Jump to content

Джо Харриотт

Джо Харриотт
Рожденный
Джозеф Артурлин Харриотт

( 1928-07-15 ) 15 июля 1928 г.
Умер 2 января 1973 г. ) ( 1973-01-02 ) ( 44 года
Место захоронения Биттерн , Саутгемптон
Род занятий Джазовый музыкант и композитор

Джозеф Артурлин Харриотт (15 июля 1928 г. - 2 января 1973 г.) [1] Ямайский джазовый музыкант и композитор, основным инструментом которого был альт-саксофон.

Первоначально он был бибоппером , но стал пионером джаза свободной формы . Харриот родился в Кингстоне и переехал в Соединенное Королевство в качестве работающего музыканта в 1951 году и прожил там всю оставшуюся жизнь. Он был частью волны карибских джазовых музыкантов, прибывших в Великобританию в 1950-х годах, включая Диззи Риса , Гарольда Макнейра , Гарри Беккета и Уилтона Гейнэра .

Родился в Кингстоне, Ямайка . [1] Харриотт получил образование в школе Alpha Boys , приюте в городе. В «Альфе» он научился играть на кларнете, инструменте, который ему подарили незадолго до его десятого дня рождения. [2] Он освоил игру на баритоне и тенор-саксофоне во время выступлений с местными танцевальными коллективами, прежде чем остановился на альт-саксофоне. [3] Харриотт прибыл в Лондон летом 1951 года в возрасте 23 лет в составе группы Осси Да Коста. британским подданным не требовались разрешения на работу или иммиграционные визы В то время . Когда группа завершила турне, Харриотт решил остаться в Лондоне. [1] Он привлек внимание лондонской джазовой сцены, сидя в Фельдман-клубе на Оксфорд-стрит 26 августа 1951 года.

Как и большинство альтистов его поколения, он находился под глубоким влиянием Чарли Паркера . Харриотт разработал стиль, который объединил Паркера с его собственным ямайским музыкальным чутьем - в первую очередь с музыкой менто и калипсо, на которой он вырос. Даже в его более поздних экспериментах корни Харриотта всегда были слышны. Однако именно его мастерство игры в бибоп принесло ему немедленную славу на британской джазовой сцене по прибытии в Лондон.

В 1950-е годы он дважды долгое время играл в барабанщика Тони Кинси группе Ронни Скотта . , перемежаясь с членством в недолговечном биг-бэнде [1] время от времени руководил собственным квартетом и работал в квартетах барабанщиков Фила Симена и Аллана Гэнли . Харриотт начал записываться под своим именем в 1954 году, выпустив несколько EP для Columbia , Pye/Nixa и Melodisc на протяжении 1950-х годов. Тем не менее, большинство его записей 1950-х годов было в качестве аккомпаниатора с ранее упомянутыми музыкантами, а также в сопровождении самых разных исполнителей, от основной вокалистки Литы Розы до традиционного тромбониста Джорджа Чисхолма и западноафриканских звуков группы Highlifers Бадди Пиппа. Харриотт также выступал вместе с приезжими американскими музыкантами в этот период, в том числе был в качестве «приглашенного артиста» в туре Modern Jazz Quartet по Великобритании в 1959 году. В 1958 году он сформировал свой собственный квинтет, и их стиль жесткого бибопа был замечен в Соединенных Штатах, что привело к выпуску альбомов Southern Horizons и Free Form на лейбле American Jazzland . [1]

3 августа 1963 года квинтет Джо Харриотта с участием Майка Фаланы выступил в шатре на Оксфорд-стрит. [4]

Новатор свободной формы

[ редактировать ]

