Музыка Нигерии
Музыка Нигерии | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
| ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
Эта статья является частью серии , посвященной |
Культура Нигерии |
---|
Музыка Нигерии включает в себя множество видов народной и популярной музыки . Немногое из музыкальной истории страны до контакта с европейцами сохранилось, хотя были найдены бронзовые резные фигурки, датируемые 16 и 17 веками, с изображением музыкантов и их инструментов. [1] страны Наиболее всемирно известные жанры : коренные народы , апала , музыка аурреббе , музыка рара , музыка , вере огене , фудзи , джуджу , афробит , афробиты , светская жизнь игбо , афро-джуджу , вака , рэп игбо , госпел , нигерийская поп-музыка. [2] и Йо-поп . Стили народной музыки связаны с более чем 250 этническими группами страны, каждая из которых имеет свои собственные техники, инструменты и песни. Крупнейшими этническими группами являются игбо , хауса и йоруба . [3] Традиционная музыка Нигерии и всей Африки часто функциональна; другими словами, оно проводится для того, чтобы отметить такой ритуал, как свадьба или похороны , а не для достижения художественных целей. [4] Хотя некоторые нигерийцы, особенно дети и пожилые люди, играют на инструментах для собственного развлечения, сольные выступления в остальном редки. Музыка тесно связана с сельским хозяйством , и существуют ограничения, например, на то, на каких инструментах можно играть в разные периоды посевного сезона.
Рабочие песни - распространенный тип традиционной нигерийской музыки. [5] Они помогают держать ритм работникам полей, речных каноэ и других полей. Женщины используют сложные ритмы в домашних делах, например, растирание батата под богато украшенную музыку. В северных регионах фермеры работают вместе на фермах друг друга, и ожидается, что хозяин предоставит музыкантов своим соседям.
Вопрос музыкальной композиции также весьма разнообразен. Хвана отдают должное названным , например, верят, что все песни преподаны предками народа, в то время как тив композиторам почти всех песен, а эфик называют отдельных композиторов только для светских песен. Во многих частях Нигерии музыкантам разрешено говорить в своих текстах вещи, которые в противном случае были бы восприняты как оскорбительные.
Наиболее распространенным форматом музыки в Нигерии является хор призыва и ответа , в котором ведущий певец и хор обмениваются куплетами, иногда в сопровождении инструментов, которые либо затеняют основной текст, либо повторяют и остинато вокальную фразу. В южной части представлены сложные ритмы и сольные исполнители, использующие мелодические инструменты, а в северной чаще представлены полифонические духовые ансамбли. Крайний северный регион ассоциируется с монодической (т. е. однострочной) музыкой с акцентом на барабаны и, как правило, находится под большим влиянием исламской музыки .
Традиционная музыка
[ редактировать ]Хауса
[ редактировать ]Народы Севера известны сложной музыкой на ударных инструментах, однострунным годже и сильной вокальной традицией хвалебных песен. Под мусульманским влиянием с 14 века музыка хауса использует свободно-ритмическую импровизацию и пентатонику , подобно другим мусульманским сахельским племенам по всей Западной Африке , таким как бамбара , канури , фулани и сонгай . Традиционная музыка хауса используется для празднования рождения, бракосочетания, обрезания и других важных жизненных событий. Церемониальная музыка хауса хорошо известна в этом районе, и в ней преобладают семьи певцов-прославителей. Хауса играют на ударных инструментах, таких как барабан тамбора и говорящий барабан . Однако самым впечатляющим из государственных инструментов хауса является удлиненная государственная труба под названием Какаки , которая первоначально использовалась кавалерией Сонгай и была принята растущими государствами хауса как символ военной мощи. Трубы Какаки могут иметь длину более двух метров и легко разбираются на три портативные части для удобства транспортировки.
Игбо
[ редактировать ]Народ игбо живет на юго-востоке Нигерии и играет на самых разных народных инструментах. Они известны своей готовностью перенимать иностранные стили и были важной частью светской жизни Нигерии. [6] Самый распространенный инструмент — 13-струнная цитра , называемая гобо . Игбо также играют на щелевых барабанах , ксилофонах , флейтах , лирах , уду и лютнях, а в последнее время — на импортных европейских духовых инструментах .
исполняется куртуазная музыка Среди более традиционных игбо , поддерживающая их королевские традиции. Уфи . ( щелевой барабан ) используется, чтобы разбудить вождя и сообщить ему время приема пищи и другую важную информацию Ансамбли колоколов и барабанов используются, чтобы объявить, когда вождь уходит и возвращается в свою деревню. Время приема пищи может включать пирог и другие праздничные десерты. [7]
Йоруба
[ редактировать ]есть У йоруба традиция игры на барабанах с характерным использованием дандан в форме песочных часов натяжных барабанов . Ансамбли, использующие дандан, играют музыку, которую также называют дандан . [8] Эти ансамбли состоят из натяжных барабанов разного размера, а также литавр ( гудугуду ). Лидером ансамбля дундун является иялу , который использует барабан, чтобы «разговаривать», имитируя тональность йоруба. [7] Большая часть музыки йоруба носит духовный характер и посвящена их Богу.
Музыка йоруба является одним из наиболее важных компонентов современной нигерийской популярной музыки в результате раннего влияния на нее европейских , исламских и бразильских форм. Это влияние возникло в результате импорта духовых инструментов , нот , исламских ударных инструментов и стилей, привезенных бразильскими купцами. [9] Как в самом густонаселенном городе Нигерии Лагосе , так и в крупнейшем городе Ибадане эти мультикультурные традиции в совокупности дополняют мультикультурный музыкальный гобелен нигерийской популярной музыки. Современные стили, такие как Айинде Барристера , фудзи вака Абени и Салавы сакара Юсуфа Олатунджи, в основном произошли от традиционной музыки йоруба. Многие современные йорубанские музыканты поют на своем родном языке. 9ice — один из многих, кто ворвался в индустрию вместе с Гонго Асо. Британский саксофонист Тундай Акинтан создал йорубит на основе ритмов йоруба. Тими Корус , Бэйб ми Джово и Флоша читают рэп и поют на языке йоруба.
