Jump to content

Соул-музыка

Соул-музыка — популярный музыкальный жанр , зародившийся в афроамериканском сообществе по всей территории США в конце 1950-х — начале 1960-х годов. [2] Он имеет свои корни в афро-американской госпел-музыке и ритм-н-блюзе . [3] Соул-музыка стала популярной для танцев и прослушивания, где американские звукозаписывающие компании, такие как Motown , Atlantic и Stax, оказали влияние во время Движения за гражданские права . Соул также стал популярен во всем мире, напрямую повлияв на рок-музыку и музыку Африки . [4] Он также возродился в середине-конце 1990-х годов с поджанром нео-соул . [5] который добавил элементы современного производства и влияние хип-хопа.

Запоминающиеся ритмы, подчеркнутые хлопками в ладоши и импровизированными движениями тела, являются важной особенностью соул-музыки. Другими характеристиками являются зов и ответ между ведущим вокалистом и припевом , а также особенно напряженный вокальный звук. [6] В этом стиле также иногда используются импровизационные дополнения, вращения и вспомогательные звуки. [6] Соул-музыка отражает афроамериканскую идентичность и подчеркивает важность афроамериканской культуры. Новообретенное афроамериканское сознание привело к появлению новых стилей музыки, которые гордились тем, что они чернокожие. [7] и, будучи таким творческим музыкальным жанром, он возник в результате борьбы за власть, направленной на повышение осведомленности чернокожих американцев о своем африканском происхождении. [8] Соул-музыка также сочетает в себе различные элементы музыки, включая госпел, ритм-н-блюз и джаз. [9]

США Соул-музыка доминировала в R&B-чартах в 1960-х годах, и многие записи попали в поп-чарты США, Великобритании и других стран. К 1968 году жанр соул-музыки начал распадаться. Некоторые соул-исполнители разработали фанк- музыку, в то время как другие певцы и группы разработали более изящные, утонченные и в некоторых случаях более политически сознательные разновидности. [10] Многие соул-исполнители обрели популярность благодаря доминированию соул-музыки в R&B-чартах. Среди этих артистов были Рэй Чарльз , Джеймс Браун и соул-группа Temptations . [11] К началу 1970-х годов соул-музыка находилась под влиянием психоделического и прогрессивного рока , а также других жанров, что привело к психоделическому и прогрессивному соулу . стал развиваться В Соединенных Штатах нео-соул примерно в 1994 году. Есть также несколько других поджанров и ответвлений соул-музыки.

Ключевые поджанры соула включают стиль Motown , более поп -ориентированный и ритмичный стиль; глубокий соул и южный соул , драйвовые, энергичные стили соул, сочетающие R&B со звуками южного госпела ; [12] Мемфисская душа , мерцающий, знойный стиль; Новоорлеанский соул , вышедший из стиля ритм-н-блюз; Chicago Soul — более легкое звучание с влиянием госпела; Филадельфийский соул — пышное оркестровое звучание с ду-воп вокалом в стиле ; и психоделический соул , смесь психоделического рока и соула.

Происхождение

[ редактировать ]
Рэй Чарльз был пионером жанра соул-музыки в 1950-х годах, сочетая стили блюз, ритм-н-блюз и госпел.

Соул-музыка берет свое начало в традиционной афроамериканской госпел-музыке и ритм-н-блюзе , а также в гибридизации их соответствующих религиозных и светских стилей - как в лирическом содержании, так и в инструментах - которая началась в 1950-х годах. Термин «душа» использовался афроамериканскими музыкантами, чтобы подчеркнуть ощущение себя афроамериканцем в Соединенных Штатах. [13] По словам музыковеда Барри Хансена , [14]

Хотя этот гибрид произвел множество хитов на рынке R&B в начале 1950-х годов, только самые отважные белые фанаты ощутили его влияние в то время; остальным пришлось дождаться появления соул-музыки в 1960-х годах, чтобы почувствовать прилив рок-н-ролла в стиле госпел.

Джеймс Браун был известен как «Крестный отец соула». [15]

По данным AllMusic, «соул-музыка стала результатом урбанизации и коммерциализации ритм-н-блюза в 60-х». [16] Само словосочетание «соул-музыка», относящееся к музыке в стиле госпел со светскими текстами, было впервые засвидетельствовано в 1961 году. [17] Термин «душа» на афроамериканском языке имеет оттенок афроамериканской гордости и культуры. Евангельские группы в 1940-х и 1950-х годах иногда использовали этот термин в своих названиях. стиль Джазовый , возникший из госпела, стал известен как соул-джаз . Когда певцы и аранжировщики начали использовать методы госпела и соул-джаза в афроамериканской популярной музыке в 1960-х годах, соул-музыка постепенно стала общим термином для афроамериканской популярной музыки того времени. [18] [19]

Сэм Кук признан одним из «праотцов» соул-музыки.

По данным организации Acoustic Music, «первое явное свидетельство соул-музыки появляется в «5» Royales» , бывшей госпел-группе, которая обратилась к R&B, а также в Фэй Адамс , чья «Shake A Hand» становится стандартом R&B». [20]

Важными новаторами, чьи записи в 1950-х годах способствовали появлению соул-музыки, были Клайд МакФаттер , Хэнк Баллард и Этта Джеймс . [14] Рэя Чарльза часто называют популяризатором жанра соул-музыки благодаря его серии хитов, начиная с песни 1954 года « I Got a Woman ». [21] Певец Бобби Вомак сказал: «Рэй был гением. Он превратил мир в соул-музыку». [10] Чарльз открыто признал влияние вокалиста Pilgrim Travelers Джесси Уитакера на его стиль пения.

