Jump to content

Византийская лира

Византийская лира
Самое раннее известное изображение лиры в византийской шкатулке из слоновой кости (900–1100 гг. н. э.). ( Национальный музей, Флоренция ) [1]
Струнный инструмент
Другие имена Византийская лира, лира, лура, ром Кеменче, средневековая скрипка, грушевидный ребек
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321–71
( На шейной чашечной лютне звучит звук смычка)
Развитый 9 век нашей эры
Связанные инструменты

Византийская лира или лира ( греч . λύρα ) ​​— средневековый смычковый струнный музыкальный инструмент в Византийской (Восточно-Римской) империи . В своей популярной форме лира представляла собой инструмент грушевидной формы с тремя-пятью струнами , которые держали вертикально и на которых играли, останавливая струны сбоку кончиками пальцев и ногтями. Самое старое известное изображение инструмента находится на византийской шкатулке из слоновой кости, датированной примерно 900–1100 годами нашей эры, хранящейся в Барджелло во Флоренции ( Museo Nazionale, Флоренция, Coll. Carrand, № 26 ). [1] В современные варианты лиры до сих пор играют на Балканах и в районах, прилегающих к Черному морю (и на большинстве исторических территорий Византийской империи), включая Грецию , Крит ( критская лира ), Карпатос (Карпатская лира), Албанию , Черногорию , Сербия , Болгария ( гадулка ), Северная Македония , Хорватия ( Далматинская лиерика ), Италия ( калабрийская лира ), Турция ( политическая лира и Понтийская лира или кеменче ) и Армения . [ нужна ссылка ]

Наиболее вероятное происхождение византийской лиры связано с пандурой грушевидной формы с длинной шеей , бузуки щипковым щипковым инструментом, похожим на ; однако с использованием лука были внесены изменения в размер и конструкцию инструмента. Первое зарегистрированное упоминание о изогнутой лире относится к 9 веку персидского географа Ибн Хуррададбиха (ум. 911); в своем лексикографическом обсуждении инструментов он приводит лиру ( lūrā ) как «типичный» инструмент византийцев, наряду с ургуном (органом), шильяни (вероятно, разновидностью арфы или лиры ) и саланджем (вероятно, волынкой ). . [2] Вместе с арабским ребабом , древние корни которого уходят в индийские инструменты, такие как саранги , лира широко считается прародительницей многих современных европейских смычковых инструментов. [3]

Лира широко распространилась по византийским торговым путям между Евразией и Африкой; Европейские писатели XI и XII веков использовали термины « скрипка » и «лира» как синонимы, когда в разговорной речи относились к смычковым инструментам. [3] Ближневосточный рабаб , вероятно, был вдохновлен ранними южноазиатскими скрипками, такими как индо-непальские саранги , до того, как позже прибыл в Западную Европу , вероятно, благодаря продолжающемуся арабскому присутствию на Пиренейском полуострове . Оба инструмента распространились дальше по всему континенту, породив множество смычковых скрипок по всей Европе, таких как средневековый ребек , шведская серебряная шарпа (и, в конечном итоге, никельхарпа ) и скандо-исландская тальхарпа , среди других. Ярким примером является итальянская лира да браччо . [3] XV века смычковый струнный инструмент , который многие считают предшественником современной скрипки. [4]

Терминология

[ редактировать ]

С органологической точки зрения византийская лира на самом деле представляет собой инструмент, принадлежащий к семейству смычковых лютнь; однако обозначение лира ( греч. λύρα ~ lūrā, английский: лира ) представляет собой терминологический пережиток, относящийся к методу исполнения древнегреческого инструмента . Использование термина «лира» для смычкового инструмента было впервые зафиксировано в 9 веке, вероятно, как применение термина « лира» струнного музыкального инструмента классической древности к новому смычковому струнному инструменту.Византийскую лиру иногда неофициально называют средневековой скрипкой , грушевидным ребеком или кеманчем — терминами, которые сегодня можно использовать для обозначения общей категории подобных струнных инструментов, на которых играют смычком из конского волоса.