Театральная музыка
[ редактировать ]Нигерийский театр широко использует музыку. Зачастую это просто традиционная музыка, используемая в театральной постановке без адаптации. используются и отдельные стили музыки Однако в нигерийской опере . Здесь музыка используется для того, чтобы передать зрителю впечатление от драматического действия. Музыка употребляется и в литературной драме, хотя ее музыкальное сопровождение употребляется более экономно, чем в опере; Опять же, музыка передает публике настроение или тон событий. Примером может служить Джона Пеппера Кларка » «Сага об Озиди , пьеса об убийстве и мести, в которой участвуют как человеческие, так и нечеловеческие актеры. С каждым персонажем пьесы связана личная музыкальная тема, которая сопровождает сражения, в которых участвует персонаж.
Традиционный нигерийский театр включает кукольные спектакли в штате Борно , а также среди огони и тив, а также древнюю традицию йоруба алаариньо , которая, возможно, произошла от маскарада Эгунгун . С приходом колониальных держав, занимающихся строительством дорог, эти театральные коллективы распространились по стране, и их постановки становились все более сложными. Сейчас они обычно используют европейские инструменты, отрывки из фильмов и записанную музыку.
В прошлом и Хьюберт Огунде , и Аде Лав создавали саундтреки к своим фильмам, используя очень богатый язык йоруба . Современные композиторы музыки для кино и театра йоруба, среди которых знаменосцем является Топе Алаби , по-разному сопровождали драматические действия оригинальной музыкой.
Озвучивание телевидения и фильмов
[ редактировать ]С момента появления телевидения в 1959 году растущая теле- и киноиндустрия получила большое количество своих артистов и музыкальных структур из обширного театра коренных народов Нигерии, который, в свою очередь, развился из фестивалей и религиозных церемоний. [10] Ранние телевизионные драмы той эпохи использовали фольклор и песни из популярных жанров коренных народов, таких как светская жизнь Нигерии , а также языки коренных народов, включая игбо , йоруба и так далее. [11] С появлением в начале 1990-х годов в Нигерии киноиндустрии, которую спорно называют Нолливудом , многие из этих телепродюсеров одновременно работали в кинопроизводстве, распространив эту технику местных источников на озвучивание фильмов . [11] После эпохи, определяемой влиянием европейского и североамериканского искусства, нигерийская киноиндустрия разработала уникальный метод озвучивания фильмов, называемый префигурированием .
Prefiguring, популяризированный известным нигерийским продюсером саундтреков Стэнли Окори, использует мотивы и повторяющиеся мелодии, чтобы предвосхитить диалоги и основные сюжетные события до того, как они произойдут на экране. [11] Эта новая техника озвучивания фильмов, уникальная для нигерийской киноиндустрии, основана на искусстве рассказывания историй коренных общин Нигерии, демонстрируя качества языков, песен, танцев и драм этих общин. [12]
Детская музыка
[ редактировать ]У детей в Нигерии есть много своих традиций, обычно пение игр . Чаще всего это песни типа «призыв-ответ», написанные на архаичном языке. Есть и другие песни, например, у народа Тарок , которые носят откровенно сексуальный и непристойный характер и исполняются только вдали от дома. Дети также используют такие инструменты, как без косточек цитры-плоты (сделанные из стеблей кукурузы) и барабаны, сделанные из консервных банок, трубку, сделанную из стебля папайи , и варган, сделанный из стебля сорго . У народа хауса дети играют на уникальном инструменте, на котором отбивают ритмы на надутом желудке живой, раздраженной рыбы-фугу . [ нужна ссылка ]
Традиционные инструменты
[ редактировать ]Хотя ударные инструменты присутствуют повсюду, в традиционной музыке Нигерии используется множество разнообразных инструментов. Многие из них, такие как ксилофон , являются неотъемлемой частью музыки по всей Западной Африке, тогда как другие импортированы из мусульман Магриба , Южной или Восточной Африки; другие инструменты прибыли из Европы или Америки. Духовые инструменты и деревянные духовые инструменты были первым импортом, который сыграл жизненно важную роль в развитии нигерийской музыки, а более поздний импорт электрогитар стимулировал популяризацию музыки джоджу.
Перкуссия
[ редактировать ]Ксилофон — настроенный идиофон , распространенный в Западной и Центральной Африке. В Нигерии они наиболее распространены в южной части страны и относятся к центральноафриканской модели. Несколько человек иногда одновременно играют на одном ксилофоне. Инструменты обычно изготавливаются из рыхлой древесины, помещенной на банановые бревна. Встречаются также ксилофоны с ямочным и коробчатым резонансом. Нередки ансамбли из глиняных горшков, отбитых мягкой подушечкой; иногда они наполнены водой. Хотя обычно настроенные, ненастроенные примеры иногда используются для создания басового ритма. Используются также полые бревна, расколотые вдоль, с резонаторными отверстиями на конце прорези. Они традиционно использовались для общения на больших расстояниях.
Различные колокола являются обычной частью королевских регалий и использовались в тайных обществах . Обычно их делают из железа, а в исламских оркестрах севера — из бронзы. Удары по тыквам, положенным на ткань и ударенные палками, являются частью женской музыки, а также борри культовых танцев . Иногда, особенно на севере, тыквы помещают в воду вверх дном, причем наклон регулируется количеством воздуха под ней. На юго-западе играют в несколько настроенных тыкв, плавающих в корыте.
Скребки распространены по всему югу. Одним из наиболее распространенных типов является зубчатая палочка, при которой играют, перетаскивая ракушку по палке с различной скоростью. Его используют как женский придворный инструмент, так и дети в дразнящих играх. У йоруба вместо палки можно использовать железный прут. Распространены погремушки, сделанные из тыкв, содержащих семена или камни, а также сети-погремушки, в которых тыква окружена сеткой из бусинок или ракушек. В погремушки обычно играют в ритуальном или религиозном контексте, преимущественно женщины.
Барабаны многих видов являются наиболее распространенным типом ударных инструментов в Нигерии. Традиционно их изготавливают из цельного куска дерева или сферических тыквы, но в последнее время их стали делать из бочек с маслом. Барабан в виде песочных часов является наиболее распространенной формой, хотя существуют также двуглавые бочкообразные барабаны, одинарные барабаны и конические барабаны. Рамочные барабаны также встречаются в Нигерии, но могут быть импортированы из Бразилии. Необычным ударным инструментом является уду , разновидность сосудистого барабана.Этот инструмент очень важен в большинстве африканских стран.
