Jump to content

Музыка Нигерии

Музыка Нигерии включает в себя множество видов народной и популярной музыки . Немногое из музыкальной истории страны до контакта с европейцами сохранилось, хотя были найдены бронзовые резные фигурки, датируемые 16 и 17 веками, с изображением музыкантов и их инструментов. [1] страны Наиболее всемирно известные жанры : коренные народы , апала , музыка аурреббе , музыка рара , музыка , вере огене , фудзи , джуджу , афробит , афробиты , светская жизнь игбо , афро-джуджу , вака , рэп игбо , госпел , нигерийская поп-музыка. [2] и Йо-поп . Стили народной музыки связаны с более чем 250 этническими группами страны, каждая из которых имеет свои собственные техники, инструменты и песни. Крупнейшими этническими группами являются игбо , хауса и йоруба . [3] Традиционная музыка Нигерии и всей Африки часто функциональна; другими словами, оно проводится для того, чтобы отметить такой ритуал, как свадьба или похороны , а не для достижения художественных целей. [4] Хотя некоторые нигерийцы, особенно дети и пожилые люди, играют на инструментах для собственного развлечения, сольные выступления в остальном редки. Музыка тесно связана с сельским хозяйством , и существуют ограничения, например, на то, на каких инструментах можно играть в разные периоды посевного сезона.

Рабочие песни - распространенный тип традиционной нигерийской музыки. [5] Они помогают держать ритм работникам полей, речных каноэ и других полей. Женщины используют сложные ритмы в домашних делах, например, растирание батата под богато украшенную музыку. В северных регионах фермеры работают вместе на фермах друг друга, и ожидается, что хозяин предоставит музыкантов своим соседям.

Вопрос музыкальной композиции также весьма разнообразен. Хвана отдают должное названным , например, верят, что все песни преподаны предками народа, в то время как тив композиторам почти всех песен, а эфик называют отдельных композиторов только для светских песен. Во многих частях Нигерии музыкантам разрешено говорить в своих текстах вещи, которые в противном случае были бы восприняты как оскорбительные.

Наиболее распространенным форматом музыки в Нигерии является хор призыва и ответа , в котором ведущий певец и хор обмениваются куплетами, иногда в сопровождении инструментов, которые либо затеняют основной текст, либо повторяют и остинато вокальную фразу. В южной части представлены сложные ритмы и сольные исполнители, использующие мелодические инструменты, а в северной чаще представлены полифонические духовые ансамбли. Крайний северный регион ассоциируется с монодической (т. е. однострочной) музыкой с акцентом на барабаны и, как правило, находится под большим влиянием исламской музыки .

Традиционная музыка

[ редактировать ]

Народы Севера известны сложной музыкой на ударных инструментах, однострунным годже и сильной вокальной традицией хвалебных песен. Под мусульманским влиянием с 14 века музыка хауса использует свободно-ритмическую импровизацию и пентатонику , подобно другим мусульманским сахельским племенам по всей Западной Африке , таким как бамбара , канури , фулани и сонгай . Традиционная музыка хауса используется для празднования рождения, бракосочетания, обрезания и других важных жизненных событий. Церемониальная музыка хауса хорошо известна в этом районе, и в ней преобладают семьи певцов-прославителей. Хауса играют на ударных инструментах, таких как барабан тамбора и говорящий барабан . Однако самым впечатляющим из государственных инструментов хауса является удлиненная государственная труба под названием Какаки , ​​которая первоначально использовалась кавалерией Сонгай и была принята растущими государствами хауса как символ военной мощи. Трубы Какаки могут иметь длину более двух метров и легко разбираются на три портативные части для удобства транспортировки.

Народ игбо живет на юго-востоке Нигерии и играет на самых разных народных инструментах. Они известны своей готовностью перенимать иностранные стили и были важной частью светской жизни Нигерии. [6] Самый распространенный инструмент — 13-струнная цитра , называемая гобо . Игбо также играют на щелевых барабанах , ксилофонах , флейтах , лирах , уду и лютнях, а в последнее время — на импортных европейских духовых инструментах .

исполняется куртуазная музыка Среди более традиционных игбо , поддерживающая их королевские традиции. Уфи . ( щелевой барабан ) используется, чтобы разбудить вождя и сообщить ему время приема пищи и другую важную информацию Ансамбли колоколов и барабанов используются, чтобы объявить, когда вождь уходит и возвращается в свою деревню. Время приема пищи может включать пирог и другие праздничные десерты. [7]

есть У йоруба традиция игры на барабанах с характерным использованием дандан в форме песочных часов натяжных барабанов . Ансамбли, использующие дандан, играют музыку, которую также называют дандан . [8] Эти ансамбли состоят из натяжных барабанов разного размера, а также литавр ( гудугуду ). Лидером ансамбля дундун является иялу , который использует барабан, чтобы «разговаривать», имитируя тональность йоруба. [7] Большая часть музыки йоруба носит духовный характер и посвящена их Богу.

Музыка йоруба является одним из наиболее важных компонентов современной нигерийской популярной музыки в результате раннего влияния на нее европейских , исламских и бразильских форм. Это влияние возникло в результате импорта духовых инструментов , нот , исламских ударных инструментов и стилей, привезенных бразильскими купцами. [9] Как в самом густонаселенном городе Нигерии Лагосе , так и в крупнейшем городе Ибадане эти мультикультурные традиции в совокупности дополняют мультикультурный музыкальный гобелен нигерийской популярной музыки. Современные стили, такие как Айинде Барристера , фудзи вака Абени и Салавы сакара Юсуфа Олатунджи, в основном произошли от традиционной музыки йоруба. Многие современные йорубанские музыканты поют на своем родном языке. 9ice — один из многих, кто ворвался в индустрию вместе с Гонго Асо. Британский саксофонист Тундай Акинтан создал йорубит на основе ритмов йоруба. Тими Корус , Бэйб ми Джово и Флоша читают рэп и поют на языке йоруба.

Театральная музыка

[ редактировать ]

Нигерийский театр широко использует музыку. Зачастую это просто традиционная музыка, используемая в театральной постановке без адаптации. используются и отдельные стили музыки Однако в нигерийской опере . Здесь музыка используется для того, чтобы передать зрителю впечатление от драматического действия. Музыка употребляется и в литературной драме, хотя ее музыкальное сопровождение употребляется более экономно, чем в опере; Опять же, музыка передает публике настроение или тон событий. Примером может служить Джона Пеппера Кларка » «Сага об Озиди , пьеса об убийстве и мести, в которой участвуют как человеческие, так и нечеловеческие актеры. С каждым персонажем пьесы связана личная музыкальная тема, которая сопровождает сражения, в которых участвует персонаж.