Характеристики

[ редактировать ]

Византийская лира имела задние колки, установленные в виде плоского колка, подобно средневековой скрипке , и в отличие от рабаба и ребека . Однако струны касались ногтями сбоку, а не прижимались сверху плотью пальца, как на скрипке.Лира, изображенная на византийской шкатулке из слоновой кости Национального музея во Флоренции (900–1100 гг. н.э.), имеет две струны и грушевидный корпус с длинной и узкой шеей. Дека , как изображена без резонаторов отдельная и прикрепленная деталь, однако это может быть следствием стилистической абстракции . Лиры Новгорода (1190 г.) морфологически ближе к современным изогнутым лирам ( см. галерею ): они были грушевидной формы и длиной 40 см; у них были полукруглые резонаторы и приспособление для трех струн. [5] Средняя струна служила гудением , при этом остальные перебирались пальцем или ногтем, вниз или в сторону от струны, поскольку не было накладки грифа , к которой можно было бы прижимать их: метод, который дает ноты так же четко, как на скрипке, и остается нормальным в лирах. как в Азии, так и на нынешних смычковых инструментах в поствизантийских регионах, таких как критская лира . [5]

Используется сегодня

[ редактировать ]

Лира Византийской империи сохранилась во многих поствизантийских регионах до наших дней, даже близко к своей архетипической форме. Примерами являются Политики лира (т.е. лира Полиса, или города, относящегося к Константинополю) ( греч .: πολίτικη λύρα ), также известная как Классическая кеменсе ( турецкий : Klasik kemençe или Armudî kemençe) из Константинополя , используемая в сегодняшней Турции и Греции . критская лира ( греч . κρητική λύρα ) ​​и та, которая используется на греческих островах Додеканеса , гадулка ( болгарский : Гъдулка ) в Болгарии , гусле в Сербии и Черногории , калабрийская лира ( итальянская : Lira Calabrese ) в Италии, и понтийская лира (греч. ποντιακή λύρα; турецкий: Karadeniz kemençe) в понтийских греческих общинах, существовавших (или существующих до сих пор) по берегам Черного моря . Гудок , исторический русский инструмент , сохранившийся до XIX века, также является вариантом византийской лиры.

Подобно лирам, найденным в Новгороде, критская лира , гадулка , калабрийская лира и греческие лиры Карпата , Македонии , Фракии и горы Олимп изготовлены из единого деревянного блока ( моноблока ), которому придана грушевидная форма. Слегка округлое тело лиры продолжено шейкой, заканчивающейся наверху блоком, который также имеет грушевидную или шаровидную форму. При этом колышки установлены лицом вперед и выдвинуты вперед. Дека также имеет более мелкую арку и два небольших полукруглых звуковых отверстия D-образной формы . Критская лира, вероятно, является наиболее широко используемой сохранившейся формой византийской лиры, за исключением того, что на Крите на изготовление инструментов повлияло изготовление скрипки. В настоящее время многочисленные модели имеют тенденцию объединять форму завитка, накладки грифа и другие морфологии некоторых второстепенных характеристик скрипки.

Современные варианты лиры настраиваются по-разному: LA–RE–SOL (или a–d–g , т. е. по квинтам ) на критской лире ; LA–RE–SOL (или a–d–g , где SOL [=g] — это идеальная четверть выше, чем RE [=d], а не пятая часть ниже) во Фракии , на Карпатосе и Додеканесе ; LA–LA–MI ( a–a–e , со вторым LA [=a] на октаву ниже), в драме ; МИ-СОЛ-МИ ( э-г-е , т. е. малая терция и большая шестая ) на гадулке ; ЛА-РЕ-ЛА ( а-д-а , пятая и четвертая) на Классическом Кеменче. [ нужны разъяснения ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Аркенберг, Ребекка (октябрь 2002 г.), Скрипки эпохи Возрождения , Метрополитен-музей , дата обращения 22 сентября 2006 г.
  • Бэйнс, Энтони (ноябрь 1992 г.), Оксфордский справочник по музыкальным инструментам , Oxford University Press , ISBN  0-19-311334-1
  • Батлер, Пол (октябрь 2003 г.), Проект rebec , Персональный веб-сайт , получено 10 марта 2009 г.
  • Британская энциклопедия (2009), лира , Британская энциклопедия онлайн , получено 20 февраля 2009 г.
  • Картоми, Маргарет Дж. (1990), О концепциях и классификациях музыкальных инструментов , University of Chicago Press , ISBN  0-226-42548-7
  • Грийе, Лоран (1901), Предки скрипки т.1 , Париж
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab1c16e0bf570425053b5c08424c0130__1716525060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/30/ab1c16e0bf570425053b5c08424c0130.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine lyra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)