Струнные инструменты
[ редактировать ]Музыкальный смычок встречается в Нигерии в виде шнура, резонирующего во рту, который можно щипать или ударять. Он наиболее распространен в центральной части страны и связан с сельскохозяйственными песнями и песнями, выражающими социальные проблемы. Стебли злаков, связанные вместе, и струны, поддерживаемые двумя мостиками, используются для изготовления своего рода цитры-плота , на которой играют большими пальцами, как правило, для сольного развлечения. Арочная арфа встречается в восточной части страны, особенно у тарок. Обычно он имеет пять или шесть струн и пентатоническую настройку. Скрипка-шип с резонирующей чашей и столиком из кожи ящерицы используется в северном регионе и похожа на среднеазиатские и эфиопские формы. Народы хауса и канури играют на различных лютнях с шипами.
Другие инструменты
[ редактировать ]множество медных и деревянных духовых инструментов В Нигерии также можно найти . К ним относятся длинные трубы , часто сделанные из алюминия , на которых играют парами или ансамблями до шести человек, часто в сопровождении шаума . Встречаются также деревянные трубы, тыквенные трубы, флейты с выдувным концом, крестообразные свистки, поперечные кларнеты и различные виды рожков.
Список нигерийских музыкальных жанров
[ редактировать ]- Афробит
- Афробиты
- Светская музыка Аниомы
- скромный
- Музыка Аурреббе
- Или светская жизнь
- Лоб
- Я взволнован
- Евангелие
- Светская жизнь игбо
- Игбо рэп
- Икородо
- светская жизнь Иджау
- Слушайте светскую музыку
- Бросать
- Одумоду музыка
- Другой
- Рара музыка
- Вака музыка
- Была ли музыка
- Йо-поп
Популярная музыка
[ редактировать ]Многие африканские страны стали свидетелями турбулентности и насилия во время принудительного перехода от разнообразного региона народных культур к группе современных национальных государств. Нигерия столкнулась с большими трудностями, чем большинство африканских стран, в формировании популярной культурной идентичности среди различных народов сельской местности. [13] С момента своего зарождения на улицах Лагоса популярная музыка в Нигерии уже давно стала неотъемлемой частью африканской поп-музыки, привнося влияние и инструменты многих этнических групп, формируя нигерийскую популярную музыку.
Самые ранние стили нигерийской популярной музыки, часто называемые Naija Music. [14] были пальмово-винная музыка и светская жизнь , распространившаяся в 1920-е годы среди Нигерии и близлежащих стран Либерии , Сьерра-Леоне и Ганы . В Нигерии была создана музыка джуджу. В это время несколько других стилей, таких как апала , заимствованных из традиционной музыки йоруба, также нашли более ограниченную аудиторию. К 1960-м годам кубинские, американские и другие стили импортированной музыки пользовались большим успехом, и музыканты начали включать эти влияния в дзёдзю; смешение населения хауса с ближневосточными общинами в городах на юге страны, в частности, познакомило их с Болливудом и его музыкой . [15] Результатом стало появление новых стилей за последние несколько десятилетий 20-го века, включая музыку вака , йо-поп и афробит .
Пальмовое вино и изобретение жужу
[ редактировать ]К началу 20-го века музыка йоруба включала в себя духовые инструменты, письменную нотацию, исламскую перкуссию и новые бразильские техники, что привело к появлению Лагосе рожденного в стиля пальмового вина, . Термин пальмовое вино также используется для описания родственных жанров в Сьерра-Леоне , Либерии и Гане . [7] Эти сорта более известны, чем нигерийское пальмовое вино. Однако первоначально пальмовое вино относилось к разнообразному набору стилей игры на струнных инструментах (особенно на гитарах или банджо ) с шейкерами и ручными барабанами . [16] В этом городском стиле часто играли в барах, сопровождая выпивку (отсюда и название, происходящее от алкогольного напитка из пальмового вина ).
Первые звезды пальмового вина появились к 1920-м годам, самым известным из которых был Баба Тунде Кинг . Кинг, вероятно, придумал слово «джу-джу» — стиль музыки, который он помог создать, — в отношении звука бразильского бубна ; с другой стороны, этот термин мог возникнуть как выражение презрения со стороны колониальных лидеров (любая местная традиция могла быть отвергнута как «просто joujou », что по-французски означает «бессмыслица»). [17] К началу 1930-х годов британские звукозаписывающие компании, такие как His Master's Voice , начали записывать пальмовое вино, и появилось больше знаменитостей, в том числе Оджоге Дэниел , Тунде Найтингейл и Спиди Араба . Эти художники вместе с Тунде Кингом заложили основу стиля. [16] который назывался дзёдзю и оставался одним из самых популярных жанров в Нигерии на протяжении всего 20 века. Некоторые музыканты дзёдзю странствовали, в том числе первые пионеры Оджоге Даниэль, Иреволе Денге и «слепой менестрель» Кокоро . [18]
скромный
[ редактировать ]Апала — стиль вокальной и ударной мусульманской музыки йоруба. Оно появилось в конце 1930-х годов как средство пробуждения верующих после поста Рамадана . Под влиянием популярной афро-кубинской перкуссии апала превратилась в более изысканный стиль и привлекла большую аудиторию. Для музыки требовались два или три говорящих барабана ( омеле ), погремушка ( секере ), пианино для большого пальца ( агидигбо ) и колокольчик ( агого ). Харуна Ишола был самым известным исполнителем апалы, и позже он сыграл важную роль в донесении апалы до широкой аудитории как части музыки Фудзи . [19]
1950-е, 60-е и 70-е годы
[ редактировать ]После Второй мировой войны нигерийская музыка начала использовать новые инструменты и техники, в том числе электрические инструменты, импортированные из США и Европы. Рок-н-ролл , соул , а позже и фанк стали очень популярны в Нигерии, и элементы этих жанров были добавлены в дзёдзю такими артистами, как И. К. Дайро . Тем временем светская жизнь постепенно набирала популярность среди народа игбо, и их уникальный стиль вскоре нашел национальную аудиторию. В то же время «Апалы из Харуна Ишола » становилась одной из крупнейших звезд страны. В начале-середине 1970-х годов три самых громких имени в истории нигерийской музыки были на пике своего развития: Фела Кути , Эбенезер Обей и Кинг Санни Аде , а в конце этого десятилетия зародились йо-поп и нигерийское регги .
Хотя популярные стили, такие как светская жизнь и дзюдзю, занимали верхние строчки нигерийских чартов в 60-е годы, традиционная музыка оставалась широко распространенной. Традиционными звездами были хауса Дэн Марайя , который был настолько известен, что его привезли на поле боя во время гражданской войны в Нигерии 1967 года , чтобы поднять боевой дух федеральных войск.