Литтл Ричард , вдохновивший Отиса Реддинга , [22] и Джеймс Браун оба были одинаково влиятельны. Брауна прозвали «Крестным отцом соул-музыки». [15] а Ричард провозгласил себя «королем рок-н-ролла, ритм-н-блюза Soulin » , потому что его музыка воплощала в себе элементы всех трех, и поскольку он вдохновлял артистов во всех трех жанрах. [23]

Сэма Кука и Джеки Уилсон также часто называют праотцами души. [10] [24] Кук стал популярным как солист госпел-группы Soul Stirrers , прежде чем заняться светской музыкой. Его запись « You Send Me » в 1957 году положила начало успешной карьере в поп-музыке . Более того, его запись 1962 года « Bring It On Home To Me » была описана как «возможно, первая пластинка, определяющая переживания души». [25] Джеки Уилсон, современник Кука и Джеймса Брауна, также добился успеха в жанре кроссовера , особенно с его хитом 1957 года « Reet Petite ». [26] Он даже оказал особое влияние своей драматической постановкой и выступлениями. [27]

1960-е годы

[ редактировать ]
Соломон Берк записался для Atlantic в 1960-х годах.

Дуэт мужа и жены Айк и Тина Тернер стал «ведущими представителями» соул-музыки в 1960-х годах. [28] [29] Их дебютный сингл " A Fool in Love " попал в поп-чарты в 1960 году. В 1962 году они были номинированы на Грэмми за песню " It's Gonna Work Out Fine ". [30] Вместе с Kings of Rhythm и Ikettes они гастролировали по Chitlin Circuit под названием Ike & Tina Turner Revue. [31]

Писатель Питер Гуральник был среди тех, кто назвал Соломона Берка ключевой фигурой в зарождении соул-музыки, а Atlantic Records - ключевым лейблом звукозаписи . Песни Берка начала 1960-х годов, в том числе « Cry to Me », « Just Out of Reach » и «Down in the Valley», считаются классикой жанра. Гуралник писал:

В некотором смысле, соул начался с успеха в 1961 году песни Соломона Бёрка «Just Out Of Reach». Рэй Чарльз, конечно, уже пользовался огромным успехом (также на Atlantic), как и Джеймс Браун и Сэм Кук — прежде всего в поп-музыке. Однако каждого из этих певцов можно рассматривать как изолированное явление; и только с объединением Burke и Atlantic Records можно было увидеть что-то, даже напоминающее движение. [32]

Арета Франклин широко известна как « Королева соула ».

Бен Э. Кинг также добился успеха в 1961 году с « Stand By Me », основанной непосредственно на евангельском гимне. песней [10] К середине 1960-х годов первоначальные успехи Берка, Кинга и других были превзойдены новыми соул-исполнителями, в том числе артистами Stax , такими как Отис Реддинг и Уилсон Пикетт , которые в основном записывались в Мемфисе, Теннесси , и Масл Шолс, Алабама . По словам Джона Ландау :

Между 1962 и 1964 годами Реддинг записал серию соул-баллад, характеризующихся беззастенчиво сентиментальными текстами, обычно просящими прощения или просящими девушку вернуться домой... Вскоре он стал известен как «Мистер Жалкий» и заработал репутацию ведущего исполнителя соул-баллад. . [33]

Самой известной соул-певицей была Арета Франклин , первоначально певица госпел, которая начала делать светские записи в 1960 году, но чья карьера позже была оживлена ​​ее записями для Atlantic. Ее записи 1967 года, такие как « I Never Loved a Man (The Way I Love You) », « Respect » (написанная и первоначально записанная Отисом Реддингом) и « Do Right Woman, Do Right Man » (написанная Чипсом Моманом и Дэн Пенн ), были значительными и коммерчески успешными постановками. [34] [35] [36] [37]

Соул-музыка доминировала в афро-американских музыкальных чартах США в 1960-х годах, а многие записи попали в поп-чарты США. Отис Реддинг имел огромный успех на Монтерейском поп-фестивале в 1967 году. [10] Этот жанр также стал очень популярным в Великобритании, где в конце 1960-х гастролировали многие ведущие исполнители. «Душа» стала общим термином для все более широкого спектра музыкальных стилей, основанных на R&B – от танцевальных и поп-ориентированных групп на Motown Records в Детройте , таких как The Temptations , Marvin Gaye и Stevie Wonder , до « глубокого соула исполнителей ». такие как Перси Следж и Джеймс Карр . [38] [39] [40] Различные регионы и города США, в том числе Нью-Йорк, Детройт, Чикаго, Мемфис , Новый Орлеан , Филадельфию и Muscle Shoals, Алабама (дом FAME Studios и Muscle Shoals Sound Studios ), стали известны различными поджанрами музыки и стили записи. [16] [41]

К 1968 году, когда соул был на пике популярности, он начал распадаться на разные поджанры. Такие исполнители, как Джеймс Браун и Sly and the Family Stone, превратились в фанк- музыку, в то время как другие певцы, такие как Марвин Гэй, Стиви Уандер, Кертис Мэйфилд и Эл Грин, разработали более привлекательные, более сложные и в некоторых случаях более политически сознательные разновидности этого жанра. [10] Тем не менее, соул-музыка продолжала развиваться, формируя большинство последующих форм R&B, начиная с 1970-х годов, при этом некоторые музыканты продолжали выступать в традиционном стиле соул. [16]

1970-е и 1980-е годы

[ редактировать ]
Марвин Гэй перешел на соул-звучание со своим хитом 1971 года " What's Going On ".

