Jump to content

Болгарский джаз

На историю и развитие джаза в Болгарии значительное влияние оказали культурные и политические изменения в стране в 20 веке, которые привели к появлению жанра, сочетающего западные джазовые стили с влиянием болгарской народной музыки.

Ранний болгарский джаз

[ редактировать ]

После кровавого Илинденско-Преображенского восстания 1903 года в США и Канаду прокатилась волна болгарских иммигрантов, главным образом в восточные штаты, обосновавшихся в общинах, создавших свои собственные социальные институты - церкви, политические клубы, газеты и другие общества, в том числе какие любительские оркестры сыграли важную роль. В основном это были духовые оркестры, хотя были и струнные оркестры (гитара и мандолина). Большинство музыкантов не умели читать ноты. Вернувшись в Болгарию добровольцами во время Балканских войн 1912 и 1913 годов, они привезли с собой новую музыку Америки. [1] Одним из первых впечатлений от музыки под влиянием джаза стал концерт группы Уоллеса Хартли в Варне в 1911 году. [2] Его успех там позволил ему получить должность в клубе в столице Софии, где он играл в основном танцевальную музыку, пока его не наняли играть на Титанике в 1912 году. Его влияние знаменует собой начало притока западной музыки, в то время преимущественно рэгтайма. в Болгарии. [3] Еще в 1920-е годы существовала болгарская инструментальная музыка, которую можно было отнести к джазу, но она также находилась под влиянием народных традиций, часто даже в выборе инструментов.

Между войнами

[ редактировать ]

В годы после Первой мировой войны возрос спрос на развлечения, а также появилась вторая большая волна эмигрантов, вернувшихся из Великой депрессии. Многие из них решили сделать музыку своей профессией, привезя в Болгарию некоторый опыт и репертуар американской музыки. Это были годы усиления индустриализации и урбанизации Болгарии, что также стимулировало рост индустрии развлечений. [3] Первые крупные джазовые формирования появились в то время, когда процветали трактиры и немое кино давало работу оркестрам. [2] Джаз распространился дальше с импортом нотной западной джазовой музыки и пластинок. [2] Действуло несколько джазовых оркестров, исполнявших преимущественно свинговую музыку, таких как «Джаз Овчаров» и «Оптимисты». [4]

Джаз при коммунизме

[ редактировать ]

После Второй мировой войны, когда Народная Республика Болгария была создана как марксистско-ленинское однопартийное государство , музыка и все искусство подвергались ряду критериев, которые не были совместимы ни со свободной природой джаза, ни с грубостью джаза. импровизированная инструментальная народная музыка, которая естественным образом вписывалась в джазовую эстетику. В эстетической установке правительства фольклор был приемлем лишь как источник вдохновения, который, пройдя процесс доработки в европейском стиле, мог стать частью создания «национального музыкального стиля». [4] Тоталитарное правление привело к относительному художественному застою, в котором развлечения и музыкальные эксперименты не одобрялись. [4] В этот период появился один из первых выдающихся деятелей болгарского джаза, Милчо Леваев , композитор, дирижер, аранжировщик и пианист, чья карьера началась с режиссуры, а иногда и сочинения и аранжировки для биг-бэнда болгарского радио и телевидения в период с 1962 по 1966 год. . [5] Благодаря своим личным связям (прежде всего со своим педагогом по консерватории, композитором-классиком Панчо Владигеровым ) и другим удачным обстоятельствам, Леваеву удалось преодолеть часть эстетического консерватизма. [4] Он нашел традицию народной музыки с асимметричными сложными ритмами, характерными мелодическими мотивами и акцентом на виртуозность и импровизацию, типичные для болгарской музыки, как логичный выбор для перевода в джаз. [6] Одной из первых композиций, исследующих это направление, является его пьеса «Блюз в 9» , основанная на ритмическом образце болгарского народного танца и превращающая знакомые структуры как фолка, так и джаза в нечто совершенно иное. Для него использование асимметричных болгарских размеров и необычных мелодических интервалов, типичных для болгарской народной музыки, было не просто попыткой достичь необычного, но и стремлением вызвать определенные ассоциации с этими популярными метрическими структурами. [6] Его стиль также ознаменовал первые шаги к объединению крайностей в музыкальной классификации - грубого фолка и изысканной классической, серьезной художественной музыки и развлекательной музыки, музыки композитора и исполнителя. [4] Музыка Леваева представляла собой критику тоталитарного режима и его консервативной эстетики, и этим он привлек музыкантов-единомышленников и других артистов, с которыми он сотрудничал, в том числе известного поэта Радоя Ралина, который вдохновил его на создание Болгарского джазового квартета. [4] Квартет, также известный как Jazz Focus '65, состоял из Милчо Левиева на фортепиано, Симеона Штерева на флейте, Любомира Мицова на контрабасе и Петра Славова на ударных. [4] Группа получила международное признание после получения награды критиков на джазовом фестивале в Монтрё, Швейцария. Несмотря на успех за границей, музыка квартета не пользовалась популярностью в Болгарии, где ее иногда запрещали как «политически неуместную». [4] В 1968 году квартет записал альбом за железным занавесом в ФРГ, свободный от эстетических ограничений коммунизма. [2] В том же году он связался с американским руководителем оркестра Доном Эллисом и прислал ему записи болгарской народной музыки, в том числе «Садовско хоро», народную танцевальную мелодию в 33/16, которую Эллис переработал и выпустил под названием «Болгарская выпуклость». [4] Результатом этого стало годичное сотрудничество между Леваевым и Эллисом, во время которого Леваев переехал в США, чтобы сочинять, аранжировать и играть на фортепиано для группы Эллиса. [5]

