Дерек Бэйли (гитарист)
Дерек Бэйли | |
---|---|
![]() Бэйли в клубе Vortex , Сток-Ньюингтон , 1991 год. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Шеффилд , Англия | 29 января 1930 г.
Умер | 25 декабря 2005 г. Лондон, Англия | (75 лет)
Жанры | Свободная импровизация , авангард , европейский фри-джаз. |
Род занятий | Музыкант, владелец звукозаписывающей компании |
Инструмент(ы) | Гитара |
Годы активности | 1950–2005 гг. |
Этикетки | Наковальня |
Дерек Бэйли (29 января 1930 — 25 декабря 2005) — английский гитарист -авангардист и важная фигура в движении свободной импровизации . [1] Бэйли отказался от традиционных техник исполнения, встречающихся в джазе , исследуя атональность , шум и любые необычные звуки, которые он мог воспроизводить с помощью гитары. Большая часть его работ была выпущена на его собственном лейбле Incus Records . Помимо сольной работы, Бэйли часто сотрудничал с другими музыкантами и записывался с такими коллективами, как Sponthan Music Ensemble and Company . [2]
Карьера
[ редактировать ]Бэйли родился в Шеффилде , Англия. Музыкант в третьем поколении, [2] он начал играть на гитаре в десять лет. Он учился у органиста Шеффилд-Сити CHC Biltcliffe. [2] опыт, который ему не понравился, [3] и со своим дядей Джорджем Вингом и Джоном Дуарте . [2] Став взрослым, он работал гитаристом и сессионным музыкантом в клубах, на радио и в танцевальных группах, играя с Моркамом и Уайзом , Грейси Филдс , Бобом Монкхаусом , Кэти Кирби и в телепрограмме Opportunity Knocks .
Первый набег Бэйли на свободную импровизацию произошел в 1953 году с двумя гитаристами в Глазго. [4] Он был частью трио Джозефа Холбрука, основанного в 1963 году и Гэвином Брайарсом Тони Оксли . [2] назван в честь английского композитора Джозефа Холбрука , хотя группа никогда не исполняла его произведения. Группа сначала играла традиционный джаз, но позже перешла в сторону фри-джаза. [5]
В 1966 году Бэйли переехал в Лондон. [2] В Little Theater Club, которым руководил барабанщик Джон Стивенс , он познакомился с музыкантами-единомышленниками, такими как саксофонист Эван Паркер , трубач Кенни Уиллер и контрабасист Дэйв Холланд , с которыми он сформировал ансамбль спонтанной музыки . [2] В 1968 году они записали Karyobin для Island Records . основал компанию Music Improvisation Company, Бэйли вместе с Паркером, перкуссионистом Джейми Мьюиром и Хью Дэвисом занимающуюся самодельной электроникой. Группа просуществовала до 1971 года. Он был членом Оркестра джазовых композиторов и сформировал трио «Искра 1903» с контрабасистом Барри Гаем и тромбонистом Полом Резерфордом. [2] он был назван в честь газеты, издаваемой русским революционером Владимиром Лениным . [6] Он был участником секстета Оксли до 1973 года. [2]
В 1970 году Бэйли основал звукозаписывающий лейбл Incus. [2] с Тони Оксли, Эваном Паркером и Майклом Уолтерсом. Это был первый независимый лейбл в Великобритании, принадлежащий музыкантам. Оксли и Уолтерс ушли в самом начале истории лейбла; Паркер и Бэйли продолжали оставаться содиректорами до середины 1980-х, когда трения между ними привели к уходу Паркера. Бэйли продолжал работать над лейблом со своей партнершей Карен Брукман до своей смерти в 2005 году.
