Соул-музыка
Душа | |
---|---|
![]() Рэй Чарльз стал пионером соул-музыки | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1950-х – начало 1960-х годов, США. |
Производные формы | |
Поджанры | |
Жанры фьюжн | |
Региональные сцены | |
| |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Список соул-музыкантов |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Евангелие |
---|
См. также: |
Соул-музыка — популярный музыкальный жанр , зародившийся в афроамериканском сообществе по всей территории США в конце 1950-х — начале 1960-х годов. [ 2 ] Он имеет свои корни в афро-американской музыке госпел и ритм-н-блюзе . [ 3 ] Соул-музыка стала популярной для танцев и прослушивания, где американские звукозаписывающие компании, такие как Motown , Atlantic и Stax, оказали влияние во время Движения за гражданские права . Соул также стал популярен во всем мире, напрямую повлияв на рок-музыку и музыку Африки . [ 4 ] Он также возродился в середине-конце 1990-х годов с поджанром нео-соул . [ 5 ] который добавил элементы современного производства и влияние хип-хопа.
Запоминающиеся ритмы, подчеркнутые хлопками в ладоши и импровизированными движениями тела, являются важной особенностью соул-музыки. Другими характеристиками являются зов и ответ между ведущим вокалистом и припевом , а также особенно напряженный вокальный звук. [ 6 ] В этом стиле также иногда используются импровизационные дополнения, вращения и вспомогательные звуки. [ 6 ] Соул-музыка отражает афроамериканскую идентичность и подчеркивает важность афроамериканской культуры. Новообретенное афроамериканское сознание привело к появлению новых музыкальных стилей, которые гордились тем, что они чернокожие. [ 7 ] и, будучи таким творческим музыкальным жанром, он возник в результате борьбы за власть, направленной на повышение осведомленности чернокожих американцев о своем африканском происхождении. [ 8 ] Соул-музыка также сочетает в себе различные элементы музыки, включая госпел, ритм-н-блюз и джаз. [ 9 ]
США Соул-музыка доминировала в R&B-чартах в 1960-х годах, и многие записи попали в поп-чарты США, Великобритании и других стран. К 1968 году жанр соул-музыки начал распадаться. Некоторые соул-исполнители разработали музыку в стиле фанк , в то время как другие певцы и группы разработали более изящные, утонченные и в некоторых случаях более политически сознательные разновидности. [ 10 ] Многие соул-исполнители обрели популярность благодаря доминированию соул-музыки в R&B-чартах. Среди этих артистов были Рэй Чарльз , Джеймс Браун и соул-группа Temptations . [ 11 ] повлияли психоделический и прогрессивный рок К началу 1970-х годов на соул-музыку , среди других жанров, , что привело к психоделическому и прогрессивному соулу . стал развиваться В Соединенных Штатах нео-соул примерно в 1994 году. Есть также несколько других поджанров и ответвлений соул-музыки.
Ключевые поджанры соула включают стиль Motown , более поп -ориентированный и ритмичный стиль; глубокий соул и южный соул , драйвовые, энергичные стили соул, сочетающие R&B со звуками южного госпела ; [ 12 ] Мемфисская душа , мерцающий, знойный стиль; Новоорлеанский соул , вышедший из стиля ритм-н-блюз; Chicago Soul — более легкое звучание с влиянием госпела; Филадельфийский соул — пышное оркестровое звучание с ду-воп вокалом в стиле ; и психоделический соул , смесь психоделического рока и соула.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Соул-музыка уходит своими корнями в традиционную афроамериканскую музыку госпел и ритм-н-блюз , а также в гибридизацию соответствующих религиозных и светских стилей - как в лирическом содержании, так и в инструментах - которая началась в 1950-х годах. Термин «душа» использовался афроамериканскими музыкантами, чтобы подчеркнуть ощущение себя афроамериканцем в Соединенных Штатах. [ 13 ] По словам музыковеда Барри Хансена , [ 14 ]
Хотя этот гибрид произвел множество хитов на рынке R&B в начале 1950-х, только самые смелые белые фанаты ощутили его влияние в то время; остальным пришлось дождаться появления соул-музыки в 1960-х, чтобы почувствовать прилив рок-н-ролла в стиле госпел.

По данным AllMusic, «соул-музыка стала результатом урбанизации и коммерциализации ритм-н-блюза в 60-х». [ 16 ] Само словосочетание «соул-музыка», относящееся к музыке в стиле госпел со светскими текстами, было впервые засвидетельствовано в 1961 году. [ 17 ] Термин «душа» на афроамериканском языке имеет оттенок афроамериканской гордости и культуры. Евангельские группы в 1940-х и 1950-х годах иногда использовали этот термин в своих названиях. стиль Джазовый , возникший из госпела, стал известен как соул-джаз . Когда певцы и аранжировщики начали использовать методы госпела и соул-джаза в афроамериканской популярной музыке в 1960-х годах, соул-музыка постепенно стала общим термином для афроамериканской популярной музыки того времени. [ 18 ] [ 19 ]

По данным организации Acoustic Music, «первое явное свидетельство соул-музыки появляется в «5» Royales» , бывшей госпел-группе, которая обратилась к R&B, а также в Фэй Адамс , чья «Shake A Hand» становится стандартом R&B». [ 20 ]
Важными новаторами, чьи записи в 1950-х годах способствовали появлению соул-музыки, были Клайд МакФаттер , Хэнк Баллард и Этта Джеймс . [ 14 ] Рэя Чарльза часто называют популяризатором жанра соул-музыки благодаря его серии хитов, начиная с песни 1954 года « I Got a Woman ». [ 21 ] Певец Бобби Вомак сказал: «Рэй был гением. Он превратил мир в соул-музыку». [ 10 ] Чарльз открыто признал влияние вокалиста Pilgrim Travelers Джесси Уитакера на его стиль пения.