Модернизация Жую
[ редактировать ]После Второй мировой войны Тунде Найтингейла сделал стиль s'o wa mbe его одной из первых звезд дзюдзю, и он привнес в этот жанр больше западных поп-влияний. ганган говорящий барабан , электрогитара и аккордеон В 1950-х годах технология записи стала более продвинутой, и в дзёдзю были включены . Большая часть этих инноваций была работой IK Dairo & the Morning Star Orchestra (позже IK Dairo & the Blue Spots ), сформировавшегося в 1957 году. [16] Эти исполнители принесли джоджу из сельской бедноты в города Нигерии и за ее пределы. Дайро стал, пожалуй, самой большой звездой африканской музыки к 60-м годам, записав множество хитов, которые распространили его славу даже в Японии. В 1963 году он стал единственным африканским музыкантом, когда-либо удостоенным членства в Ордене Британской Империи , рыцарском ордене Соединенного Королевства. [7]
Рассеяние светской жизни
[ редактировать ]Среди народа игбо светская жизнь Ганы стала популярной в начале 1950-х годов, и вскоре за ней последовали другие стили гитарных групп из Камеруна и Заира . Ганский ET Mensah , самый популярный светский исполнитель 1950-х годов, часто гастролировал по стране игбо, собирая огромные толпы преданных поклонников. Bobby Benson & His Combo были первой нигерийской светской группой, нашедшей аудиторию по всей стране. За Бенсоном последовали Jim Lawson & the Mayor's Dance Band , которые достигли национальной известности в середине 70-х годов, закончившейся смертью Лоусона в 1971 году. В тот же период другие светские исполнители достигли своего пика. В их число входили принц Нико Мбарга и его группа Rocafil Jazz, чья песня " Sweet Mother " стала панафриканским хитом, проданным тиражом более 13 миллионов копий, больше, чем любой другой африканский сингл любого рода. Мбарга использовал английские тексты в стиле, который он назвал панко , который включал «сложную румбы в светскую идиому». гитарную фразировку [20]
После гражданской войны 1960-х годов музыканты игбо были изгнаны из Лагоса и вернулись на родину. В результате светская жизнь перестала быть основной частью основной нигерийской музыки и стала считаться чем-то исключительно связанным с игбо на востоке. Популярность Highlife среди игбо постепенно падала, ее вытесняли джуджу и фудзи. Тем не менее, некоторые исполнители сохранили этот стиль, например, певец и трубач йоруба Виктор Олайя (единственный нигериец, когда-либо получивший платиновый диск), Стивен Осита Осадебе , Оливер Де Кок , Селестин Укву , Oriental Brothers , Сонни Окосун , Виктор Увайфо , и Орландо «Доктор Ганджа» Ово , чей характерный игрушечный стиль сочетал в себе дзюдзю и светскую жизнь. [7]
Рождение Фудзи
[ редактировать ]Апала , традиционный стиль штата Огун, одного из штатов йоруба в Нигерии, стал очень популярным в 1960-х годах под руководством таких исполнителей, как Харуна Ишола , Сефиу Аян, Касуму Адио и Айинла Омовура . Ишола, который был одним из самых стабильных хит-мейкеров Нигерии с 1955 года до своей смерти в 1983 году, записал песни апала, которые чередовались между медленными и эмоциональными, быстрыми и энергичными. Его тексты представляли собой смесь импровизированных восхвалений и отрывков из Корана , а также традиционных пословиц . Его работы оказали формирующее влияние на развитие стиля Фудзи.
В конце 1960-х годов появились первые группы Фудзи. , Фудзи была названа в честь горы Фудзи в Японии, исключительно из-за звучания этого слова По словам Айинде Барристер . [21] Фудзи представлял собой синтез апалы с «украшенным, свободным ритмичным» вокалом аджисари . преданных музыкантов [22] и сопровождался сакарой , бубном и гавайской гитарой. Среди первых звезд этого жанра были Харуна Ишола и Айинла Омовура; Ишола выпустил множество хитов с конца 50-х по начало 80-х, став одним из самых известных исполнителей страны. В период с 1960-х по 70-е годы популярность Фудзи становилась все более популярной, становясь тесно связанной с исламом при этом .
Фудзи описывали как дзюдзю без гитар; по иронии судьбы, Эбенезер Обей однажды описал дзюдзю как мамбо с гитарой. [23] Однако по своей сути фудзи представляет собой смесь мусульманских традиционных музыкальных песен « аджисари» с «аспектами ударных инструментов апала и вокальных песен, а также задумчивой философской музыки сакара»; [24] Из этих элементов апала является фундаментальной основой Фудзи. [25] Первыми звездами Фудзи были соперничающие руководители оркестров Альхаджи Сикиру Айинде Барристер и Айинла Коллингтон. [26] Альхаджи Сикиру Айинде Барристер начал свою карьеру в фудзи в начале 1970-х годов в группе Golden Fuji Group, хотя он пел мусульманские песни с 10 лет. Впервые он изменил название своей группы на «Fuji Londoners», когда вернулся из поездки в Лондон, Англия. Спустя очень долгое время - с такими хитами, как "Orilonise", "Fuji Disco/Iku Baba Obey", "Oke Agba", "Aye" и "Suuru" - он изменил название группы на "Supreme Fuji Commanders". Соперником Айинде была Айинла Коллингтон или «Баба Алатика», известная своим быстрым темпом и танцевальной маркой фудзи, которая также записала такие хитовые альбомы, как «ko bo simi lo'run mo e», в 80-х он выпустил «ijo yoyo, Lakukulala». и американская мегазвезда», чтобы упомянуть лишь некоторые из его успешных альбомов. При всем уважении, Айинла Коллингтон является последовательным социальным комментатором. В 1980-х годах за ним последовали такие восходящие звезды, как Васиу Айинде Маршалл .
Санни Аде и Оби
[ редактировать ]Эбенезер Обей сформировал группу International Brothers в 1964 году, и вскоре его группа стала конкурировать с группой IK Dairo как крупнейшая нигерийская группа. Они играли разновидность блюзового , гитарного и светского дзюдзю, включавшего сложные перкуссионные элементы с преобладанием говорящих барабанов . Лирика Оби затрагивала проблемы, которые нравились городским слушателям, и включала традиции йоруба и его консервативную христианскую веру. Его соперником был King Sunny Adé , который появился в тот же период, сформировав Green Spots в 1966 году, а затем добившись нескольких крупных хитов с African Beats 1974 года после Esu Biri Ebo Mi . Аде и Оби стремились привнести новые влияния в музыку дзюдзю и собрать новых поклонников; Гавайская слабая клавиша , клавишные и бэк-вокал были среди нововведений, добавленных в этот быстро меняющийся период. [27] Аде добавил сильные элементы ямайского даба и ввел практику, когда гитара играет ритм, а барабаны играют мелодию. В этот период песни дзёдзю превратились из коротких поп-песен в длинные треки, часто продолжительностью более 20 минут. Коллектив увеличился с четырех исполнителей в первоначальных ансамблях до 10 с IK Dairo и более чем 30 с Obey и Ade.