Традиционный нигерийский театр включает кукольные спектакли в штате Борно , а также среди огони и тив, а также древнюю традицию йоруба алаариньо , которая, возможно, произошла от маскарада Эгунгун . С приходом колониальных держав, занимающихся строительством дорог, эти театральные коллективы распространились по стране, и их постановки становились все более сложными. Сейчас они обычно используют европейские инструменты, отрывки из фильмов и записанную музыку.

В прошлом и Хьюберт Огунде , и Аде Лав создавали саундтреки к своим фильмам, используя очень богатый язык йоруба . Современные композиторы музыки для кино и театра йоруба, среди которых знаменосцем является Топе Алаби , по-разному сопровождали драматические действия оригинальной музыкой.

Озвучивание телевидения и фильмов

[ редактировать ]

С момента появления телевидения в 1959 году растущая теле- и киноиндустрия получила большое количество своих артистов и музыкальных структур из обширного театра коренных народов Нигерии, который, в свою очередь, развился из фестивалей и религиозных церемоний. [10] Ранние телевизионные драмы той эпохи использовали фольклор и песни из популярных жанров коренных народов, таких как светская жизнь Нигерии , а также языки коренных народов, включая игбо , йоруба и так далее. [11] С появлением в начале 1990-х годов в Нигерии киноиндустрии, которую спорно называют Нолливудом , многие из этих телепродюсеров одновременно работали в кинопроизводстве, распространив эту технику местных источников на озвучивание фильмов . [11] После эпохи, определяемой влиянием европейского и североамериканского искусства, нигерийская киноиндустрия разработала уникальный метод озвучивания фильмов, называемый префигурированием .

Prefiguring, популяризированный известным нигерийским продюсером саундтреков Стэнли Окори, использует мотивы и повторяющиеся мелодии, чтобы предвосхитить диалоги и основные сюжетные события до того, как они произойдут на экране. [11] Эта новая техника озвучивания фильмов, уникальная для нигерийской киноиндустрии, основана на искусстве рассказывания историй коренных общин Нигерии, демонстрируя качества языков, песен, танцев и драм этих общин. [12]

Детская музыка

[ редактировать ]

У детей в Нигерии есть много своих традиций, обычно пение игр . Чаще всего это песни типа «призыв-ответ», написанные на архаичном языке. Есть и другие песни, например, у народа Тарок , которые носят откровенно сексуальный и непристойный характер и исполняются только вдали от дома. Дети также используют такие инструменты, как без косточек цитры-плоты (сделанные из стеблей кукурузы) и барабаны, сделанные из консервных банок, трубку, сделанную из стебля папайи , и варган, сделанный из стебля сорго . У народа хауса дети играют на уникальном инструменте, на котором отбивают ритмы на надутом желудке живой, раздраженной рыбы-фугу . [ нужна ссылка ]

Традиционные инструменты

[ редактировать ]

Хотя ударные инструменты присутствуют повсюду, в традиционной музыке Нигерии используется множество разнообразных инструментов. Многие из них, такие как ксилофон , являются неотъемлемой частью музыки по всей Западной Африке, тогда как другие импортированы из мусульман Магриба , Южной или Восточной Африки; другие инструменты прибыли из Европы или Америки. Духовые инструменты и деревянные духовые инструменты были первым импортом, который сыграл жизненно важную роль в развитии нигерийской музыки, а более поздний импорт электрогитар стимулировал популяризацию музыки джоджу.

Перкуссия

[ редактировать ]
Барабанщики в Оджумо Оро , штат Квара

Ксилофон настроенный идиофон , распространенный в Западной и Центральной Африке. В Нигерии они наиболее распространены в южной части страны и относятся к центральноафриканской модели. Несколько человек иногда одновременно играют на одном ксилофоне. Инструменты обычно изготавливаются из рыхлой древесины, помещенной на банановые бревна. Встречаются также ксилофоны с ямочным и коробчатым резонансом. Нередки ансамбли из глиняных горшков, отбитых мягкой подушечкой; иногда они наполнены водой. Хотя обычно настроенные, ненастроенные примеры иногда используются для создания басового ритма. Используются также полые бревна, расколотые вдоль, с резонаторными отверстиями на конце прорези. Они традиционно использовались для общения на больших расстояниях.

Различные колокола являются обычной частью королевских регалий и использовались в тайных обществах . Обычно их делают из железа, а в исламских оркестрах севера — из бронзы. Удары по тыквам, положенным на ткань и ударенные палками, являются частью женской музыки, а также борри культовых танцев . Иногда, особенно на севере, тыквы помещают в воду вверх дном, причем наклон регулируется количеством воздуха под ней. На юго-западе играют в несколько настроенных тыкв, плавающих в корыте.

Скребки распространены по всему югу. Одним из наиболее распространенных типов является зубчатая палочка, при которой играют, перетаскивая ракушку по палке с различной скоростью. Его используют как женский придворный инструмент, так и дети в дразнящих играх. У йоруба вместо палки можно использовать железный прут. Распространены погремушки, сделанные из тыкв, содержащих семена или камни, а также сети-погремушки, в которых тыква окружена сеткой из бусинок или ракушек. В погремушки обычно играют в ритуальном или религиозном контексте, преимущественно женщины.

Барабаны многих видов являются наиболее распространенным типом ударных инструментов в Нигерии. Традиционно их изготавливают из цельного куска дерева или сферических тыквы, но в последнее время их стали делать из бочек с маслом. Барабан в виде песочных часов является наиболее распространенной формой, хотя существуют также двуглавые бочкообразные барабаны, одинарные барабаны и конические барабаны. Рамочные барабаны также встречаются в Нигерии, но могут быть импортированы из Бразилии. Необычным ударным инструментом является уду , разновидность сосудистого барабана.Этот инструмент очень важен в большинстве африканских стран.

