Соул-джаз
Соул-джаз | |
---|---|
![]() Стэнли Террентайн выступает вживую в Хаф-Мун-Бэй , Калифорния. | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1950-е годы |
Жанры фьюжн | |
Джаз-фанк |
Соул-джаз или фанк-джаз — это поджанр джаза , вобравший в себя сильное влияние хард-бопа , блюза , соула , госпела и ритм-н-блюза . Соул-джаз часто характеризуется органными трио, включающими орган Хаммонда и небольшие комбинации, включающие саксофон , духовые инструменты , электрогитару , бас, барабаны, фортепиано, вокал и электрический орган. Его зарождение было в 1950-х и начале 1960-х годов, когда период его расцвета среди популярной публики предшествовал расцвету джаз-фьюжн в конце 1960-х и 1970-х годах. Выдающиеся имена в фьюжн варьировались от пианистов в стиле боп, включая Бобби Тиммонса и Джуниора Мэнса, до широкого круга органистов, саксофонистов, пианистов, барабанщиков и электрогитаристов, включая Джека Макдаффа , Эдди «Локджоу» Дэвиса и Гранта Грина . [1]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Соул-джаз часто ассоциируется с хард-бопом . [2] [3] [4] Марк К. Гридли, пишущий для All Music Guide to Jazz , объясняет, что соул-джаз более конкретно относится к музыке с «приземленной, блюзовой мелодической концепцией» и «повторяющимися танцевальными ритмами… Обратите внимание, что некоторые слушатели не обращают внимания на различие между «соул-джазом» и «фанк-хард-бопом», и многие музыканты не считают, что «соул-джаз» является продолжением «хард-бопа . » [2]
По словам Ника Моррисона, поджанр «обычно начинается с басиста», который «берет сильную басовую партию, устанавливает устойчивый ритм между басом и барабанами», прежде чем группа сможет «украсить этот ритм риффами». и мелодические линии». [5]
Джазовый пианист Хорас Сильвер заявил, что «[f]unky означает землистый и основанный на блюзе. Возможно, это и не блюз сам по себе, но в нем есть ощущение «домашнего дома». Соул в основном тот же, но есть дополнительное измерение. чувства и духа». [6]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Рой Карр описал соул-джаз как результат хард-бопа, при этом термины «фанк» и «соул» появились в джазовом контексте еще в середине 1950-х годов для описания «ориентированных на госпел, непринужденных, звонких и ответный блюз». [4] Карр также отметил влияние Рэя Чарльза записей небольшой группы (в которую входили саксофонисты Дэвид «Толстяк» Ньюман и Хэнк Кроуфорд ) на Хораса Сильвера , Арта Блейки , Кэннонболла Эддерли . [4] По его мнению, Дэвид Сэнборн и Масео Паркер принадлежат к линии альт-саксофонистов , в которую входят Эрл Бостик , Тэб Смит , Аддерли и Лу Дональдсон как сильнейшие звенья в цепи эволюции жанра. [4]
В начале-середине 1950-х годов, после того как он покинул оркестр графа Бэйси , саксофонист Эдди «Локджоу» Дэвис был одним из первых, кто сформировал джазовую группу, играющую как на органе, так и на саксофоне, сначала с Биллом Доггеттом , а затем с Ширли Скотт . [7] Благодаря этому, а также своему «насыщенному, но резкому тону, который одинаково хорошо сочетался как с ритм-н-блюзом, так и с более современным контекстом», он «обеспечил связь» между свингом биг-бэнда и соул-джазом. [8]
Соул-джаз продолжал развиваться в конце 1950-х годов, достигнув общественного признания с выпуском The Cannonball Adderley Quintet в Сан-Франциско . [9] [10] оказали на нас довольно сильное давление, Кэннонболл Эддерли отметил: « Риверсайд Рекордс когда они обнаружили, что существует слово «соул». С точки зрения имиджа, мы стали артистами соул-джаза. Они продолжали продвигать нас в этом направлении, и я продолжал сознательно бороться. это до такой степени, что это стало игрой». [11] В конце 1950-х годов исполнитель соул-джаза Кертис Фуллер записал «Five Spot After Dark». [12]
Мейнстрим
[ редактировать ]