Литтл Ричард , вдохновивший Отиса Реддинга , [ 22 ] и Джеймс Браун оба были одинаково влиятельны. Брауна прозвали «Крестным отцом соул-музыки». [ 15 ] а Ричард провозгласил себя «королем рок-н-ролла, ритм-н-блюза Soulin » , потому что его музыка воплощала в себе элементы всех трех, и поскольку он вдохновлял артистов во всех трех жанрах. [ 23 ]
Сэма Кука и Джеки Уилсона также часто называют праотцами души. [ 10 ] [ 24 ] Кук стал популярным как солист госпел-группы Soul Stirrers , прежде чем заняться светской музыкой. Его запись « You Send Me » в 1957 году положила начало успешной карьере в поп-музыке . Более того, его запись 1962 года « Bring It On Home To Me » была описана как «возможно, первая пластинка, определяющая переживания души». [ 25 ] Джеки Уилсон, современник Кука и Джеймса Брауна, также добился успеха в жанре кроссовера , особенно с его хитом 1957 года « Reet Petite ». [ 26 ] Он даже оказал особое влияние своей драматической постановкой и выступлениями. [ 27 ]
1960-е годы
[ редактировать ]
Дуэт мужа и жены Айк и Тина Тернер стал «ведущими представителями» соул-музыки в 1960-х годах. [ 28 ] [ 29 ] Их дебютный сингл « A Fool in Love » попал в поп-чарты в 1960 году. В 1962 году они были номинированы на Грэмми за песню « It’s Gonna Work Out Fine ». [ 30 ] Вместе с Kings of Rhythm и Ikettes они гастролировали по Chitlin Circuit под названием Ike & Tina Turner Revue. [ 31 ]
Писатель Питер Гуральник был среди тех, кто назвал Соломона Берка ключевой фигурой в зарождении соул-музыки, а Atlantic Records - ключевым лейблом звукозаписи . Песни Берка начала 1960-х годов, в том числе « Cry to Me », « Just Out of Reach » и «Down in the Valley», считаются классикой жанра. Гуралник писал:
В некотором смысле, соул начался с успеха в 1961 году песни Соломона Бёрка «Just Out Of Reach». Рэй Чарльз, конечно, уже пользовался огромным успехом (также на Atlantic), как и Джеймс Браун и Сэм Кук — прежде всего в поп-музыке. Однако каждого из этих певцов можно рассматривать как изолированное явление; и только с объединением Burke и Atlantic Records можно было увидеть что-то, даже напоминающее движение. [ 32 ]

Бен Э. Кинг также добился успеха в 1961 году с « Stand By Me », основанной непосредственно на евангельском гимне. песней [ 10 ] К середине 1960-х годов первоначальные успехи Берка, Кинга и других были превзойдены новыми соул-исполнителями, в том числе артистами Stax , такими как Отис Реддинг и Уилсон Пикетт , которые в основном записывались в Мемфисе, Теннесси , и Масл Шолс, Алабама . По словам Джона Ландау :
Между 1962 и 1964 годами Реддинг записал серию соул-баллад, характеризующихся беззастенчиво сентиментальными текстами, обычно просящими прощения или просящими девушку вернуться домой... Вскоре он стал известен как «Мистер Жалкий» и заработал репутацию ведущего исполнителя соул-баллад. . [ 33 ]
Самой важной соул-певицей была Арета Франклин , первоначально певица госпел, которая начала делать светские записи в 1960 году, но чья карьера позже была оживлена ее записями для Atlantic. Ее записи 1967 года, такие как « I Never Loved a Man (The Way I Love You) », « Respect » (написанная и первоначально записанная Отисом Реддингом) и « Do Right Woman, Do Right Man » (написанная Чипсом Моманом и Дэн Пенн ), были значительными и коммерчески успешными постановками. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Соул-музыка доминировала в афро-американских музыкальных чартах США в 1960-х годах, а многие записи попали в поп-чарты США. Отис Реддинг имел огромный успех на Монтерейском поп-фестивале в 1967 году. [ 10 ] Этот жанр также стал очень популярным в Великобритании, где в конце 1960-х гастролировали многие ведущие исполнители. «Душа» стала общим термином для все более широкого спектра музыкальных стилей, основанных на R&B – от танцевальных и поп-ориентированных групп на Motown Records в Детройте , таких как The Temptations , Marvin Gaye и Stevie Wonder , до « глубокого соула исполнителей ». такие как Перси Следж и Джеймс Карр . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Различные регионы и города США, в том числе Нью-Йорк, Детройт, Чикаго, Мемфис , Новый Орлеан , Филадельфию и Muscle Shoals, Алабама (дом FAME Studios и Muscle Shoals Sound Studios ), стали известны различными поджанрами музыки и стили записи. [ 16 ] [ 41 ]
К 1968 году, когда соул был на пике популярности, он начал распадаться на разные поджанры. Такие исполнители, как Джеймс Браун и Sly and the Family Stone, превратились в фанк- музыку, в то время как другие певцы, такие как Марвин Гэй, Стиви Уандер, Кертис Мэйфилд и Эл Грин, разработали более привлекательные, более сложные и в некоторых случаях более политически сознательные разновидности этого жанра. [ 10 ] Тем не менее, соул-музыка продолжала развиваться, формируя большинство последующих форм R&B, начиная с 1970-х годов, при этом некоторые музыканты продолжали выступать в традиционном стиле соул. [ 16 ]