Струнные инструменты

[ редактировать ]

Музыкальный смычок встречается в Нигерии в виде шнура, резонирующего во рту, который можно щипать или ударять. Он наиболее распространен в центральной части страны и связан с сельскохозяйственными песнями и песнями, выражающими социальные проблемы. Стебли злаков, связанные вместе, и струны, поддерживаемые двумя мостиками, используются для изготовления своего рода цитры-плота , на которой играют большими пальцами, как правило, для сольного развлечения. Арочная арфа встречается в восточной части страны, особенно у тарок. Обычно он имеет пять или шесть струн и пентатоническую настройку. Скрипка-шип с резонирующей чашей и столиком из кожи ящерицы используется в северном регионе и похожа на среднеазиатские и эфиопские формы. Народы хауса и канури играют на различных лютнях с шипами.

Другие инструменты

[ редактировать ]

множество медных и деревянных духовых инструментов В Нигерии также можно найти . К ним относятся длинные трубы , часто сделанные из алюминия , на которых играют парами или ансамблями до шести человек, часто в сопровождении шаума . Встречаются также деревянные трубы, тыквенные трубы, флейты с выдувным концом, крестообразные свистки, поперечные кларнеты и различные виды рожков.

Список нигерийских музыкальных жанров

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Многие африканские страны стали свидетелями турбулентности и насилия во время принудительного перехода от разнообразного региона народных культур к группе современных национальных государств. Нигерия столкнулась с большими трудностями, чем большинство африканских стран, в формировании популярной культурной идентичности среди различных народов сельской местности. [13] С момента своего зарождения на улицах Лагоса популярная музыка в Нигерии уже давно стала неотъемлемой частью африканской поп-музыки, привнося влияние и инструменты многих этнических групп, формируя нигерийскую популярную музыку.

Самые ранние стили нигерийской популярной музыки, часто называемые Naija Music. [14] были пальмово-винная музыка и светская жизнь , распространившаяся в 1920-е годы среди Нигерии и близлежащих стран Либерии , Сьерра-Леоне и Ганы . В Нигерии была создана музыка джуджу. В это время несколько других стилей, таких как апала , заимствованных из традиционной музыки йоруба, также нашли более ограниченную аудиторию. К 1960-м годам кубинские, американские и другие стили импортированной музыки пользовались большим успехом, и музыканты начали включать эти влияния в дзёдзю; смешение населения хауса с ближневосточными общинами в городах на юге страны, в частности, познакомило их с Болливудом и его музыкой . [15] Результатом стало появление новых стилей за последние несколько десятилетий 20-го века, включая музыку вака , йо-поп и афробит .

Пальмовое вино и изобретение жужу

[ редактировать ]

К началу 20-го века музыка йоруба включала в себя духовые инструменты, письменную нотацию, исламскую перкуссию и новые бразильские техники, что привело к появлению Лагосе рожденного в стиля пальмового вина, . Термин пальмовое вино также используется для описания родственных жанров в Сьерра-Леоне , Либерии и Гане . [7] Эти сорта более известны, чем нигерийское пальмовое вино. Однако первоначально пальмовое вино относилось к разнообразному набору стилей игры на струнных инструментах (особенно на гитарах или банджо ) с шейкерами и ручными барабанами . [16] В этом городском стиле часто играли в барах, сопровождая выпивку (отсюда и название, происходящее от алкогольного напитка из пальмового вина ).

Первые звезды пальмового вина появились к 1920-м годам, самым известным из которых был Баба Тунде Кинг . Кинг, вероятно, придумал слово «джу-джу» — стиль музыки, который он помог создать, — в отношении звука бразильского бубна ; с другой стороны, этот термин мог возникнуть как выражение презрения со стороны колониальных лидеров (любая местная традиция могла быть отвергнута как «просто joujou », что по-французски означает «бессмыслица»). [17] К началу 1930-х годов британские звукозаписывающие компании, такие как His Master's Voice , начали записывать пальмовое вино, и появилось больше знаменитостей, в том числе Оджоге Дэниел , Тунде Найтингейл и Спиди Араба . Эти художники вместе с Тунде Кингом заложили основу стиля. [16] который назывался дзёдзю и оставался одним из самых популярных жанров в Нигерии на протяжении всего 20 века. Некоторые музыканты дзёдзю странствовали, в том числе первые пионеры Оджоге Даниэль, Иреволе Денге и «слепой менестрель» Кокоро . [18]

скромный

[ редактировать ]

Апала — стиль вокальной и ударной мусульманской музыки йоруба. Оно появилось в конце 1930-х годов как средство пробуждения верующих после поста Рамадана . Под влиянием популярной афро-кубинской перкуссии апала превратилась в более изысканный стиль и привлекла большую аудиторию. Для музыки требовались два или три говорящих барабана ( омеле ), погремушка ( секере ), пианино для большого пальца ( агидигбо ) и колокольчик ( агого ). Харуна Ишола был самым известным исполнителем апалы, и позже он сыграл важную роль в донесении апалы до широкой аудитории как части музыки Фудзи . [19]

1950-е, 60-е и 70-е годы

[ редактировать ]

После Второй мировой войны нигерийская музыка начала использовать новые инструменты и техники, в том числе электрические инструменты, импортированные из США и Европы. Рок-н-ролл , соул , а позже и фанк стали очень популярны в Нигерии, и элементы этих жанров были добавлены в дзёдзю такими артистами, как И. К. Дайро . Тем временем светская жизнь постепенно набирала популярность среди народа игбо, и их уникальный стиль вскоре нашел национальную аудиторию. В то же время «Апалы из Харуна Ишола » становилась одной из крупнейших звезд страны. В начале-середине 1970-х годов три самых громких имени в истории нигерийской музыки были на пике своего развития: Фела Кути , Эбенезер Обей и Кинг Санни Аде , а в конце этого десятилетия зародились йо-поп и нигерийское регги .

Хотя популярные стили, такие как светская жизнь и дзюдзю, занимали верхние строчки нигерийских чартов в 60-е годы, традиционная музыка оставалась широко распространенной. Традиционными звездами были хауса Дэн Марайя , который был настолько известен, что его привезли на поле боя во время гражданской войны в Нигерии 1967 года , чтобы поднять боевой дух федеральных войск.

