Византийское платье
Византийская одежда значительно изменилась за тысячу лет существования Империи . [1] но был по сути консервативным. В народе византийская одежда оставалась привязанной к своим классическим греческим корням, при этом большинство изменений и различных стилей наблюдались в высших слоях византийского общества, всегда с оттенком эллинской среды. Византийцам нравились цвета и узоры, поэтому они производили и экспортировали ткани с очень богатыми узорами, особенно византийский шелк , сотканный и вышитый для высших классов, а также окрашенный и напечатанный для низших классов. Другая кайма или окантовка по краям были очень распространены, и можно увидеть множество одиночных полос вдоль тела или вокруг плеча, часто обозначающих класс или ранг . Пристрастие к среднему и высшему классу соответствовало последней моде императорского двора.
Как и на Западе в средние века, одежда была очень дорогой для бедняков, которые, вероятно, почти все время носили одну и ту же поношенную одежду; [2] это, в частности, означало, что любой костюм, принадлежавший большинству женщин, должен был подходить на протяжении всего периода беременности. [3] Даже для более обеспеченных людей одежда «использовалась до смерти, а затем использовалась повторно», и покрой был достаточно щедрым, чтобы это обеспечить. [4]
На теле
[ редактировать ]На ранних этапах существования Византийской империи традиционная римская тога все еще использовалась как формальная или официальная одежда. Ко времени Юстиниана она была заменена туникой , или длинным хитоном , для обоих полов, поверх которой высшие классы носили другие одежды, такие как далматика ( далматик ), более тяжелый и короткий тип туники, опять-таки носимой обоими полами, но в основном мужчины. Края часто загибаются вниз до острой точки. Скарамангион представлял собой пальто для верховой езды персидского происхождения, открывающееся спереди и обычно доходившее до середины бедра, хотя записано, что его носили императоры, когда кажется, что они стали намного длиннее. В целом, за исключением военной формы и, предположительно, одежды для верховой езды, мужчины более высокого статуса и все женщины носили одежду, доходившую до щиколоток или почти до нее. Женщины часто носили верхний слой стола , у богатых - парчовый . Все это, кроме стола, могло быть подпоясано или нет. Термины, относящиеся к одежде, часто сбивают с толку, и точное определение названия конкретного изображенного предмета или дизайна, относящегося к конкретному документальному упоминанию, встречается редко, особенно за пределами Суда.
Хламида , полукруглый плащ, пристегивавшийся к правому плечу, сохранялся на протяжении всего периода. Длина иногда доходила только до бедер или до лодыжек, что было намного длиннее, чем версия, которую обычно носили в Древней Греции ; более длинную версию также называют палудаментумом . Как и его придворные, император Юстиниан носит одну из них с огромной брошью на мозаиках Равенны. На каждом прямом крае у мужчин сенаторского класса был таблион , цветная полоса ромбовидной формы на груди или животе (спереди), которая также использовалась для обозначения дальнейшего ранга владельца по цвету или типу вышивки и драгоценностей. (ср. Юстиниана и его придворных). Феодосий I и его соправители были показаны в 388 году на уровне колен в Миссориуме Феодосия I 387 года, но в течение следующих десятилетий таблион можно увидеть, как переместился выше на Хламиде , например, на слоновой кости 413-414 годов. . [5] Парагауда или кайма из плотной ткани, обычно с добавлением золота, также была показателем ранга. Иногда продолговатый плащ носили, особенно военные и простые люди; это было не для судебных дел. Плащи прикреплялись к правому плечу для удобства передвижения и доступа к мечу.
Часто носили леггинсы и чулки, но они не были заметны на изображениях богатых; они были связаны с варварами, будь то европейцы или персы. Даже базовая одежда оказалась для бедных на удивление дорогой. [2] Некоторые рабочие, вероятно рабы, продолжают носить, по крайней мере летом, базовый римский комбинезон, который фактически представлял собой два прямоугольника, сшитых вместе на плечах и под мышками. Другие, занятые какой-либо деятельностью, изображены с подвязанными к талии краями туники для удобства движений.
