Jump to content

Соул-джаз

Соул-джаз или фанк-джаз — это поджанр джаза , вобравший в себя сильное влияние хард-бопа , блюза , соула , госпела и ритм-н-блюза . Соул-джаз часто характеризуется органными трио, включающими орган Хаммонда и небольшие комбинации, включающие саксофон , духовые инструменты , электрогитару , бас, барабаны, фортепиано, вокал и электрический орган. Его зарождение было в 1950-х и начале 1960-х годов, когда период его расцвета среди популярной публики предшествовал расцвету джаз-фьюжн в конце 1960-х и 1970-х годах. Выдающиеся имена в фьюжн варьировались от пианистов в стиле боп, включая Бобби Тиммонса и Джуниора Мэнса, до широкого круга органистов, саксофонистов, пианистов, барабанщиков и электрогитаристов, включая Джека Макдаффа , Эдди «Локджоу» Дэвиса и Гранта Грина . [1]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Соул-джаз часто ассоциируется с хард-бопом . [2] [3] [4] Марк К. Гридли, пишущий для All Music Guide to Jazz , объясняет, что соул-джаз более конкретно относится к музыке с «приземленной, блюзовой мелодической концепцией» и «повторяющимися танцевальными ритмами… Обратите внимание, что некоторые слушатели не обращают внимания на различие между «соул-джазом» и «фанк-хард-бопом», и многие музыканты не считают, что «соул-джаз» является продолжением «хард-бопа . » [2]

По словам Ника Моррисона, поджанр «обычно начинается с басиста», который «берет сильную басовую партию, устанавливает устойчивый ритм между басом и барабанами», прежде чем группа сможет «украсить этот ритм риффами». и мелодические линии». [5]

Джазовый пианист Хорас Сильвер заявил, что «[f]unky означает землистый и основанный на блюзе. Возможно, это и не блюз сам по себе, но в нем есть ощущение «домашнего дома». Соул в основном тот же, но есть дополнительное измерение. чувства и духа». [6]

Происхождение

[ редактировать ]

Рой Карр описал соул-джаз как результат хард-бопа, при этом термины «фанк» и «соул» появились в джазовом контексте еще в середине 1950-х годов для описания «ориентированных на госпел, непринужденных, звонких и ответный блюз». [4] Карр также отметил влияние Рэя Чарльза записей небольшой группы (в которую входили саксофонисты Дэвид «Толстяк» Ньюман и Хэнк Кроуфорд ) на Хораса Сильвера , Арта Блейки , Кэннонболла Эддерли . [4] По его мнению, Дэвид Сэнборн и Масео Паркер принадлежат к линии альт-саксофонистов , в которую входят Эрл Бостик , Тэб Смит , Аддерли и Лу Дональдсон как сильнейшие звенья в цепи эволюции жанра. [4]

В начале-середине 1950-х годов, после того как он покинул оркестр графа Бэйси , саксофонист Эдди «Локджоу» Дэвис был одним из первых, кто сформировал джазовую группу, играющую как на органе, так и на саксофоне, сначала с Биллом Доггеттом , а затем с Ширли Скотт . [7] Благодаря этому, а также своему «насыщенному, но резкому тону, который одинаково хорошо сочетался как с ритм-н-блюзом, так и с более современным контекстом», он «обеспечил связь» между свингом биг-бэнда и соул-джазом. [8]

Соул-джаз продолжал развиваться в конце 1950-х годов, достигнув общественного признания с выпуском The Cannonball Adderley Quintet в Сан-Франциско . [9] [10] оказали на нас довольно сильное давление, Кэннонболл Эддерли отметил: « Риверсайд Рекордс когда они обнаружили, что существует слово «соул». С точки зрения имиджа, мы стали артистами соул-джаза. Они продолжали продвигать нас в этом направлении, и я продолжал сознательно бороться. это до такой степени, что это стало игрой». [11] В конце 1950-х годов исполнитель соул-джаза Кертис Фуллер записал «Five Spot After Dark». [12]

Мейнстрим

[ редактировать ]
Трио Макканнов

Переход Джимми Смита к соул-джазу продемонстрировал потенциал органа в этом жанре в его альбомах Home Cookin' (1961) и Back at the Chicken Shack (1963). Другие органисты, записывавшиеся в жанре соул-джаза в этот период, включают Джека Макдаффа , Ширли Скотт и Чарльза Эрланда . [13] С добавлением в этот жанр бывших музыкантов бибопа и хард-бопа число музыкантов в различных аспектах этого стиля увеличилось, поскольку соул-джаз стал самостоятельным поджанром; и, как и его предшественник боп, новый жанр джаза переработал популярные песни, такие как « Got My Mojo Workin' », а саксофонисты и трубачи недавно перешли на сочиненные в этом жанре хиты, включая « The Sidewinder », « Mercy, Mercy, Mercy ». и «Слушай здесь» в середине 1960-х. [5]