Модернизация Жую

[ редактировать ]
ИК Дайро

После Второй мировой войны Тунде Найтингейла сделал стиль s'o wa mbe его одной из первых звезд дзюдзю, и он привнес в этот жанр больше западных поп-влияний. ганган говорящий барабан , электрогитара и аккордеон В 1950-х годах технология записи стала более продвинутой, и в дзёдзю были включены . Большая часть этих инноваций была работой IK Dairo & the Morning Star Orchestra (позже IK Dairo & the Blue Spots ), сформировавшегося в 1957 году. [16] Эти исполнители принесли джоджу из сельской бедноты в города Нигерии и за ее пределы. Дайро стал, пожалуй, самой большой звездой африканской музыки к 60-м годам, записав множество хитов, которые распространили его славу даже в Японии. В 1963 году он стал единственным африканским музыкантом, когда-либо удостоенным членства в Ордене Британской Империи , рыцарском ордене Соединенного Королевства. [7]

Рассеяние светской жизни

[ редактировать ]

Среди народа игбо светская жизнь Ганы стала популярной в начале 1950-х годов, и вскоре за ней последовали другие стили гитарных групп из Камеруна и Заира . Ганский ET Mensah , самый популярный светский исполнитель 1950-х годов, часто гастролировал по стране игбо, собирая огромные толпы преданных поклонников. Bobby Benson & His Combo были первой нигерийской светской группой, нашедшей аудиторию по всей стране. За Бенсоном последовали Jim Lawson & the Mayor's Dance Band , которые достигли национальной известности в середине 70-х годов, закончившейся смертью Лоусона в 1971 году. В тот же период другие светские исполнители достигли своего пика. В их число входили принц Нико Мбарга и его группа Rocafil Jazz, чья песня " Sweet Mother " стала панафриканским хитом, проданным тиражом более 13 миллионов копий, больше, чем любой другой африканский сингл любого рода. Мбарга использовал английские тексты в стиле, который он назвал панко , который включал «сложную румбы в светскую идиому». гитарную фразировку [20]

После гражданской войны 1960-х годов музыканты игбо были изгнаны из Лагоса и вернулись на родину. В результате светская жизнь перестала быть основной частью основной нигерийской музыки и стала считаться чем-то исключительно связанным с игбо на востоке. Популярность Highlife среди игбо постепенно падала, ее вытесняли джуджу и фудзи. Тем не менее, некоторые исполнители сохранили этот стиль, например, певец и трубач йоруба Виктор Олайя (единственный нигериец, когда-либо получивший платиновый диск), Стивен Осита Осадебе , Оливер Де Кок , Селестин Укву , Oriental Brothers , Сонни Окосун , Виктор Увайфо , и Орландо «Доктор Ганджа» Ово , чей характерный игрушечный стиль сочетал в себе дзюдзю и светскую жизнь. [7]

Рождение Фудзи

[ редактировать ]

Апала , традиционный стиль штата Огун, одного из штатов йоруба в Нигерии, стал очень популярным в 1960-х годах под руководством таких исполнителей, как Харуна Ишола , Сефиу Аян, Касуму Адио и Айинла Омовура . Ишола, который был одним из самых стабильных хит-мейкеров Нигерии с 1955 года до своей смерти в 1983 году, записал песни апала, которые чередовались между медленными и эмоциональными, быстрыми и энергичными. Его тексты представляли собой смесь импровизированных восхвалений и отрывков из Корана , а также традиционных пословиц . Его работы оказали формирующее влияние на развитие стиля Фудзи.

В конце 1960-х годов появились первые группы Фудзи. , Фудзи была названа в честь горы Фудзи в Японии, исключительно из-за звучания этого слова По словам Айинде Барристер . [21] Фудзи представлял собой синтез апалы с «украшенным, свободным ритмичным» вокалом аджисари . преданных музыкантов [22] и сопровождался сакарой , бубном и гавайской гитарой. Среди первых звезд этого жанра были Харуна Ишола и Айинла Омовура; Ишола выпустил множество хитов с конца 50-х по начало 80-х, став одним из самых известных исполнителей страны. В период с 1960-х по 70-е годы популярность Фудзи становилась все более популярной, становясь тесно связанной с исламом при этом .

Фудзи описывали как дзюдзю без гитар; по иронии судьбы, Эбенезер Обей однажды описал дзюдзю как мамбо с гитарой. [23] Однако по своей сути фудзи представляет собой смесь мусульманских традиционных музыкальных песен « аджисари» с «аспектами ударных инструментов апала и вокальных песен, а также задумчивой философской музыки сакара»; [24] Из этих элементов апала является фундаментальной основой Фудзи. [25] Первыми звездами Фудзи были соперничающие руководители оркестров Альхаджи Сикиру Айинде Барристер и Айинла Коллингтон. [26] Альхаджи Сикиру Айинде Барристер начал свою карьеру в фудзи в начале 1970-х годов в группе Golden Fuji Group, хотя он пел мусульманские песни с 10 лет. Впервые он изменил название своей группы на «Fuji Londoners», когда вернулся из поездки в Лондон, Англия. Спустя очень долгое время - с такими хитами, как "Orilonise", "Fuji Disco/Iku Baba Obey", "Oke Agba", "Aye" и "Suuru" - он изменил название группы на "Supreme Fuji Commanders". Соперником Айинде была Айинла Коллингтон или «Баба Алатика», известная своим быстрым темпом и танцевальной маркой фудзи, которая также записала такие хитовые альбомы, как «ko bo simi lo'run mo e», в 80-х он выпустил «ijo yoyo, Lakukulala». и американская мегазвезда», чтобы упомянуть лишь некоторые из его успешных альбомов. При всем уважении, Айинла Коллингтон является последовательным социальным комментатором. В 1980-х годах за ним последовали такие восходящие звезды, как Васиу Айинде Маршалл .

Санни Аде и Оби

[ редактировать ]

Эбенезер Обей сформировал группу International Brothers в 1964 году, и вскоре его группа стала конкурировать с группой IK Dairo как крупнейшая нигерийская группа. Они играли разновидность блюзового , гитарного и светского дзюдзю, включавшего сложные перкуссионные элементы с преобладанием говорящих барабанов . Лирика Оби затрагивала проблемы, которые нравились городским слушателям, и включала традиции йоруба и его консервативную христианскую веру. Его соперником был King Sunny Adé , который появился в тот же период, сформировав Green Spots в 1966 году, а затем добившись нескольких крупных хитов с African Beats 1974 года после Esu Biri Ebo Mi . Аде и Оби стремились привнести новые влияния в музыку дзюдзю и собрать новых поклонников; Гавайская слабая клавиша , клавишные и бэк-вокал были среди нововведений, добавленных в этот быстро меняющийся период. [27] Аде добавил сильные элементы ямайского даба и ввел практику, когда гитара играет ритм, а барабаны играют мелодию. В этот период песни дзёдзю превратились из коротких поп-песен в длинные треки, часто продолжительностью более 20 минут. Коллектив увеличился с четырех исполнителей в первоначальных ансамблях до 10 с IK Dairo и более чем 30 с Obey и Ade.

