середины бедра, мягкими «петлями» на плечах и вышитыми золотом лентами по краю поверх ярко-красных чулков и выступающего гульфика, Италия, 1525 год.
- Сэр Генри Гилдфорд носит парчовый дублет с широким воротником, безрукавку и верхнее платье на меховой подкладке. Его рубашка с широким воротником едва видна из-под камзола на левом плече. 1527.
- Император Карл V носит по немецкой моде разрезанные чулки и рукава. Его верхнее платье имеет пышные верхние рукава и черную (вероятно, меховую) подкладку. У его туфель квадратные носы и высокие подъемы, 1532–1533 гг.
- Жан де Дентевиль , посол Франции в Англии, носит меховое платье длиной до щиколотки поверх черной куртки и камзола из розового шелка с разрезами. Его туфли с очень квадратными носками, 1533 год.
- Шарль де Солье, сьер де Моретт носит камзол с высоким воротником под темной курткой и верхнее платье. Его рукава отделаны полосками и украшены драгоценностями. Квадратная борода была очень популярна благодаря широкому силуэту 1534–1555 годов.
- Гольбейна «Человек с лютней» носит переходный костюм - камзол с широким воротником и рубашку с высоким воротником, ок. 1535.
Галерея стиля 1535–1550 гг.
[ редактировать ]-
1 – 1535–40
-
2 – 1539–40
-
3 – в. 1540–42
-
4 – 1541
-
5 – 1542
-
6 – 1544
-
7 – 1546
-
8 – 1548
- Бронзино « Молодой человек с книгой» носит темный дублет с разрезами, стоячим воротником и такими же чулками. У его рубашки есть небольшая оборка на шее, а шляпа украшена парой металлических бирок или эглеттов. Флоренция, 1535–1540 гг.
- Томас Ховард, 3-й герцог Норфолк, носит черное верхнее платье на подкладке из меха рыси поверх куртки на подкладке из коричневого меха и красноватого камзола. Его рубашка имеет вышитый стоячий воротник. Он носит черную шляпу с нимбом поверх черной чепцы и воротник Ордена Подвязки , 1539–1540 гг.
- Граф Шиарра Мартиненго Чезареско носит верхнее платье на рысиной подкладке поверх синего камзола со стегаными рукавами. Значок на его шляпе написан на греческом языке: «Увы! [Я] очень тоскую». [ 30 ]
- Неизвестный мужчина в скромном костюме 1541 года. Под темным верхним платьем он носит коричневый атласный дублет с широкими, непрорезанными «круглыми» рукавами. На его рубашке есть стойка с вышивкой и рюшами.
- Генрих VIII в 1542 году носит закрытое красное платье на подкладке из горностая с более узкими плечами и высоким воротником.
- Сидящий юноша носит розовую кожаную куртку с прорезями, черный портупею и вешалку поверх красного камзола и красные чулки с выступающим гульфиком. Германия, 1544 год.
- Эдуард VI носит более стройную и узкую одежду 1546 года. Плечи уже не широкие, юбки куртки расклешены, но не присборены, и короче чулков.
- Император Карл V носит черную, отороченную мехом мантию поверх черного камзола, чулок, чулок и туфель. У его туфель носы слегка закругленные, а не квадратные, 1548 год.
Обувь
[ редактировать ]Стиль мужской и женской обуви в этот период был одинаковым. Обувь для мужчин и женщин была плоской, часто с разрезами и застегивалась ремешком поперек подъема. Их шили из мягкой кожи, бархата или шелка. Широкие квадратные пальцы носились рано, а в 1530-х годах их заменили закругленными. К середине века обувь стала уже и приняла естественную форму стопы. [ 31 ] Мягкие ботинки для верховой езды длиной до середины икры.
-
Немецкая обувь с медвежьими когтями, ок. 1505
-
Сапоги с той же картины
-
Немецкая обувь с медвежьими когтями, иллюстрация 1800-х годов.
-
Французский ботинок с утконосом , около 1520 года.
-
Туфли на платформе «утконос» для польского мальчика, 1530 г.
-
Туфли английского простолюдина с утиным носом, 1500-е годы.
-
Туфли «утконос» виттенбергского пастора, 1546 г.
Детская мода
[ редактировать ]Как показано на изображениях ниже, детская одежда в основном представляла собой уменьшенные версии одежды для взрослых, с глубокими вырезами и громоздким нижним бельем. Дети знати, должно быть, имели ограниченную свободу передвижения, чтобы играть и резвиться из-за тесной одежды, которую они носили. Мальчики-малыши носили платья до тех пор, пока их не надевали в бриджи .