Джимми Смит на органе Hammond

Ускоряющим фактором в развитии соул-джаза стало движение Black Power , которое побудило афроамериканских музыкантов вернуться к африканским корням своей музыки. Мелодии, записанные в этом жанре, в том числе «Mercy, Mercy, Mercy» и «Let My People Go», были прямыми отсылками к движениям за гражданские права и Black Power. [14] Например, музыку Аддерли того периода описывали как содержащую «неудержимое изобилие». Интерес к этому жанру расширился, когда Аддерли познакомил клавишника австрийского происхождения Джо Завинула с соул-джазом через свой квинтет, а Завинул внес свой вклад в его репертуар своими собственными композициями. [15]

Точно так же Стэнли Террентайн , который начал записываться с Джимми Смитом в 1960 году и быстро расширил свою аудиторию, посетовал на отсутствие джаза на радио и телевидении, заявив, что больше людей, особенно афроамериканцев, слушали бы соул-джаз, если бы он получил столько же внимания. как рок-музыка. [16] Тенор-саксофонист записал несколько соул-джазовых альбомов на протяжении 1960-х годов, в том числе Never Let Me Go (1963) со своей женой Ширли Скотт. Джазовый критик Том Юрек отметил, что на записи «орган действует как кафедра для свидетельских показаний, с которой можно говорить, а Террентайн не только говорит, он плачет, шепчет и причитает». [17] Следующий альбом Террентина, A Chip Off the Old Block (1963), ознаменовал первый сдвиг во влиянии, в данном случае эпохи свинга и биг-бэнда с композициями Каунта Бэйси и Нила Хефти . Жена Террентина снова внесла свой вклад в дополнение к трубачу хард-бопа Блю Митчеллу . [18] В середине-конце 1960-х Террентайн развил свой стиль соул-джаза от обстановки небольшой группы, традиционно связанной с этим поджанром, до ансамблевого формата. [19] с Joyride (1965) в аранжировке коллеги-джазового саксофониста Оливера Нельсона . [20]

Рэмси Льюис

В то время как Туррентин развил основу «соула» в соул-джазе, влияние латиноамериканской музыки и фанка развило соул-джаз на основе бопа. Пианист Херби Хэнкок, например, сыграл важную роль в расширении границ теории музыки и последовательности аккордов в 1960-х годах. [21] Первый альбом Хэнкока Takin' Off (1962) включал в себя фанковую композицию " Warmelon Man ", записанную Хэнкоком и Монго Сантамарией , и отличался "запасными, фанковыми фортепианными риффами и плотными, сфокусированными сольными заявлениями", которые позволили Хэнкоку "начать раздвигая границы хард-бопа». [22] В 1960-х годах композиции Хэнкока и трубача Ли Моргана использовались на телевидении: « Девичье путешествие » Хэнкока появилось в рекламе Фаберже , а композиция Моргана «The Sidewinder» в рекламе Chrysler . [23] Популяризация джазовых композиций, таких как исполнение «Warmelon Man» Сантамарией и Глорией Линн , пошла дальше и сделала соул-джаз привлекательным для чернокожей публики, особенно в начале-середине 1960-х годов, хотя в течение десятилетия ситуация изменилась, поэтому Note , Тем не менее, джазовым лейблам, таким как Blue было трудно конкурировать с более крупными звукозаписывающими компаниями за рекламные возможности. [23]