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]
Митчелла Hi Records продолжила традицию Stax предыдущего десятилетия, выпустив ряд хитов Грина, Энн Пиблс , Отиса Клея , О.В. Райта и Сила Джонсона . [ 42 ] Бобби Вомак , записывавшийся с Чипсом Моманом в конце 1960-х, продолжал выпускать соул-записи в 1970-х и 1980-х. [ 43 ] [ 44 ]
В Детройте продюсер Дон Дэвис работал с такими артистами Stax , как Джонни Тейлор и The Dramatics . [ 45 ] Записи Detroit Emeralds начала 1970-х , такие как Do Me Right , представляют собой связующее звено между соулом и более поздним стилем диско . [ 46 ] Артисты Motown Records, такие как Марвин Гэй , Майкл Джексон , Стиви Уандер и Смоки Робинсон, внесли свой вклад в развитие соул-музыки, хотя их записи считались скорее поп-музыкой , чем записи Реддинга, Франклина и Карра. [ 38 ] Хотя записи чикагских артистов стилистически отличаются от классической соул-музыки, их часто считают частью этого жанра. [ 47 ]
К началу 1970-х годов соул-музыка находилась под влиянием психоделического рока и других жанров. [ 48 ] Такие артисты, как Джеймс Браун, вели соул к фанк- музыке, типичным примером которой стали такие группы 1970-х годов, как Parliament-Funkadelic и The Meters . [ 49 ] более разносторонние группы, такие как War , Commodores и Earth, Wind and Fire . Примерно в это же время стали популярными [ 50 ] В 1970-х годах некоторые блестящие и коммерческие голубоглазые соул из Филадельфии -группы, такие как Hall & Oates и Tower of Power из Окленда , добились массового успеха, как и новое поколение уличных гармоничных или «городских соул-групп», таких как Delfonics и исторически чернокожие Говарда Университета унификаторы . [ 51 ] [ 52 ]
Синдицированный музыкально-танцевальный телесериал « Поезд души» , ведущим которого является уроженец Чикаго Дон Корнелиус , дебютировал в 1971 году. [ 53 ] Шоу давало выход соул-музыке на несколько десятилетий, а также породило франшизу, которая привела к созданию звукозаписывающей компании ( Soul Train Records ), которая распространяла музыку The Whispers , Кэрри Лукас и многообещающей группы, известной как Shalamar. . [ 54 ] Многочисленные споры привели к тому, что Корнелиус передал звукозаписывающий лейбл своему специалисту по талантам Дику Гриффи , который преобразовал лейбл в Solar Records , который на протяжении 1980-х годов сам был известным лейблом соул-музыки. [ 54 ] Сериал продолжал выходить в эфир до 2006 года, хотя другие преимущественно афроамериканские музыкальные жанры, такие как хип-хоп, начали затмевать соул в шоу, начиная с 1980-х годов. [ 55 ]
Вне
[ редактировать ]Поскольку в конце 1970-х и начале 1980-х у диско- и фанк-музыкантов были хиты, соул пошел в сторону тихого шторма . С его непринужденным темпом и мягкими мелодиями, тихий шторм-соул взял на себя влияние фьюжн и современной взрослой музыки . Некоторые фанк-группы, такие как EW&F, Commodores и Con Funk Shun, включали в свои альбомы несколько тихих штормовых треков. Среди наиболее успешных исполнителей этой эпохи - Смоки Робинсон, Джеффри Осборн, Пибо Брайсон , Чака Хан и Ларри Грэм .
После упадка диско и фанка в начале 1980-х годов на соул-музыку оказала влияние электро-музыка . Он стал менее сырым и более изящным, в результате чего появился стиль, известный как современный R&B , который сильно отличался по звучанию от оригинального стиля ритм-н-блюз . В Соединенных Штатах развитие нео-соула произошло примерно в 1994 году.
Известные лейблы и производители
[ редактировать ]Мотаун Рекордс
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2014 г. ) |
Успешная группа лейблов Tamla/Motown Берри Горди отличалась тем, что принадлежала афроамериканцам, в отличие от большинства более ранних независимых R&B лейблов. Известными артистами этого лейбла были Глэдис Найт и Pips , Supremes , Temptations , The Miracles , The Four Tops , The Marvelettes , Мэри Уэллс , младший Уокер и All-Stars , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Тэмми Террелл , Марта. и Ванделлы , [ 56 ] и «Пятерка Джексонов» .
Хиты создавались с использованием квазипромышленного « поточного » подхода. Продюсеры и авторы песен привнесли художественную чуткость в трехминутные мелодии. Брайан Холланд , Ламонт Дозье и Эдди Холланд редко выпадали из чартов благодаря своей работе в качестве авторов песен и продюсеров для групп Supremes , Four Tops и Martha and the Vandellas . [ 56 ] Они позволяли важным элементам просвечивать сквозь плотную музыкальную текстуру. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши или бубном . Смоки Робинсон был еще одним писателем и продюсером, который добавил тексты к песне « The Tracks of My Tears » своей группы The Miracles , которая стала одной из самых важных песен десятилетия.