К настоящему времени прочно утвердившись как солист бибопа, в 1960 году Харриот обратился к тому, что он называл «абстрактной» музыкой или музыкой «свободной формы». К середине 1950-х годов у него были некоторые свободные идеи свободной формы, но, наконец, он остановился на своей концепции в 1959 году, после длительного пребывания в больнице с туберкулезом . [1] Сначала он изо всех сил пытался привлечь других музыкантов-единомышленников, разделяющих его видение. Действительно, двое из основных участников его группы, Гарри Саут и Хэнк Шоу , ушли, когда эти идеи всплыли на поверхность. В конце концов он остановился на составе, в который вошли Шейк Кин (труба, флюгельгорн ), Пэт Смайт (фортепиано), Кольридж Гуд (бас) и Фил Симен (ударные). [1] Лес Кондон временно заменил Кина на трубе в 1961 году, а Симен покинул группу навсегда в том же году, его место занял предыдущий барабанщик квинтета Бобби Орр . Фрэнк Холдер гастролировал с Харриоттом и в этот период участвовал в записи проектов.

Музыку Харриотта в свободной форме часто сравнивают с примерно современным прорывом Орнетта Коулмана в Соединенных Штатах, но даже беглое прослушивание обнаруживает глубокие различия между их концепциями «фри-джаза». Действительно, существовало несколько отличительных моделей раннего фри-джаза, от Сесила Тейлора до Сан Ра . «Хэрриотт» был еще одним из них. Его метод требовал более полной групповой импровизации, чем это показано в музыке Коулмана, и часто не включал конкретного солиста. Вместо устойчивого ритма барабанщика и басиста Орнетта модель Харриотта требовала постоянного диалога между музыкантами, что создавало постоянно меняющийся звуковой ландшафт. Темп, тональность и размер в этой музыке всегда можно свободно менять, и это часто происходило. Присутствие пианиста Пэта Смайта, вдохновленного Биллом Эвансом, также придало группе совершенно иную структуру, чем у Коулмана, который на раннем этапе избавился от необходимости в пианисте. Собственный стиль игры Харриотта за этот период претерпел некоторые изменения: он отказался от ортодоксальных линий бибопа в пользу более угловатых и резких фраз. Однако остался его лиризм, жгучий тон и чувство атаки.

Харриотт всегда стремился донести свои идеи, будь то на сцене, в интервью или в примечаниях к альбомам. В 1962 году он написал в примечаниях к своему альбому «Абстракция » «различные компоненты, составляющие современный джаз — постоянные тактовые размеры, устойчивый темп четыре-четыре, темы и предсказуемые гармонические вариации, фиксированное разделение припева по тактовым линиям и т. д. далее, мы стремимся сохранить по крайней мере по одному в каждом произведении, но мы вполне можем, если нам покажется, что этого требует настроение, обойтись и без всех остальных». [1]

Он записал три альбома в этом ключе: Free Form (Jazzland, 1960), Abstract ( Колумбия (Великобритания) , 1962) и Movement (Колумбия (Великобритания), 1963). [1] Abstract получил пятизвездочную оценку от Харви Пекара в журнале DownBeat , что стало первой такой наградой для британского джазового альбома. Free Form и Abstract вместе образовали идеальную пару сплоченных, новаторских сессий фри-джаза. Следующий альбом, Movement , включал в себя некоторые из его самых яростно абстрактных композиций, но они были смягчены другими, более прямолинейными произведениями.

Джаз-фьюжн

[ редактировать ]

Композиции Харриотта в свободной форме обычно составляли лишь часть живых выступлений. Действительно, последний альбом, записанный квинтетом, High Spirits (Columbia) 1964 года, представлял собой прямолинейную джазовую интерпретацию композиций из одноименного мюзикла, основанного на Ноэля Кауарда пьесе Blithe Spirit . Однако продолжающаяся враждебность старого британского джазового истеблишмента к свободной форме, а также сокращение возможностей для записи и выступлений привели к тому, что квинтет Харриотта перестал быть устойчивым в меняющемся музыкальном климате Британии середины 1960-х годов. [1] Квинтет фактически распался, когда Шейк Кин переехал в Германию в 1965 году. С этого момента Харриот работал внештатным сотрудником в ряде проектов.