Иконографическое платье
[ редактировать ]Наиболее распространенные изображения, сохранившиеся с византийского периода, не имеют отношения к реальной одежде, которую носили в тот период. Христос (часто даже в младенчестве), Апостолы , Святой Иосиф , Святой Иоанн Креститель и некоторые другие почти всегда изображаются в шаблонных «псевдобиблейских одеждах». [6] Состоящий из большого гиматия , большой прямоугольной мантии, обернутой вокруг тела (почти тоги ), поверх хитона или туники со свободными рукавами, доходившей до лодыжек. На ноги надеваются сандалии. Этот костюм обычно не встречается в светском контексте, хотя, возможно, это сделано намеренно, чтобы не путать светские сюжеты с божественными. Богородица , мантии более сложной ( Дева Мария ) изображена в мафорионе формы с капюшоном, а иногда и с отверстием на шее. Вероятно, это близко к типичной одежде вдов и замужних женщин на публике. Нижнее платье Богородицы может быть видно, особенно на рукавах. Существуют также условности для ветхозаветных пророков и других библейских персонажей. За исключением Христа и Богородицы, большая часть иконографических одежд белого или относительно приглушенного цвета, особенно на стенах ( фрески и мозаики ) и в рукописях , но более ярко окрашена в иконах . Многие другие персонажи библейских сцен, особенно безымянные, обычно изображаются в «современной» византийской одежде.
Женское платье
[ редактировать ]Скромность была важна для всех, и большинство женщин выглядели почти полностью покрытыми довольно бесформенной одеждой, которая должна была выдержать полноценную беременность. Основная одежда раннего Империя доходила до щиколоток, имела высокий круглый воротник и узкие рукава до запястья. Бахрома и манжеты могли быть украшены вышивкой, а также тесьмой вокруг плеча. В X и XI веках платье с расклешенными рукавами, в конечном итоге очень широкое на запястье, становится все более популярным, прежде чем исчезнуть; работницы изображены с завязанными рукавами. У придворных дам это может быть V-образный воротник. Обычно носили ремни, возможно, с крючками для поддержки юбки; Возможно, они чаще были тканевыми, чем кожаными, и видны некоторые пояса с кисточками. [7] Отверстия для шеи, вероятно, часто застегивались, что трудно увидеть в искусстве и не описано в текстах, но наверняка были нужны хотя бы для кормления грудью. Возможные варианты: прямо вниз, поперек или по диагонали. [8] Простое льняное нижнее белье до X века не было видно. Однако в этот момент над основным платьем начинает выступать стоячий воротник. [9]
Волосы покрыты разнообразными головными уборами и вуалью, которые, по-видимому, часто снимают внутри дома. Иногда под чадру носили шапки, а иногда ткань завязывалась в стиле тюрбана. Возможно, это было сделано во время работы - например, этот стиль обычно используют акушерки в сценах Рождества Иисуса в искусстве . Раньше они были завернуты в виде восьмерки, но к XI веку была принята круглая упаковка, возможно, пришитая в фиксированном положении. В 11 и 12 веках головные уборы или вуали стали длиннее. [10]
Что касается обуви, ученые более уверены, поскольку существует значительное количество образцов, обнаруженных археологами в более засушливых частях Империи. Обнаружено большое разнообразие обуви: сандалии, тапочки и ботинки до середины икры, которые часто встречаются на рукописных иллюстрациях и раскопанных находках, многие из которых украшены различными способами. Красный цвет, зарезервированный для использования Imperial в мужской обуви, на самом деле является самым распространенным цветом женской обуви. Кошельки редко можно увидеть, и кажется, что они были сделаны из ткани, подходящей к платью, или, возможно, заправлены за пояс. [11]
Танцоры показаны в специальной одежде, включая платья с короткими рукавами или платья без рукавов, которые могут иметь или не иметь более светлые рукава от нижнего белья. У них узкие широкие пояса, а на юбках есть расклешенный элемент разного цвета, вероятно, предназначенный для того, чтобы подниматься вверх, когда они вращаются в танце. [12] Замечание Анны Комнины о своей матери позволяет предположить, что не показывать руку выше запястья было особым акцентом византийской скромности. [13]
Хотя иногда утверждают, что вуаль была изобретена византийцами, [14] Византийское искусство не изображает женщин с закрытыми лицами, хотя обычно изображает женщин с закрытыми волосами. Предполагается, что византийские женщины вне придворных кругов на публике были хорошо закутаны и были относительно ограничены в своих передвижениях за пределами дома; они редко изображаются в искусстве. [15] Литературные источники недостаточно ясны, чтобы провести различие между вуалью на голове и вуалью на лице. [13] Кроме того, христианский писатель начала III века Тертуллиан в своем трактате «Покрытие девственниц» гл. 17, описывает арабских женщин-язычниц, закрывающих все лицо, кроме глаз, наподобие никаба . Это показывает, что некоторые женщины Ближнего Востока закрывали свои лица задолго до ислама.