Stax Records и Atlantic Records
[ редактировать ]Stax Records и Atlantic Records были независимыми лейблами, выпускавшими высококачественные танцевальные пластинки с участием многих известных певцов того времени. У них, как правило, были небольшие ансамбли с выразительным вокалом с оттенком госпела. Также широко использовались духовые инструменты и саксофоны. [ 57 ] [ нужна страница ] Stax Records , основанная братьями и сестрами Эстель и Джеймсом Стюартами, была вторым по успеху звукозаписывающим лейблом после Motown Records . Они были ответственны за выпуск хитов Отиса Реддинга , Уилсона Пикетта , The Staple Singers и многих других. [ 58 ] Ахмет Эртегун, который планировал стать дипломатом до 1944 года, когда умер его отец, основал Atlantic Records в 1947 году вместе со своим другом Хербом Абрамсоном . Эртегун написал много песен для Рэя Чарльза и The Clovers . Он даже спел бэк-вокал для своего исполнителя Биг Джо Тернера в песне «Shake Rattle and Roll». [ 59 ]
Поджанры
[ редактировать ]Детройт (Мотаун)
[ редактировать ]в котором доминирует Берри Горди империя Motown Records Соул Детройта, , сильно ритмичен и находится под влиянием госпел-музыки. Звук Motown часто включает в себя хлопки в ладоши , мощную басовую партию , струнные , духовые инструменты и вибрафон . Домашняя группа Motown Records называлась Funk Brothers . AllMusic называет Motown новаторским лейблом поп-соула, стиля соул-музыки с грубым вокалом, но отточенным производством и приглушенной тематикой, предназначенным для поп-радио и успеха кроссоверов . [ 60 ] Среди исполнителей этого стиля были Дайана Росс , группа Jackson 5 , Стиви Уандер и Билли Престон . [ 60 ] Популярный в 1960-е годы, этот стиль стал более глянцевым в 1970-е годы и привел к диско . [ 60 ] В конце 2000-х к этому стилю вернулись современные соул-певицы, такие как Эми Уайнхаус . [ 61 ] Рафаэль Саадик (в частности, его альбом 2008 года The Way I See It ) и Соланж Ноулз (ее альбом 2008 года Sol-Angel and the Hadley St. Dreams ). [ 62 ]
Глубокий и южный
[ редактировать ]
Термины глубокий соул и южный соул обычно относятся к драйвовому, энергичному стилю соул, сочетающему энергию R&B с пульсирующими звуками южно-американской госпел-музыки . В Мемфисе, штат Теннесси , лейбл Stax Records создал своеобразное звучание, которое включало в себя включение вокала в микс дальше, чем в большинстве современных R&B-записей, использование ярких духовых партий вместо бэк-вокала и акцент на нижнем конце частотного спектра. Подавляющее большинство релизов Stax было поддержано хаус-группами Booker T & the MGs (с Букером Т. Джонсом , Стивом Кроппером , Даком Данном и Элом Джексоном ) и Memphis Horns (группа осколков духовой группы Mar-Keys , трубач Уэйн Джексон и саксофонист Эндрю Лав ).
Мемфис
[ редактировать ]Мемфисский соул — мерцающий, знойный стиль соул-музыки, созданный в 1960-х и 1970-х годах на лейблах Stax Records и Hi Records в Мемфисе, штат Теннесси . В нем использовались меланхоличные и мелодичные духовые инструменты, орган Hammond , бас и барабаны, которые можно услышать в записях Эла Грина Stax из Hi и Booker T. & MG из . Последняя группа также иногда играла в более жестком стиле южного соула . Хаус-группа Hi Records ( Hi Rhythmsection ) и продюсер Уилли Митчелл разработали бурный соул-стиль, который можно услышать в записях хитов лейбла 1970-х годов. Некоторые записи Stax соответствовали этому стилю, но имели свое уникальное звучание.
Новый Орлеан
[ редактировать ]Соул-сцена Нового Орлеана непосредственно возникла из эпохи ритм-н-блюза, когда такие артисты, как Литтл Ричард , Фэтс Домино и Хьюи Пиано Смит, оказали огромное влияние на поп- и R&B-чарты и оказали огромное прямое влияние на зарождение фанк- музыки. . Главным архитектором души Crescent City был автор песен, аранжировщик и продюсер Аллен Туссен . Он работал с такими артистами, как Ирма Томас («Королева души Нового Орлеана»), Джесси Хилл, Крис Кеннер , Бенни Спеллман и Эрни К-Доу, над комплексом лейблов Minit/Instant, чтобы создать характерное новоорлеанское соул-звучание, которое создавало подборка национальных хитов. Другие известные хиты Нового Орлеана принадлежат Роберту Паркеру, Бетти Харрис и Аарону Невиллу . В то время как к середине 1960-х годов звукозаписывающие компании в Новом Орлеане практически исчезли, продюсеры в городе продолжали записывать соул-исполнителей Нового Орлеана для других звукозаписывающих компаний, главным образом базирующихся в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, в частности Ли Дорси для нью-йоркской Amy Records и The Meters для Джози из Нью-Йорка, а затем для Reprise из Лос-Анджелеса.
Чикаго
[ редактировать ]Чикагский соул, как правило, имел легкое звучание с влиянием госпела, но большое количество звукозаписывающих компаний, базирующихся в городе, имело тенденцию производить более разнообразное звучание, чем в других городах. Vee Jay Records , просуществовавшая до 1966 года, выпускала записи Джерри Батлера , Бетти Эверетт , Ди Кларка и Джина Чендлера . Chess Records , в основном лейбл, выпускающий блюз и рок-н-ролл, выпустил несколько крупных соул-исполнителей, в том числе Деллса и Билли Стюарта . Кертис Мэйфилд не только записал множество хитов со своей группой The Impressions , но и написал множество хитов для артистов Чикаго и продюсировал хиты на своих собственных лейблах для Fascinations , Major Lance и Five Stairsteps .
