Болгарский джаз
На историю и развитие джаза в Болгарии значительное влияние оказали культурные и политические изменения в стране в 20 веке, которые привели к появлению жанра, сочетающего западные джазовые стили с влиянием болгарской народной музыки.
История
[ редактировать ]Ранний болгарский джаз
[ редактировать ]После кровавого Илинденско-Преображенского восстания 1903 года в США и Канаду прокатилась волна болгарских иммигрантов, главным образом в восточные штаты, обосновавшихся в общинах, создавших свои собственные социальные институты - церкви, политические клубы, газеты и другие общества, в том числе какие любительские оркестры сыграли важную роль. В основном это были духовые оркестры, хотя были и струнные оркестры (гитара и мандолина). Большинство музыкантов не умели читать ноты. Вернувшись в Болгарию добровольцами во время Балканских войн 1912 и 1913 годов, они привезли с собой новую музыку Америки. [1] Одним из первых впечатлений от музыки под влиянием джаза стал концерт группы Уоллеса Хартли в Варне в 1911 году. [2] Его успех там позволил ему получить должность в клубе в столице Софии, где он играл в основном танцевальную музыку, пока его не наняли играть на Титанике в 1912 году. Его влияние знаменует собой начало притока западной музыки, в то время преимущественно рэгтайма. в Болгарии. [3] Еще в 1920-е годы существовала болгарская инструментальная музыка, которую можно было отнести к джазу, но она также находилась под влиянием народных традиций, часто даже в выборе инструментов.
Между войнами
[ редактировать ]В годы после Первой мировой войны возрос спрос на развлечения, а также появилась вторая большая волна эмигрантов, вернувшихся из Великой депрессии. Многие из них решили сделать музыку своей профессией, привезя в Болгарию некоторый опыт и репертуар американской музыки. Это были годы усиления индустриализации и урбанизации Болгарии, что также стимулировало рост индустрии развлечений. [3] Первые крупные джазовые формирования появились в то время, когда процветали трактиры и немое кино давало работу оркестрам. [2] Джаз распространился дальше с импортом нотной западной джазовой музыки и пластинок. [2] Действуло несколько джазовых оркестров, исполнявших преимущественно свинговую музыку, таких как «Джаз Овчаров» и «Оптимисты». [4]
Джаз при коммунизме
[ редактировать ]После Второй мировой войны, когда Народная Республика Болгария была создана как марксистско-ленинское однопартийное государство , музыка и все искусство подвергались ряду критериев, которые не были совместимы ни со свободной природой джаза, ни с грубостью джаза. импровизированная инструментальная народная музыка, которая естественным образом вписывалась в джазовую эстетику. В эстетической установке правительства фольклор был приемлем лишь как источник вдохновения, который, пройдя процесс доработки в европейском стиле, мог стать частью создания «национального музыкального стиля». [4] Тоталитарное правление привело к относительному художественному застою, в котором развлечения и музыкальные эксперименты не одобрялись. [4] В этот период появился один из первых выдающихся деятелей болгарского джаза, Милчо Леваев , композитор, дирижер, аранжировщик и пианист, чья карьера началась с режиссуры, а иногда и сочинения и аранжировки для биг-бэнда болгарского радио и телевидения в период с 1962 по 1966 год. . [5] Благодаря своим личным связям (прежде всего со своим педагогом по консерватории, композитором-классиком Панчо Владигеровым ) и другим удачным обстоятельствам, Леваеву удалось преодолеть часть эстетического консерватизма. [4] Он нашел традицию народной музыки с асимметричными сложными ритмами, характерными мелодическими мотивами и акцентом на виртуозность и импровизацию, типичные для болгарской музыки, как логичный выбор для перевода в джаз. [6] Одной из первых композиций, исследующих это направление, является его пьеса «Блюз в 9» , основанная на ритмическом образце болгарского народного танца и превращающая знакомые структуры как фолка, так и джаза в нечто совершенно иное. Для него использование асимметричных болгарских размеров и необычных мелодических интервалов, типичных для болгарской народной музыки, было не просто попыткой достичь необычного, но и стремлением вызвать определенные ассоциации с этими популярными метрическими структурами. [6] Его стиль также ознаменовал первые шаги к объединению крайностей в музыкальной классификации - грубого фолка и изысканной классической, серьезной художественной музыки и развлекательной музыки, музыки композитора и исполнителя. [4] Музыка Леваева представляла собой критику тоталитарного режима и его консервативной эстетики, и этим он привлек музыкантов-единомышленников и других артистов, с которыми он сотрудничал, в том числе известного поэта Радоя