Jump to content

Лира да Брам

Лира да Брам
"Lyra de bracio", как показано Михаилом Преториусом в его Syntagma Musicum.
Другие имена Лира де Брасио
Классификация Струнный смычковый инструмент
Развитый 15 век
Связанные инструменты
Лироне
Старый

Лира да Брасио (или лира де Брасио) [1] ) — европейский смычковый струнный инструмент эпохи Возрождения . Его использовали итальянские поэты-музыканты. [2] в суде в 15 и 16 веках, чтобы сопровождать их импровизированные чтения лирической и повествовательной поэзии . [3] Она наиболее тесно связана со средневековой скрипкой, или vielle . [4] в форме листа и, как и у виеллы, имелся колышковый ящик с передними колышками. [3] Скрипки с гудящими струнами можно увидеть начиная с 9 века ( византийская лира ), и этот инструмент продолжал развиваться в течение 16 века. [3] Во многих изображениях инструмента на нем играют мифологические персонажи, часто члены ангелов- супругов, и чаще всего Орфей и Аполлон . Лира да браччо иногда использовалась в ансамблях, особенно в интермедии , и, возможно, выступала в качестве инструмента прото-континуо.

Инструмент по форме напоминал скрипку , но с более широкой накладкой грифа и более плоским бриджем. Обычно у него было семь струн, пять из них были настроены как скрипка с добавленным внизу низким ре (то есть ре-г-ре'-а'-е'') с двумя струнами на грифе, которые служили дронами. и обычно настраивались по октавам. [3] Майкл Преториус показывает инструмент с ладами , хотя он единственный, кто это делает (см. изображение справа). Широкий гриф и плоский бридж, а также длинные, сильно изогнутые смычки облегчают аккордовую игру на инструменте. Хотя Преториус изображает инструмент как лиру де брасио с различными альтами «да гамба» (см. изображение ), [1] на самом деле в нее играли на плече, как следует из ее названия, которое относится к руке, или braccio по-итальянски. Судя по тем немногим сохранившимся трактатам и сочинениям, кажется, что на лире играли с тройными и четверными стопами. Исполнитель был несколько ограничен в том, какие инверсии он мог играть, и считается, что верхние струны могли использоваться для мелодии, а нижние струны - для игры аккордов. Кроме того, считается, что при сопровождении пения инструмент играл более высоким тоном, чем пел исполнитель. [3] В конце концов, в конце 16 века была разработана резная басовая версия лиры да браччо с расширенным количеством струн, лироне , также известная как лира да гамба , на которой играли «да гамба» или между ног.

Игрок «Лира да рука», Бартоломео Монтанья , ок. 1500

Лира да Браччо впервые упоминается в 1533 году Джованни Марией Ланфранко. [5] (используя термин «семиструнная лира»), описывая также ее настройку: [cc'/gg'-d'-a'-e]. Лира была изобретена для сопровождения гуманистических стихов поэтов, таких как Петрарка XIV века и его более поздние подражатели, и была популярна в городах-государствах Северной Италии, таких как Флоренция, Феррара, Мантуя, Венеция и так далее. В этой роли лира пользовалась авторитетом среди инструментов, которого ей больше никогда не удавалось достичь. Среди его представителей того времени было несколько великих художников, в частности Леонардо да Винчи , который, по словам Эммануэля Винтерница, широко считался старейшиной среди исполнителей на лире.

Лира да Браччо работы Джованни д'Андреа (1511 г.). Музей истории искусств в Вене

Появление мадригала и его аналога, инструментального консорта, а также стремительный рост более громкой скрипки вскоре свергли лиру с ее выдающегося положения при дворе, и к 1530-м годам она была переведена на сценическое использование. , на великих фестивалях эпохи Возрождения, проводимых городами-государствами и их могущественными правящими династиями. Здесь его обычно можно было встретить на сцене в связи с присутствием бога Аполлона или смешивать с закулисными ансамблями прото-континуо.

Рукопись Пезаро середины XVI века, важный документ в истории лиры, содержит запись Passemezzo Moderno (мер современного танца), написанную табулатурой лиры. Этот странный, изуродованный шрифт, обнаруженный в городе Пезаро на Адриатическом побережье, является единственным сохранившимся образцом написанной музыки для лиры. Это предполагает, по крайней мере, возможность того, что к тому времени инструмент использовался как танцевальный инструмент. Его гармоничный характер и удобный набор клавиш идеально подходили для воспроизведения модной танцевальной музыки того времени.

Итальянский музыковед Дисертори показал, что можно реконструировать весьма убедительные образцы лиры да браччо в ее ранних формах по кропотливым картинам и рисункам Леонардо да Винчи, Рафаэля , Джованни Беллини , Витторе Карпаччо и многих других художников конца XV ​​века. /начала 16 века, что открывает множество интересных возможностей, связанных с воссозданием исполнительской практики конца 15 века.

Сохранилось до десяти экземпляров более поздних, похожих на скрипку Лир, хотя их подлинность до сих пор вызывает несколько резкие споры. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Майкл Преториус Инструменты музыкального театра Синтагма или Sciagraphia Wolfenbüttel 1620
  2. Согласно описанию Джорджо Вазари жизни Леонардо да Винчи в произведении Вазари « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , Леонардо был талантливым игроком на лире да браччо.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Говард Майер Браун и Стерлинг Скотт Джонс. "Lira da braccio", Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 11 ноября 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
  4. ^ Пио Стефано (2012). Венецианские мастера скрипок и лютней 1490–1630 гг . Венеция, Италия: Исследование Венеции. п. 441. ИСБН  9788890725203 . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 г. Проверено 28 февраля 2020 г.
  5. ^ Джовани Мария Ланфранко (1533): Sentille di Musica , стр.136 и далее

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бальдасарре, Антонио (1999). « Лира да браччо в гуманистическом контексте Италии». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 24 (1–2): 5–28. ISSN   1522-7464 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c17c2f5e54023efc804bc10338be1b51__1694357340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/51/c17c2f5e54023efc804bc10338be1b51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lira da braccio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)