Цвет
[ редактировать ]Как и в греко-римские времена, фиолетовый был предназначен для королевской семьи; другие цвета в различных контекстах передавали информацию о классовом, духовном или правительственном ранге. Люди низшего сословия носили простые туники, но по-прежнему отдавали предпочтение ярким цветам, которые присутствовали во всей византийской моде.
В гонках на ипподроме участвовали четыре команды: красная, белая, синяя и зеленая; и сторонники их стали политическими фракциями , принимавшими сторону по великим богословским вопросам (которые также были политическими вопросами) арианства , несторианства и монофизитства , и, следовательно, по отношению к имперским претендентам, которые также принимали сторону. огромные беспорядки В IV-VI веках произошли , в основном в Константинополе , с тысячами смертей между этими фракциями, которые, естественно, одевались в соответствующие цвета. В средневековой Франции существовали политические фракции, носившие похожие цвета, называемые шаперонами .
Пример
[ редактировать ]Мозаика XIV века (справа) из церкви Кахрие-Джами или Хора в Стамбуле дает прекрасное представление о различных костюмах позднего периода. Слева — караульный солдат, губернатор в одной из больших шляп, которые носят важные чиновники, чиновник среднего звена (держит реестровую свиток ) в далматике с широкой каймой, вероятно, вышитой, на длинной туника, также имеющая кайму. Затем идет воин более высокого ранга, несущий на развязанном поясе или перевязи меч . Богородица и святой Иосиф одеты в свои обычные иконографические одежды, а за святым Иосифом стоит очередь из добропорядочных горожан, ожидающих своей очереди на регистрацию. Длина мужского подола уменьшается по мере повышения статуса человека. На всех обнаженных ногах чулки, а сверху у солдат и горожан портянки, предположительно с сандалиями. Горожане носят далматики с широкой каймой по шее и по подолу, но не такие богатые, как у чиновника среднего звена. Остальные мужчины, возможно, надели бы шляпы, если бы не присутствие губернатора. Фигура донора в той же церкви, Великий логофет Феодор Метохит , управлявший правовой системой и финансами Империи, носит шляпу еще большего размера, которую он держит, стоя на коленях перед Христом (см. Галерею).
Шляпы
[ редактировать ]Многие мужчины ходили с непокрытой головой, и, за исключением Императора, они обычно были таковыми на изображениях по обету, что может исказить имеющиеся у нас записи. В поздневизантийский период чиновники носили в качестве униформы экстравагантно большие шляпы. В XII веке император Андроник Комнин носил шляпу в форме пирамиды, но эксцентричная одежда — одна из многих вещей, за которые его критиковали. Возможно, это было связано с очень изящной шляпой с очень высоким куполом и резко загнутыми полями, уходящими далеко вперед в остром треугольнике к острой вершине (слева), нарисованной итальянскими художниками при императоре Иоанне VIII. Палеолог отправился во Флоренцию и на Феррарский собор в 1438 году, в последние дни Империи. Варианты этой и другой одежды, в том числе множества эффектных шляп, которые носили посетители, были тщательно нарисованы Пизанелло и другими художниками. [2] Они разошлись по Европе для использования в восточных сюжетах, особенно для изображений трех царей или волхвов в сценах Рождества. В 1159 году визит принца-крестоносца. Рейнальд Шатийонский носил фетровую шапку в форме тиары , украшенную золотом. Иберийская широкополая фетровая шляпа вошла в моду в XII веке. Особенно на Балканах носили маленькие шапки с меховыми полями или без них, подобные тем, которые позже были приняты русскими царями .