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]В начале 1980-х и Оби, и Аде нашли большую аудиторию за пределами Нигерии. В 1982 году Аде подписал контракт с Island Records , которая надеялась повторить Боба Марли успех , и выпустила альбом Juju Music , продажи которого в Европе и США превзошли все ожидания. [7] Оби выпустил «Текущие события» в 1980 году на Virgin Records и на короткое время стал звездой в Великобритании, но не смог поддерживать свою международную карьеру так же долго, как Аде. Аде возглавил короткий период международной известности jùjú, который закончился в 1985 году, когда он потерял контракт со звукозаписывающей компанией после коммерческого провала Aura (записанного со Стиви Уандером ), и его группа ушла посреди огромного тура по Японии. Международная известность Аде привлекла большое внимание ведущих звукозаписывающих компаний и помогла вдохновить растущую мировую музыкальную индустрию. К концу 1980-х годов дзюдзю уступил другим стилям, таким как йо-поп , госпел и регги . Однако в 1990-е годы фудзи и дзюдзю оставались популярными, равно как и музыка вака и нигерийское регги. В самом конце десятилетия хип-хоп распространился по стране, будучи основной частью музыки в соседних регионах, таких как Сенегал.
Йо-поп и афро-дзюдзю (1980-е)
[ редактировать ]Двумя крупнейшими звездами 80-х были Сегун Адевале и Шина Питерс , которые начали свою карьеру, выступая в середине 70-х с принцем Адекунле . В конце концов они покинули Адекунле и на короткое время сформировали партнерство под названием Shina Adewale & the International Superstars, прежде чем начать сольную карьеру. [16] Адевале первым из двоих добился успеха, став самым известным исполнителем йо-попа . [7]
Увлечение йо-попом длилось недолго, его сменил стиль афро-дзюдзю Шины Питерс, который ворвался в мейнстрим после выхода Afro-Juju Series 1 (1989). Афро-джуджу представляло собой сочетание афробита и фудзи и вызвало такой пыл среди поклонников Шины, что это явление было названо «Шинамания». Хотя в 1990 году он был удостоен звания «Музыкант года по дзюдзю» , продолжение Сины, Shinamania, продавалось соответственно, но было раскритиковано критиками. [28] Однако его успех открыл поле для новичков, что привело к успеху Fabulous Olu Fajemirokun и Adewale Ayuba . В тот же период наблюдался рост новых стилей, таких как фанк-дзю-джу, впервые предложенный Деле Тайво . [29]
Афробит
[ редактировать ]Afrobeat — это стиль, наиболее тесно связанный с Нигерией, а записи Afrobeat составляют заметную часть мировой музыкальной категории, встречающейся во всем развитом мире. Это музыка с элементами фудзи, дзюдзю, джаза и других музыкальных жанров. Самым популярным и известным исполнителем, а также самым известным нигерийским музыкантом в истории, несомненно, является Фела Кути . [7] Хотя Кути часто называют единственным пионером афробита, другие музыканты, такие как Орландо Джулиус Экемоде, также были заметными на ранней сцене афробита, где они сочетали светскую жизнь, джаз и фанк. В течение короткого периода в Соединенных Штатах он познакомился с движением Black Power и Черными пантерами , и это влияние он выразил в своих текстах. Прожив некоторое время в Лондоне, он вернулся в Лагос и открыл клуб The Shrine, который был одним из самых популярных музыкальных заведений в городе. Он начал записываться с Africa '70 , огромной группой, в которую входит барабанщик Тони Аллен , который с тех пор сам стал известным музыкантом. [30] На альбоме «Африка 70» Кути записал серию хитов, вызвав гнев правительства, поскольку он решал такие разнообразные проблемы, как бедность, дорожное движение и отбеливание кожи. В 1985 году Кути был заключен в тюрьму на пять лет, но был освобожден всего через два года после международного протеста и массовых внутренних протестов. После освобождения Кути продолжал критиковать правительство в своих песнях и стал известен своим эксцентричным поведением, например, внезапным разводом со всеми двадцатью восемью женами, потому что «ни один мужчина не имеет права владеть женской вагиной». Его смерть от СПИДа в 1997 году вызвала период национального траура, беспрецедентный в документированной истории Нигерии. [31]
В 1980-х годах Afrobeat стал частью растущего жанра мировой музыки . В Европу и Северную Америку исполнители так называемой «мировой музыки» приезжали со всего мира и играли в самых разных стилях. Фела Кути и его последователи Afrobeat были одними из самых известных музыкантов мировой музыки.
С 1980-х по 1990-е годы Afrobeat диверсифицировался, приняв новые влияния американского фанка и хип-хопа . Вечно замаскированный и загадочный Лагбаха стал одним из знаменосцев новой волны афробита, особенно после его пластинки 1996 года C'est Une African Thing . После неожиданного появления вместо своего отца Фелы Феми Кути собрал большую базу поклонников, которая позволила ему совершить поездку по Европе. Феми Кути и Сеун Кути последовали за своим отцом Фелой Кути . [32]
Машина
[ редактировать ]Популярная певица Салава Абени стала всемирно известной после выхода альбома «Покойный генерал Муртала Рамат Мохаммед» в 1976 году, который стал первой нигерийской записью женщины, проданной тиражом более миллиона копий. В 1980-е годы она оставалась одной из самых продаваемых артисток страны, создавая свою собственную уникальную разновидность музыки под названием вака; она была настолько тесно связана с этим жанром, что королевский деятель, алаафин Ойо , Оба Ламиди Адейеми , короновал ее «Королевой музыки вака» в 1992 году. Вака представляла собой смесь дзюдзю, фудзи и традиционной музыки йоруба.