Переход Джимми Смита к соул-джазу продемонстрировал потенциал органа в этом жанре в его альбомах Home Cookin' (1961) и Back at the Chicken Shack (1963). Другие органисты, записывавшиеся в жанре соул-джаза в этот период, включают Джека Макдаффа , Ширли Скотт и Чарльза Эрланда . [13] С добавлением в этот жанр бывших музыкантов бибопа и хард-бопа число музыкантов в различных аспектах этого стиля увеличилось, поскольку соул-джаз стал самостоятельным поджанром; и, как и его предшественник боп, новый жанр джаза переработал популярные песни, такие как « Got My Mojo Workin' », а саксофонисты и трубачи недавно перешли на сочиненные в этом жанре хиты, включая « The Sidewinder », « Mercy, Mercy, Mercy ». и «Слушай здесь» в середине 1960-х. [5]
Ускоряющим фактором в развитии соул-джаза стало движение Black Power , которое побудило афроамериканских музыкантов вернуться к африканским корням своей музыки. Мелодии, записанные в этом жанре, в том числе «Mercy, Mercy, Mercy» и «Let My People Go», были прямыми отсылками к движениям за гражданские права и Black Power. [14] Например, музыку Аддерли того периода описывали как содержащую «неудержимое изобилие». Интерес к этому жанру расширился, когда Аддерли познакомил клавишника австрийского происхождения Джо Завинула с соул-джазом через свой квинтет, а Завинул внес свой вклад в его репертуар своими собственными композициями. [15]
Точно так же Стэнли Террентайн , который начал записываться с Джимми Смитом в 1960 году и быстро расширил свою аудиторию, посетовал на отсутствие джаза на радио и телевидении, заявив, что больше людей, особенно афроамериканцев, слушали бы соул-джаз, если бы он получил столько же внимания. как рок-музыка. [16] Тенор-саксофонист записал несколько соул-джазовых альбомов на протяжении 1960-х годов, в том числе Never Let Me Go (1963) со своей женой Ширли Скотт. Джазовый критик Том Юрек отметил, что на записи «орган действует как кафедра для свидетельских показаний, с которой можно говорить, а Террентайн не только говорит, он плачет, шепчет и причитает». [17] Следующий альбом Террентина, A Chip Off the Old Block (1963), ознаменовал первый сдвиг во влиянии, в данном случае эпохи свинга и биг-бэнда с композициями Каунта Бэйси и Нила Хефти . Жена Террентина снова внесла свой вклад в дополнение к трубачу хард-бопа Блю Митчеллу . [18] В середине-конце 1960-х Террентайн развил свой стиль соул-джаза от обстановки небольшой группы, традиционно связанной с этим поджанром, до ансамблевого формата. [19] с Joyride (1965) в аранжировке коллеги-джазового саксофониста Оливера Нельсона . [20]

В то время как Туррентин развил основу «соула» в соул-джазе, влияние латиноамериканской музыки и фанка развило соул-джаз на основе бопа. Пианист Херби Хэнкок, например, сыграл важную роль в расширении границ теории музыки и последовательности аккордов в 1960-х годах. [21] Первый альбом Хэнкока Takin' Off (1962) включал в себя фанковую композицию " Warmelon Man ", записанную Хэнкоком и Монго Сантамарией , и отличался "запасными, фанковыми фортепианными риффами и плотными, сфокусированными сольными заявлениями", которые позволили Хэнкоку "начать раздвигая границы хард-бопа». [22] В 1960-х годах композиции Хэнкока и трубача Ли Моргана использовались на телевидении: « Девичье путешествие » Хэнкока появилось в рекламе Фаберже , а композиция Моргана «The Sidewinder» в рекламе Chrysler . [23] Популяризация джазовых композиций, таких как исполнение «Warmelon Man» Сантамарией и Глорией Линн , пошла дальше и сделала соул-джаз привлекательным для чернокожей публики, особенно в начале-середине 1960-х годов, хотя в течение десятилетия ситуация изменилась, поэтому Note , Тем не менее, джазовым лейблам, таким как Blue было трудно конкурировать с более крупными звукозаписывающими компаниями за рекламные возможности. [23]