Обувь
[ редактировать ]не так много обуви В византийском искусстве из-за длинных одежд богатых. Красные туфли означали императора; синие туфли, севастократор ; и зеленые туфли — протовестиариос .
На мозаиках Равенны мужчины изображены в чем-то похожем на сандалии с белыми носками, а солдаты носят сандалии, завязанные вокруг икры или полоски ткани, обернутые вокруг ноги до икры. Вероятно, они доходили до пальцев ног (подобные портянки до сих пор носят русские другие чины).
Некоторые солдаты, в том числе более поздние императорские портреты в военной форме, демонстрируют ботинки, почти доходящие до колен — красные для Императора. В императорских регалиях императоров Священной Римской империи есть туфли или туфли в византийском стиле, изготовленные в Палермо до 1220 года. Они короткие, всего до щиколотки, и имеют широкий крой, позволяющий вместить обувь разных размеров. Они щедро украшены жемчугом и драгоценными камнями, а также золотыми завитками по бокам и на носке обуви. [16] Более практичную обувь, несомненно, носили в менее формальных случаях.
Приезжие рабочие либо носили сандалии, либо ходили босиком. Сандалии выполнены по римскому образцу с ремешками на толстой подошве. Некоторые образцы римских калиг или военных ботинок также можно увидеть на пастухах.
Военный костюм
[ редактировать ]Это оставалось близким к греко-римскому образцу, особенно для офицеров (см., например, раздел «Галерея»). Нагрудник доспеха, под которым низ короткой туники выступал в виде юбки, часто обложенной бахромой из кожаных ремней — птеругес . Подобные полоски покрывали плечи, ниже круглых наплечников доспеха. Сапоги доходили до икры, либо высоко на ногах завязывались сандалии. Довольно хлипкий на вид тканевый ремень завязывается высоко под ребрами как знак ранга, а не практичный предмет.
Одежда и снаряжение значительно менялись за этот период, чтобы иметь наиболее эффективное и действенное снаряжение, которое позволяла современная экономика. Одежда других чинов во многом была идентична одежде простых рабочих. В руководствах рекомендуются туники и пальто длиной не выше колена. [17] Поскольку армия марширует прежде всего на ногах, составители руководств больше заботились о том, чтобы у солдат была хорошая обувь, чем что-либо еще. [18] Это варьировалось от низких туфель на шнуровке до ботинок до бедра, и все это должно было быть снабжено «несколькими гвоздями». [19] Головной убор («факиолион» или «мафорион»). [ нужны разъяснения ] который представлял собой простую ткань, идущую из-под шлема (которую до сих пор носят православные священнослужители) [ нужна ссылка ] нечто, более похожее на тюрбан , было стандартным военным головным убором в Средней и Поздней Империи как для обычных войск, так и для церемониального ношения некоторыми чинами; [20] их также носили женщины.
