Австралийский джаз
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Джазовая музыка в Австралии имеет долгую историю. музыканты выпустили огромное количество записей На протяжении многих лет джаз занимал видное место в местных клубах, фестивалях и других музыкальных площадках, а австралийские джазовые , многие из которых впоследствии завоевали высокий авторитет на международной джазовой арене.
Джаз — американский музыкальный жанр, зародившийся афроамериканцами , но этот стиль быстро и с энтузиазмом был подхвачен музыкантами по всему миру, включая Австралию. Синкопированная танцевальная музыка с джазом и джазовым влиянием исполнялась в Австралии в течение года после того, как джаз стал определенным музыкальным жанром в Соединенных Штатах.
До 1950-х годов основной формой сопровождения австралийских публичных танцев была танцевальная музыка на основе джаза, созданная по образцу ведущих белых британских и американских джаз-бэндов, и этот стиль пользовался широкой популярностью.
Лишь после Второй мировой войны австралийская джазовая сцена начала диверсифицироваться, поскольку местные музыканты наконец смогли получить доступ к записям ведущих афроамериканских джазовых музыкантов, таких как Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Майлз Дэвис и Телониус Монк , а также бибоп , круто. джаз и фри-джаз оказали сильное влияние на австралийских музыкантов конца 1950-х годов и позже.
Хотя популярность джаза в Австралии значительно упала в шестидесятые годы, как и в большинстве других стран, в семидесятые, восьмидесятые и девяностые годы наблюдался заметный всплеск интереса, когда на первый план вышло новое поколение музыкантов.
Как и в популярной области, также важно признать роль новозеландских музыкантов на австралийской джазовой сцене - по мнению историка джаза Эндрю Биссета , невозможно должным образом обсуждать тему австралийского джаза без упоминания Новой Зеландии. Многие из ведущих «австралийских» джазменов последних 80 лет были выходцами из Новой Зеландии, начиная с таких фигур, как гитарист Эйб Ромейн в 1920-х годах, а позже включая известных пианистов-композиторов Джуди Бэйли , Майка Нока и Дэйва Макрея , а также вокалиста. Рикки Мэй .
Предшественники джаза в Австралии
[ редактировать ]Белые американские и британские барды с « черным лицом » (музыканты/актеры в гриме) привезли в Австралию имитации музыки (и танцев) рабских плантаций к 1840-м годам, показывая характеристики, которые позже стали ассоциироваться с джазом, такие как полиритмические «брейки». С 1850-х годов полные шоу менестрелей с «оркестрами» менестрелей, включая местные труппы, гастролировали по крупным столицам и небольшим, быстро развивающимся городам, таким как Балларат и Бендиго . Посещения американских трупп водевиля стали гораздо более частыми после введения в 1870-х годах регулярного пароходного сообщения между Америкой и Австралией. Некоторые настоящие афроамериканские труппы менестрелей и юбилейные певцы (черные камерные хоры) гастролировали с 1870-х годов.
Рэгтайм достиг Австралии в 1890-х годах в виде синкопированной маршевой музыки и синкопированной « енотовой песни », и многие известные белые и черные исполнители регтайма гастролировали по Австралии, в том числе черный вокалист регтайма Эрнест Хоган и белые артисты Бен Харни (сам -провозглашенный «создателем» рэгтайма) и Джин Грин (Император регтайма). Грин, в частности, научил многих австралийских артистов «тряпке» (импровизации в стиле рэгтайм).
Начало 20 века
[ редактировать ]Belle Sylvia and Her Jazz Band были объявлены «первым джаз-бэндом Австралии». [1] когда они выступали в Бена Фуллера в Национальном театре Сиднее в 1918 году, хотя это была группа, импортированная из Англии. [2] [3]
Благодаря тесным связям Австралии с американскими театрально-развлекательными сетями и Tin Pan Alley маркетингу американской музыки в Австралии через граммофонные пластинки, аранжировки современных танцев, фортепианные ролики и приглашенные джазовые исполнители, у австралийцев появился сильный интерес к танцевальной музыке под влиянием джаза и родственным ей формам. . «Джаз» или «джасс» (горячая танцевальная музыка) прочно утвердился к середине 1920-х годов. Джаз записывался на пианино в Австралии до 1923 года, а такие дисковые записи, как «Red Hot Mamma» и « Sweet Georgia Brown к 1925 году также записывались » оркестра Сан-Франциско Рэя Телье.
Наибольшее музыкальное влияние в период 1923–1928 годов оказало череда посещений белых американских джазовых (или танцевальных) оркестров, в основном с Западного побережья. Фрэнк Эллис и его калифорнийцы , приехавшие в 1923 году. Тысячи поклонников танцев регулярно стекались, чтобы увидеть их в крупнейшем танцевальном зале Сиднея, Пале-Рояль ( Королевский промышленный зал в Мур-парке , который стоит и по сей день). Американские группы и отдельные импортированные «специалисты по джазу» продолжали импортироваться австралийскими театральными предпринимателями до конца 1920-х годов. Австралийцы могли изучить стиль исполнения и презентации этих групп из первых рук, и вскоре талантливым местным музыкантам были предложены места в некоторых из них.