Растущая популярность соул-джаза означала, что для многих музыкантов хард-бопа переход от бопа к соул-джазу не был четко определен: Хорас Сильвер выпустил хард-боп-альбом The Jody Grind в 1966 году. [24] и более душевная «Серенада для сестры души » с Террентином в главной роли — в 1968 году. Последний альбом Стив Хьюи описал как «один из самых заразительно веселых и добродушных выступлений пианиста». Сильвер написал в примечаниях к альбому, что, по его мнению, его музыка должна избегать «политики, ненависти или гнева». [25] Тенор-саксофонисту Хэнку Мобли потребовалось еще больше времени, чтобы измениться, и он играл в основном в жанре хард-боп до 1968 года, когда он записал Reach Out! с легким ощущением соул-джаза. [26] По словам Юрека, его следующий альбом The Flip (1969) в заглавном треке смешал соул-джаз и хард-боп. [27] Другие джазовые исполнители, такие как Ли Морган, то переходили, то выходили из жанра соул-джаза. Опираясь на влияние надежного хард-бопа Jazz Messengers, альбомы Моргана середины 1960-х годов можно было охарактеризовать как хард-боп и соул-джаз. Морган нанял для альбома музыкантов, занимающихся боп-музыкой, но записал материал, вдохновленный соулом, например, для альбома Cornbread (1965). [28]
Другие соул-джазовые музыканты почти полностью уходят корнями в соул и блюз. Органист Джек Макдафф, например, был известен своим особенно блюзовым стилем, который позволял ему сотрудничать с молодыми джазовыми талантами, включая саксофониста Джонни Гриффина и гитариста Джорджа Бенсона . [29] Группа Макдаффа сосредоточилась на музыке, ориентированной на грув, но в конце 60-х экспериментировала с популярными песнями и более крупными ансамблями, особенно на его альбоме Tobacco Road (1967). [30] Напротив, бывший участник и гитарист Макдаффа Пэт Мартино использовал формат органного трио в конце 1960-х: концертный альбом Young Guns (2014) был записан в Club 118 в 1968 и 1969 годах с участием Джина Людвига на органе и Рэнди Гелиспи на барабанах. [31]
Среди наиболее известных записей соул-джаза той эпохи — » Ли Моргана ( «The Sidewinder 1963), Фрэнка Фостера ( «Samba Blues» 1963), » Ната Аддерли « Work Song » Хораса Сильвера , « Song for My Father ( 1964), » Рэмси Льюиса « The 'In' Crowd (вошел в пятерку лучших хитов 1965 года). [4] Кэннонбола Эддерли . ), « Милосердие, милосердие, милосердие » [4] вошла в топ-40 поп-песен (1966) (также популяризировался, когда в следующем году группа Buckinghams ) и Young Holt Unlimited "Soulful Strut". Леса Макканна и Эдди Харриса Альбом Swiss Movement (1969) стал хитом , как и сопровождающий его сингл « Compared to What », оба были проданы миллионами копий. [4]
Слияние
[ редактировать ]Соул-джаз начал превращаться в джаз-фьюжн к концу 1960-х, когда такие музыканты, как Террентайн, перешли на лейбл CTI fusion в начале 1970-х. [19] и саксофонист фри-джаза Альберт Эйлер, перешедший в джаз-рок в конце 1960-х годов, перед своей безвременной смертью в 1970 году. [32] С временным упадком Blue Note и быстрым подъемом лейбла CTI соул-джаз перешел в сторону мягкого джаза и популярной музыки того времени, при этом основатель лейбла Крид Тейлор заметил, что его первоначальная цель создавать джаз для прослушивания «привела к обратным последствиям» разработка фоновой музыки. [33]
Другие раздвинули границы соул-джаза до такой степени, что он слился с другими жанрами. Тенор-саксофонист Эдди Харрис перешел на электрический саксофон для своего альбома The Electrifying Eddie Harris (1968). [34] Его эксперименты с «фьюжн под влиянием фанка, внешними импровизациями, причудливыми электронными эффектами, новыми скрещиваниями традиционных инструментов, блюзовым пением и даже комедией», по словам Стива Хьюи, «выходили за рамки того, что критики считали законным, серьезным джазом». он вернулся в боп . В конце своей карьеры [35]
Наследие
[ редактировать ]Хотя соул-джаз был наиболее популярен в середине-конце 1960-х годов, его музыканты и музыкальные влияния оставались популярными и после этого периода.