Митчелла Hi Records продолжили традицию Stax предыдущего десятилетия, выпустив ряд хитов Грина, Энн Пиблс , Отиса Клея , О.В. Райта и Сила Джонсона . [42] Бобби Вомак , записывавшийся с Чипсом Моманом в конце 1960-х, продолжал выпускать соул-записи в 1970-х и 1980-х. [43] [44]

В Детройте продюсер Дон Дэвис работал с такими артистами Stax , как Джонни Тейлор и The Dramatics . [45] Записи Detroit Emeralds начала 1970-х , такие как Do Me Right , представляют собой связующее звено между соулом и более поздним стилем диско . [46] Артисты Motown Records, такие как Марвин Гэй , Майкл Джексон , Стиви Уандер и Смоки Робинсон, внесли свой вклад в развитие соул-музыки, хотя их записи считались скорее поп-музыкой , чем записи Реддинга, Франклина и Карра. [38] Хотя записи чикагских артистов стилистически отличаются от классической соул-музыки, их часто считают частью этого жанра. [47]

К началу 1970-х годов соул-музыка находилась под влиянием психоделического рока и других жанров. [48] Такие артисты, как Джеймс Браун, вели соул к фанк- музыке, типичным примером которой стали такие группы 1970-х годов, как Parliament-Funkadelic и The Meters . [49] более разносторонние группы, такие как War , Commodores и Earth, Wind and Fire . Примерно в это же время стали популярными [50] В 1970-е годы некоторые блестящие и коммерческие голубоглазые соул в Филадельфии -группы, такие как Hall & Oates и Tower of Power в Окленде , добились массового успеха, как и новое поколение уличных гармоничных групп или групп «городского соула», таких как Delfonics и исторически чернокожие Говарда Университета унификаторы . [51] [52]

Синдицированный музыкально-танцевальный телесериал « Поезд души» , ведущим которого является уроженец Чикаго Дон Корнелиус , дебютировал в 1971 году. [53] Шоу давало выход соул-музыке на несколько десятилетий, а также породило франшизу, которая привела к созданию звукозаписывающей компании ( Soul Train Records ), которая распространяла музыку The Whispers , Кэрри Лукас и многообещающей группы, известной как Shalamar. . [54] Многочисленные споры привели к тому, что Корнелиус передал звукозаписывающий лейбл своему специалисту по талантам Дику Гриффи , который преобразовал лейбл в Solar Records , который на протяжении 1980-х годов сам был известным лейблом соул-музыки. [54] Сериал продолжал выходить в эфир до 2006 года, хотя другие преимущественно афроамериканские музыкальные жанры, такие как хип-хоп, начали затмевать соул в шоу, начиная с 1980-х годов. [55]

Поскольку в конце 1970-х и начале 1980-х у диско- и фанк-музыкантов были свои хиты, соул пошел в сторону тихого шторма . С его непринужденным темпом и мягкими мелодиями, тихий шторм-соул взял на себя влияние фьюжн и современной взрослой музыки . Некоторые фанк-группы, такие как EW&F, Commodores и Con Funk Shun, включали в свои альбомы несколько тихих штормовых треков. Среди наиболее успешных исполнителей этой эпохи - Смоки Робинсон, Джеффри Осборн, Пибо Брайсон , Чака Хан и Ларри Грэм .

После упадка диско и фанка в начале 1980-х годов на соул-музыку оказала влияние электро-музыка . Он стал менее сырым и более изящным, в результате чего появился стиль, известный как современный R&B , который сильно отличался по звучанию от оригинального стиля ритм-н-блюз . В Соединенных Штатах развитие нео-соула произошло примерно в 1994 году.

Известные лейблы и производители

[ редактировать ]

Мотаун Рекордс

[ редактировать ]
Леви Стаббс поет ведущую роль в группе Four Tops в 1966 году.

Успешная группа лейблов Tamla/Motown Берри Горди отличалась тем, что принадлежала афроамериканцам, в отличие от большинства более ранних независимых R&B лейблов. Известными артистами этого лейбла были Глэдис Найт и Pips , Supremes , Temptations , The Miracles , The Four Tops , The Marvelettes , Мэри Уэллс , младший Уокер и All-Stars , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Тэмми Террелл , Марта. и Ванделлы , [56] и «Пятерка Джексонов» .

Хиты создавались с использованием квазипромышленного « поточного » подхода. Продюсеры и авторы песен привнесли художественную чуткость в трехминутные мелодии. Брайан Холланд , Ламонт Дозье и Эдди Холланд редко выпадали из чартов благодаря своей работе в качестве авторов песен и продюсеров для групп Supremes , Four Tops и Martha and the Vandellas . [56] Они позволяли важным элементам просвечивать сквозь плотную музыкальную текстуру. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши или бубном . Смоки Робинсон был еще одним писателем и продюсером, который добавил тексты к песне « The Tracks of My Tears » своей группы The Miracles , которая стала одной из самых важных песен десятилетия.

Stax Records и Atlantic Records

[ редактировать ]

Stax Records и Atlantic Records были независимыми лейблами, выпускавшими высококачественные танцевальные пластинки с участием многих известных певцов того времени. У них, как правило, были небольшие ансамбли с выразительным вокалом с оттенком госпела. Также широко использовались духовые инструменты и саксофоны. [57] [ нужна страница ] Stax Records , основанная братьями и сестрами Эстель и Джеймсом Стюартами, была вторым по успеху лейблом после Motown Records . Они были ответственны за выпуск хитов Отиса Реддинга , Уилсона Пикетта , The Staple Singers и многих других. [58] Ахмет Эртегун, который планировал стать дипломатом до 1944 года, когда умер его отец, основал Atlantic Records в 1947 году вместе со своим другом Хербом Абрамсоном . Эртегун написал много песен для Рэя Чарльза и The Clovers . Он даже спел бэк-вокал для своего исполнителя Биг Джо Тернера в песне «Shake Rattle and Roll». [59]

Поджанры

[ редактировать ]

Детройт (Мотаун)