Ограничения на гастроли американских групп после 1928 года, возникшие в результате вынужденного отъезда приехавшей афроамериканской группы Sonny Clay 's Plantation Orchestra, означали, что австралийским танцевальным музыкантам обычно приходилось узнавать о джазе из записанных или письменных источников. [4] К ним относятся импортированные записи, танцевальные аранжировки, джаз в кино (после 1929 года), патентные «курсы джаза», отдельные приглашенные артисты (большинство из которых были белыми) и литература, такая как «Новости австралийского танцевального оркестра» (1932 год – с последующими изменениями названия). .
Однако с начала 1930-х годов австралийские танцевальные музыканты начали слышать и впитывать творчество чернокожих артистов и лидеров, таких как Дюк Эллингтон и Армстронг, а также влияние английского джаза. Среди известных свинг-групп 1930-х годов были Джим Дэвидсон и его оркестр Нового Пале-Рояля, Фрэнк Кофлан и его оркестр Трокадеро, Дадли Кантрелл и его светлость Гренадеры, а также многие другие, и многие из них были записаны.
Австралийский джазовый музыкант Берт Хауэлл совершил турне по миру в 1933 году. [5] играя такие композиции, как «Wabash Moon» австралийского композитора Реджинальда Стоунхэма . [6]
Тромбониста и руководителя оркестра Фрэнка Кофлана (1904–1979) называли «отцом австралийского джаза». [7] У него была блестящая карьера, которая длилась с начала 1920-х по 1970-е годы. Его выбрали руководить знаменитым джазовым оркестром, который был создан для открытия в 1936 году Сиднейского Трокадеро , который стал ведущим танцевальным залом города на следующие 35 лет, а Кофлан руководил оркестром в «Троке» до его закрытия в 1936 году. 1971.
Джаз после Второй мировой войны
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны австралийский джаз начал разделяться на два основных направления: диксиленд или «традиционный джаз» (ранний джаз) и современные стили, такие как прогрессивный свинг , буги-вуги и боп , примером которых является музыка Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.
Грэм Белл внес важный вклад в традиционный джазовый бум в Мельбурне 1940-х годов, а в 1947 году его группа при поддержке Гарри Стайна добилась большого успеха, выступив на Всемирном молодежном фестивале в Праге , Чехословакия , отправившись в тур по Европе и наконец, обосновались в Англии, где, как говорят, они оказали сильное влияние на возрождение европейского традиционного джаза той эпохи. По возвращении в Австралию джаз-бэнд Грэма Белла успешно работал в местных клубах, а также много записывался и гастролировал.
Австралийский джазовый квартет/квинтет — современная австралийская джазовая группа, которая в то время очень хорошо себя зарекомендовала в США. В начале 1950-х пианист Брайс Род вместе с Эрролом Баддлом (трости) и Джеком Брокеншей (вибра и барабаны) переехали из Австралии в Виндзор в Канаде. Агент услышал их выступление на местном уровне и спросил, приедут ли они через границу, чтобы поддержать вокалистку Крис Коннор в ночном клубе в Детройте . Это положило начало делу, и в 1953 году вместе с американским саксофонистом и басистом Диком Хили они сформировали Австралийский джазовый квартет.
Этот очень успешный коллектив записал десять альбомов и работал на большинстве крупных джазовых площадок США. Иногда в дополнение к группе во время записи нанимались басист и барабанщик, а когда в конце концов к ним присоединился постоянный басист, они переименовали себя в Австралийский джазовый квинтет (AJQ). Американский басист Эд Гастон присоединился к AJQ, когда они гастролировали по США в 1958 году, а позже он женился и поселился в Австралии, став в последующие годы важным участником местной джазовой сцены. Барабанщик Колин Бэйли играл с AJQ с 1958 по 1960 год.
AJQ получил высокую оценку в опросах, проводимых американскими джазовыми журналами, такими как Down Beat . Они работали над одним и тем же законопроектом, как Майлз Дэвис , Каунт Бэйси , Джерри Маллиган , Дэйв Брубек и Modern Jazz Quartet ; поддержали певцы Билли Холидей и Кармен Макрей ; и играл на лучших площадках, таких как Карнеги-холл и Бердленд .
Другой австралийский джазовый музыкант, басист Брюс Кейл , одним из первых сотрудничал с Брайсом Роде в Сиднее, а затем переехал в Лондон, где работал со знаменитым квартетом Табби Хейса и другими джазовыми группами, прежде чем переехать в США в 1966 году. Он продолжал играть. в группах под руководством Джона Хэнди, Эрни Уоттса, Джона Клеммера и Джека Уолрата, и это лишь некоторые из них. Обосновавшись в США в течение нескольких лет, Кейл также работал с Зутом Симсом, Тошико Акиёси, Мозе Эллисоном, Джеймсом Зитро, ContraBand, Филом Вудсом, Аланом Доусоном... Вернувшись в Австралию в конце 1970-х, он работал с большинством ведущих музыкантов Австралии и в частности, его собственный квартет с Дейлом Барлоу, Роджером Фрэмптоном и Филом Трелоаром. В 1980-е годы он сосредоточился на композиции, работал над произведениями по специальному заказу, а также учился у Джорджа Рассела. За прошедшие годы он выступал со многими из своих любимых джазовых музыкантов в Австралии, включая Джулиана Ли, Кевина Ханта, Майка Нока, Боба Бертлса, Джона Сангстера, Сэнди Эванс и многих других. Его басовое звучание слышал каждый, кто когда-либо слушал JazzTrack Джима Маклеода на радио ABC, поскольку запоминающейся фирменной музыкой на протяжении многих лет была Windows of Arquez, которую он записал с Брайсом Роудом.
