Византийская лира
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Византийская лира, лира, лура, ром Кеменче, средневековая скрипка, грушевидный ребек |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321–71 ( На шейной чашечной лютне звучит звук смычка) |
Развитый | 9 век нашей эры |
Связанные инструменты | |
|
Византийская лира или лира ( греч . λύρα ) — средневековый смычковый струнный музыкальный инструмент в Византийской (Восточно-Римской) империи . В своей популярной форме лира представляла собой инструмент грушевидной формы с тремя-пятью струнами , которые держали вертикально и на которых играли, останавливая струны сбоку кончиками пальцев и ногтями. Самое старое известное изображение инструмента находится на византийской шкатулке из слоновой кости, датированной примерно 900–1100 годами нашей эры, хранящейся в Барджелло во Флоренции ( Museo Nazionale, Флоренция, Coll. Carrand, № 26 ). [1] В современные варианты лиры до сих пор играют на Балканах и в районах, прилегающих к Черному морю (и на большинстве исторических территорий Византийской империи), включая Грецию , Крит ( критская лира ), Карпатос (Карпатская лира), Албанию , Черногорию , Сербия , Болгария ( гадулка ), Северная Македония , Хорватия ( Далматинская лиерика ), Италия ( калабрийская лира ), Турция ( политическая лира и Понтийская лира или кеменче ) и Армения . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Наиболее вероятное происхождение византийской лиры связано с пандурой грушевидной формы с длинной шеей , бузуки щипковым щипковым инструментом, похожим на ; однако с использованием лука были внесены изменения в размер и конструкцию инструмента. Первое зарегистрированное упоминание о изогнутой лире относится к 9 веку персидского географа Ибн Хуррададбиха (ум. 911); в своем лексикографическом обсуждении инструментов он приводит лиру ( lūrā ) как «типичный» инструмент византийцев, наряду с ургуном (органом), шильяни (вероятно, разновидностью арфы или лиры ) и саланджем (вероятно, волынкой ). . [2] Вместе с арабским ребабом , древние корни которого уходят в индийские инструменты, такие как саранги , лира широко считается прародительницей многих современных европейских смычковых инструментов. [3]
Лира широко распространилась по византийским торговым путям между Евразией и Африкой; Европейские писатели XI и XII веков использовали термины « скрипка » и «лира» как синонимы, когда в разговорной речи относились к смычковым инструментам. [3] Ближневосточный рабаб , вероятно, был вдохновлен ранними южноазиатскими скрипками, такими как индо-непальские саранги , до того, как позже прибыл в Западную Европу , вероятно, благодаря продолжающемуся арабскому присутствию на Пиренейском полуострове . Оба инструмента распространились дальше по всему континенту, породив множество смычковых скрипок по всей Европе, таких как средневековый ребек , шведская серебряная шарпа (и, в конечном итоге, никельхарпа ) и скандо-исландская тальхарпа , среди других. Ярким примером является итальянская лира да браччо . [3] XV века смычковый струнный инструмент , который многие считают предшественником современной скрипки. [4]
Терминология
[ редактировать ]С органологической точки зрения византийская лира на самом деле представляет собой инструмент, принадлежащий к семейству смычковых лютнь; однако обозначение лира ( греч. λύρα ~ lūrā, английский: лира ) представляет собой терминологический пережиток, относящийся к методу исполнения древнегреческого инструмента . Использование термина «лира» для смычкового инструмента было впервые зафиксировано в 9 веке, вероятно, как применение термина « лира» струнного музыкального инструмента классической древности к новому смычковому струнному инструменту.Византийскую лиру иногда неофициально называют средневековой скрипкой , грушевидным ребеком или кеманчем — терминами, которые сегодня можно использовать для обозначения общей категории подобных струнных инструментов, на которых играют смычком из конского волоса.