он записал несколько альбомов и EP с пианистом и композитором Майклом Гарриком В середине 1960-х , в частности, Promises , October Woman и Black Marigolds . [1] Последние два были переизданы Dutton Vocalion на компакт-диске в 2005 году, а альбомы Garrick's Poetry и Jazz In Concert (в которых также участвовал Харриотт) были выпущены на компакт-диске тем же лейблом в 2006 году. Еще одна известная запись в качестве сайдмена была с блюзменом Сонни Боем. Уильямсон II , на сессии в апреле 1965 года, в которой также участвовали Джимми Пейдж и Брайан Огер . [5]

В конце 1960-х он и скрипач Джон Майер разработали индо-джаз-фьюжн - раннюю попытку опираться на музыку различных традиций. [1] Это включало «двойной квинтет» из пяти индийских и пяти джазовых музыкантов, игравших вместе над рядом композиций, во многом задуманных Майером. [1] Мнения относительно успеха этих экспериментов разделились. В своих лучших проявлениях они предлагали новое и уникальное сочетание стилей, но порой можно обнаружить и ограничение свободы джазменов в импровизации. В результате сотрудничества с Майером были выпущены три альбома: Indo-Jazz Suite (Атлантика, 1966), Indo-Jazz Fusions Volumes I и II (Колумбия (Великобритания), 1967 и 1968). [1]

Два других альбома Харриотта появились в 1967 и 1968 годах. Первый, Swings High (Melodisc), представлял собой странно звучащую ретроспективу, но выдающуюся пластинку в стиле бибоп с участием старых коллективов Seamen, Goode и Smythe; (Колумбия) 1968 года "Personal Portrait" представлял собой смесь джаза со струнными и некоторой впечатляющей работой со старым товарищем по группе Смайтом и Стэном Трейси .

В 1969 году Харриотт записал альбом Hum-Dono в сотрудничестве с гоанским гитаристом Амансио Д'Сильва . Это был безоговорочный успех. Этот альбом, в котором также участвуют трубач Ян Карр и вокалистка Норма Уинстон , представляет собой более тонкую и плавную смесь фирменного альтового звука Харриотта с уникальным гитарным стилем Д'Сильвы в стиле индо-бибоп.

Также в 1969 году Харриотт появился на трибьют-концерте Стэна Трейси Дюку Эллингтону , который также был выпущен как альбом We Love You Madly в Колумбии. Харриотт исполнил трогательное соло в песне " In a Sentimental Mood ", которое было запечатлено телекамерами для потомков, оставив, таким образом, единственную существующую запись его выступления. Он также внес важный вклад в создание пластинки композитора Лори Джонсон 1970 года Synthesis (также Columbia).

Последние годы

[ редактировать ]

Работа Харриотта в 1969 году должна была стать последним значительным выступлением в его карьере. Хотя он продолжал выступать по Британии везде, где ему были рады, дальнейших возможностей для записи не возникло. [1] В последние годы своей жизни он был практически нищим и опустошен болезнью. [1] Он умер от рака 2 января 1973 года. [1] и похоронен на Биттерн кладбище в Саутгемптоне . На его надгробии написана эпитафия из его собственных, часто цитируемых слов: «Паркер? Они здесь тоже могут сыграть несколько эйсов».

Наследие

[ редактировать ]

После его смерти вклад Харриотта в зарождение фри-джаза, который часто упускают из виду, постепенно получил признание. Хотя он оказал влияние на важных европейских пионеров фри-джаза, таких как Джон Стивенс , Эван Паркер и Альберт Мангельсдорф , в Штатах его профиль и влияние были гораздо меньшими, несмотря на восхищение такими фигурами, как Чарльз Мингус . Он также сильно пострадал от ленивых журналистских сравнений с Орнеттом Коулманом, но в последнее время его оригинальность была признана во всем мире. американского саксофониста Кена Вандермарка Компакт-диск с композициями Харриотта в свободной форме под названием Straight Lines представил его музыку новому поколению поклонников фри-джаза. Британские музыканты, такие как Кортни Пайн , Гэри Кросби и, в последнее время, Соуэто Кинч, также признали его влияние и играли его музыку на сцене. [6] Важная биография Алана Робертсона, [7] [8] а также публикацию острых воспоминаний о нем Кольриджа Гуда, [9] [10] помогли сделать историю Харриотта более широко известной.