Эль-Рокко стал легендой в истории австралийского джаза, и в 1980-х годах документальный фильм Beyond The El Rocco о клубе был снят . Многие из лучших музыкантов Сиднея работали там в начале своей карьеры, в том числе Джон Сангстер , Джон Почи , Дон Берроуз , Джордж Голла , Алан Тернбулл и Джуди Бэйли .
Трио Three Out с Майком Ноком (фортепиано), Фредди Логаном (бас) и Крисом Караном (ударные) собрало одну из самых больших публики в сиднейском El Rocco, небольшом подвальном клубе, расположенном в Кингс-Кросс . Родом из Новой Зеландии, Майк Нок приехал в Сидней в конце 1950-х годов и почти сразу же получил постоянное место в «Эль Рокко». Басист Фредди Логан был родом из Нидерландов и уже был очень активен на джазовой сцене Сиднея как как исполнитель, так и как пропагандист джаза, а в последующие годы барабанщик Крис Каран получил международное признание как участник трио Дадли Мура .
Участники Three Out Trio впервые собрались вместе в составе группы, которую сиднейский альт-саксофонист Фрэнк Смит собрал в качестве домашней группы в "The Embers", очень успешном джаз-клубе в Мельбурне, в котором также выступали ведущие международные джазовые исполнители, такие как Трио Оскара Петерсона и Бенни Картера . Перед отъездом в Мельбурн Фрэнк Смит произвел большое впечатление в Сиднее. Он работал с большинством ведущих профессиональных групп, и в первые годы его часто можно было встретить играющим в El Rocco. Несколько сиднейских джазовых музыкантов, в том числе Джон Почи , Барри Вудс, Дэйв Макрей, Энди Браун и Берни МакГанн, примерно в то же время путешествовали на юг, находя работу в таких заведениях, как «The Fat Black Pussycat», еще один джаз-клуб в Мельбурне, который давал выход те, кто намерен играть бескомпромиссные формы джаза. Самой успешной группой, выступившей в сиднейском ресторане Mocambo в Кинг-Сент-Ньютауне, была Mocambo Four, в которую входили Сид Эдвардс (вибрафон), Тони Эстерман (фортепиано), Уинстон Стерлинг (бас) и Лори Кеннеди (ударные). Стул фортепиано также занимал Тони Керби или Боб Данн за время существования группы, продолжавшееся около 4 лет в начале 1960-х. Это заведение было очень посещаемым: люди часто выстраивались в очередь на улице, ожидая входа.
В 1957 году джазовый продюсер Хорст Липольт открыл в Мельбурне новое место - «Джаз-центр 44». Четыре-пять вечеров в неделю и во второй половине дня по воскресеньям до 200 человек собирались в комнате наверху, чтобы послушать Брайана Брауна , Стьюи Спира , Алана Ли , Грэма Моргана, Кита Хаунслоу, Мельбурнский джаз-бэнд Нового Орлеана и многие другие местные джазовые музыканты. музыкантов, а Джаз-центр 44 оставался основным местом проведения джаза в Мельбурне почти десять лет.
Влияние телевидения
[ редактировать ]Телевидение было важным источником работы для джазовых музыкантов в начале-середине 1960-х годов; хаус-группа GTV -9 , которая исполняла музыку для таких программ, как Грэма Кеннеди » « В Мельбурне сегодня вечером , наняла многих лучших музыкантов на мельбурнской джазовой/ сессионной сцене и представила на сцену более молодых участников, таких как The Red Onion Jazz Band . Мельбурнские музыканты, такие как Брайан Браун , Брюс Кларк и Фрэнк Смит, также много работали над саундтреками и рекламной музыкой, а студия Кларка Jingle Workshop в Сент-Килде, создавшая очень важную музыку в этих жанрах, была в центре внимания не только из-за своей коммерческой работы, но и из-за ее коммерческой деятельности. но еще и потому, что здесь регулярно проводились воскресные джем-сейшны, многие из которых Кларк записывал.
Рок-н-ролл быстро завоевал популярность на молодежной музыкальной сцене с середины 1950-х годов, а поп-музыка и рок продолжали доминировать в шестидесятые годы и далее. Многие ведущие джазовые исполнители, такие как Грэм Лайалл , Стьюи Спир , Джон Сангстер и Тони Бьюкенен, работали с рок-группами и впитали в себя важные стилистические влияния жанров Motown , соул-музыки и фанка .
С конца 1960-х годов произошло возрождение формата « биг-бэнда », отчасти вызванное популярностью рок-ансамблей биг-бэндов, таких как Blood Sweat & Tears и Chicago . Самым известным местным современным биг-бэндом был известный, но недолговечный биг-бэнд Дейли-Уилсона , который пользовался значительной популярностью и был первым австралийским музыкальным коллективом, совершившим турне по Советскому Союзу . Другая очень популярная группа — Galapagos Duck , которая оказала огромное влияние на джазовую сцену Сиднея, будучи совладельцами и постоянными исполнителями в старейшем джазовом заведении Сиднея The Basement, открывшемся в 1973 году. Сержа Эрмолла Free Kata , первый ансамбль фри-джаза, записавший и выпустивший на международном уровне серию альбомов, включая «Новый язык музыки» на EMI и на лейбле Philips Records название «Спонтанные импровизации» .