Филадельфия
[ редактировать ]Основанная в основном на звукозаписывающем лейбле Philadelphia International , Philadelphia Soul (или Philly Soul) имела пышные струнные и духовые аранжировки и ду-вопом вокал, вдохновленный . Том Белл , Кеннет Гэмбл и Леон Хафф считаются основателями Филадельфийского соула, который выпустил хиты для Патти ЛаБелль , The O'Jays , The Intrumers , The Three Degrees , The Delfonics , the Stylistics , Harold Melvin & the Blue Notes и Спиннеры .
Прогрессивный
[ редактировать ]
К 1970-м годам афроамериканские популярные музыканты опирались на концептуальный подход, ориентированный на альбомы, в растущем тогда прогрессивном роке . Это прогрессивное развитие души вдохновило новую изысканную музыкальность и амбициозный лиризм в блэк-попе. [ 63 ] Среди этих музыкантов были Слай Стоун , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Кертис Мэйфилд и Джордж Клинтон . [ 64 ] Обсуждая прогрессивный соул 1970-х годов, Мартин цитирует альбомы этого периода из Wonder ( Talking Book , Innervisions , Songs in the Key of Life ), War ( All Day Music , The World Is a Ghetto , War Live ) и The Isley Brothers . ( 3 + 3 ). [ 65 ] Исаака Хейса , запись " Walk on By " 1969 года считается "классикой" прог-соула . По словам журналиста City Pages Джея Боллера [ 66 ] Более поздняя музыка в стиле прог-соул включает записи Принса , [ 67 ] Питер Гэбриэл , [ 68 ] Мешелл Ндегеочелло , Джой , [ 69 ] Билал , Двеле , Энтони Дэвид , [ 70 ] Жанель Монэ , [ 71 ] и Soulquarians , экспериментальный коллектив черной музыки, действовавший в конце 1990-х — начале 2000-х годов. [ 72 ]
Психоделический
[ редактировать ]Психоделический соул, иногда известный как «блэк-рок», представлял собой смесь психоделического рока и соул-музыки конца 1960-х годов, что проложило путь к массовому появлению фанк -музыки несколько лет спустя. [ 73 ] Среди первых пионеров этого поджанра соул-музыки — Джими Хендрикс , Sly and the Family Stone , Норман Уитфилд и Исаак Хейс . [ 74 ] В то время как психоделический рок начал приходить в упадок, влияние психоделического соула продолжалось и оставалось преобладающим на протяжении 1970-х годов. [ 75 ] [ не удалось пройти проверку ]
Британский
[ редактировать ]
В начале 1960-х в Великобритании начали появляться небольшие соул-сцены. В Ливерпуле, в частности, было устоявшееся чернокожее сообщество, из которого вышли такие артисты, как Чантс и Стив Альдо, которые продолжают записываться в британской музыкальной индустрии. В результате в 1960-х годах многие записи были коммерчески выпущены британскими соул-группами, которые не смогли выйти на основной рынок. [ 76 ] Тем не менее, соул оказал большое влияние на британскую популярную музыку с 1960-х годов, включая группы British Invasion , в первую очередь Beatles . [ 77 ] Было несколько выдающихся британских голубоглазых соул -групп, в том числе Дасти Спрингфилд и Том Джонс . [ 78 ] , 1970-е годы Карл Дуглас , настоящая вещь и делегирование [ 79 ] были хиты в Великобритании. Американский соул был чрезвычайно популярен среди некоторых молодежных субкультур, таких как мод , северный соул и современные соул-движения, но четкий жанр британского соула не возник до 1980-х годов, когда несколько артистов, включая Джорджа Майкла , Шаде , Simply Red , Лизу Стэнсфилд и Soul II Soul пользовалась коммерческим успехом. [ 80 ] Популярность британских соул-исполнителей в США, в первую очередь Эми Уайнхаус , Адель , Эстель , Даффи , Джосса Стоуна и Леоны Льюис , привела к разговорам о « третьем британском вторжении » или «британском вторжении души» в 2000-х и 2010-х годах. [ 81 ] [ 82 ]
Нео
[ редактировать ]Neo Soul представляет собой смесь вокала и инструментов в стиле соул 1970-х годов с современными звуками R&B , битами хип-хопа и поэтическими интерлюдиями. Стиль был разработан в начале-середине 1990-х, а термин был придуман в начале 1990-х продюсером и звукозаписывающей компании руководителем Кедаром Массенбургом . Ключевым элементом нео-соула является обильная доза Fender Rhodes или «пэдов» электрического пианино Wurlitzer поверх мягкого, плавного взаимодействия между барабанами (обычно со звуком малого барабана) и приглушенным, глубоким фанковым басом. Звук фортепиано Fender Rhodes придает музыке теплый, органичный характер.
Северный
[ редактировать ]Северный соул — музыкальное и танцевальное движение, возникшее в конце 1960-х годов из британской мод-субкультуры в Северной Англии и английском Мидлендсе , основанное на особом стиле соул-музыки с тяжелым битом и быстрым темпом. Фраза «северный соул» была придумана журналистом Дэйвом Годином и популяризирована через его колонку в журнале Blues and Soul . [ 83 ] Редкие соул-записи проигрывались ди-джеями в ночных клубах и включали малоизвестные американские записи 1960-х и начала 1970-х годов с быстрым битом, например, записи Motown и небольших лейблов, не обязательно из северной части Соединенных Штатов .
Ну-джаз и другая электроника под влиянием
[ редактировать ]Многие исполнители различных жанров электронной музыки (таких как хаус , драм-н-бэйс , британский гараж и даунтемпо ) находятся под сильным влиянием соула и создали множество композиций, вдохновленных соулом.
