Ситар в джазе
История ситара в джазе , то есть слияния звуков индийской классической музыки с западным джазом , восходит к концу 1950-х или началу 1960-х годов, когда музыканты, обучавшиеся индийской классической музыке, такие как Рави Шанкар, начали сотрудничать с джазовыми музыкантами. такие как Тони Скотт и Бад Шэнк . Более поздние джазовые записи, содержащие ситарную музыку, включают альбомы Майлза Дэвиса , Элис Колтрейн , Юсефа Латифа , Джо Харриотта (в сотрудничестве с композитором Джоном Майером ) и Орнетта Коулмана .
Раннее использование
[ редактировать ]Хотя музыка, основанная на ситаре, позже распространилась от джаза к более популярной музыке через The Beatles , ситар стал более широко известен в западном мире, главным образом благодаря работам индийских музыкантов, таких как Пандит Рави Шанкар , начиная с конца 1950-х годов. Оттуда он был подхвачен джазовыми музыкантами и позже стал молодежным явлением в середине 1960-х годов после того, как битл Джордж Харрисон взял уроки у Пандита Рави Шанкара и сыграл на ситаре в нескольких песнях.
Первое записанное сотрудничество между индийскими и джазовыми музыкантами произошло в 1961 году с Рави Шанкаром и группой, возглавляемой американским саксофонистом/флейтистом Западного побережья Бадом Шанком . В их альбоме под названием «Импровизации» есть только один трек «Импровизации на музыкальную тему Патера Панчали », в котором Рави Шанкар и западные музыканты играют вместе. Трек мало чем примечателен; это просто музыка из западных фильмов, мелодию которой играет ситар. Однако эта сессия, а также сессия кинокомпозитора Шанкара Джайкишана (1968) были связаны с киноиндустрией, поскольку индийская киномузыка, несомненно, составляет наиболее значительный корпус музыки, сочетающий в себе индийскую и западную музыку.
Однако и Рави Шанкар , и Ананда Шанкар являются важными фигурами в отношении джаза, потому что именно благодаря их музыке Джон Колтрейн и другие узнали об индийской музыке. Тони Скотт записал трек под названием «Портрет Рави» на своем альбоме «Посвящения » еще в 1957 году.
Колтрейн встретил Шанкара в 1965 году после долгого периода взаимного восхищения и написания писем (Thomas 1975:199). Имя Колтрейна неразрывно связано с появлением модального джаза в 1958 году на Майлза Дэвиса альбоме Milestones , и считается, что модальный джаз был вдохновлен индийской музыкой. Индийское влияние является важной проблемой в более поздней музыке Колтрейна, такой как альбом Kulu Sé Mama (1965), а также таких музыкантов, как Юсеф Латиф и Орнетт Коулман .
Известные исполнители на ситаре в джазовой музыке
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фаррелл, Г. (1988), «Отражающие поверхности: использование элементов индийской музыки в популярной музыке и джазе». Популярная музыка 7, страницы 189–205.
- Мануэль П. (1988), «Популярная музыка в Индии: 1901–1986». Популярная музыка в Индии, том 7, страницы 157–176.
- Пинкни-младший WR (1990), «Джаз в Индии: перспективы исторического развития и музыкальной аккультурации», том XXI «Азиатской музыки», номер 1, страницы 35–77.
- Ян Карр (1991) Кейт Джарретт: Человек и его музыка (Grafton Books) ISBN 0-246-13434-8
- Нил Соррелл (1989) Североиндийский классический саранги: его техника и роль.