Ранним примером джаза на австралийском телевидении был сериал ABC 1959 года «Sweet and Low» , который транслировался в течение шестисерийного сезона. Еще одним сериалом был « Посмотрите, кто заглянул» , четырехсерийный сериал ABC, который транслировался в 1957–1958 годах, и сериал ABC 1959 года « Австралийский джазовый оркестр всех звезд» .
Женщины в джазе
[ редактировать ]Женщины играли в собственных джаз-бэндах с начала 1920-х годов, среди которых были группы, возглавляемые Тельмой Риди , Евой Рис , Элис Дельфин и Грейс Фанстон , среди других. [8] [9] Пресса часто считала эти группы новинкой. [8] но получил работу в таких заведениях, как Palais Pictures в Мельбурне . [10] Группы приобрели дополнительную популярность во время Второй мировой войны, но многие после войны оказались безработными, а Грейс Фанстон жаловалась, что, когда музыканты-мужчины вернулись, женщины потеряли работу. [11] Певица Барбара Джеймс считалась одной из самых известных вокалисток австралийских биг-бэндов 1930-х годов. [12] Она выступала, среди прочего, с Джимом Дэвидсоном и Фрэнком Кофланом. [13]
Во Дворце женский оркестр продолжал выступать до 1949 года, когда звучание биг-бэнда начало терять популярность у публики. [14] [11]
Джаз 1970-х годов
[ редактировать ]Очень важным событием в 1973 году стало открытие курса джазовых исследований в Сиднейской консерватории , первого курса джаза, предлагаемого австралийским высшим учебным заведением. К тогдашнему директору Сиднейской консерватории Рексу Хобкрофту обратился джазовый музыкант Дон Берроуз с идеей создания курса изучения джаза. Радиостанция Fine Music Sydney (тогда известная как 2MBS) была запущена в 1974 году и по сей день транслирует джазовую музыку.
В конечном итоге американский саксофонист и музыкальный педагог Хоуи Смит был привезен в Сидней по гранту программы Фулбрайта для организации курса. Первоначально грант был рассчитан на 9 месяцев, но в итоге Хоуи Смит остался там на три года, и помимо участия в Консерватории он также стал очень активным на джазовой сцене Сиднея, в основном с группой Jazz Co/op , в которую также входили местные музыканты. Роджер Фрэмптон (фортепиано), Джек Торнкрафт (бас) и Фил Трелоар (ударные).
Когда The Basement открыл свои двери, в семидесятые годы он стал главным джаз-клубом Сиднея, и его успех побудил многих других владельцев заведений нанимать джазовые группы. Джазовый продюсер Хорст Лиепольт , который набирал группы для The Basement, в то время стал очень активным и организовал ряд джазовых площадок и мероприятий, в том числе The Manly Jazz Festival , Jazz at the Sydney Festival и свою собственную серию джазовых концертов. под названием «Музыка – это открытое небо». Хорст Лиепольт также основал звукозаписывающую компанию 44 (дочернюю компанию Phonogram Records), которая записала более 30 альбомов местного джаза. Он также организовал множество успешных концертов во многих известных развлекательных заведениях Сиднея, включая Сиднейский оперный театр и театр Риджент .
Это крупное возрождение австралийского джаза произошло в основном в Сиднее, но оно оказало некоторое влияние на джазовую сцену по всей Австралии. Многие джазовые музыканты приехали в Сидней из других регионов Австралии в течение этого десятилетия либо для того, чтобы выступить на специальных концертах, либо, в некоторых случаях, чтобы жить постоянно и продолжить музыкальную карьеру. В 1970-е годы в Мельбурне также наблюдался больший, чем обычно, интерес к джазу. Джазовые выступления были включены в программу фестиваля Мумба, и джазовые музыканты Мельбурна, такие как Тони Гулд, Брайан Браун, Боб Седергрин и Тед Вининг, извлекли выгоду из возрождения интереса к музыке в то время.
Многие ведущие американские джазовые музыканты выступали в Сиднее в семидесятые годы, а такие крупные исполнители, как Дэйв Либман , Джон Скофилд и Мирослав Витоус, давали мастер-классы и семинары, пока были там.
Боб Барнард стал иконой австралийского джаза и, вероятно, произвел на международном уровне большее впечатление, чем любой другой австралийский джазовый музыкант. В 1974 году был основан джаз-бэнд Боба Барнарда.
Джаз-фьюжн , типичным примером которого являются такие группы, как Return to Forever , в значительной степени обошёл Австралию стороной, хотя группа Crossfire была, вероятно, лучшей и самой известной австралийской группой, работавшей в этой области.
Среди многих джазовых групп, работающих в Сиднее в семидесятые годы, были Jazz Co/op, Джона Почи , The Last Straw The Don Burrows Quartet, The Galapagos Duck , The Judy Bailey Quartet, Kerrie Biddell и Compared to What, the Bob. Джаз-бэнд Барнарда, Eclipse Alley Five Пола Ферниса , Col Nolan and the Soul Syndicate с вокалистом Джонни Николом, квартет Питера Бутмана и Сида Эдвардса, Серж Эрмолл и Free Kata, а также Крейга Бенджамина Out To Lunch .
Джазовая сцена в Сиднее немного замедлилась к началу 1980-х, когда The Basement стали проводить более коммерческую музыкальную политику после расширения своих помещений за счет добавления большой площади наверху. Примерно в то же время Хорст Лиепольт покинул Австралию, сделав успешную карьеру джазового продюсера в Нью-Йорке, и это оставило серьезный пробел в области продвижения джаза в Сиднее. Однако традиционные и мейнстримовые группы продолжали преуспевать на сцене пабов, а современный джаз все еще можно было найти в таких заведениях, как The Paradise в Кингс-Кросс, Jenny's в центре города и Morgan's Feedwell в Глебе.