Регги и хип-хоп
[ редактировать ]Говоря о музыке регги в Нигерии, этот музыкальный бренд был основан музыкантом по имени Теракота. К 80-м годам среди звезд нигерийского регги были Дэниел Уилсон, The Mandators , Рас Кимоно , Мажек Фашек , чей кавер 1988 года на » Боба Марли « Redemption Song стал беспрецедентным успехом для регги в Нигерии. Как и многие более поздние звезды нигерийского регги, Фашек был частью многолетней группы The Mandators, которая постоянно гастролировала и записывалась в середине-конце 1980-х и начале 90-х. Позже среди выдающихся музыкантов регги были Джерри Джето и Дэдди Шоуки .
Африканско-карибский фьюжн — жанр, популярный и развивающийся с годами, особенно в 21 веке. В этом жанре музыки африканские музыканты включают ямайский наречие в свои тексты и биты. Несмотря на то, что этот хорошо смешанный жанр очень популярен на Ямайке, он стал хорошо известен в африканском регионе примерно в 19 веке благодаря нигерийскому музыканту-регги Маджеку Фашеку, который привлек к этому слиянию международное внимание. [33] Этот жанр музыки становится все более популярным в Нигерии благодаря таким артистам 21-го века, как Дункан Майти , Тимайя , Слим Бурна, Орези , Бурна Бой и Паторэнкинг , которые привлекают более молодую аудиторию.
Хип-хоп музыка пришла в Нигерию в конце 1980-х и стабильно становилась популярной на протяжении первой половины 1990-х. В число первых групп вошли Sound on Sound , Emphasis, Ruff Rugged & Raw , SWAT ROOT , De Weez и Black Masquradaz . Более того, массовый успех вырос позже в этом десятилетии, когда внимание привлекли такие ранние хиты, как "Trybal Marks" группы The Trybesmen трио The Remedies (1999) и "Judile" и "Sakoma" . Один из The Remedies, Тони Тетуила , продолжил работать с Планташуном Бойсом и получил большое коммерческое признание. Основание в 1999 году компаний Paybacktyme Records Соломоном Дэйром , широко известными как помогло пересмотреть и утвердить нигерийскую хип - хоп Solodee, Kennis Music Кенни Огунгбе, Dove Records Нельсоном Брауном и Trybe Records eLDee сцену. Кроме того, общий быстрый рост сферы развлечений при поддержке средств массовой информации помог популяризировать хип-хоп музыку в Нигерии. Телевизионные программы, такие как Videowheels, HipTV , Music Africa, шоу MTN Y'ello, Music Africa, Nigezie и Soundcity, сыграли важную роль. Среди других выдающихся нигерийских хип-хоп-музыкантов: Tuface idibia , Vector , Reminisce , Ice Prince , MI Abaga , Ruggedman , Eedris Abdulkareem , Erigga , Weird MC , Naeto C , Twin-X и P-Square
Примерно в конце 2012 года хип-хоп-движение начало терять свою популярность в Нигерии. Исполнители Afrobeats стали править игрой, такие известные исполнители, как
Wizkid , Davido , Olamine , Burna Boy , CKay , Fireboy DML , Kiss Daniel , Tekno , Mc Galaxy , Adekunle Gold , Dammy Crane Lil Kesh на протяжении многих лет привлекали большое внимание своими песнями.
По состоянию на 2023 год новая группа исполнителей хип-хопа снова доказала, что жанр сохраняет жизнь в Нигерии. Хотя такие исполнители, как PsychoYP, не так популярны, как афробиты, они оказались ориентированными на дрил-музыку. Берри Иван, который чаще всего относят к категории современных поп-исполнителей, также доказали, что представляют этот жанр бесконечным каталогом трэп-музыки.
Афробиты: международный прорыв
[ редактировать ]В отличие от Afrobeat, Afrobeats добился глобального успеха с 2018 года. Основной вклад в это внесли нигерийские артисты.
По данным журнала Billboard Magazine , нигерийский Afrobeats является самым быстрорастущим жанром в США и Великобритании по состоянию на 2023 год. Звезда Afrobeats Си Кей сказала: «Afrobeats — это новая поп-музыка». [34]
Уверенное участие на церемониях награждения
[ редактировать ]Нигерийские музыканты все чаще получают международное признание.
Такие артисты, как Кинг Санни Аде , Феми Кути и Сеун Кути, в прошлом номинировались на Грэмми.
Burna Boy группы «Африканский гигант» был номинирован на премию «Грэмми» в 2020 году как лучший альбом мировой музыки. [35] Его альбом Twice as Tall в следующем году получил Грэмми как лучший мировой музыкальный альбом. Песня Wizkid ’s Made in Lagos была номинирована в той же категории в 2021 году. Wizkids Essence с участием Темса также была номинирована в категории «Лучшее глобальное музыкальное исполнение». [36]
Сотрудничество артистов Afrobeats с крупнейшими мировыми музыкальными звездами привело к дальнейшей глобальной известности. В 2019 году американская звезда Бейонсе воспользовалась услугами многочисленных нигерийских звезд, в том числе Wizkid и Burna Boy. Ее песня « Brown Skin Girl » выиграла премию «Грэмми» в номинации «Лучшее музыкальное видео». Анжелики Кидджо Альбом Mother Nature (2021) с участием многих нигерийских звезд был номинирован на премию «Лучший мировой музыкальный альбом». [37]
Успех нигерийских Afrobeats привел к введению категории « Лучший африканский исполнитель» на церемонии вручения наград MTV Europe Music Awards в 2005 году, за которой последовала премия BET Awards в 2011 году, которая с тех пор присуждала награды в «Лучший международный исполнитель: Африка» категории . [38]
Позиции в чартах
[ редактировать ]В 2012 году песня D'banj « Oliver Twist » достигла 9-го места в британском чарте синглов и 2-го места в британском R&B-чарте . Это была первая песня нигерийского Afrobeats, добившаяся такого результата.