Императорский костюм
[ редактировать ]Отличительными одеяниями императоров (часто их было два одновременно) и императриц были корона и украшенные драгоценными камнями императорские лоросы или паллиумы, которые произошли от trabea Triumperalis , церемониальной цветной версии римской тоги, которую носили консулы (во времена во время правления Юстиниана I консульство стало частью императорского статуса) и носилось императором и императрицей как квазицерковное одеяние. Его также носили двенадцать наиболее важных чиновников и императорская охрана, а, следовательно, и архангелы на иконах , которые считались божественными телохранителями. Его основная цель была идеологической, представляя различные эллинистические политические ценности, такие как обожествление монарха и его роль единственного законодателя и администратора Содружества. [21] На практике его обычно носили всего несколько раз в год, например, в пасхальное воскресенье, но очень часто его использовали для изображений в искусстве. [22]
Мужская версия лоросов представляла собой длинную полосу, ниспадающую прямо спереди до уровня ниже талии, а задняя часть загибалась вперед и изящно свисала через левую руку. Женские лоро были похожи спереди, но задняя часть была шире и заправлялась под ремень после того, как снова вытянулась вперед. И мужская, и женская версии изменили стиль и разошлись в средневизантийский период, а женский позже вернулся к новому мужскому стилю. Кроме украшений и вышивки, небольшие эмалированные в одежду вшивались бляшки; Платье Мануила I Комнина описывалось как луг, покрытый цветами. Обычно рукава плотно прилегали к руке, а верхнее платье доходило до щиколоток (хотя его часто называли скарамангионом) и тоже было довольно плотно прилегающим. Рукава императриц в более поздний период стали чрезвычайно широкими. [23]
Царское повседневное одеяние представляло собой более простые и идеализированные регалии различных эллинистических царей, изображенные на различных фресках и миниатюрах, где император изображался в простом « хитоновом » одеянии, « хламиде » различных размеров, царской диадеме и императорском облачении. сапоги Цангион , подробные примеры которых можно увидеть в императорских произведениях, таких как Парижский псалтырь или листы Давида , идеализирующие концепцию филантропии и благотворительности как главных ролей идеального эллинистического и византийского монарха. [21]
Надплечевой воротник, который носили на протяжении всей истории Византии , представлял собой императорский декоративный воротник, часто входивший в состав лоросов. Его копировали, по крайней мере, женщины из высшего сословия. Оно было сделано из золотой ткани или подобного материала, затем украшено драгоценными камнями и богато расшито. Украшение обычно делилось на отсеки вертикальными линиями на воротнике. Края будут украшены жемчугом разного размера в три ряда. Иногда через определенные промежутки размещали жемчуг-капля, чтобы добавить богатства. Воротник переходил через ключицу и закрывал часть верхней части груди.
Императорские регалии императоров Священной Римской империи , хранящиеся в Шацкаммере (Вена) , содержат полный комплект верхней одежды, изготовленной в XII веке в существенно византийском стиле в основанных византийцами мастерских в Палермо . Это одни из лучших сохранившихся византийских предметов одежды, которые дают хорошее представление о роскоши императорской церемониальной одежды. Есть плащ (его носили императоры с просветом спереди), «альб», далматик, чулки, тапочки и перчатки. Лорос итальянский и более поздний. Каждый элемент рисунка плаща (см. «Текстиль» ниже) обведен жемчугом и вышит золотом.
Особенно в ранний и поздний периоды (приблизительно до 600 и после 1000 г.) императоры могут изображаться в военной форме, с золотыми нагрудниками, красными сапогами и короной. Короны имели пендилии и в XII веке стали закрытыми сверху.
Придворное платье
[ редактировать ]Придворная жизнь «проходила в своего рода балете» с точными церемониями, предписанными для каждого случая, чтобы показать, что «Императорская власть может осуществляться в гармонии и порядке», и «таким образом Империя может отражать движение Вселенной в том виде, в каком она была создана». Создателем», по словам императора Константина Багрянородного , написавшего Книгу церемоний, в огромных подробностях описывающую ежегодный обход Двора. Установлены особые формы одежды для многих классов людей в определенных случаях; на именинах Императора или Императрицы различные группы высокопоставленных чиновников исполняли церемониальные «танцы», одна группа была одета в «сине-белую одежду с короткими рукавами, золотыми полосами и кольцами на лодыжках. В руках они держите то, что называется фенгией ». Вторая группа делает то же самое, но носит «одежду зелено-красную, разделенную на части, с золотыми полосами». Эти цвета были символами старых фракций гонщиков на колесницах , теперь эти четыре группировки объединились в Синие и Зеленые и вошли в официальную иерархию. В этот период от судебного чиновника могли потребовать носить пять разных костюмов в течение одного фестивального дня, причем его костюмы предоставлялись как часть его зарплаты. [24]
Различные тактики , трактаты об административной структуре, судебном протоколе и старшинстве подробно описывают костюмы, которые носили разные должностные лица. По мнению псевдо-Кодина , отличительным цветом Себастократора был синий; его парадный костюм включал синие туфли, вышитые орлами на красном поле, красную тунику ( хламиду ) и диадему ( стефанос ) красного и золотого цвета. [25] Как и в Версале Людовика XIV , тщательно продуманная одежда и придворные ритуалы, вероятно, были, по крайней мере частично, попыткой задушить и отвлечься от политической напряженности.