Нечерные музыканты
[ редактировать ]Влияние соул-музыки было многообразным; Во всем мире белые и другие нечерные музыканты находились под влиянием соул-музыки. Примерами могут служить британский соул и северный соул , редкая соул-музыка, которую играют диджеи в ночных клубах Северной Англии.
Было введено несколько терминов, таких как « голубоглазый соул », то есть R&B или соул-музыка, исполняемая белыми артистами. Значение голубоглазой души менялось на протяжении десятилетий. Первоначально этот термин ассоциировался с белыми артистами середины 1960-х годов, исполнявшими соул и R&B, похожими на музыку, выпущенную Motown Records и Stax Records . [ 34 ] The Righteous Brothers, The Rascals , Spencer Davis Group, Steve Winwood , Van Morrison & Them и Grass Roots были известными голубоглазыми соул-музыкантами 1960-х годов. Этот термин продолжал использоваться в 1970-х и 1980-х годах, особенно в британских СМИ для обозначения нового поколения певцов, перенявших элементы звучания Stax и Motown. В меньшей степени этот термин применялся к певцам других музыкальных жанров , находящихся под влиянием соул-музыки. Такие артисты, как Холл и Оутс , Дэвид Боуи , Тина Мари , Гамильтон, Джо Франк и Рейнольдс , Фрэнки Валли , Кристина Агилера , Эми Уайнхаус и Адель, известны как голубоглазые соул-певицы.
Другой термин - кареглазый соул , или соул-музыка, или R&B, созданная и исполнявшаяся в основном латиноамериканцами в Южной Калифорнии в 1960-х годах и вплоть до начала 1980-х годов. [ 84 ] [ 85 ] Жанр соул-музыки иногда заимствован из латыни и часто содержит влияние рок-музыки. [ 86 ] Это контрастирует с голубоглазым соулом, соул-музыкой, исполняемой белыми артистами неиспаноязычного происхождения . [ 87 ] Ричи Валенс , один из пионеров кареглазой соул-музыки, также стал одним из первых кареглазых соул-исполнителей, привнесших в этот жанр традиционную латиноамериканскую музыку и влияние рок-н-ролла. Латиноамериканские группы на Восточном и Западном побережье также черпали вдохновение из , находящегося под влиянием фанка филадельфийского соула, или «филадельфийского» соула . сцена Западного побережья Латинская рок- продолжала оказывать влияние и на кареглазых соул-исполнителей. Вдохновленные Валентом, группы 1960-х и 1970-х годов, такие как Cannibal & the Headhunters (« Земля тысячи танцев ») и Thee Midniters, играли кареглазую музыку в стиле R&B с нотками бунтарского рок-н-ролла . Многие из этих артистов черпали вдохновение из сцен братского рока и гаражного рока . Однако большая часть латиноамериканского населения на Западном побережье начала постепенно отходить от энергичного R&B к романтическому соулу, и в результате появилась «одна из самых сладких соул-музык, которые можно было услышать в конце 1960-х и 1970-х годах». [ 84 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фонтено, Роберт (24 февраля 2019 г.). «Что такое Swamp Rock? Взгляд на эту южную смесь кантри, фанка и соула» . Liveabout . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Соул-музыка» - Encyclepedia.com.
- ^ «Соул-музыка» - Британская энциклопедия.
- ^ Макс Мохапело (2008). За пределами памяти: запись истории, моментов и воспоминаний южноафриканской музыки . Африканские умы. стр. 1–. ISBN 978-1-920299-28-6 . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Кокрейн, Найма (26 марта 2020 г.). «2000: Одиссея души» . Рекламный щит . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Вальтер Оякяэр (1983). Из поп-музыки . Эстонская книга.
- ^ Сатмари, Дэвид П. (2014). Рок во времени . Нью-Джерси: Пирсон. п. 176.
- ^ Молтсби, Порша К. (сентябрь 1983 г.). «Соул-музыка: ее социологическое и политическое значение в американской популярной культуре». Журнал популярной культуры . 17 (2): 51–60. дои : 10.1111/j.0022-3840.1983.1702_51.x . ПроКвест 1297350556 .
- ^ Пейс, Миган. «Соул-музыка | История рок-н-ролльного радиошоу» . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж BBC Music, путеводители по эпизодам Soul Deep - The Story Of Black Popular Music , 2007 . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Соул-музыка | Определение, песни, исполнители и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Погружение в классическую душу Stax Records» . Бандкемп Дейли . 13 июня 2022 г. . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Сатмари, Дэвид П. (2014). Рок во времени. Нью-Джерси: Пирсон. п. 177.
- ^ Jump up to: а б Барри Хансен, «Ритм и госпел» , в книге Джима Миллера (редактор), «Иллюстрированная история рок-н-ролла Rolling Stone» , 1976, стр. 15–18.
- ^ Jump up to: а б Мэйкок, Джеймс (29 октября 2003 г.). «Джеймс Браун: Выживший в душе» . ПБС . Проверено 1 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с О душе , AllMusic . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com .
- ^ «Музыка души». Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 23. Лондон. 2001.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ричи Унтербергер, «Маленький Ричард - Биография исполнителя» , AllMusic
- ^ «Хронология музыкальных стилей и истории гитары» . Acousticmusic.org . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ Рэй Чарльз дал интервью Pop Chronicles (1969).
- ^ Уайт, Чарльз. (2003), с. 229. Жизнь и времена Литтл Ричарда: Официальная биография. Омнибус Пресс.
