Эван Паркер
Эван Паркер | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Эван Шоу Паркер |
Рожденный | Бристоль , Англия | 5 апреля 1944 г.
Жанры | свободная импровизация , фри-джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Саксофон |
Этикетки | Пси, Эманем, Чистый Корм, Инкус, Лев, Руна Граммофон, Цадик |
Веб-сайт | www |
Эван Шоу Паркер (родился 5 апреля 1944 г.) [1] — британский тенор и сопрано-саксофонист, играющий в свободной импровизации .
Записываясь и активно выступая со многими соавторами, Паркер стал ключевой фигурой в развитии европейского фри-джаза и свободной импровизации . Он был пионером или существенно расширил ряд расширенных техник . Критик Рон Винн описывает Паркера как «одного из самых новаторских и интригующих саксофонистов Европы... его сольная саксофонная работа не для брезгливых». [2]
Ранние влияния
[ редактировать ]Первоначальным вдохновителем Паркера был Пол Десмонд . [3] Вскоре Паркер открыл для себя музыку Джона Колтрейна , который оказал основное влияние на всю его карьеру. Другие важные ранние влияния были исполнителями фри-джаза Сесилом Тейлором , Альбертом Эйлером и Джимми Джуффром . С 1990-х годов влияние крутых джазовых саксофонистов также стало очевидным в его музыке: Паркер записал трибьют Уорну Маршу и Ли Коницу на альбомах Time Will Tell (ECM, 1993) и Chicago Solo ( Okka Disk , 1997).
Ранняя карьера
[ редактировать ]Паркер переехал в Лондон в 1966 году и быстро стал частью городской импровизационной музыкальной сцены, основанной на Маленьком театральном клубе, присоединившись к Джона Стивенса ансамблю спонтанной музыки . [1] Вместе с гитаристом Дереком Бэйли он быстро стал ведущей фигурой в движении импровизационной музыки в Лондоне и по всей Европе. [1] Одна из его самых прочных связей была с немецким пианистом Александром фон Шлиппенбахом , к трио которого он присоединился в 1970 году. [1]
только сопрано
[ редактировать ]Паркер, пожалуй, наиболее известен своими сольными выступлениями. Первоначально пренебрегая сольным исполнением как слишком близким по своей природе к традиционной композиции, он был вдохновлен экспериментировать с сольным исполнением возможностями взаимодействия музыканта и инструмента, продемонстрированными Дерека Бэйли . сольными гитарными импровизациями [4] Для сольных выступлений в основном используется саксофон-сопрано , а в музыке используется принцип, известный как «аудиальное стриминг» . [5] где использование широких регистров создает иллюзию полифонии , которую Паркер называет «псевдополифонией». Этот эффект достигается прежде всего за счет использования многоголосия или гармоник в сочетании с круговым дыханием , полиритмической аппликатурой, раздвоением языка . [6]
Электронная музыка
[ редактировать ]Работая с электронной музыкой с первых дней существования Sponacious Music Ensemble или со своим дуэтом с Полом Литтоном , Паркер все больше интересовался электроникой , обычно приглашая таких соавторов, как Фил Ваксманн , Уолтер Прати , Джоэл Райан , Лоуренс Кассерли , Сэм Плута или Мэтью Райт обрабатывал свою игру электронным способом, создавая петлю обратной связи и меняя звуковой ландшафт . [3] Его различные электроакустические ансамбли, в частности, являются ярким примером этой области его творчества.
