Византийский танец
Византийская культура |
---|
![]() |
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2020 г. ) |
Византийский танец, развивавшийся в периоды поздней античности и средневековья , был сосредоточен в столице Византии , позже переименованной в Константинополь . была ориентирована на греческую культуру и христианство , а не на римское язычество Византийская культура в развитии искусств . Византийская империя существовала более тысячи лет, с IV века нашей эры до 1453 года.
История
[ редактировать ]Древнегреческий танец в классической античности изначально считался имеющим образовательную ценность, о чем свидетельствуют диалоги Платона по этому вопросу в « Законах» . Однако по мере того, как греческая культура постепенно завоевала Рим, танцы имели меньшую образовательную ценность и служили скорее развлекательными целями. В это время танцорам был присвоен более низкий социальный статус, чем другим артистам.
Влияние христианства также принесло изменения, во-первых, когда Восточная Римская империя стремилась запретить танцы и осудила их языческое происхождение. Однако по мере того, как Восточная Православная Церковь постепенно начала предоставлять уступки огромному числу греков, принявших христианство, делая танец приемлемым, совершенствуя и одухотворяя его. Это было похоже на христианскую интерпретацию дохристианских праздников, легенд и символов.
Есть также сходства между византийским танцем и современным греческим танцем .
Виды танцев
[ редактировать ]Танцы, получившие одобрение церкви, представляли собой групповые танцы, обычно процессии или круги, в которых мужчины, отделенные от женщин, совершали торжественные приличные движения. Однако сведения о танцах в этот период очень скудны. На самом деле, поскольку византийское искусство в основном церковное , упоминания о танце редки. Некоторые изображения византийских и метавизантийских танцев сохранились на скульптурах, миниатюрах и рукописях, но в основном на церковных фресках среди религиозных сюжетов.
В своей книге «Жизнь и культура византийцев » Файдон Кукулес собрал все известные упоминания о танце в текстах того времени. были женские танцы Из его сочинений мы узнаем, что на Пасху , на Календах — ночные сатирические танцы , на Руссалии — танцы бродячих групп молодых людей. Танцы были и на свадьбах, и в тавернах, и на банкетах. Богатые приглашали на танец профессиональных арфистов, юношей и девушек, которых особенно ценили за ловкость тела и ловкую работу ног. Упоминались также танцевальные спектакли, ставившиеся в театре под аккомпанемент флейты и гитары.

Хотя у нас так мало описаний византийских танцев, мы знаем, что они часто «переплетались». Руководителя танца называли корифей (κορυφαίος) или хоролектес (χορολέκτης), и именно он начинал песню и следил за тем, чтобы круг сохранялся.
Эфстафий Салоникский упоминает танец, который начинался по кругу и заканчивался тем, что танцоры смотрели друг на друга. Когда танцоры не танцевали в кругу, они высоко поднимали руки или махали ими влево и вправо. В руках они держали цимбалы (очень похожие на современные зилии) или платок , а их движения подчеркивались длинными рукавами. Танцуя, они пели, то стандартные, то импровизированные песни, иногда в унисон, иногда припевом, повторяя куплет, спетый ведущим танцором. Зрители присоединились к ним, аплодируя в такт или подпевая. Профессиональные певцы, часто сами музыканты, сочиняли тексты песен, соответствующие случаю.
В Константинополе важные события отмечались большими публичными танцами. по возвращении победоносной византийской армии Например, горожане толпились на улицах, танцевали с солдатами и кричали от ликования. Зафиксированы случаи, когда люди танцевали внутри церкви на Пасху и Рождество после того, как патриарх Феофилакт дал свое разрешение.
В других случаях они танцевали и пели импровизированные песни, высмеивая императора. Солдаты танцевали во время учений и танцевали после маневров для развлечения. Возничие танцевали на ипподроме , когда выигрывали гонки, а матросы танцевали мужественный танец, полный изгибов и поворотов, словно имитируя спирали лабиринта.
Популярные танцы
[ редактировать ]Византийские танцы в популярной культуре включали:
- Сиртос (Συρτός; буквально «затянутый танец»)
- Геранос (Geranos или Ageranos « хоровод »)
- Мантилия (Мантилия или «косынки»)
- Саксимос
- Пиррихий (« военный танец »)
Придворные танцы
[ редактировать ]В период расцвета Империи придворная жизнь «проходила в своего рода балете» с точными церемониями, предписанными для каждого случая, чтобы показать, что «императорская власть может осуществляться в гармонии и порядке», и «таким образом Империя могла отражать движение Вселенной такой, какой ее создал Творец», по словам императора Константина Багрянородного , написавшего Книгу церемоний, в огромных подробностях описывающую ежегодный обход Двора.
Установлены особые формы одежды для многих классов людей в определенных случаях; на именинах Императора или Императрицы различные группы чиновников исполняли церемониальные танцы , одна группа была одета в «сине-белую одежду с короткими рукавами, золотыми полосами и кольцами на лодыжках. В руках они держат то, что называется фенгией ». Вторая группа делает то же самое, но носит «одежду зелено-красную, разделенную на части, с золотыми полосами». Эти цвета были знаками старых фракций, участвовавших в гонках на колесницах, теперь эти четыре группировки объединились в Синие и Зеленые и вошли в официальную иерархию.
Некоторые историки танца полагают, что эти придворные танцы высоких чиновников больше напоминали сдержанную «стилизованную прогулку». [1] Однако на эмалевых бляшках на короне Мономаха , отправленной византийским императором в Венгрию примерно в 1050 году, изображены изящные женщины, танцующие, закинув руки над головой и резко отведя назад одну ногу. Их изображают размахивающими длинными полосками ткани над головой, например, во время «скакалки».
Инструменты
[ редактировать ]Инструменты византийской музыки для танцев включали:
- орган
- Одинарная, двойная или несколько канавок
- Систрум (Σείστρον, « бубен , инструмент с колокольчиками»)
- Литавры («барабан»)
- Псалтирий (Псалтирь, « псалтырь »)
- LyreЛира
- Керас (« рог »)
- Канонаки
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рансимен
- «Жизнь и культура византийцев»; Файдон Кукулес.
- «Средневековый византийский танец в священных и светских местах»; статья в журнале «Археология и техника» - март 2004 г.
- «Византийский стиль и цивилизация»; Стивен Рансиман; Книги Пингвина-1975.
- «Иконография танца в византийском искусстве»; в «Venezia Arti e Storia. Этюды в честь Ренато Полака» Эфталии Рентеци; Ateneo Veneto-2005; стр. 173–179.