- ^ Фредерик Дуглас Опи, Свинья и мамалыга: пища для души от Африки до Америки (издательство Колумбийского университета, 2008), глава 7.
- ^ Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 17 – Реформация души: Еще об эволюции ритм-н-блюза. [Часть 3]» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- ^ Джо МакИвен, Сэм Кук , в Джиме Миллере (редактор), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 113–116.
- ^ «Джеймс Браун | Биография, песни, фильмы и факты | Британника» . www.britanica.com . 9 августа 2023 г. . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Джо МакИвен, Джеки Уилсон , в Джиме Миллере (редактор), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 117–119.
- ^ «Обзоры альбомов — популярные выборы недели» (PDF) . Денежный ящик . 25 февраля 1961 года.
- ^ Пикок, Том (25 февраля 1963 г.). «Айк и Тина дарят «музыку души» » . Провинция . п. 2 . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Айк и Тина Тернер | Артист | GRAMMY.com» . www.grammy.com . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Джеффрис, Фрэн. «Chitlin' Circuit: душевная демонстрация чернокожих исполнителей во время сегрегации» . Атланта Журнал-Конституция . ISSN 1539-7459 . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Питер Гуралник, Душа , в Джиме Миллере (редактор), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 206.
- ^ Джон Ландау, Отис Реддинг , в Джиме Миллере (ред.), The Rolling Stone, иллюстрированная история рок-н-ролла , 1976, стр. 210–213.
- ^ Jump up to: а б Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 52 – Реформация души: Фаза третья, соул-музыка на вершине. [Часть 8]» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- ^ Уитберн, Джоэл (2004). Лучшие синглы в стиле R&B/хип-хоп: 1942–2004 гг . Запись исследования. п. 215.
- ^ Добкин, Мэтт (2004). Я никогда не любила мужчину так, как любила тебя: Арета Франклин, уважение и создание шедевра соул-музыки . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 7–8, 187–188 . ISBN 0-312-31828-6 .
- ^ Rolling Stone 2010, 500 песен, с. 112 .
- ^ Jump up to: а б «Мотаун: Звук, изменивший Америку» . Музей Мотаун . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас. «Перси Следж: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Хьюи, Стив. «Джеймс Карр: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Браун, Мик. «Глубокая душа» . Телеграф . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Лайл, Андрия (25 июня 2014 г.). «Продюсер Hi Records Уилли Митчелл задал тон изысканному соулу Мемфиса» . Восковая поэтика . Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Хёрт, Эдд (17 августа 2012 г.). «Чипсы Моман: Интервью о сливках» . Сцена в Нэшвилле . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «Вспоминая Чипсы Моман» . Грейсленд: Дом Элвиса Пресли . 14 июня 2016. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Хоган, Эд. «Дон Дэвис: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Винн, Рон. «Детройт Изумруды» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «Душа Чикаго» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «Психоделическая душа» . Вся музыка . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Стивен Томас Эрлевин, Стивен Томас Эрлевин. «Метры: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Хьюи, Стив. «Война: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас. «Дэрил Холл и Джон Оутс: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Прато, Грег. «Башня Силы: Биография художника» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Чидея, Фараи (30 ноября 2013 г.). «Поезд души и боль: новая книга исследует наследие империи дона Корнелиуса» . Хаффингтон Пост . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Все началось с Soul Train» . Круиз на поезде души . 12 августа 2015 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ « Создатель «Поезда души» Дон Корнелиус покончил жизнь самоубийством» . Рейтер . Февраль 2012 года . Проверено 10 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Артисты Motown дали интервью Pop Chronicles (1969)
- ^ Уинтерсон, Джулия; Никол, Питер; Бричено, Тоби; Кэй, Бен; Уинтерсон, Джессика (1 ноября 2013 г.). Поп-музыка: Учебник . Питерс Издания. ISBN 978-1843670391 .
- ^ Парелес, Джон, Эстель Стюарт Экстон, 85 лет, основатель Stax Records (New York Times), 2004.
- ^ Адамс, Майкл, Обзор: Atlantic Records: Дом, который построил Ахмет, Сьюзен Стейнберг (Примечания), 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Поп-соул» . Вся музыка . Корпорация Рови . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Гермес, Уилл (30 октября 2008 г.). «Рафаэль Саадик: как я это вижу» . Роллинг Стоун . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года.
- ^ Ван, Оливер (2012). «Зона комфорта». В Вейсбарде, Эрик (ред.). Поп-музыка, когда мир разваливается: музыка в тени сомнения . Издательство Университета Дьюка . п. 221. ИСБН 978-0822351085 .
- ^ Мартин 1998 , с. 41; Хоард и Брэкетт 2004 , с. 524.
- ^ Hoard & Brackett 2004 , с. 524.
- ^ Мартин 1998 , стр. 41, 205, 216, 244.
- ^ Боллер, Джей (30 ноября 2016 г.). «29 лучших концертов недели: 30 ноября — 6 декабря» . Страницы города . Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года.
- ^ Хаймс, Джеффри (12 октября 2011 г.). «Билал «первый, рожденный вторым» » . Вашингтон Пост . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Исли, Дэрил (2018). «18: Дрожь в бедрах: Итак ». Без границ: жизнь и музыка Питера Гэбриэла (переработанное и обновленное издание). Омнибус Пресс. ISBN 978-1-787-59082-3 .
- ^ Грин, Тони (март 2002 г.). «Джой: Месть Звездного Китти (универсальный)» . Вращаться . п. 129 . Проверено 23 января 2021 г. - через Google Книги .