[ редактировать ]

в котором доминирует Берри Горди империя Motown Records Соул Детройта, , сильно ритмичен и находится под влиянием госпел-музыки. Звук Motown часто включает в себя хлопки в ладоши , мощную басовую партию , струнные , духовые инструменты и вибрафон . Домашняя группа Motown Records называлась Funk Brothers . AllMusic называет Motown новаторским лейблом поп-соула, стиля соул-музыки с грубым вокалом, но отточенным производством и приглушенной тематикой, предназначенным для поп-радио и успеха кроссоверов . [60] Среди исполнителей этого стиля были Дайана Росс , группа Jackson 5 , Стиви Уандер и Билли Престон . [60] Популярный в 1960-е годы, этот стиль стал более глянцевым в 1970-е годы и привел к диско . [60] В конце 2000-х к этому стилю вернулись современные соул-певицы, такие как Эми Уайнхаус . [61] Рафаэль Саадик (в частности, его альбом 2008 года The Way I See It ) и Соланж Ноулз (ее альбом 2008 года Sol-Angel and the Hadley St. Dreams ). [62]

Глубокий и южный

[ редактировать ]
Соул-певец Отис Реддинг поразил публику своим присутствием на сцене.

Термины глубокий соул и южный соул обычно относятся к драйвовому, энергичному стилю соул, сочетающему энергию R&B с пульсирующими звуками южно-американской госпел-музыки . В Мемфисе, штат Теннесси , лейбл Stax Records создал своеобразное звучание, которое включало в себя включение вокала в микс дальше, чем в большинство современных R&B-записей, использование ярких духовых партий вместо бэк-вокала и акцент на нижнем конце частотного спектра. Подавляющее большинство релизов Stax было поддержано хаус-группами Booker T & the MGs Букером Т. Джонсом , Стивом Кроппером , Даком Данном и Элом Джексоном ) и Memphis Horns (группа осколков духовой группы Mar-Keys , трубач Уэйн Джексон и саксофонист Эндрю Лав ).

Мемфисский соул — мерцающий, знойный стиль соул-музыки, созданный в 1960-х и 1970-х годах на лейблах Stax Records и Hi Records в Мемфисе, штат Теннесси . В нем использовались меланхоличные и мелодичные духовые инструменты, орган Hammond , бас и барабаны, которые можно услышать в записях Эла Грина Stax из Hi и Booker T. & MG из . Последняя группа также иногда играла в более жестком стиле южного соула . Хаус-группа Hi Records ( Hi Rhythmsection ) и продюсер Уилли Митчелл разработали бурный соул-стиль, который можно услышать в записях хитов лейбла 1970-х годов. Некоторые записи Stax соответствовали этому стилю, но имели свое уникальное звучание.

Новый Орлеан

[ редактировать ]

Соул-сцена Нового Орлеана непосредственно возникла из эпохи ритм-н-блюза, когда такие артисты, как Литтл Ричард , Фэтс Домино и Хьюи Пиано Смит, оказали огромное влияние на поп- и R&B-чарты и оказали огромное прямое влияние на зарождение фанк- музыки. . Главным архитектором души Crescent City был автор песен, аранжировщик и продюсер Аллен Туссен . Он работал с такими артистами, как Ирма Томас («Королева души Нового Орлеана»), Джесси Хилл, Крис Кеннер , Бенни Спеллман и Эрни К-Доу, над комплексом лейблов Minit/Instant, чтобы создать характерное новоорлеанское соул-звучание, которое создавало подборка национальных хитов. Другие известные хиты Нового Орлеана принадлежат Роберту Паркеру, Бетти Харрис и Аарону Невиллу . В то время как к середине 1960-х годов звукозаписывающие компании в Новом Орлеане практически исчезли, продюсеры в городе продолжали записывать соул-исполнителей Нового Орлеана для других звукозаписывающих компаний, главным образом базирующихся в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, в частности Ли Дорси для нью-йоркской Amy Records и The Meters для Джози из Нью-Йорка, а затем для Reprise из Лос-Анджелеса.

Чикагский соул, как правило, имел легкое звучание с влиянием госпела, но большое количество звукозаписывающих компаний, базирующихся в городе, имело тенденцию производить более разнообразное звучание, чем в других городах. Vee Jay Records , просуществовавшая до 1966 года, продюсировала записи Джерри Батлера , Бетти Эверетт , Ди Кларка и Джина Чендлера . Chess Records , в основном лейбл, выпускающий блюз и рок-н-ролл, выпустил несколько крупных соул-исполнителей, в том числе Деллса и Билли Стюарта . Кертис Мэйфилд не только записал множество хитов со своей группой The Impressions , но и написал множество хитов для артистов Чикаго и продюсировал хиты на своих собственных лейблах для Fascinations , Major Lance и Five Stairsteps .

Филадельфия

[ редактировать ]

Основанная в основном на звукозаписывающем лейбле Philadelphia International , Philadelphia Soul (или Philly Soul) имела пышные струнные и духовые аранжировки и ду-вопом вокал, вдохновленный . Том Белл , Кеннет Гэмбл и Леон Хафф считаются основателями Филадельфийского соула, который выпустил хиты для Патти ЛаБелль , The O'Jays , The Intrumers , The Three Degrees , The Delfonics , the Stylistics , Harold Melvin & the Blue Notes и Спиннеры .

Прогрессивный

[ редактировать ]
Исаак Хейс выступает в 1973 году.