Однако этот церемониальный образ жизни оказался под угрозой по мере углубления военного кризиса и так и не возродился после перерыва в действиях западных императоров после захвата Константинополя Четвертым крестовым походом в 1204 году; в поздний период французский гость был потрясен, увидев императрицу, едущую по улице с меньшим количеством сопровождающих и меньшими церемониями, чем это было бы у королевы Франции.
Канцелярское платье
[ редактировать ]Это, безусловно, та область, в которой византийская и классическая одежда наиболее сохранилась, поскольку многие формы облачений и облачений, которые все еще используются (особенно в восточных, но также и в западных церквях), тесно связаны со своими предшественниками. За этот период церковная одежда превратилась из обычной светской одежды в специализированный набор одежды для различных целей. Епископ . на мозаике Равенны носит ризу, очень близкую к тому, что считается «современной» западной формой 20-го века, причем одежда за это время стала намного больше, а затем сузилась Через плечо он носит простой епископский омофор , напоминающий священнический мантию Латинской церкви и символ его положения. Позже он стал намного больше и производил различные типы подобных одежд, такие как епитрахиль и орарь , для других чинов духовенства. Современные православные церковные головные уборы также являются пережитком гораздо более крупных и ярких официальных головных уборов византийской государственной службы.
Волосы
[ редактировать ]До поздней Империи мужские волосы, как правило, были короткими и аккуратными и часто элегантно завитыми, вероятно, искусственно (изображение вверху). IX века В Хлудовской Псалтири есть иконофильские иллюминации, которые поносят последнего -иконоборца патриарха Иоанна Грамматика , изображая его в карикатурном виде с неопрятными волосами, торчащими во все стороны. Волосы монаха были длинными, и у большинства духовенства были бороды, как и у многих мирян, особенно позже. Женщины из высшего сословия в основном носили волосы вверх, часто завитые и придающие сложной формы. Если судить по религиозному искусству и немногочисленным изображениям других женщин за пределами суда, женщины, вероятно, держали волосы покрытыми на публике, особенно когда они были замужем.
Текстиль
[ редактировать ]Как и в Китае, существовали крупные мастерские Византийской империи, по-видимому, всегда базирующиеся в Константинополе, по производству текстиля и других видов искусства, таких как мозаика. Хотя существовали и другие важные центры, императорские мастерские занимались модными и техническими разработками, а их продукция часто использовалась в качестве дипломатических подарков другим правителям, а также раздавалась привилегированным византийцам. В конце X века император отправил золото и ткани русскому правителю в надежде, что это предотвратит его нападение на Империю.