Более поздняя карьера и записи
[ редактировать ]Паркер записал большое количество альбомов как соло, так и в качестве лидера группы, а также записывался или выступал с Питером Брецманном . [7] Майкл Найман , Джон Стивенс , Дерек Бэйли , Кит Роу , Джо Макфи , Энтони Брэкстон , Сесил Тейлор , Джон Зорн , Фред Фрит , Билл Ласвелл , Икуэ Мори , Тёрстон Мур , Сайро Баптиста , Милфорд Грейвс , Джордж Э. Льюис , Тим Берн Марк Дрессер , Дэйв Холланд , Сильви Курвуазье и многие другие. Двумя ключевыми ассоциациями были трио пианиста Александра фон Шлиппенбаха с Паркером и барабанщиком Полом Ловенсом (задокументировано на таких записях, как «Пакистанская помада» и «Эльф Багателлен» ) и трио с басистом Барри Гаем и барабанщиком Полом Литтоном . [8] [9] В день 50-летия Паркера эти две группы отыграли по сету на лондонском концерте; результаты были опубликованы Leo Records как концерт в честь 50-летия . [10]
Паркер, Бэйли и Тони Оксли основали Incus Records в 1970 году. Лейбл продолжал находиться под единоличным контролем Бэйли после ссоры между двумя мужчинами. [ который? ] в начале 1980-х годов. Паркер курирует Psi Records . [3] который выпущен лейблом Мартина Дэвидсона Emanem Records .
С 1999 по 2007 год Паркер координировал, записывал и играл в свободной зоне на джазовом фестивале Appleby , проходившем в Камбрии, Англия. Записи были выпущены через его лейбл Psi.
Хотя в центре внимания Паркера находится свободная импровизация, он появлялся в традиционных джазовых контекстах, таких как Чарли Уоттса биг-бэнд Кенни Уиллера и ансамбли Гэвина Брайарса , а также участвовал в записи After the Requiem , исполняя композицию «Alaric I or II». в составе квартета саксофонистов. [11]
Паркер участвовал в записи Дэвида Сильвиана альбомов Manafon и Died in the Wool . [12]
Поп-музыка
[ редактировать ]Он также появлялся в контекстах поп-музыки: на альбоме Скотта Уокера « Climate of Hunter » и на альбомах в стиле даб с Jah Wobble , авантюрным драм-н-басовым дуэтом Spring Heel Jack и рок -группой Spiritualized . Он появился на би-сайде хита музыкальной теме номер один в Великобритании 1991 года группы The Wonderstuff "Dizzy", исполнив на саксофоне композицию "Oh, Mr Songwriter" (основанную на Вика Ривза Big Night Out ). из финала телешоу [13] В какой-то момент во время соло на саксофоне можно услышать, как Вик кричит: «Соберись, Паркер!»
Паркер также заметно выступал в записи с Робертом Вяттом . [14]
Галерея
[ редактировать ]Эван Паркер играет в Орхусе, Дания , 2010 г.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]- Топография легких ( Incus , 1970) с Дереком Бейли и Ханом Беннинком
- Компания музыкальной импровизации 1968–1971 (Incus, 1968–70 [1976]) с Дереком Бейли, Хью Дэвисом и Джейми Мьюиром
- Компания музыкальной импровизации (ECM, 1970) с Дереком Бейли, Хью Дэвисом, Джейми Мьюиром и Кристин Джеффри
- Коллективные звонки (городские) (два микрофона) (Incus, 1972) с Полом Литтоном
- В Театре Юнити (Incus, 1975) с Полом Литтоном
- Соло на саксофоне (Incus, 1976)
- Единорог (Инкус, 1978)
- Шесть из одного (Incus, 1980 [1982])
- Разрез с Барри Гаем ( FMP , 1980)
- Из «Саксофона и тромбона» (Incus (1980); Psi (2002); Otoroku (2023)) с Джорджем Льюисом
- Треки (Incus, 1983)
- Крюк, дрейф и перемешивание (Incus, 1985)
- Змея решает (Incus, 1986)
- Атланта (Импетус, 1990)
- Процесс и реальность (FMP, 1991)
- Три парня (FMP, 1992 [1994]) с Лол Коксхилл и Стивом Лейси
- Конические сечения (АхУм, 1993)
- Синергеника - Фономания III ( Лео , 1993)
- Угол за углом (Огун, 1993 [1995]) с Джоном Стивенсом
- Концерт в Бирмингеме (Rare Music, 1993 [1996])
- Воображаемые ценности с Барри Гаем и Полом Литтоном (Майя, 1994)
- Концерт в честь 50-летия (Лео, 1994)
- Наклоны с Барри Гаем (Майя, 1995)
- Сессия Редвуд ( CIMP , 1995) с Джо Макфи
- Дыхание и сердцебиение с Барри Гаем и Полом Литтоном (Растакан, 1995)
- Макфи/Паркер/Лазро (Vand'Oeuvre, 1996) с Джо Макфи и Дауником Лазро
- Темпранильо (Новая Эра, 1996) с Агусти Фернандесом
- Чикаго Соло ( Okka Disk , 1995)
- Лондонский воздушный лифт (FMP, 1996)
- В вихре с Барри Гаем и Полом Литтоном ( Эманем , 1996)
- К полям ( ECM , 1996)
- Загадка обезьян (Лео, 1997) с Недом Ротенбергом
- Туземцы и пришельцы (Лео, 1997) с Барри Гаем, Полом Литтоном и Мэрилин Криспелл
- Самый материальный (Matchless, 1997) с Эдди Прево
- Unity Variations (Okka Disk, 1999) с Георгом Грэве
- Натянуто внутрь (ECM, 1999)
- Foxes Fox (Emanem, 1999) со Стивом Бересфордом , Джоном Эдвардсом и Луи Мохоло
- После Эпплби (Лео, 2000) с Барри Гаем, Полом Литтоном и Мэрилин Криспелл.