1980-е и 1990-е годы

[ редактировать ]

В начале 1980-х и Оби, и Аде нашли большую аудиторию за пределами Нигерии. В 1982 году Аде подписал контракт с Island Records , которая надеялась повторить Боба Марли успех , и выпустила альбом Juju Music , продажи которого в Европе и США превзошли все ожидания. [7] Оби выпустил «Текущие события» в 1980 году на Virgin Records и на короткое время стал звездой в Великобритании, но не смог поддерживать свою международную карьеру так же долго, как Аде. Аде возглавил короткий период международной известности jùjú, который закончился в 1985 году, когда он потерял контракт со звукозаписывающей компанией после коммерческого провала Aura (записанного со Стиви Уандером ), и его группа ушла посреди огромного тура по Японии. Международная известность Аде привлекла большое внимание ведущих звукозаписывающих компаний и помогла вдохновить растущую мировую музыкальную индустрию. К концу 1980-х годов дзюдзю уступил другим стилям, таким как йо-поп , госпел и регги . Однако в 1990-е годы фудзи и дзюдзю оставались популярными, равно как и музыка вака и нигерийское регги. В самом конце десятилетия хип-хоп распространился по стране, будучи основной частью музыки в соседних регионах, таких как Сенегал.

Йо-поп и афро-дзюдзю (1980-е)

[ редактировать ]

Двумя крупнейшими звездами 80-х были Сегун Адевале и Шина Питерс , которые начали свою карьеру, выступая в середине 70-х с принцем Адекунле . В конце концов они покинули Адекунле и на короткое время сформировали партнерство под названием Shina Adewale & the International Superstars, прежде чем начать сольную карьеру. [16] Адевале первым из двоих добился успеха, став самым известным исполнителем йо-попа . [7]

Увлечение йо-попом длилось недолго, его сменил стиль афро-дзюдзю Шины Питерс, который ворвался в мейнстрим после выхода Afro-Juju Series 1 (1989). Афро-джуджу представляло собой сочетание афробита и фудзи и вызвало такой пыл среди поклонников Шины, что это явление было названо «Шинамания». Хотя в 1990 году он был удостоен звания «Музыкант года по дзюдзю» , продолжение Сины, Shinamania, продавалось соответственно, но было раскритиковано критиками. [28] Однако его успех открыл поле для новичков, что привело к успеху Fabulous Olu Fajemirokun и Adewale Ayuba . В тот же период наблюдался рост новых стилей, таких как фанк-дзю-джу, впервые предложенный Деле Тайво . [29]

Фабрика

Afrobeat — это стиль, наиболее тесно связанный с Нигерией, а записи Afrobeat составляют заметную часть мировой музыкальной категории, встречающейся во всем развитом мире. Это музыка с элементами фудзи, дзюдзю, джаза и других музыкальных жанров. Самым популярным и известным исполнителем, а также самым известным нигерийским музыкантом в истории, несомненно, является Фела Кути . [7] Хотя Кути часто называют единственным пионером афробита, другие музыканты, такие как Орландо Джулиус Экемоде, также были заметными на ранней сцене афробита, где они сочетали светскую жизнь, джаз и фанк. В течение короткого периода в Соединенных Штатах он познакомился с движением Black Power и Черными пантерами , и это влияние он выразил в своих текстах. Прожив некоторое время в Лондоне, он вернулся в Лагос и открыл клуб The Shrine, который был одним из самых популярных музыкальных заведений в городе. Он начал записываться с Africa '70 , огромной группой, в которую входит барабанщик Тони Аллен , который с тех пор сам стал известным музыкантом. [30] На альбоме «Африка 70» Кути записал серию хитов, вызвав гнев правительства, поскольку он решал такие разнообразные проблемы, как бедность, дорожное движение и отбеливание кожи. В 1985 году Кути был заключен в тюрьму на пять лет, но был освобожден всего через два года после международного протеста и массовых внутренних протестов. После освобождения Кути продолжал критиковать правительство в своих песнях и стал известен своим эксцентричным поведением, например, внезапным разводом со всеми двадцатью восемью женами, потому что «ни один мужчина не имеет права владеть женской вагиной». Его смерть от СПИДа в 1997 году вызвала период национального траура, беспрецедентный в документированной истории Нигерии. [31]

В 1980-х годах Afrobeat стал частью растущего жанра мировой музыки . В Европу и Северную Америку исполнители так называемой «мировой музыки» приезжали со всего мира и играли в самых разных стилях. Фела Кути и его последователи Afrobeat были одними из самых известных музыкантов мировой музыки.

С 1980-х по 1990-е годы Afrobeat диверсифицировался, приняв новые влияния американского фанка и хип-хопа . Вечно замаскированный и загадочный Лагбаха стал одним из знаменосцев новой волны афробита, особенно после его пластинки 1996 года C'est Une African Thing . После неожиданного появления вместо своего отца Фелы Феми Кути собрал большую базу поклонников, которая позволила ему совершить поездку по Европе. Феми Кути и Сеун Кути последовали за своим отцом Фелой Кути . [32]

Популярная певица Салава Абени стала всемирно известной после выхода альбома «Покойный генерал Муртала Рамат Мохаммед» в 1976 году, который стал первой нигерийской записью женщины, проданной тиражом более миллиона копий. В 1980-е годы она оставалась одной из самых продаваемых артисток страны, создавая свою собственную уникальную разновидность музыки под названием вака; она была настолько тесно связана с этим жанром, что королевский деятель, алаафин Ойо , Оба Ламиди Адейеми , короновал ее «Королевой музыки вака» в 1992 году. Вака представляла собой смесь дзюдзю, фудзи и традиционной музыки йоруба.