В апреле 2012 года P-Square сделали ремикс на свой хит-сингл 2009 года « E No Easy » с Мэттом Хьюстоном , и эта песня стала первой нигерийской песней в стиле афробит, которая достигла 5-го места в официальном французском чарте SNEP и 10-го места в официальном чарте Ultratop , потратив 29 долларов. недель и 16 недель соответственно. Песня стала первым летним хитом Afrobeats во Франции , что, в свою очередь, повысило популярность афробитов во франкоязычных странах Европы. [39] [40]
Песня Wizkid « Essence » с участием Темса вошла в десятку лучших в Billboard 100 США как ремикс с Джастином Бибером . [36]
Аншлаговые арены
[ редактировать ]Нигерийские поп-музыканты, такие как Wizkid , Davido и Burna Boy, распродали билеты на O2 Arena в Лондоне и Accor Arena в Париже соответственно. [41]
Женщины в музыке
[ редактировать ]В музыкальной индустрии Нигерии женщины-исполнители выделяются и получают широкое признание за свои таланты и достижения. [42] На протяжении многих лет большинство нигерийских артисток придерживались современной африканской музыки, но в 21 веке некоторые артистки начали заниматься другими жанрами, включая рэп, хип-хоп и афробит . Известные нигерийские рэперы женского пола включают Weird Mc , Sasha P , Mo'Cheddah и Eva Alordiah . Хотя есть много женщин-исполнителей афробитов, лишь немногие из них оставались постоянными на протяжении многих лет, например Аса Омавуми Мегбеле , Сейи Шай , Ниниола , Тива Сэвидж , Тени , Йеми Аладе и Сими . [43] В 2020-е годы наблюдался всплеск присутствия женщин в нигерийской музыке: такие артисты, как Темс и Айра Старр, получили международные похвалы и признание.
Музыка на фестивалях и праздниках
[ редактировать ]Фестивали Дурбар проводятся во многих частях северо-запада Нигерии; дурбар предназначен для чествования эмира во время кульминации исламских праздников Ид уль-Фитр , Ид уль-Адха и Салла в честь известного дурбара Кацина , а иногда также используется для чествования высокопоставленных лиц. Хотя главной достопримечательностью фестивалей дурбар является демонстрация традиционного искусства верховой езды , выступления барабанщиков, трубачей и певцов прославления являются важной частью празднования. Другие праздники, в которых музыка играет важную роль, включают игру на барабанах и танцы, исполняемые на Рождество , Пасхальное воскресенье и Пасхальный понедельник .
Классическая музыка
[ редактировать ]В 20 веке Нигерия родила ряд композиторов-классиков; в их число входят Самуэль Акпабот (1932–2000), Айо Банколе (1935–1976), Лазарус Эквуеме , Акин Эуба (1935–2020), Фела Сованде (1905–1987) и Джошуа Узойгве (1946–2005). Сованде был одним из первых и самых известных африканских композиторов западной классической традиции и основателем нигерийской художественной музыкальной традиции. Сованде также был органистом и джазовым музыкантом, включив в свое творчество все это и элементы нигерийской народной музыки. [44] Эчезоначукву Ндука , нигерийский концертирующий пианист и поэт, специализируется на исполнении и записи фортепианной музыки нигерийских композиторов и, соответственно, африканских композиторов, работающих в жанре африканского пианизма.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кароли, с. 4.
- ^ «Academia.edu — Поделитесь исследованием» . www.academia.edu . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ . doi : 10.7287/peerj.preprints.1711v1/supp-3 https://doi.org/10.7287%2Fpeerj.preprints.1711v1%2Fsupp-3 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Титон, с. 70.
- ^ «Гаригфа» . Гаригфа . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Грэм, с. 589. Грэм описывает как восприимчивость игбо к иностранным влияниям, так и использование обо .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Грэм
- ^ «Оркестр в африканском контексте» . Africanchorus.org. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Грэм, с. 589. Грэм утверждает, что источником бразильского влияния было влиятельное бразильское торговое сообщество начала 19 века.
- ^ Сильванус, Эмаэяк Питер (18 июня 2018 г.). «Краткая история телевидения и музыкальной практики на телевидении в Нигерии». Музики: Журнал музыкальных исследований в Африке . 15 (1): 37–38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сильванус, Эмаэяк Питер (2019). «Прообраз как инструмент повествования коренных народов в нигерийском кино: этномузыкологическое чтение». Этномузыкология . 63 (2): 164. doi : 10.5406/ethnomusicology.63.2.0159 . S2CID 197998623 .
- ^ Сильванус, Эмаэяк Питер (2019). «Прообраз как инструмент повествования коренных народов в нигерийском кино: этномузыкологическое чтение». Этномузыкология . 63 (2): 168. doi : 10.5406/ethnomusicology.63.2.0159 . S2CID 197998623 .
- ^ «Афропоп Нигерия» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ «25 лучших африканских песен всех времен» . Africanfolder.com . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Эсомнофу, Эммануэль (4 мая 2023 г.). «Вот почему тур Ремы по Индии важен с культурной точки зрения» . Родной . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Афропоп Джуджу» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Грэм, с. 590. Грэм утверждает, что слово «джу-джу» было мягким выражением колониального унижения – музыкальной чуши – использованной самими музыкантами-дзю-дзю, чтобы ниспровергнуть его. И Джоджо также является йоруба для танцев .
- ^ Фалола, Тойин (2001). Культура и обычаи Нигерии . Издательская группа Гринвуд. п. 173 . ISBN 0-313-31338-5 .
- ^ Афропоп: Апала Афропоп цитирует это утверждение, поскольку (м) музыковед Крис Уотерман предполагает, что влияние афро-кубинских перкуссионных записей также сыграло важную роль в совершенствовании подачи музыки, но не ее ритмов и форм . Афропоп далее уточняет, что, хотя другие упомянутые инструменты распространены в нигерийской популярной музыке, использование агидигбо необычно и свойственно апале.
- ^ Грэм, стр. 596–597. Грэм объясняет важность Бенсона и Лоусона. Ссылаясь на "Sweet Mother2", Грэм объясняет: (б) но это заразительная песня, и ее мощная привлекательность была создана благодаря использованию Мбаргой пиджин-английского языка (значительно расширяющего его аудиторию) и стиля, который он назвал панко - впервые включающего сложную румбу. гитарная фразировка на светскую идиому.
- ^ Грэм, с. 593. Грэм не называет конкретный источник иска Сикиру Барристера.
- ^ Информация арабского мира, «Популярная музыка Фудзи в Нигерии»
- ^ Грэм, с. 593. Грэм не цитирует какой-либо конкретный источник, кроме Эбенезера Оби, и объясняет, что фудзи лишь иногда бойко описывают как музыку дзюдзю без гитар .
- ^ Афропоп: Фудзи Айинде Барристер , который остается на переднем крае, начал свою карьеру в 1965 году с пением — музыкой, которая использовалась для пробуждения мусульман рано утром во время священного сезона Рамадан . Он продолжал смешивать аспекты перкуссии апала, вокальных песен и задумчивой философской музыки сакара и создал новый стиль музыки, который он назвал фудзи .
- ^ Афропоп: Апала Афропоп цитирует это утверждение как обычно считающееся самым важным предшественником Фудзи.