Профилю Харриотта также способствовали переиздания на компакт-дисках его наиболее важных альбомов, в частности Free Form , Abstract , Movement и Hum-Dono , однако другие ключевые альбомы еще не были переизданы. В последние годы появились и другие записи Харриотта в расцвете сил. Майкл Гаррик собрал и выпустил на своем собственном лейбле Jazz Academy компакт-диск под названием Genius . Он состоит из живых выступлений начала 1960-х годов и домашних записей, сделанных с другом-пианистом Уильямом Хейг-Джойсом. В 2006 году была обнаружена концертная запись 1963 года, сделанная в небольшом клубе в Лестере , и выпущена на компакт-диске под названием Live At Harry's . В начале 2007 года многие из его редко встречающихся сессий середины 1950-х годов, как в качестве лидера, так и в качестве помощника, были доступны на двухдисковом сборнике Killer Joe .

Набор из четырех компакт-дисков под названием The Joe Harriott Story (Proper Box) был выпущен в 2011 году. [11]

Дискография

[ редактировать ]

ЕП как лидер

[ редактировать ]
  • Крутой джаз с Джо (Melodisc UK, 1954)
  • Никаких строк (Pye Nixa UK, 1956)
  • Квартет Джо Харриотта (Колумбия, Великобритания, 1956)
  • Джо Харриотт со струнными (Jazz Today UK, 1956)
  • Блю Харриотт (Колумбия, Великобритания, 1959)
  • Парень по имени Джо (Колумбия, Великобритания, 1960)

Альбомы в качестве лидера или соруководителя

[ редактировать ]
  • Южные горизонты ( Jazzland, США, 1960)
  • Свободная форма (Jazzland, США, 1960)
  • Аннотация (Колумбия, Великобритания, Капитолий, США, 1963)
  • Движение (Колумбия, Великобритания, 1963)
  • Приподнятое настроение (Колумбия, Великобритания, 1964)
  • Индо-джазовая сюита - с Джоном Майером (Колумбия, Великобритания и Атлантика, США, 1966)
  • Swings High (Melodisc UK, 1967)
  • Индо-джаз-фьюжн - с Джоном Майером (Колумбия, Великобритания и Атлантика, США, 1967)
  • Indo-Jazz Fusions II - с Джоном Майером (Колумбия, Великобритания, 1968)
  • Личный портрет (Колумбия, Великобритания, 1968)
  • Хум-Доно - с Амансио Д'Сильва (Колумбия, Великобритания, 1969)
  • Концерт у Гарри, 1963 (Rare Music UK, 2006)