1980-е и 1990-е годы
[ редактировать ]До 1980-х годов особенно не хватало координации джазовых концертов. Программа координации джаза Нового Южного Уэльса помогла создать Сиднейскую ассоциацию импровизированной музыки в Сиднее, за которой вскоре последовало создание Мельбурнского джазового кооператива в 1982 году. Оба искали и получили финансирование Совета искусств Федерального правительства вскоре после создания. Подобные программы координации джаза были созданы в других штатах при финансовой поддержке Совета искусств и правительства штата. [15]
На протяжении 1980-х и 1990-х годов джаз оставался небольшим, но динамичным сектором австралийской музыкальной индустрии. Несмотря на относительную незаметность на массовом рынке, австралийский джаз продолжал развиваться до высокого уровня творчества и профессионализма, который по большей части был обратно пропорционален его низкому уровню признания и принятия публикой и индустрией.
Исполнители, на которых больше повлияли традиционные или классные джазовые направления, как правило, доминировали в общественном внимании, а некоторые успешно перешли в академические круги. Мультиинструменталист Дон Берроуз на протяжении нескольких десятилетий регулярно выступал на телевидении и радио, а также был плодовитым сессионным музыкантом. Его квартеты (обычно с Джорджем Голлой на гитаре) играли на многих ведущих международных джазовых фестивалях, и он много записывался в 1970-х и 80-х годах. Хотя Берроуз не скрывал своей неприязни к направлениям бибоп и фри-джаз , он стал старшим преподавателем Сиднейской консерватории и оказал сильное влияние на австралийский джаз своими записями, выступлениями и преподаванием.
Протеже Берроуза, трубач Джеймс Моррисон , на которого сильно повлиял Луи Армстронг , сделал очень успешную карьеру, играя в стиле, мало чем отличающемся от стиля Уинтона Марсалиса , в котором сочетались некоторые современные элементы (например, нравящаяся публике техническая бравура высокого регистра Диззи Гиллеспи) с доступными структурами и мелодиями «традиционного» и «крутого» джаза.
Другой важной фигурой в австралийском джазовом образовании был мельбурнский музыкант и композитор Брайан Браун. В начале своей карьеры Браун был пионером австралийского хард-бопа, и (вместе с близким другом и давним товарищем по группе Стьюи Спиром ) различные группы Брауна были корифеями легендарного джаз-центра Мельбурна 44 с конца 1950-х годов. Однако в 60-х и 70-х годах групповое звучание и композиционные идеи Брауна отошли от «классической» американской современной джазовой идиомы, и он разработал свой собственный отличительный стиль, сконцентрированный на интерактивной импровизации. Браун основал джазовый курс в Викторианском колледже искусств в 1980 году и возглавлял его в течение следующих 18 лет, а через свои еженедельные мастер-классы он повлиял на сотни молодых музыкантов своими идеями о групповом исполнении. [16]
Мультиинструментальный духовой исполнитель Дейл Барлоу появился в конце 1970-х годов как один из самых многообещающих новых талантов на австралийской сцене, а после работы в Young Northside Big Band и периода становления в квинтете Дэвида Мартина (с Джеймсом Моррисоном) он переехал в Нью-Йорк, где он был участником двух знаменитых групп: Cedar Walton Quartet и Арта Блейки Jazz Messengers . Барлоу также гастролировал и записывался со многими другими великими джазменами, включая Сонни Ститта , Чета Бейкера , Эванса , Джила Джеки Маклина , Билли Кобэма , Кертиса Фуллера , Эдди Палмери , Диззи Гиллеспи , Бенни Голсона , Ли Коница , Сонни Ститта , Хелен Меррилл , Малгрю Миллер. и Кенни Бэррон . В 1980 году он выступал на концертах в Аделаиде и Сиднее с квартетом Брюса Кейла с Роджером Фрэмптоном (фортепиано и саксофоны), Брюсом Кейлом (бас) и Филом Трелоаром (ударные). Записаны два живых концерта этой группы: The Bruce Cale Quartet Live (концерт в Аделаиде) и On Fire – The Sydney Concert.
Гитарист Тони Барнард - один из музыкантов нового поколения, появившихся в конце 70-х - начале 80-х, играющих бибоп, мейнстрим и оригинальный материал. Прежде чем ему исполнилось 20 лет, Барнард записывался с Доном Берроузом и Джоном Сангстером, много гастролировал, выступал в Сиднейском оперном театре, играл с зарубежными звездами и почти со всеми на сиднейской джазовой сцене, проводя до четырех резиденций в неделю. , включая подвал, ресторан Old Rocks и винный бар Tides в Бонди. Он сформировал группу Interplay, первый в Австралии ансамбль из пяти гитар, исполняющий репертуар биг-бэнда, получивший признание критиков. Его популярный «All Hat Jazz Band» около 6 лет заполнял отель Unity Hall в Балмейне. В конце 90-х он переехал в Великобританию, гастролировал по Европе и выступал с такими звездами, как Кили Смит, Руфус Рид, Кертис Стигерс и Кевин Спейси, а также присоединился к прославленному и известному джазовому оркестру Ронни Скотта, постоянным гитаристом которого он был в течение 8 лет. Двойной альбом Барнарда The Australian Suite был встречен критиками с похвалой.