- ^ «Афропоп Фудзи» . Афропоп.орг. Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Грэм, стр. 591–592. Грэм подробно обсуждает соперничество между Аде и Оби, которое стимулировало столько инноваций.
- ^ Грэм, стр. 592–593. Грэм описывает происхождение афро-дзюдзю Петерса, важность афро-дзюдзю серии 1 , термина «Шинамания» , а также критическое и коммерческое исполнение «Шинамании» .
- ^ Афропоп: Джуджу Афропоп относится к периоду времени для фанк-джуджу примерно в то же время, что и 1989 или 1990 годы.
- ^ «Тони Аллен: Автобиография главного барабанщика афробита» . Издательство Университета Дьюка . 2013 . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Грэм, с. 595. Грэм является источником цитаты о «влагалище», а также подробностей карьеры Кути и значения его смерти.
- ^ Аникулапо, Сын. «Феми и Сын Кути поддерживают мятежный ритм своего отца» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Харрис, Крейг, «Маек Фашек» , Биография, AllMusic (nd). Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Осибе, Гархе (31 марта 2022 г.). «Из Нигерии в мир: Afrobeats переживают глобальный момент» . Разговор . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Адевуми, Дамилола (25 марта 2021 г.). «Премия Грэмми 2021: нигерийская музыкальная сенсация Burna Boy получает глобальную награду» . Обновление Африки . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Удугба, Энтони (27 июня 2022 г.). « Essence и Temps выиграли крупную премию BET Awards 2022» . Рабочий день НГ . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Пий, Дилибе (2 января 2024 г.). «Сайт загрузки музыки Naija» . Гипетрендз .
- ^ Кадуна, Джордж (27 июня 2022 г.). «BET Awards 2022: компания Temps входит в историю с триумфом в номинации «Лучший международный акт» — Premium Times Нигерия» . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ "lescharts.com - Мэтт Хьюстон с участием P-Square - Positif" . lescharts.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ "Мэтт Хьюстон с участием P-Square - Positif - ultratop.be" . www.ultratop.be . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Олонилуа, Адемола (3 сентября 2021 г.). «Фанаты празднуют, когда Wizkid распродает билеты на O2 Arena за две минуты» . Пунш Газеты . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ "Женщины-руководители оркестров Нигерии" . Музыка в Африке. (20 февраля 2015 г.). Музыка в Африке. Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ «7 лучших королев музыкальной индустрии Нигерии» , Vanguard News , 5 ноября 2011 г. Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Ронни Грэм. Мир африканской музыки (1992), с. 29
Ссылки
[ редактировать ]- «Нигерия: фестивали и культурные туры» . Журнал путешествий по Африке . Проверено 25 августа 2005 г.
- «Оркестр в африканском контексте» . Африканский хор . Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 21 июня 2005 г.
- Премия 9ja Media « 9 лучших музыкальных исполнителей Нигерии ». Архивировано из первоисточника 5 ноября 2020 г.
- «Фела Сованде: нигерийский композитор, органист и профессор» . Africlassical.com . Проверено 23 августа 2005 г.
- «Афропоп Нигерия» . Афропоп . Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 21 июня 2005 г.
- «Афропоп Джуджу» . Афропоп . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 21 июня 2005 г.
- «Афропоп Фудзи» . Афропоп . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 21 июня 2005 г.
- «Афропоп Апала» . Афропоп . Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 21 июня 2005 г.
- «Ислам» . Информация арабского мира . Архивировано из оригинала 4 сентября 2005 года . Проверено 25 августа 2005 г. , в частности разделы «Музыка Фуджи Нигерии» и «Традиционная музыка хауса Нигерии».
- Грэм, Ронни. «От музыки хауса к светской жизни». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), The Rough Guide to World Music , Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1858286360
- Кароли, Отто (1998). Традиционная африканская и восточная музыка . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-023107-2 .
- Омойола, Боде (1995). Нигерийская художественная музыка . Ибадан: Университет Ибадана, Нигерия. ISBN 978-2015-38-5 .
- Титон, Джефф Тодд, изд. (1992). Миры музыки: введение в музыку народов мира . Книги Ширмера. ISBN 0-02-872602-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акпабот, Сэмюэл Хэмп (1975). Музыка Ибибио в нигерийской культуре Издательство Мичиганского государственного университета. ISBN 9780870131936 .
- Аром, Симка (1991). Африканская полифония и полиритмия: музыкальная структура и методология . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-61601-8 .
- Грэм, Ронни (1989). Путеводитель Стерна по современной африканской музыке . Плутон Пресс. ISBN 1-85305-000-8 .
- Омойола, Боде. Популярная музыка в Западной Нигерии: тема, стиль и покровительство. Ибадан: Французский институт исследований в Африке (IFRA), Университет Ибадана (переработанное издание), 2014 г.
- Омойола, Боде. Музыка йоруба в двадцатом веке: идентичность, влияние и практика исполнения. Рочестер: Университет Рочестера Пресс (Истман/Рочестерские исследования в области этномузыкологии), 2012.
- Омойола, Боде. Музыка Фелы Сованде: встречи, африканская идентичность и творческая этномузыкология. Пойнт-Ричмонд, Калифорния: Издательство Music Research Institute Press, 2009.
- Омойола, Боде. Множественные интерпретации динамики творчества и знаний в африканских музыкальных традициях: Фестиваль в честь Акина Юбы (под редакцией Джорджа Дора). Пойнт Ричмонд, Калифорния: Music Research Institute Press, 2005.
- Омойола, Боде. Нигерийская художественная музыка. Ибадан: Французский институт исследований в Африке (IFRA), Ибаданский университет, 1995.
- Садо, Годвин. Томас Экундайо Филлипс: старейшина нигерийской церковной музыки. Блумингтон, Индиана: iUniverse Publishing, 2009.
- _____________. Сэмюэл Акпабот: Одиссея нигерийского композитора-этномузыковеда. Блумингтон, Индиана: iUniverse Publishing, 2008.
- _____________. Органные произведения Фелы Сованде: культурные перспективы. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
- _____________. Межкультурные аспекты в музыке Айо Банколе. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
- _____________. Джошуа Узойгве: Мемуары нигерийского композитора-этномузыковеда. Нью-Йорк: Издательство iUniverse, 2007.
- Телятина, Майкл Э. (1997). Фела. Жизнь африканской музыкальной иконы . Издательство Университета Темпл.
- Уотерман, Кристофер Алан (1990). Джуджу: социальная история и этнография африканской популярной музыки . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-87465-6 .