Джаз в Чехословакии
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Апрель 2013 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Джазовые корни Чехословакии были заложены Ярославом Ежеком и Рудольфом Антонином Дворским в 1920-х и 1930-х годах. Влияние Ежека в этой области особенно заметно, и к тому времени, когда он иммигрировал в Соединенные Штаты в 1939 году, его композиции, сочетающие джаз и классическую музыку, были одними из самых популярных музыкальных произведений. Однако после вторжения нацистов в джаз Чехословакию был запрещен, и только в 1947 году, когда австралийский джазовый пианист Грэм Белл и его джаз-бэнд «Диксиленд» выступили на Всемирном молодежном фестивале в Праге , джазовое движение возродилось.
Когда это движение началось, сталинисты были против него, но, как Йозеф Шкворецкий пишет в своей книге «Бас-саксофон» , «его имя было Диксиленд. Тип каннибалской музыки с корнями настолько явно фольклорными и часто (блюз) настолько откровенно пролетарскими, что даже самому оруэлловскому фальсификатору фактов было бы трудно их отрицать». [1] Как и во время Второй мировой войны , джаз был разработан африканцами и поэтому считался мусором. По мере роста этого движения оно все больше переплеталось с ростом диссидентского движения.
Среди андеграундных интеллектуалов джаз был наиболее отождествляемым жанром. По мере того как культурная жизнь в Чехословакии накалялась, вместе с ней расширялась и джазовая сцена. В 1964 году состоялся Первый Пражский международный джазовый фестиваль , на котором собрались хип-группы того времени. Когда произошла Пражская весна , джаз продолжил свой успех как независимая форма, привлекавшая бунтарскую молодежь. Это была музыка, которую играли в клубах, и образовалось множество отдельных групп. Как видно из «Трусов» Шкворецкого , день вращался вокруг джазовых занятий с группой и героических мечтаний. Несмотря на то, что действие романа происходит в конце Второй мировой войны, книги, вышедшие в свет в 1958 году, ясно демонстрируют интерес к джазу, который присутствовал в то время, когда Шкворецкий писал роман.
Джазовая секция Союза чешских музыкантов
[ редактировать ]Однако те маленькие победы, которые джаз одержал за это время, несопоставимы с созданной в 1971 году Джазовой секцией Союза чешских музыкантов. Сформированная через «административную лазейку» группа джазовых музыкантов увидела возможность стать частью Союз, несмотря на то, что джаз считался «мусорной музыкой» для низших классов, был принят. Министерство внутренних дел издало ряд указаний, наиболее важным из которых было то, что число членов секции было ограничено 3000 человек. Первые пару лет после своего создания Джазовая секция держалась в рамках закона. Так начался фестиваль «Дни джаза в Праге», который должен был стать ежегодным. Он опубликовал бюллетень, в котором обсуждалась текущая музыкальная сцена. По мере роста секции руководители секции осмелели и запустили серию книг, в которых обсуждалась вся популярная культура того времени — от чешского искусства до рок-поэзии, словаря американских рок-групп и на вручении Нобелевской премии речи Ярослава 1984 года. Зейферт . Первой проблемой или законом, который он нарушил, было ограничение на размер. К моменту закрытия Секции число членов достигло 7000 человек — на 4000 больше, чем было разрешено. Членство было нарушено и другими способами. Бюллетень и серия книг, издаваемые разделом, быстро распространялись из рук в руки. Шкворецкий пишет: «Если в средней школе один ученик принадлежал к джазовой секции, книги и периодические издания, которые ему разрешалось покупать, читались практически всем учеником, а обычно и преподавательским составом». По мере того, как популярность секции росла, а ее возможности спонсировать музыкальные мероприятия становились все более ограниченными, она вышла за рамки джаза и даже за пределы музыки в целом, а именно в литературу и искусство. Они начали публиковать тома самиздата , или запрещенной коммунистами литературы. Публикации, которые продавались только членам культурных организаций, подвергались меньшей цензуре, и таким образом Секция опубликовала множество рукописей на тему «альтернативной культуры» и избежала наказания со стороны правительства.
Напряженность между джазовой секцией и коммунистическим правительством
[ редактировать ]Одобрение правительством Джазовой секции было отчасти связано с его сильной неприязнью к рок-музыке и огромной популярностью этого жанра. Когда рок-движение начало вмешиваться в джазовую сцену, возникла напряженность. На пятом фестивале «Дни джаза» вмешались власти, когда разрешили исполнение «рок-опетты». С тех пор и до 1984 года, когда Секция была закрыта, бюрократия прибегала к тактике преследования. После того, как в начале 80-х секция джаза подала заявку на членство в Европейской федерации джаза, члене Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , коммунистическое правительство опасалось плохой огласки и не могло немедленно закрыть секцию. В 1980 году фестиваль «Дни джаза» был отменен под предлогом того, что билеты купили 15 000 фанатов, и мероприятие можно было отнести к «общественным беспорядкам». В 1983 году бюрократы попытались оказать давление на Союз чешских музыкантов, чтобы тот распустил джазовую секцию. Однако когда в этом было отказано, правительство распустило всю организацию.
Руководители, Карел Старший и Владимир Куржил, продолжали руководить Секцией даже после ее расформирования, в результате чего они были заключены в тюрьму в 1986 году. Это действие было встречено резкой критикой из-за границы, включая таких авторов, как Курт Воннегут и Джон Апдайк . Помимо Српа и Куржила, были арестованы и приговорены к довольно мягким приговорам еще пять членов. Хотя настоящие причины мягких приговоров неизвестны, Шкворецкий предполагает, что «в Чехословакии невозможно проводить такие вещи, когда Горбачев находится в Москве, освобождая Андрея Сахарова и других людей. Таким образом, этот процесс на самом деле был компромиссом между сторонниками жесткой линии в чехословацком партийном руководстве, которые хотели сделать его предупреждением каждому, кто осмелился сделать что-то, не полностью одобренное партией, с одной стороны, и оппортунистами, которые чуют новый запах. ветер из Москвы, с другой стороны, которые были против суда. Это отражает раскол в правящей партии». Эти настроения аналогичны идеям, существовавшим в конце Второй мировой войны, когда у каждого был свой спасенный еврей, чтобы доказать, что он хороший человек. Однако эти аресты не помешали Джазовой секции продолжать свою деятельность, пока С.р.п. находился в тюрьме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (16).