Музыка Замбии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2018 г. ) |
Часть серии о |
Культура Замбии |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Музыка |
Спорт |

Музыка Замбии . имеет богатое наследие, которое можно условно разделить на традиционную, популярную и христианскую музыку
Традиционная музыка
[ редактировать ]Традиционная замбийская музыка уходит корнями в верования и практики различных этнических групп Замбии, и за последние три десятилетия она претерпела некоторый упадок. [1] Традиционная замбийская музыка когда-то имела четкие ритуальные цели или была выражением социальной структуры культуры. Песни использовались для обучения, лечения, обращения к духам и просто для удовольствия. Несмотря на упадок традиционной музыки , ее влияние все еще можно услышать во многих современных музыкальных формах Замбии. Вездесущий африканский « призыв и ответ » можно услышать почти в каждой замбийской песне, независимо от стиля. Традиционные барабанные ритмы и полиметры присутствуют во многих различных стилях замбийской музыки. Современные популярные формы, такие как замбийская Калиндула, также демонстрируют следы традиционной музыки в стиле игры пальцами, используемом гитаристами.
Инструменты
[ редактировать ]Традиционные замбийские инструменты включают разнообразные мембранофоны . [2] как удары палкой, так и удары руками. Барабаны необходимы для большинства традиционных танцев. Нгома — это общий центральный термин банту, обозначающий барабан, но замбийские барабаны бывают разных размеров, форм и назначений и имеют особые названия в зависимости от их племенного происхождения и функциональной роли. церемоний . Например, барабаны Будима из долины Тонга используются специально для похоронных Барабаны Budima имеют форму кубка и бывают разных размеров: от больших до маленьких. Одним из самых интересных барабанов является так называемый «львиный барабан» ( намалва в Тонге), используемый на традиционных похоронах. Это фрикционный барабан , по которому вообще не ударяют, но в головку барабана вставлена палка, которая натирается. Силимба — большой 17-нотный ксилофон из Западной провинции.
Хордофоны и аэрофоны менее распространены в традиционной замбийской музыке, но, тем не менее, существуют. Жители долины Тонга играют на инструментах, сделанных из рогов животных, называемых Ниеле . На Найле играют с использованием техники взаимодействия: каждый музыкант играет на одном валторне и взаимодействует с другими музыкантами, у которых Найле разной высоты. На хордофоне, называемом калумбу, молодые люди традиционно играли, чтобы сигнализировать о своем желании жениться. Этномузыкологи назвали его «музыкальным луком» из-за его формы, по калумбу ударяют палкой. Как и во многих других странах Центральной Африки, в Замбии когда-то существовала яркая традиция так называемых «пианино для большого пальца», каждое из которых имело разные названия в зависимости от племенного происхождения: одним из таких фортепиано является Тонга канкобела , Мбунда «катханди», Лози. кангомбио», лунда «чисанжи», нсенга «калимба» и т. д. Хотя в последние годы использование традиционных инструментов сократилось, их все еще можно услышать в сельских районах Замбии.
Записи традиционной замбийской музыки были сделаны в середине двадцатого века Хью Трейси и Артуром Моррисом Джонсом , известными этномузыковедами африканской музыки. Трейси записывал данные по всей Замбии в 1950-х годах, но также специально записывал их в долине Замбези в 1958 году по просьбе антрополога Элизабет Колсон до создания плотины Кариба Замбии , и Джонс сделал свою запись в Мапанзе в южной провинции . Католические миссионеры Джей Джей Корбейл и Фрэнк Вафер также внесли свой вклад в наши знания о традиционной замбийской музыке. Отец Корбейль собрал и задокументировал инструментальную традицию бембы на северо-востоке Замбии. Фрэнк Вафер, священник-иезуит из Чикуни, собрал и сохранил музыку Батонга. Общественная радиостанция, посвященная пропаганде музыки и культуры Батонга, также является частью миссионерской станции Чикуни. Они организуют ежегодный фестиваль музыки Батонга, который, по словам организаторов, привлекает до 10 000 посетителей. Недавние этномузыкологические работы были выполнены коренными замбийцами, такими как Мвеса Исайя Мапома , Джозеф Нганду, Джон Андерсон Мвеса и другие. Последние полевые записи, сделанные уроженцем Замбии Майклом Бэрдом в Южной провинции, были выпущены на его лейбле SWP, а также выпущены два превосходных сборника замбийских хитов 60-х, 70-х и 80-х годов.
Популярная музыка
[ редактировать ]После обретения независимости в 1964 году наиболее важным источником популярной музыки была Национальная радиовещательная служба Замбии и дочерние группы, такие как Lusaka Radio Band, которые вскоре изменили свое название на The Big Gold Six. Вскоре сформировались звукозаписывающие компании, причем большая часть записей была сделана в студии DB Питера Мсунгило в Лусаке, а пластинки выпущены в Ндоле компанией Teal Record Company.