Как помощник

[ редактировать ]
  • Джордж Чисхолм : Чис (Decca UK, 1956)
  • Тони Кинси : Сессия «Джаз во Фламинго» (Decca UK, 1957)
  • Аллан Гэнли : Ушел Гэнли (Pye Nixa UK, 1957)
  • Лита Роза : Слушание в нерабочее время (Decca UK, 1957)
  • Эл Фэйрвезер : Друзья Эла (Колумбия, Великобритания, 1959)
  • Дон Карлос : Безумная латынь (Колумбия, Великобритания, 1960)
  • Шейк Кин : В моем состоянии (Колумбия, Великобритания, 1961)
  • Джереми Робсон: Блюз для одиноких (Колумбия, Великобритания, 1962)
  • Сонни Бой Уильямсон : Не присылайте мне цветов (Marmalade UK, 1965 [1968])
  • Майкл Гаррик : Концерт поэзии и джаза (Арго, Великобритания, 1965)
  • Майкл Гаррик: Гимн/Свадебный гимн (Argo UK, 1965)
  • Джереми Робсон: Перед ночью/днем (Арго Великобритания, 1965)
  • Майкл Гаррик: Октябрьская женщина (Арго Великобритания, 1965)
  • Майкл Гаррик: Обещания (Арго Великобритания, 1966)
  • Майкл Гаррик: Черные бархатцы (Argo UK, 1966)
  • Ницца : Пять мостов (Charisma UK, 1969)
  • Стэн Трейси Биг Брасс: Мы безумно любим тебя (Колумбия, Великобритания, 1969)
  • Лори Джонсон : Синтез (Колумбия, Великобритания, 1970)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Коттеррелл, Роджер; Тепперман, Барри (1974). Мемориал Джо Харриотта: биодискография . Частное издание, Илфорд, Эссекс, Великобритания.
  • Гуд, Кольридж; Коттеррелл, Роджер (2002). Басовые партии: жизнь в джазе . Публикации Нортвея . ISBN  978-0-9928222-3-1 .
  • Маккей, Джордж (2006). Круговое дыхание: культурная политика джаза в Великобритании . Издательство Университета Дьюка . ISBN  978-0-8223-3573-3 .
  • Робертсон, Алан (2011). Джо Харриотт: Огонь в его душе (2-е изд.). Публикации Нортвея . ISBN  978-0-9557888-5-7 .
  • Коттеррелл, Роджер. «Джо Харриотт» (биография), в Коттеррелле и Теппермане, Мемориал Джо Харриотта . Перепечатано в книге Криса Блэкфорда (ред.), Джо Харриот: забытый отец европейского фри-джаза . Специальный выпуск, Rubberneck no. 25, 4–12. Бейзингсток, 1997.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 190. ИСБН  0-85112-580-8 .
  2. ^ Туп, Дэвид (5 мая 2016 г.). В водоворот: музыка, импровизация и мечта о свободе: до 1970 года . Издательство Блумсбери США. ISBN  9781441183705 .
  3. ^ Мур, Хилари (5 июля 2017 г.). Внутри британского джаза: пересекая границы расы, нации и класса . Рутледж. ISBN  9781351562744 .
  4. Melody Maker , 3 августа 1963 г. — страница 8 ДЖАЗ-КЛУБЫ — ЛОНДОН, ДЖАЗ В MAQUEE, суббота, 3 августа (7.30) , КВИНТЕТ ДЖО ХАРРИОТТА с участием МАЙКА ФАЛАНЫ
  5. ^ Ледбиттер, М.; Фанкорт, Л.; Пеллетье, П. (1994). Блюзовые отчеты 1943–1970 , том. 2. Лондон: Служба информации о звукозаписи. п. 765.
  6. ^ Кинч, Соуэто (21 июля 2011 г.). «Интервью | В ожидании героя: Соуэто Кинч о Джо Харриотте» . Хранитель .
  7. ^ Алан Робертсон, Джо Харриотт: Огонь в его душе , Northway Publications , 2003. 2-е изд., 2011.
  8. Деннис Харрисон, рецензия на книгу «Джо Харриотт: Огонь в его душе» , декабрь 2003 г.
  9. Кольридж Гуд и Роджер Коттеррелл, Басовые партии: жизнь в джазе , Northway Publications , 2002. Переиздано в 2014 году.
  10. ^ Обзор басовых партий «Жизнь в джазе» , «Джазовый сценарий».
  11. Дэйв Гелли , «Джо Харриотт: История Джо Харриотта – обзор» , The Observer , 30 октября 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bdd4d3a5ffb8d2ee2acb1588ed8a4b8__1712813040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/b8/3bdd4d3a5ffb8d2ee2acb1588ed8a4b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joe Harriott - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)