Саксофонист Эдди Харрис

Растущая популярность соул-джаза означала, что для многих музыкантов хард-бопа переход от бопа к соул-джазу не был четко определен: Хорас Сильвер выпустил хард-боп-альбом The Jody Grind в 1966 году. [24] и более душевная «Серенада для сестры души » с Террентином в главной роли — в 1968 году. Последний альбом Стив Хьюи описал как «один из самых заразительно веселых и добродушных выступлений пианиста». Сильвер написал в примечаниях к альбому, что, по его мнению, его музыка должна избегать «политики, ненависти или гнева». [25] Тенор-саксофонисту Хэнку Мобли потребовалось еще больше времени, чтобы измениться, и он играл в основном в жанре хард-боп до 1968 года, когда он записал Reach Out! с легким ощущением соул-джаза. [26] По словам Юрека, его следующий альбом The Flip (1969) в заглавном треке смешал соул-джаз и хард-боп. [27] Другие джазовые исполнители, такие как Ли Морган, то переходили, то выходили из жанра соул-джаза. Опираясь на влияние надежного хард-бопа Jazz Messengers, альбомы Моргана середины 1960-х годов можно было охарактеризовать как хард-боп и соул-джаз. Морган нанял для альбома музыкантов, занимающихся боп-музыкой, но записал материал, вдохновленный соулом, например, для альбома Cornbread (1965). [28]

Другие соул-джазовые музыканты почти полностью уходят корнями в соул и блюз. Органист Джек Макдафф, например, был известен своим особенно блюзовым стилем, который позволял ему сотрудничать с молодыми джазовыми талантами, включая саксофониста Джонни Гриффина и гитариста Джорджа Бенсона . [29] Группа Макдаффа сосредоточилась на музыке, ориентированной на грув, но в конце 60-х экспериментировала с популярными песнями и более крупными ансамблями, особенно на его альбоме Tobacco Road (1967). [30] Напротив, бывший участник и гитарист Макдаффа Пэт Мартино использовал формат органного трио в конце 1960-х: концертный альбом Young Guns (2014) был записан в Club 118 в 1968 и 1969 годах с участием Джина Людвига на органе и Рэнди Гелиспи на барабанах. [31]

Среди наиболее известных записей соул-джаза той эпохи — » Ли Моргана ( «The Sidewinder 1963), Фрэнка Фостера ( «Samba Blues» 1963), » Ната Аддерли « Work Song » Хораса Сильвера , « Song for My Father ( 1964), » Рэмси Льюиса « The 'In' Crowd (вошел в пятерку лучших хитов 1965 года). [4] Кэннонбола Эддерли . ), « Милосердие, милосердие, милосердие » [4] вошла в топ-40 поп-песен (1966) (также популяризировался, когда в следующем году группа Buckinghams ) и Young Holt Unlimited "Soulful Strut". Леса Макканна и Эдди Харриса Альбом Swiss Movement (1969) стал хитом , как и сопровождающий его сингл « Compared to What », оба были проданы миллионами копий. [4]

Соул-джаз начал превращаться в джаз-фьюжн к концу 1960-х, когда такие музыканты, как Террентайн, перешли на лейбл CTI fusion в начале 1970-х. [19] и саксофонист фри-джаза Альберт Эйлер, перешедший в джаз-рок в конце 1960-х годов, перед своей безвременной смертью в 1970 году. [32] С временным упадком Blue Note и быстрым подъемом лейбла CTI соул-джаз перешел в сторону мягкого джаза и популярной музыки того времени, при этом основатель лейбла Крид Тейлор заметил, что его первоначальная цель создавать джаз для прослушивания «привела к обратным последствиям» разработка фоновой музыки. [33]

Другие раздвинули границы соул-джаза до такой степени, что он слился с другими жанрами. Тенор-саксофонист Эдди Харрис перешел на электрический саксофон для своего альбома The Electrifying Eddie Harris (1968). [34] Его эксперименты с «фьюжн под влиянием фанка, внешними импровизациями, причудливыми электронными эффектами, новыми скрещиваниями традиционных инструментов, блюзовым пением и даже комедией», по словам Стива Хьюи, «выходили за рамки того, что критики считали законным, серьезным джазом». он вернулся в боп . В конце своей карьеры [35]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя соул-джаз был наиболее популярен в середине-конце 1960-х годов, его музыканты и музыкальные влияния оставались популярными и после этого периода.