- ^ Линдси, Крейг Д. (25 февраля 2013 г.). «Новая сюрреалистическая любовь Билала была вдохновлена Сальвадором Дали» . Деревенский голос . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Кот, Грег (27 апреля 2018 г.). «Жанель Монэ возвращается на землю в «Грязном компьютере» » . Чикаго Трибьюн . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Кокрейн, Найма (26 марта 2020 г.). «2000: Одиссея души» . Рекламный щит . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Дж. С. Харрингтон, Sonic Cool: жизнь и смерть рок-н-ролла (Милуоки, Висконсин: Hal Leonard Corporation, 2002), ISBN 0-634-02861-8 , стр. 249–50.
- ^ «Психоделическая душа» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Холлингсхаус, Уэйд (зима 2008 г.). « Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (обзор)» . TDR: Обзор драмы . 52 (4). Массачусетский технологический институт Пресс: 201–202. дои : 10.1162/драм.2008.52.4.201 . S2CID 191109052 . Проверено 16 февраля 2016 г. - через Project MUSE .
- ^ Страчан, Роберт (2014). Бритфанк: популярная музыка черных британцев, идентичность и индустрия звукозаписи в начале 1980-х . Олдершот: Эшгейт. п. 69.
- ^ П. Хамфрис, Полный путеводитель по музыке Битлз (Music Sales Group, 1998), стр. 83.
- ^ Р. Гулла, Иконы R&B и соула: энциклопедия художников, совершивших революцию в ритме (Greenwood Publishing Group, 2008), с. XXII.
- ^ «Disco Savvy: Полное руководство по делегированию дискотек — диско и фанк» . Discosavvy.com . Проверено 29 сентября 2018 г.
- ^ Г. Уолд, «Возрождение души: белая душа, ностальгия и культурно созданное прошлое», М. Гиллори и Р. К. Грин, Душа: сила черных, политика и удовольствие (New York University Press, 1997), стр. 139–58. .
- ↑ Продавая свою душу: женщины лидируют в британском вторжении в стиле R&B. Архивировано 18 января 2012 г., на Wayback Machine Canada.com, 9 июня 2008 г.
- ^ Новое британское вторжение: Soul Divas 2008. Архивировано 27 мая 2009 года в Wayback Machine The Daily Voice , 30 апреля 2008 года.
- ^ «Крис Хант — Казино Уиган» . Chrishunt.biz . Проверено 29 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б allmusic: Кареглазая Душа . Ол Медиа Гид, ООО. Проверено 30 декабря 2008 г.
- ^ Торрес, Ричард (17 сентября 2000 г.). «Латинские звуки Sonidos Latinos / Настоящий талант на английском и испанском языках». Новостной день . п. Д27. ПроКвест 279337942 .
- ^ Беннет, Бобби. Лучшая книга викторин о соул-музыке
- ^ Унтербергер, Ричи (2000). Городские космонавты и странствующие незнакомцы . Корпорация Хэла Леонарда. п. 196. ИСБН 978-1-61774-481-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Майкл (2008). Обзор Atlantic Records: Дом, который построил Ахмет, Сьюзен Стейнберг. Примечания 65, вып. 1.
- Каммингс, Тони (1975). Звук Филадельфии. Лондон: Эйр Метуэн.
- Эскотт, Колин . (1995). Примечания к книге The Essential James Carr . Отчеты Бритвы и Галстука.
- Джиллетт, Чарли (1974). Создание треков. Нью-Йорк: EP Даттон.
- Гуральник, Питер (1986). Сладкая соул-музыка. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Ханнуш, Джефф (1985). Я слышу, как ты стучишься: звуки ритм-н-блюза Нового Орлеана. Вилле Платт, Луизиана: Swallow Publications. ISBN 0-9614245-0-8 .
- Хоард, Кристиан; Брэкетт, Натан, ред. (2004). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone . Саймон и Шустер . ISBN 9780743201698 .
- Хоскинс, Барни (1987). Скажи это еще раз для разбитых сердец. Глазго: Фонтана/Коллинз.
- Джексон, Джон А. (2004). Дом в огне: взлет и падение филадельфийской души. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514972-6 .
- Мартин, Билл (1998), Слушая будущее: время прогрессивного рока , Чикаго: Открытый суд, ISBN 0-8126-9368-Х
- Миллер, Джим (редактор) (1976). Журнал Rolling Stone иллюстрировал историю рок-н-ролла . Нью-Йорк: Rolling Stone Press/Random House. ISBN 0-394-73238-3 . Глава «Душа», Гуральник, Питер, стр. 194–197.
- Парелес, Джон. 2004. Эстель Стюарт Экстон, 85 лет, основательница Stax Records. Нью-Йорк Таймс.
- Прутер, Роберт (1991). Chicago Soul: создание черной музыки в стиле Чикаго . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-01676-9 .
- Прутер, Роберт, редактор (1993). Путеводитель Блэквелла по записям соула. Оксфорд: Basil Blackwell Ltd. ISBN 0-631-18595-X .
- 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone . Альфред Музыка. ISBN 0739075780
- Уокер, Дон (1985). История Мотауна. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Уинтерсон, Джулия, Никол, Питер, Бричено, Тоби (2003). Поп-музыка: Учебник , издание Питерса. ISBN 1-84367-007-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарланд, Фил (1969). Звук души: история черной музыки . Нью-Йорк: Pocket Books, 1971, коп. 1969. xii, 212 стр. 300 р. + [32] с. черно-белых фотографий.
- Коул, Лоуренс (2010). Глубокие соул-баллады: от Сэма Кука до Стиви Уандера. Издательство Либри. ISBN 9781907471087