К 1970-м годам афроамериканские популярные музыканты опирались на концептуальный подход, ориентированный на альбомы, в растущем тогда прогрессивном роке . Это прогрессивное развитие души вдохновило новую утонченную музыкальность и амбициозный лиризм в блэк-попе. [63] Среди этих музыкантов были Слай Стоун , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Кертис Мэйфилд и Джордж Клинтон . [64] Обсуждая прогрессивный соул 1970-х годов, Мартин цитирует альбомы этого периода из Wonder ( Talking Book , Innervisions , Songs in the Key of Life ), War ( All Day Music , The World Is a Ghetto , War Live ) и The Isley Brothers . ( 3 + 3 ). [65] » Исаака Хейса , запись « Walk on By 1969 года считается «классикой» прог-соула . По словам журналиста City Pages Джея Боллера [66] Более поздняя музыка в стиле прог-соул включает записи Принца , [67] Питер Гэбриэл , [68] Мешелл Ндегеочелло , Джой , [69] Билал , Двеле , Энтони Дэвид , [70] Жанель Монэ , [71] и Soulquarians , экспериментальный коллектив черной музыки, действовавший в конце 1990-х — начале 2000-х годов. [72]

Психоделический

[ редактировать ]

Психоделический соул, иногда известный как «блэк-рок», представлял собой смесь психоделического рока и соул-музыки конца 1960-х годов, что проложило путь к массовому появлению фанк -музыки несколько лет спустя. [73] Среди первых пионеров этого поджанра соул-музыки — Джими Хендрикс , Sly and the Family Stone , Норман Уитфилд и Исаак Хейс . [74] В то время как психоделический рок начал приходить в упадок, влияние психоделического соула продолжалось и оставалось преобладающим на протяжении 1970-х годов. [75] [ не удалось пройти проверку ]

Британский

[ редактировать ]
Адель выступает в 2016 году

В начале 1960-х в Великобритании начали появляться небольшие соул-сцены. В Ливерпуле, в частности, было устоявшееся чернокожее сообщество, из которого вышли такие артисты, как Чантс и Стив Альдо, которые продолжают записываться в британской музыкальной индустрии. В результате в 1960-х годах многие записи были коммерчески выпущены британскими соул-группами, которые не смогли выйти на основной рынок. [76] Тем не менее, соул оказал большое влияние на британскую популярную музыку с 1960-х годов, включая группы British Invasion , в первую очередь Beatles . [77] Было несколько выдающихся британских голубоглазых соул -групп, в том числе Дасти Спрингфилд и Том Джонс . [78] , 1970-е годы Карл Дуглас , настоящая вещь и делегирование [79] были хиты в Великобритании. Американский соул был чрезвычайно популярен среди некоторых молодежных субкультур, таких как мод , северный соул и современные соул-движения, но четкий жанр британского соула не возник до 1980-х годов, когда несколько артистов, включая Джорджа Майкла , Шаде , Simply Red , Лизу Стэнсфилд и Soul II Soul пользовалась коммерческим успехом. [80] Популярность британских соул-исполнителей в США, в первую очередь Эми Уайнхаус , Адель , Эстель , Даффи , Джосса Стоуна и Леоны Льюис , привела к разговорам о « третьем британском вторжении » или «британском вторжении души» в 2000-х и 2010-х годах. [81] [82]

Neo Soul представляет собой смесь вокала и инструментов в стиле соул 1970-х годов с современными звуками R&B , битами хип-хопа и поэтическими интерлюдиями. Стиль был разработан в начале-середине 1990-х, а термин был придуман в начале 1990-х продюсером и звукозаписывающей компании руководителем Кедаром Массенбургом . Ключевым элементом нео-соула является обильная доза Fender Rhodes или «пэдов» электрического пианино Wurlitzer поверх мягкого, плавного взаимодействия между барабанами (обычно со звуком малого барабана) и приглушенным, глубоким фанковым басом. Звук фортепиано Fender Rhodes придает музыке теплый, органичный характер.

Северный

[ редактировать ]

Северный соул — музыкальное и танцевальное движение, возникшее в конце 1960-х годов из британской мод-субкультуры в Северной Англии и английском Мидлендсе , основанное на особом стиле соул-музыки с тяжелым битом и быстрым темпом. Фраза «северный соул» была придумана журналистом Дэйвом Годином и популяризирована через его колонку в журнале Blues and Soul . [83] Редкие соул-записи проигрывались ди-джеями в ночных клубах и включали малоизвестные американские записи 1960-х и начала 1970-х годов с быстрым битом, например, записи Motown и небольших лейблов, не обязательно из северной части Соединенных Штатов .

Ну-джаз и другая электроника под влиянием

[ редактировать ]

Многие исполнители различных жанров электронной музыки (таких как хаус , драм-н-бэйс , британский гараж и даунтемпо ) находятся под сильным влиянием соула и создали множество композиций, вдохновленных соулом.

Нечерные музыканты

[ редактировать ]

Влияние соул-музыки было многообразным; Во всем мире белые и другие нечерные музыканты находились под влиянием соул-музыки. Примерами могут служить британский соул и северный соул , редкая соул-музыка, которую играют диджеи в ночных клубах Северной Англии.

Было введено несколько терминов, таких как « голубоглазый соул », то есть R&B или соул-музыка, исполняемая белыми артистами. Значение голубоглазой души менялось на протяжении десятилетий. Первоначально этот термин ассоциировался с белыми артистами середины 1960-х годов, исполнявшими соул и R&B, похожими на музыку, выпущенную Motown Records и Stax Records . [34] The Righteous Brothers, The Rascals , Spencer Davis Group, Steve Winwood , Van Morrison & Them и The Grass Roots были известными голубоглазыми соул-музыкантами 1960-х годов. Этот термин продолжал использоваться в 1970-х и 1980-х годах, особенно в британских СМИ для обозначения нового поколения певцов, перенявших элементы звучания Stax и Motown. В меньшей степени этот термин применялся к певцам других музыкальных жанров , находящихся под влиянием соул-музыки. Такие артисты, как Холл и Оутс , Дэвид Боуи , Тина Мари , Гамильтон, Джо Франк и Рейнольдс , Фрэнки Валли , Кристина Агилера , Эми Уайнхаус и Адель, известны как голубоглазые соул-певицы.