Многие исполнители «второго поколения», находящиеся под влиянием бибопа, такие как пианист новозеландского происхождения Майк Нок , басист Ллойд Суонтон , саксофонист Дейл Барлоу , пианист Крис Абрахамс , саксофонистка Сэнди Эванс , пианист и Роджер Фрэмптон (умерший в 2000 году) приобрели известность в этот период. вместе со своими старшими современниками во главе с Берни МакГанном и Джоном Почи , чья многолетняя группа The Last Straw (основанная в 1974 году) на протяжении многих лет несла факел этого направления джаза.
Родившийся в Новой Зеландии пианист и композитор Дэйв Макрей зарекомендовал себя как известный исполнитель в Австралии в 1960-х годах, а затем переехал за границу, где он занялся разнообразной деятельностью, включая работу клавишником в британской прогрессив-рок-группе 1970-х годов Matching. Крота и сотрудничество с Биллом Одди из The Goodies над музыкой для их телесериала. Тони Бьюкенен, саксофонист, играл с Дэйвом Макрэем в Лондоне. Они сформировали небольшой джаз-бэнд под названием Galapagus Duck. Тони Бьюкенен продолжал играть в канадском биг-бэнде Мейнарда Фергюсона, а также некоторое время играл на баритон-саксофоне в биг-бэнде Бадди Рича. Он также гастролировал с такими громкими именами, как Фрэнк Синатра, Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, Ширли Маклейн и другие.
Трио Тони Бака (ударные), а также вышеупомянутых Ллойда Суонтона (бас) и Криса Абрахамса (фортепиано), известное вместе как The Necks с момента образования в 1987 году (см. 1987 год в музыке ), было особенно известно гипнотическим часовым джазом. , эмбиентные и иные спонтанные композиции, на которые оказали большое влияние, получившие широкое внимание как в Австралии, так и за рубежом. Их альбом Drive-By , состоящий из одного 60-минутного трека, был назван Джазовым альбомом года на церемонии вручения наград ARIA Awards 2004 года.
2000 по настоящее время
[ редактировать ]В 1990-х и начале 2000-х годов наметилась заметная тенденция возврата к джазу со стороны многих популярных исполнителей, которые были связаны с рок-жанром. Наиболее примечательными среди них были Кейт Себерано и Винс Джонс, которые за очень короткий период времени выпустили альбомы в стиле традиционного джаза или с джазовым влиянием, которые включали высокие продажи пластинок и выступления перед большой аудиторией.
По сравнению с последними годами 1900-х годов джаз в первом десятилетии двадцать первого века в Австралии утратил часть своего импульса. Однако это все еще очень заметно на ряде площадок, включая джаз-клуб Bennett's Lane в Мельбурне и на концертах в Сиднее, организованных такими группами, как Sydney Improvized Music Association , Venue 505 , The Jazzgroove Association и The Jazz Action Society . Мельбурнский джазовый кооператив с 2007 года проводит три джазовых концерта в неделю в Мельбурне, самой активной организации джазовых ведущих в Австралии. [17]
В начале 2000-х годов в Университете Монаша было введено изучение джаза: джазовая программа, которая сейчас является лидером в области джазового образования в Австралии, в число сотрудников входят Роберт Берк, Пол Уильямсон, Джордан Мюррей и Йоханнес Любберс. Отмеченный наградами Monash Art Ensemble (MAE) — их флагманский ансамбль, продвигающий эксперименты и австралийскую музыку. В рамках программы также были подготовлены длинные серии записей (сессии Монаша), включающие результаты национального и международного сотрудничества.
В 2010-е годы джазовая музыка продолжает оставаться действенной и заметной формой самовыражения в Австралии. Хотя основные средства массовой информации фактически игнорируют джаз, в Австралии находится одна из единственных в мире национальных джазовых сетей, работающих круглосуточно и без выходных, ABC Jazz, входящая в состав национальной телекомпании Австралийской радиовещательной корпорации (ABC) .
ABC Jazz транслирует джаз 24 часа в сутки на цифровом радио DAB+, цифровом телевидении, онлайн по адресу abc.net.au/jazz и в мобильном приложении ABC Radio. Он транслирует оригинальные шоу Мэла Стэнли, Меган Берслем, Джеймса Валентайна и Моники Трапаги , а также еженедельные альбомы, концертные выступления и интервью. ABC Jazz также записывает местные выступления и транслирует местный контент в обычном плейлисте.
Джазовые фестивали продолжают проводиться, в том числе Джазовый фестиваль в Мельбурне , Мельбурнский джазовый фестиваль Fringe , Джазовый фестиваль Wagga Wagga , Летний фестиваль Jazzgroove , Джазовый фестиваль в Стоннингтоне, Джазовый фестиваль в Вангаратте и самый продолжительный джазовый фестиваль в Австралии, а также Джазовый фестиваль Мэнли. (отмечающий свое 40-летие в 2017 году) в Сиднее. Первый джазовый фестиваль в Аделаиде состоялся в 2023 году. [18]
Совсем недавно в Австралии появилось множество талантливых исполнителей, а также отдельных композиторов необычных направлений джаза, сочетающих джаз с современной классической музыкой.