Большинство сохранившихся экземпляров не использовались для изготовления одежды и имеют очень крупные тканые или вышитые узоры. До византийского иконоборчества они часто содержали религиозные сцены, такие как Благовещение, часто в виде нескольких панелей на большом куске ткани. Это, естественно, прекратилось в периоды иконоборчества и, за исключением церковных облачений [3], по большей части фигурные сцены впоследствии не появлялись вновь, заменяясь узорами и изображениями животных. Некоторые примеры показывают, что великие люди использовали очень крупные узоры для одежды: два огромных вышитых льва, убивающих верблюдов, занимают весь коронационный плащ Роджера II в Вене, изготовленный в Палермо около 1134 года в мастерских, основанных там византийцами. [4] В проповеди святителя Астерия Амасийского конца V века приводятся подробности изображений на одежде богатых (что он решительно осуждает): [26]
Поэтому, когда они одеваются и появляются на публике, в глазах тех, кто их встречает, они выглядят как нарисованные стены. А может быть, даже дети окружают их, улыбаясь друг другу и указывая пальцем на рисунок на одежде; и идти за ними, следуя за ними долгое время. На этих одеждах изображены львы и леопарды; медведи, быки и собаки; леса, скалы и охотники; и все попытки подражать природе посредством живописи... Но такие богатые мужчины и женщины, которые более набожны, собрали евангельскую историю и передали ее ткачам... Вы можете увидеть свадьбу Галилеи и горшки для воды; паралитик, несущий на плечах свою постель; слепой исцеляется глиной; женщина с кровавыми выделениями, держащаяся за край одежды; грешная женщина, падающая к ногам Иисуса; Лазарь возвращается к жизни из гроба....
Как христианские, так и языческие образцы, в основном вышитые панели, сшитые на более простую ткань, сохранились в исключительных условиях могил в Египте, хотя в основном это иконические изображения в портретном стиле, а не повествовательные сцены, которые Астерий описывает в своей епархии Амасии в северной Анатолии . Портрет цезаря Констанция Галла в «Хронографии 354 г.» показывает несколько фигуративных панно на его одежде, преимущественно круглой или овальной формы (см. галерею).
Ткань с ранним декором в основном вышивается из шерсти на льняной основе, и на протяжении всего периода лен, как правило, встречается чаще, чем хлопок. Пряжа из сырого шелка изначально была импортирована из Китая, и время и место первого ее ткачества в ближневосточном мире являются предметом споров: все предлагаются в Египте, Персии, Сирии и Константинополе, датированные 4-м и 5-м веками. века. Конечно, византийские текстильные украшения демонстрируют большое персидское влияние и очень незначительное прямое влияние из Китая. Согласно легенде, около 552 года агенты Юстиниана I подкупили двух буддийских монахов из Хотана , чтобы они открыли секрет выращивания шелка, хотя многое продолжало импортироваться из Китая.
Резистное крашение было обычным явлением с позднеримского периода для тех, кто находился за пределами двора, а гравюра на дереве датируется как минимум VI веком, а, возможно, и раньше - опять же, это служило более дешевой альтернативой тканым и вышитым материалам богатых людей. Если не считать египетских погребальных полотен, дешевых тканей сохранилось гораздо меньше, чем дорогих. Следует также помнить, что изображение узорчатой ткани красками или мозаикой — задача весьма трудная, зачастую невыполнимая в маленькой миниатюре, поэтому художественная запись, часто изображающая узорчатые ткани в крупных фигурах в произведениях наилучшего качества, вероятно, под -фиксирует использование узорчатой ткани в целом.
Галерея
[ редактировать ]- «Цезарь Констанций Галл» в более позднем экземпляре «Хронографии » 354 года с одним из лучших сохранившихся указаний на то, как выглядели изображения на одежде, описанные Астерием.
- Хора , великий логофет Феодор Метохит , управлявший правовой системой и финансами Империи, носит огромную шляпу, как все высокопоставленные чиновники, и узорчатую мантию.
- Василий II в военной форме, начало XI века.
- Святой Димитрий Салоникский , греческая мозаика XII века из Киева , изображающая военную форму, включая высокий пояс вокруг ребер, как знак звания.
- Зарисовки Пизанелло византийской делегации на Флорентийском соборе 1439 года.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Болл, 6 лет, краткое изложение: ранневизантийская одежда все еще появляется из римских стел, а поздневизантийская одежда все больше находится под влиянием Запада, а иногда и Востока.
- ^ Jump up to: а б Пейн, Бланш; Винакор, Гейтель; Фаррелл-Бек Джейн: История костюма от Древней Месопотамии до двадцатого века , 2-е изд., стр. 128, HarperCollins, 1992. ISBN 0-06-047141-7
- ^ Доусон 2006 , с. 43.