Ралина, который вдохновил его на создание Болгарского джазового квартета. [4] Квартет, также известный как Jazz Focus '65, состоял из Милчо Левиева на фортепиано, Симеона Штерева на флейте, Любомира Мицова на контрабасе и Петра Славова на ударных. [4] Группа получила международное признание после получения награды критиков на джазовом фестивале в Монтрё, Швейцария. Несмотря на успех за границей, музыка квартета не пользовалась популярностью в Болгарии, где ее иногда запрещали как «политически неуместную». [4] В 1968 году квартет записал альбом за железным занавесом в ФРГ, свободный от эстетических ограничений коммунизма. [2] В том же году он связался с американским руководителем оркестра Доном Эллисом и прислал ему записи болгарской народной музыки, в том числе «Садовско хоро», народную танцевальную мелодию в 33/16, которую Эллис переработал и выпустил под названием «Болгарская выпуклость». [4] Результатом этого стало годичное сотрудничество между Леваевым и Эллисом, во время которого Леваев переехал в США, чтобы сочинять, аранжировать и играть на фортепиано для группы Эллиса. [5]
Одной из самых значительных болгарских джазовых певиц является Лея Иванова . В период с 1940 по 1955 год она пела в различных биг-бэндах, в том числе «Славянская беседа», «Джаз Овчаров» и «Оптимисты», исполняя преимущественно в стиле свинг. Начало 1950-х годов знаменует собой трудное время для джазовых коллективов, и ей приходилось все чаще менять ситуацию, приобретая известность как солистка различных оркестров столицы. 1957 год знаменует собой начало ее 30-летнего сотрудничества с Эди Казасяном, который впоследствии стал ее мужем. Выступая с его оркестром, она много гастролировала по Европе, став популярной за пределами Болгарии. Во времена тоталитарного режима в Болгарии действовал запрет на ее музыку. Из-за художественной цензуры ее также заключили в тюрьму и отправили в трудовой лагерь. После освобождения у нее случился инсульт, и она почти до конца жизни не могла петь, хотя смогла восстановить способность говорить. Позже она получила некоторое признание за свой вклад в болгарский джаз. [7]
Свадебная музыка и ее влияние на болгарский джаз
[ редактировать ]Болгарские деревенские свадьбы традиционно сопровождались музыкой в исполнении жителей села, часто подпевавших и подыгрывающих цыганам. После Второй мировой войны начали использовать профессиональные обручальные кольца. Народные инструменты, традиционно используемые этими оркестрами, все чаще представляли собой западные духовые и деревянные духовые инструменты, связанные с джазом. [8] Профессиональные обручальные кольца, сочетающие болгарскую народную и цыганскую музыку с неизбежным западным влиянием, становились все более популярными в 80-х годах. Хотя сама по себе она не была строго джазовой музыкой, их музыка была похожа своим синкретизмом, импровизационным характером и повторением старых известных мелодий во что-то новое. [9] Эта традиция породила несколько влиятельных музыкантов, которые решили использовать свои традиционные народные инструменты, играя современный джаз, сочетающий западную музыку с балканскими влияниями, такими как необычные тембры, сложные и часто асимметричные метры, необычные для западных музыкальных мелодий и часто страстно-агрессивные. стиль игры. Болгарский кларнетист Иво Папазов и его группа не слишком отклоняются от музыкального стиля свадебного оркестра, хотя активно выступают на джазовых фестивалях, а также за городом. Они записали несколько альбомов, которые были хорошо приняты на международном уровне. [8] [9] Смешение джаза и фолка будет успешным только в том случае, если музыкант хорошо знаком с обоими стилями. Одним из ведущих музыкантов этого стиля является Теодосий Спасов, чей первоначальный интерес к музыке возник у исполнителя народных песен в его родном селе. Его уникальный звук игры на кавале сравнивают со звуком флейты, кларнета и гобоя. Он также первый, кто играет на народном инструменте с симфоническим оркестром и биг-бэндом. [10] Его развитию способствовал интерес Запада к характерной народной музыке региональных культур. В то время как во время коммунистического режима влияние народной музыки считалось плохим направлением развития, посткоммунистические музыканты смогли распознать ее потенциал для связи с людьми на духовном уровне, напоминая о традициях и связи с символами природы и сообщества. [9] В этом смысле музыка Теодосии Спасова, как и других джазовых музыкантов, во многом опирающаяся на фольклорные инструменты и музыкальные элементы, продолжает тенденцию, начатую Милчо Леваевым в начале 1960-х годов. Теодосий Спасов получил международное признание за свою музыкальность и универсальность как исполнитель, а также многочисленные композиторские награды. [11]
Джазовые фестивали после 1989 года