Одной из самых значительных болгарских джазовых певиц является Лея Иванова . В период с 1940 по 1955 год она пела в различных биг-бэндах, в том числе «Славянская беседа», «Джаз Овчаров» и «Оптимисты», исполняя преимущественно в стиле свинг. Начало 1950-х годов знаменует собой трудное время для джазовых коллективов, и ей приходилось все чаще менять ситуацию, приобретая известность как солистка различных оркестров столицы. 1957 год знаменует собой начало ее 30-летнего сотрудничества с Эди Казасяном, который впоследствии стал ее мужем. Выступая с его оркестром, она много гастролировала по Европе, став популярной за пределами Болгарии. Во времена тоталитарного режима в Болгарии действовал запрет на ее музыку. Из-за художественной цензуры ее также заключили в тюрьму и отправили в трудовой лагерь. После освобождения у нее случился инсульт, и она почти до конца жизни не могла петь, хотя смогла восстановить способность говорить. Позже она получила некоторое признание за свой вклад в болгарский джаз. [7]

Свадебная музыка и ее влияние на болгарский джаз

[ редактировать ]

Болгарские деревенские свадьбы традиционно сопровождались музыкой в ​​исполнении жителей села, часто подпевавших и подыгрывающих цыганам. После Второй мировой войны начали использовать профессиональные обручальные кольца. Народные инструменты, традиционно используемые этими оркестрами, все чаще представляли собой западные духовые и деревянные духовые инструменты, связанные с джазом. [8] Профессиональные обручальные кольца, сочетающие болгарскую народную и цыганскую музыку с неизбежным западным влиянием, становились все более популярными в 80-х годах. Хотя сама по себе она не была строго джазовой музыкой, их музыка была похожа своим синкретизмом, импровизационным характером и повторением старых известных мелодий во что-то новое. [9] Эта традиция породила несколько влиятельных музыкантов, которые решили использовать свои традиционные народные инструменты, играя современный джаз, сочетающий западную музыку с балканскими влияниями, такими как необычные тембры, сложные и часто асимметричные метры, необычные для западных музыкальных мелодий и часто страстно-агрессивные. стиль игры. Болгарский кларнетист Иво Папазов и его группа не слишком отклоняются от музыкального стиля свадебного оркестра, хотя активно выступают на джазовых фестивалях, а также за городом. Они записали несколько альбомов, которые были хорошо приняты на международном уровне. [8] [9] Смешение джаза и фолка будет успешным только в том случае, если музыкант хорошо знаком с обоими стилями. Одним из ведущих музыкантов этого стиля является Теодосий Спасов, чей первоначальный интерес к музыке возник у исполнителя народных песен в его родном селе. Его уникальный звук игры на кавале сравнивают со звуком флейты, кларнета и гобоя. Он также первый, кто играет на народном инструменте с симфоническим оркестром и биг-бэндом. [10] Его развитию способствовал интерес Запада к характерной народной музыке региональных культур. В то время как во время коммунистического режима влияние народной музыки считалось плохим направлением развития, посткоммунистические музыканты смогли распознать ее потенциал для связи с людьми на духовном уровне, напоминая о традициях и связи с символами природы и сообщества. [9] В этом смысле музыка Теодосии Спасова, как и других джазовых музыкантов, во многом опирающаяся на фольклорные инструменты и музыкальные элементы, продолжает тенденцию, начатую Милчо Леваевым в начале 1960-х годов. Теодосий Спасов получил международное признание за свою музыкальность и универсальность как исполнитель, а также многочисленные композиторские награды. [11]

Джазовые фестивали после 1989 года

[ редактировать ]

К концу 1980-х годов произошла заметная разница в творческой свободе, которую музыканты могли себе позволить, и это было особенно важно для джазовой музыки. Поскольку звукозаписывающая индустрия в стране была довольно незначительной, музыкальная индустрия была ориентирована на концерты и фестивали. С 1990-х годов развитие и популярность болгарского джаза можно лучше всего проследить, наблюдая за джазовыми фестивалями, тем более что многие из них имеют единый стиль и повторяющихся исполнителей из года в год. [12]