Северный регион Замбии, производящий медь, был известен такими певцами, как Джон Луши, Уильям Мапуланга и Стивен Цоци Касумали. Их гитарная музыка постепенно переросла в Zamrock , в рок-песнях которого использовались в основном английские тексты. В состав банд входили «Пулеметчики» и «Муси-о-туня». Вскоре появилась самая популярная группа в истории Замбии — Jaggari Chanda ’s Witch .
В конце 1970-х годов президент Кеннет Каунда приказал, чтобы 95% музыки на радио было замбийским. Он надеялся способствовать формированию национальной идентичности Замбии. Однако вместо того, чтобы использовать свои народные корни, замбийцы попытались стать поп-звездами. К середине 1980-х результатом стала музыка калиндула . Группы включали Masasu Band , Serenje Kalindula и Junior Mulemena Boys . Amayenge считается одной из лучших групп калиндулы за последние двадцать лет. Еще один выдающийся артист — Брайан Чилала, который вместе со своей группой Ngoma Zasu продолжает традицию электрической калиндулы. Ежегодный концерт традиционных групп (не только калиндула) недавно начался на радиостанции Чикуни в Чикуни в Южной провинции. Две самые популярные группы этого фестиваля — Green Mamba и Mashombe Blue Jeans . [3] Кроме того, такие артисты, как Альфред Чисала Калуша-младший, основывали свои композиции на «Имфукуту» - народной музыке бемба.
В 1990-е годы экономические проблемы привели к коллапсу музыкальной индустрии Замбии. Не ограниченный правилами, продвигающими замбийскую музыку, в эфире звучали импортные рагги и регги с Ямайки, а также хип-хоп и R&B из Соединенных Штатов.
Самым успешным звукозаписывающим лейблом, действующим в настоящее время в Замбии, являются Romaside Entertainment, Sling Beats, Blaza, G-sounds, Alpha Entertainment и XYZ Entertainment. В их число артистов входят JK ., Slap Dee, Macky 2, Chef 187, Джо Чибангу, Джей Браун (Сын Всевышнего), hamoba, Ty2, Бобби Ист, Zone fam и Джей Роксер, Джоб, Стево, Музо, он же Альфонсо. , Петерсен, Изреал, Корта Нак Сити , Дэнни, Шатель, Блэк Мунту, Пилато, Мампи , Томми Ди, южноафриканец Чилу Лемба и алжирский рэпер TIDY , а также не забывая о Pilot African Sun. Звуковые клипы каждой из этих групп можно послушать на их сайте (см. ниже). Индустрия развлечений Замбии отмечает таких популярных музыкантов на ежегодной премии Ngoma Awards . Премия Нгома представляет собой замбийскую версию общеафриканской премии Кора . На данный момент K'Millian , Macky 2 очень популярными артистами являются , Slap dee, Chef 187.Уникальную гибридную форму замбийской музыки можно найти в так называемой традиции «банджо». Замбийское «банджо» (произносится как «бан-джо») — это, по сути, самодельная гитара. Можно найти множество таких инструментов разных размеров и с разным количеством струн. На большинстве из них играют двумя или тремя пальцами, а настройка каждого инструмента уникальна для этого инструмента. Корпус изготавливается различной формы из дерева, а иногда и из консервных банок, а струны или «провода» часто изготавливаются из выброшенных радиальных шин. Замбийские банджо используются в банды калиндула по всей Замбии.
Христианская музыка
[ редактировать ]Популярные влияния также можно услышать в новом репертуаре, часть которого заимствована из городского современного госпела , часть из так называемой « современной христианской музыки » из Соединенных Штатов, а часть из популярных идиом Замбии. Использование электронных синтезаторов и гитар также проникло в церковь. Поток влияния между церковной музыкой и популярной сферой также можно услышать в записях таких групп, как Lumbani Madoda, Zambian Acapella, Lota House и расформированной Hosanna Band.
Влияние евро-американских гимнов также очевидно в музыке многих замбийских общин. Гимны из британских и американских гимнов продолжают оставаться частью музыкальной ткани многих церквей, а многие гармонические практики возникли под влиянием западных гимнов. Изобретенная Джоном Карвеном система Tonic Sol-fa была импортирована в Африку британцами в девятнадцатом веке. Хор Heritage Singers, Квартет Heritage Brothers и церковь помогли популяризировать эту форму гармоничной музыки во всем мире.
Список замбийских музыкантов
[ редактировать ]Записи
[ редактировать ]- Браун, Эрнест. Песни духов: Королевская музыка нкойя Замбии. Лусака, Замбия: Институт африканских исследований Университета Замбии, 1976.
- Бэрд, Майкл. Батонга через воды. Утрехт, Нидерланды: SWP Records, 1997.
- Бэрд, Майкл. Замбия Придорожная - Музыка из Южной провинции. Утрехт, Нидерланды: SWP Records, 2003.
- «Замбуш Том 1. - Замбийские хиты 80-х». Утрехт, Нидерланды: SWP Records, 2004.
- «Замбуш Том 2 - замбийские хиты 60-х и 70-х годов». Утрехт, Нидерланды: SWP Records, 2004.