Вместе с другими музыкантами Бэйли в 1975 году стал соучредителем журнала Musics , который называли «журналом об искусстве, посвященном импровизационным экспериментам». [7]
В 1976 году Бэйли запустил совместный проект Company . [2] в состав которого в разное время входили Хан Беннинк , Стив Бересфорд , Энтони Брэкстон , Бакетхед , Юджин Чедборн , Лол Коксхилл , Джонни Дайани , Фред Фрит , Тристан Хонсингер , Генри Кайзер , Стив Лейси , Кешаван Маслак , Миша Менгельберг , Вадада Лео Смит и Джон Зорн. . Бэйли организовал ежегодный музыкальный фестиваль Company Week, который длился до 1994 года. В 1980 году он написал книгу «Импровизация: ее природа и практика» . [2] В 1992 году книга была адаптирована каналом Channel 4 в Великобритании в телесериал из четырех частей « На грани: импровизация в музыке» , рассказчиком которого был Бэйли.
Бэйли умер в Лондоне на Рождество 2005 года. Он страдал от болезни двигательных нейронов . [8]
Музыка
[ редактировать ]
На протяжении всей его коммерческой и импровизационной карьеры основной гитарой Бэйли была модель Gibson ES 175 1963 года. [9] Хотя в 1970-е годы он иногда использовал подготовленную гитару (он, например, прикреплял к струнам скрепки, обматывал свои инструменты цепями или добавлял к гитаре дополнительные струны), часто для дадаистского / театрального эффекта. [ нужна ссылка ] к концу десятилетия он, по его собственным словам, «отказался» от подобных методов. [10] Бейли утверждал, что его подход к созданию музыки на самом деле был гораздо более ортодоксальным, чем у таких исполнителей, как Кит Роу из импровизационного коллектива AMM , который относится к гитаре исключительно как к «источнику звука», а не как к музыкальному инструменту. Вместо этого Бэйли предпочитал «искать любые «эффекты», которые мне могли понадобиться, с помощью техники». [10]
Избегая таких ярлыков, как «джаз» и «фри-джаз», Бэйли охарактеризовал свою музыку как «неидиоматическую». Во втором издании своей книги «Импровизация... » Бейли указал, что, по его мнению, свободная импровизация больше не является «неидиоматической» в его смысле этого слова, поскольку она сама стала узнаваемым жанром и музыкальным стилем. Бейли часто искал контекст выступления, который давал бы новые стимулы и вызовы, которые оказывались бы музыкально «интересными», как он часто выражался. Это привело к работе с такими соавторами, как Пэт Метени , Джон Зорн , Ли Конитц , Дэвид Сильвиан , Сайро Баптиста , Сесил Тейлор , Кейджи Хайно , чечеточник Уилл Гейнс, Drum 'n' Bass DJ Ninj, Сьюзи Ибарра , Терстон Мур из Sonic Youth. и японская нойз-рок- группа Ruins . Несмотря на то, что он часто выступал и записывался в сольном контексте, его гораздо больше интересовали динамика и проблемы работы с другими музыкантами, особенно с теми, кто не обязательно разделял его подход. Как он выразился в статье в журнале Jazziz за март 2002 г. журнал:
Должна быть какая-то степень не просто незнания, а несовместимости [с партнером]. Иначе зачем вы импровизируете? С чем вы импровизируете или вокруг чего? Тебе нужно найти место, где ты сможешь работать. Если нет сложностей, то мне кажется, что смысла играть особо нет. Я считаю, что вещи, которые меня волнуют, пытаются заставить что-то работать. И когда это действительно работает, это просто фантастика. Возможно, самой очевидной аналогией будет песчинка, из которой получается жемчуг в устрице, или что-то в этом роде. [11]