- Линии, опаленные светом (Пси, 2001)
- Переход в Аид (30 Гц, 2001) с Джа Вобблом
- Да, это так (Эманем, 2001)
- Чикагские теноровые дуэты (Okka Disk, 2002) с Джо Макфи
- Память/Зрение (ECM, 2002)
- Сет (Пси, 2003)
- Птицы и лезвия (Intakt, 2003) с Барри Гаем
- Америка 2003 (Пси, 2004) с Александром фон Шлиппенбахом и Полом Литтоном
- Одиннадцатый час (ECM, 2004)
- Бустрофедон (ECM, 2004)
- Ход епископа (Les Disques Victo, 2004)
- Наан Цо (Пси, 2005) с Фоксом Фоксом (Паркер, Стив Бересфорд, Джон Эдвардс и Луи Мохоло-Мохоло)
- Переправа через реку (Пси, 2005)
- Промежуток времени ( Цадик , 2006)
- Сапфир (Майя, 2006)
- Энергия момента (ECM, 2007)
- Скользящий удар ( Clean Feed , 2007) с Джоном Эдвардсом , Крисом Корсано
- Уитстейбл Соло (Пси, 2008)
- Дом, полный этажей (Цадик, 2009)
- Псалмы (Psi, 2010) со Стеном Сэнделлом
- Сцены в Доме музыки (Чистая корма, 2010)
- Ночная работа ( Мардж , 2010)
- Round About One O'Clock (Not Two, 2011) со Златко Каучичем
- The Bleeding Edge (Psi, 2011) с Оккён Ли, Питером Эвансом
- Голос один (не два, 2012) с Агусти Фернандесом
- Хасселт (Пси, 2012)
- Дортмундские вариации (Nuscope, 2012) с Георгом Грэве
- Rex, Wrecks & XXX ( RogueArt , 2013) с Мэтью Шиппом
- Концерт на фестивале Maya Recordings Festival ( NoBusiness , 2013)
- Ракетостроение (Больше значит больше, 2013)
- Что/если/они оба могли бы летать ( Руна Граммофон , 2013) с Джо Макфи
- Либо, либо и ( Relative Pitch , 2014) с Сильви Курвуазье
- Семь (Викто, 2014)
- Крайности (Красный Тукан, 2014) с Полом Данмоллом, Тони Бьянко
- Девятый квадрат (Clean Feed, 2015) с Джо Моррисом , Нейтом Вули
- Как ветер (Пси, 2016)
- Музыка для Дэвида Моссмана: Концерт в Vortex London (Intakt, 2018) с Барри Гаем и Полом Литтоном
- Лондонский концерт (Incus, 1976)
- Совместимо (Инкус, 1986)
- Арх Дуэт (Растаскан, 1999)
Как помощник
[ редактировать ]- Трава зеленее (Пси, 2000)
- Огненная сказка ( Тетрадь души , 1994)
- Время покажет (ECM, 1994)
- Сен-Герольд (ECM, 2000)
- Ансамбль (Викториавилль) 1988 (Викто, 1988 [1992])
- Дуэт (Лондон) 1993 (Лео, 1993)
- Трио (Лондон) 1993 (Лео, 1993)
- Пулемет (ФМП, 1968 г.)