- Папа, Земус. Папа. Лусака, Замбия: Mondo Music Corp., 1999.
- Гитарные песни из Танзании, Замбии и Заира. Тивлой, Нью-Йорк: Оригинальная музыка, 1982.
- Евангельский оркестр «Осанна». Леса Тупепа. Лусака, Замбия: Mondo Music Corp., 2004.
- Дж, К. Дж. К. . Лусака, Замбия: Mondo Music Corp., 2001.
- Шопрайт Хит-парад Замбии. Лусака, Замбия: Mondo Music Corp., 2001.
- Трейси, Хью. «Песни Калимбы и Калумбу, Северная Родезия, Замбия, 1952 и 1957 годы: Лала, Тонга, Лози, Мбунда, Бемба, Лунда». Исторические записи / Хью Трейси. Утрехт, Нидерланды: SWP Records, 1998. Продюсер и обновленный Майкл Бэрд.
- Замбийская Акапелла. Замбийская Акапелла. Корсикана, Техас: Paradox Music, 1993.
- Бэрд, Майкл. «Канкобела Батонги, том 1». Утрехт, Нидерланды: SWP Records 2008.
- Бэрд, Майкл. «Канкобела Батонги, том 2». Утрехт, Нидерланды: SWP Records 2011.
- Бэрд, Майкл «На обочине Замбии 2». Утрехт, Нидерланды: SWP Records 2013.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Эрнест Дуглас. «Барабаны жизни: королевская музыка и общественная жизнь в Западной Замбии». Кандидатская дисс. Университет Вашингтона, 1984.
- Грэм, Ронни и Саймон Кандела Тунканья. «Эволюция и выражение». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 702–705. Rough Guides Ltd, Penguin Books.
- Айзерманс, Ян Дж. «Музыка и теория лидеров культа одержимости в Чибале, округ Серендже, Замбия». Этномузыкология 39 (1995) 2: 245-274.
- Эйзерманс, Ян Дж. «Амалимба. Музыка и связанные с ней танцы, тексты и ритуалы в одном регионе Замбии». 2023. https://amalimba.org/
- Джонс, Артур Моррис. «Африканская музыка в Северной Родезии и некоторых других местах». Периодические статьи музея Родса-Ливингстона; Новая сер., № 4 ; Ливингстон, Северная Родезия: Музей Родса-Ливингстона, 1958.
- Кубик, Герхард. Африканская гитара: сольная гитарная музыка в стиле пальцев, композиторы и исполнители Конго/Заира, Уганды, Центральноафриканской Республики, Малави, Намибии и Замбии: аудиовизуальные полевые записи, 1966–1993, Герхард Кубик . видеозапись. Вестапол Продакшнс; Распространяется компанией Rounder Records, Кембридж, Массачусетс, 1995 г.
- Лонгве, Сара Х. и др. Женщина знай свое место: патриархальное послание в популярной песне Замбии: исследовательский отчет проекта «Женщины в музыке». Лусака, Замбия: Ассоциация исследований и разработок Замбии, 1990.
- Мапома, Мвеса Исайя. «Влияние немузыкальных факторов на исполнение некоторой вокальной музыки бембы Замбии». Кассель. Беренрайтер, 1981 год.
- Мапома, Мвеса Исайя. «Обзор замбийских музыкальных инструментов: музыкальные инструменты народа лала из Серендже». Лусака: Институт африканских исследований, 1982 г.
- Мапома, Мвеса Исайя. «Взгляд на использование музыки в традиционной медицине среди банту: случай исцеления среди говорящих на языке бемба народов Замбии». Muntu: Revue scientifique etculturalle de CICIBA.8 (1988): 117–23.
- Нганду, Джозеф и Анри Хербст. «Луквеса Не Чива - История Луквесы и Исивы: Музыкальное повествование бембы Замбии». Британский журнал музыкального образования 21.1 (2004): 41.
- Томас, Дуайт В. «Иньимбо Зьябакристо: Читонгаский сборник гимнов замбийских братьев в Крайст-Черч». Братья в истории и жизни Христа 28.3 (2005): 502–66.
- Трейси, Хью. Нгома: Введение в музыку для жителей Южной Африки. Лондон: Лонгманс, 1948.
- Цукада, Кеничи. «Калиндула в Муканде: включение западной музыки в обряды инициации мальчиков Лувале Замбии». В: Традиция и ее будущее в музыке Осака, Япония: Мита 1991. 547-51.
- Ван Дейк, Марсель. «Соотношение инструмента и стиля». Журнал Международной библиотеки африканской музыки (том 8, номер 4), 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Менса, Атта Анна. (1971). Музыка и танцы в Замбии . Библиотека Университета Замбии: Лусака: Информационные службы Замбии.
- ^ Кэтрин Шмидт-Джонс. «Классификация музыкальных инструментов: мембранофоны» . Связи . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 23 января 2020 г.
- ^ «Барабанная дробь почета: Церемония награждения Нгома». Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.