-
Немецкий, 1517 г.
-
Вероятно, француз, 1520–1535 гг.
-
Голландский, 1531 г.
-
Англия, 1538 г.
-
Немецкий, 1530–1545 гг.
-
Италия, 1545 г.
-
Италия, 1545 г.
Одежда рабочего класса
[ редактировать ]-
1 – с. 1505
-
2 – в. 1510 г.
-
3 – с. 1510 г.
-
4 – в. 1510 г.
-
5 – 1531
- Баварские каменщики до колен носят туники , чулки и туфли до щиколотки, c. 1505.
- Стрижки овец носят короткие туники поверх рубашек, чулки и туфли до щиколотки, Фландрия, ок. 1510.
- Косчики : босоногие женщины носят платья с короткими рукавами, зашнурованными спереди и контрастной подкладкой, заправленными поверх сорочек до колен, с фартуками и соломенными шляпами. Мужчины носят верхнюю одежду без рукавов или безрукавки поверх рубашек и чулок, c. 1510.
- Блудный сын одет как нищий, в неокрашенную или выцветшую одежду. Он носит капюшон, шляпу с полями и плетеную сумку на спине, c. 1510.
- Великий день стирки, изображающий босоногих женщин в платьях с короткими рукавами, стирающих белье, 1531 год.
См. также
[ редактировать ]- Рубашка
- железа
- Дублет (одежда)
- Фартингейл
- Французский капюшон
- Двускатный капюшон
- Шланг (одежда)
- Жеркин (одежда)
- Соболь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эшелфорд, Джейн: Визуальная история одежды в шестнадцатом веке , введение.
- ^ Буше, Франсуа: 20 000 лет моды.
- ^ Эшелфорд, Джейн: Искусство одеваться: одежда и общество 1500–1914 гг. , Абрамс, 1996.
- ^ Кокс-Ририк, Джанет (2009). «Властная одежда при дворах Козимо Медичи и Франсуа I: «Испанская мода» испанских супруг Элеоноры д'Отриш и Элеоноры ди Толедо». Artibus et Historiae . 60. 30 (60): 39–69. JSTOR 25702881 .
- ^ Буше, Франсуа: 20 000 лет моды , стр. 219, 244.
- ^ Рублэк, Улинка (2010). Переодевание: культурная идентичность в Европе эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 11. ISBN 978-0-19-964518-3 .
- ^ Лестер, Кэтрин и Роуз Керр, «Исторический костюм» Час. A. Bennett Co., Inc. Пеория, Иллинойс, 1967, с. 105
- ^ Кибалова, Людмила, Ольга Гербенова и Милена Ламарова: Иллюстрированная энциклопедия моды , 1968, с. 154
- ^ Уилкокс, Р. Тернер (1958). Режим в костюме . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 77.
- ^ Монтюпет, Джанин и Гислен Шоллер: Кружево: элегантная паутина , ISBN 0-8109-3553-8
- ^ Арнольд, Джанет, потерянная от возвращения Ее Величества
- ^ Фавье, Жан, Золото и специи: рост торговли в средние века , Лондон, 2010, с. 66
- ^ Меховую подкладку платья можно увидеть только у выреза, под ним находится более высокий вырез кирта, затем прозрачная парлетка и халат или сорочка под парлетом. В комментариях на веб-сайте Художественного музея Сент-Луиса , заархивированных 22 июля 2011 г. на сайте Wayback Machine, отвернутые рукава ошибочно интерпретируются как «меховой палантин».
- ↑ Мех, вероятно, рысь , и юбка платья тоже, кажется, на меховой подкладке; см. Джанет Арнольд, «Гардероб королевы Елизаветы открыт» , с. 125
- ^ Jump up to: а б Кёлер, История костюма , «Шестнадцатый век».
- ^ «Продавец фруктов» Винченцо Кампи . Перестройка эпохи Возрождения . 24 октября 2017 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Средневековый Киртл» . Ателье Ностальгия . 24 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Кёлер, История костюма
- ^ Геймстер, Дэвид ; Хейворд, Мария; Митчелл, Дэвид; Паркер, Карен (2002). «Позолоченные крючки для одежды в стиле Тюдоров: новый класс сокровищ, находок в Англии» . Журнал антикваров . 82 : 157–196. дои : 10.1017/S0003581500073777 . ISSN 0003-5815 . S2CID 161564261 .
- ^ Джонсон, Кэролайн (1 декабря 2011 г.). Слуги королевы: женское платье при воцарении Генриха VIII . Джейн Малкольм-Дэвис, Нинья Михаила (ред.). Лайтвотер, Суррей, Англия: Fat Goose Press Ltd., с. 32. ISBN 9780956267412 .