Бэйли также был известен своим сухим чувством юмора. В 1977 году журнал Musics задал вопрос: «Что происходит с осознанием времени во время импровизации?» около тридцати музыкантов, связанных со сценой свободной импровизации. Полученные ответы варьировались от длинных теоретических эссе до простых и прямых комментариев. Типично содержательным был ответ Бейли: «Клещи превращаются в клещи, а клещи превращаются в клещи». [12]
Mirakle , запись 1999 года, выпущенная в 2000 году, показывает, как Бэйли переходит в жанр фри-фанк , выступая с басистом Джамааладином Такумой и барабанщиком Грантом Кэлвином Уэстоном . Carpal Tunnel , последний альбом, выпущенный при его жизни, задокументировал его борьбу с синдромом запястного канала в правой руке, из-за которого он не мог держать плектр . Эта проблема положила начало заболеванию двигательных нейронов . Характерно, что он отказался от инвазивной хирургии для лечения своего заболевания, вместо этого он был больше «заинтересован в поиске обходных путей». [ нужна ссылка ] это ограничение. Он решил «переучиться» технике игры на гитаре, перебирая струны большим и указательным пальцами правой руки.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер/соло
[ редактировать ]- 1970 Топография легких с Ханом Беннинком и Эваном Паркером ( Incus )
- 1971 Сольная гитара (Incus)
- 1971 Импровизации для виолончели и гитары с Дэйвом Холландом ( ECM )
- 1974 Первый концерт дуэта с Энтони Брэкстоном ( Эманем )
- 1975 Лондонский концерт с Эваном Паркером (Incus)
- 1977 Drops с Андреа Чентаццо (Иктус)
- 1979 Время с Тони Коу (Инкус)
- 1980 Аида (Инкус)
- 1980 «Виды из шести окон» с Кристиной Джеффри ( метаязык )
- 1981 Dart Drug с Джейми Мьюиром (Incus)
- 1983 Янки с Джорджем Э. Льюисом и Джоном Зорном ( Целлулоид )
- Примечания 1985 года : сольные импровизации (Incus)
- 1986 Совместимость с Эваном Паркером (Incus)
- 1987 Moment Précieux с Энтони Брэкстоном (Викто)
- 1988 Сиро с Сайро Баптистой (Инкус)
- 1990 Фигура с Барре Филлипсом (Incus)
- 1992 Деревенская жизнь с Луи Мохоло , Фива Липере (Incus)
- 1993 Wireforks с Генри Кайзером ( Шаначи )
- 1993 Игра (Инкус)
- 1994 Высади меня на 96-м месте (разброс)
- 1995 Сайсоро с руинами ( Цадик )
- 1995 Харрас с Уильямом Паркером , Джоном Зорном ( Avant )
- 1995 Подшучивание над Греггом Бендианом (OODiscs)
- 1996 «Близко к кухне» с Ноэлем Акшоте (Прямоугольник)
- 1996 Кружево (Эманем)
- 1996 Гитара, барабаны и бас (Avant)
- 1997 Музыка и танец (Выживший)
- 1997 И с Пэтом Томасом, Стивом Ноблом (Прямоугольник)
- 1997 Takes Fakes и Dead She Dances (Incus)
- 1997 Играет трио (Incus)
- 1998 Тохджинбо (Паратактиле)
- 1998 Viper с Мин Сяо-Фень (Avant)
- 1998 Никакого ожидания с Жоэль Леандр (Потлач)
- 1998 Динамика экспромта с Джоном Стивенсом , Тревором Уоттсом (Entropy Stereo)
- 1999 Arch Duo с Эваном Паркером (Ratascan)
- 1999 года Воспроизведения (Бинго)
- 1999 года Результат со Стивом Лейси (Потлач)
- 1999 Дедал со Сьюзи Ибарра (Инкус)
- 2000 Локация с Алексом Уордом (Incus)
- 2000 Теория струн (паратактиль)
- 2000 Чудо с Джамааладином Такумой , Кэлвином Уэстоном (Цадик)
- 2000 года Песни с Кейджи Хайно (Incus)
- 2001 Ллаер с Ингаром Заком (Диван)
- 2001 Рыба с Сёдзи Хано (ПСФ)
- 2001 Руда с Эдди Прево (Прибытие)
- 2002 Барселона с Агусти Фернандесом (классы)
- 2002 Баллады (Цадик)
- 2002 Сразу с Карлосом Бечегасом (Numerica)
- 2002 Дуэты, Лондон 2001 (Incus)
- 2002 Бэйли/Хаутцингер с Францем Хаутцингером (Гроб)
- 2002 Пьесы для гитары (Цадик)
- 2002 Новые достопримечательности, старые звуки (Incus)
- 2003 Сошин с Фредом Фритом , Антуаном Бертьяумом ( Ambiances Magnétiques , Антуан Бертьяум в Wayback Machine (архивировано 10 февраля 2010 г.))