- Соски (Калиг, 1969)
- Fuck de Boere (Atavistic, 2001), записанный в 1968 и 1970 годах.
- После Реквиема (ECM, 1991)
- Солнечный ветер (Прикосновение, 1997)
- Дивидуальность (Майя, 1997)
- В реальном времени (Иктус, 1978)
- Квартет Пьера Фавра (Верго, 1970)
- Невинность ( Каденс , 1992)
- Гамбург, 1974 г. (ФМП, 1974 г.)
- Грохот (ФМП, 1976)
- Жемчуг (ФМП, 1977)
- Ярмарка / Местная ярмарка (По Факел, 1977)
- Импровизации ( ЯПО , 1978)
- Композиции (JAPO 1979)
- Межгалактический удар (JAPO, 1982)
- 20 лет (ФМП, 1986 г.)
- Глобус Единство 2002 (Интакт, 2002)
С Барри Гаем / Лондонским оркестром джазовых композиторов
- Ода (Инкус, 1972)
- Исследование II / Стрингер (неповрежденное, 1980–91)
- Стрингер (1984)
- Цюрихские концерты (Intakt, 1987–88)
- Хармос (Неповрежденный, 1989)
- Двойная проблема (Интакт, 1990)
- Теория (Нетронутый, 1991)
- Портреты (Нетронутый, 1993)
- Три пьесы для оркестра (Интакт, 1995)
- Двойная проблема два (Intakt, 1998)
- Радио Рондо/Концерт Шаффхаузена (Интакт, 2009)
- Тот раз (Не два, 2020)
С Барри Гая Новым оркестром
- Inscape – Таблицы (Intakt, 2001)
- Оорт – Энтропия (Интакт, 2005)
- Черт возьми! (Американское клаве, 1993)
- Неизведанные территории (Dare2, 2018)
С Тони Хаймасом - Барни Буш
- Оставленный умирать (НАТО, 1995)
Со Стивом Лейси
- Специальный выпуск для саксофона (Эманем, 1975)
- Щебетание (ФМП, 1985)
- Три парня с Лол Коксхилл (FMP, 1994)
- Крис МакГрегор Септет. Up to Earth , 1969 ( Fledg'ling , 2008)
- Братство дыхания Криса МакГрегора, путешествующее куда-то , 1973 (клинопись, 2001)
- Brotherhood of Breath Криса МакГрегора вживую в Уиллисау , 1973 ( Огун , 1974)
- Братства дыхания Криса МакГрегора Процессия (Огун, 1978)
- Братство дыхания Криса МакГрегора от Бремена до Бриджуотера , 1971 и 1975 годы (клинопись, 2004)
- Композиция/Импровизация № 1, 2 и 3 (ECM, 2004)
- Духи ликуйте! (Огун, 1978)
- Буш Огонь (Огун, 1995)
С труппой музыкальной импровизации
- Компания музыкальной импровизации (ECM, 1970)
- Компания музыкальной импровизации 1968–1971 (Incus, 1976)
С естественным информационным обществом
- спуск (Из наших ограничений) (Эремит/Агирре, 2021)
- Майкл Найман (фортепиано, 1981)
- Крещеный путешественник ( CBS , 1969)
- 4 композиции для секстета (CBS, 1970)
- Ихнос ( RCA , 1971)
- Тони Оксли (Инкус, 1975)
- Мастер атаки (НАТО, 1987)
С Полом Резерфордом и «Искрой», 1912 г.