- ^ Болл, 3
- ^ Килерих, 275
- ^ Болл, 6-7, 7 цитируется.
- ^ Доусон 2006 , стр. 50–53, 57.
- ^ Доусон (2006), 53-54.
- ^ Доусон 2006 , стр. 53–54.
- ^ Доусон 2006 , стр. 43–47.
- ^ Доусон 2006 , стр. 57–59.
- ^ Доусон 2006 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Доусон (2006), 61 год
- ^ Доусон (2006) 61, приводит два примера; Рецензия на книгу Херрина
- ^ Майкл Анголд, Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081–1261 , стр. 426–7 и 1995, Cambridge University Press, ISBN 0-521-26986-5
- ^ Фотография, на которой не очень хорошо видна золотая вышивка. [1] Также см. изображения Регалий в Commons.
- ^ Доусон 2007 , с. 16.
- ^ Доусон 2007 , с. 18.
- ^ Стратегикон. Лео, Тактика
- ^ Доусон (2006), 44-45; Фока, Сочинение о военном деле, об общих войсках, Константин Багрянородный , Трактат об императорских военных экспедициях.
- ^ Jump up to: а б Испания, Сюзанна (1977). Ираклий, византийская имперская идеология и листы Давида . Верфассер. OCLC 888246271 .
- ^ Франция 2003 , стр. 18–27.
- ^ Франция 2003 , стр. 19–27.
- ^ Шар, 1
- ^ Франция 2003 , стр. 67–69, 72.
- ^ Астерий из Амасии Online, английский перевод - в начале
Ссылки
[ редактировать ]Византийская культура |
---|
- Болл, Дженнифер Л., Византийское платье: изображения светского платья в живописи восьмого-двенадцатого веков , 2006, Макмиллан, ISBN 1403967008
- Робин Кормак, «Письмо золотом, Византийское общество и его иконы», 1985, Джордж Филип, Лондон, ISBN 0-540-01085-5
- Доусон, Тимоти (2006). «Женское платье в Византии». В Гарленде, Линда (ред.). Византийские женщины: разновидности опыта 800-1200 гг . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 9780754657378 .
- Доусон, Тимоти (2007). Византийский пехотинец: Восточная Римская империя ок.900-1204 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1846031052 .
- Килерих, Бенте, «Представление императора: стиль и значение в миссориуме Феодосия I», в Альмагро-Горбеа, Альварес Мартинес, Бласкес Мартинес и Ровира (ред.), El Disco de Teodosio , 2000, Real Academia de la Historia , Мадрид, ISBN 84-89512-60-4
- Парани, Мария Г. (2003). Реконструкция реальности изображений: византийская материальная культура и религиозная иконография (11–15 вв.) . Лейден: Brill. ISBN 9004124624 .
- Стивен Рансиман, Византийский стиль и цивилизация , 1975, Пингвин
- Дэвид Талбот-Райс, Византийское искусство , 3-е изд. 1968 г., Penguin Books Ltd.
- Л. Сайсон и Диллиан Гордон , «Пизанелло, художник эпохи Возрождения», 2001, Компания Национальной галереи, Лондон, ISBN 1-85709-946-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Костелло, Анджела Л., «Материальное богатство и нематериальное горе: последняя воля и завещание Кале Пакуриана», 2016. Academia.edu
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новый взгляд на византийскую одежду.
- Фотографии основных предметов сохранившейся средневековой одежды, в том числе некоторых византийских (включая некоторые императорские регалии), сделанные Синтией дю Пре Аржан.
- Онлайн-репортаж о выставке из Метрополитен-музея, Нью-Йорк, Византия, Вера и сила, 1261–1453 гг. — В частности, Галерея V ; Византия: вера и сила (1261-1557) , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)
- Византийская мода
- Некоторые тарелки из истории немецкого костюма XIX века.
- Блог о византийской одежде для исторических реконструкторов.