В конце 1960-х и 1970-х годах в этом жанре все чаще наблюдалось кроссовер с фьюжн. Например, Jazz Crusaders превратились из соул-джаза в соул-музыку , став крестоносцами . в процессе [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обзор жанра соул-джаза» . Вся музыка . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гридли, Марк К. (1994). Рон Винн (ред.). Весь музыкальный путеводитель по джазу . М. Эрлевин, В. Богданов. Сан-Франциско: Миллер Фриман. стр. 11–12, 14 . ISBN 0-87930-308-5 .
- ^ Таннер, Пол О.В .; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. «Хард-боп — фанки». Джаз (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Уильям С. Браун, отдел колледжа. стр. 112–121 . ISBN 0-697-03663-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карр, Рой (2006) [1997]. «Душа к душе». Век джаза: сто лет величайшей музыки, когда-либо созданной . Лондон: Хэмлин. стр. 150–153. ISBN 0-681-03179-4 .
Соул [джаз] был естественным проявлением хард-бопа и по большей части популяризировался многими звездными солистами этого жанра...
- ^ Jump up to: а б Моррисон, Ник (4 января 2010 г.). «Соул-джаз: место встречи джаза, блюза и госпела» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Дю Нуайе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки (1-е изд.). Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. п. 140. ИСБН 1-904041-96-5 .
- ^ "ТЕНОР-САКСОФОН ВЕЛИКИЙ ЭДДИ `ЛОКДЖО` ДЭВИС" . Чикаго Трибьюн . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Эдди Локджоу Дэвис разработал одно из самых безошибочных звуков тенор-саксофона в послевоенном джазе: Видео •» . 01.03.2018 . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Сидран, Бен. Джазовые профили от NPR: Нэт Аддерли (1931–2000) NPR. По состоянию на 16 июня 2021 г.
- ^ См. также Херрманн, Закари. (2 апреля 2007 г.) Concord выпускает коллекцию Orrin Keepnews Collection JazzTimes Magazine . По состоянию на 13 декабря 2007 г.
- ^ Цитируется по Карру, с. 150.
- ^ Кертис Фуллер allmusic Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Что такое соул-джаз?» . Нью-Йоркский джазовый семинар . 27 февраля 2020 г. Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «История соул-джаза» . Хронология афроамериканской музыки . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Cannonball Adderley - Mercy, Mercy, Mercy!: Концерт в The Club, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Хаззард, Катрина (1980). «Король джаза: Лицом к лицу СТЭНЛИ ТЕРРЕНТАЙН» . Умоджа Саша : 11–11. ISSN 2472-0674 .
- ^ «Стэнли Террентайн — обзоры альбомов, песни и многое другое Never Let Me Go | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Стэнли Террентайн - Обломок старого блока, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография, песни и альбомы Стэнли Террентайна» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Стэнли Террентайн — обзоры альбомов, песни и многое другое Joyride | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Уотерс, Кейт (2005). «Режимы, гаммы, функциональная гармония и нефункциональная гармония в композициях Херби Хэнкока» . Журнал теории музыки . 49 (2): 333–357. ISSN 0022-2909 .
- ^ «Херби Хэнкок — обзоры альбомов, песни и многое другое Takin' Off | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Розенталь, Дэвид Х. (1988). «Джаз в гетто: 1950-70» . Популярная музыка . 7 (1): 51–56. ISSN 0261-1430 .
- ^ «Гораций Сильвер - обзоры альбомов, песни и многое другое The Jody Grind | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Гораций Сильвер - Serenade to a Soul Sister, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Хэнк Мобли — распространяйте обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Хэнк Мобли — обзоры флип-альбомов, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Ли Морган — обзоры альбомов Cornbread, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Биография, песни и альбомы Джека Макдаффа» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Брат Джек Макдафф, Джек Макдафф — обзоры альбомов Tobacco Road, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Джазовый компакт-диск месяца: ТРИО Пэта Мартино с Рэнди Джилспи / YOUNG GUNS / High Note 7258» . 91,5 КИОС-FM . 01.04.2014 . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Альберт Эйлер | Биография, музыка и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Джаз, все о себе (21 сентября 2020 г.). «CTI Records: десять вкусных альбомов без добавления сахара (почти) статья @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Эдди Харрис - Электрифицирующие обзоры альбомов Эдди Харриса, песни и многое другое | AllMusic» . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Эдди Харриса» . Вся музыка . Проверено 12 июля 2022 г.