В конце 1960-х и 1970-х годах в этом жанре все чаще наблюдалось кроссовер с фьюжн. Например, Jazz Crusaders превратились из соул-джаза в соул-музыку , став крестоносцами . в процессе [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Обзор жанра соул-джаза» . Вся музыка . Проверено 14 июля 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Гридли, Марк К. (1994). Рон Винн (ред.). Весь музыкальный путеводитель по джазу . М. Эрлевин, В. Богданов. Сан-Франциско: Миллер Фриман. стр. 11–12, 14 . ISBN  0-87930-308-5 .
  3. ^ Таннер, Пол О.В .; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. «Хард-боп — фанки». Джаз (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун, отдел колледжа. стр. 112–121 . ISBN  0-697-03663-4 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карр, Рой (2006) [1997]. «Душа к душе». Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной . Лондон: Хэмлин. стр. 150–153. ISBN  0-681-03179-4 . Соул [джаз] был естественным проявлением хард-бопа и по большей части популяризировался многими звездными солистами этого жанра...
  5. ^ Jump up to: а б Моррисон, Ник (4 января 2010 г.). «Соул-джаз: место встречи джаза, блюза и госпела» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 11 июля 2022 г.
  6. ^ Дю Нуайе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки (1-е изд.). Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. п. 140. ИСБН  1-904041-96-5 .
  7. ^ "ТЕНОР-САКСОФОН ВЕЛИКИЙ ЭДДИ `ЛОКДЖО` ДЭВИС" . Чикаго Трибьюн . Проверено 14 июля 2022 г.
  8. ^ «Эдди Локджоу Дэвис разработал одно из самых безошибочных звуков тенор-саксофона в послевоенном джазе: Видео •» . 01.03.2018 . Проверено 14 июля 2022 г.
  9. ^ Сидран, Бен. Джазовые профили от NPR: Нэт Аддерли (1931–2000) NPR. По состоянию на 16 июня 2021 г.
  10. ^ См. также Херрманн, Закари. (2 апреля 2007 г.) Concord выпускает коллекцию Orrin Keepnews Collection JazzTimes Magazine . По состоянию на 13 декабря 2007 г.
  11. ^ Цитируется по Карру, с. 150.
  12. ^ Кертис Фуллер allmusic Проверено 14 марта 2024 г.
  13. ^ «Что такое соул-джаз?» . Нью-Йоркский джазовый семинар . 27 февраля 2020 г. Проверено 11 июля 2022 г.
  14. ^ «История соул-джаза» . Хронология афроамериканской музыки . Проверено 11 июля 2022 г.
  15. ^ «Cannonball Adderley - Mercy, Mercy, Mercy!: Концерт в The Club, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
  16. ^ Хаззард, Катрина (1980). «Король джаза: Лицом к лицу СТЭНЛИ ТЕРРЕНТАЙН» . Умоджа Саша : 11–11. ISSN   2472-0674 .
  17. ^ «Стэнли Террентайн — обзоры альбомов, песни и многое другое Never Let Me Go | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  18. ^ «Стэнли Террентайн - Обломок старого блока, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Биография, песни и альбомы Стэнли Террентайна» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.
  20. ^ «Стэнли Террентайн — обзоры альбомов, песни и многое другое Joyride | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  21. ^ Уотерс, Кейт (2005). «Режимы, гаммы, функциональная гармония и нефункциональная гармония в композициях Херби Хэнкока» . Журнал теории музыки . 49 (2): 333–357. ISSN   0022-2909 .
  22. ^ «Херби Хэнкок — обзоры альбомов, песни и многое другое Takin' Off | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  23. ^ Jump up to: а б Розенталь, Дэвид Х. (1988). «Джаз в гетто: 1950-70» . Популярная музыка . 7 (1): 51–56. ISSN   0261-1430 .
  24. ^ «Гораций Сильвер - обзоры альбомов, песни и многое другое The Jody Grind | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
  25. ^ «Гораций Сильвер - Serenade to a Soul Sister, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
  26. ^ «Хэнк Мобли — распространяйте обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  27. ^ «Хэнк Мобли — обзоры флип-альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  28. ^ «Ли Морган — обзоры альбомов Cornbread, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  29. ^ «Биография, песни и альбомы Джека Макдаффа» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.
  30. ^ «Брат Джек Макдафф, Джек Макдафф — обзоры альбомов Tobacco Road, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  31. ^ «Джазовый компакт-диск месяца: ТРИО Пэта Мартино с Рэнди Джилспи / YOUNG GUNS / High Note 7258» . 91,5 КИОС-FM . 01.04.2014 . Проверено 12 июля 2022 г.
  32. ^ «Альберт Эйлер | Биография, музыка и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 июля 2022 г.
  33. ^ Джаз, все о себе (21 сентября 2020 г.). «CTI Records: десять вкусных альбомов без добавления сахара (почти) статья @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 12 июля 2022 г.
  34. ^ «Эдди Харрис - Электрифицирующие обзоры альбомов Эдди Харриса, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
  35. ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Эдди Харриса» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 274ebdc86e6f23323fbfe437749e660a__1710832620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/0a/274ebdc86e6f23323fbfe437749e660a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soul jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)