- 2003 Почти двойка с Фроде Гьерстадом (Эманем)
- 2004 г. Точки шкалы на кривой лихорадки с Майло Файном (Эманем)
- 2005 Запястный туннель (Цадик)
- 2006 To Play: The Blemish Sessions (Samadhisound)
- 2006 Дерек с Сайро Баптистой ( Амулет )
- 2007 г. Стандарты (Цадик)
- 2008 Квартет Тони Оксли Дерека Бэйли (Jazzwerkstatt)
- 2009 Тихий танец с Агусти Фернандесом
- 2009 Из прошлого со Стивом Ноублом
- 2009 Хороший полицейский, плохой полицейский с Тони Беваном, Полом Хессионом и Отомо Ёсихидэ (No-Fi)
- 2010 Еще 74: Сольные гитарные импровизации (Incus)
- 2011 Слова (Прямоугольник, 2011)
- 2011 Scrutables (Вес воска, 2011) с Джоном Батчером и Джино Робаиром
- 2011 Эта гитара (Прямоугольник, 2011)
- 2012 Музыкальный ансамбль Дерека Бэйли Plus One (Nondo) [13]
- 2013 The Complete, 15 августа 2001 г. (Confront, 2013) с Саймоном Х. Феллом.
- 2014 г. , улица Дюнуа, 28, июль 1982 г. (Fou Records, 2014 г.)
- 2017 Извлечение рыбных костей из спины разбойника с Грегом Гудманом - концерт, 1992 г.
- 2019 Topography Parisienne, (Дюнуа, 3 апреля 1981 г.) (Fou Records, 2019) с Ханом Беннинком и Эваном Паркером
- 2020 Лидс, 11.08.1996 с The XIII Ghosts (Scatter) - цифровой релиз
- 2020 1993+1992 с Джоном Стивенсом (Scatter) - цифровой релиз
- 2020 Концерт в FarOut, Ацуги 1987 ( NoBusiness ) с Мототеру Такаги - концерт 1987
- 2021 Импровизация с Ангарадом Дэвисом и Родри Дэвисом (Scatter) - записано в 2002 году, цифровой выпуск
- 2022 Domestic Jungle (Scatter) - цифровой релиз
- 2022 Domestic Jungle DAT (Scatter) - цифровой релиз
- 2022, Нью-Йорк, 1982 с Чарли Морроу и друзьями (сольный концерт)
- 2023 Дуэт на концерте с Полом Мотианом (Frozen Reeds) - концерт 1990 г.
Как член
[ редактировать ]Арканы
С Биллом Ласвеллом и Тони Уильямсом
- Последняя волна ( DIW , 1996) — записана в 1995 году.
Компания
- Компания музыкальной импровизации ( ECM , 1970)
- Компания музыкальной импровизации 1968–1971 (Incus, 1976)
- Компания 1 (Инкус, 1976)
- Компания 2 (Инкус, 1976)
- Компания 3 (Инкус, 1976)
- Компания 4 (Инкус, 1977)
- Художественная литература (Инкус, 1977)
- Компания 5 (Инкус, 1977)
- Компания 6 и 7 (Инкус, 1978)
- Басни (Инкус, 1980)
- Крещение / Epiphanies (Incus, 1982)
- Трио (Incus, 1983)
- Однажды (Инкус, 1987)
- Компания 91 (Incus, 1994) - три тома
- Компания в Марселе (Incus, 2001 г.)