- Последовательности 72 и 73 (Эманем, 1997)
С Александром фон Шлиппенбахом
- Пакистанская помада (FMP, 1973)
- Осталось три гвоздя (FMP, 1975)
- Скрытый пик (FMP, 1977)
- Сказано между нами (По Факел, 1982)
- Против часовой стрелки (ФМП, 1983)
- Песня песней (По Факел, 1991)
- Одиннадцать багателей (ФМП, 1991)
- Морлоки и другие пьесы (FMP, 1994) с Берлинским оркестром современного джаза
- Физика (ФМП, 1996)
- Концерт в Японии '96 (DIW, 1997) с Берлинским оркестром современного джаза
- Полное сгорание (FMP, 1998)
- Размахивая Бимом (FMP, 1998)
- Золото там, где вы его найдете (Intakt, 2007)
- Европейские отголоски (FMP, 1969)
С блоком Setoladimaiale
- Концерт в Анжелике 2018 ( Stola di Maiale , 2019)
- Карёбин ( Остров , 1968)
- Квинтэссенция (Эманем, 1974 [1986])
- Массы ( Жаждущие уши , 2001)
- Накоплено (Жаждущее ухо, 2002)
- В прямом эфире (Жаждущее ухо, 2003)
- Сладость воды (Жаждущее ухо, 2004)
- Манафон (Samadhi Sound, 2009)
- Умер в шерсти (Samadhi Sound, 2011)
- Очаг (ФМП, 1988)
- Милостыня / Тиргартен (Шпрее) (FMP, 1988)
- Меланхолия (ФМП, 1990)
- Пригвожден (ФМП, 1990)
- Приостановки и ожидания (Psi, 2003)
- Кревуляции (Пси, 2005)
- Климат Хантера (Девственница, 1984)
- Полет в Сидней (НАТО, 1991 г.)
- Песня для кого-то (Incus, 1973)
- Около 6 (ECM, 1979)
- Музыка для больших и малых ансамблей (ECM, 1990)
- Шлип (Ганнибал, 1997)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1906. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Винн, Рон . «Эван Паркер: Биография» . Вся музыка . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Эван Паркер» . Европейские страницы свободной импровизации . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Эван Паркер — Эстетика несовершенства» . Ютуб . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Бланкарт, Том (2020). « Харон как муза - переправа голосов в сольной саксофонной музыке Эвана Паркера на контрабас как творческое авторство » . Консерватория ритмической музыки Копенгаген . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Корбетт, Джон. Расширенная игра: звучание от Джона Кейджа до доктора Фанкенштейна (Duke University Press, 1994)
- ^ Фордхэм, Джон (22 ноября 2010 г.). «50 великих моментов в джазе: «Пулемет» Питера Брецмана» . Хранитель . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Фордхэм, Джон (23 июля 2015 г.). «Эван Паркер/Алекс фон Шлиппенбах: Обзор «3 ночи в кафе Ото» — прекрасная бесплатная импровизация» . «Гардиан»] . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Эван Паркер/Стен Сэнделл/Джон Эдвардс/Пол Литтон» . Вортекс . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Концерт в честь 50-летия Эвана Паркера» . Вся музыка . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «После Реквиема» . Гобуз. Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Келман, Джон. «Дэвид Сильвиан: Умер в шерсти — вариации Манафона» . Все о джазе . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Смит, Стюарт. «Сложная возвышенность: интервью Эвана Паркера» . Квиетус . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Эван Паркер освобождает свой джаз» . Вестник . 12 июня 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1944 года рождения
- Живые люди
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты 20-го века
- Саксофонисты 20 века
- Британские музыканты-мужчины XXI века
- Саксофонисты XXI века
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Саксофонисты-авангардисты
- Участники Берлинского оркестра современного джаза
- Британские джазовые сопрано-саксофонисты
- Британские джазовые музыканты-мужчины
- Британские саксофонисты-мужчины
- Музыканты из Бристоля
- Члены Братства Дыхания
- Исполнители Clean Feed Records
- Английские джазовые саксофонисты
- Свободная импровизация
- Участники оркестра Globe Unity
- Артисты Incus Records
- Исполнители Intakt Records
- Артисты Лео Рекордс
- Исполнители NoBusiness Records
- RogueХудожники
- Rune Grammofon artists
- Участники спонтанного музыкального ансамбля
- Участники оркестра «Посвящение»
- Исполнители Цадик Рекордс
- Окка Диск исполнители
- Артисты Emanem Records
- Артисты Psi Records