Лира да Брам
![]() "Lyra de bracio", как показано Михаилом Преториусом в его Syntagma Musicum. | |
Другие имена | Лира де Брасио |
---|---|
Классификация | Струнный смычковый инструмент |
Развитый | 15 век |
Связанные инструменты | |
Лироне Старый |
Лира да Брасио (или лира де Брасио) [1] ) — европейский смычковый струнный инструмент эпохи Возрождения . Его использовали итальянские поэты-музыканты. [2] в суде в 15 и 16 веках, чтобы сопровождать их импровизированные чтения лирической и повествовательной поэзии . [3] Она наиболее тесно связана со средневековой скрипкой, или vielle . [4] в форме листа и, как и у виеллы, имелся колышковый ящик с передними колышками. [3] Скрипки с гудящими струнами можно увидеть начиная с 9 века ( византийская лира ), и этот инструмент продолжал развиваться в течение 16 века. [3] Во многих изображениях инструмента на нем играют мифологические персонажи, часто члены ангелов- супругов, и чаще всего Орфей и Аполлон . Лира да браччо иногда использовалась в ансамблях, особенно в интермедии , и, возможно, выступала в качестве инструмента прото-континуо.
Инструмент по форме напоминал скрипку , но с более широкой накладкой грифа и более плоским бриджем. Обычно у него было семь струн, пять из них были настроены как скрипка с добавленным внизу низким ре (то есть ре-г-ре'-а'-е'') с двумя струнами на грифе, которые служили дронами. и обычно настраивались по октавам. [3] Майкл Преториус показывает инструмент с ладами , хотя он единственный, кто это делает (см. изображение справа). Широкий гриф и плоский бридж, а также длинные, сильно изогнутые смычки облегчают аккордовую игру на инструменте. Хотя Преториус изображает инструмент как лиру де брасио с различными альтами «да гамба» (см. изображение ), [1] на самом деле в нее играли на плече, как следует из ее названия, которое относится к руке, или braccio по-итальянски. Судя по тем немногим сохранившимся трактатам и сочинениям, кажется, что на лире играли с тройными и четверными стопами. Исполнитель был несколько ограничен в том, какие инверсии он мог играть, и считается, что верхние струны могли использоваться для мелодии, а нижние струны - для игры аккордов. Кроме того, считается, что при сопровождении пения инструмент играл более высоким тоном, чем пел исполнитель. [3] В конце концов, в конце 16 века была разработана резная басовая версия лиры да браччо с расширенным количеством струн, лироне , также известная как лира да гамба , на которой играли «да гамба» или между ног.
История
[ редактировать ]
Лира да Браччо впервые упоминается в 1533 году Джованни Марией Ланфранко. [5] (используя термин «семиструнная лира»), описывая также ее настройку: [cc'/gg'-d'-a'-e]. Лира была изобретена для сопровождения гуманистических стихов поэтов, таких как Петрарка XIV века и его более поздние подражатели, и была популярна в городах-государствах Северной Италии, таких как Флоренция, Феррара, Мантуя, Венеция и так далее. В этой роли лира пользовалась авторитетом среди инструментов, которого ей больше никогда не удавалось достичь. Среди его представителей того времени было несколько великих художников, в частности Леонардо да Винчи , который, по словам Эммануэля Винтерница, широко считался старейшиной среди исполнителей на лире.

Появление мадригала и его аналога, инструментального консорта, а также стремительный рост более громкой скрипки вскоре свергли лиру с ее выдающегося положения при дворе, и к 1530-м годам она была переведена на сценическое использование. , на великих фестивалях эпохи Возрождения, проводимых городами-государствами и их могущественными правящими династиями. Здесь его обычно можно было встретить на сцене в связи с присутствием бога Аполлона или смешивать с закулисными ансамблями прото-континуо.
Рукопись Пезаро середины XVI века, важный документ в истории лиры, содержит запись Passemezzo Moderno (мер современного танца), написанную табулатурой лиры. Этот странный, изуродованный шрифт, обнаруженный в городе Пезаро на Адриатическом побережье, является единственным сохранившимся образцом написанной музыки для лиры. Это предполагает, по крайней мере, возможность того, что к тому времени инструмент использовался как танцевальный инструмент. Его гармоничный характер и удобный набор клавиш идеально подходили для воспроизведения модной танцевальной музыки того времени.
Итальянский музыковед Дисертори показал, что можно реконструировать весьма убедительные образцы лиры да браччо в ее ранних формах по кропотливым картинам и рисункам Леонардо да Винчи, Рафаэля , Джованни Беллини , Витторе Карпаччо и многих других художников конца XV века. /начала 16 века, что открывает множество интересных возможностей, связанных с воссозданием исполнительской практики конца 15 века.
Сохранилось до десяти экземпляров более поздних, похожих на скрипку Лир, хотя их подлинность до сих пор вызывает несколько резкие споры. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Майкл Преториус Инструменты музыкального театра Синтагма или Sciagraphia Wolfenbüttel 1620
- ↑ Согласно описанию Джорджо Вазари жизни Леонардо да Винчи в произведении Вазари « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , Леонардо был талантливым игроком на лире да браччо.
- ^ Jump up to: а б с д и Говард Майер Браун и Стерлинг Скотт Джонс. "Lira da braccio", Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 11 ноября 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
- ^ Пио Стефано (2012). Венецианские мастера скрипок и лютней 1490–1630 гг . Венеция, Италия: Исследование Венеции. п. 441. ИСБН 9788890725203 . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 г. Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Джовани Мария Ланфранко (1533): Sentille di Musica , стр.136 и далее