Австралийская джазовая конвенция
[ редактировать ]Австралийская джазовая конвенция, которая проводится с 1946 года, является старейшим ежегодным джазовым мероприятием в мире. Архивы Конвенции размещены в Австралийском музее джаза , в котором хранится коллекция австралийских и зарубежных джазовых материалов. Соучредителем первого съезда стал пианист Уилли «Лев» Макинтайр . [19]
68-й Австралийский джазовый съезд проходил в Гоулберне, Новый Южный Уэльс, с 26 по 31 декабря 2013 года. В съезде приняли участие более 500 музыкантов, делегатов и обладателей однодневных пропусков. Это был первый съезд, организованный AJC Executive Task Force Inc, группой из 6 джазовых музыкантов и энтузиастов, сформированной после того, как 67-му Австралийскому джазовому съезду не удалось предоставить возможность проведения 68-го съезда.
После успеха 68-й Австралийской джазовой конвенции Ежегодное общее собрание 30 декабря 2013 года одобрило рекомендацию Исполнительной целевой группы AJC о проведении 69-й Австралийской джазовой конвенции в Суон-Хилл, штат Виктория, с 26 по 31 декабря 2014 года. увеличение числа музыкантов и делегатов по сравнению с теми, которые участвовали в 68-м. Изюминкой съезда стало участие 30 молодых музыкантов Молодёжной джазовой мастерской VJC.
30 декабря 2014 года на 69-м годовом общем собрании акционеров AJC ETF, Penrith NSW и Ballarat Victoria, были представлены два варианта проведения 70-го AJC. Местом встречи был выбран Балларат. AJC проводился в Балларате в течение четырех лет, что является самым долгим сроком существования Конвенции с момента ее создания. На 73-м заседании AJC 30 декабря 2018 г. годовое общее собрание приняло предложение Олбери провести 74-е заседание AJC.
74-й AJC (2019 г.), проводимый под постоянным управлением AJC ETF, впервые за более чем 30 лет принял приглашенных артистов. При финансовой поддержке правительства Нового Южного Уэльса Марла Диксон (труба и вокал) и Шэй Кон (фортепиано и корнет), лидеры группы из Нового Орлеана, выступали на протяжении 74-го AJC с австралийскими музыкантами. Их присутствие было встречено одобрением музыкантов и делегатов.
К сожалению, 75-й АЕК, запланированный на декабрь 2020 года, был перенесен на декабрь 2021 года из-за пандемии COVID-19.
Австралийские джазовые журналы
[ редактировать ]основанный в 1932 году, Music Maker, представлял собой журнал из Сиднея, доступный на всей территории страны и посвященный джазовой музыке. [20] В 1957 году они провели опрос, чтобы определить самых популярных джазовых музыкантов в Австралии. Победители записали альбом, в их число вошли Кен Брентналл (труба), Джонни Бэмфорд (тромбон), Фрэнк Смит (альт-саксофон), Малкольм «Мэл» Каннингем (флейта), Дон Берроуз (кларнет), Дэйв Оуэнс (тенор-саксофон), Терри. Уилкинсон (фортепиано), Джонни Вайн (гитара), Пэт Каплис (вибрафон), Рон Уэббер (ударные) и Фредди Логан (бас). [21]
Другие названия включали джазовые ноты (начато в 1941 г.), [22] Бит (1949), [23] Матрица (1954), [24] Джаз под землей (1974), [25] Джаз Австралии (1980), [26] Джаз (1984), [27] и Динго (2021). [28]
Известные австралийские джазовые музыканты
[ редактировать ]- Аде Монсбур
- Алан Ли
- Алан Тернбулл
- Аллан Браун
- Андреа Келлер
- Барни Макалл
- Бен Юнсон
- Берни МакГанн
- Боб Барнард
- Боб Бертлс
- Боб Седергрин
- Брюс Кейл
- Брюс Кларк
- Брайс Род
- Чарли Манро
- Крис Людовик
- Крис МакНалти
- Дейл Барлоу
- Данниэль Гаха
- Дэйв Даллвиц
- Дэйв Паничи
- Дэвид Джонс
- Дон Берроуз
- Эмма Истер
- Эррол Баддл
- Юджин Болл
- Фрэнк Кофлан
- Фрэнк Гамбейл
- Джордж Голла
- Грэм Белл
- Грэм Лайалл
- Грэм Вуд
- Ян Купер
- Джек Брокенша
- Джеки Купер
- Джеймс Моррисон
- Джеймс Мюллер
- Джейми Олерс
- Джанет Сайдел
- Йоханнес Любберс
- Джон Макалл
- Джон Моррисон
- Джон Пучи
- Джон Сангстер
- Джордан Мюррей
- Джошуа Руситовски
- Керри Бидделл
- Кристин Берарди
- Мэтт Джодрелл
- Марк Симмондс
- Майк Нок
- Мирослав Буковский
- Ник Хейвуд
- Ники Пэрротт
- Ниран Дасика
- Пол Фернисс
- Пол Грабовски
- Пол Уильямсон (труба)
- Питер Бутман
- Квентин Ангус
- Роберт Берк
- Роджер Фрэмптон
- Сэм Эннинг
- Сэм Киверс
- Сэнди Эванс
- Сара Маклейн
- Скотт Тинклер
- Шеннон Барнетт
- Стивен Магнуссон
- Тед Неттелбек
- Том Винсент
- Томми Эммануэль
- Тони Гулд
- Трой Робертс
- Винс Джонс
Известные ансамбли
[ редактировать ]- Австралийский художественный оркестр
- Австралийский джазовый квартет
- Биг-бэнд Беннеттс Лейн
- Католики
- Джаз-бэнд Кутамундры
- Перекрестный огонь
- Галапагосская утка
- Джайв-бомбардировщики
- Шеи
- Джаз-бэнд Порт-Джексона
- Синкопаторы
- Качающийся город
- Триоск
- Вампиры
- Страсть к путешествиям
- Художественный ансамбль Монаш
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гулд, Тони (1997), «Джаз» (PDF) , Oxford Companion to Australian Music , Oxford University Press , получено 8 ноября 2023 г.