Характеристики
[ редактировать ]Византийская лира имела задние колки, установленные в виде плоского колка, подобно средневековой скрипке , и в отличие от рабаба и ребека . Однако струны касались ногтями сбоку, а не прижимались сверху плотью пальца, как на скрипке.Лира, изображенная на византийской шкатулке из слоновой кости Национального музея во Флоренции (900–1100 гг. н.э.), имеет две струны и грушевидный корпус с длинной и узкой шеей. Дека , как изображена без резонаторов отдельная и прикрепленная деталь, однако это может быть следствием стилистической абстракции . Лиры Новгорода (1190 г.) морфологически ближе к современным изогнутым лирам ( см. галерею ): они были грушевидной формы и длиной 40 см; у них были полукруглые резонаторы и приспособление для трех струн. [5] Средняя струна служила гудением , при этом остальные перебирались пальцем или ногтем, вниз или в сторону от струны, поскольку не было накладки грифа , к которой можно было бы прижимать их: метод, который дает ноты так же четко, как на скрипке, и остается нормальным в лирах. как в Азии, так и на нынешних смычковых инструментах в поствизантийских регионах, таких как критская лира . [5]
Используется сегодня
[ редактировать ]Лира Византийской империи сохранилась во многих поствизантийских регионах до наших дней, даже близко к своей архетипической форме. Примерами являются Политики лира (т.е. лира Полиса, или города, относящегося к Константинополю) ( греч .: πολίτικη λύρα ), также известная как Классическая кеменсе ( турецкий : Klasik kemençe или Armudî kemençe) из Константинополя , используемая в сегодняшней Турции и Греции . критская лира ( греч . κρητική λύρα ) и та, которая используется на греческих островах Додеканеса , гадулка ( болгарский : Гъдулка ) в Болгарии , гусле в Сербии и Черногории , калабрийская лира ( итальянская : Lira Calabrese ) в Италии, и понтийская лира (греч. ποντιακή λύρα; турецкий: Karadeniz kemençe) в понтийских греческих общинах, существовавших (или существующих до сих пор) по берегам Черного моря . Гудок , исторический русский инструмент , сохранившийся до XIX века, также является вариантом византийской лиры.
Подобно лирам, найденным в Новгороде, критская лира , гадулка , калабрийская лира и греческие лиры Карпата , Македонии , Фракии и горы Олимп изготовлены из единого деревянного блока ( моноблока ), которому придана грушевидная форма. Слегка округлое тело лиры продолжено шейкой, заканчивающейся наверху блоком, который также имеет грушевидную или шаровидную форму. При этом колышки установлены лицом вперед и выдвинуты вперед. Дека также имеет более мелкую арку и два небольших полукруглых звуковых отверстия D-образной формы . Критская лира, вероятно, является наиболее широко используемой сохранившейся формой византийской лиры, за исключением того, что на Крите на изготовление инструментов повлияло изготовление скрипки. В настоящее время многочисленные модели имеют тенденцию объединять форму завитка, накладки грифа и другие морфологии некоторых второстепенных характеристик скрипки.
Современные варианты лиры настраиваются по-разному: LA–RE–SOL (или a–d–g , т. е. по квинтам ) на критской лире ; LA–RE–SOL (или a–d–g , где SOL [=g] — это идеальная четверть выше, чем RE [=d], а не пятая часть ниже) во Фракии , на Карпатосе и Додеканесе ; LA–LA–MI ( a–a–e , со вторым LA [=a] на октаву ниже), в драме ; МИ-СОЛ-МИ ( э-г-е , т. е. малая терция и большая шестая ) на гадулке ; ЛА-РЕ-ЛА ( а-д-а , пятая и четвертая) на Классическом Кеменче. [ нужны разъяснения ]
Галерея
[ редактировать ]- Болгарская гадулка
- Критская лира
- Лиерика из Далмации
- Различные виды критской лиры в Музее греческих народных инструментов в Афинах.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Аркенберг, Ребекка (октябрь 2002 г.), Скрипки эпохи Возрождения , Метрополитен-музей , дата обращения 22 сентября 2006 г.
- Бэйнс, Энтони (ноябрь 1992 г.), Оксфордский справочник по музыкальным инструментам , Oxford University Press , ISBN 0-19-311334-1
- Батлер, Пол (октябрь 2003 г.), Проект rebec , Персональный веб-сайт , получено 10 марта 2009 г.
- Британская энциклопедия (2009), лира , Британская энциклопедия онлайн , получено 20 февраля 2009 г.
- Картоми, Маргарет Дж. (1990), О концепциях и классификациях музыкальных инструментов , University of Chicago Press , ISBN 0-226-42548-7
- Грийе, Лоран (1901), Предки скрипки т.1 , Париж