Другой термин - кареглазый соул , или соул-музыка, или R&B, созданная и исполнявшаяся в основном латиноамериканцами в Южной Калифорнии в 1960-х годах и вплоть до начала 1980-х годов. [84] [85] Жанр соул-музыки иногда заимствован из латыни и часто содержит влияние рок-музыки. [86] Это контрастирует с голубоглазым соулом, соул-музыкой, исполняемой белыми артистами неиспаноязычного происхождения . [87] Ричи Валенс , один из пионеров кареглазой соул-музыки, также стал одним из первых кареглазых соул-исполнителей, привнесших в этот жанр традиционную латиноамериканскую музыку и влияние рок-н-ролла. Латиноамериканские группы на Восточном и Западном побережье также черпали вдохновение из , находящегося под влиянием фанка филадельфийского соула, или «филадельфийского» соула . сцена Западного побережья Латинская рок- продолжала оказывать влияние и на кареглазых соул-исполнителей. Вдохновленные Валентом, такие группы 1960-х и 1970-х годов, как Cannibal & the Headhunters Земля тысячи танцев ») и Thee Midniters, играли кареглазую музыку в стиле R&B с нотками бунтарского рок-н-ролла . Многие из этих артистов черпали вдохновение из сцен братского рока и гаражного рока . Однако большая часть латиноамериканского населения Западного побережья начала постепенно отходить от энергичного R&B к романтическому соулу, и в результате появилась «одна из самых сладких соул-музык, которые можно было услышать в конце 1960-х и 1970-х годах». [84]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фонтено, Роберт (24 февраля 2019 г.). «Что такое Swamp Rock? Взгляд на эту южную смесь кантри, фанка и соула» . Liveabout . Проверено 9 ноября 2022 г.
  2. ^ «Соул-музыка» - Encyclepedia.com.
  3. ^ «Соул-музыка» - Британская энциклопедия.
  4. ^ Макс Мохапело (2008). За пределами памяти: запись истории, моментов и воспоминаний южноафриканской музыки . Африканские умы. стр. 1–. ISBN  978-1-920299-28-6 . Проверено 11 сентября 2013 г.
  5. ^ Кокрейн, Найма (26 марта 2020 г.). «2000: Одиссея души» . Рекламный щит . Проверено 2 ноября 2022 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вальтер Оякяэр (1983). Из поп-музыки . Эстонская книга.
  7. ^ Сатмари, Дэвид П. (2014). Рок во времени . Нью-Джерси: Пирсон. п. 176.
  8. ^ Молтсби, Порция К. (сентябрь 1983 г.). «Соул-музыка: ее социологическое и политическое значение в американской популярной культуре». Журнал популярной культуры . 17 (2): 51–60. дои : 10.1111/j.0022-3840.1983.1702_51.x . ПроКвест   1297350556 .
  9. ^ Пейс, Миган. «Соул-музыка | История рок-н-ролльного радиошоу» . Проверено 5 декабря 2022 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж BBC Music, путеводители по эпизодам Soul Deep - The Story Of Black Popular Music , 2007 . Проверено 12 июля 2013 г.
  11. ^ «Соул-музыка | Определение, песни, исполнители и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 декабря 2022 г.
  12. ^ «Погружение в классическую душу Stax Records» . Бандкемп Дейли . 13 июня 2022 г. . Проверено 6 мая 2024 г.
  13. ^ Сатмари, Дэвид П. (2014). Рок во времени. Нью-Джерси: Пирсон. п. 177.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барри Хансен, «Ритм и госпел» , в книге Джима Миллера (редактор), «Иллюстрированная история рок-н-ролла Rolling Stone» , 1976, стр. 15–18.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйкок, Джеймс (29 октября 2003 г.). «Джеймс Браун: Выживший в душе» . ПБС . Проверено 1 апреля 2014 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с О душе , AllMusic . Проверено 11 июля 2013 г.
  17. ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com .
  18. ^ «Музыка души». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 23. Лондон. 2001. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Ричи Унтербергер, «Маленький Ричард - Биография исполнителя» , AllMusic
  20. ^ «Хронология музыкальных стилей и истории гитары» . Acousticmusic.org . Проверено 25 февраля 2021 г.
  21. ^ Рэй Чарльз дал интервью Pop Chronicles (1969).
  22. ^ Уайт, Чарльз. (2003), с. 229. Жизнь и времена Литтл Ричарда: Официальная биография. Омнибус Пресс.
  23. ^ Фредерик Дуглас Опи, Свинья и мамалыга: пища для души от Африки до Америки (издательство Колумбийского университета, 2008), глава 7.
  24. ^ Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 17 – Реформация души: Еще об эволюции ритм-н-блюза. [Часть 3]» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
  25. ^ Джо МакИвен, Сэм Кук , в Джиме Миллере (ред.), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 113–116.
  26. ^ «Джеймс Браун | Биография, песни, фильмы и факты | Британника» . www.britanica.com . 9 августа 2023 г. . Проверено 26 сентября 2023 г.
  27. ^ Джо МакИвен, Джеки Уилсон , в Джиме Миллере (редактор), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 117–119.
  28. ^ «Обзоры альбомов — популярные выборы недели» (PDF) . Денежный ящик . 25 февраля 1961 года.
  29. ^ Пикок, Том (25 февраля 1963 г.). «Айк и Тина дарят «музыку души» » . Провинция . п. 2 . Проверено 22 октября 2023 г.
  30. ^ «Айк и Тина Тернер | Артист | GRAMMY.com» . www.grammy.com . Проверено 22 октября 2023 г.