- ^ Шерилл, Тони: «Блохи, меха и мода: Зибеллини как роскошные аксессуары эпохи Возрождения», в книге Робина Нетертона и Гейла Р. Оуэн-Крокера, редакторов, Medieval Clothing and Textiles , Volume 2, стр. 121–150.
- ^ Рибейро, Эйлин (2011). Лицом к красоте: нарисованные женщины и косметическое искусство . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 57–60.
- ^ Хотон, Нил (2004). «Восприятие красоты в искусстве Возрождения». Журнал косметической дерматологии . 3 (4): 229–33. дои : 10.1111/j.1473-2130.2004.00142.x . ПМИД 17166111 . S2CID 16948165 .
- ^ Рибейро, Эйлин (2011). Лицом к красоте: нарисованные женщины и косметическое искусство . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 60–124.
- ^ Хант, Кеннет (2011). «Культурное и социальное влияние на восприятие красоты: анализ ситуации в косметической индустрии». Журнал бизнес-кейсов . 7 (1): 1–10.
- ^ Национальная портретная галерея, Кэтрин Парр , Интернет-портрет
- ^ Кибалова и др.: Иллюстрированная энциклопедия моды .
- ^ Финк, август (1963). Книги по костюмам Шварца . Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бурман, Барбара (2003). Материальные стратегии: одежда и пол в исторической перспективе . Молден, Массачусетс, США: Блэквелл. п. 12. ISBN 1405109068 .
- ^ Андреа Байер, редактор, «Художники реальности: наследие Леонардо и Караваджо в Ломбардии» , Метрополитен-музей, 2004, стр. 124
- ^ Колер, Карл (1963). История костюма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 227–274.
Ссылки
[ редактировать ]- Байер, Андреа, редактор: Художники реальности: Наследие Леонардо и Караваджо в Ломбардии , Метрополитен-музей, 2004 г., ISBN 0-300-10275-5
- Буше, Франсуа: 20 000 лет моды , Гарри Абрамс, 1966.
- Арнольд, Джанет : Потерянная от возвращения Ее Величества , Общество костюмов , 1980.
- Арнольд, Джанет: Гардероб королевы Елизаветы разблокирован , WS Maney and Son Ltd, Лидс, 1988. ISBN 0-901286-20-6 (Арнольд подробно комментирует одежду на нескольких портретах 1530-х и 1940-х годов, упомянутых в этой статье.)
- Эшелфорд, Джейн: Искусство одеваться: одежда и общество 1500–1914 гг. , Абрамс, 1996. ISBN 0-8109-6317-5
- Эшелфорд, Джейн. Визуальная история костюма: шестнадцатый век . издание 1983 года ( ISBN 0-89676-076-6 ), переиздание 1994 г. ( ISBN 0-7134-6828-9 ).
- Фавье, Жан, золото и специи: рост торговли в средние века , Лондон, Холмс и Мейер, 1998, ISBN 0-8419-1232-7 .
- Хейворд, Мария: Платье при дворе короля Генриха VIII , Maney Publishing, 2007, ISBN 1-904350-70-4
- Хирн, Карен, изд. Династии: живопись в Англии эпохи Тюдоров и Якобинской эпохи 1530–1630 гг. Нью-Йорк: Риццоли, 1995. ISBN 0-8478-1940-X .
- Кыхлер, Карл: История костюма , переиздание Dover Publications, 1963, с 1928 года перевод Харрапа с немецкого, ISBN 0-486-21030-8
- Кибалова, Людмила, Ольга Гербенова и Милена Ламарова: Иллюстрированная энциклопедия моды в переводе Клаудии Розу, Пола Хэмлина/Короны, 1968, ISBN 1-199-57117-2
- Ментжес, Габриэле: Европейская мода (1450–1950) , Европейская история онлайн , Майнц: Институт европейской истории , 2011 г., дата обращения: 16 июня 2011 г.
- Монтюпе, Джанин и Гислен Шоллер: Кружево: элегантная паутина . ISBN 0-8109-3553-8
- Нетертон, Робин и Гейл Р. Оуэн-Крокер, редакторы журнала «Средневековая одежда и текстиль» , том 2, Вудбридж, Саффолк, Великобритания, и Рочестер, штат Нью-Йорк, Boydell Press, 2006 г., ISBN 1-84383-203-8
- Рублэк, Улинка (2010). Переодевание. Культурная идентичность в Европе эпохи Возрождения . Издательство Оксфордского университета.