- Клинкер (Противостояние, 2018)
- Эпифании I-VI (Честный Джонс, 2019)
- Крещения VII-XIII (Честный Джонс, 2019)
- 1981 (Честный Джонс, 2019)
- 1983 (Честный Джонс, 2020)
- Виртуальная компания (Конфронт, 2020)
Искра в 1903 году
С Полом Резерфордом и Барри Гаем
- Искра 1903 (Incus, 1972) переиздана в расширенном виде как Глава первая: 1970–1972 (Эманем, 2000).
- Базз (Эманем, 2002)
Как соруководитель
[ редактировать ]- Сингл "'65 (Rehearsal Extract)" (Incus, 1999)
- '98 (Инкус , 2000)
- The Moat Recordings (Цадик, 2006) - записано в 1998 году.
- Карёбин ( Остров , 1968)
- Уход (1996-7) (Эманем, 1997)
- Квинтэссенция (Emanem, 2007) - записана в 1973–74 гг.
С другими
- Оркестр Globe Unity, Globe Unity 67 и 70 (FMP, 1970)
- Барри Гай / Оркестр лондонских джазовых композиторов, Ода (Incus, 1972)
- Групповое сочинение с Ханом Беннинком/Питером Беннинком/Питером Броцманном/Мишей Менгельбергом/Эваном Паркером/Полом Резерфордом (Instant Composers Pool, 1978)
- Знак четырех с Пэт Метени , Греггом Бендианом , Полом Вертико ( Трикотажная фабрика , 1997)
- Soho Suites с Тони Оксли (Incus, 1997)
- Защитник с Тони Оксли (Цадик, 2007)
Источник: [14]
Как помощник
[ редактировать ]Со Стивом Лейси
- Специальный выпуск для саксофона (Эманем, 1974)
- Корка (Эманем, 1975)
- Мечты (Сарава, 1975)
- Крещеный путешественник (1969)
- 4 композиции для секстета (1970)
- Ихнос (1971)
- Квартет Тони Оксли (1993)
- Дань дня рождения: 75 лет (2013), записано в 1977 и 1993 годах.
- Большой Gundown (1985)
- Кобра: Части игры Джона Зорна, том 2 (2002)
С другими
- Европейские эхо , Манфред Шуф (1969)
- Соски , Питер Брецманн (1969)
- Песня для кого-то , Кенни Уиллер (Incus, 1973)
- Первый концерт дуэта , Энтони Брэкстон (1974)
- Кровь Иисуса еще никогда меня не подводила / Гибель Титаника , Гэвин Брайарс ( Obscure , 1975)
- Двенадцать звуков , Жоэль Леандр (1983)
- Плейстоцен с водой , Сесил Тейлор (1988)
- Буги с крюком , Юджин Чедборн (1996)
- Последняя волна , Аркана ( DIW , 1996)
- Последовательности 72 и 73 , Пол Резерфорд и Искра, 1912 г. (Эманем, 1997 г.)
- Легенда о кровавом йети , Терстон Мур (Бесконечный пыхтение, 1997)
- Привет, до свидания , Фроде Гьерстад (2001)
- Fuck de Boere , Питер Брецманн (Atavistic, 2001), записано в 1968 и 1970 годах.
- Вихри и ангелы , Джон Батчер (2001)
- Блемиш , Дэвид Сильвиан (Samadhisound, 2003)
- Домо Аригато Дерек Сенсей , Генри Кайзер (2005)
Источник: [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 28. ISBN 0-14-100646-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Келси, Крис. «Дерек Бэйли» . Вся музыка . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Уотсон 2004 , с. 25.
- ^ Уотсон 2004 , с. 35.
- ^ Брайарс, Гэвин (30 ноября 2009 г.). «Трио Джозефа Холбрука: записи студии Moat | Гэвин Брайарс» . gavinbryars.com . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Уотсон 2004 , с. 158.