  31. ^ Джеффрис, Фрэн. «Chitlin' Circuit: душевная демонстрация чернокожих исполнителей во время сегрегации» . Атланта Журнал-Конституция . ISSN   1539-7459 . Проверено 22 октября 2023 г.
  32. ^ Питер Гуралник, Душа , в Джиме Миллере (ред.), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 206.
  33. ^ Джон Ландау, Отис Реддинг , в Джиме Миллере (ред.), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 210–213.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 52 – Реформация души: Фаза третья, соул-музыка на вершине. [Часть 8]» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
  35. ^ Уитберн, Джоэл (2004). Лучшие синглы в стиле R&B/хип-хоп: 1942–2004 гг . Запись исследования. п. 215.
  36. ^ Добкин, Мэтт (2004). Я никогда не любила мужчину так, как любила тебя: Арета Франклин, уважение и создание шедевра соул-музыки . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 7–8, 187–188 . ISBN  0-312-31828-6 .
  37. ^ Rolling Stone 2010, 500 песен, с. 112 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мотаун: Звук, изменивший Америку» . Музей Мотаун . Проверено 27 октября 2016 г.
  39. ^ Эрлевин, Стивен Томас. «Перси Следж: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  40. ^ Хьюи, Стив. «Джеймс Карр: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  41. ^ Браун, Мик. «Глубокая душа» . Телеграф . Проверено 27 октября 2016 г.
  42. ^ Лайл, Андрия (25 июня 2014 г.). «Продюсер Hi Records Уилли Митчелл задал тон изысканному соулу Мемфиса» . Восковая поэтика . Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 25 октября 2016 г.
  43. ^ Хёрт, Эдд (17 августа 2012 г.). «Чипсы Моман: Интервью о сливках» . Сцена в Нэшвилле . Проверено 25 октября 2016 г.
  44. ^ «Вспоминая Чипсы Моман» . Грейсленд: Дом Элвиса Пресли . 14 июня 2016. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 25 октября 2016 г.
  45. ^ Хоган, Эд. «Дон Дэвис: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
  46. ^ Винн, Рон. «Детройт Изумруды» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
  47. ^ «Душа Чикаго» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
  48. ^ «Психоделическая душа» . Вся музыка . Проверено 26 октября 2016 г.
  49. ^ Стивен Томас Эрлевин, Стивен Томас Эрлевин. «Метры: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  50. ^ Хьюи, Стив. «Война: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  51. ^ Эрлевайн, Стивен Томас. «Дэрил Холл и Джон Оутс: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  52. ^ Прато, Грег. «Башня Силы: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
  53. ^ Чидея, Фараи (30 ноября 2013 г.). «Поезд души и боль: новая книга исследует наследие империи дона Корнелиуса» . Хаффингтон Пост . Проверено 29 октября 2016 г.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Все началось с Soul Train» . Круиз на поезде души . 12 августа 2015 года . Проверено 29 октября 2016 г.
  55. ^ « Создатель «Поезда души» Дон Корнелиус покончил жизнь самоубийством» . Рейтер . Февраль 2012 года . Проверено 10 ноября 2017 г.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Артисты Motown дали интервью Pop Chronicles (1969)
  57. ^ Уинтерсон, Джулия; Никол, Питер; Бричено, Тоби; Кэй, Бен; Уинтерсон, Джессика (1 ноября 2013 г.). Поп-музыка: Учебник . Питерс Издания. ISBN  978-1843670391 .
  58. ^ Парелес, Джон, Эстель Стюарт Экстон, 85 лет, основатель Stax Records (New York Times), 2004.
  59. ^ Адамс, Майкл, Обзор: Atlantic Records: Дом, который построил Ахмет, Сьюзен Стейнберг (Примечания), 2008 г.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Поп-соул» . Вся музыка . Корпорация Рови . Проверено 15 июля 2012 г.
  61. ^ Гермес, Уилл (30 октября 2008 г.). «Рафаэль Саадик: как я это вижу» . Роллинг Стоун . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года.
  62. ^ Ван, Оливер (2012). «Зона комфорта». В Вейсбарде, Эрик (ред.). Поп-музыка, когда мир разваливается: музыка в тени сомнения . Издательство Университета Дьюка . п. 221. ИСБН  978-0822351085 .
  63. ^ Мартин 1998 , с. 41; Хоард и Брэкетт 2004 , с. 524.
  64. ^ Hoard & Brackett 2004 , с. 524.
  65. ^ Мартин 1998 , стр. 41, 205, 216, 244.
  66. ^ Боллер, Джей (30 ноября 2016 г.). «29 лучших концертов недели: 30 ноября — 6 декабря» . Страницы города . Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года.
  67. ^ Хаймс, Джеффри (12 октября 2011 г.). «Билал «первый, рожденный вторым» » . Вашингтон Пост . Проверено 23 января 2021 г.
  68. ^ Исли, Дэрил (2018). «18: Дрожь в бедрах: Итак ». Без границ: жизнь и музыка Питера Гэбриэла (переработанное и обновленное издание). Омнибус Пресс. ISBN  978-1-787-59082-3 .
  69. ^ Грин, Тони (март 2002 г.). «Джой: Месть Звездного Китти (универсальный)» . Вращаться . п. 129 . Проверено 23 января 2021 г. - через Google Книги .
  70. ^ Линдси, Крейг Д. (25 февраля 2013 г.). «Новая сюрреалистическая любовь Билала была вдохновлена ​​Сальвадором Дали» . Деревенский голос . Проверено 23 января 2021 г.