[ редактировать ]К концу 1980-х годов произошла заметная разница в творческой свободе, которую музыканты могли себе позволить, и это было особенно важно для джазовой музыки. Поскольку звукозаписывающая индустрия в стране была довольно незначительной, музыкальная индустрия была ориентирована на концерты и фестивали. С 1990-х годов развитие и популярность болгарского джаза можно лучше всего проследить, наблюдая за джазовыми фестивалями, тем более что многие из них имеют единый стиль и повторяющихся исполнителей из года в год. [12]
Фестиваль «Варненское лето» был основан в 1992 году и является старейшим джазовым фестивалем, созданным после 1989 года и действующим до сих пор. Впервые он прошел под руководством Анатолия Вапирова, джазового кларнетиста, саксофониста и дирижера с классическим образованием. Музыка джазового фестиваля «Варненское лето» отличается виртуозностью, экспериментаторством и разнообразием. [12]
Одним из главных спонсоров джазового фестиваля в Хасково является джазовый гитарист Димитар Руссев. Фестиваль призван привлечь в Хасково посетителей, в том числе иностранных гостей. Однако публики едва хватает, чтобы поддержать фестиваль. Организаторы часто полагаются на пожертвования местных компаний. По этой причине они полагаются на одних и тех же популярных исполнителей и не могут себе позволить включать в свою программу больше экспериментальной музыки. [12] Джазовый фестиваль в Банско является самым популярным, отчасти потому, что горный город сам по себе является туристической достопримечательностью. В 2012 году на мероприятии присутствовало более 28 000 гостей. [12]
Фестиваль «Пловдивские джазовые вечера» финансируется городом Пловдив. Это позволяет фестивалю принимать участие самых разных болгарских и международных исполнителей, что принесло мероприятию большую популярность за свою короткую историю. [12]
В столице Болгарии Софии, как известно, проводятся два джазовых фестиваля. Оба они представляют собой отдельные концертные мероприятия, а не настоящий фестиваль. Оба они относительно открыты для исполнителей других стилей, помимо джаза. [12]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаджев, Владимир. «Болгарский оркестр Пурвите против Америки». Эк (без даты): 13-15. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д Николов, Димитр. «Диригент на 'Титанике' Донасья Джаза в Болгарии». Журналист. Новинар, 29 ноября. 2010. Интернет. 22 апреля 2014. < http://novinar.bg/news/dirigentat-na-titanik-donasia-dzhaza-v-balgariia_MzQ0MDsyMg%3D%3D.html >.
- ^ Перейти обратно: а б Гаджев Владимир. «Плах Полух През 10-те Години». Джазут в Булгарии︠а︡, Булгарите в Джаза: Сейчас самое время 1911-1991. София: Исток-Запад, 2010. 15-23. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Леви, Клэр. «Диверсификация ритма: болгарский фолк встречает джазовую идиому». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 1.2 (2007): 25-42. Веб. 22 апреля 2014 г. < http://musicstudies.org/wp-content/uploads/2017/01/Diversifying_JIMS_071202.pdf >
- ^ Перейти обратно: а б Скотт Яноу и Барри Кернфельд. «Левиев, Мильчо». Джазовый словарь New Grove, 2-е изд. Эд. Барри Кернфельд. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 22 апреля 2014 г. < http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/J266500 >.
- ^ Перейти обратно: а б Леви, Клэр. Пародийная риторика, интертекстуальность и заводная эстетика в болгарском джазе. Институт искусствоведения - Болгарская академия наук, без даты Np: np, без даты
- ^ Рупчев, Йордан и Никола Иванов. "Биография." Лея Иванова - Примата На Свинга. Нп и Интернет. 22 апреля 2014 г. < http://leaivanova.dir.bg/_wm/basic/?df=12&SessionID=e0d880d2cf4307bcf4465c056c32b390 >.
- ^ Перейти обратно: а б Райс, Тимоти. «Музыка и политика». Музыка в Болгарии: опыт музыки, выражение культуры. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2004. 56–74. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви, Клэр. «Народ в оппозиции? Обручальные кольца и новые тенденции в болгарской популярной музыке». Музыка и политика III.1 (2009): н. стр. Распечатать.
- ^ "Теодосий Спасов: Музыка Е Божества Игра, Дадена На Човека, За Да Се Развива Духовно". Интервью Марии Захариевой. Булгари, июнь 2008 г.: 22–27. Распечатать.
- ^ «Биография». Феодосий Спасов - Официальный сайт. Нп, 2014. Интернет. 22 апреля 2014 г. < http://theodosiispassov.com/en/player?frameSrc=http://theodosiispassov.com/en&file=/wp-content/uploads/2010/01/02.-Four-Cats-and- One-Mooni.mp3&title=Four%20Cats%20and%20One%20Moon&player=false >.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Атанасова, Богдана. Джазови Фестивали против Болгарии Сани 1989 - Най-новата История на Булгарский Джаз. Дисс. Музыкальный факультет, Новый Болгарский У, 2013. Np: np, nd Print.