- ^ Болдистон, Билл (2007). Ежегодная лекция Bell Jazz, 2007 г. - Сиднейский джаз до 1950 года (PDF) . Библиотека Уэверли. ISBN 978-0-9757142-3-2 .
- ^ «Что такое свинговая музыка?» . Dayboro Times и Moreton Mail . 13 мая 1939 года . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ О'Коннелл, Дейдра (2021). Гарлемские ночи: тайная история эпохи австралийского джаза . Карлтон, Вик. ISBN 978-0-522-87764-9 . OCLC 1258670354 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нельсон, Джуди, «Бертрам (Берт) Хауэлл (1893–1961)» , Австралийский биографический словарь , Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Вабаш луна [музыка]: песенный вальс» . Трове . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Фрэнк Кофлан» . Архивировано из оригинала 20 июля 2007 года . Проверено 14 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Хорн, Крейг (2019). Корни: Как Мельбурн стал мировой музыкальной столицей . Ла Вернь: Мельбурнские книги. ISBN 978-1-925556-93-3 . OCLC 1127944344 .
- ^ Джаз, все о (16 января 2009 г.). «Самое старое джазовое событие в мире: статья «Жаркие времена в Австралии» @ All About Jazz» . Все о джазе . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Кокс, Джеффри; Кокс, Джеймс (февраль 2022 г.). «Ирен Кокс и женские группы 1920-х годов» (PDF) . Джаз (92): 10. ISSN 2203-4811 .
- ^ Jump up to: а б Дрейфус, Кей (1999). Возлюбленные ритма: история всех женских групп и оркестров Австралии до конца Второй мировой войны . Сидней: Валютная пресса. ISBN 0-86819-452-2 . ОСЛК 236010097 .
- ^ Джонсон, Брюс (16 октября 2019 г.), «Global Jazz Diaspora» , Jazz Diaspora , Routledge, стр. 21–82, doi : 10.4324/9781351266680-2 , ISBN 978-1-351-26668-0 , S2CID 212793529 , получено 4 мая 2023 г.
- ^ Фэйи, Уоррен. «Барбара Джеймс «Блюз 20-го века» » . Музыка под прикрытиемB . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ «Кинооркестры и органы | Коллекция ACMI» . АКМИ . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ «Музыкальный совет Австралии – КООРДИНАЦИЯ ДЖАЗА: RIP» 25 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г. Проверено 13 мая 2020 г.
- ↑ Джон Шэнд, «Хард-боппер продолжал менять тональность» (некролог Брайана Брауна), Sydney Morning Herald , 12 февраля 2013 г. (Проверено 14 февраля 2013 г.)
- ^ Джессика Николас, Сладкая музыка для джазового сотрудничества , The Age , 29 января 2008 г. По состоянию на 16 ноября 2008 г.
- ^ «Первый джазовый фестиваль в Аделаиде удивит, вдохновит и порадует» . AustralianJazz.net . 6 апреля 2023 г. Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Хеслер, Билл (2015). «Пионеры» . Джаз в Австралии . Архивировано из оригинала 14 июля 2017 года . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ «Музыкант (Сидней, Новый Южный Уэльс: 1960). Музыкальный продюсер» . Государственная библиотека Виктории . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ "Дорожные работы". Music Maker : 12, 13, 34 сентября 1957 г.
- ^ «Джазовые ноты» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «The Beat: ведущий джазовый журнал Австралии» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Матрица: журнал исследований джазовых пластинок» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Джаз внизу: австралийский джазовый журнал» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Журнал Джаз Австралия» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Джаз» . Трове . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Анонсируем: DINGO - Австралийский джазовый журнал | Loud Mouth - журнал The Music Trust» . 29 марта 2021 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- Биссет, Эндрю . Черные корни, белые цветы – история джаза в Австралии . Золотая Пресса, 1979. ISBN 0-85558-680-X
- Клэр, Джон. Боджи Дада и культ крутости . Университет Нового Южного Уэльса Press, 1995. ISBN 0-86840-103-X .
- Джонсон, Брюс. Оксфордский спутник австралийского джаза . Издательство Оксфордского университета, 1987. ISBN 0-19-554791-8
- Киршнер, Билл, изд. Оксфордский спутник джаза . Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Уайток, Джон. Игра Ad Lib: импровизационная музыка в Австралии: 1836–1870 гг . Валюта Пресс, 1999. ISBN 0-86819-543-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джаз Австралии
- Австралийский музей джаза
- «Джаз и не только» Журнал
- Архив австралийского джаза и Национальный реестр австралийских джазовых интервью (в архиве)
- 68-й ежегодный джазовый съезд (в архиве)
- Цифровые рассказы и устные истории о джазе Квинсленда , Государственная библиотека Квинсленда
- Сотрудник библиотеки Джона Оксли, 2017 г.: доктор Лорен Иствандити. Исследования показывают: воспоминания о джазе Квинсленда ; Государственная библиотека Квинсленда Vimeo