Регги и хип-хоп

[ редактировать ]
Дункан Майти выступает

Говоря о музыке регги в Нигерии, этот музыкальный бренд был основан музыкантом по имени Теракота. К 80-м годам среди звезд нигерийского регги были Дэниел Уилсон, The Mandators , Рас Кимоно , Мажек Фашек , чей кавер 1988 года на » Боба Марли « Redemption Song стал беспрецедентным успехом для регги в Нигерии. Как и многие более поздние звезды нигерийского регги, Фашек был частью многолетней группы The Mandators, которая постоянно гастролировала и записывалась в середине-конце 1980-х и начале 90-х. Позже среди выдающихся музыкантов регги были Джерри Джето и Дэдди Шоуки .

Африканско-карибский фьюжн — жанр, популярный и развивающийся с годами, особенно в 21 веке. В этом жанре музыки африканские музыканты включают ямайский наречие в свои тексты и биты. Несмотря на то, что этот хорошо смешанный жанр очень популярен на Ямайке, он стал хорошо известен в африканском регионе примерно в 19 веке благодаря нигерийскому музыканту-регги Маджеку Фашеку, который привлек к этому слиянию международное внимание. [33] Этот жанр музыки становится все более популярным в Нигерии благодаря таким артистам 21-го века, как Дункан Майти , Тимайя , Слим Бурна, Орези , Бурна Бой и Паторэнкинг , которые привлекают более молодую аудиторию.

Хип-хоп музыка пришла в Нигерию в конце 1980-х и стабильно становилась популярной на протяжении первой половины 1990-х. В число первых групп вошли Sound on Sound , Emphasis, Ruff Rugged & Raw , SWAT ROOT , De Weez и Black Masquradaz . Более того, массовый успех вырос позже в этом десятилетии, когда внимание привлекли такие ранние хиты, как "Trybal Marks" группы The Trybesmen трио The Remedies (1999) и "Judile" и "Sakoma" . Один из The Remedies, Тони Тетуила , продолжил работать с Планташуном Бойсом и получил большое коммерческое признание. Основание в 1999 году компаний Paybacktyme Records Соломоном Дэйром , широко известными как помогло пересмотреть и утвердить нигерийскую хип - хоп Solodee, Kennis Music Кенни Огунгбе, Dove Records Нельсоном Брауном и Trybe Records eLDee сцену. Кроме того, общий быстрый рост сферы развлечений при поддержке средств массовой информации помог популяризировать хип-хоп музыку в Нигерии. Телевизионные программы, такие как Videowheels, HipTV , Music Africa, шоу MTN Y'ello, Music Africa, Nigezie и Soundcity, сыграли важную роль. Среди других выдающихся нигерийских хип-хоп-музыкантов: Tuface idibia , Vector , Reminisce , Ice Prince , MI Abaga , Ruggedman , Eedris Abdulkareem , Erigga , Weird MC , Naeto C , Twin-X и P-Square

Примерно в конце 2012 года хип-хоп-движение начало терять свою популярность в Нигерии. Исполнители Afrobeats стали править игрой, такие известные исполнители, как

Wizkid , Davido , Olamine , Burna Boy , CKay , Fireboy DML , Kiss Daniel , Tekno , Mc Galaxy , Adekunle Gold , Dammy Crane Lil Kesh на протяжении многих лет привлекали большое внимание своими песнями.

По состоянию на 2023 год новая группа исполнителей хип-хопа снова доказала, что жанр сохраняет жизнь в Нигерии. Хотя такие исполнители, как PsychoYP, не так популярны, как афробиты, они оказались ориентированными на дрил-музыку. Берри Иван, который чаще всего относят к категории современных поп-исполнителей, также доказали, что представляют этот жанр бесконечным каталогом трэп-музыки.

Афробиты: международный прорыв

[ редактировать ]
Визкид
Давидо

В отличие от Afrobeat, Afrobeats добился глобального успеха с 2018 года. Основной вклад в это внесли нигерийские артисты.

Бурна Бой
Кей

По данным журнала Billboard Magazine , нигерийский Afrobeats является самым быстрорастущим жанром в США и Великобритании по состоянию на 2023 год. Звезда Afrobeats Си Кей сказала: «Afrobeats — это новая поп-музыка». [34]

Уверенное участие на церемониях награждения

[ редактировать ]

Нигерийские музыканты все чаще получают международное признание.

Такие артисты, как Кинг Санни Аде , Феми Кути и Сеун Кути, в прошлом номинировались на Грэмми.

Burna Boy группы «Африканский гигант» был номинирован на премию «Грэмми» в 2020 году как лучший альбом мировой музыки. [35] Его альбом Twice as Tall в следующем году получил Грэмми как лучший мировой музыкальный альбом. Песня Wizkid ’s Made in Lagos была номинирована в той же категории в 2021 году. Wizkids Essence с участием Темса также была номинирована в категории «Лучшее глобальное музыкальное исполнение». [36]

Сотрудничество артистов Afrobeats с крупнейшими мировыми музыкальными звездами привело к дальнейшей глобальной известности. В 2019 году американская звезда Бейонсе воспользовалась услугами многочисленных нигерийских звезд, в том числе Wizkid и Burna Boy. Ее песня « Brown Skin Girl » выиграла премию «Грэмми» в номинации «Лучшее музыкальное видео». Анжелики Кидджо Альбом Mother Nature (2021) с участием многих нигерийских звезд был номинирован на премию «Лучший мировой музыкальный альбом». [37]

Успех нигерийских Afrobeats привел к введению категории « Лучший африканский исполнитель» на церемонии вручения наград MTV Europe Music Awards в 2005 году, за которой последовала премия BET Awards в 2011 году, которая с тех пор присуждала награды в «Лучший международный исполнитель: Африка» категории . [38]

Позиции в чартах

[ редактировать ]

В 2012 году песня D'banj « Oliver Twist » достигла 9-го места в британском чарте синглов и 2-го места в британском R&B-чарте . Это была первая песня нигерийского Afrobeats, добившаяся такого результата.