- ^ «Архив колледжа: Маленькие журналы» . Королевский колледж Лондона . Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ Фордхэм, Джон (29 декабря 2005 г.). «Дерек Бэйли» . Хранитель . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ «Гитара Дерека Бэйли Джона Рассела» . Incusrecords.force9.co.uk . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Переписка с Бейли от 1997 года, цитируется по адресу» . Efi.group.shef.ac.uk. Архивировано из оригинала 19 июля 2007 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Jazziz , март 2002 г., цитируется по адресу: «Дерек Бэйли 1930–2005» . Bagatellen.com. 26 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 13 января 2006 г. Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ " "Музыка", № 10, ноябрь 1976 г., цит. по адресу" . Efi.group.shef.ac.uk. 12 октября 1953 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2006 года . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ «Дерек Бэйли | Дискография альбома» . Вся музыка . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Дерек Бэйли | Кредиты» . Вся музыка . Проверено 5 марта 2019 г.
Источники
- Уотсон, Бен (2004). Дерек Бэйли и история свободной импровизации . Версо. ISBN 1-84467-003-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйли, Дерек. Импровизация: ее природа и практика , исправленное издание (1992 г.) Национальный звуковой архив Британской библиотеки (Великобритания); Да Капо Пресс (США); ISBN 978-0-306-80528-8
- Кларк, Филип. The Wire Primers: Путеводитель по современной музыке : Дерек Бейли, страницы 121–129; Версо, 2009 г.; ISBN 978-1-84467-427-5
- Лэш, Доминик . 2011. «Практика/Практика Дерека Бэйли». Перспективы новой музыки 49, вып. 1 (зима): 143–171.
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Ноябрь 2021 г. ) |
- Образец игры Дерека Бэйли 1
- Сэмпл игры Дерека Бейли 2. Архивировано 27 февраля 2008 года в Wayback Machine.
- Сэмпл игры Дерека Бейли 3. Архивировано 27 февраля 2008 года в Wayback Machine.
- Сэмпл игры Дерека Бейли 4 (с Ханом Бенниником). Архивировано 27 февраля 2008 года в Wayback Machine.
- Интервью с Дереком Бэйли 1. Архивировано 28 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- Интервью Дерека Бэйли 2. Архивировано 28 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- Индексная страница европейской свободной импровизации на сайте Bailey. Архивировано 11 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- Видеозапись игры Дерека Бейли. Архивировано 20 июня 2006 года в Wayback Machine.
- Видеозапись , заархивированная 20 июня 2006 года в Wayback Machine , на которой Дерек Бейли играет с чечеточником Уиллом Гейнсом.
- «Я скучаю по такому другу, как ты» из The Евангелия , Shaking Ray Records, 2005 г.
- Некролог Стива Воуса в The Independent
- Благодарность Гэвина Брайарса в The Guardian
- Дань уважения Wayback Machine (архивировано 13 октября 2007 г.) из The Wire журнала
- Аудиозаписи джазовых фестивалей WCUW - база данных истории джаза на Wayback Machine (архивировано 26 марта 2010 г.)
- В 05:54 Дерек Бэйли на фестивале импровизационной музыки Claxon Sound на YouTube , Нидерланды ( Тео Уиттенбогаард /VPRO/1984)
- Британские гитаристы 20-го века
- Британские гитаристы XXI века
- Гитаристы свободного джаза
- Гитаристы-авангардисты
- Бесплатные фанк-гитаристы
- английские джазовые гитаристы
- Английские гитаристы-мужчины
- Свободная импровизация
- Музыканты из Шеффилда
- Смертность от болезни двигательных нейронов в Англии
- Английские музыканты-экспериментаторы
- 1930 рождений
- смертей в 2005 г.
- Исполнители Цадик Рекордс
- Самадхи Звуковые артисты
- Джазовые гитаристы авангарда
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты 20-го века
- Английские музыканты-мужчины XXI века
- Британские джазовые музыканты-мужчины
- Участники спонтанного музыкального ансамбля
- Участники Arcana (американской группы)
- Джозеф Холбрук (группа) участники
- Артисты Incus Records
- Исполнители NoBusiness Records
- Артисты Emanem Records