  71. ^ Кот, Грег (27 апреля 2018 г.). «Жанель Монэ возвращается на землю в «Грязном компьютере» » . Чикаго Трибьюн . Проверено 23 января 2021 г.
  72. ^ Кокрейн, Найма (26 марта 2020 г.). «2000: Одиссея души» . Рекламный щит . Проверено 23 января 2021 г.
  73. ^ Дж. С. Харрингтон, Sonic Cool: жизнь и смерть рок-н-ролла (Милуоки, Висконсин: Hal Leonard Corporation, 2002), ISBN   0-634-02861-8 , стр. 249–50.
  74. ^ «Психоделическая душа» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
  75. ^ Холлингсхаус, Уэйд (зима 2008 г.). « Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (обзор)» . TDR: Обзор драмы . 52 (4). Массачусетский технологический институт Пресс: 201–202. дои : 10.1162/драм.2008.52.4.201 . S2CID   191109052 . Проверено 16 февраля 2016 г. - через Project MUSE .
  76. ^ Страчан, Роберт (2014). Бритфанк: популярная музыка черных британцев, идентичность и звукозаписывающая индустрия в начале 1980-х . Олдершот: Эшгейт. п. 69.
  77. ^ П. Хамфрис, Полный путеводитель по музыке Битлз (Music Sales Group, 1998), стр. 83.
  78. ^ Р. Гулла, Иконы R&B и соула: энциклопедия художников, совершивших революцию в ритме (Greenwood Publishing Group, 2008), с. XXII.
  79. ^ «Disco Savvy: Полное руководство по делегированию дискотек — диско и фанк» . Discosavvy.com . Проверено 29 сентября 2018 г.
  80. ^ Г. Уолд, «Возрождение души: белая душа, ностальгия и культурно созданное прошлое», М. Гиллори и Р. К. Грин, Душа: сила черных, политика и удовольствие (New York University Press, 1997), стр. 139–58. .
  81. Продавая свою душу: женщины лидируют в британском вторжении в стиле R&B. Архивировано 18 января 2012 г., на Wayback Machine Canada.com, 9 июня 2008 г.
  82. ^ Новое британское вторжение: Soul Divas 2008. Архивировано 27 мая 2009 года в Wayback Machine The Daily Voice , 30 апреля 2008 года.
  83. ^ «Крис Хант — Казино Уиган» . Chrishunt.biz . Проверено 29 сентября 2018 г.
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б allmusic: Кареглазая Душа . Ол Медиа Гид, ООО. Проверено 30 декабря 2008 г.
  85. ^ Торрес, Ричард (17 сентября 2000 г.). «Латинские звуки Sonidos Latinos / Настоящий талант на английском и испанском языках». Новостной день . п. Д27. ПроКвест   279337942 .
  86. ^ Беннет, Бобби. Лучшая книга викторин о соул-музыке
  87. ^ Унтербергер, Ричи (2000). Городские космонавты и странствующие незнакомцы . Корпорация Хэла Леонарда. п. 196. ИСБН  978-1-61774-481-5 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Адамс, Майкл (2008). Обзор Atlantic Records: Дом, который построил Ахмет, Сьюзен Стейнберг. Примечания 65, вып. 1.
  • Каммингс, Тони (1975). Звук Филадельфии. Лондон: Эйр Метуэн.
  • Эскотт, Колин . (1995). Примечания к книге The Essential James Carr . Отчеты Бритвы и Галстука.
  • Джиллетт, Чарли (1974). Создание треков. Нью-Йорк: EP Даттон.
  • Гуральник, Питер (1986). Сладкая соул-музыка. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Ханнуш, Джефф (1985). Я слышу, как ты стучишься: звуки ритм-н-блюза Нового Орлеана. Вилле Платт, Луизиана: Swallow Publications. ISBN   0-9614245-0-8 .
  • Хоард, Кристиан; Брэкетт, Натан, ред. (2004). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone . Саймон и Шустер . ISBN  9780743201698 .
  • Хоскинс, Барни (1987). Скажи это еще раз для разбитых сердец. Глазго: Фонтана/Коллинз.
  • Джексон, Джон А. (2004). Дом в огне: взлет и падение филадельфийской души. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-514972-6 .
  • Мартин, Билл (1998), Слушая будущее: время прогрессивного рока , Чикаго: Открытый суд, ISBN  0-8126-9368-Х
  • Миллер, Джим (редактор) (1976). Журнал Rolling Stone иллюстрировал историю рок-н-ролла . Нью-Йорк: Rolling Stone Press/Random House. ISBN   0-394-73238-3 . Глава «Душа», Гуральник, Питер, стр. 194–197.
  • Парелес, Джон. 2004. Эстель Стюарт Экстон, 85 лет, основательница Stax Records. Нью-Йорк Таймс.
  • Прутер, Роберт (1991). Chicago Soul: создание черной музыки в стиле Чикаго . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN   0-252-01676-9 .
  • Прутер, Роберт, редактор (1993). Путеводитель Блэквелла по записям соула. Оксфорд: Basil Blackwell Ltd. ISBN   0-631-18595-X .
  • 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone . Альфред Музыка. ISBN   0739075780
  • Уокер, Дон (1985). История Мотауна. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Уинтерсон, Джулия, Никол, Питер, Бричено, Тоби (2003). Поп-музыка: Учебник , издание Питерса. ISBN   1-84367-007-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гарланд, Фил (1969). Звук души: история черной музыки . Нью-Йорк: Pocket Books, 1971, коп. 1969. xii, 212 стр. 300 р. + [32] с. черно-белых фотографий.
  • Коул, Лоуренс (2010). Глубокие соул-баллады: от Сэма Кука до Стиви Уандера. Издательство Либри. ISBN   9781907471087
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c6c907179776042efdfb3eba4624e3c__1715808540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/3c/9c6c907179776042efdfb3eba4624e3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soul music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)