В апреле 2012 года P-Square сделали ремикс на свой хит-сингл 2009 года « E No Easy » с Мэттом Хьюстоном , и эта песня стала первой нигерийской песней в стиле афробит, которая достигла 5-го места в официальном французском чарте SNEP и 10-го места в официальном чарте Ultratop , потратив 29 долларов. недель и 16 недель соответственно. Песня стала первым летним хитом Afrobeats во Франции , что, в свою очередь, повысило популярность афробитов во франкоязычных странах Европы. [39] [40]

Песня Wizkid « Essence » с участием Темса вошла в десятку лучших в Billboard 100 США как ремикс с Джастином Бибером . [36]

Аншлаговые арены

[ редактировать ]

Нигерийские поп-музыканты, такие как Wizkid , Davido и Burna Boy, распродали билеты на O2 Arena в Лондоне и Accor Arena в Париже соответственно. [41]

Женщины в музыке

[ редактировать ]
Йеми Аладе
Темс

В музыкальной индустрии Нигерии женщины-исполнители выделяются и получают широкое признание за свои таланты и достижения. [42] На протяжении многих лет большинство нигерийских артисток придерживались современной африканской музыки, но в 21 веке некоторые артистки начали заниматься другими жанрами, включая рэп, хип-хоп и афробит . Известные нигерийские рэперы женского пола включают Weird Mc , Sasha P , Mo'Cheddah и Eva Alordiah . Хотя есть много женщин-исполнителей афробитов, лишь немногие из них оставались постоянными на протяжении многих лет, например Аса Омавуми Мегбеле , Сейи Шай , Ниниола , Тива Сэвидж , Тени , Йеми Аладе и Сими . [43] В 2020-е годы наблюдался всплеск присутствия женщин в нигерийской музыке: такие артисты, как Темс и Айра Старр, получили международные похвалы и признание.

Музыка на фестивалях и праздниках

[ редактировать ]

Фестивали Дурбар проводятся во многих частях северо-запада Нигерии; дурбар предназначен для чествования эмира во время кульминации исламских праздников Ид уль-Фитр , Ид уль-Адха и Салла в честь известного дурбара Кацина , а иногда также используется для чествования высокопоставленных лиц. Хотя главной достопримечательностью фестивалей дурбар является демонстрация традиционного искусства верховой езды , выступления барабанщиков, трубачей и певцов прославления являются важной частью празднования. Другие праздники, в которых музыка играет важную роль, включают игру на барабанах и танцы, исполняемые на Рождество , Пасхальное воскресенье и Пасхальный понедельник .

Классическая музыка

[ редактировать ]

В 20 веке Нигерия родила ряд композиторов-классиков; в их число входят Самуэль Акпабот (1932–2000), Айо Банколе (1935–1976), Лазарус Эквуеме , Акин Эуба (1935–2020), Фела Сованде (1905–1987) и Джошуа Узойгве (1946–2005). Сованде был одним из первых и самых известных африканских композиторов западной классической традиции и основателем нигерийской художественной музыкальной традиции. Сованде также был органистом и джазовым музыкантом, включив в свое творчество все это и элементы нигерийской народной музыки. [44] Эчезоначукву Ндука , нигерийский концертирующий пианист и поэт, специализируется на исполнении и записи фортепианной музыки нигерийских композиторов и, соответственно, африканских композиторов, работающих в жанре африканского пианизма.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кароли, с. 4.
  2. ^ «Academia.edu — Поделитесь исследованием» . www.academia.edu . Проверено 10 декабря 2022 г.
  3. ^ . doi : 10.7287/peerj.preprints.1711v1/supp-3 https://doi.org/10.7287%2Fpeerj.preprints.1711v1%2Fsupp-3 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  4. ^ Титон, с. 70.
  5. ^ «Гаригфа» . Гаригфа . Проверено 5 марта 2023 г.
  6. ^ Грэм, с. 589. Грэм описывает как восприимчивость игбо к иностранным влияниям, так и использование обо .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Грэм
  8. ^ «Оркестр в африканском контексте» . Africanchorus.org. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  9. ^ Грэм, с. 589. Грэм утверждает, что источником бразильского влияния было влиятельное бразильское торговое сообщество начала 19 века.
  10. ^ Сильванус, Эмаэяк Питер (18 июня 2018 г.). «Краткая история телевидения и музыкальной практики на телевидении в Нигерии». Музики: Журнал музыкальных исследований в Африке . 15 (1): 37–38.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сильванус, Эмаэяк Питер (2019). «Прообраз как инструмент повествования коренных народов в нигерийском кино: этномузыкологическое чтение». Этномузыкология . 63 (2): 164. doi : 10.5406/ethnomusicology.63.2.0159 . S2CID   197998623 .
  12. ^ Сильванус, Эмаэяк Питер (2019). «Прообраз как инструмент повествования коренных народов в нигерийском кино: этномузыкологическое чтение». Этномузыкология . 63 (2): 168. doi : 10.5406/ethnomusicology.63.2.0159 . S2CID   197998623 .
  13. ^ «Афропоп Нигерия» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  14. ^ «25 лучших африканских песен всех времен» . Africanfolder.com . Проверено 19 октября 2023 г.
  15. ^ Эсомнофу, Эммануэль (4 мая 2023 г.). «Вот почему тур Ремы по Индии важен с культурной точки зрения» . Родной . Проверено 20 ноября 2023 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Афропоп Джуджу» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  17. ^ Грэм, с. 590. Грэм утверждает, что слово «джу-джу» было мягким выражением колониального унижения – музыкальной чуши – использованной самими музыкантами-дзю-дзю, чтобы ниспровергнуть его. И Джоджо также является йоруба для танцев .
  18. ^ Фалола, Тойин (2001). Культура и обычаи Нигерии . Издательская группа Гринвуд. п. 173 . ISBN  0-313-31338-5 .
  19. ^ Афропоп: Апала Афропоп цитирует это утверждение, поскольку (м) музыковед Крис Уотерман предполагает, что влияние афро-кубинских перкуссионных записей также сыграло важную роль в совершенствовании подачи музыки, но не ее ритмов и форм . Афропоп далее уточняет, что, хотя другие упомянутые инструменты распространены в нигерийской популярной музыке, использование агидигбо необычно и свойственно апале.
  20. ^ Грэм, стр. 596–597. Грэм объясняет важность Бенсона и Лоусона. Ссылаясь на "Sweet Mother2", Грэм объясняет: (б) но это заразительная песня, и ее мощная привлекательность была создана благодаря использованию Мбаргой пиджин-английского языка (значительно расширяющего его аудиторию) и стиля, который он назвал панко - впервые включающего сложную румбу. гитарная фразировка на светскую идиому.
  21. ^ Грэм, с. 593. Грэм не называет конкретный источник иска Сикиру Барристера.
  22. ^ Информация арабского мира, «Популярная музыка Фудзи в Нигерии»
  23. ^ Грэм, с. 593. Грэм не цитирует какой-либо конкретный источник, кроме Эбенезера Оби, и объясняет, что фудзи лишь иногда бойко описывают как музыку дзюдзю без гитар .
  24. ^ Афропоп: Фудзи Айинде Барристер , который остается на переднем крае, начал свою карьеру в 1965 году с пением — музыкой, которая использовалась для пробуждения мусульман рано утром во время священного сезона Рамадан . Он продолжал смешивать аспекты перкуссии апала, вокальных песен и задумчивой философской музыки сакара и создал новый стиль музыки, который он назвал фудзи .
  25. ^ Афропоп: Апала Афропоп цитирует это утверждение как обычно считающееся самым важным предшественником Фудзи.
  26. ^ «Афропоп Фудзи» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 26 марта 2010 г.
  27. ^ Грэм, стр. 591–592. Грэм подробно обсуждает соперничество между Аде и Оби, которое стимулировало столько инноваций.
  28. ^ Грэм, стр. 592–593. Грэм описывает происхождение афро-дзюдзю Петерса, важность афро-дзюдзю серии 1 , термина «Шинамания» , а также критическое и коммерческое исполнение «Шинамании» .
  29. ^ Афропоп: Джуджу Афропоп относится к периоду времени для фанк-джуджу примерно в то же время, что и 1989 или 1990 годы.
  30. ^ «Тони Аллен: Автобиография главного барабанщика афробита» . Издательство Университета Дьюка . 2013 . Проверено 12 апреля 2022 г.
  31. ^ Грэм, с. 595. Грэм является источником цитаты о «влагалище», а также подробностей карьеры Кути и значения его смерти.
  32. ^ Аникулапо, Сын. «Феми и Сын Кути поддерживают мятежный ритм своего отца» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 18 апреля 2022 г.
  33. ^ Харрис, Крейг, «Маек Фашек» , Биография, AllMusic (nd). Проверено 13 октября 2014 г.
  34. ^ Осибе, Гархе (31 марта 2022 г.). «Из Нигерии в мир: Afrobeats переживают глобальный момент» . Разговор . Проверено 26 июля 2022 г.
  35. ^ Адевуми, Дамилола (25 марта 2021 г.). «Премия Грэмми 2021: нигерийская музыкальная сенсация Burna Boy получает глобальную награду» . Обновление Африки . Проверено 26 июля 2022 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Удугба, Энтони (27 июня 2022 г.). « Essence и Temps выиграли крупную премию BET Awards 2022» . Рабочий день НГ . Проверено 26 июля 2022 г.
  37. ^ Пий, Дилибе (2 января 2024 г.). «Сайт загрузки музыки Naija» . Гипетрендз .
  38. ^ Кадуна, Джордж (27 июня 2022 г.). «BET Awards 2022: компания Temps входит в историю с триумфом в номинации «Лучший международный акт» — Premium Times Нигерия» . Проверено 26 июля 2022 г.
  39. ^ "lescharts.com - Мэтт Хьюстон с участием P-Square - Positif" . lescharts.com . Проверено 16 октября 2023 г.
  40. ^ "Мэтт Хьюстон с участием P-Square - Positif - ultratop.be" . www.ultratop.be . Проверено 16 октября 2023 г.
  41. ^ Олонилуа, Адемола (3 сентября 2021 г.). «Фанаты празднуют, когда Wizkid распродает билеты на O2 Arena за две минуты» . Пунш Газеты . Проверено 26 июля 2022 г.
  42. ^ "Женщины-руководители оркестров Нигерии" . Музыка в Африке. (20 февраля 2015 г.). Музыка в Африке. Проверено 20 февраля 2015 г.
  43. ^ «7 лучших королев музыкальной индустрии Нигерии» , Vanguard News , 5 ноября 2011 г. Проверено 13 октября 2014 г.
  44. ^ Ронни Грэм. Мир африканской музыки (1992), с. 29