Фестиваль «Варненское лето» был основан в 1992 году и является старейшим джазовым фестивалем, созданным после 1989 года и действующим до сих пор. Впервые он прошел под руководством Анатолия Вапирова, джазового кларнетиста, саксофониста и дирижера с классическим образованием. Музыка джазового фестиваля «Варненское лето» отличается виртуозностью, экспериментаторством и разнообразием. [12]

Одним из главных спонсоров джазового фестиваля в Хасково является джазовый гитарист Димитар Руссев. Фестиваль призван привлечь в Хасково посетителей, в том числе иностранных гостей. Однако публики едва хватает, чтобы поддержать фестиваль. Организаторы часто полагаются на пожертвования местных компаний. По этой причине они полагаются на одних и тех же популярных исполнителей и не могут себе позволить включать в свою программу больше экспериментальной музыки. [12] Джазовый фестиваль в Банско является самым популярным, отчасти потому, что горный город сам по себе является туристической достопримечательностью. В 2012 году на мероприятии присутствовало более 28 000 гостей. [12]

Фестиваль «Пловдивские джазовые вечера» финансируется городом Пловдив. Это позволяет фестивалю принимать участие самых разных болгарских и международных исполнителей, что принесло мероприятию большую популярность за свою короткую историю. [12]

В столице Болгарии Софии, как известно, проводятся два джазовых фестиваля. Оба они представляют собой отдельные концертные мероприятия, а не настоящий фестиваль. Оба они относительно открыты для исполнителей других стилей, помимо джаза. [12]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Гаджев, Владимир. «Болгарский оркестр Пурвите против Америки». Эк (без даты): 13-15. Распечатать.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Николов, Димитр. «Диригент на 'Титанике' Донасья Джаза в Болгарии». Журналист. Новинар, 29 ноября. 2010. Интернет. 22 апреля 2014. < http://novinar.bg/news/dirigentat-na-titanik-donasia-dzhaza-v-balgariia_MzQ0MDsyMg%3D%3D.html >.
  3. ^ Перейти обратно: а б Гаджев Владимир. «Плах Полух През 10-те Години». Джазут в Булгарии︠а︡, Булгарите в Джаза: Сейчас самое время 1911-1991. София: Исток-Запад, 2010. 15-23. Распечатать.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Леви, Клэр. «Диверсификация ритма: болгарский фолк встречает джазовую идиому». Журнал междисциплинарных музыкальных исследований 1.2 (2007): 25-42. Веб. 22 апреля 2014 г. < http://musicstudies.org/wp-content/uploads/2017/01/Diversifying_JIMS_071202.pdf >
  5. ^ Перейти обратно: а б Скотт Яноу и Барри Кернфельд. «Левиев, Мильчо». Джазовый словарь New Grove, 2-е изд. Эд. Барри Кернфельд. Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 22 апреля 2014 г. < http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/J266500 >.
  6. ^ Перейти обратно: а б Леви, Клэр. Пародийная риторика, интертекстуальность и заводная эстетика в болгарском джазе. Институт искусствоведения - Болгарская академия наук, без даты Np: np, без даты
  7. ^ Рупчев, Йордан и Никола Иванов. "Биография." Лея Иванова - Примата На Свинга. Нп и Интернет. 22 апреля 2014 г. < http://leaivanova.dir.bg/_wm/basic/?df=12&SessionID=e0d880d2cf4307bcf4465c056c32b390 >.
  8. ^ Перейти обратно: а б Райс, Тимоти. «Музыка и политика». Музыка в Болгарии: опыт музыки, выражение культуры. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2004. 56–74. Распечатать.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Леви, Клэр. «Народ в оппозиции? Обручальные кольца и новые тенденции в болгарской популярной музыке». Музыка и политика III.1 (2009): н. стр. Распечатать.
  10. ^ "Теодосий Спасов: Музыка Е Божества Игра, Дадена На Човека, За Да Се Развива Духовно". Интервью Марии Захариевой. Булгари, июнь 2008 г.: 22–27. Распечатать.
  11. ^ «Биография». Феодосий Спасов - Официальный сайт. Нп, 2014. Интернет. 22 апреля 2014 г. < http://theodosiispassov.com/en/player?frameSrc=http://theodosiispassov.com/en&file=/wp-content/uploads/2010/01/02.-Four-Cats-and- One-Mooni.mp3&title=Four%20Cats%20and%20One%20Moon&player=false >.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Атанасова, Богдана. Джазови Фестивали против Болгарии Сани 1989 - Най-новата История на Булгарский Джаз. Дисс. Музыкальный факультет, Новый Болгарский У, 2013. Np: np, nd Print.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14b8af70c904f47a1f3811b403b28dd9__1667236200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/d9/14b8af70c904f47a1f3811b403b28dd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bulgarian jazz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)