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акпабот, Сэмюэл Хэмп (1975). Музыка Ибибио в нигерийской культуре Издательство Мичиганского государственного университета. ISBN  9780870131936 .
  • Аром, Симка (1991). Африканская полифония и полиритмия: музыкальная структура и методология . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-61601-8 .
  • Грэм, Ронни (1989). Путеводитель Стерна по современной африканской музыке . Плутон Пресс. ISBN  1-85305-000-8 .
  • Омойола, Боде. Популярная музыка в Западной Нигерии: тема, стиль и покровительство. Ибадан: Французский институт исследований в Африке (IFRA), Университет Ибадана (переработанное издание), 2014 г.
  • Омойола, Боде. Музыка йоруба в двадцатом веке: идентичность, влияние и практика исполнения. Рочестер: Университет Рочестера Пресс (Истман/Рочестерские исследования в области этномузыкологии), 2012.
  • Омойола, Боде. Музыка Фелы Сованде: встречи, африканская идентичность и творческая этномузыкология. Пойнт-Ричмонд, Калифорния: Издательство Music Research Institute Press, 2009.
  • Омойола, Боде. Множественные интерпретации динамики творчества и знаний в африканских музыкальных традициях: Фестиваль в честь Акина Юбы (под редакцией Джорджа Дора). Пойнт Ричмонд, Калифорния: Music Research Institute Press, 2005.
  • Омойола, Боде. Нигерийская художественная музыка. Ибадан: Французский институт исследований в Африке (IFRA), Ибаданский университет, 1995.
  • Садо, Годвин. Томас Экундайо Филлипс: старейшина нигерийской церковной музыки. Блумингтон, Индиана: iUniverse Publishing, 2009.
  • _____________. Сэмюэл Акпабот: Одиссея нигерийского композитора-этномузыковеда. Блумингтон, Индиана: iUniverse Publishing, 2008.
  • _____________. Органные произведения Фелы Сованде: культурные перспективы. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
  • _____________. Межкультурные аспекты в музыке Айо Банколе. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
  • _____________. Джошуа Узойгве: Мемуары нигерийского композитора-этномузыковеда. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
  • Телятина, Майкл Э. (1997). Фела. Жизнь африканской музыкальной иконы . Издательство Университета Темпл.
  • Уотерман, Кристофер Алан (1990). Джуджу: социальная история и этнография африканской популярной музыки . Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-87465-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a379713d3e7be7a3f11223b38bc920a__1719787080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/0a/4a379713d3e7be7a3f11223b38bc920a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Nigeria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)